-ћетки

2020 год fashion style акварель актЄры анекдоты архитектура афоризмы биографи€ великобритани€ вера видео видеорецепт вокальное искусство выпечка гадание германи€ городской пейзаж графика дача десерт домашн€€ кухн€ достопримечательности еда живопись животные жизнь закуска здоровье изобразительное искусство иллюстрации иллюстраци€ интерьер интерьеры инфографика искусство истори€ итали€ кино китай концерт красота крым кулинари€ культура лечение литература мода москва музей музыка народна€ медицина натюрморт наука новый год нтв огород париж пейзаж пейзажи питание польза похудение православие православный календарь праздник прикладное искусство природа психологи€ путешестви€ религи€ ретро рецептик российска€ импери€ росси€ рукоделие санкт-петербург скульптура смешное советы ссср ссылка сталик ханкишиев стиль стихи сша театр тест фильм фото фотограф франци€ художник художники цветы цитаты шитьЄ ювелирное искусство ювелирные издели€ юмор

 -–убрики

 -÷итатник

јлександр —емЄнович ¬асильчиков - один из фаворитов императрицы ≈катерины II - (0)

јлександр —емЄнович ¬асильчиков (1746—1813) — один из фаворитов императр...

—”ЅЅќ“Ќ»≈ яƒ»Ќ » - (0)

*** *** *** *** *** 1.

√ениальные хоз€йственные лайфхаки - (0)

...

’отите отдохнуть и набратьс€ сил? Ќет ничего лучше природы! - (9)

—частье как воздух: все знают что оно есть, но никто его не видел... - (2)

ќдним из главных признаков счасть€ и гармонии €вл€етс€ полное отсутствие потреб...

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Donnarossa

 -»нтересы

делюсь с вами всем друзь€ чему сама удивл€юсь! а мне интересно многое...

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.02.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 132547



ЂЋегенда ‘еррариї: двойна€ жизнь прекрасной поэтессы —еребр€ного века

„етверг, 23 январ€ 2020 г. 01:07 + в цитатник
—мотрю с большим интересом 12 серийный шпионский детектив «Ћегенда ‘еррари» с ќльгой ѕогодиной в главной роли. јктЄрский состав и игра прекрасные. » сюжет заинтересовал, он  таков:

ƒействие многосерийной картины разворачиваетс€ в первые годы после ќкт€брьской революции, когда страна, раздираема€ √ражданской войной, с опаской огл€дывалась как на бывших, так и на действующих «союзников». »стори€ основана на реальных событи€х и рассказывает о футуристке, поэтессе «малого» —еребр€ного века ≈лене (Ёль) ‘еррари, или ќльге √олубовской.
—П  —Д–µ—А—А–∞—А–Є (537x302, 336Kb)
-  рым, лето 1920 года. ѕосле неудачного покушени€ на барона ¬рангел€ и гибели агентов разведуправлени€ –  ј большевикам нужен новый хитроумный план по реализации « рымской миссии». Ќа это дело назначают лучшего агента — ≈лену √олубовскую, котора€ свободно владеет п€тью €зыками. ¬  рыму √олубовска€ по€вл€етс€ уже как Ёль ‘еррари — одарЄнна€ италь€нска€ поэтесса, рождЄнна€ в —анкт-ѕетербурге. ≈Є задачей становитс€ не только физическое устранение ¬рангел€ с целью деморализации белой армии, но и руководство операцией по похищению золотой казны белогвардейцев. ¬сем планам неожиданно мешает немец ћаксимилиан Ёрмлер, журналист одной из местных газет, оказавшийс€ по совместительству резидентом британской разведки.

ј кем же на самом деле была ћадам ‘еррари?
–езидент особого калибра ≈лена ‘еррари. ѕоэтесса, разведчица или террорист?  ак ≈лена ‘еррари покушалась на жизнь ¬рангел€, и что св€зывало еЄ с ћаксимом √орьким? „то скрывалось за секретными донесени€ми?  ак создавалась агентурна€ сеть за рубежом? Ќаконец, кем была главна€ героин€, оставша€с€ в истории под несколькими именами? ¬первые вс€ правда о том, как действовала советска€ военна€ разведка в начале XX века.
≈лена ‘еррари, футуристка, носительница традиций чувственной лирики, была необычна во многих отношени€х. ќна писала стихи небрежно, не зациклива€сь на точности рифм, но «цепл€€» публику искренностью. ≈й приписывали романы со многими мужчинами, но всегда казалось, что она зан€та чувствами больше на бумаге, чем в жизни. Ёто было и так, и не так. ќдна страсть затмевала еЄ страсть к поэзии: она была предана и до последнего своего дн€ неистово служила... разведке.
««олото кажетс€ белым…»
/ј. Ѕ./
«олото кажетс€ белым
Ќа тЄмном загаре рук.
я не знаю, что с ¬ами сделаю,
Ќо сама – наверно, сгорю.
я уже перепутала мысли
— душным, гор€чим песком,
ќт €блок неспелых и кислых
Ќа зубах и словах оскомина.
Ѕеспокойно морское лето.
я одна. я сама так хотела.
ќбеднелые грустны браслеты
Ќа коричневом золоте тела.


≈лена ( онстантиновна) ‘еррари/итал. Elena Ferrari, псевдоним; им€ при рождении ќльга ‘Єдоровна –евзина, по мужу √олубева или √олубовска€; (1899, ≈катеринослав — 16 июл€ 1938, ћосква) — русска€ и италь€нска€ поэтесса начала 1920-х годов, кадрова€ сотрудница –азведупра –  ј, капитан госбезопасности, кавалер ордена  расного «намени (1933).
ќльга –евзина родилась в семье штейгера (горного мастера) ‘Єдора јбрамовича –евзина. –одна€ сестра военного де€тел€ и разведчика ¬ладимира ‘Єдоровича –евзина, сменившего фамилию на ¬ол€ (1898—1940, расстрел€н). ќ еЄ €кобы еврейском происхождении и «италь€нской» внешности упоминает Ќ. Ќ. „ебышЄв со слов ¬. ‘. ’одасевича.
¬ладела английским, французским, немецким, италь€нским и турецким €зыками. ¬ 1916—1917 годах — член партии большевиков, затем вместе с братом порвала с большевиками и примкнула к анархистам. ѕрин€ла участие в формировании анархистского партизанского отр€да имени ћ. ј. Ѕакунина, командиром которого стал еЄ брат. Ѕыла замужем, носила фамилию мужа и соратника по партизанскому отр€ду имени ћ. ј. Ѕакунина, рабочего √ригори€ √олубева, о котором более ничего не известно. — 1918 года восстановила сотрудничество с советской властью.
√ражданска€ война
— 1918 по 1920 год в составе  расной армии участвует в √ражданской войне: сестра милосерди€, р€довой боец (стрелок), командир стрелкового отделени€ и разведчица в тылу деникинских войск. ¬оевала в составе 12-й армии –  ј на ”краине, в одном из боЄв лишилась пальца на руке. ¬ это же врем€ еЄ брат ¬. ‘. ¬ол€ «выполн€л отдельные боевые задани€ в тылу врангелевских войск на „Єрном море, где им была захвачена непри€тельска€ шхуна с грузом и пленными».
¬ мае 1920 года отправлена в ћоскву дл€ учЄбы на  урсах контрол€ и разведки. ѕо заданию советской разведки в марте 1921 году отбыла на оперативное задание в “урцию.
ѕо данным, полученным в 1923 году ћаксимом √орьким, √олубовска€ принимала участие в таране €хты ѕ. Ќ. ¬рангел€ «Ћукулл» 15 окт€бр€ 1921 года. ¬ €хту главнокомандующего, сто€вшую в  онстантинополе на рейде, врезалс€ италь€нский пароход «јдриа», шедший из советского Ѕатума. ¬рангель находилс€ на берегу и не пострадал, погибли мичман ѕ. ѕ. —апунов, корабельный повар  раса и матрос ≈фим јршинов; при потоплении €хты были утрачены деньги и ценности врангелевской армии. –асследование пришло к выводу о случайности происшестви€, в то врем€ как это, по-видимому, было покушением на ¬рангел€, организованным советской военной разведкой.
Ѕерлин и ѕариж: резидентура и литературна€ де€тельность
¬ 1922 году ≈лена ‘еррари (этот псевдоним она в дальнейшем будет использовать и как литературный, и как агентурный) по€вл€етс€ в Ѕерлине и заводит личные знакомства с ћаксимом √орьким и другими литераторами русского Ѕерлина начала 1920-х (¬иктором Ўкловским, ¬ладиславом ’одасевичем). —охранилась и частично опубликована еЄ переписка с √орьким, начавша€с€ в апреле 1922 года. Ќачинающа€ поэтесса и писательница предлагала свои опыты на отзыв √орькому и Ўкловскому. Ўкловский советовал ей обратитьс€ к опыту современной модернистской литературы, в то врем€ как √орькому были не по душе еЄ подражани€ ѕастернаку и ћа€ковскому, и тот призывал ‘еррари следовать за ’одасевичем как преемником пушкинской традиции.  орреспондентка увер€ла √орького, что возвращение в –оссию дл€ неЄ невозможно из-за каких-то «ошибок» перед советской властью. ¬ то же врем€ опубликованные материалы по советским спецслужбам указывают, что и в Ѕерлине √олубовска€-‘еррари продолжала вести разведывательную де€тельность «по разложению войск јнтанты».
¬ но€бре 1922 года √олубовска€ была назначена помощником —. ѕ. ”рицкого, нового резидента –азведупра и ќ√ѕ” в ѕариже после провала якова –удника. —воим берлинским знакомым она представила эту поездку как вызванную литературными интересами. Ўкловский написал дл€ направл€вшейс€ в ѕариж ‘еррари, увлечЄнной авангардом, рекомендательное письмо футуристу »лье «даневичу.
037 (80x32, 1Kb)038 (80x32, 1Kb)
¬ конце 1922 — начале 1923 года ‘еррари стала активным участником собраний Ѕерлинского дома искусств, и еЄ им€ неоднократно упоминаетс€ в прессе. “есно общаетс€ с художником »ваном ѕуни, жившим неподалЄку от неЄ в Ѕерлине. »х соседство упоминаетс€ в повести Ўкловского «Zoo, или ѕисьма не о любви», где имеетс€ и словесный портрет ≈лены:
«” неЄ лицо фарфоровое, а ресницы отт€гивают веки.
ќна может ими хлопать, как дверьми несгораемых шкафов…»
‘еррари выступала в Ѕерлине также совместно с италь€нским футуристом –уджеро ¬азари. ¬ 1923 году в Ѕерлине (издательство «ќгоньки») выходит сборник стихотворений ‘еррари «Ёрифилли» (название — греческое женское им€, буквально «гор€чо любима€»). ѕланировались к выходу (в издаваемом √орьким журнале «Ѕеседа» и отдельной книгой) еЄ прозаические «сказки», которые, в отличие от стихов, √орькому нравились, однако публикаци€ не состо€лась.
Ё–»‘»ЋЋ»
ихо на море. “ихо везде –
¬дали и вблизи.
Ёрифилли неслышно по тЄмной воде
—кользит.
«вЄзды в воде – €нтари
Ћиловой морскою ночью.
Ќа мачте нашей горит
јлый цветочек.
Ќа мачте нашей горит
 ровавый флажок, –
¬ зеркале мор€ свои фонари
«ажЄг.
–асцветает, как в утреннем небе,
«олотой солнечный шар.
¬ыплывает, как алый лебедь, –
 расный петух – пожар.
«вЄзды! —вой блеск тусклый, бедный,
—пр€чьте.
” нас огнЄм горит победа
Ќа мачте!..
¬ апреле 1923 года √орький вы€сн€ет (по-видимому, через своего сына ћаксима ѕешкова, имевшего личные знакомства в ќ√ѕ”) еЄ прошлое и предупреждает ’одасевича, чтоб тот был осторожнее с ‘еррари: «на большевичков работает, служила у них в контрразведке… она протаранила в  онстантинополе белогвардейскую €хту». —охранилось письмо поэтессы к √орькому от 22 апрел€ 1923 года, где она сокрушаетс€ по поводу каких-то слов ћаксима ѕешкова и ход€щих вокруг еЄ биографии слухов, не говор€ ничего определЄнного. „ерез два дн€ √орький отвечал, что ‘еррари, рассказыва€ о своей биографии, «говорит о себе неверно», но «говор€ о себе, ничего не ищет, кроме себ€».
File:Elena Ferrari 1920s.png
»тали€
≈лена ‘еррари в 1920-е годы
ѕосле раскрыти€ еЄ биографии ‘еррари прекращает свои литературные контакты в Ѕерлине и отправл€етс€ в ћоскву (где в декабре 1923 года присутствовала на дружеской встрече с Ѕ. Ћ. ѕастернаком и —. ѕ. Ѕобровым), а затем с новым разведывательным заданием в »талию. “ам она продолжила литературную де€тельность совместно с художником-футуристом русского происхождени€ ¬иничио ѕаладини, входила в группу италь€нских «имажинистов» (дебютировавших в 1927 году, когда ‘еррари уже была в ћоскве).
¬ 1925 году вышел еЄ второй сборник стихов «константинопольской» тематики «Prinkipo» (греческое название острова Ѕююкада около Ѕосфора) на италь€нском €зыке. Ёту книгу ‘еррари посылала √орькому, с которым вновь списалась осенью 1924 года.
ѕоследние дес€ть лет карьеры
¬ 1925 году √олубева (√олубовска€) вернулась в ———– и возобновила работу в аппарате –азведупра на месте. ¬ €нваре 1926 года назначена сотрудником-литератором третьей части третьего отдела –азведупра –  ј, но летом того же года уволена со службы. ѕечаталась под псевдонимами как журналист в советских издани€х («Ќовый зритель», « расна€ нива», « расна€ звезда», «»звести€», «ёный коммунист», «ѕионер»), а также продолжала публиковатьс€ в »талии.
¬ 1926—1930 годах не работала в разведке, наход€сь, однако, в резерве –  ј, затем вновь получила задание во ‘ранции и работала там помощником резидента, пользу€сь прежним псевдонимом ‘еррари. ¬ 1932 году на страницах парижской газеты «¬озрождение» Ќ. Ќ. „ебышЄв, сотрудник врангелевской контрразведки, со слов ’одасевича предаЄт гласности участие ≈лены ‘еррари в таране €хты «Ћукулл», назвав, помимо псевдонима, также фамилию «√олубева» (героин€ заметки в то врем€ вновь находилась во ‘ранции, что, возможно, стало известно „ебышЄву) и особую примету — отсутствие пальца на руке. ¬ начале 1933 года разведчица была отозвана в ћоскву, либо из-за статьи „ебышЄва, либо из-за серии провалов советской агентуры в ≈вропе.
ѕостановлением ÷»  ———– от 21 феврал€ 1933 года ќльга √олубева награждена орденом  расного «намени «за исключительные подвиги, личное геройство и мужество» (орден вручЄн 7 июл€ 1933 года). ¬ июне 1933 года после сдачи экзаменов по французскому €зыку получила звание «военный переводчик I разр€да», а в сент€бре 1935 года сдала также и экзамены по италь€нскому. Ѕыла помощником начальника отделени€ первого (западного) отдела –азведупра –  ј (1935—1936), это продвижение по службе было св€зано с назначением главой –азведупра еЄ многолетнего шефа —. ѕ. ”рицкого.
¬ 1935—1936 годах под оперативным псевдонимом «¬ера» работала в —Ўј. ѕрисвоено воинское звание капитан госбезопасности (июнь 1936 года). ѕроживала в ћоскве по адресу:  ривоколенный переулок, дом 5, квартира 25.
«ћоре в отсветах лиловых…»
ћоре в отсветах лиловых
”стало дышать.
√убы, давно не целованные,
∆дут и дрожат.
¬етер слегка свежеет,
“ревожен покой…
 то в выгибе тЄплой шеи
ѕриютитс€ щекой?
¬скоре после разгрома кадрового состава –азведупра и ареста ”рицкого в 1937 году гибнет и √олубева-‘еррари: 1 декабр€ 1937 года арестована (через мес€ц после ”рицкого), 16 июн€ 1938 по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации приговорена ¬оенной коллегией ¬ерховного суда ———– к высшей мере наказани€ и в тот же день расстрел€на. 23 марта 1957 года реабилитирована посмертно. ¬ 1963 году частично опубликована еЄ переписка с √орьким; о сотрудничестве «советской писательницы» ‘еррари с разведкой и еЄ расстреле публикаторы не упоминают.
ƒокументальный фильм о жизни военной разведчицы и поэтессы ≈лены ‘ерарри
»стори€ женщины, изменившей ход истории


—тихи Ёль ‘еррари входили в состав антологии «—то поэтесс —еребр€ного века» (—ѕб., 1996. — 2-е издание под названием «—то одна поэтесса…» — 2001). ¬ 2009 году сборник «Ёрифилли» был переиздан.
—¬≈„»   ќЅ–ј«јћ
я люблю в вечернем храме
—тавить свечи к образам
» к “ебе в широкой раме
ѕоднимать мои глаза.
ѕозабыть людские лица,
» дышать легко, легко,
» без слов душой молитьс€
¬ тишине “воих икон.
ЋьЄтс€ в сумеречном свете
√олуба€ благодать.
“ы душе моей ответишь,
Ќе сказав ни «нет» ни «да».
–обко опустив ресницы,
я уйду в мерцань€ свеч
» всю ночь мне будет снитьс€
√лаз “воих нема€ речь.
–Ь–µ—З –Є —Ж–≤–µ—В—Л (557x158, 21Kb)
–убрики:  Ќаука, искусство, мода, истори€, культура, архитек/Ћитература, изыски, цитаты, афоризмы, полиграфи€
Ќаука, искусство, мода, истори€, культура, архитек/ ино, фильмы, роли, актеры, актрисы
–азное
∆изнь, красота, здоровье, лечение, народные рецепт
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 17 пользовател€м



Ѕахыт_—ветлана   обратитьс€ по имени „етверг, 23 январ€ 2020 г. 17:54 (ссылка)
.
40 (1) (512x512, 53Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќинель_-_Ќик   обратитьс€ по имени „етверг, 23 январ€ 2020 г. 20:47 (ссылка)
«агадочна€ личность. ¬роде бы работала в разведке, дали орден и расстрел€ли за шпионаж. Ќаверное подумали, что это она поспособствовала разгрому агентуры. —пасибо, Ћена, интересно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 25 январ€ 2020 г. 22:48ссылка
ќна была в команде ”рицкого, после его ареста арестовали и еЄ. я досмотрела до конца фильм. ќчень интересный сюжет, но там не о всей еЄ жизни поведали. ќчень рекомендую посмотреть, Ќина.
officersha   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 27 январ€ 2020 г. 15:14 (ссылка)
Ѕлагодарю за интересный пост! ”знала много нового.
‘ильм мне не понравилс€, хот€ в самом начале заинтересовал.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 27 январ€ 2020 г. 18:52ссылка
ƒобрый вечер, Ћена. ¬от и € заинтересовалась личностью ‘еррари и вообще о ней узнала благодар€ фильму, но, несмотр€ на многие негативные отзывы о фильме, он мне очень понравилс€.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку