СЛЕПУШКИН ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, Заслуженный художник России, профессор, член-корреспондент, 1967гр.
Составила из материалов Интернета Пенькова (Слепушкина) Светлана Алексеевна.2010-09-09
Внуки мои Савва и Таисия имеют предков Афониных и Слепушкиных.
Сайт Автор: Ласица В.А. Неверные отчества у Слепушкина ФН и Слепушкина ДА, почему, мне неизвестно.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
СОСТАВ
СЛЕПУШКИН Дмитрий Анатольевич Заслуженный художник Российской Федерации
Регион: Россия
Статус: Член-корреспондент
Департамент: живопись
2006
Дипломант Российской Академии Художеств.
Награждён Медалью «Достойному» Российской Академии Художеств.
Высокие награды и звания России
Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина за заслуги в области искусства присвоены почетные звания "Заслуженный художник Российской Федерации"
Афонину Александру Павловичу - доценту кафедры живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества, город Москва,
Слепушкину Дмитрию Анатольевичу - доценту кафедры живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества, город Москва.
- В этом очерке я не касаюсь творчества других одаренных мастеров Академии, таких, как Александр Устинович, Владимир Штейн, Юрий Сергеев, Дмитрий Слепушкин. Все они составляют не только творческое ядро академии, но и цвет современного русского реализма в живописи. Шевцов Иван, книга «Соколы»
- РАЖВиЗ Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
72.70/4 Факультет живописи имеет три мастерские: мастерская историко-религиозной живописи (руководитель профессор Глазунов И.И.), мастерская портрета (руководитель профессор Слепушкин Д.А.), мастерская пейзажа (руководитель профессор Афонин А.П.) Под руководством Глазунова И.И. преподаватели Штейн В.А., Штыхно О.Ф., Москвитин С.Г., Григорьев А.А., Устинович А.Н., Слепушкин Д.А., Рыженко П.В. в 2000-2002 годах расписали новый храм Успения Пресвятой Богородицы в городе Верхняя Пышма под Екатеринбургом.
- Официальный сайт краеведческого, историко-литературного журнала "Романов-Борисоглебская старина" ВМЕСТЕ ВОЗРОДИМ ГОРОД ТРЕХ СВЯТЫХ!. Ярославская область г Тутаев (Романов-Борисоглебск).
30 апреля 2008 г. в библиотеке имени Ф. Слепушкина побывал потомок нашего поэта-земляка Дмитрий Анатольевич Слепушкин, заслуженный художник России, руководитель мастерской портрета Российской академии живописи, ваяния и зодчества в городе Москва
Отец Слепушкин Анатолий Иванович 1935г, художник-график, С-Петербург
Дед Слепушкин Иван Давыдович (1909-1992), рабочий, участник ВОВ, войну закончил в Кенигсберге, награждён орденами и медалями.
Прадед Слепушкин Давыд Савельевич (1871-1942 умер в блокаду в Ленинграде).
Древо см. Слепушкин-Золотухина.
Родился в1967 г.Ленинград (С-Петербург), живёт в Москве.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВКЛЮЧАЕТ УЧЕБУ:
1978 - 1985 - в средней художественной школе им. Б. В. Иогансона
1985 - 1994 - МГХИ им. Сурикова. Поездки по Северу России: Архангельск, Устюг Великий, Вологда, Валаам
В 1986–1994 гг. учился в Московском Государственном Художественном Институте им. В.И. Сурикова (дипломная работа «Молебен перед боем»).
1987 - 1989 - Служба в СА
1991 - Участник Всероссийской выставки портрета на Кузнецком мосту. Москва. Творческая поездка в Швецию
1992 - Персональная выставка в Херносанде. Швеция. Принят в члены Международного Художественного фонда. Участник выставки "Образование. Культура. Язык". Манеж. Москва
1993 - Выполняет ряд портретов для примы-балерины шведского Королевского театра А. Алханко. Творческая поездка в Италию: Рим, Венеция, Флоренция, Милан
1994 - Окончил МГХИ им. Сурикова. Диплом с отличием за картину "Молебен перед боем". Участник 1-й выставки Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. Манеж. Москва
C 1993 Преподаватель РАЖВиЗ Российская академия живописи, ваяния и зодчества
1995 - Выставка "Новые имена русского реализма". Манеж. Санкт-Петербург
1996 - Выставка "Новые имена русского реализма". Самара
В 1996–1998 гг. проходил ассистентуру-стажировку в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества, с 2004 г. состоит в должности профессора кафедры живописи и академического рисунка данного учебного заведения.
В 1998–1999 гг. принимал участие в реконструкции и оформлении Большого Кремлёвского Дворца, а в 2001–2002 гг. – в росписи храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Верхняя Пышма под Екатеринбургом.
Персональная выставка состоялась в Хёрносанде (Швеция, 1992).
Работы хранятся в коллекции Большого Кремлёвского Дворца, а также в частных собраниях.
В библиотеке им. Ленина. Москва:
1. Дмитрий Слепушкин: Альбом (Авт. Вступ. Ст.) Н.Бартельс – М. Изобраз. Искусство, 1996 – 6с (13) ил: портр; 33см (Новые имена русского реализма) под ред: И.С.Глазунова – Парал. Загл. Англ. Текст рус., англ. ИСБН 5-85200 – 336- 0 ИЗО
2. Дмитрий Слепушкин Живопись Альбом (Авт. Вступ. Ст.) К.Трацевская. – Москва. Изобраз. Искусство 1996 6с (13) л. Илл: портр; 33 см. Текст рус., англ. Данные Тит. л: парал. Англ. ИСБН 5 – 85200 336 – 0
После 1980г
3. Дмитрий Слепушкин: Альбом (Авт. Вступ. Ст.) Н.Бартельс – М. Изобраз. Искусство, 1996 – 6с (13) ил: портр; 33см (Новые имена русского реализма) под ред: И.С.Глазунова – Парал. Загл. Англ. Текст рус., англ. ИСБН 5-85200 – 336- 0 ИЗО
4. Дмитрий Слепушкин Живопись Альбом (Авт. Вступ. Ст.) К.Трацевская. – Москва. Изобраз. Искусство 1996 6с (13) л. Илл: портр; 33 см. Текст рус., англ. Данные Тит. л: парал. Англ. ИСБН 5 – 85200 336 – 0.
Работы Слепушкина Дмитрия Анатольевича:
1. Под руководством Глазунова И.И. преподаватели Штейн В.А., Штыхно О.Ф., Москвитин С.Г., Григорьев А.А., Устинович А.Н., Слепушкин Д.А., Рыженко П.В. в 2000-20002 годах расписали новый храм Успения Пресвятой Богородицы в городе Верхняя Пышма под Екатеринбургом.
2. Портрет императора Николая I.
3. Портрет члена военно-исторического клуба А. Рощина. Живопись, холст, масло, 1990
4. Портрет члена военно-исторического клуба В. Королева. Живопись, холст, масло, 1990
5. Портрет члена военно-исторического клуба И. Иванова. Живопись, холст, масло, 1991
6. Обнажённая модель. Живопись, холст, масло, 80х60, 1991
7. Групповой портрет художников Российской Академии живописи ваяния и зодчества
8. Портрет девушки в русском костюме. Живопись, холст, масло, 80х60,1991
9. Портрет Президента военно-исторической ассоциации О. Соколова. Живопись, холст, масло, 1992
10. Молебен перед боем. Живопись, холст, масло, 1994
11. Исаакиевская площадь. Живопись, холст, масло, 80х120, 1995
12. Помпейский дворик. Живопись, холст, масло, 1995
13. Скандинавский мотив. Живопись, холст, масло, 1995
14. Назарет. Живопись, холст, масло, 40х30, 1995
15. Помпеи. Живопись, холст, масло, 1995
Ратная тема Дмитрия Слепушкина
Отечественная война 1812 г. продолжает оставаться знаковым событием в истории нашей Отчизны. Благодаря героизму российского народа была побеждена прежде непобедимая, покорившая Европу, армия Наполеона. Патриотизм в той войне объединил дворянина и крепостного крестьянина, чувство любви к Родине, заложенное в генах народа, окрепло, стало более жизнестойким. Так считает московский художник Дмитрий Слепушкин, в творчестве которого тема Отечественной войны 1812 г. стала ключевой.
Почему военно-патриотическая тема столь давних исторических событий, отделенных от нас, россиян XXI века, без малого двумя веками истории, вдохновляет художника столь длительное время?
Дмитрий рассказал: отчасти этому способствовало место его рождения Санкт-Петербург — город, который прошлое не покидало никогда, чей облик хранит овеществленную память о давно ушедших поколениях.
Биография Дмитрия Слепушкина типична. С детства любил рисовать. Его натурой становились Эрмитаж и Русский музей, Павловск, Пушкин, Петергоф. После завершения учебы в Ленинградской художественной школе имени Иогансона поступил в мастерскую портрета Московского государственного художественного института имени Сурикова, которой руководил народный художник СССР Илья Глазунов. Там большое внимание уделялось изучению истории и религии, что, несомненно, повлияло на формирование личности молодого художника. Довелось Слепушкину в свое время отслужить срочную в Вооруженных Силах. К армейской службе он относится как к необходимому мужскому делу, считает, что она закаляет волю, характер, ее должен обязательно пройти каждый молодой человек.
О героических страницах нашей истории, считает художник, забывать нельзя. Но, к сожалению, в наши дни не так уж редко можно встретить молодых людей, которые не знают, кто такая Зоя Космодемьянская, и не стесняются заявить, что Александр Матросов закрыл собой вражью амбразуру, потому что, якобы, был... психически больным?! Это ли не свидетельства интеллектуального и нравственного вырождения? Где уж этим юным нигилистам упомнить имена Кутузова, Багратиона, Дениса Давыдова?
Дмитрий работает в жанрах портрета и пейзажа, бытовых сцен, но все-таки главным в своем живописном творчестве считает искусство баталиста. — Да, война — это трагедия, — говорит художник,.—.но для последующих поколений она на века останется в памяти, овеянной ратной доблестью и славой героев-спасителей нашего Отечества. Кроме того, есть и такая сторона войны, как воинское искусство, армейские традиции, исконно связанные с ними понятия воинской чести, мужества и доблести.
Однако живописца Слепушкина, при всей исторической достоверности деталей на его картинах, прежде всего, интересует не изысканность мундиров воинов войны 1812 г., роскошь орденов, изящество форм старинного оружия сами по себе. Эти детали - средство отображения душевной красоты защитников России, величия их подвига. Люди, если хотят состояться как народ, как единое целое должны все это знать, помнить свою историю, утверждает он.
Художник не раз проводил персональные выставки, участвовал также во Всероссийской выставке портрета в Москве, выставках «Новые имена русского реализма» в Самаре и Санкт-Петербурге. Неоднократно демонстрировал свои произведения во Франции, Швеции, Италии. По заказу примы-балерины шведского Королевского театра Алханко художник выполнил ряд ее портретов.
Дмитрия нередко спрашивают: почему он не отображает на своих полотнах войны наших дней? Ведь он же баталист.
Слепушкин отвечает:.—.Дело не во времени изображаемых событий, а в общечеловеческих понятиях.—.добра, самоотверженности, любви к Родине,.—.и все это я пытаюсь донести до зрителя. Современные же войны слишком технологичны...
Чтобы создавать исторические картины, художник много работал, изучал архивные документы, воспоминания участников тех далеких событий, многократно перечитывал Льва Толстого, Дениса Давыдова, общался с участниками военно-исторических клубов Петербурга и Москвы А. Рощиным, О. Соколовым, В. Королевым, И. Ивановым, обогащаясь собранной ими разнообразной исторической информацией.
Дмитрий Слепушкин написал портреты этих увлеченных патриотической идеей, историей нашего Отечества людей.
Когда довелось побывать во французском городе Ниме на 500-летии тамошнего полка, его поразило, с каким почтением французы относятся к своей истории, хотя они и проиграли в той далекой войне начала XVIII века. В Ниме создан прекрасный исторический музей, уважением пользуются ветераны войн, для которых создан комфортабельный дом инвалидов. Чего, к сожалению, не увидишь в родимых пенатах. У нас давно не обновлялась Бородинская панорама. В Музее Российской армии, на взгляд художника, недостаточно интересных экспонатов, в экспозиции будто «скомкали» целых три века, увенчанных ратной славой, богатой грозными испытаниями и победами истории нашей армии...
Дмитрий Слепушкин — признанный мастер русского реализма. Продолжением его творчества стала педагогика. Он преподает в Академии живописи, ваяния и зодчества И. Глазунова, является руководителем мастерской портрета. Поэтому я спросила Дмитрия, как ему видятся состояние и проблемы воспитания современной молодежи.
Он ответил, что в Академии педагогическая работа налажена основательно. В ней работают опытные педагоги, такие, как заслуженные художники России Владимир Штейн и Иван Глазунов, а также Виктор Шилов, Игорь Лапин, Лейла Хасьянова. Они отдают много сил, чтобы помочь начинающим живописцам освоить традиции русского реализма, знакомят их и с творчеством зарубежных художников, воспитывают у творческой молодежи такие качества, как патриотизм, гордость за свою Родину.
Но вот если же оценивать воспитание молодежи, в целом... Оно слабовато. В академию, как правило, поступают молодые люди после окончания художественных школ, училищ. Казалось бы, это должны быть ребята, более эрудированные, образованные, чем выпускники обычных средних школ. Но, увы, большинство из поступивших владеют лишь весьма скромными навыками рисования, робки, не умеют раскрыть себя. Поэтому новичков-первокурсников принято в академии называть «курсом реанимации». С ними педагогам приходится особенно много работать. В этом мне довелось убедиться и самой, когда общалась с первокурсниками.
Дмитрий говорит, что еще несколько лет назад такого молодого пополнения рядов живописцев не было. Те, кто выбирал профессию художника, были, как правило, начитаны, грамотны, развиты. — В наши дни,.—.продолжает художник,.—.тот, кто пишет на военно-патриотическую тему, считается несовременным. Большинство художников служат не идее, а уходят в бизнес.—.зарабатывать деньги. Тех же, кто борется за возрождение памяти, духа народа, очень мало. Сейчас ведь нередко можно услышать: «Историческая картина умерла, да и сам реализм в корне устарел».
Дмитрий с такими суждениями не согласен. Он убежден, что реализм не может исчерпать себя, он многогранен, неповторим. А вот авангардизм, напротив, как правило, примитивен, за ним скрывается отсутствие мастерства. В Академии живописи, ваяния и зодчества молодежь должна совершенствоваться в мастерстве. Среди академической молодежи преуспевают в этом Ольга Долгая, Иван Попов, Петр Моторин. Они сознают, что художник должен уметь не только мастерски смешивать краски, создавать копию действительности, но и формировать сознание общества, воспитывать его в духе патриотизма, любви к Отечеству, уважения к его прошлому. «Надеюсь, и мое искусство служит этой цели»,.—.подвел итог нашей беседе художник.
Своим искусством Дмитрий Слепушкин заставляет нас пристальнее вглядываться в героическое прошлое нашей страны, чтобы вновь и вновь задумываться о ее настоящем и будущем. Наталия ДРОЗДОВА
Ленинград. В этом городе Дмитрий Слепушкин учился в художественной школе Иогансона при Институте имени Репина. «Глубоко усвоил уроки русского Петербурга», как впоследствии о нём напишут. А это означало постоянный поиск гармонии и пластики в петербуржских мотивах: Эрмитаж, каналы, острова, Летний сад, Павловск, вереницы богинь, с любопытством заглядывающих на графические листы ученика. Чем увереннее штрих, тем явственнее невидимая поначалу материя. Как хорошо иметь талант и как страшно его расплескать.
Однажды он оказался в Москве. Тогда не было ещё академии, и Дмитрий учился в Суриковском институте. И была там мастерская портрета, ею руководил Илья Сергеевич Глазунов. Нет, студенты не замыкались на портрете: глубоко и скрупулёзно работали над исторической композицией. Главное, была возможность учиться у старых мастеров, постоянно ездить в родной город, стоять в Эрмитаже с этюдником возле полотен Рубенса, Рембрандта, Тициана и копировать, точнее - «разговаривать» с ними.
И вот наступил час, когда Слепушкин вошёл в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, что на Мясницкой, возведённую умом и зажигательной энергией Ильи Глазунова.
Здесь, в его мастерской, мы и встретились. Природная сдержанность Дмитрия поначалу затрудняла вести нить беседы. К тому же развешанные по стенам картины: изящные пейзажи русской деревни, томные натюрморты, изысканный портрет обнажённой модели, мольберт и холст на подрамнике с гарцующим на коне его величеством, пряно пахнущая палитра - это отвлекало, будоражило. Хотелось просто смотреть.
Мы то и дело выходили из мастерской. Дмитрий водил меня по залам, облачённым лепниной колонн, пышными люстрами, и там же - графика, живопись учеников и учителей в классическом стиле. На всю ширь стены - огромное полотно Дмитрия Слепушкина: групповой портрет академистов.
Рассказывает он приглушённо, вдумчиво, словно перебирает чётки-мысли.
Он напоминает молодого Карла Брюллова, исполненного в автопортрете. Однако ж фамилия - Слепушкин… Воображение уносит к купцам, слободам древнерусских городов, к дружине, овеянной ветрами степными…
- Дмитрий, об Императорской академии бытует мнение как о царстве застоя, в учебном процессе которого (рисунок, композиция) превалировали консервативные мотивы. Был момент, когда бунтари - крупнейшие художники: Крамской, Репин, Суриков, Васнецов, Перов, Шишкин, Левитан, Серов и другие - демонстративно покинули стены её и образовали новое течение в русском искусстве - Товарищество передвижников. А нынче - снова академия, московская. Невольно возникают параллели… Думаешь о «бунте».
- Тем не менее - в школе мастерства - выше Академии нет. Выход же из академии будущих передвижников был протестом против сложившихся традиций. Дипломные работы ориентировали соискателей на исполнение классических, мифологических и библейских тем - и никаких заносов к современной жизни России не должно быть. А к тому времени в обществе назревали процессы, которые обойти было довольно сложно. Хотя, если вспомнить, и Репин преподавал в академии. Даже те, кто протестовал, потом возвращались в альма-матер. Академики наконец-то поняли, что не стоит так уж цепляться за устаревшие методы. Если вспомнить, в начале века были прекрасные композиции на современные темы. В нашей академии (и Репинской в Петербурге, и Суриковском московском институте) многое исходит от здорового консерватизма. Нет в ней узкой специализации, и мыслит она широко. Хотите разрабатывать евангельскую тему или мифологию - пожалуйста, хотите современную - нет проблем. А поскольку такая свобода, то и бунтовать незачем. Всё остальное - буря в стакане воды. Пожалуйста, самовыражайся.
- Самовыражение, если не подкреплено школой, - это уже самодеятельность, нередко прикрываемая модной личиной «наивного искусства». И вообще, мне кажется, профессионализм (опорой его была всегда традиция) утрачивает главенство.
- Когда мы студентами оказывались в Эрмитаже, то уже знали какие-то технические приёмы старой школы, которая была, в общем-то, потеряна, никто даже не вспоминал её. В дореволюционный период ещё сохранялись традиции в изучении натуры, и была последовательность: сначала портрет, потом фигурный класс, и чем дальше, тем сложнее учебный процесс, и, соответственно, повышалось мастерство. На рубеже веков возникло левое течение - русский модерн. Между тем классическое и левое искусство поначалу друг другу не мешали. По какому пути им идти дальше - было личным решением, и точку зрения их можно принимать или не принимать. Пионеры русского модерна ещё умели рисовать. Однако вслед за ними выросли художники, которые вроде бы шли по стопам своих учителей, но при этом классику не знали. Потом всё это рухнуло, кто как что видит, то и пишет. Началось разложение. На Западе стали подхватывать в первую очередь левых художников, оказавшихся на коне, их восприняли на ура, непонятно почему. Какие-то силы, видимо, стояли за этим. Не случайно всё это было сделано. Можно прийти на выставку из любопытства, а можно с целью купить что-то для себя, повесить на стену. Если вещь красивая, она уже приятная для глаза, несёт смысловую нагрузку. А тут нет ничего: ни смысла, ни формы, ни содержания… Просто пятно.
- За это «пятно» платят большие деньги…
- Конечно, и так бывает. Современное искусство Запада ушло в дизайн. Вас, допустим, не устраивает чисто живописное решение, но как цветовое пятно, которое эффектно смотрится деталью обоев, - почему бы нет? И всё-таки это не живопись.
Вам хочется знатьсекреты успеха мастеров? Заходим и узнаем в миреуспеха!
Хочется удивить свою половину или родных? Необычные подарки сделают свое дело!