-–убрики

 -я - фотограф

’удожник ≈лена ¬авилина. јкварельные цветы

 -Ќастольные игры онлайн

ћесто
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
.
ќчки
6805
3399
2845
1315
1020
869
830
729
605
0

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ≈∆»„ ј

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 28.03.2009
«аписей: 32835
 омментариев: 162117
Ќаписано: 205853


♥ღ♥„тобы помнили. “ать€на Ўмыга♥ღ♥

¬оскресенье, 04 ‘еврал€ 2018 г. 15:38 + в цитатник

09 (183x275, 6Kb)
“ать€на Ўмыга родилась 31 декабр€ 1928 года в ћоскве.

—емь€ отца “ать€ны - »вана јртемьевича Ўмыги, пол€ка по национальности, бежала из ѕольши в –оссию в 1915 году от наступавших немцев. ≈Є дед по линии отца носил фамилию ћицкевич. Ќо дед умер, когда отцу “ать€ны было всего шесть лет, и еЄ бабушка вторично вышла замуж, после чего отец »ван ћицкевич получил фамилию Ўмыга.

ќ своем детстве “ать€на »вановна вспоминала как о времени, полном родительской любви, добра и заботы. “акже это было врем€ первых встреч с театром и музыкой. ≈е отец был по профессии инженером-металлистом, он много лет работал заместителем директора крупного завода, а мама «инаида √ригорьевна была дл€ дочери просто мамой, очень красивой и мудрой. » хот€ к искусству семь€ пр€мого отношени€ не имела, театр и музыку в ней любили, часто слушали песни Ћещенко и ”тесова, родители “ани любили бальные танцы и даже получали призы за свои выступлени€. Ќе име€ музыкального образовани€, они мечтали, чтобы их дочь научилась играть на ро€ле, купили в дом пианино Ђ расный ќкт€брьї и отвели юную “аню в школу при музыкальном техникуме имени ћ.ћ.»пполитова-»ванова, находившуюс€ недалеко от дома. ѕозднее класс “ани был переведен в школу имени ѕетра „айковского на ¬оронцовской улице. Ђ” мен€ был прекрасный учитель Ц јнаида —тепановна —умбан€н, очень известный в ћоскве педагогї, Ц вспоминала позднее “ать€на Ўмыга.

¬ юности “ать€на Ўмыга познакомилась с ¬асилием Ћановым. ¬ дальнейшем это знакомство переросло в крепкую дружбу. ¬ старших классах Ћановой занималс€ в драмкружке ƒворца культуры завода имени Ћихачева, куда пригласили и “ать€ну Ўмыгу. ќни встретились на спектакле Ђƒес€тиклассникиї по пьесе Ђјттестат зрелостиї, где Ћановой играл главную роль. “ать€на »вановна после об этом вспоминала: Ђ“ы был еще в 10-м классе и во ƒворце «»Ћа играл спектакль Ђƒес€тиклассникиї, а € тебе уже подпевала. “ак как давно-давно Ђуважаемс€ї, то € позволю себе сказать просто ¬асенькаї.

ƒетские впечатлени€ “ать€ны »вановны были св€заны не только со школой, но и в значительной степени с Ѕольшим театром. ƒело в том, что у нее было, как она писала в своих воспоминани€х, Ђвыгодное знакомствої Ц ее соседка-подружка “ос€, отец которой работал в буфете Ѕольшого театра. ѕо воскресень€м он мог брать девочек с собой на утренние спектакли в Ѕольшой театр. Ѕалеты и оперы “ан€ смотрела и слушала настолько самозабвенно, что зрители нередко делали ей замечани€: Ђƒевочка, не надо петь, ты мешаешь слушатьї. «а несколько лет будуща€ прима оперетты выучила почти весь репертуар Ѕольшого театра. Ќо эти походы в Ѕольшой театр прервала война. ¬ музыкальную школу девочке тоже не довелось вернутьс€.

»з воспоминаний “ать€ны »вановны известно, что в детстве она была достаточно серьезной и молчаливой, часто болела, что привело в подростковом возрасте к немалым проблемам с сердцем. ≈е лечила замечательный врач и человек Ќадежда яковлевна —ендульска€. ќна посоветовала “аниной маме лечить дочку своей домашней микстурой на основе кагора, сказав при этом: Ђ“во€ “ан€ выздоровеет и будет танцевать всю жизньї. —ендульска€ же, пон€в, что у юной пациентки есть голос, также порекомендовала родител€м учить девочку пению.

ѕервым педагогом будущей солистки оперетты стала профессор ћосковской консерватории  сени€ Ќоськова. ƒо того, как начались уроки с  сенией √ригорьевной, “ать€на и не думала становитьс€ певицей и всем говорила, что будет адвокатом. Ќо, позанимавшись вокалом около года и очень полюбив петь романсы, она всерьез задумалась о карьере камерной певицы и решила поступать в ”чилище при ћосковской консерватории, знаменитую ћерзл€ковку. ќна прошла два тура на вступительных экзаменах, а перед третьим сильно подвернула ногу и прийти на прослушивание не смогла. “ем не менее, в комиссии решили зачислить способную абитуриентку кандидатом в студентки. ќставалось только ждать, когда кто-то вдруг уйдет или будет отчислен, и место освободитс€.

¬о врем€ прослушивани€ на экзаменах на юную Ўмыгу обратил внимание один из педагогов училища јлексей ¬асильевич ѕопов и пригласил ее поработать солисткой в руководимом им хоре при оркестре  омитета по кинематографии. ’ор этот, как тогда было прин€то, выступал в фойе кинотеатров перед сеансами. ¬ результате дебют “ать€ны Ўмыги состо€лс€ в кинотеатре ЂЁкранї. ѕосле этого она по совету подруги, с которой они вместе солировали в хоре ј.¬.ѕопова, решила не дожидатьс€ места в ћерзл€ковке, а показатьс€ в ћузыкально-театральном училище имени ј. .√лазунова, где готовили артистов театра музыкальной комедии. ѕопытка оказалась успешной: несмотр€ на середину учебного года, “ать€на Ўмыга была прин€та. “ак в 1947 году дл€ нее началась студенческа€ пора. ј первым мужем “ать€ны Ўмыги стал профессор кафедры телевидени€ и радиовещани€ факультета журналистики ћ√” –удольф Ѕорецкий.

¬ училище имени ј. .√лазунова учител€ у молодых студентов были очень разные, с разными характерами и судьбами, но их объедин€ла преданность делу, которому они себ€ посв€тили. јтмосфера в училище была така€, что юные артисты не могли не становитьс€ теми, кого преподаватели хотели в них видеть. ѕедагоги не только учили, но и опекали, пестовали, растили студентов, словно своих детей. Ѕудучи по характеру очень застенчивой и молчаливой, “ать€на вплоть до второго курса не могла обрести в себе уверенности, чувствовала себ€ зажатой. Ќо постепенно, благодар€ вниманию и чуткому отношению руководителей курса, она раскрепощалась. ѕозже јнатолий  ремер рассказывал: Ђќна рассказывала, что когда началась ее учеба в ”чилище имени √лазунова, то чуть в первые дни и не закончилась: Ђя по€вилась там на полгода позже остальных - все уже более-менее освоились, а мен€ всю колотит, € пришла на свой первый день зан€тий. ¬хожу в аудиторию, а там одна из девчонок на столе лихо отпл€сывает. ” мен€ душа в п€тки - ну разве € так смогу?ї. ¬ечером “ан€ прибегает домой и со слезами к маме: Ђ“уда больше ни ногой! ќни все такие уверенные, а € боюсь!ї. ћать “ать€ны »вановны еле-еле уговорила ее остатьс€ в училище. Ќо по мере овладени€ профессией ее зажатость уходилаї.

—амыми любимыми педагогами Ўмыги были —ергей Ћьвович Ўтейн и јркадий √ригорьевич ¬овси. ¬окалом она занималась у ¬еры —еменовны ќлдуковой. “от факт, что формирование будущих артистов проходило в такой атмосфере, “ать€на »вановна позже расценила как подарок судьбы.

“ать€на Ўмыга поступала в среднее специальное учебное заведение, а оканчивала уже ¬”«. ƒело в том, что в 1951 году училище имени ј. .√лазунова было решено соединить с √»“»—ом (ныне –ј“»), создав на его базе факультет артистов театра музыкальной комедии.  ак это не покажетс€ сейчас странным, но, оканчива€ √»“»— по специальности артистка театра музыкальной комедии, юна€ “ан€ вовсе не увлекалась опереттой. ѕо ее воспоминани€м она, в сущности, толком и не знала этого вида искусства. Ѕольше всего она любила оперу, выросла на спектакл€х Ѕольшого театра и в ћосковский театр оперетты впервые попала, только став студенткой четвертого курса института.

ќднако в окт€бре 1953 года молода€ актриса вышла на сцену ћосковского театра оперетты. јртист оперетты, как известно, должен быть универсалом Ц таковы законы жанра: в нем на равных правах сочетаютс€ пение, танец и драматическа€ игра. » отсутствие у артиста одного из этих амплуа ни в коей мере не компенсируетс€ наличием другого. Ќо “ать€на Ўмыга была обладательницей как раз такого своеобразного, можно сказать - синтетического таланта. »скренность, глубока€ душевность и проникновенный лиризм в сочетании с энергией и оба€нием сразу привлекли внимание зрителей к молодой певице. ”же с самых первых ролей, с самого начала творческой де€тельности Ўмыга про€вила себ€ актрисой, гармонично сочетающей пластическую, вокальную и драматическую стороны профессии. “огда же в 1950-е годы стала очевидной ее особа€ любовь к воплощению на сцене праздничности, карнавальности, искрометной легкости и в то же врем€ стремление к отражению душевного состо€ни€ своих героинь.

¬ те годы ћосковский театр оперетты размещалс€ там, где сейчас находитс€ “еатр —атиры, и был неверо€тно попул€рен. ћало сказать, что москвичи любили оперетту, они буквально обожали артистов и спектакли этого театра, многие из которых шли с посто€нным аншлагом. “руппа театра, в те годы возглавл€ема€ »горем “умановым, была не просто хороша€, но великолепна€. “ам работала цела€ пле€да блистательных, выдающихс€ актеров старшего и среднего поколени€, исполн€вших традиционные амплуа классической оперетты: Ђфрачных героевї, Ђпростаковї, Ђкомиковї, Ђгероиньї, Ђсубретокї. Ђ—тарикиї отнеслись к по€влению целой группы молоденьких актрис и актеров вполне благожелательно, стара€сь передать им отношение к театру, как к своему дому. —ами они приходили сюда не на работу Ц они служили театру. Ёта была их семь€, где все занимались одним делом. ¬ теперь уже далекие 1950-е годы прошлого века режиссер »горь “уманов прозорливо заметил, что ЂЎмыга Ц будущее этого театраї.

Ќо поработать “ать€не »вановне с »горем “умановым долго не пришлось. ¬скоре он ушел из театра из-за разногласий с труппой по поводу того, какой должна быть оперетта. ¬ большинстве новых советских оперетт все меньше становилось подлинного комизма, постепенно начали исчезать традиционные опереточное веселье, комедийность и нар€дность. ѕри “уманове оперетта незаметно стала подмен€тьс€ пьесой с музыкой, то есть основным элементом спектакл€ все больше оказывалась драматургическа€ основа. Ќе все старые актеры могли это пон€ть и прин€ть.

¬ €нваре 1954 года труппу театра возглавил ¬ладимир  анделаки. “ать€на Ўмыга тогда готовила под руководством √ригори€ ярона свою первую роль Ц ¬иолетту в Ђ‘иалке ћонмартраї »мре  альмана. Ђя очень любила свою ‘иалочку, Ц вспоминала “ать€на »вановна, Ц позднее € играла Ќинон, и ее искрометна€ Ђ арамболинаї как бы затмила ¬иолетту, но мне очень дорога мо€ ‘иалочкаї. ќ периоде работы ¬ладимира  анделаки (который стал вторым мужем “ать€ны »вановны), главным режиссером в ћосковской оперетте можно говорить как о расцвете этого театра. ¬ладимир јркадьевич активно сотрудничал с Ђасами веселого жанраї Ц »сааком ƒунаевским и ёрием ћилютиным, сумел привлечь к сочинению оперетты таких мастеров советской музыки как ƒмитрий Ўостакович, ƒмитрий  абалевский, “ихон ’ренников, стал первым постановщиком оперетт Ђћосква, „еремушкиї, Ђ¬есна поетї и Ђ—то чертей и одна девушкаї. ѕериод работы  анделаки в ћосковской оперетте - это не только звездный час этого театра, но и расцвет таланта и творчества “ать€ны Ўмыги. »менно тогда она сыграла на его сцене свои лучшие роли.

” “ать€ны »вановны после первой роли последовала работа в знаменитой ЂЅелой акацииї »саака ƒунаевского, жизнерадостной, светлой, полной шуток и комедийных ситуаций. » это при том, что тогда от советских композиторов требовалось не просто писать музыку, но прежде всего думать о ее идейном содержании. ѕо убеждению “ать€ны »вановны, главным достоинством этой оперетты была лиричность. Ђћузыка в ЂЅелой акацииї просто замечательна€, Ц отмечала она. Ц » именно с музыки началось мое увлечение этой опереттойї.

ћосковска€ постановка ЂЅелой акацииї стала заметным музыкальным событием тех лет, а знаменита€ песн€ об ќдессе в исполнении Ўмыги вскоре стала гимном этого замечательного города. ƒаже те, кто никогда не бывал ни в ћоскве, ни в театре ќперетты, знали о спектакле, слушали его по радио, напевали его легко запоминающиес€ мелодии.

¬скоре последовала роль „аниты в оперетте ёри€ ћилютина Ђѕоцелуй „анитыї, котора€ стала этапной в творчестве актрисы. ѕосле исполнени€ этой роли, как утверждала Ўмыга, у нее по€вилась вера в свои силы, вера в то, что она может играть не только таких скромных, лиричных девушек, как ‘иалочка или “ос€. „ана Ц это был уже другой характер. ¬нешне “ать€на »вановна делала свою героиню под любимую московским зрителем аргентинскую киноактрису Ћолиту “оррес. ¬есь спектакль готовилс€ в особо приподн€той атмосфере. ≈го успех, несомненно, был обеспечен благодар€ €ркой, колоритной музыке, и красочной постановке, в которой было много солнца, искр€щихс€ красок, €ркости, блеска. Ётот насто€щий праздник дл€ глаз создали режиссер —.Ўтейн и балетмейстер √.Ўаховска€.

ѕосле шумного успеха Ђѕоцелу€ „анитыї ёрий ћилютин написал оперетту Ђ÷ирк зажигает огниї уже с учетом того, что первым ее должен был поставить ћосковский театр ќперетты, а роль главной героини √лории исполнит “ать€на Ўмыга. ¬ новой работе “ать€ны »вановны было все - и лиризм, и каскадные сцены, и романтизм, и женственность, и душа.

¬ роли √лории –озетта певица подн€лась до вершин мастерства, создав своего рода эталон исполнительского искусства. ќб этой работе “ать€ны »вановны критик ≈.».‘алькович в своей книге, посв€щенной Ўмыге, писала: Ђ огда в центре спектакл€ оказывалась “ать€на Ўмыга с ее лирическим очарованием, безукоризненным вкусом, броскость манеры  анделаки уравновешивалась, ей придавалась содержательность, густое масло его письма оттен€лось нежной акварелью игры Ўмыги. — √лорией –озетта-Ўмыгой входила в спектакль тема мечты о счастье, тема душевной нежности, прелестной женственности, единства внешней и внутренней красоты. Ўмыга облагораживала шумный спектакль, придавала ему м€гкий оттенок, подчеркивала его лирическую линию.  роме того, профессионализм ее к этому времени достиг такого высокого уровн€, что исполнительское искусство артистки стало образцом дл€ партнеровї.

ќт роли к роли Ўмыга совершенствовала свое мастерство. —овершенствовалс€ театр, который по праву можно сказать она создавала вместе с »горем “умановым и ¬ладимиром  анделаки, в котором смогла раскрыть себ€ именно как актриса-певица, не довольствующа€с€ определенным опереточным амплуа, а стрем€ща€с€ к созданию характера и драматургии образов. Ќе случайно на творческих встречах со зрител€ми и в интервью с журналистами “ать€на »вановна говорила, что ее желанием всегда было переименовать театр оперетты в музыкальный театр.

¬ центре репертуара и творческих интересов “ать€ны Ўмыги всегда оставалась советска€ оперетта. ѕрактически все лучшие произведени€ этого жанра прошли с ее участием: ЂЅела€ акаци€ї ».ƒунаевского; Ђћосква, „еремушкиї ƒ.Ўостаковича; Ђ¬есна поетї ƒ. абалевского; Ђѕоцелуй „анитыї, Ђ÷ирк зажигает огниї и Ђƒевичий переполохї ё.ћилютина; Ђ—евастопольский вальсї  .Ћистова; Ђƒевушка с голубыми глазамиї ¬.ћурадели; Ђ онкурс красотыї ј.ƒолухан€на; ЂЅела€ ночьї “.’ренникова; Ђѕусть гитара играетї ќ.‘ельцмана; Ђ“оварищ Ћюбовьї ¬.»ванова и ЂЌеистовый гасконецї  . араева. ¬от такой внушительный список. Ёто были совершенно разные характеры, и дл€ каждого из них Ўмыга находила убедительные краски, порой преодолева€ условность и рыхлость драматургического материала. –оли в этих спектакл€х не только стали этапными в творческой судьбе актрисы, но и во многом определили стиль новой советской оперетты, которую сегодн€ трудно представить без праздничности, карнавальности, без того чудесного сплава красоты и гармонии, феерического полета и эмоционального накала, пластики и голоса “ать€ны Ўмыги. ѕри этом “ать€ну »вановну всегда отличали тонкий вкус, чувство меры, особа€ лиричность, музыкальность. ѕо ее же собственным словам она всегда отталкивалась от музыки, начина€ работу над новой ролью, именно музыка дл€ нее была главной составл€ющей, так как давала актрисе больше всего при создании образа.

“ать€на »вановна удивительно пытливо и тщательно готовила свои роли. ќтлича€сь при этом не только прекрасным вокальным исполнением партии и драматическим мастерством, но и надел€€ тот или иной образ глубиной и красотой женской души, природным из€ществом и неповторимой женственностью. ¬ каких бы жанрах не работала актриса Ц оперетта классическа€, современна€ или мюзикл Ц она всегда стремилась к воссозданию красоты образа. ћир женской души был сквозной темой творчества “ать€ны Ўмыги. ќдного имени “ать€ны »вановны в афише очередного спектакл€ было достаточно, чтобы заполнить зал. ¬ классическом репертуаре после ¬иолетты Ц ее первой роли Ц почитатели оперетты познакомились с ее јделью из ЂЋетучей мышиї, ¬алентиной из Ђ¬еселой вдовыї и јнжелью из Ђ√рафа Ћюксембургаї. ¬ 1969 году “ать€на Ўмыга выступила в новой постановке Ђ‘иалкиї, но уже в роли Ђзвезды ћонмартраї, примадонны Ќинон. ”спех был потр€сающий, а знаменита€ Ђ арамболинаї на долгие годы стала визитной карточкой актрисы.

¬ 1961 году “ать€на Ўмыга стала «аслуженной артисткой –—‘—–. ¬скоре при участии нового главного режиссера театра √.Ћ.јнисимова “ать€на Ўмыга нашла себе зан€тие в новом направлении. ¬ ее репертуар вошел мюзикл. ¬ феврале 1965 года в театре прошла перва€ премьера мюзикла Ђћо€ прекрасна€ ледиї ‘.Ћоу, где она сыграла роль Ёлизы ƒулитл.

ѕо воспоминани€м “ать€ны »вановны делать Ёлизу в начале спектакл€ только вульгарной ей не хотелось. ЂЁто было бы слишком пр€молинейное прочтение образа, Ц писала позднее “ать€на »вановна. Ц ћне виделась в ней сердечность, душевность, даже лиричность Ц то, из чего потом и по€витс€ Ёлиза-леди. я не хотела в первой части спектакл€ Ђпережиматьї. »наче как бы могла просто вульгарна€ цветочница с улицы на глазах зрителей превращатьс€ в умную, элегантную женщину с чувством собственного достоинства? ¬едь из ничего, ничего не бывает. «начит, в Ёлизе все это было заложено от природы, и нужны были только подход€щие услови€. “ак что спектакль этот, на мой взгл€д, не столько о возникновении любви, сколько об обретении простой девушкой с живой душой человеческого достоинстваї. —пектакль имел огромный успех, и даже был сн€т телевизионный фильм-спектакль дл€ телевидени€. ѕозднее в одной из телевизионных передач, посв€щенных творчеству “ать€ны »вановны, рассказывалось о том, что знаменита€ исполнительница роли Ёлизы в американском фильме ќдри ’епберн, услышав арию героини в исполнении “ать€ны »вановны, сказала, что теперь она знает, как зовут русскую Ёлизу Ц ее зовут “ать€на Ўмыга.

¬ 1962 году “ать€ну Ўмыгу пригласили сниматьс€ в кино. ≈е, человека, преданного театру, привлекла возможность творческого общени€ с талантливыми актерами и режиссером Ёльдаром –€зановым в фильме Ђ√усарска€ балладаї. Ўмыга сыграла в нем небольшую роль французской актрисы ∆ермон, приехавшей в –оссию на гастроли и застр€вшей в снегах в разгар войны. ¬ этом фильме у “ать€ны »вановны было совсем немного слов и небольша€ вокальна€ парти€. Ќо даже в этих нескольких эпизодах она сумела сыграть женскую судьбу.

¬ но€бре 1969 года “ать€не Ўмыге было присвоено почетное звание Ќародной артистки –—‘—–. ќкрыленна€ успехом и признанием, она блистательно играла спектакль за спектаклем. ¬ступив в пору творческой зрелости, “ать€на Ўмыга, будучи актрисой тонкого психологического плана, воплощала на сцене всю прелесть жанра оперетты, в котором были и лиризм, и искрометный юмор, и эстрадна€ экстравагантность. —очетание только ей присущего, неповторимого тембра голоса с удивительной сценической пластичностью и превосходным даром не только комедийной и лирической, но и драматической актрисы, создало тот актерский феномен “ать€ны Ўмыги, позволивший ей исполн€ть противоположные по характеру роли и вокальные партии.

ќднако не всегда в жизни “ать€ны Ўмыги были удачи и триумфы. ќна знала и разочаровани€, бывали и поражени€. ¬ театре в начале 1970-х годов у “ать€ны »вановны возникли сложные отношени€ с режиссером √.јнисимовым, с которым “ать€на »вановна не сработалась. ¬ его спектакл€х Ђпропадалї способный увлечь актрису театр, который она создавала с “умановым и  анделаки. “от театр, в котором Ўмыга раскрывала себ€ именно как актриса-певица, не довольствующа€с€ только опереточным амплуа, а стрем€ща€с€ к созданию образа, глубины и характера своей героини.

Ќо сдаватьс€ было не в характере “ать€ны »вановны. » лучшим лекарством от любой печали всегда была работа. Ќа прот€жении всего творческого пути актрисы нар€ду с работой в театре проходила и ее концертна€ и гастрольна€ де€тельность. ¬ репертуаре “ать€ны »вановны были партии ћариетты в ЂЅа€дереї и —ильвы в Ђ—ильвеї ». альмана, √анны √лавари в Ђ¬еселой вдовеї ‘.Ћегара, ƒолли √алахер в Ђ’елло, ƒоллиї, Ќиколь в Ђ варталах ѕарижаї ћинха и других постановках. — ними актриса объездила почти всю страну. ≈е искусство знали и любили не только в –оссии, но и в ”краине и  азахстане, в √рузии и ”збекистане, в Ѕолгарии, „ехии, —ловакии, Ѕразилии, —Ўј и других странах.

¬ 1976 году судьба послала “ать€не »вановне встречу с дирижером “еатра сатиры јнатолием  ремером Ц талантливым музыкантом, композитором, тонко чувствовавшим сцену. ƒл€ них обоих эта встреча стала судьбоносной. ќна подарила им новую любовь и творческий союз, который обогатил “еатр оперетты €ркими музыкальными спектакл€ми, специально созданными дл€ “ать€ны »вановны. —реди них были ЂЁспаньола, или Ћопе де ¬ега подсказалї в 1977 году, Ђ атринї в 1984 году, Ђƒжули€ Ћамбертї в 1993 году и Ђƒжейнї в 1998 году.

ќбраз  атрин стал одной из значительных удач актрисы.  огда-то в театре имени ћоссовета шел спектакль по пьесе ».ѕрута Ђ атрин Ћефеврї (или Ђ∆ена солдатаї), который очень ценила “ать€на »вановна. “еперь же  ремер вместе с поэтом јлександром ƒмоховским написали либретто и создали спектакль, который вновь продемонстрировал €рчайшее дарование актрисы. ¬ работе над этой ролью “ать€на »вановна во многом намеренно уходила от реального исторического прототипа Ц грубой прачки из провинции и создавала обобщенный образ женщины из народа, ставшей благодар€ мужу сержанту Ћефевру герцогиней. ≈е  атрин была вс€ в порыве. ÷елеустремленна€, волева€, не лишенна€ озорства и способна€ на глубокие чувства. Ўмыга правдиво, убедительно и страстно передавала всю гамму переживаний и душевное богатство своей героини. ѕеред зрител€ми представала женщина, которой довелось воевать, защищатьс€ и самой спасать солдат.

¬ 1993 году ј. ремер написал мюзикл Ђƒжули€ Ћамбертї по пьесе —.ћоэма Ђ“еатрї (либретто ¬.«елинковского).  азалось, авторы серьезно рисковали, вз€вшись за эту работу, поскольку до этого по телевидению с большим успехом прошел фильм Ђ“еатрї с блистательной ¬ией јртмане в главной роли, и зрител€м было с чем, и с кем сравнивать. Ќо, как известно, телефильм и оперетта Ц это совершенно разные виды искусства.   тому же, на сцене музыкального театра пьеса —.ћоэма была выстроена по принципу театра в театре: ее герои как бы проигрывали спектакль о жизни ƒжулии Ћамберт, в котором великую актрису ƒжулию Ћамберт играла сама ƒжули€, и это представление дл€ нее €вл€лось последним, так как она завершала им свою карьеру на сцене. ¬ финале героин€ Ўмыги благодарила своих коллег, публику, театр. ”спех эта постановка имела неверо€тный. ¬ конце спектакл€ зал всегда вставал и приветствовал артистов, и в первую очередь, конечно, блистательную “ать€ну Ўмыгу, долгими аплодисментами. Ќар€ду с Ђ атринї в репертуаре театра сохран€лс€ мюзикл ј. ремера Ђƒжейнї. Ќесмотр€ на то, что работа над вокальной партией ƒжейн шла непросто (композитор, казалось, превысил вокальные возможности Ўмыги), петь эту партию, по замечанию самой “ать€ны »вановны, в конечном счете, оказалось Ђне просто удобно, но и интересно... —ейчас € пою ƒжейн лучше, чем все остальноеї, Ц признавалась актриса. “ать€на »вановна считала, что благодар€ спектакл€м Ђ атринї, Ђƒжули€ Ћамбертї и Ђƒжейнї ее сценическа€ жизнь Ђпродлилась красиво, со смысломЕї. “ать€на Ўмыга говорила: Ђ“ри роли, о которых кажда€ актриса может только мечтать. » это не просто другие роли, непохожие на все сыгранные прежде. Ёто другой театрї.

√овор€ о Ўмыге как об актрисе синтетического склада, нельз€ не сказать и о другой странице в ее искусстве Ц роли √елены в драматическом спектакле по пьесе Ћ.«орина Ђѕерекрестокї, на которую ее пригласил главный режиссер театра имени ≈рмоловой ¬.јндреев. Ёта работа вновь раскрыла всю силу ее мастерства и таланта, благодар€ которому она сумела органично соединить на театральной сцене драматическое и музыкальное искусство. Ётот спектакль был продолжением знаменитой Ђ¬аршавской мелодииї. ќн повествовал о встрече героев на исходе XX столети€, но теперь у них не было имен; были ќн и ќна, мужчина и женщина, вновь вспоминающие о своей единственной насто€щей любви, которую подарила им судьба, и которую им не суждено было сберечь. ¬изуальный образ героини Ўмыги оставалс€ неизменным на прот€жении всего спектакл€ - она была красивой и элегантной женщиной. Ђќднако богатство и выразительность жестов, интонаций и вибраций голоса точно передают сложную внутреннюю жизнь образа, способству€ созданию тончайшей эмоциональной атмосферы спектакл€. јктриса проводит всю роль на одном дыхании, в посто€нном контакте со зрител€ми, которые чутко отзываютс€ на все нюансы ее игрыї, - писали критики о работе Ўмыги.

¬ последние годы “ать€на Ўмыга, нар€ду с новым амплуа драматической актрисы, была непременной участницей ЂЅольшого канканаї, задуманного режиссером ћ.Ѕурцевым и художником ¬.јрефьевым как феерический гала-концерт звезд театра оперетты. јктриса выступала с романсом ∆ермон из фильма Ђ√усарска€ балладаї. Ќебольшой вокальный номер в исполнении “ать€ны »вановны превращалс€ в драматическую моносцену и душевную исповедь женщины. ¬ ЂЅольшом канканеї Ўмыга играла и кальмановскую —ильву. ЂЌесчастную любовь актрисы варьете, социальное положение которой не дает возможности вступить в брак с аристократом, “ать€на Ўмыга воплощает без привычных дл€ трактовки этой оперетты Ђперехлестовї, с подлинным драматизмом. ¬ ее —ильве есть все: и чувство любви, и надежда, и пронзительное отча€ниеї, - писали о ее выступлении.

—о временем “ать€на Ўмыга стала выходить на сцену не так часто, всего два-три раза в мес€ц, но на избыток свободного времени жаловатьс€ актрисе не приходилось. “елесъемки, интервью, творческие встречи и спектакли требовали немало времени. –оли в мюзикле Ђƒжейнї, оперетте Ђ атринї, драматическом спектакле Ђѕерекрестокї у “ать€ны »вановны были главные, а это означало, что она весь вечер находилась на сцене. ѕотому актриса должна была быть всегда в форме, что требовало немалого повседневного труда. Ђ” мен€ какой-то внутренний мотор, который не дает мне поко€, Ц говорила “ать€на »вановна. Ц “акой характер. я со своим возрастом иду по разным тротуарам. ѕока мне это удаетс€. ћузыка дает силыї.

ћуж “ать€ны Ўмыги јнатолий  ремер рассказывал: Ђћолодость ей была дана от Ѕога - она не делала никаких подт€жек, а выгл€дела потр€сающе. Ќезадолго до семидес€тилети€ приходит домой и смеетс€: Ђ“оль, ты представл€ешь - поймала машину, за рулем - мужчина лет тридцати. ћен€ не узнал - из молодых, кто в оперетту не ходит. —мотрит так на мен€ с интересом и говорит: Ђј что вы делаете вечером в субботу?ї ќт неожиданности € даже дар речи потер€ла!їЕ ƒо сих пор помещени€ ћосковского театра оперетты представл€ют собой катакомбы, капитального ремонта в нем не проводилось лет 30. » везде крутые лестницы. ¬от по ним Ўмыга и бегала как девочка - тук, тук, тук... ≈сли только в здании отчетливо слышалс€ перестук каблуков, все знали: это “ань-¬ань (так шутливо называли Ўмыгу коллеги) по€вилась! ј если серьезно, каблуки поспособствовали тому, что она серьезно заболела. Ќа юбилейном вечере, посв€щенном ее восьмидес€тилетию, у нее уже болела нога. Ќо она провела на сцене почти три часа, и никто не заметил, какую боль она испытывает. ѕела Ђ арамболинуї в том же сценическом костюме, в котором впервые исполнила роль Ќинон. –азмер в размерї.

¬ 2001 году в издательстве Ђ¬агриусї в серии Ђћой 20 векї вышла книга воспоминаний “ать€ны Ўмыги Ђ—частье мне улыбалосьї. “ать€на »вановна никогда не состо€ла в  ѕ—— и не принимала значительного участи€ в общественной де€тельности в советское врем€. ќднако в последние годы жизни Ўмыга активно про€вл€ла свою гражданскую позицию. ¬ 2008 года она подписала открытое письмо с требованием немедленного освобождени€ —.ѕ.Ѕахминой, а в 2010 году Ч открытое письмо с требованием объективного расследовани€ ƒ“ѕ на Ћенинском проспекте с участием автомобил€ вице-президента ЂЋукойлаї. Ќо она по-прежнему считала, что ее призвание - это театр. “еатр, который, делает мир добрее и честнее. ”никальность актрисы получила высшую оценку народа и государства. “ать€на Ўмыга стала единственной в –оссии актрисой оперетты, получившей звание Ќародной артистки ———– и удостоенной √осударственной премии –оссии имени ћ.».√линки. ќна была награждена орденами Ђ«нак ѕочетаї, Ђ“рудового  расного «намениї и Ђ«а заслуги перед ќтечествомї IV степени.

ѕоследние годы жизни актриса страдала от болей в ногах, но до осени 2009 года выходила на сцену “еатра оперетты в спектакл€х Ђƒжейнї и Ђ атринї. ¬ апреле 2010 года, когда боли стали невыносимыми, “ать€на »вановна обратилась к врачам и была госпитализирована в Ѕоткинскую больницу, где у неЄ диагностировали серьЄзные проблемы с сосудами - плохую проходимость и тромбоз. ћедикаментозное лечение и сери€ хирургических операций, включа€ шунтирование сосудов, не дали ожидаемого эффекта. ќсенью 2010 года врачи вынуждены были ампутировать ей ногу. Ќесмотр€ на предприн€тые усили€, последние недели жизни актриса провела в больнице в крайне т€жЄлом состо€нии, осложнЄнном ишемической болезнью сердца и заболеванием крови. јнатолий  ремер рассказывал: Ђ“ать€на »вановна прожила долгую жизнь - 82 года, смогла бы прожить и еще дольше, если бы не действи€ врачей. “очнее их бездействие. ќни ее убивали. Ђќт чего лечите?ї - мучительно допытывалс€ € у них. ќни, по-моему, сами не знали... ”ходила она от нас очень т€жело - но оставила пам€ть о своей бездне оба€ни€.  ак ей удавалось очаровывать людей, не знаю. Ќо все знакомство с ней сравнивали с прикосновением луча светаї.

3 феврал€ 2011 года, в реанимационном отделении Ѕоткинской больницы, на 83-м году жизни, “ать€на »вановна Ўмыга скончалась.

ѕрощание с “ать€ной Ўмыгой состо€лось 7 феврал€ в ћосковском театре оперетты. ѕосле отпевани€ она была похоронена в ћоскве на Ќоводевичьем кладбище. 1 феврал€ 2013 года на Ќоводевичьем кладбище состо€лась торжественна€ церемони€ открыти€ мемориального надгробного пам€тника “ать€не Ўмыге.
shmyga_ti_old (531x700, 629Kb)


–убрики:  =¬ » ƒ ≈ ќ=
=∆ « Ћ=
=ќЅў»… ќ“ƒ≈Ћ=
=» — “ ќ – » я=
=“ ≈ ј “ –=


ѕроцитировано 12 раз
ѕонравилось: 19 пользовател€м

Ћюс€-Ћюдмила   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 04 ‘еврал€ 2018 г. 15:51 (ссылка)
≈∆»„ ј,
ћолодец, Ћиличка! ќтметила день пам€ти замечательной нашей “ать€ны Ўмыги! —ветла€ пам€ть великой актрисе! ќперетту без Ўмыги даже представить невозможно!
.....ѕам€тник очень интересный! Ќадо при случае побывать на Ќоводевичьем.... многих, из ушедших недавно, там можно увидеть...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
—ергей_”дачин   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 04 ‘еврал€ 2018 г. 16:52 (ссылка)
≈∆»„ ј, велика€ актриса, право слово!
Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
olychca   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 04 ‘еврал€ 2018 г. 21:29 (ссылка)
≈∆»„ ј, «амечательный пост! ќчень люблю эту актрису, она великолепна и талантлива! —пасибо ¬ам большое!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
KLIMOKSANA   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 05 ‘еврал€ 2018 г. 14:12 (ссылка)
¬елика€ ∆енщина, “алантлива€ јктриса!!!!!!!!
¬еликолепный пост! благодарю от души!!!!!!!!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Lada_Vitalina   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 12 ‘еврал€ 2018 г. 08:54 (ссылка)
—ѕј—»Ѕќ!!! ѕрекрасный пост о замечательной ∆≈Ќў»Ќ≈!!! ¬ечна€ пам€ть...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку