
Велес, часто отождествляемый с Чернобогом - навьим, "злым" богом:
1. “Скотий бог” - хозяин Дикой Природы.
2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников
3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог
4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
7. Податель богатств.
8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе
скальдическому
9. Бог удачи.
День Велеса – среда, камень – опал или обсидиан, металл – свинец или ртуть, дерево –
ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги, посохи, кумиров и
прочие предметы, связанные с культом Велеса.
Мифообраз северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной
Традиции. Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные
леса. Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и
“любит” мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали
требы на развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто
сосны – отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники – тоже знаки Велесовы.
Если на равнинной местности – то те же перекрестки, но с одиноким деревом или камнем
на них.
Черный ворон или филин, кот, полоз или уж – все это предвестники взгляда Велеса на
язычника во время обряда.
На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а
также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами – еще и
отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой.
Велесу жертвовали медью, ибо он – бог благополучия и достатка, шерстью и мехом, а
также возливали пивом и квасом – теми напитками, которые он научил людей готовить по
одной из легенд.
Изображения кумиров Велеса могут содержать символы того же рога ( или быть
рогатыми), а также мертвую человечью голову в руке бога. Кумиры Велесу ставили
не на вершине холмов, а на склоне или в низине,
Велесовы, дни праздновали особо торжественно 22-24 декабря, 31
декабря, 2 и 6 января — в дни Николы Зимнего, 24 февраля просили “скотьего бога”
сшибить рога с Зимы. А также чтили его и в дни чествования Николы Вешнего – 22 мая
(Ярилин день, семик). 12 июля – когда ставят первый сноп и начинают косить,
заготавливая сено для скота. Между 18 и 20 августа Велесу завивали клок на убраном
поле “на бородку” — Николина борода.
Мы считаем, что под хейти — божественным псевдонимом — Черный бог у славян
мог скрываться именно премудрый древний Велес, ведь этика народов Северной
Традиции — не этика Добра и Зла, она основана на понятии справедливости.
На протяжении всех веков языческая традиция противостояния Черного и Белого бога
продолжается и проявляет себя на всех уровнях. Первый — Старый — умиротворяет
природу, второй — Молодой — ее возрождает, а с ней и восстает сам, полный сил. Весной
молодой сменяет старого, а Новый меняет Прежнего. Затем цикл повторяется, и так будет
вечно.
Из книги Д.А.Гаврилов, А.Е.Наговицын. Боги славян. Язычество. Традиция.