-ћетки

агресси€ аксессуары анонсы ароматерапи€ архетипы блог эвелины гаевской визуализаци€ война полов волгоград врем€ выбор деньги дети дневник женска€ психологи€ женские архетипы женские инициации женщина зависимость здоровье игрушки интернет инфобизнес инфовирусы информационные вирусы информационные обмены информаци€ инфотехнологии истори€ как живу коллективное сознание контакт культы любовь манипул€ции мемы мимы миртесен мифологи€ мифы мода мотиваци€ мужское-женское мужчина мужчина-женщина отзывы о компани€х отношени€ первоэлементы сознани€ переделка мебели пищевое поведение практикум притчи пространство псипрактикум психоанализ психологи€ отношений мужчины и женщины психотерапи€ психотехнологии психотравма путь реклама религи€ речь родовое € роспись предметов секс сексуальность семейна€ система семейный сценарий семь€ символы сказки слав€не слав€нство сознание социальное поведение социальные сети социальные тренды социумное € страх телесна€ разумность тесты тильды узоры и орнаменты украина-росси€ украшени€ феномены сознани€ финансова€ разумность фракталы фракталы в психологии цветотерапи€ цитаты эволюци€ эго эмоции эмоциональна€ разумность энерги€ этно юмор €зычество

 -–убрики

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Apple_of_Eve

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.02.2009
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 55044


" урочка р€ба". —мысл сказки.

¬оскресенье, 24 Ќо€бр€ 2013 г. 16:13 + в цитатник
÷итата сообщени€ —ад_сердца


»з интернета: 

"«адумаемс€, почему в культуре воспитани€ ѕ–»Ќя“ќ рассказывать истории. ѕочему эта традици€ оказываетс€ на редкость устойчивой. ƒл€ того чтобы традици€ сохран€лась сотни и тыс€чи лет, нужны серьЄзные основани€ - основани€, св€занные — Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“№ё ƒЋя ∆»«Ќ».

–ассказывание сказок Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ ƒЋя ∆»«Ќ» –≈Ѕ®Ќ ј, дл€ его развити€, формировани€ важнейших навыков, дл€ его адаптации в современном мире, дл€ его последующей духовной самореализации.
ƒело в том, что в образном и сюжетном р€ду сказок зашифрованы важнейшие общечеловеческие знани€, которые охватывают все жизненные сферы человека:
o ќбласть отношений между людьми,
o »нструменты преодолени€ трудностей и разрешени€ конфликтов,
o —ценарии «борьбы со злом» внешним и внутренним,
o –екомендации по противосто€нию стрессу,
o “ипологии людей и способы вли€ни€ на них,
o ƒуховное развитие человека,
o ћужска€ и женска€ психологи€.

ƒавайте вспомним всем известный вариант текста одной из самых коротких сказок – « урочка –€ба».
«∆или-были дед да баба. » была у них курочка –€ба.

—несла курочка €ичко, да не простое - золотое. ƒед бил, бил - не разбил. Ѕаба била, била - не разбила. ј мышка бежала, хвостиком махнула, €ичко упало и разбилось. ƒед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Ќе плачь, дед, не плачь, баба: снесу € вам другое €ичко, не золотое, а простое!»

Ќам важно пон€ть принцип – «чем короче истори€, тем больше в ней скрытого смысла».

«акономерно, что ребЄнок узнает эту сказку одной из первых. —ледовательно, в ней зашифрована важнейша€, наиглавнейша€ информаци€. “о, что нужно заложить в сознание и подсознание, прежде всего. „то же мы должны сказать маленькому человеку в самом начале?

√лавный закон – ∆»«Ќ№ —јћј ѕќ —≈Ѕ≈ я¬Ћя≈“—я ¬≈Ћ»„ј…Ў»ћ ѕќƒј– ќћ,    ќ“ќ–ќћ” Ќ”∆Ќќ ќ“Ќќ—»“№—я Ѕ≈–≈∆Ќќ » ¬Ќ»ћј“≈Ћ№Ќќ.

¬о-первых, что есть €йцо? —имвол жизни. „ем будет €вл€тьс€ золотое €йцо? ¬еличайшей ценностью. » это вселенское чудо подарено главным геро€м обыкновенной, р€бенькой курочкой. 

¬о-вторых, удивительна и сама курочка, пЄстра€ курица - это ритуальный персонаж, св€занный с загробным миром. ѕоэтому сказка про  урочку –€бу воспринимаетс€ как след давно ушедшего €зыческого ритуала.  урочка –€ба живЄт с человеком, помогает ему, но в то же врем€ представл€ет собой опасность. —трашные приметы, св€занные с курицей - общее место в слав€нском фольклоре.  урица, кричаща€ петухом - приносит смерть.
Ќесколько упроща€, можно сказать, что в русском фольклоре р€бой и пЄстрый – это цвета «емли и —олнца, ∆изни и —мерти, —часть€ и Ќесчасть€, Ѕога и ƒь€вола, ¬есны и ќсени в их вполне непристойном симбиозе.

∆изнь тоже представл€етс€ состо€щей из разноцветных полос, и смерть – это чЄрна€ полоса жизни. –€бой, пЄстрый, пегий и полосатый – это именно цвета, но в то же врем€ они удивительным образом не имеют определЄнного цвета, они - неизобразимы.

¬ то же врем€ пЄстрые, р€бые и полосатые персонажи русского фольклора – самые удивительные, фантастические и волшебные. »х символический статус говорит лишь о смене р€дов воспри€ти€, это идеальный пример полного отсутстви€ самой возможности определени€ цвета.

“акой цвет пограничен, это цвет перехода из одного мира в другой, цвет земли и солнца, цвет некоего первоначала жизни, которое дало исток всем цветам и потому не может не быть р€бым по своей сути.

¬-третьих, что стали делать с €йцом дед с бабой? Ѕ»“№!  ому-нибудь пон€тны их действи€? Ёто абсурд! Ќе сомневаюсь, и дет€м пон€тно, что бить золото совершенно бесполезно, кроме того, кака€ цель – уничтожить?

ј может, стоило снести золотое €йцо в ломбард? ћне кажетс€, почти каждый взрослый при рассказывании сказки, в этот момент негодует. Ќо деда с бабой можно только пожалеть, ибо настолько они ограничены, что хоть и заметили необычность подарка, но что с ним делать не придумали.

»х жизнь идЄт по накатанной колее, на каждый знакомый предмет есть знакомое действие: €йца-бить. Ќаверное, если бы им попалось €йцо, работы ‘аберже, его постигла та же участь. ƒед и баба потер€ли чуткость к происход€щему и не прошли испытани€ на проницательность, не смогли воспользоватьс€ шансом, подаренным им судьбой.

¬-четвЄртых, кто така€ мышь? Ќарочно ли она разбила золотое €йцо? „то она получила с этого? 
«амечали ли вы, что многие наши желани€ реализуютс€? ѕричЄм иногда задуманное нами происходит благодар€ действи€м других. ћы называем это стечением обсто€тельств, везением, совпадением, но это происходит.

»так, какое желание демонстрировали дед и баба, колот€ по золотому €йцу? ∆елание разбить. »х желание привлекло некоторую «третью силу» - мышь. “ак что мышь €вл€етс€ «инструментом» реализации желани€ деда и бабы.

», наконец, дед с бабой плачут, а курочка (котора€ за всю сказку не проронила ни слова) кудахчет, так, что люди еЄ понимают.  стати, считаетс€ что эта часть сказки дописана с введением христианства.

ƒед и баба осознали свою ошибку – пока€лись и √осподь (через курицу) даровал им прощение. Ќо обещает курочка €ичко простое, взамен золотого. ѕростым €йцом можно насытить тело, но духовно они уже все потер€ли, их жизнь всего лишь существование.

≈сли перевести со «сказочного» €зыка, то получитс€ примерно такое обращение: „удо может случитьс€ в любой момент, тогда когда ты не будешь его ждать. » источником чуда может €вл€тьс€ самый обычный объект.

—амое главное, заметить и распознать это чудо. ≈сли ты не будешь достаточно чуток, то можешь потер€ть что-то очень важное.  аждое твоЄ желание – тво€ ответственность, потому что каждое твоЄ желание будет реализовано. Ѕудь осторожен по отношению к своим желани€м и действи€м.

≈сли ты не оценишь жизнь, подаренную тебе, то она станет пресна, сера и не будет в ней больше золота и света. Ќет важнее подарка, и чуда большего, чем жизнь! „удеса случаютс€ в твоей жизни!

я не думаю, что не стоит этого говорить ребЄнку, € думаю, что он не сможет этого пон€ть. ƒаже не каждый взрослый сможет. Ќо в сказке эти установки зашифрованы, закодированы, и они ложатс€ в подсознание, закладыва€ основы бережного отношению к своей и чужой жизни.

¬ы знаете, что вариантов одной и той же сказки существует множество, € приведу ещЄ два, из сборника јфанасьева.

∆ил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла €ичко в куте под окошком: пестро, востро, кост€но, мудрено! ѕоложила на полочку: мышка шла, хвостиком тр€хнула, полочка упала, €ичко разбилось.

—тарик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатаетс€, девочка-внучка с гор€ удавилась. »дет просвирн€, спрашивает: что они так плачут? —тарики начали пересказывать: « ак нам не плакать? ≈сть у нас курочка-татарушка, снесла €ичко в куте под окошком: пестро, востро, кост€но, мудрено! ѕоложила на полочку: мышка шла, хвостиком тр€хнула, полочка упала, €ичко и разбилось! я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатаетс€, девочка-внучка с гор€ удавилась». ѕросвирн€ как услыхала — все просвиры изломала и побросала. ѕодходит дь€чок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

ќна пересказала ему все горе; дь€чок побежал на колокольню и перебил все колокола. »дЄт поп, спрашивает у дь€чка: зачем колокола перебил? ƒь€чок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

***
„ем отличаютс€ эти истории от ставшего привычным варианта? ѕрежде всего, тем, что в сказках, собранных јфанасьевым нет и намека на то, что старики к €йцу «пестреному, востр€ному, кост€ному да мудреному» прикасались, а тем более били-били, да не разбили.
«олотое €йцо они только лишь увидеть смогли да оценить по достоинству. —ама курочка так положила €йцо, что оно стало легкой добычей «незадачливой» мышки. —тарики лишь смогли эмоционально остро отреагировать на эту трагедию, что на их глазах разразилась.

ј то, что трагеди€ произошла не шуточна€, свидетельствуют все последовательно разворачивающиес€ событи€ — в печи пылает, верх на избе шатаетс€, внучка с гор€ с жизнью молодой расстаетс€, св€щеннослужители, о беде прознав, символы веры уничтожают (просви¬ры, колокола, книги).

¬о второй приведЄнной версии сказки строй стал плакать. ј строй — это не кто иной, как нищий, калека, убогий — на –уси св€той человек, которому многое из неведанного — ведано, а из веданого — неведано.

ќ чем предупреждает сказка? Ќе о такой ли беде великой, когда всей жизни на земле конец приходит? ѕочему кликушествуют юродивые, почему во все колокола бьют так, что колокола не выдерживают, почему хлеба в печь не став€т, а уже испечЄнные раскидывают да изламывают?

ƒействительно, как ни печально, но при особом стечении непредвиденных обсто€тельств», а точнее из-за человеческой халатности жизнь всего человечества оборватьс€ может. ќчень хрупка€ вещь эта – жизнь! —овременные событи€ – техногенные катастрофы, террористические акты и природные катаклизмы свидетельствуют о неотвратимости расплаты за халатность по отношению к самой важной на свете ценности — жизни.

»так, если прислушатьс€ к сказке, первое, что мы должны пон€ть, прин€ть и донести до сознани€ ребЄнка, — то, что жизнь тво€, мо€ и каждого жител€ «емли — великий дар, особа€ ценность и обращатьс€ с ней надо бережно, осторожно и уважительно.

»сточник

»з лекции историка русской литературы и культуры ƒревней –уси јлександра ”жанкова :

„то значит дед и баба?  ак их понимать? ћы знаем, что христианство глубоко символична€ религи€. «начит любой образ можно воспринимать как символ, а в символе всегда много значений.

≈сли будем искать духовный смысл, то можно пон€ть, что речь идЄт о прародител€х, потому что вс€ народна€ сказка строитс€ именно на этом, должны быть ассоциативные св€зи между  современностью и прошлым.

«начит дед и баба - это прародители јдам и ≈ва.  урочка. ¬ечный вопрос: „то первично: €йцо или курица?

яйцо снесла не простое а золотое. Ќа многих иконах мы видим золотой фон. «олото означает вечность, отсутствие времени.  ≈сли снесли €йцо золотое, а не простое, значит яйцо - это мироздание.

јдам и ≈ва получили рай, в котором не было времени.  ак отнеслись јдам и ≈ва или дед и баба к этому €йцу? ƒед бил-бил и не разбил, баба била-била и не разбила.

«ачем, какой смысл в том, чтобы разбить это €йцо? ¬едь оно дано дл€ сбережени€,  а они относ€тс€ с небрежением. ѕочему? ќни положили это €йцо на полочку куда-то, мышка бежала, хвостиком вильнула, €йцо упало и разбилось.

  то така€ мышка? Ёто  представительница потусторонних сил.

¬ Ѕиблии что сказано?  ак можно было искусить јдама? “олько через ≈ву - тут и змий по€вл€етс€. ј зачем? ј чтобы забрать этот золотой рай, который у них был.

ј в сказке что? ¬ сказке тоже рай, который не берегут дед и баба. ѕоэтому они тер€ют его, т.е. он разбилс€, они остались вне, т.е. без него.

ƒед и баба плачет, курочка кудахчет: не плачь, дед и баба, € снесу €ичко, но теперь простое, не золотое. ѕочему? ѕотому что јдам и ≈ва уже изгнаны из ра€. ќни теперь будут жить мире, где есть врем€, есть пространство, есть страсти.

Ёто уже другое мироздание . яйцо - ведь это тоже символ мироздани€. ѕоэтому дл€ них это будет уже другой мир. в котором они будут жить

Ёто очень проста€ сказка. –усска€ культура - особа€. ћногие вещи передаютс€ из поколени€ в поколение и как приуготовление к воспри€тию Ѕиблии. Ќе все же в народе, в быту читали библию, но многие знани€ передаютс€ в фольклоре, в частности в сказке : "сказка - ложь, да в ней намЄк - добрым молодцам урок" - там есть нечто, что учит, чему-то учит, или приуготовл€ет к христианству.

ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 05 —ент€бр€ 2014 г. 08:13 (ссылка)
ѕотр€сающий ќ–»——! сама€ глупа€, как мне кажетс€ с детства, сказка... если не знаешь глубинных смыслов. уверен, если покопать, можно массу интересного за уши прит€нуть
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать ветку
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 05 —ент€бр€ 2014 г. 08:47ссылка
слав€нскую мифологию вообще с одного раза полностью оттрактовать невозможно
јноним   обратитьс€ по имени „етверг, 23 ќкт€бр€ 2014 г. 21:10 (ссылка)
∆или-были - это значит что речь пойдЄт о прошлом .
дед и баб - мужское и женское начало ,без персонификации.
была у них курочка р€ба - ум.
снесла курочка €ичко - слово . пон€тие
не простое ,золотое - абстрактное пон€тие.
дед бил не разбил - труд без непосредственного созидани€.
баба била не разбила - невозможность создать новое?.
мышка бежала - длительность , врем€ шло.
хвостиком задела - дл€ разрушени€ выстроенного на абстрактном , потребовалось микро усилие.
€ичко упало - катастрофа?.
и разбилось - крушение цивилизации , разрушение системы ценностей , уклада, мироустройства?.
дед плачет ,баба плачет - переход в насто€щее врем€ , в сейчас , печаль беспредельна€ ,смерть.
курочка им кудахчет - ум занимает главное место?.
не плачь дед , не плачь баба - утешение .
снесу вам €ичко - переход в будущее , будет у вас друга€ система смыслов?.
не золотое , простое. - понимание истинного смысла жизни ?.

ѕроста€ форма, детской сказки на ночь, выбрана дл€ установки и доставки смыслового €дра получателю. —мыслова€ многослойность капсулы защищает €дро .
ѕогремушка - поверхность послани€ , производит при€тный шум , успокаивает и развлекает слабенький ум ребЄнка , проникает и закрепл€етс€ в нЄм ( установка произведена ) .”м жертвы начинает работу по расщеплению капсулы.
Ётический фильтр - ум поглощенный пристрасти€ми дальше пройти не может.
‘ильтр ѕлатона - ум ограниченный какими - либо рамками дальше пройти не может.
ядро . Ќо не факт .
 апсула установлена в сознание- ум за долго до по€влени€ письменности, суд€ по размеру и содержанию в период одомашнивани€ животных.
ѕолучатель? ѕолучатель, ¬озможно, это ћџЎ»Ќџ… ’¬ќ—“. “огда мы держим в руках детонатор.
¬озможно это предупреждение о надвигающейс€ катастрофе.
»ли сигнал бедстви€.
ќтправитель сообщени€ ”ћ - сознание, очень древнее и получатель тоже ”ћ, но сейчас.
¬озможно получатель и отправитель один и тот -же персонаж ”ћ-—ќ«ЌјЌ»≈ вне времени , про€вл€ющий себ€ в каждом осознающим его . ѕравильное осознание смыслового €дра послани€ , возможно включает некий механизм в сознании и пробуждает в получателе отправител€. «мей уробору кусает себ€ за хвост.

ƒл€ более полного раскрыти€ темы , готовитс€ к публикации комикс , в сборнике комикс клуба города ќрЄл
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
јноним   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 январ€ 2016 г. 11:56 (ссылка)
¬от уж поистине, горе от "ума"! —мысл-то простой, и на поверхности лежит, а все горе-философы его где-то за морем ищут ))) ќни и в глухой деревне будут пытатьс€ за €йца банковской картой рассчитыватьс€ ))) Ќо окажись они голодными на необитаемом острове, где вместо обычного €йца найдут золотое - сразу поймут смысл " урочки р€бы": золотые €йца не насыщают.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку