-Рубрики

 -Метки

fashion gif style акварель актёры анекдоты архитектура афоризмы биография великобритания вера видео видеорецепт вокальное искусство выпечка гадание германия городской пейзаж графика дача десерт домашняя кухня достопримечательности еда живопись животные жизнь здоровье изобразительное искусство иллюстрации иллюстрация интерьер интерьеры инфографика искусство история кино китай концерт красота крым кулинария культура ландшафт лечение литература мода москва музей музыка народная медицина натюрморт наука новый год огород открытки пейзаж пейзажи питание польза похудение православие праздник прикладное искусство природа продукты путешествие путешествия рамка для текста религия ретро рецептик российская империя россия рукоделие сад сайт санкт-петербург смешное советское кино советы ссср ссылка стиль стихи сша театр тест фильм фото фотограф франция художник художники цветы цитаты шитьё ювелирное искусство ювелирные изделия юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Donnarossa

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

делюсь с вами всем друзья чему сама удивляюсь! а мне интересно многое...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.02.2009
Записей: 19466
Комментариев: 77674
Написано: 129452



Предтечи знаменитых: русские художницы XIX века

Суббота, 23 Мая 2020 г. 09:18 + в цитатник
2495 (437x233, 28Kb)
Россия по праву гордится своими художницами — «амазонками авангарда» Гончаровой или Розановой, а до них — Серебряковой или Остроумовой-Лебедевой, а до них… А кто же был до них? Рассказываем, кто проложил дорогу расцвету женского творчества ХХ века.
File:Female classes of drawings in Peterburg drawing school - E.Khilkova (1855).jpg
Екатерина Хилкова. «Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной
школы для вольноприходящих». 1855. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Количество женщин, занимающихся живописью, стало расти как лавина начиная с 1900-х. А вот в предшествующее столетие их по пальцам пересчитать. Связано это было как с малой доступностью женского образования, так и с патриархальным представлением о том, какие профессии приличны дамам. Ситуация менялась постепенно.

Романовы
Первыми профессиональными художницами на территории России, конечно, были иностранки — Доротея Гзель (жена приглашённого Петром I живописца), Мари-Анна Колло (невестка скульптора Фальконе), Элизабет Виже-Лебрён (супруга художника Жан-Батиста Лебрена) и другие.
 
Пожалуй, первая художница-россиянка тоже иностранка — это императрица Мария Фёдоровна, жена Павла I. Русская великая княгиня с 1776 года, она пользовалась плодами своего отличного немецкого образования: писала пастелью, рисовала по стеклу свинцовыми карандашами, а также одной из первых в мире овладела токарным мастерством. Её лучшие камеи на яшме или агате — портреты родных. Дочери императрицы также занимались рисованием и лепили барельефы. А главное, что Мария Фёдоровна учила не только своих детей, но и занималась образованием вообще всех своих подданных женского пола. Она основывала институты и школы, придумывала учебные программы, то есть наметила чёткий план развития женского образования в России, которого страна придерживалась целый век.
File:MA-Lebrun.jpg
Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (1755–1842). Портрет Марии Антуанетты/Marie
Antoinette in a Muslin dress. 1783
Schloss Wolfsgarten, Langen, Hessen, Germany
File:Self-portrait in a Straw Hat by Elisabeth-Louise Vigée-Lebrun.jpg
Элизабет Виже-Лебрён/фр. Élisabeth Vigée Le Brun. Автопортрет в соломенной шляпке, 1782. Национальная галерея, Лондон
Живописью занималась и её тезка, другая императрица Мария Фёдоровна (жена её правнука Александра III). От неё способности к рисованию унаследовала дочь, великая княжна Ольга Александровна. Это помогло ей кормить детей в эмиграции: пусть её акварели и не так уж талантливы, но покупателям было приятно иметь что-то «от Романовых».

Дворянки-дилетантки
Постепенно у нас стало как в Европе: каждая образованная барышня должна была уметь танцевать, вышивать и рисовать. Среди дворянок Александровской и Николаевской эпохи появились художницы-любительницы, которые украшали свои альбомы и памятные книжки различными зарисовками. Дамы работали по образцу произведений других художников: так фрейлина Екатерина Бакунина (в браке Полторацкая), предмет страсти Пушкина, создала свой «автопортрет», сняв копию с рисунка Ореста Кипренского; её портреты матери и мужа также копийны.
Файл: Екатерина Бакунина.jpg
Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869)
Автопортрет 1816
Работы дворянок-дилетанток
Е. Бакунина (Полторацкая)
Портрет матери. 1828
Некоторые дамы овладели техникой пастели (дочь генерала Каменского Александра Ржевская, племянница графов Паниных Александра Репнина). Рисованием занимались барышни из семей Шереметевых, Долгоруких, Апраксиных. Пристойной считалась роспись миниатюр по слоновой кости — как делала Анна Бутурлина, внучатая племянница канцлера Воронцова. А наиболее талантливые дерзали писать маслом — трудоёмкой «мужской» техникой. Среди них — дочь начальницы Смольного института Александра Бюлер и кузина Гоголя Глафира Псёл, воспитанница генерал-губернатора Малороссии.
Работы дворянок-дилетанток
Графиня Анна Артемьевна Бутурлина, автопортрет, миниатюра, ок. 1817.
В собраниях Эрмитажа
Работы дворянок-дилетанток
Княжна Варвара Николаевна Репнина-Волконская. Портрет кисти Г. И. Псёл, 1839
Дочери и сёстры
Мария Дурнова. Портрет мальчика. 1820
File:Rzhevskaya Antonina A Marry Moment.jpg
Антонина Ржевская(1861-1934) «Весёлая минутка» 1897. Третьяковская галерея
Аристократок, конечно, учили приходящие учителя. По-другому овладевали искусствами девочки, родившиеся в художественных семьях. Самые ранние примеры, видимо, дочь исторического живописца Трофима Дурнова Мария и знаменитого жанриста Венецианова Александра. Произведения Венециановой уже отнюдь не дилетантские, и писать маслом она не боялась. Жаль лишь, что зависимость от родича-учителя налицо: разумеется, девушка создавала жанровые картины. Впрочем, этим грешили и художницы более поздних поколений: возьмём Ольгу Лагоду-Шишкину, которая в 1870-х училась в Императорской Академии художеств. Она стала сначала ученицей, а потом супругой прославленного Ивана Шишкина. Ольга Лагода-Шишкина, как и супруг, писала в жанре пейзажа. Творчеством Исаака Левитана вдохновлялась Софья Кувшинникова — его ученица и возлюбленная.
File:Девочка в траве (1880) - О.А. Лагода-Шишкина (1850-1881).jpg
Лагода-Шишкина Ольга Антоновна
(1850-1881). «Девочка в траве». 1880
Государственная Третьяковская галерея
File:Rzsevskaya Antonina Girl at the window.jpg
Антонина Леонардовна Ржевская (1861-1934)
«Девочка у окна», ранее 1934. Тарусская
картинная галерея, Таруса, Калужская обл
Ближе к концу века женщины из художественных семей обретают свой язык. Никто не упрекнёт в подражательности талантливую сестру Поленова Елену (1850 — 1898) с её волшебными сказками. Своя манера была и у дочери Константина Маковского — Елены Лукш-Маковской.
Файл: Елена Дмитриевна Поленова Е.Поленова.  Портрет Якунчиковой.jpg
Елена Дмитриевна Поленова
Портрет Якунчиковой
Файл: Елена Дмитриевна Поленова В иконописной мастерской.jpg
Елена Дмитриевна Поленова
В иконописной мастерской
Файл: Елена Дмитриевна Поленова 4.jpg
Елена Поленова. Пейзаж
Файл: Елена Дмитриевна Поленова Пейзаж с воронами .1880.jpg
Елена Дмитриевна Поленова Пейзаж с воронами.1880

Прилежные ученицы
Профессиональное обучение женщин началось в конце 1830-х годов, когда при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек. На них училась Евдокия Бакунина и Екатерина Хилкова. Сохранилась картина Хилковой с изображением этих занятий. Со временем женщин стали принимать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Две вольнослушательницы училища, Антонина Ржевская и Эмилия Шанкс, — единственные женщины, принятые в Товарищество передвижников. В 1842 году в Петербурге открылись женские вечерние классы в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся.
File:S Suhovo-Kobylina Italyanskij Pejzazh(2).jpg
Софья Васильевна Сухово-Кобылина
(1825-1867). Итальянский пейзаж. Этюд. 1868
File:Family portrait by E.Khilkova (Kazan museum).jpg
Екатерина Хилкова. «Семейный портрет
Матюниных», около 1870. Государственный
музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
File:Emily Shanks The Girl.jpg
Эмилия Яковлевна Шанкс  (1857–1936)
«Девочка» 1890-е. Частное собрание
File:Shanks 001.jpg
Эмилия Шанкс  (1857–1936) «В цветах (портрет дочери худ. В. Д. Поленова)»
между 1890 и 1900. Частное собрание
File:Emily Shanks Scene in a Russian Hospital The Ear Inspection.jpg
Эмилия Яковлевна Шанкс  (1857–1936)
«Медицинский осмотр в русской богадельне» 1890-е
Челмсфордский музей, Эссекс, Великобритания
File:Emily Shanks Employing a Governess.jpg
Эмилия Яковлевна Шанкс  (1857–1936). «Наём гувернантки» ранее 1913
Тюменский областной музей изобразительных искусств
Допустили женщин и в Императорскую Академию художеств — в первый раз в качестве вольнослушательниц целых 30 человек, в том числе будущую жену Шишкина. Для женщин XIX века, которые начали задумываться об эмансипации, вехой стал 1854 год, когда медаль Академии впервые получила женщина — сестра Сухово-Кобылина Софья. Кстати, двумя годами ранее женщина стала президентом Академии — сестра императора великая княгиня Мария Николаевна.
File:Sukhovo-Kobylina-Graduation.jpg
Софья Васильевна Сухово-Кобылина,
получающая на Акте в Академии художеств
большую золотую медаль (1854)
File:Sukhovo-Kobylina-Selfportrait.jpg
Софья Васильевна Сухово-Кобылина
(1825—1867). Автопортрет художницы.1860-е
В 1873 году в Академии ученицам разрешили заниматься в одних классах с учениками, однако со временем число девушек так возросло, что из них решили сделать своё отделение. Смешанное обучение, да ещё в государственном учреждении, было явлением передовым: так, Мария Башкирцева (1858 — 1884), которая уехала учиться живописи в Париж уже позднее, была удивлена, что во Франции женщинам были доступны лишь частные школы и только с отдельными классами. В 1893 году в Академию стали брать женщин не только как вольнослушательниц, но и как полноправных студентов. А вот на более ответственное — архитектурное — отделение Академии их допустили лишь в 1903 году.
File:Bashkirtseff.jpg
Мария Башкирцева (1860–1884) «Автопортрет» 1880 Musée des Beaux-Arts Jules Chéret (Nice, France)
Мария Башкирцева. "Дождевой зонтик". 1883
Файл: Башкирцев - В Студии 2.jpg
Мария Башкирцева, «В студии» (1881)
Зинаида Серебрякова (1884−1967). "За туалетом". Автопортрет. 1909
Файл: 1912.  Кормилица с ребенком.jpg
Зинаида Серебрякова. 1912
Кормилица с ребёнком
Наталия Гончарова (1881−1962) — правнучатая племянницы той самой Натальи Николаевны Гончаровой, супруги Александра Сергеевича Пушкина (в своё время художница оформила «Сказки о царе Салтане», отдав таким образом дань знаменитому родству).
Гончарова Наталия Сергеевна. Павлин под ярким солнцем
(стиль египетский). 1911. Третьяковская галерея
Файл: Портрет Натальи Абрамовны Васильевой.  Худ.  Бороздна-Стромилова Л.С..tif
Любовь Бороздна-Стромилова
(1813-1894). Портрет Натальи Абрамовны Васильевой. 1832. Государственный литературный музей
Файл: Л.  С.  Бороздна-Стромилин.  Портрет М.  С.  Воейковой.jpg
Любовь Степановна Бороздна-Стромилина
(1813—1894). «Портрет М. С. Воейковой », 1836
File:S Suhovo-Kobylina Italyanskij Pejzazh(1).jpg
Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825-1867). Итальянский пейзаж. Этюд 1868
File:S V Suhovo-Kobylina Pered Grozoj.jpg
Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825-1867). Перед грозой.  1868
File:Вид на город за рекой. Дубовицкая Н.А. 1842.jpg
Надежда Александровна Дубовицкая (1817—1893). Вид на город за рекой 1842
Файл: Маковская 1.jpg
Александра Егоровна Маковская (1837—1915) — русская художница-пейзажистка.
Малороссийский вид, 1891
Веками для женщин пристойным было лишь заниматься рукоделием, а если рисовать — то цветочки да ягодки. А вот творить настоящую живопись, создавать целые вымышленные миры было привилегией мужчин. Быть «серьёзным художником» считалось мужской прерогативой, поэтому серьёзные женщины-художники появляются также поздно, как женщины-юристы и врачи, — в конце ХIX — начале XX века. И с тех пор их число всё растёт.
2495 (437x233, 28Kb)
Рубрики:  Наука, искусство, мода/Живопись, художники
Путешествия по странам и городам
Метки:  


Процитировано 8 раз
Понравилось: 21 пользователям



Mjja   обратиться по имени Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 09:32 (ссылка)
БлагоДарю
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_ARVIK   обратиться по имени Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 11:19 (ссылка)
Спасибо! Отличная подборка
Ответить С цитатой В цитатник
Donnarossa   обратиться по имени Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 13:13 (ссылка)
Mjja, Elena_ARVIK, благодарю, милые, за интерес к теме. И подборка приличная, и тема редкая и познавательная. Доброго вам воскресного денёчка!
Ответить С цитатой В цитатник
Liudmila_Sceglova   обратиться по имени Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 13:56 (ссылка)
С благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 14:04ссылка
Liudmila_Sceglova, Людочка, взаимно за внимание к теме. Доброго воскресения тебе!
ГалКон   обратиться по имени Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 15:11 (ссылка)
Спасибо большое за интересный пост. С благодарностью цитирую!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 24 Мая 2020 г. 15:23ссылка
ГалКон, спасибо Вам за интерес и цитирование. Желаю доброго дня и интересных находок!
Минор   обратиться по имени Понедельник, 25 Мая 2020 г. 00:08 (ссылка)
Очень интересный пост,спасибо,процитировала!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 25 Мая 2020 г. 00:10ссылка
Минор, и Вам спасибо за цитирование и интерес к теме. Доброй ночи!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку