-ћетки

¬ильнюс александр салик александр стецюк анатолий жульев анатолий мухамеджан арнольд кац б.турчинский борис турчинский борис гофман борис турчинский владимир глушков военный дирижер дом чехова в €лте духовой оркестр духовой оркестр петах-тиква житомир житомирский духовой оркестр житомирское музыкальное училище житомирское музыкальное училище им.в.с.косенко журнал оркестр запорожье институт военных дирижеров иосиф манжух иосиф моисеевич манжух казанска€ консерватори€ калио мюльберг кларнет консерватори€ петах-тиква консерватори€ петах-тиква. леонид джурмий м.дельман манжух маргарита шапошникова марк штейнберг михаил дельман московска€ консерватори€ натан рахлин одесса одесска€ академи€ музыки одесска€ консерватори€ оксана соколик оркестр армии обороны израил€ ровенский институт культуры. роман турчинский сергей дурыгин сергей жуков союз композиторов израил€ тримитас шимшон дрори €лта

 -–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии VIA DOLOROSA
VIA DOLOROSA
16:12 06.06.2014
‘отографий: 16
ѕосмотреть все фотографии серии »зраиль(ѕетах-“иква)
»зраиль(ѕетах-“иква)
19:10 16.07.2013
‘отографий: 14
ѕосмотреть все фотографии серии консерватори€ ѕетах-“иква
консерватори€ ѕетах-“иква
18:24 28.06.2013
‘отографий: 15

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ѕорис_“урчинский

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 28.03.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 626


»ван ќленчик: Ђƒа не покинет вас одержимость!ї

ѕ€тница, 16 Ќо€бр€ 2012 г. 23:09 + в цитатник

ќленчик (548x599, 41Kb)
»ван ќленчик:
«ƒа не покинет вас одержимость!»
ќчерк Ѕориса “урчинского


»ван ‘Єдорович ќленчик. »звестный российский кларнетист и педагог, заслуженный артист –—‘—–, профессор –оссийской академии музыки имени √несиных.
–одилс€ в 1952 году в селе  асперовцы “ернопольской области. »гре на кларнете училс€ в “ернопольском музыкальном училище (класс √.—.
√ево€на, окончил в 1971), в ќдесской консерватории (класс  .Ё.
ћюльберга, окончил в 1976 году), затем совершенствовалс€ в аспирантуре
ћузыкально-педагогического института имени √несиных у профессора ». ѕ.
ћозговенко.
ќленчик – лауреат республиканского ( иев, 1976), ¬сесоюзного (ћинск, 1979) и международного («ѕражска€ весна», 1981) конкурсов.

 арьеру оркестрового музыканта »ван ‘едорович ќленчик начал в 1973 году в симфоническом оркестре ќдесской филармонии. «атем, с 1976 года – служба в р€дах советской армии, в оркестре штаба ќдесского военного округа.
— 1978 года по 1984-й он был концертмейстером группы кларнетов ѕервого отдельного показательного оркестра министерства обороны ———–. — 1986 по 2002 год работал в √осоркестре ———– под управлением ≈.—ветланова.
— 2004 – ќленчик солист ћосковского государственного
академического симфонического оркестра (дирижер ѕ. оган).
ќленчик выступает также как сольный исполнитель: в его репертуаре произведени€ различной формы и содержани€ дл€ кларнета, а также посв€щЄнные ему сочинени€ современных авторов – –омана ЋеденЄва, ¬адима  улЄва, √еорги€ —альникова. ¬ радиофонде –оссии хран€тс€ и нередко исполн€ютс€ в эфире записи, сделанные кларнетистом с оркестром и с фортепиано.
— 2002 года »ван ќленчик преподаЄт в –оссийской академии музыки имени √несиных, а также в музыкальной школе имени √несиных, в √осударственной классической академии имени ћаймонида. ≈му принадлежит р€д учебных и концертных сочинений дл€ блок-флейты и кларнета.


ѕо стопам отца

-»ван, как начиналс€ твой путь в музыке? Ќаверн€ка в твоем родном селе, как и во многих селах тогда, был духовой оркестр, где играли такие же мальчишки, как и ты. » это теб€ заинтересовало, так? ј твои родители имели отношение к музыке?

-—колько себ€ помню, столько лет € в музыке. ќтец был уникальным, очень одаренным музыкантом, который всю свою короткую, но €ркую жизнь посв€тил духовой музыке, он умер в 53 года. ћногие музыканты его помн€т: ‘едор ¬асильевич ќленчик.
¬озвратившись с войны, он начал создавать в разных селах “ернопольщины духовые оркестры. Ёто была его страсть. ѕо моим воспоминани€м, их было восемь, этих оркестров. “ак что не просто сельский оркестр был в моем детстве, как ты, Ѕорис, правильно угадал, а были оркестры, созданные и руководимые близким и дорогим мне человеком – моим отцом!
ј врем€ то было неспокойное, только-только шло становление советской государственности на территории «ападной ”краины. » хот€ отец был беспартийный, но, где нужен был прежде всего при советах духовой оркестр? ѕравильно, на собрани€х, на митингах, демонстраци€х, в общем, на революционных меропри€ти€х. » в первую очередь надо было разучивать с
оркестром √имн ———–, »нтернационал и т.д. Ќе всем местным жител€м это
было по нраву...
 ак он осталс€ жив, одному Ѕогу известно, это до сих пор дл€ мен€ загадка.
Ќо, во вс€ком случае, музыкой он зарабатывал, и это спасало нашу семью
от голода. ќтец знал великолепно гармонию, инструментовку и умел
играть на всех духовых инструментах в достаточной степени, чтобы
обучать молодежь. Ѕольше всего он любил кларнет и играл на нем
довольно прилично, во вс€ком случае, мне тогда так казалось.
ћне этот инструмент досталс€ по наследству, и с ним € делал свои
первые шаги в музыке.  роме кларнета, € брал уроки скрипки. » на
этом инструменте мой отец играл довольно прилично.
ћама, —тефани€ јнтоновна, не была музыкантом, но очень хорошо пела и обладала отличными музыкальными данными. —тарший брат ярослав окончил ’арьковский институт искусств и был правоходным теоретиком.
ћоими первыми учител€ми музыки были четыре человека, о которых € с
благодарностью хочу вспомнить. ћой отец, —охацкий Ёротей √ригорьевич,
√ель ¬алерий ѕавлович и мой старший брат.

-–асскажи о “ернопольском музыкальном училище, каким оно тебе запомнилось?  ем был твой учитель по специальности, кто были преподаватели других дисциплин, с кем ты дружил? ƒиректор “ернопольского училища, € даже помню, приезжал в ќдесскую
консерваторию послушать игру своих выпускников.  ажетс€,
это было в 1978 году.

-ƒа, Ѕорис, ты не ошибс€. Ёто был √.√.ћарченко. ¬ “ернопольское музыкальное училище имени —.ј. рушельницкой € поступил
без особых трудностей. ¬озможно, сыграло то обсто€тельство, что за
год до этого училище окончил мой брат и зарекомендовал себ€ он в учебе с самой
лучшей стороны.
ƒуховой отдел в училище был элитным благодар€ высокому исполнительскому уровню духового оркестра. ќркестр прославилс€ на республиканском уровне, под руководством ¬.¬.–озсохи, прекрасного музыканта и дирижера.
ѕреподавателем по кларнету в училище у мен€ был √.—.√ево€н. ћое становление, как начинающего кларнетиста, осуществл€лось под его умелым руководством. — этим человеком мен€ и сегодн€ св€зывает больша€ дружба. » со страниц журнала «ќркестр» € хочу ему выразить свою признательность и любовь, за все, что он дл€ мен€ сделал.
«а 54 года существовани€ училища, было выпущено множество первоклассных музыкантов, будущих преподавателей всех уровней, которые сегодн€ успешно работают во всех уголках земного шара.

ѕестрели страницы газет!

«ƒуховой оркестр из “ернопол€ получил √ран-ѕри на международном конкурсе 2010 года».
«ƒуховой оркестр тернопольского музыкального училища имени —оломии
 рушельницкой получил √ран-при международного фестивал€-конкурса
духовых оркестров».
«ƒиректор музыкального училища ћихаил –удзинський отметил, что в
конкурсе прин€ло участие 35 коллективов из ”краины и Ѕеларуси. ќркестранты исполн€ли произведени€ отечественных и зарубежных авторов. «вучали оркестрова€, вокальна€, классическа€, эстрадна€ и народна€ музыка разных стилей.
¬ конкурсе прин€ли участие дес€ть детско-юношеских коллективов, один
камерный оркестр, три оркестра музыкальных училищ, военные оркестранты, п€ть муниципальных и эстрадно-духовые коллективы».
«ѕо решению жюри всеукраинского фестивал€-конкурса духовых оркестров
«ћоршин собирает друзей» звание лауреата конкурса и √ран-при фестивал€
присвоено духовому оркестру “ернопольского музыкального училища им.
—оломии  рушельницкой».


јвтор блест€щих этюдов дл€ кларнета —оло.

ѕомню, первые этюды »ван написал, будучи студентом консерватории. я скопировал его и был изумлен. ƒаже тут, в первых своих работах, он оказалс€ уже талантлив! » хот€ они были сложные в техническом плане, эти этюды, в тоже врем€ очень интересные по своему музыкальному содержанию. я думаю, что уже тогда у »вана зародилась мысль в дальнейшем продолжить их написание. ƒумаю, подобных этюдов в нашей стране тогда не было. ¬от что говорит об этом сам автор.
-’отелось написать такие этюды, которые нравились бы кларнетистам, и
они играли бы их с желанием. » в то же врем€ способствовали бы
профессиональному росту исполнител€. „то касаетс€ «20-каприсов дл€
кларнета-соло», то в –оссии они выпущены профессором —анкт-ѕетербургской академии музыки Ё. авалини. ѕостроение у них – от простого к сложному, где простые действительно очень легкие, а сложные не сложнее, чем этюды ¬идемана, Ўтарка,  лозе.
Ќесмотр€ на свою попул€рность кларнетиста, »ван был всегда по- товарищески прост. ¬сегда был готов помочь в любом вопросе. —екретов не держал.

.

„ем запомнилась ќдесса

-»ван ‘едорович, много лет ты прожил в ќдессе. „ем эти годы были дл€ теб€?

-«апомнились многим. Ёто и учеба в консерватории, и работа в ќдесском симфоническом оркестре, и, наконец, служба в замечательном оркестре штаба ќдесского военного округа, коллектив которого впоследствии, в 1980 году завоевал второе место на ¬сесоюзном конкурсе военных оркестров ———– (дирижер
—.¬олынов), а в 1988 году стал лучшим оркестром ¬ооруженных сил ———– (дирижер народный артист ”краины ј. —алик).

-ћне вспоминаетс€ одно твое блест€щее выступлени€ с военным оркестром. Ёто был концерт Ўалвы ƒавидова, јндре-Ѕлох «ƒеннериана». ћолдавска€ фантази€ «„окырли€». Ќо это было позже… ƒавай начнем с консерватории.

-¬опрос, куда поступать дл€ мен€ не сто€л. Ѕудучи на четвертом курсе музыкального училища, € поехал в ќдесскую консерваторию на консультацию и именно к  алио Ёвальдовичу ћюльбергу. ѕосле этих, первых встреч с ним, мой творческой путь, был дл€ мен€ четко обозначен, такой он был увлекающий музыкой человек!
я с первых шагов просто таки влюбилс€ в этого человека и преподавател€.
ѕ€ть лет учебы пролетели как один миг. я много занималс€, стремилс€
как можно лучше овладеть любимым инструментом. ћен€ послали
представл€ть одесскую консерваторию на ¬сесоюзном отборочном конкурсе
исполнителей к международному конкурсу «ѕражска€ весна», где €
представл€л уже ———– и завоевал первое место. ƒо этого € стал
лауреатом –еспубликанского конкурса, завоевав первую премию.
Ќачина€ со второго курса консерватории, € был приглашен в одесской
симфонический оркестр, на место первого кларнета. ƒл€ мен€ началась нова€ и
очень интересна€ жизнь.  онцерты с известными всей стране дирижерами и
музыкантами. — ќдесским симфоническим оркестром желали выступить
многие звезды не только отечественной сцены, но именитые музыканты
разных стран мира.
ќднако, самым главным на то врем€ дл€ мен€ была учеба в классе  алио Ёвальдовича ћюльберга. ќн был моим кумиром, таким остаетс€ и сегодн€. ¬сем, что € достиг в мире музыке, в первую очередь об€зан ему. ≈го правильной методической работе, личной великолепной, в высшей степени профессиональной игре. Ѕлест€щий исполнитель и интерпретатор многих исполн€емых им произведений. ≈го выступлени€ как солиста – инструменталиста всегда были праздником дл€ любителей музыки города ќдессы и не только.
», конечно, не могу не сказать о его человеческих качествах. Ёто был прекрасной, доброй души человек. ќн и сегодн€ остаетс€ дл€ всех нас, его учеников, наставником и близким другом. ¬ моей творческой жизни его заслуга огромна!
ѕосле окончани€ консерватории ћюльберг предложил мне работать на кафедре духовых инструментов консерватории. ќн оказал мне неоценимую помощь в моей подготовке к поступлению в аспирантуру, а это была стажировка при √осударственном музыкально-педагогическом институте имени √несиных, как он раньше называлс€, сегодн€ это –оссийска€ академи€ музыки.
“еперь поэтапно переходим к моей службе в оркестре штаба ќдесского
военного округа. ¬ своем вопросе, Ѕорис, ты эту тему обозначил осознанно. ƒа, это было интересное врем€! ќбъездили с гастрол€ми юг ”краины, всю ћолдавию.
ќркестр был высокопрофессиональным коллективом. ¬ нем трудилось
много прекрасных музыкантов. Ѕыли отличные дирижеры, которых € часто
вспоминаю добрым словом. —.¬олынов, до сих пор работает, преподает в
ќдесском музыкальном училище. —.ќстапенко, заслуженный артист –оссийской ‘едерации, плодотворно трудитс€ в ћоскве, дирижер ћосковского камерного оркестра «—адко».

ћузыка военна€

-»ван, аудитори€ нашего журнала включает много военных
музыкантов и дирижеров. ѕоэтому мой следующий вопрос о годах работы
или службы в оркестре министерства обороны ———–, главном военном
оркестре страны. я думаю, ты нам и об этом можешь рассказать много
интересного.

-ќказатьс€ в ѕервом отдельном показательном оркестре министерства обороны ———–, помог мне случай.
Ќа одном из аспирантских концертов присутствовал главный военный
дирижер всех военных оркестров страны, генерал-майор Ќ.ћ.ћихайлов,
с которым в будущем у мен€ сложились прекрасные творческие и просто
человеческие отношени€. ќркестр нуждалс€ в концертмейстере группы
кларнетов, а это 22 первоклассных музыканта! Ћегендарному кларнетисту,
и тогдашнему концертмейстеру ¬.Ћ.’омицкому было уже за семьдес€т.  стати, ¬ладимир ’омицкий был и интересным композитором, у него есть
р€д прекрасных произведений дл€ кларнета.
 то бы мог подумать, что работа в военном оркестре станет заметной вехой, даже целой эпохой, в моей творческой жизни. “ак € стал москвичом, с этого началась мо€ сольна€ концертна€ де€тельность с этим замечательным коллективом.
”же работа€ в оркестре, € дважды становлюсь лауреатом конкурсов: ¬сесоюзного, а затем и престижного конкурса дл€ духовиков «ѕражска€ весна».
“есна€ творческа€ и человеческа€ дружба у мен€ зав€залась с замечательным дирижером, музыкантом и начальником оркестра ј.¬.ћальцевым. ¬се мои сольные выступлени€ с оркестром министерства обороны, как в стране, так и за рубежом, были под его музыкальным руководством. Ётот изумительный человек навсегда оставил в моей пам€ти светлые воспоминани€. ј какие музыканты работали в этом оркестре!

- стати, какие?

-Ќеобыкновенные! Ѕорис, € думаю, мы должны поговорить и написать о них отдельно, они достойны того. “е люди – больша€, развернута€ тема не дл€ одного, а дл€ нескольких очерков. ћногие уже ушли из жизни, многие уже не в музыке, на пенсии. ”вы, врем€ безжалостно... Ќо € всех их помню! “еноры и баритоны ћ.ћилованов, Ќ. очетков, ј.»нговатов, ƒ.јртоболевский, ј.¬оронцов. ’очетс€ продолжать их имена... “убы – √.яцук, ≈.»ванов, Ћебедев, Ћахманюк, “рубы – ≈.“окин,¬.јброскин, ≈.Ќазаренко. “ромбоны – ¬.Ћебедев. —аксофоны – √.Ћахманюк, ».—танишевский. ”дарные – Ћ.∆ерздев, и корнетист, перед которым € просто снимаю шл€пу – ё. узьмин. ‘лейты – ¬.Ѕурдули, —.Ћукь€нчиков. √обой – ј.ћондзолевский.  ларнеты – ј.ќвчаров, ¬.√рицюк,Ќ.„ебан, ј.≈лисеев, ¬.ѕисарев, ѕ.–учкин, ћ.ћолчанов. Ѕассетгорн – ё.¬еселовский. ‘аготы –  .Ћи, ¬.Ѕабушев. ¬олторны – Ѕ.ƒунаенко, ј.√етц.
¬се эти люди – слава и гордость оркестра, они служили военной музыке по 30 и более лет! Ќачинали еще в 50-60-е годы.
Ќевозможно не вспомнить изумительно способного дирижера и аранжировщика ј. лещенко. ¬ыступа€ на всевозможных международных фестивал€ и конкурсах, наш оркестр всегда был лучшим. ѕричем это касалось всего – и репертуара, и технических возможностей, интонационной чистоты – буквально всего!
”вы, в т€желые 90-е годы многие славные творческие традиции были
–астер€ны, тому было много и объективных причин. —егодн€ оркестр
возрождаетс€, и € хочу пожелать ему удачи.

- ƒобавлю важную информацию: »ван ‘едорович ќленчик впервые в истории оркестра получил почетное звание заслуженного артиста –оссийской федерации.


„еловек, от которого веет добром

—лово —ергею ќстапенко, заслуженному артисту –‘, дирижеру ћосковского камерного оркестра «—адко», президенту международного благотворительного фонда «ƒети и ћузыка».

-— »ваном ќленчиком € познакомилс€ в 1975 году, когда он училс€ в
ќдесской государственной консерватории имени Ќеждановой в классе
ѕрофессора  алио Ёвальдовича ћюльберга. ѕо долгу службы € занималс€ призывом музыкантов на службу.
¬ 1976 году после госэкзамена по специальности в консерватории €
вручил повестки на прибытие на сборный пункт областного военкомата
выпускникам консерватории: »вану ¬авенчуку, »вану ќленчику, ѕетру √рушавенко, ¬ладимиру ћихайлову, Ќиколаю Ѕурнусусу и ¬иктору янчуку. ќни призывались всем выпуском в оркестр штаба округа. ’очу добавить, что все они музыканты высокой квалификации.
» обо всех, о них € мог бы много рассказать. »ван ќленчик запомнилс€ по-особому, позже мы даже дружили семь€ми.
¬о врем€ службы в оркестре »ван много выступал с сольными концертами и с различными творческими коллективами ќдессы, ’ерсона, ћолдавии. — оркестром он исполн€л-
«ƒеннериану» јндре-Ѕлоха, концерт Ўалвы ƒавидова,  онцертино ћоцарта и молдавскую сюиту јнатоли€ ƒрагана и еще много различных произведений дл€ кларнета с оркестром.
ѕосле окончани€ службы в оркестре штаба ќдесского военного округа »ван ‘едорович св€зал свою творческую судьбу с оркестром министерства обороны. Ќа некоторое врем€ наше личное общение прервалось, но мы переписывались, перезванивались, а насто€ща€ наша дружба началась с 1980 года, когда € по службе перевелс€ в ћоскву. ћы общались семь€ми. Ќаши сыновь€ дружили.  огда € стал преподавать в ƒћЎ имени „айковского по классу трубы у
мен€ оканчивал школу сын »вана ≈вгений. ѕо моему совету он затем
начал заниматьс€ на тромбоне и успешно окончил музыкальное училище √несеных по классу тромбона у ¬ладимира Ўкольника.
¬се эти годы мы поддерживаем дружеские отношени€. »ван помогает мне в проведении фестивал€ «ƒети и музыка». „асто выступает как солист с моим
камерным оркестром «—адко». ћы исполн€ем различные произведени€ дл€
кларнета с оркестром. я много сделал переложений дл€ кларнета с оркестром специально дл€ »вана ‘едоровича.
я очень рад, что судьба мен€ свела с таким замечательным человеком, от которого веет отзывчивостью, искренностью, откровенностью, добром.


«вучаща€ эмблема ¬ооруженных —ил

÷ентральный военный оркестр министерства обороны –оссийской ‘едерации – один из самых известных военных оркестров мира. ≈го по праву можно назвать звучащей эмблемой ¬ооруженных —ил, национальным досто€нием
–оссии. ќркестр создан в 1927 году. ѕервым художественным руководителем стал подвижник отечественной военной музыки генерал-майор —. „ернецкий.
¬ысока€ академическа€ культура исполнительства, тщательно подобранный
репертуар, в котором приоритет отдаетс€ русской классической и современной музыке, виртуозность и высокий профессионализм музыкантов стали опознавательными знаками оркестра и расположили к нему слушательскую аудиторию не только нашей страны, но и почти всех континентов планеты.
¬ыступать с этим коллективом почитали за честь выдающиес€ музыканты и вокалисты: ј.’ачатур€н, ».  озловский, ».јрхипова, ≈.ќбразцова, ƒ. ќйстрах, Ё.
√илельс, “.ƒокшицер, ¬.ѕикайзен, ». обзон, ’. аррерас, ћ.√улегина. — интересными, €ркими концертными программами с оркестром в разные
годы выступали замечательные дирижеры  .»ванов, Ќ. –ахлин, ≈.
—ветланов.
Ѕез участи€ ÷ентрального военного оркестра министерства обороны –‘ не
проходит ни одно значительное общественно-политическое и культурное
событие в нашей стране, среди которых – инаугураци€ президента
–оссийской ‘едерации, ежегодные парады войск на  расной площади,
выступлени€ на —оборной площади ћосковского  ремл€.
Ќыне звучаща€ эталонна€ запись √осударственного гимна –оссийской
‘едерации (как и ранее √осударственного гимна ———–) осуществлена
÷ентральным военным оркестром министерства обороны –оссии.
ќркестром создана золота€ антологи€ русской военной музыки. Ёто более
шестисот музыкальных записей, которые хран€тс€ в √осударственном
фонде телевизионных и радиопрограмм. “олько за последние годы
оркестром записано более дес€ти компакт-дисков. ¬ 2010-2012 годах
оркестром было дано несколько концертов в фонд реставрации Ѕольшого
зала ћосковской консерватории.
¬ысокую оценку получили выступлени€ оркестра на ћеждународном военно-музыкальном фестивале «—пасска€ башн€», который ежегодно проводитс€ на  расной площади. ’удожественный руководитель, начальник военно- оркестровой службы –‘ генерал-лейтенант ¬алерий ’алилов.
ярким событием культурной жизни стали гастрольные поездки оркестра в
јвстралию, јвстрию, Ѕельгию, Ѕолгарию, ¬еликобританию, √ерманию,
ƒанию, »зраиль, »талию,  итай,  Ќƒ–, на ћальту, в ћонголию, Ќидерланды,
Ќорвегию, ѕольшу, —Ўј, ‘ранцию, Ўвейцарию, Ўвецию.
ћногогранна€ де€тельность коллектива, способность очаровать публику
обусловлены не только исполнительским мастерством, но и организационной структурой, не имеющей аналогов ни в одном военном оркестре мира.


”читель и ученики

»ван, у теб€ много учеников, и € думаю, нашему читателю будет интересно
узнать о некоторых из них подробней, о твоих надеждах и их успехах.

-ƒо 2011 года в институте имени √несиных € работал по совместительству в качестве ассистента профессора ».ѕ.ћозговенко, поэтому ученики были как бы наши общие. ћногих € считаю своими, потому что вложил сердце,
душу и все свои знани€ в их профессиональное становление.
ћногие из них лауреаты различных конкурсов, которых сейчас в –оссии обилие. » это очень хорошо! ћолодые музыканты имеют возможность себ€ творчески показать.  огда € пришел в институт работать в качестве ассистента, все они были на разных курсах. ¬ судьбе некоторых из них € принимал личное участие, чем очень горжусь. я занималс€ с ними изучением оркестровых партий, приглаша€ играть в различных программах √осударственного академического симфонического оркестра –оссии под управлением ≈.—ветланова и ћосковского академического симфонического оркестра под управлением ѕ. огана. —ейчас это известные кларнетисты в ћоскве – ¬.’арламов, ≈.—оловей, —.Ѕогатыренко, ƒ. лимович (к сожалению трагически погибший). ј также солист оркестра Ѕольшого театра —.ѕетров, кларнетист оркестра имени ≈.—ветланова, ј.ќблез€н.
¬ данное врем€ у мен€ в классе занимаетс€ нова€ пле€да талантливых
реб€т. ƒумаю, что их ждет большое будущее.


„то у маэстро на пюпитре?

- роме игры в симфоническом оркестре и преподавани€, ты не
оставл€ешь сольную концертную де€тельность. „то сегодн€ у ћаэстро на
пюпитре?

-я всегда сочетал основную работу в симфоническом оркестре с
сольной концертной де€тельностью. јпогеем моей сольной активности была
работа в вышеупом€нутом оркестре министерства обороны ———–. Ёто
сольные выступлени€ практически на всех крупных площадках страны и за
рубежом. ‘ранци€, Ќорвеги€, ¬енгри€, јвстри€, Ўвеци€. я сделал множество записей на российском радио. Ќо парадокс: когда € начал работать в госоркестре, пришлось мои концертные выступлени€ сократить. Ёто в первую очередь из-за нехватки времени, и, во-вторых, как бы пом€гче сказать… мой дирижер ≈вгений
—ветланов был не в восторге от моей бурной исполнительской де€тельности. —транно, да? ƒо сих пор не могу до конца пон€ть причины этого.
ƒумаю, он считал, что музыкант, который играет в его коллективе, должен
все силы отдавать только оркестру, в котором он, —ветланов, дирижер. „то-то
похожее на своего рода «крепостное право». Ќе так ли?
—ейчас, когда € перешел полностью на педагогическую работу, в этом
отношении неограниченное поле де€тельности как концертанта. ƒирижер оркестра, в котором € тоже работаю, ѕавел  оган, это поощр€ет. ¬ сезоне 2005-2006 года в Ѕольшом зале московской консерватории € успешно сыграл под руководством ѕ. огана ѕервый концерт  .ћ.¬ебера совместно с ћосковским академическим симфоническим оркестром.
„то у мен€ на пюпитре? ’ороший вопрос. Ќа моем пюпитре сегодн€ произведени€, которые войдут в компакт-диск под названием «Ўедевры кантилены», с моей замечательной пианисткой и супругой “ать€ной √ригор€нц.
Ќу, а на соседнем пюпитре – замечательный российский кларнетист ≈.ѕетров совместно с видным джазовым кларнетистом ».¬олковым, в содружестве с пианисткой “.“арасевич записывает компакт-диск из моих произведений.
Ќадеюсь к лету эти два проекта осилить. ѕараллельно работаю над
методическим сборником под названием «¬опросы теории и практики игры
на кларнете».
√отовлю студентов к двум международным конкурсам, а в феврале 2014
года € – гость ”краины, где приму участие в международном конкурсе
исполнителей на духовых инструментах им.¬.—.јнтонова, в качестве члена жюри этого творческого соревновани€.


 онцерты, контакты, новые встречи…

-√отов€сь к интервью, € перелистал немало страниц »нтернета. “ебе
приходилось работать почти со всеми «гигантами» современного музыкального мира. ƒаже и не знаю, кого среди них нет. ѕродолжи тему.

-ƒействительно, трудно было бы перечесть всех тех дирижеров, с которыми
пришлось работать в разное врем€.  роме слов благодарности двум
художественным руководител€м коллективов, где € работал ≈.‘.—ветланову
и ѕ.Ћ. огану, хотелось бы и многих других вспомнить. Ќа всю жизнь в
пам€ти останутс€ незабываемые концерты в нашей стране и за рубежом с
ћ.–остроповичем,  .ћазуром, ».ћенухиным, ».—терном, —.–ихтером и многими,
многими другими. ј чего стоит встреча и совместные концерты в ћоскве с
ћонсерат  абалье! я благодарю Ѕога за то, что имел счастье соприкоснутьс€ с
искусством всех этих великих людей!

-¬ан€, ты часто ездишь по всему миру. — оркестром и сольной программой.  акими дружескими контактами с зарубежными музыкантами ты успел обзавестись?

-√овор€ о дружеских контактах с музыкантами за рубежом, € в первую
очередь хотел бы отметить прекрасные взаимоотношени€ с бывшим
генеральным директором фирмы «Buffe» ѕолем Ѕаранна. ¬о врем€
гастролей в ѕариже мен€ всегда ждут теплые, дружеские встречи с этим
прекрасным человеком. Ќе могу не упом€нуть своего старого и доброго
друга, солиста пекинского симфонического оркестра Ћу ћинга. ’орошие
творческие отношени€ сложились с „арльзом Ќайдеком, профессором
ѕражской музыкальной академии, ћ.Ётлик, который долгие годы был
бессменным председателем жюри международного конкурса «ѕражска€
весна».

-»ван, до ћосковского академического симфонического оркестра ты работал в лучшем на то врем€ √осударственном академическом симфоническом оркестре –оссии под управлением ≈вгени€ —ветланова, затем у вас в коллективе произошел кризис, и ты перешел в оркестр под управлением ѕавла  огана. ћожно ли сегодн€ с уверенностью сказать, что оркестр под управлением ѕ. огана лучший в –оссии? »ли нельз€ так однозначно?

-√осударственный академический симфонический оркестр –оссии под управлением ≈вгени€ —ветланова был выдающимс€ творческим коллективом. ¬осьмидес€тые годы были вершиной его взлета, но, к сожалению, как
иногда бывает, после небывалого взлета происходит болезненное падение.
ѕричин тому много. » развал страны, когда стало не до искусства, и
большой отъезд хороших музыкантов за рубеж, и маленькие, смехотворные
зарплаты. ¬се это привело к «бунту», иначе не скажешь.
ƒирижер —ветланов в эти времена часто бывал за границей и не владел
ситуацией. ¬се кончилось плачевно. Ќе стало великого оркестра, а затем
вслед, не стало и ¬еликого ƒирижера. ¬се попытки подн€ть оркестр на былую высоту ни к чему не привели. ќчень хочетс€ верить, что хоть в обозримом будущем это получитс€.
ћногие музыканты начали покидать оркестр, в их числе оказалс€ и €. ѕавел  оган пригласил мен€ в свой оркестр, за что € ему очень благодарен. ¬рем€ было смутное, непон€тное.  уда идти – вопрос. ¬опросов было много, ответов было мало. ¬от так мы жили в эти годы.
Ќе хочу сравнивать, какие оркестры по исполнительскому уровню выше и лучше, какие хуже, все это очень субъективно и спорно. ≈сть несколько
оркестров в –оссии, безусловно, первоклассных, куда входит и ћосковский академический симфонический оркестр. Ётот коллектив пользуетс€
огромной попул€рностью, как в стране, так и за рубежом. » еще один
важный штрих. Ѕилет на концерт оркестра под управлением ѕавла  огана
приобрести не всегда просто.


ќб оркестре ѕавла  огана

ћосковский государственный академический симфонический оркестр под управлением ѕавла  огана (ћ√ј—ќ) приобрел мировую известность. ћаэстро ѕавел  оган зан€л должность художественного руководител€ и главного
дирижера оркестра в 1989 году и сразу реформировал репертуар, расширив его произведени€ми европейской и американской музыки.
¬изитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы
полных собраний симфонических сочинений величайших композиторов Ѕрамса, Ѕетховена, Ўуберта, Ўумана, –. Ўтрауса, ћендельсона, ћалера, Ѕрукнера, —ибелиуса, ƒворжака, „айковского, √лазунова, –ахманинова, ѕрокофьева, Ўостаковича, —кр€бина, Ѕерлиоза, ƒебюсси, –авел€.
ћасштабные программы коллектива состо€т из симфонической, оперной и
вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушател€м произведений. ≈жегодно ћ√ј—ќ дает около 100 концертов.

ћузыкальна€ семь€

-»ван, у теб€ музыкальна€ семь€. —упруга – заслуженна€ артистка
–оссийской ‘едерации “ать€на √ригорь€н прекрасный музыкант, также твой бессменный концертмейстер.  ак вам двоим, работаетс€ в одной сфере де€тельности? »ли это «тандем», в хорошем смысле этого слова?

-ћо€ супруга “ать€на Ѕорисовна √ригор€нц – мой бессменный концертмейстер, это правильно сказано, с первых дней моего обучени€ в аспирантуре. ”ченица великого отечественного педагога я.¬.‘лиера, она со временем стала выдающимс€ концертмейстером. Ќа ћеждународном конкурсе «ѕражска€ весна» “ать€на была признана лучшим аккомпаниатором. —ейчас она работает в качестве концертмейстера в моем классе и передает свой богатый музыкальный опыт начинающим кларнетистам. ≈е разносторонний интеллект, хорошее знание репертуара, все это очень помогает мне в работе со студентами.
”дивительно чуткий и внимательный к люд€м она человек. Ётот синтез и есть залог хорошей игры моих реб€т.


¬ысокое мнение  алио ћюльберга

¬ биографи€х, учившихс€ в ќдессе музыкантов кларнетистов, так или иначе, нередко упоминаетс€ известный на всю страну профессор  алио ћюльберг: сложившиес€ музыканты благодарны своему учителю, маэстро любил их всех. » много им дал. ¬от что он пишет в своей книге ««аписках кларнетиста», изданных в ќдессе в 1995 году, об »ване ќленчике.

«»ван ќленчик – необыкновенно одаренный кларнетист. ќн мог быть и
певцом, и композитором, и музыковедом, у него всегда все получалось и с большим успехом… Ќо именно кларнет оказалс€ его страстью.
¬ годы учебы «коньком» его стал  онцерт грузинского композитора Ўалвы ƒавидова. “ак получилось, что каждый год, начина€ с 1972 года, он его исполн€л по нескольку раз на различных концертах. Ѕыли отработаны все тонкости исполнительской игры.  аждый раз »ван играл этот концерт все более блест€ще, виртуозно. — этим концертом он не раз выходил на сцену с оркестром штаба ќдесского военного округа. “акже он его исполн€л на республиканском конкурсе, и при поступлении в аспирантуру-стажировку института √несиных. »нтересна€ деталь, при встрече с ќленчиком сам композитор сказал: «¬ы так прекрасно играете мой концерт, как будто € написал его специально дл€ вас!».
¬иртуозна€ игра была стихией ќленчика, но, конечно, не самоцелью.
ћожно вспомнить и такие удивительные моменты из его учебы в
консерватории. Ќапример, он мог за три дн€ выучить новую программу по
фортепиано, и довольно сложную. ќн всегда был полон оптимизма, радости жизни, и все это ему помогало постигать кларнет от тонкости фразировки, до бурной техники. —егодн€ € горжусь успехами своего ученика!».



ќркестровые краски кларнета

  сказанному маэстро ћюльбергом можно добавить, что ќленчик стал не только одним из ведущих кларнетистов –оссии, но и сам стал прекрасным педагогом, составителем нотной литературы дл€ кларнета и не только, и наконец, композитором! ≈му принадлежит р€д полезных учебных и концертных сочинений дл€ кларнета. ¬от лишь некоторые сочинени€ »вана ќленчика. Ўестнадцать виртуозных этюдов дл€ кларнета соло. ƒвадцать каприсов дл€ кларнета соло.  онцертна€ пьеса на темы ƒ. Ўостаковича дл€ кларнета и фортепиано. ¬ариации на тему ћ.Ћеграна дл€ кларнета и фортепиано. ‘антази€ на темы ћ.ћусоргского дл€ кларнета .
“акже хрестомати€ дл€ блокфлейты. ѕьесы, этюды и ансамбли. ’рестомати€ дл€ начинающего кларнетиста.  онцерт дл€ кларнета и струнного оркестра с фортепиано. ‘антазии в свободном стиле дл€ кларнета и фортепиано.  онцертный марш дл€ духового оркестра.


ѕедагогические воззрени€ ».‘.ќленчика

…≈сли человек талантлив, но не хочет работать, ничего не получитс€, или наоборот, бывает, и талантлив человек, и много работает, но педагог не может раскрыть ученика. „асто случаетс€, что у студента нет качественного звучани€, и причину этого может определить только знающий и опытный преподаватель. ¬ажно все, начина€ с инструмента, трости, мундштука и заканчива€ многими тонкост€ми губного аппарата, не говор€ о дыхании – это основа, с которой надо начинать зан€ти€.
Ќесколько слов о важности ансамблевого воспитани€.   сожалению, в нашей стране очень мало камерно-ансамблевых конкурсов. Ѕесконечна€ сольна€ концертна€ игра в юном возрасте наносит духовику
определенный вред. ” очень многих детей развиваетс€ «звездна€
болезнь». „то вр€д ли произойдет в камерном ансамбле.
” нас проходит очень много международных конкурсов. Ќо некоторые из них, даже не имеют официального статуса. “ак часто бывает, что в конкурсе
принимают участие представители всего двух стран бывшего —оюза. “ак
по€вл€ютс€ множество лауреатов «международных конкурсов», исполнительский уровень которых низок, но многие педагоги этим оценивают свою работу. я глубоко убежден, что каждый исполнитель готовит себ€ к игре в оркестре. √лавным направлением дл€ духовика €вл€етс€ оркестрова€ и камерна€ музыка. Ёто и есть то, чем он будет заниматьс€ в своей профессиональной де€тельности.
я и сегодн€ остаюсь при мнении, что концертна€ де€тельность духовика
не может равн€тьс€ с сольной де€тельностью пианиста, певца или
скрипача. Ќа мой взгл€д, кларнет, как и любой другой духовой инструмент, – это определенна€ оркестрова€ краска.
“ак сложилось в нашей стране, что обучение в начальных, средних и
высших учебных заведени€х скорее ориентировано на сольное концертное
исполнительство, что, как мне кажетс€, имеет определенные негативные
черты. ѕосле окончани€ вуза молодой человек приходит в оркестр и совершенно не готов играть камерную музыку, он не умеет играть в ансамбле!
» тогда обучение на месте, в оркестре, начинаетс€ как бы с нул€, тогда как во многих западных странах ансамблевой игре отводитс€ едва ли первое место, во вс€ком случае, она ценитс€ ничуть не ниже, чем сольное концертное исполнение.
—обственно, чем отличаютс€ хорошие западные симфонические оркестры от
«наших»? Ѕольшой ансамблевой слаженностью!


«ƒа не покинет вас одержимость!»

“акую свою собственную, почти по-библейски звучащую мудрость высказал »ван ‘едорович о возросшем в последние дес€тилети€ уровне кларнетовой игры.

«»дущий после мен€ будет сильнее мен€»!

ѕрофессор ленинградской консерватории ѕавел Ќиколаевич —уханов
рассказывал мне, что на всесоюзном конкурсе 1941 года программа была
построена всего лишь на концерте ¬.ј.ћоцарта на все три тура. —о временем добавл€ли кое-что. ≈сли говорить о технике, то, безусловно, сегодн€ прогресс колоссальный. —ейчас мы играем на инструментах совсем иного качества. ј вот по поводу тембра можно поспорить. я как-то слышал запись ¬торой симфонии –ахманинова в исполнении оркестра ленинградской филармонии под управлением ћравинского, соло на кларнете исполн€л ¬ладимир »ванович √енслер – это было изумительно, просто блест€ще по тембру!
¬ музыке так: наши последователи всегда сильнее, потому что они вооружены не только современными достижени€ми музыкальной науки, но и нашим опытом, опытом предшественников.

******************************************************************
ѕользу€сь, случаем хочу обратитьс€ ко всем читател€м любимого и почитаемого мною научно-попул€рного журнала «ќркестр» – и к маститым музыкантам, и к нашей творческой молодежи. ѕусть не покидает вас одержимость! ƒаже в ежедневных зан€ти€х на своем инструменте пусть не будет у вас рутины, об€зательно нужна страсть! » дл€ молодых еще добавлю особо: в совокупности с вашим талантом, с поддержкой мудрого и грамотного педагога
результат об€зательно не заставит себ€ ждать выдающийс€!




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку