-ћетки

¬ильнюс александр салик александр стецюк анатолий жульев анатолий мухамеджан арнольд кац б.турчинский борис турчинский борис гофман борис турчинский владимир глушков военный дирижер дом чехова в €лте духовой оркестр духовой оркестр петах-тиква житомир житомирский духовой оркестр житомирское музыкальное училище житомирское музыкальное училище им.в.с.косенко журнал оркестр запорожье институт военных дирижеров иосиф манжух иосиф моисеевич манжух казанска€ консерватори€ калио мюльберг кларнет консерватори€ петах-тиква консерватори€ петах-тиква. леонид джурмий м.дельман манжух маргарита шапошникова марк штейнберг михаил дельман московска€ консерватори€ натан рахлин одесса одесска€ академи€ музыки одесска€ консерватори€ оксана соколик оркестр армии обороны израил€ ровенский институт культуры. роман турчинский сергей дурыгин сергей жуков союз композиторов израил€ тримитас шимшон дрори €лта

 -–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии VIA DOLOROSA
VIA DOLOROSA
16:12 06.06.2014
‘отографий: 16
ѕосмотреть все фотографии серии »зраиль(ѕетах-“иква)
»зраиль(ѕетах-“иква)
19:10 16.07.2013
‘отографий: 14
ѕосмотреть все фотографии серии консерватори€ ѕетах-“иква
консерватори€ ѕетах-“иква
18:24 28.06.2013
‘отографий: 15

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ѕорис_“урчинский

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 28.03.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 626



» все-таки марши! ќ ¬€чеславе —тарченко -очерк Ѕориса “урчинского

—уббота, 25 јпрел€ 2009 г. 21:43 + в цитатник
b8a83a192477x (81x160, 4Kb)
"» все-таки марши"
Ќаучно-попул€рный журнал "ќ– ≈—“–"- є16
ћосква-сент€брь 2009год

¬сеукраинский конкурс молодых исполнителей на духовых инструментах им. имени ¬€чеслава —тарченко

–овно (–ивне Ц по-украински) вр€д ли сможет конкурировать с подавл€ющим большинством областных центров республики. » численность населени€ небольша€, » промышленность отстает по сравнению с такими центрами современной индустрии, как, скажем, ’арьков, ƒнепропетровск, «апорожье, ќдесса и  иев. » многоэтажные новостройки здесь можно пересчитать по пальцам одной руки. √луха€ провинци€? ќтнюдь нет!

ѕочти два дес€тка высших учебных заведений Ц самый крупный и престижный из них –овенский государственный гуманитарный университет Ц позволили по праву назвать этот областной центр Устуденческим городомФ. ј в области культурной жизни Ц в частности, музыкальной, - город уверенно дает солидную фору многим другим региональным столицам ”краины. яркое подтверждение тому Ц перечень культурно-массовых меропри€тий, проводимых областной администрацией. —реди них Ц такие масштабные проекты, как художественно-песенный фестиваль У–ождественские песнопени€У, международный фестиваль органной музыки Ућир удивительный органаУ, международный молодежный фестиваль У—индикационное музицированиеУ, международный фестиваль-конкурс детских и молодежных хоровых коллективов У¬есенние колокольчикиУ, международный фестиваль духовой музыки У—урмыУ (Ђ“рубыї), международный студенческий фестиваль Уя и гитараУ, международный конкурс молодых исполнителей УЎоу Ц У«ападный регионУЕ

ќсобое место в этой палитре, демонстрирующей творческие достижени€ музыкантов, певцов, танцоров –овенщины и других регионов республики ”краины, занимает ¬сеукраинский конкурс молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах имени ¬€чеслава —тарченко. ¬ апреле нынешнего года он будет проводитьс€ в п€тый раз и станет, по уверени€м организаторов, международным.

¬€чеслав Ќиколаевич —тарченкоЕ ¬сего лишь 47 лет жизни отвела ему судьба. Ќо все эти годы он отдал своей любви Ц музыке. ”же в юности на ∆итомирщине, где жила семь€, обучилс€ игре на балалайке, гитаре и гармошке. ѕ€тнадцатилетним пареньком, увлекшись баритоном, на областной школьной олимпиаде исполнил соло Ц романс ћ.». √линки УЌе искушай мен€ без нуждыУ в сопровождении духового оркестра. ¬ыступление юноши настолько поразило члена жюри, заведующего отделом духовых и ударных инструментов ∆итомирского муз.училища ё.ј.ƒревецкого, что он тут же предложил —лаве —тарченко поступать Уучитьс€ музыке всерьезУ. ј в последний день своей жизни в 1989 году он должен был начать цикл лекций-концертов Уј все-таки маршиУ. ”вы, не успелЕ

ћежду этими событи€ми вместились годы, мес€цы, дни и часы, заполненные учебой, работой в оркестрах, преподаванием, воспитанием молодой смены музыкантов Ц творчеством.

¬ ∆итомирском училище на втором курсе юноша перешел на тромбон в класс известного на ”краине педагога √.«.–ойтфарба, который дал путевку в искусство многим замечательным исполнител€м. ѕотом - служба а армии, в составе штабного оркестра «абайкальского военного округа Ц там он прошел отличную профессиональную подготовку как солист-тромбонист. — 1967 года нова€ ступень в овладении мастерством: ¬€чеслав поступил в ќдесскую государственную консерваторию имени Ќеждановой, где продолжил совершенствование в классе ¬.‘. алюжного (тромбон) и овладевал искусством дирижировани€ под руководством профессора ¬.ѕ.Ѕазилевич. —тарченко был в числе самых даровитых, лучших учеников у этих педагогов. Ѕудучи студентом, он работал артистом симфонического оркестра ќдесской областной филармонии. ј дирижерскую практику проходил в оркестре местного музыкального училища. ƒипломной работой его стала ѕ€та€ симфони€ Ѕетховена, с которой выпускник, по отзывам специалистов, блест€ще справилс€.

¬ 1971-м, получив диплом с отличием, ¬.—тарченко получил распределение на должность преподавател€ кафедры духовых и ударных инструментов в только что открывшийс€ –овенский филиал  иевского института культуры. ”же через год ¬€чеслав Ќиколаевич возглавил эту кафедру, а потом и руководил ею в течение п€тнадцати лет. ѕо сути, ему пришлось формировать коллектив педагогов, заниматьс€ набором студентов, приобретением инструментов и оборудованием аудиторий. “итаническа€ работа, если учесть, что одновременно он разрабатывал методические пособи€ дл€ студентов, организовывал и проводил методические конференции, лекции и диспуты по вопросам основ дирижировани€ духовыми оркестрами, создал при кафедре два оркестра, сам выступал с различными коллективами. » при этом шел непроторенными пут€ми.

¬ 1973 году во врем€ концерта Ц отчета творческих коллективов –овенщины в  иеве, во ƒворце культуры У”краинаУ, Ц духовой оркестр кафедры под руководством дирижера ¬.Ќ.—тарченко исполнил увертюру к опере ƒж. –оссини У—евильский цирюльникУ. ¬от что вспоминает об этом Ѕ.—тол€рчук, ныне профессор кафедры музыкального фольклора »нститута искусств –овенского государственного гуманитарного университета, а тогда контрабасист оркестра: Уќн не просто дирижировал, он вел оркестр за собой, жил музыкой эпохи –оссини и вместе с тем оттачивал, филигранил каждую группу инструментов, максимально приближа€ звучание духового оркестра к симфоническому. ќн добивалс€ более м€гкого звучани€ за счет дерев€нных инструментов и даже контрабасовУ. ј годом спуст€ Ц новый успех —тарченко и его коллектива при выступлении на ”краинском телевидении. “алантливый дирижер продемонстрировал слушател€м, к какому результату привел поиск новых выразительных средств: ему удалось объединить могучую звонкость духового оркестра с мелодичной м€гкостью и нежностью симфонического. Ёто про€вилось при исполнении увертюры У1812 годУ ѕ.».„айковского и первой части ¬торого концерта дл€ фортепиано с оркестром —.¬.–ахманиноваЕ

¬ творческой биографии ¬.Ќ.—тарченко значатс€ и 15 марш-парадов духовых оркестров под его руководством в –овно и других городах области, и 30 выступлений его коллектива во врем€ демонстраций труд€щихс€, и участие в телетурнире У—олнечные кларнетыУ, и запись грампластинки, и гастроли по ”краине. Ќо сама€ главна€ его забота Ц воспитание в стенах учебного заведени€ высококлассных мастеров. ћногие студенты, получив у своего педагога уроки - профессиональные, житейские и нравственные - стали известными исполнител€ми, дирижерами и учеными. —реди них: Ќ.√удич - солист оркестра ћ¬ƒ в  иеве, ».√ресько Ц валторнист симфонического оркестра Ћьвовского театра оперы и балета, «. рет Ц дирижер –овненского музыкально-драматического театра, заслуженный артист ”краины, Ћ.“качук Ц директор “ульчинского училища культуры, ¬.√рабовский Ц старший преподаватель ∆итомирского училища культуры, дирижер оркестра, кандидат педагогических наук заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов –√√” —.÷юлюпа, заместитель директора »нститута искусств –√√” –.ƒзвинка (–оман заканчивал институт у мен€ в 1987году по классу саксофона-очень талантливый музыкант),сотрудник кафедры Ќ.“ерлецкий Ц с 1989 года главный дирижер духового оркестра, созданного ¬.—тарченко, ƒ.√леба Ц доцент ”жгородского национального университета,преподаватель музыкальной школы »в-‘ранковска- ¬.”ницкий. ¬прочем, всех учеников ¬€чеслава Ќиколаевича трудно перечислить.

» поэтому в 1982 году ¬€чеславу —тарченко было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры ”краины. Ќельз€ не сказать и еще об одном воспитаннике ¬€чеслава Ќиколаевича Ц его сыне јндрее. ќт отца он унаследовал любовь к музыке, целеустремленность и твердость характера. ¬ свое врем€ закончив в –овно музыкальную школу є1 по классу кларнета Ѕ. альмука, –овенское музыкальное училище в классе ≈.—амусенко, ќдесскую консерваторию в классе профессора  .ћюльберга, јндрей поступил во ‘райбургскую академию музыки в √ермании. „етыре года спуст€ он там же закончил аспирантуру сольного исполнительства. Ѕудучи студентом, завоевал звание лауреата ћеждународного конкурса в ’мельницком(1993 г.), дважды становилс€ лауреатом ѕремии ≈вропейского парламента: во французском —трасбурге(1999 г.) и в швейцарском Ѕазеле(2000 г.). јндрей часто приезжает в –овно, чтобы выступить в концерте перед официальным открытием очередного конкурса имени его отца и участвовать в работе жюри.

’очетс€ сказать хот€ бы пару слов о верной помощнице ¬€чеслава Ќиколаевича на прот€жении всей его жизни Ц жене јнне јндреевне, котора€ как никто другой понимала своего мужа и те высокие планки в жизни, которые он ставил. ≈Є всегдашн€€ моральна€ поддержка и любовь были так нужны ему. ѕознакомились супруги в ќдессе: учились там в одно врем€, правда, в разных ¬”«ах. ќкончив учЄбу, вместе поехали работать по распределению в –овно. јнна јндреевна так же, как и муж, работала в институте культуры.

»нициаторами проведени€ конкурса имени ¬.—тарченко стали сотрудники кафедры духовых и ударных инструментов »нститута искусств √осударственного гуманитарного университета. «десь долго размышл€ли, как лучше увековечить пам€ть ведущего музыканта современности –овенщины, блест€щего дирижера, педагога и научного работника. ¬ том, что творческое соревнование молодых исполнителей позволит вы€вить и поддержать все новые и новые таланты, будет способствовать попул€ризации лучших образцов украинской и зарубежной музыкальной классики, произведений современных композиторов Ц именно это ставил во главу своей работы ¬€чеслав Ќиколаевич, не сомневалс€ никто в »нституте искусств и в руководстве –√√”. Ќо ведь этим не ограничивалась сфера де€тельности бывшего заведующего кафедрой. ќбсудив возможности, добившись поддержки своей инициативы у ректора университета заслуженного де€тел€ науки и техники ”краины, профессора –.ѕостоловсого, авторы идеи конкурса решили превратить его в своеобразный учебный центр. ј дл€ этого в рамках сост€зани€ музыкантов проводить мастер-классы известных исполнителей, конференции по обмену научно-методическим опытом обучени€ мастерству игры на духовых и ударных инструментах, презентации новинок литературы на подобные темы. ¬се в немалой степени способствовало бы развитию и росту престижа украинской инструментальной школы на международной арене. » что же?

¬от дл€ примера последний, „етвертый, конкурс, состо€вшийс€ 16-19 апрел€ 2008 года. ћастер-классы провели кандидат искусствоведени€, профессор, завкафедрой дерев€нных духовых инструментов Ќациональной музыкальной академии ”краины имени „айковского, солист симфонического оркестра Ќациональной оперы имени “.√. Ўевченко, кларнетист –.¬овк, доцент Ќациональной музыкальной академии, заслуженный артист ”краины, солист симфонического оркестра Ќациональной оперы ё.¬асилевич, лауреат премий европейского парламента, кларнетист јндрей —тарченко. ќгромный интерес вызвали презентации учебного пособи€ Уќсновы теории и методики духового музыкально-исполнительского мастерстваУ народного артиста ”краины, доктора искусствоведени€, члена-корреспондента јкадемии художеств, профессора Ќациональной музыкальной академии ¬.јпатского, пособие У»нструментирование дл€ духового оркестраУ сотрудников »нститута искусств –√√” —.÷юлюпы, Ќ.“ерлецкого и ƒ.ѕолеха, монографи€ Уƒирижерско-оркестровое образование: теори€, методика, практикаУ кандидата педагогических наук, сотрудника »нститута искусств –√√” я.—верлюка, нотное издание Уѕьесы дл€ ансамблей саксофоновУ уже упоминавшегос€ ё.¬асилевича. ј треть€ ¬сеукраинска€ научно-практическа€ конференци€ У»стори€ становлени€ и перспективы развити€ духовой музыки в контексте национальной культуры ”краиныУ собрала полный зал ”ченого совета »нститута искусств.

ѕодчеркнем: начина€ еще с подготовки ѕервого конкурса организаторам удалось создать прочную базу дл€ своего детища. ѕривлекли к решению различных проблем ответственных чиновников из  иева (например, заместител€ министра образовани€ и науки ”краины ¬.Ўинкарука) и –овно(в том числе начальников многих управлений областной госадминистрации), нашли и спонсоров Ц особенно много сделал генеральный директор сети магазинов Ућаркет-мебельУ ћ.ћочарный.

¬ 2005 году ѕервый конкурс имени ¬.—тарченко собрал в –овно 160 исполнителей из 20 областей ”краины. √од спуст€ количество участников достигло почти 400 человек. ¬о многом этому способствовали услови€ творческого соревновани€: главные призы разыгрывали по отдельным инструментам Ц трубы, валторны, саксофоны, флейты, баритоны, фаготы и кларнеты. ѕричем в каждом виде программы были образованы младша€ Ц дл€ реб€т из музыкальных школ - и старша€ Ц дл€ учащихс€ музыкальных училищ и училищ культуры - групп.  роме того, к конкурсу допускались и ансамбли.  стати, в 2006-м это сост€зание сделало первый шаг к тому, чтобы превратитьс€ в международное - в нем участвовали молодые музыканты из √ермании, ‘ранции,  ита€,  ореи, √реции, √рузии, Ѕеларуси и ”збекистана. ¬сего за четыре года на концертных площадках –овно выступили более 700 юных талантов, представл€вших почти 120 учебных заведений ”краины и зарубежь€.

Е јпрель 2009 года порадует любителей духовой музыки новыми открыти€ми талантливой молодежи на ѕ€том конкурсе духовых и ударных инструментов имени ¬.—тарченко.

Ѕорис “урчинский (бывший преподаватель –овенского института культуры)



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку