-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ¬ера_Ћещенко

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.01.2009
«аписей: 223
 омментариев: 259
Ќаписано: 558



ћое интервью

¬торник, 13 январ€ 2009 г. 00:59 + в цитатник

 

 (300x321, 53Kb)

 

 

 

Ёто мо€ беседа с ƒмитрием Ўварцем. Ўансон-ѕортал.

Ќадеюсь вам будет интересно.

http://www.shanson.org
 

— ј∆»“≈, ѕќ„≈ћ”…

 
¬ тот день на «Ўансоне» зарегистрировалась ¬ера Ћещенко.
ћы глазам своим не поверили, когда увидели, кто у нас в гост€х.
ј через два дн€ ¬ера √еоргиевна, как завсегдатай нашего форума,  принимала   поздравлени€: ей исполнилось 85. ÷веты, признани€ в любви, добрые пожелани€, стихи-посв€щени€…
ѕоследние годы единственным источником информации дл€ нее были радио и телевизор, а возможностью общени€ с миром – ручка, бумага, почта и телефон. ” ¬еры √еоргиевны давно готовы воспоминани€ о ѕетре  онстантиновиче, которые она назвала «—кажите, почему?».  ому, как не поклонникам ѕетра  онстантиновича, знать продолжение этих строк:
—кажите, почему нас с вами разлучили?
«ачем навек ушли вы от мен€?
¬едь знаю €, что вы мен€ любили,
Ќо вы ушли… —кажите, почему?
¬ера √еоргиевна не хочет публиковать ее до тех пор, пока не узнает правду о двух последних годах жизни ѕетра  онстантиновича. ќна уже давно живет, мечта€ об одном: найти могилу ѕетра  онстантиновича. ѕоклонитьс€ ей.   Ќе ради писательской славы она трудилась над книжкой. Ќадоели ей домыслы, недосказанность вокруг любимого человека. ≈е слова: ««а каждую букву, зап€тую в моих воспоминани€х € готова ответить перед Ѕогом! ’очу, чтобы последние дни ѕетра  онстантиновича тоже были не предположени€ми, а правдой. ƒоберусь до истины, тогда и поставлю точку».
¬ своих поисках ¬ера √еоргиевна не одинока, но результат почти нулевой. Ѕезысходность и привела ее в наше интернет-сообщество. ƒала она множество объ€влений на разных порталах и в течение нескольких часов получила ответы из ѕольши, –умынии,  ишинева. “еперь ¬ера √еоргиевна не жалеет, что решилась освоить компьютер.
Ќа нашем «Ўансоне» много материалов, посв€щенных ¬≈Ћ» ќћ” –”—— ќћ” ЎјЌ—ќЌ№≈, легенде и классику жанра - ѕетру Ћещенко.
“олько не все материалы достоверны. ћы старались докопатьс€ до истины, но каждый биограф или автор воспоминаний настаивал на своей версии.
ј версии были одна путанее другой.
» вот €вилась Ќадежда в лице ¬еры.  то, как не ¬ера √еоргиевна может рассказать о себе и о своем супруге. ¬ера Ћещенко, котора€ дес€ть лет была р€дом с ѕетром  онстантиновичем, котора€ и по сегодн€шний день осталась верна и преданна их любви. Ѕлагословенна пам€ть о нем!  
Ќадеюсь, что с помощью ¬еры √еоргиевны, мы распутаем клубок противоречий, в который «летописцы» превратили  судьбы этих двух легенд.
¬ера Ћещенко рассчитывает на нашу поддержку и помощь.
 акую помощь?
ќб этом и многом другом она поведала в интервью своему земл€ку
ƒмитрию Ўварцу
 
- ¬ера √еоргиевна, ¬аша ќдесса, кака€ она?  акой ¬ы ее помните?
 
-  ака€ мо€ ќдесса? ќчень мелодична€. ћузыка во всем: в воздухе, деревь€х, запахах особых, домах, в акации, сирени, море, в распевно-лирическом говоре,  юморе. ќдесские обороты, порой неграмотные, с точки зрени€ знатоков великого, могучего, но, кака€ музыка.
„асто думаю, что рождало эту музыку. ћожет, быт неторопливый? ћожет?…
Ќе знаю, ќдессу невозможно «по полочкам да корзинкам» разложить. ¬ам, как одесситу, наверное, знакомо ощущение счасть€, которое теб€ захлестывает, когда произносишь: ќдесса, и видишь, что в глазах  твоего собеседника –  море эмоций.
ћузыка была главной в ќдессе. —колько знаменитых музыкантов дала ќдесса миру! Ќе было в ќдессе человека, который бы не имел музыкальных способностей. я в этом убеждена. ћой папа никогда не училс€ музыке, не знал нот, но играл на фортепиано, струнных, духовых инструментах, на гармошке - концертино и голос у него был красивый. ќни с мамой часто пели украинские народные песни. ƒо мурашек. ¬се, кого знала - брать€, друзь€, родственники, были музыкальны. ƒругих развлечений, кроме музыкальных, когда собиралась молодежь во дворе дома, не помню. ј по праздникам с сосед€ми вскладчину устраивались застоль€. » снова пели, чудесно пели, до рассвета пели. “олько с одесскими музыкантами, случайно встретившись в каком-то другом городе, можно было на любую сцену выйти, не репетиру€, и выступить, как будто мес€ц программу шлифовали.
ћогла мо€ ќдесса быть другой, не музыкальной?
 
- Ќасколько € знаю, вы жили на улице…
- ƒа, на улице ќстровидова, названной в честь знаменитого оперного певца. ќн училс€ в самой »талии, а был из самой ќдессы. Ќапротив дома была консерватори€, при ней училище имени —тол€рского.  ак любил говорить сам знаменитый учитель-скрипач: школа имени мене. ¬ ќдессе —тол€рского знали все: о победах его учеников на международных конкурсах только и говорили. ≈го цитировали. ј он был простой великий одессит.
¬ нашем доме жил известный в ќдессе солист оперного театра Ќил “опчий. ћама с брать€ми, когда вернулась домой после оккупации, обнаружила в нашей квартире чужих людей. Ќи дома, ни вещей. »х приютил “опчий. ƒумаю, ему это было непросто сделать.
¬ 14 лет € получила в подарок пианино от педагога по музыке јлександры »вановны, котора€ жила по-соседству с нами и давала мне частные уроки.
я не могу себе представить, что в какой-то другой город, может приехать мирова€ известность и с балкона обычного жилого дома дать целый концерт. ј в нашем доме на ќстровидова, выходил на балкон ѕетр Ћещенко и пел. ќн не мог поступить иначе. ¬низу поклонники собирались, увидев его, начинали аплодировать и в благодарность он брал гитару и пел дл€ них. Ќормально? Ќа его концерты в –усском драмтеатре, билеты были распроданы за несколько мес€цев, а он бесплатно с балкона пел.
ќн и на привозе пел.   ѕетру  онстантиновичу, с одесской непосредственностью подходили люди и просили, кто автограф, кто денег, кто спеть, и он пел, и деньгами помогал, и автографы раздавал. ¬ ќдессе такое не удивл€ло, там все происходило настолько органично, естественно, что никому не приходило в голову: ««ачем он это делает?».
 
- ¬ера √еоргиевна, скучаете по ќдессе? „асто бываете там?
 
- ƒавно не была. ¬ ќдессе младший брат живет со своей семьей. ћногие уже ушли в мир иной. ѕапа умер вскоре после войны. ћамочки нет с нами уже больше дес€ти лет. —таршего брата в прошлом году не стало.
 онечно, € скучаю, но по своей ќдессе. ќна мне часто снитс€.  огда бывала там, то об€зательно в первый день шла на ќстровидова, теперь почему-то вернули прежнее название - Ќовосельска€. ѕотом в церковь, потом на трамвайчике круг пам€ти по городу делала, потом к морю.
» все же сегодн€шн€€ ќдесса стала другой. » € боюсь не города, а разочарований, слишком много их было в последние годы. «наю, что  ирха стоит полуразваливша€с€, что слишком много стало на улицах неоновой рекламы и ларьков с иностранными названи€ми.  огда € впервые приехала в Ѕухарест, то была потр€сена красотой и огн€ми большого города, а в ќдессе почему-то это не могу прин€ть. –азрушает это мелодию, любимую мной - размеренную, напевную.
Ќо не только это пугает. я помню, как приехала в ќдессу уже после реабилитации. “огда впервые ощутила страх, который витал в воздухе. —трах и настороженность.
’отелось с близкими поговорить о ѕетре  онстантиновиче, попросить помощи, хот€ бы подсказки, что делать, куда идти, чтобы узнать о нем. –азговора не получалось. »м€ только Ћещенко называла и сразу возникала непрошибаема€ стена.
ѕрошли годы. ¬ 80-е уже стали писать о ѕетре  онстантиновиче, пластинки тиражировать, вечера пам€ти проводить. Ќа один такой вечер в ќдессе пригласили мен€, а € попросила близкого мне человека, знавшего ѕетра  онстантиновича, пойти со мной на эту встречу. ∆ена его пр€мо за€вила мне, мол, муж - член партии, не надо его компрометировать.
я не осуждаю никого, каждый защищает свой мир. ¬сем хочетс€ поко€ и благополучи€.
” мен€ было врем€ обо всем этом поразмыслить. я вспомнила себ€ на допросах и в первые дни ареста. ћне тоже было страшно. я не понимала, что происходит.   сожалению, € узнала и такую ќдессу.
—частливые воспоминани€ сменились горькими и ќдесса, ее запахи, звуки больнее всего напоминали об этом. ¬от и старалась € обойти родной и любимый город. –еже бывать в нем. ј сейчас, силы и возможности не те.
 
- ƒо встречи с ѕетром  онстантиновичем, чем вы занимались? «нали, что есть такой артист, певец – ѕетр Ћещенко?
 
- ћузыкальное образование мое началось с частных уроков, потом училище, консерватори€. «а три года до войны € училась и работала солисткой с оркестром ∆итницкого в кинотеатре им  отовского, между сеансами пела. “огда же самосто€тельно освоила аккордеон. ћогла сама себе аккомпанировать. ћои заработки дл€ семьи были подмогой хорошей. “олько папа был против моего артистического будущего. ћама его уговаривала: «ѕойди, послушай, как доча поет. ѕол-ќдессы в кино идет, чтобы ее послушать». Ќет, папа считал, что € должна была карьеру на заводе делать.
ћне было 17 лет, когда началась война. ќтец ушел добровольцем на фронт. —таршего брата ∆оржика призвали вслед за папой. ћы с младшим “оличкой, ему тогда 12 лет было, и мамой остались в ќдессе. я записалась в артистическую бригаду, выступали на призывных пунктах, выезжали с концертами в воинские части. ѕри артобстреле была ранена, осколками мне повредило ногу и лицо.
ѕотом румынские войска зан€ли ќдессу, немцев не помню, только румын.
Ќашей семье коммуниста надо было первыми эвакуироватьс€, но € подвела своих близких, из-за ранени€ не могла двигатьс€. ј родные не могли мен€ бросить, и мы оказались в оккупированном городе. ¬ доме пусто и голодно. Ёлектричества нет, керосинки жгли. ¬ магазинах пусто, разруха в городе. –аботы нет.  ак только смогла встать на ноги, устроилась на работу в ресторанчик «ќдесса» на ѕреображенской улице, на привозе, надо было выживать.
Ќаша семь€ была на особом учете у румын. ѕериодически в доме устраивали проверки. ѕомню, как выводили семь€ми людей и увозили куда-то. Ѕыло страшно. ќднажды жуткий грохот раздалс€ в нашу дверь, в квартиру ворвалс€ целый взвод военных в румынской форме, —тарший кричал что-то. я разобрала только, что интересовал их мой отец-коммунист. —тали требовать, чтобы мы собирались и ехали с ними. Ќе знаю, что на мен€ нашло. Ќо, когда €   увидела напуганного братишку, плачущую маму, то подошла к пианино, села и заиграла концерт √рига. ќ чем думала? Ќи о чем. «ахотела удивить. “ишина за спиной подсказывала, что это мне удалось.  Ёто был дл€ мен€ еще один урок: хороша€ музыка способна на многое.  «√ости» ушли, тихонько, заметьте, прикрыв за собой дверь.
¬от такой € была до встречи с ѕетром  онстантиновичем. ќ нем слышала, и песни некоторые его знала. ƒома не было даже радио, патефон был, но пластинки другие. ќтец доставал самые современные записи, собирал пластинки, очень бережно с ними обращалс€. Ќо его недолга€ служба в Ќ ¬ƒ, по направлению завода был направлен на работу в органы, не допускала «запрещенных песенок». Ќо у маминой сестры был радиоприемник, и они иногда ловили болгарское радио, что еще, не помню, и слушали: земл€к поет. „аще «„убчик» звучал, остальные песни редко. “ак что говорить о знании репертура ѕетра  онстантиновича не могу. Ќо его необыкновенный тембр голоса ни с чьим бы не спутала.  огда музыканты, с которыми € работала, сказали, что Ћещенко должен приехать в ќдессу, не поверила.  ћечтала о знакомстве? ќ продолжении каком-то серьезном? » мечта сбылась!  расиво. Ќо такого не было. Ќапротив, наши с ним дес€ть лет кажутс€ мечтой-сном до сих пор. Ќе верю, что это было со мной. я даже к мыльным сериалам пристрастилась, там тоже все из сказки: от сюжетов до декораций, костюмов.
ѕравда-правда, девочка, выросша€ в доме, где главна€ ценность – портрет Ћенина на стене, пианино учительницей музыки завещанное да патефон с пластинками, аккордеон, знакомым музыкантом подаренный. ¬ гардеробе два плать€, одно – сценическое. ј дальше все, как у «олушки и в сериалах.   роскоши привыкнуть не успела, да и другое было главным тогда дл€ мен€: учитьс€, постигать, чтобы удивить, чтобы гордилс€ мной тот единственный, который верил в мен€ и сказку дарил каждый день.
 
- ќ знакомстве с ѕетром  онстантиновичем хочу от вас услышать. ѕростите мое любопытство, но столько наворочено вокруг вас слухов разных.
 
- ѕомню афиши о концертах ѕетра Ћещенко в оперном театре осенью 1941 года. ѕотом была отмена, и уже весной 42 анонсы концертов по€вились вновь, но выступать Ћещенко должен был уже в –усском драматическом театре. Ѕилеты были распроданы задолго до концерта. ѕопасть на концерт € не мечтала даже. Ќо администратор оперного театра собирал музыкантов дл€ оркестра, с которым должен был выступать ѕетр  онстантинович. ¬ престижный список попали оркестранты оперного театра и те, с кем € работала. ќни и провели мен€ на репетицию.
я много читала о нашей первой встрече с Ћещенко. — моих слов записано, так положено писать в протоколах…¬роде с моих.  аждый слушает, но не каждый услышать хочет. Ќе хочу комментировать. “олько одну деталь не могу обойти вниманием: мен€ коробит, когда слышу в воспоминани€х о Ћещенко – ѕетька. я помню, как музыканты, несмотр€ на то, что ѕетр  онстантинович был достаточно прост в общении с ними, слушали его. — почтением и восхищением.  ѕочему же спуст€ дес€тилети€,  они позвол€ют запанибратское: ѕетька. Ќеужто  арест и обвинени€ сталинских послушников в адрес ѕетра  онстантиновича дали такое право им. ¬двойне обидно читать, что такое мог себе позволить ¬ладимир ¬отрин. ѕрекрасный ударник. —лышали о нем?
 
- ¬ера √еоргиевна, думаю это показатель культуры и воспитани€ тех, кто способен так писать¬ладимира ¬отрина хорошо знаю, он преподавал у нас в консерватории. ¬отрин со студентами был на «¬ы». ѕоэтому давайте  вернемс€ в 42 год.
 (’очу по€снить, что в журнале «‘ортуна» был опубликован материал о ѕетре Ћещенко ƒаши Ѕелоусовой, мы его разместили на нашем портале).
- ¬ернемс€. «начит, сижу € в первом р€ду партера и завидую тем, кто вечером будет на этом месте лицезреть прекрасное шоу. —овсем р€дом со мной сцена. ¬ оркестре – половина моих хороших знакомых. ¬чера с ними € выступала. ј сегодн€ —ам ѕетр Ћещенко. Ќо это «—ам» только в поведении музыкантов ощущалось, они ловили каждое слово јртиста.  ак старались они не разочаровать ѕетра  онстантиновича.  ак волновались! «наменитость р€дом! ѕетр  онстантинович, напротив, был щедр на похвалы, а в замечани€х корректен, добр, даже ласков.
јртист на репетиции открываетс€ больше, чем во врем€ концерта. ƒл€ мен€ было наслаждением слышать голос Ћещенко, не с пластинок заезженных, а живьем. Ќо потр€сло другое.  ак он работал с оркестром, как он слушал и слышал малейшую помарку, неточность.  ак делал замечани€. Ўел процесс чеканки программы. » это был дл€ мен€, на всю жизнь, урок мастерства.
ј еще отметила говор одесский. Ќасто€щий. «наете, это в построении фразы ощущаетс€. »ностранного акцента не было. ƒаже мне часто говор€т, что проскальзывают румынские обороты. ” ѕетра  онстантиновича именно одесские интонации были.
«накомству с ѕетром  онстантиновичем € очень благодарна ¬олоде. Ќизкий ему поклон. √лавным сводником был он. ѕосле репетиции, ¬олод€ представил мен€ ѕетру  онстантиновичу. я бы сама на такое не решилась, но ¬олод€ сослалс€ на просьбу Ћещенко познакомить нас.
я смотрела на кумира не страны, мира всего и не верила, что он разговаривает со мной.
ѕетр  онстантинович поинтересовалс€, на чем € играю, пою ли. ¬ыслушал мен€, потом, что мен€ поразило, так это, как он обратилс€ ко мне: «Ќе могли бы вы что-нибудь показать из вашего репертуара. ќкажите любезность». ќн и я, как говор€т в ќдессе, две большие разницы, а просит мен€ соблаговолить что-нибудь исполнить.
Ќе поверите, но € р€дом с ѕетром  онстантиновичем всегда робела. ƒаже спуст€ дес€ть лет в стать€х о наших концертах журналисты всегда отмечали, что «на сцену робко вышла», или «по€вилась застенчива€ певица». ѕри этом оѕетр  онстантинович давал мне возможность про€вить себ€, не заслон€л, напротив, возвышал. ќн пыталс€ мен€ всегда поставить выше себ€, хвалил, говорил о моем блест€щем будущем.
 огда переехали в Ѕухарест, всерьез зан€лс€ моей учебой: консерватори€ – фортепиано, вокал, французский €зык. Ќо мен€ сомнени€ съедали, имею ли € право выходить с ним на одну сцену. я сквозь землю готова была провалитьс€, когда мы встречали знакомых ѕетра  онстантиновича, он представл€л мен€ и начинал долгий хвалебный рассказ, кака€ € замечательна€, талантлива€. Ќе раз просила его не делать этого, а он улыбалс€ и повтор€л уже мне те же слова. Ќе действовало. ÷ену себе € знала, но позволить себе даже в мысл€х,  даже на сантиметр возвыситьс€ над ним, не могла. ќн – единственный! я – после него.
 
- ј, что вы пели ему в первую встречу?
- —вою любимую «ћаму» “абачникова.  ак он слушал, как смотрел? Ќе знаю. ƒрожь в коленках помню. » ѕетра  онстантиновича, когда он подошел ко мне после моего выступлени€, помню. «абрал у мен€ аккордеон, отметил, что т€желоват инструмент. » оп€ть в присущей ему манере говорит: «ј вы не желаете по€витьс€ у мен€ в концерте?». «∆елаю! ћечтаю!», – хотелось крикнуть мне. ѕетр  онстантинович достал контрамарку и вручил мне. “ам была указана ложа и место. ѕозже музыканты рассказывали, что в глазах ѕетра  онстантиновича были слезы, когда € пела. ¬ерю. ќн очень любил эту песню. „асто просил мен€ спеть ему «ћаму» и в наши концертные программы всегда включал.
 
- Ќе сохранилось ни одной записи Ћещенко на иностранном €зыке. ќн пел с эстрады или в ресторане на других €зыках?
- ѕетр  онстантинович знал прекрасно румынский, французский, немецкий похуже, но говорил свободно.  онечно, русский и украинский. ѕел на украинском, но на 99 процентов репертуар был на русском €зыке. ƒаже, когда ему ставили условие петь на румынском, он исполн€л какие-то вещи, но потом переходил на русский репертуар. ћы в Ѕухаресте дл€ румынской публики выступали в сборных концертах с русским блоком в народных костюмах. ≈ще румыны любили, когда мы пели «¬аньку», разыгрывалс€ целый спектакль. ѕри этом пели мы на русском €зыке. ”спех был всегда, никто нас за русский не преследовал.
¬ 42 году Ћещенко разрешили выступить в ќдессе при условии, что в начале концерта прозвучит румынска€ песн€. Ѕольше полувека минуло, а концерты Ћещенко помн€т одесситы, одних воспоминаний о триумфальных одесских выступлени€х ѕетра  онстантиновича сколько написано. Ќо до триумфа был компромисс, на который пошел ѕетр  онстантинович, исполнив румынскую песню. » за это его пинали и не раз. “олько вот пинавшие со своими опусами ушли в небытие, а Ћещенко звучит.
ѕотом, должна признатьс€, мне очень нрав€тс€ румынские народные песни. » «ѕоведи мен€, дорожка», которой начиналс€ концерт ѕетра Ћещенко в ќдессе, не просто красива€ песн€, она по содержанию очень символична дл€ биографии ѕетра  онстантиновича.
 
- ј как публика встретила такое начало?
- Ўепоток пошел, но быстро все стихло. ѕесн€, правда, красива€.   тому же только одессит поймет, о чем €. ѕетр  онстантинович за короткое врем€ пребывани€ в ќдессе очаровал всех. ”же всем было известно, что он раздавал деньги голодным мальчишкам на улице, что он говорит по-одесски, что знает ќдессу и любит ее. ”же какие-то истории придумывались о нем, но все фантазии были со знаком плюс. ¬ ќдессе можно маленький, незаметный поступок совершить, и, если это понравитс€, то ты обречен на успех. ѕетра  онстантиновича ќдесса прин€ла.
„то румынские войска зан€ли ќдессу, Ћещенко не виноват. » голод с разрухой не он в ќдессу принес. ј вот праздник подарил. ƒумаю, что во многих тогда он жизнь вдохнул, терпени€ и веры прибавил.
… огда € подошла со своей контрамаркой к театру, то напугалась, что мен€ с этой неприметной бумажкой близко к театру не подпуст€т. “ам было столько народу. » все хотели попасть на концерт.
 
- Ќасколько € знаю, вас пустили в зал, и в ложе р€дом со сценой при битком набитом зале вы сидели в одиночестве.
- ƒа, было такое. јдминистратор на служебном входе был любезен, проводил мен€ до самой ложи. «ал битком, зрители в проходах сто€т. Ќо неловкость, которую испытала поначалу, прошла, как только концерт началс€. «анавес открылс€, на сцене оркестр, выходит с гитарой Ћещенко в русском костюме с цыганским налетом легким, в сапожках. ѕодвижен, красив. «вучали знакомые и незнакомые романсы, танго, шуточные песни.
я не раз пыталась вспомнить, кто вел концерт в тот вечер? Ќе смогла. “олько Ћещенко помню. «аканчивалось первое отделение, догадайтесь, чем? ѕравильно, «„убчиком». ¬ последнем куплете ѕетр  онстантинович заменил слова «—ибирь, ведь тоже русска€ земл€» на «—ибирь ведь будет вольна€ земл€». «авершил ѕетр  онстантинович «„убчик» эффектным танцевальным пируэтом – вертушкой. » застыл.
„то творилось в зале.   сцене после каждого номера очередь зрителей с цветами. Ћещенко улыбаетс€, он счастлив. ¬ антракте ѕетр  онстантинович по€вилс€ в ложе и попросил зайти к нему в артистическую после концерта. я пообещала.
» во втором отделении были несмолкаемые овации после каждого номера, очень много цветов. ќдет был ѕетр  онстантинович в английском стиле: черные атласные брюки, бела€ рубашка, бабочка. ћногие песни € слышала впервые, очень понравилась «“ы и эта гитара», любима€ мной по сей день:
                                                            ак и эта гитара –
                                                           Ќеразлучна€ пара,
                                                           ѕусть никто не узнает,
                                                           „то на сердце ты одна.
ѕраздник закончилс€, народ не хотел расходитьс€.  огда публика подхватила Ћещенко на руки и понесла через весь зал к выходу, € пон€ла, что домой € отправлюсь в одиночестве.
Ќо ѕетр  онстантинович нашел мен€ и пришел ко мне, и осталс€. Ќе сразу, конечно, он был деликатен. Ћишь благословение батюшки наш союз скрепило окончательно, а в Ѕухаресте мы оформили законный брак.
“ак у нашего знакомства продолжение состо€лось.  
 
- Ћещенко делилс€ своими впечатлени€ми о концерте прошедшем?
- ќн не мог говорить. Ѕыло видно, что счастлив. ¬ тот вечер после концерта, когда ѕетр  онстантинович пришел к нам домой, мы долго сидели, но говорил только он. –ассказывал нам с мамой, как, ступив на землю родную, стал на колени, в ладони набрал земли одесской  и целовал ее. ћы видели, что не было в этом квасного патриотизма. ѕеред нами был человек, истосковавшийс€ по своей земле.
“ак бывает, живешь, все у теб€ хорошо, но стоит отработанному годами ритму сбитьс€ и механизм ломаетс€, и не починить, не залатать. » ты уже готов все отдать, ради одного дн€ на земле родной. ¬едь с годами внутри копитс€ усталость от чужбины. — ѕетром  онстантиновичем как раз это и случилось.  онцерт в ќдессе и был глотком эликсира. ¬ первый вечер € услышала признание в любви к родине от человека, который весь мир повидал и покорил, который состо€телен, успешен. ћне было странно слышать от этого человека о его тоске по родине. —транно, пока на себе не ощутила эту гнетущую тоску.
јртист, выход€щий на сцену это особенно чувствует. — годами ему не хватает остроты реакции зала, не хватает эмоций. „опорно. —держанно. ƒостойно. ј ты привык к другому. » вот это другое ѕетр  онстантинович ощутил в ќдессе. «а дес€ть лет, что мы были р€дом, € больше не слышала таких признаний от него, но чувствовала ему не хватает его зрител€. „ем больше узнавала его, тем чаще, мысленно, прощени€ просила, что первое признание его о преданности стране своей сомнению подвергла.  
 
- Ќо советские войска освободили –умынию и у вас по несколько концертов было в день с вашим зрителем, вашими земл€ками.
- Ѕыло. Ќо только, когда высокое начальство удал€лось из зала, наш временно замороженный зритель оттаивал. ѕросили выступить, мы выступали.  онечно, основна€ часть программы была ѕетра  онстантиновича. ѕосле концерта, кому-то удавалось прорватьс€ к нам, сказать хорошие, добрые слова, но сделать это можно было лишь украдкой. —ледили начальники.
Ѕыло одно выступление у нас перед советскими высокими чинами. ќдин из них такой сытый, краснощекий говорит ѕетру  онстантиновичу: «Ќе хотите на –одину вернутьс€?». ќтвет был: « онечно, хочу!». «Ќу, так возвращайтесь, - поворачиваетс€ ко мне, - ј вам придетс€ годок-другой лес повалить». ’отелось спросить, если так Ћещенко раздражает, то зачем приглашать с концертами.   чему пластинки Ћещенко скупать? Ќо советские освободители сметали все. ‘ирма грамзаписи «Ёлектрокорд», печатала дополнительные тиражи, и с прилавков мгновенно исчезали они. ћатрицы, с которых штамповали пластинки, стерлись. » с ѕетром  онстантиновичем фирма заключила договор о новой записи. Ќе успели.
ћожно любить предател€ родины? ћожно заниматьс€ скупкой и перевозкой нелегальной продукции? ј потом, слушать эту продукцию, закрывшись у себ€ дома на все замки.
¬от такие наши российские пируэты. ¬от такие де€тели и о патриотизме больше всего говорили, а тащили все, что можно только себе. ƒаже песни!
 
- ” вас не было обиды на ѕетра  онстантиновича? ѕодарить вам мир и отн€ть его.
- ќбида была, но ина€. ќн, оберега€ мой покой, ничего не рассказывал мне. ѕетр  онстантинович наде€лс€ справитьс€ с надвигающимис€ проблемами. ќн до конца не понимал, на что способны были сталинские идеологи. ѕетра  онстантиновича зажимали в кольцо румынские спецслужбы, в которых у доброй половины сотрудников были советские фамилии. Ќо он от мен€ скрывал это. ќбижалась только за молчание то.
 
- ј что вы могли сделать против системы?
- ≈динственное, что бы € сделала, так это глаза ему открыла, на землю с небес опустила. я лучше знала, что происходит в стране. Ќет, неправда! „то € знала? я тогда наивна была. ƒолго лозунгами жила, что мы самые-самые.  огда приехали с ѕетром  онстантиновичем в –умынию, нас часто приглашали в гости. ≈сли при мне начинали критиковать —оюз, € становилась на защиту своей страны, от примитивного: у нас, у нас… танки сами быстрые. ¬ общем, мы впереди планеты всей. ” большинства мой патриотизм вызывал раздражение.  ѕетра  онстантиновича частенько упрекали, что коммунистку привез. ќн только улыбалс€ и даже говорил, что гордитс€ мной. “ак что € погор€чилась, сказав, что уберегла бы его, открыла бы ему глаза.
» все же, будь он со мной откровеннее, вместе бы справились, придумали бы что-нибудь. ∆енска€ интуици€ чудеса творит. Ќам как раз предлагала « оламби€» подписать контракт на запись нового диска, да и гастроли были возможны. ”езжать надо было из –умынии, а ѕетр  онстантинович билс€ за возвращение в —оюз.  огда арестовали ѕетра  онстантиновича, многие знакомые уехали подальше от советского Ѕухареста. ѕрозвенел звоночек, спасайс€, кто можешь.
- ѕочему ¬ы не уехали?
- Ѕез ѕети? ƒаже мысли такой не было. –ешила, что надо искать работу, наде€тьс€ не на кого. » ждать. ”строилась во французский бар-ресторан «ћон∆орден». “ам ѕетра  онстантиновича знали, сочувствовали мне. ћузыканты были из Ѕессарабии, посто€нно спрашивали, есть ли новости, а в ответ делились опасени€ми за свою судьбу. ћногие пон€ли, что лучше бы уехать из Ѕухареста. Ќо € верила, что ѕетр  онстантинович вернетс€ скоро. ћен€ утешало, что его румынские спецслужбы арестовали. –умыны его очень любили, значит, думала €, разберутс€ и отпуст€т.
- ¬ы говорили, что Ћещенко оберегал вас от всех проблем, как же вы без нег: советска€ гражданка в чужой стране?
- ” мен€ был уже румынский паспорт, но, когда наши войска, освободив, зан€ли –умынию, то началась нова€ паспортизаци€. ћой паспорт аннулировали и выдали удостоверение контрол€ иностранцев, где было указано, что € гражданка ———–. Ќезадолго до своего ареста, ѕетр  онстантинович принес мне справку о регистрации по нашему с ним месту проживани€ до 31 декабр€ 1951 года.  ак знал, пыталс€ подстраховать  мен€.
Ќа первых порах сестра ѕетра  онстантиновича ¬ал€ и ќ-пáпа, так в семье его отчима звали, опекали мен€, даже первые дни ночевали со мной. — ¬алей мы ездили к гадалке, котора€ разложила карты, потом резко перемешала их и направилась к костру, кашу доваривать из мамалыги. ј нам бросила: «Ќичего сказать не могу». ћы ушли, не понима€, что произошло. “о ли карты беду предвещали, то ли с политическими св€зыватьс€ передумала сама€ известна€ в –умынии предсказательница.
ѕотом € решилась обратитьс€ к генералу Ѕуренину, коменданту Ѕухареста, поклоннику ѕетра  онстантиновича, который часто бывал у нас в гост€х, а мы у него. я поехала с ¬алей в комендатуру. Ќас очень приветливо прин€ли, в какой-то комнате даже стол накрыли.  огда € рассказала Ѕуренину, что случилось, он удивилс€, пообещал навести справки и позвонить мне. я, - действительно, наивность сродни глупости, - поверила Ѕуренину, что он ничего не знает и поможет нам, хот€ бы информацией. ¬ тот день € была убеждена, что Ѕуренин позвонит. —таралась, чтобы дома кто-то об€зательно был, звонок бо€лась пропустить.  онечно, не позвонил.
ѕостепенно круг старых знакомых сужалс€. ¬ –умынии хоз€евами стали советские военные. ќбстановка была не лучше одесской в дни оккупации. «акон бумеранга. ћне в тот момент было спокойно в «ћон∆ордене». ѕублика цивильна€, работы немного. ƒл€ мен€ это было спасение, не могла выходить на сцену одна. я привыкла, что ѕетечка всегда р€дом. Ќачинала звучать знакома€ мелоди€, слезы подступали. јртисты, музыканты, другие работники ресторана мое состо€ние понимали, щад€щий режим работы сделали.
- Ёто ресторан, в котором работала јлла Ѕа€нова?
- ¬ мою бытность в «ћонжордене» она не работала. я всего один раз мельком видела ее. ќднажды, мы   встретили ее на улице, ѕетр  онстантинович представил: јлла Ѕа€нова. ¬от и все. Ѕольше не пересекались наши пути.  ”же в ћоскве € услышала, что она вернулась в страну, что выступает, что поет репертуар ѕетра  онстантиновича и, возвод€ хвалу себе, его называет ѕетькой, не она у него в ресторане работала, а он на подпевках у нее был. ¬от тогда € напомнила Ѕа€новой, что в –умынии ее знали благодар€ тому самому ѕетьке, и в ћоскве она его им€ и репертуар эксплуатирует, поэтому неплохо бы уважительнее быть к ѕетру Ћещенко. ќна мен€ услышала. «амечательно. ѕусть поет на здоровье. ¬от и все наши пересечени€.
ј в «ћон∆ордене» хорошо знали ѕетра  онстантиновича, и € очень благодарна доброжелательному, теплому приему сотрудников ресторана.
≈ще одну встречу не могу не вспомнить. ¬ ресторан как-то зашла ¬ера ћельникова, балерина из ќдесского оперного театра с мужем румыном. ƒо моего ареста они оставались единственной парой, кто со мной общалс€, поддерживал мен€, говорили со мной, не бо€сь о ѕетре  онстантиновиче. “рагически сложилась судьба ¬ерочки. ќб этом € услышала от Ќаташи из ќдессы, с которой познакомилась на пересылке в ƒнепропетровске. ¬ерочку у самого дома сбила машина. ¬ то врем€, оп€ть же об этом € узнала в лагере, это было частое €вление.  ого вз€ть не могли, тех уничтожали. 
- » все эти женщины страдали за то, что стали женами румынскими?
-  ому-то в это поверить может и трудно, но так и было. ћне прокуроры незабываемые только об этом и говорили: « ак так можно? «а отщепенца? ѕредател€?». Ќа всех допросах € с настойчивостью робота твердила, что без своего любимого мужа никогда, никуда не хотела уезжать и сейчас не уеду. ѕока приговор не услышала, верила, что разум сильнее глупости.  
- ѕосле приговора готовы были согласитьс€ и уехать?
- Ќет, после приговора сработала защитна€ реакци€. ’отела выжить. ѕет€ обещал, что через год-два его выпуст€т. ќн мен€ вызволит, и мы будем вместе. Ќо сказка в жизни лишь раз сбываетс€. ѕет€ больше не пришел и на конке по ќдессе не прокатил и корзины белых роз мне уже не дарил.
 огда € попала на Ўансон и получила такие красивые картинки с охапкой роз на свой юбилей с поздравлени€ми, то ожила. ћне последнее врем€ ни с кем не хотелось общатьс€, кроме самого близкого мне человека. я потер€ла надежду найти о ѕете правду его захоронени€. я пон€ла, что не смогу добитьс€ документов о его аресте, соответственно нет смысла просить о его реабилитации. Ќаши ќрганы отвечали: советские чекисты его не брали, у нас никаких следов нет, а румыны просто молчали. ¬друг узнаю, что президент –умынии Ѕасеску открыл архивы коммунистических репрессий. ¬от тогда € узнала, в какой тюрьме обрел покой мой любимый человек. –умыны издали «Ѕелую книгу». ¬ обнародованных документах оказались доносы, допросы, подписанные не только румынскими фамили€ми. » там свои на своих доносили, потому что идеалы были разного окраса. “ак компьютер стал мне другом, стала осваивать его, но, когда захожу на сайт, пароль набираю, а ко мне машина по имени обращаетс€ и приветствует мен€, оторопь берет.
 онечно, техника подарила надежду мне. я стала переписыватьс€ с разными людьми, смогла свои воспоминани€ дополнить. я последний год стала писать дневник, но «задом наперед». ƒневник начала школьница ¬ера писать. ƒошла до сегодн€шних дней. ћожно издавать и в —оюз писателей за€вление писать.  нижку свою решила назвать «—кажите, почему?». я пыталась восстановить все до мелочей, многое вспомнила, в чем-то интернет помог, друзь€, которых нашла. Ќо последние два года жизни ѕетра  онстантиновича – черное п€тно. я должна найти, где он похоронен. ƒолжна. “огда и книгу можно предъ€вить народу. Ёто мой подарок ѕетру  онстантиновичу.
- ¬ера √еоргиевна, понимаю, что трудно вам, но ¬ы, пожалуйста, не сдавайтесь. ћы счастливы, что ¬ы с нами.
- Ёто € счастлива, что нашла вас. «абрела на Ўансон раз, другой, что-то написала, мен€ спросили честно и пр€мо, кто вы и, что хотели своей репликой сказать. я так же честно написала о себе. » такой всплеск: € вдруг почувствовала себ€ той далекой, прежней. “ой ¬еронькой, котора€ много занимаетс€, чтобы стать хоть чуточку достойной своего кумира, котора€ мечтала служить одной с ним ћузе и не было ей дела до политики, до закулисных интриг. ¬аше «ћир на ‘оруме» мен€ расположило сразу. ј какие стихи € получила в подарок от Ќика. ѕонимаете, € обрела друзей, не знаю, кому, сколько лет, у кого, какой цвет глаз. я знаю больше: вы любите ѕетра Ћещенко, вы искренне хотите помочь мне.  огда вы находите очередной материал и приглашаете посмотреть, когда вы просто пишите мне о погоде, € счастлива. я поделилась с Ќиком, что мечтаю о сайте ѕетра Ћещенко, который правду о ѕете будет говорить, который соберет истинных поклонников его таланта. » мо€ мечта исполнилась. ћне, как и в молодости, теперь не хватает времени в сутках. Ќизкий всем вам поклон, милые мои. ¬ы мне вернули еще и веру, что ѕет€ мен€ не забыл, он, как и в прежние годы, когда трудности, хандра за горло берут, пришел на помощь.
 огда мен€ арестовали, все вещи и драгоценности изъ€ли. —начала разрешили из дома забрать, а потом описали и изъ€ли. ¬ протоколе была одна поблажка: оставить аккордеон, как орудие производства. јккордеон, изготовленный ѕетром  онстантиновичем дл€ мен€ «на заказ». ќб этом орудии производства никто не скажет: т€желоват. јккордеон, который помог мне в лагере выжить. ƒа разве мне одной. я отбывала срок в лагере, в »вделе »ркутской области. ¬ культбригаду, официальное название – театр специального назначени€, мен€ определили благодар€ «орудию производства». ¬ыступали мы в основном перед заключенными: политическими, ворами, убийцами. Ќо там у мен€ не было страха, там все было честнее. ќчень люблю передачу « алина красна€». Ќе пропускаю. „увства в тех местах обостреннее и потому искреннее. Ќе забуду, глаза полные слез у зэков, когда € пела свою «ћаму». 
- ¬ера √еоргиевна, а  что все те годы в –умынии у вас не было св€зи с ќдессой?
- ѕетр  онстантинович умудр€лс€ через наших военных письма передавать, огромные посылки отправл€л, жалел мамочку, всю нашу семью, котора€ бедствовала. ћама с брать€ми после капитул€ции –умынии по репатриации сразу же вернулась в ќдессу.  вартиры нет. —таршего брата отправили на шахту работать в ћакеевку. ѕапа вернулс€, но жил у своей сестры, не мог простить маме моего замужества и –умынии. ѕотом они примирились, но мен€ папа так и не простил. “олик, наш младшенький рассказывал, что отец часто рассматривал мои фотографии и плакал, но даже им€ мое не разрешал произносить. ќни тогда жили на  арла ћаркса. ѕапа болел, нигде не работал. Ќаучилс€ шить тапочки, а мама их продавала. ѕосылки от нас подкреплением были бы. “олько не доходили до них. ћне объ€сн€ли, что опасно, поэтому не могли доставить.
ƒо сих пор пон€ть не могу, зачем тогда брали, если опасно? ј письма получали и деньги дошли однажды до мамы. ¬оенные чины высокие брались, а не могли доставить, а простой военный шофер довез.
¬спомнила одно письмо ѕетра  онстантиновича, оно чудом сохранилось. ¬идимо, в одесском нашем доме был обыск после моего ареста, и это письмо сохранилось в моем деле. “ак вот там такие есть строчки: «ѕомог и выручил всех румын и вместе с ними и нас от ужасного голода, это только подумать 8000 вагонов хлеба дал —оюз –умынии, как-то легче на душе стало… Ќарод румынский стал более чужим дл€ мен€, т€нет до бесконечности к своим дорогим русским, да никак не могу кончить с делами, которые во вс€ком случае в будущем могут нам обеспечить хорошую жизнь дл€ того труда, который придетс€ еще положить…». » подпись, знаете кака€: «¬сегда ваш, тот самый русский ѕет€». Ёто письмо было написано 7 июл€ 1947 года. „то тут комментировать.
- ¬ера √еоргиевна, но тот концерт в Ѕрашове, о котором, понимаю, ¬ам трудно говорить, и все же – второе отделение состо€лось?
- ƒа. Ёто был сборный концерт. ћы выступали номером в первом отделении и во втором. Ѕыл у нас русский блок. ћы выходили в народных костюмах и исполн€ли 3-4 номера. ѕосле того, как в антракте € потер€ла из виду ѕетра  онстантиновича, ко мне подошел какой-то человек в штатском, на вполне хорошем русском сказал, что Ћещенко мы забрали, надо кое-что уточнить, а завтра он вернетс€, но вы отработайте одна.
я вышла и смогла спеть только «¬ лодке» —оловьева-—едого, обычно мы ее с ѕетей дуэтом работали. Ќе могу сказать, что сцена лечит. ћне одна эта «лодка» такой ценой далась, что на большее € не решилась, и организаторы не настаивали.
јртисты были растер€ны, пытались ободрить мен€, но, в отличие от мен€, все понимали, что арест ѕетра  онстантиновича не случайность и наде€тьс€ не на что.
- Ќо вы виделись, не так ли? ’от€ бы что-то та встреча в лагере про€снила?
- я наде€лась на это. ќчень. Ќе случилось. ѕонимаете, ведь после ареста ѕетра  онстантиновича, приходил румын в военной форме, что-то искал, рылс€ в фотографи€х, из сейфа что-то забрал. „естно, не помню. ѕодумала только, откуда ключи от сейфа у него? ”ход€, обещал вечером вернутьс€ и приказал ждать. ќтчим ѕетра  онстантиновича вызвалс€ дождатьс€ его, а мне сказал, чтобы € у соседки побыла. ќ-папа по-румынски говорил плохо. –умын на него обозлилс€, кричал, ругалс€, но потом ушел. „ерез два дн€ € обнаружила в квартире перестановку. ”плотнили нас, забрав одну из комнат. “ам по€вилась молода€ женщина, доброжелательна€, с виду при€тна€, но с очень любознательным взгл€дом. я пон€ла, что за мной след€т, а что делать, не знала.
ѕерва€ весточка. ѕо€вилс€ очередной военный, прот€нул мне список вещей на тюремном бланке. —писок был написан ѕетром  онстантиновичем. я собрала все, что он просил. ћои вопросы остались без ответа, посланец молча все забрал и ушел. ј потом в почтовом €щике обнаружила открытку, мен€ приглашали на свидание с ѕетром  онстантиновичем. —ообщили, куда приехать, какие продукты привезти.
≈хала на электричке больше часа. ƒобралась до лагер€. “олпа людей, все румыны, точно помню. ” мен€ прин€ли продукты, через какое-то врем€ мен€ вызвали. ѕо ту сторону металлической сетки, метрах в трех от мен€ ѕетр  онстантинович, мой ѕетенька. ѕеред ним мо€ передача на земле. ќн говорил, что не виноват, что тревожитс€ обо мне, что скоро будет дома. Ќо как? —мотрел сквозь мен€, выгл€дел очень плохо, одежда чужа€. —прашиваю, разве не передали куртку и другие теплые вещи? ќн покачал головой: нет.  ак-то быстро закончилось врем€ свидани€. ѕет€ ушел, а передача осталась. я пон€ла, он хотел увидеть мен€, продукты – повод. » в то же врем€ его отрешенность мен€ пугала.   несчастью, очень скоро € пон€ла, откуда эта отрешенность.
я на первом допросе держалась очень твердо и боролась за свое право быть с любимым человеком. ј, когда ночью р€дом в камере услышала его крики и на следующий день на допросе увидела протокол его допроса р€дом с моим и врем€ 19.15, то пон€ла, что у мен€ не галлюцинации ночью были, что наде€тьс€ не на что.
-  ƒа, € читал, что вы пока€лись, обещали искупить свою вину.
- ј мне попалась стать€, в которой автор клеймил «тройки» и восклицал, как же надо довести молодую женщину, чтобы она написала: да здравствует —талин. ћне, к счастью, кроме грубости и хамства, другого испытать не пришлось. «наете в этих протоколах, написанных от руки, есть одна тонкость: € своей рукой подписывала каждую страницу, а в конце делала приписку, что протокол мною прочитан, с моих слов записано верно. ј ниже еще пометка: протокол читал такой-то и подпись. ј читали как? ћне из дес€ти страниц вслух зачитывали ну может п€ть предложений. ѕотом, перед кем там геройствовать и от кого требовать справедливости? —ид€т, убежденные в своей правоте полковники-подполковники. ∆ур€т теб€ за плохое поведение, спорить с ними бесполезно, что-то объ€сн€ть, доказывать… Ќа первом же допросе мен€ возмутила формулировка: удрала из страны, предав –одину. я не удирала, € спасалась сама и спасала свою семью. ѕетр  онстантинович нам в этом помог. —оседи рассказывали маме, как на следующий день после нашего отъезда приехало человек двадцать в немецкой форме, они разгромили нашу квартиру, пытали соседей, куда мы уехали.  то нас защитил бы?
я отказалась прочитать показани€, которые дали против мен€ некоторые «патриоты».   «ачем делать то, что не изменить. ƒушу свою злобой терзать?  огда в журнале « ресть€нка» опубликовали со мной интервью, то редакци€ получила письмо от следовател€, который рассказывал, как он мен€ жалел и советовал, что говорить, чтобы мен€ пощадили. ћне пересказали его письмо, но € даже читать его не стала. ѕощадили. –асстрел заменили 25 годами.
“ак что ни перед кем € не ка€лась, а подписывала не гл€д€, потому что без толку было что-то доказывать Ќа допросе прокурор говорит, что и мне, и Ћещенко надо было в партизаны идти, а не выступать в осажденном городе. Ќо у каждого сво€ музыка. ќдно знаю, мы не предавали никого. ј концертами только отогрели почерневших от гор€ и голода одесситов. Ёто не громкие слова.
- ќдесса ликовала. ѕодстерегали ѕетра  онстантиновича на улице, увидеть, уже счастье было. » у него нормальна€ реакци€, к тому же «в кустах всегда гитара была».
- ƒа. ќн при себе имел всегда гитару. ј с Ќилом “опчиим, нашим одесским соседом, ѕетр  онстантинович ходил петь в церковь. Ќо музыкальные критики, простите за неприличное слово, уличные экспромты ѕети объ€снили заигрыванием с народом.
¬ общем, после пары-тройки таких опусов, € перестала читать прессу и общатьс€ с журналистами. ќдин специалист-лещенковед (да, так они себ€ называют) написал, что не стало ѕетра Ћещенко, потому что обострилась €зва, мол, дымна€, прокуренна€, ресторанна€ жизнь… ј, там еще было про пь€нство посто€нное. “ак вот все это привело к €зве, котора€ обострилась в лагере. —о всей ответственностью за€вл€ю, что ѕетр Ћещенко был физически здоров. ќн, выпивал, но в меру, с близкими и по праздникам. ¬ ресторане «по столам» не ходил и подношени€ не принимал.  огда он выступал, да не только он, в зале ложками не гремели и Ќ≈  ”–»Ћ». я допускаю, что каждый по своему видит јртиста, но тогда придумайте вашему герою другое им€, и вперед. Ќо, если не уверен, не декларируй.
≈ще мен€ спрашивают часто, на какой машине ездил Ћещенко? Ќа чужой. ” него свой только велосипед был. Ќа нем он ездил. ј права на вождение машины не мог получить, потому что был дальтоник.
- ¬ера √еоргиевна, много споров вызывает песн€ «∆”–ј¬Ћ»» - ««десь под небом чужим». ѕел ли ее ѕетр  онстантинович? »нтересно также узнать, а песню ћ”– ј пел, хот€ бы знал ее?
- Ќи «∆уравли», ни «ћурку» он не пел. Ќе сомневаюсь, что это было бы талантливо сделано. «∆уравли» точно бы легла ему на сердце. Ќет, и «ћурка» тоже. ќн же артист прекрасный был. ≈го критиковали, что конферансье из него никудышний, что танцует хорошо, а поет слабенько – дыхание короткое. ¬ каком-то зале Ћещенко пел и его не было слышно. ¬от профессионал такого бы не сказал. Ћещенко на улице пел, летчикам, забравшись на крыло самолета, а зал с плохой акустикой и самых голосистых погасит. Ќе то € стала вспоминать. ѕусть критикуют. ѕетр  онстантинович Ћещенко вернулс€ вопреки всем заслонам и наветам. ≈го люб€т, это важнее всего. » все же «ведам» хочетс€ сказать: исследуйте, помогите найти документы, могилу, не тратьте свое врем€ на топтание вокруг того, что известно.
- ¬ера √еоргиевна, а как дальше сложилась ¬аша судьба?
- ¬ы о творчестве? »ли о мужь€х?
- я о ¬ас.
- «аключенную Ѕелоусову-Ћещенко освободили с выездом в ќдессу 12 июл€ 1954 года. “акое предписание со ссылкой на постановление ѕленума ¬ерховного —уда ———– € получила и поехала согласно предписанию. » вот долгожданна€ ќдесса. –одные обрадовались очень, друзь€, не все, правда, в дом пустили свой. ѕраздники-встречи прошли и надо было определ€тьс€ с работой, жильем. ќдним словом, в ќдессе стало мне неуютно. ѕозже мен€ полностью реабилитировали, но настороженность в отношени€х с людьми оставалась. я по контрактам стала гастролировать от областных филармоний. ћои попытки получить хоть какую-то информацию о ѕете не увенчались успехом. ƒа и активность про€вл€ть не давали. я попыталась вернуть свои вещи, изъ€тые в пересылке, узнать про Ѕухарест и то, что там осталось. ј надежда была, хот€ бы что-то узнать о ѕетре  онстантиновиче. ¬се вопросы по Ѕухаресту игнорировались, а эпопе€ с остальными вещами зат€нулась на годы. ¬ конце концов, мне объ€снили, что срок истек хранени€, все передано в оборот государству. Ќу и пожалуйста. ћен€ больше Ѕухарест интересовал. ¬ыйти на родню ѕетра  онстантиновича не удавалось. ƒа, собственно, мама его болела очень т€жело и еще при нас ушла в мир иной. ќб отчиме узнала, что его застрелили в какой-то заварушке. ¬ал€ не отзывалась, а может мои письма до нее не доходили. Ќо ответа € ни одного не получила. ќ ѕетре  онстантиновиче ходили разные слухи, поговаривали даже, что он в —ибири отбывает срок.  “олько „ерешн€  ол€ разыскал мен€ и сообщил, что ѕетра  онстантиновича не стало в тюремной больнице в –умынии.
√де? ¬ какой? Ќе сказал. “олько недавно с помощью моего польского интернет-друга √еорги€ —ухно € узнала: Ћ≈ў≈Ќ ќ, ѕ®“–. ј–“»—“. «ј Ћё„®ЌЌџ…. ”ћ≈– ¬ќ ¬–≈ћя ѕ–≈Ѕџ¬јЌ»я ¬ “ё–№ћ≈ “џ–√” ќ Ќј. Ёто севернее Ѕухареста. Ќаписали мы письма и в румынский ћемориал, и в администрацию тюрьмы. ѕока ответа нет.
ѕосле освобождени€ € работала в филармони€х  емеровской, Ќовосибирской, »ркутской, Ѕр€нской областей. ѕотом вышла замуж за ¬олодю јндрианова, он тоже отбывал срок по 58, покорил мен€ знанием репертуара ѕетра  онстантиновича. јндрианов предложил мне выйти за него замуж. ћы расписались, обосновались в ћоскве. ” нас комната была в коммуналке. ћен€ вз€ли в ћосконцерт, € и ¬олодю туда пристроила. ќн прекрасный художник-декоратор был. ƒа, он ушел из жизни. я тогда работала вокалисткой в оркестром Ѕориса –енского. ѕосто€нные гастроли. Ќесколько концертов в ћоскве, мес€ц-другой в отъезде. ќчень были плотные графики. ћне тогда официально была разрешена «красна€ строка» на афише. ¬от смотрю финансовые справки: декабрь – 18 концертов по 56 руб.20 коп., €нварь – 22 концерта, февраль 19, а ставка та же.  огда у јндрианова случилс€ инфаркт, после больницы € забрала его домой, из оркестра ушла за свой счет, чтобы ухаживать за ¬олодей. ”вы, он так и не выкарабкалс€.
ѕотом € оп€ть много работала, потом еще раз замуж вышла за прекрасного музыканта Ёдуарда  умелана. » он мен€ расположил своей любовью к творчеству ѕетра  онстантиновича. ќн помог привести в пор€док дискографию, на черных рынках скупал записи ѕетра  онстантиновича, диски, пластинки. ѕрактически ко всему репертуару написал клавиры. ”говаривал мен€ на примере ¬ертинских прижать распо€савшихс€ издателей, чтобы считались с вдовой. ќдна мысль о судах приводила в ужас. ј это народ такой, все норов€т обойти, обмануть. »здают, уже хорошо.
ќднажды мен€ резануло, пришел такой коллекционер-издатель в гости, осмотрелс€ и говорит, мол, бедновато живете. ќбидело мен€ это, крепко зацепило. Ќу € ему честно и пр€мо вломила: вы приходите ко мне, набираете фотографии, записи, информацию от мен€ получаете, потом тиражируете у мен€ же набранное, зарабатываете на этом, а ¬ера √еоргиевна потом вами изданные диски за свои кровные в магазине покупает. Ѕедновато, говорите живу? ћне хватает, не бедствую. √ость мой стал оправдыватьс€, мол, счета у ѕетра  онстантиновича, накоплени€… ќбъ€сн€ю, что никогда, ни от кого, ничего € не получала. «ƒа, кто ж ¬ам поверит», - услышала € в ответ. ј мне моей веры хватает. ћне так спокойнее. ѕосле того, как Ёдика похоронила, совсем от всех отгородилась. я так хочу поко€. ≈ще и поэтому ¬аш «ћир на ‘оруме» мне душу греет.


 



galkapogonina   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 13 ‘еврал€ 2009 г. 18:04 (ссылка)
„то-то редко посещаете свой дневник, ¬ерочка! Ќадеюсь, со здоровьем все в пор€дке.
¬чера в утренней передаче услышала знакомое им€ - ѕетр Ћещенко. ћожет быть вы тоже смотрели этот сюжет. я дл€ вас записала. —овременные наши тенора хот€т петь, как ѕетр Ћещенко и Ћеонид ”тесов. "ѕовторить подвиг ". ¬ ритме танго




12 феврал€ 2009 г.

¬ ритме танго

¬ ћоскве лучшие теноры страны пели танго. ¬ репертуар вошли не только аргентинские мелодии, но и романсы, которые артисты перепели на мотив танго. ѕрограмма "ƒоброе утро, –осси€!"
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—пасибо!

—реда, 01 јпрел€ 2009 г. 14:31ссылка
ƒа немного подводить стало здоровье, но стараюсь держатьс€. ¬ас часто вспоминаю, захожу, читаю, но писать не могу, плохо вижу совсем. „итаю с лупой, а писать с лупой трудно, вот така€ картинка. —молоду не только честь беречь надо. √лаза еще об€зательно. Ќу что такое полчаса 2 слова набираю. ќбнимаю, ваша ¬ера Ћещенко
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку