-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Краевед

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.09.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 184


Заметки о Тюмени (1906-1956 гг.). Часть 2.

Вторник, 13 Января 2009 г. 19:14 + в цитатник

2. Ярмарка

Открытие ежегодной ярмарки летом ознаменовывалось служением молебна с выносом икон и хоругвей из церкви Спаса[1] – где сейчас областная библиотека. Кто помнит картину «Пролог» в кино, может себе представить, что из себя представляют хоругви и иконы. Молебен купечество служило против нынешней типографии[2]. После службы с провозглашением здравствия диаконом с громогласным басом царствующему дому Романовых – его императорскому высочеству Николаю и православному купечеству – хор пел «Многая лета, мно-о-гая лета!». Священник окроплял святой водой трёхцветный флаг с продольными полосами – белый-синий-красный – флаг свёртывался и поднимался на 10-метровую мачту. Поднимающий дёргал за бечёвку и флаг распускался.
 
Молебствие по случаю избавления от опасности жизни императора Александра II. Александровская площадь, г. Тюмень. 4 апреля 1867 года
 
Священник окроплял водой граждан и давал целовать крест серебряный с позолотой с изображением Христа, распятого на кресте. Граждане подходили по рангу – исправник, именитые купцы – крестились и целовали крест, а некоторые купцы и купчихи и руку священника. Служилые люди уносили иконы в церковь. Расходясь, граждане торговые люди вели разговор, что флаг дружно развернулся и не поник, значит, будет хорошая торговля (такая была примета у торговых людей). Открывались магазины, лабазы, ларьки и начиналась торговля часов с 11-ти дня – ярмарка давала 1,5 милл. оборот.
Вся крупная торговля оптовая была сосредоточена не на площади в магазинах и лабазах, она значения почти не имела на оборот, а была сосредоточена за городом, за Загородным садом[3], за ж.д. веткой на р. Туру[4], где сейчас городок судостроителей[5]. Здесь в ограде в полкилометра стояли тесовые амбары. В ограде были сложены большие гурты кож, накрытые брезентом, вмещавшие десятки тысяч кож. Кожи были завезены на баржах со степей Казахстана и Тюменской губернии[6]. Здесь они разделывались, сортировались, прессовались в тюки на ручных прессах и отправлялись в Н. Новгород (Горький) и за границу. Купля-продажа совершалась через нотариуса Албычева[7].
 
Табор - склад кожевенного сырья. г. Тюмень. 1910-1914 годы
 
Организованная в 1911 году Тюменская биржа маклером Безродным[8], успеха не имела, не привилась, несмотря на то, что еженедельно выпускался бюллетень с ценами на зерно и сорта кож, которым купцы с охотой пользовались, так как в нём указывались цены, какие стояли в разных городах, согласно телеграфного обмена между биржами. На бирже было сделано несколько сделок и она немного просуществовала. Маклер Безродный ушёл работать табельщиком на ж. дорогу, а после смерти жены и сам умер.
На бирже я проработал мальчиком рассыльным полгода за 60 руб. Исполнял все работы рассыльного и писаря в конторе и пособлял на кухне кухарке и ходил на базар за продуктами и ухитрялся брать в кредит по заборной книжке мясо, муку, масло. Сообщал цены по указанию маклера.
 
3. На пристани
В Тюмени пароходовладельцами были: Братья Колмаковы[9], Жернаков, Братья Курбатовы[10], Богословское горнозаводское акционерное общество[11], Братья Плотниковы[12], товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли[13] с главной конторой в Ленинграде и небольшие пароходы с баржами Текутьева, Обрубова[14] и других. По обслуживанию рек туры, Тобола, Иртыша и Оби до Обской губы и для производства дноуглубительных работ в верховьях рек было пароходство Министерства речных путей сообщения с главной конторой в г. Томске. На зимовку осенью собиралось до 30 и 40 пароходов и до 50-ти деревянных барж и 2 землечерпальные машины. Оплата труда в Министерстве речных путей сообщения была на 5 руб. выше против других пароходств для рядового состава и руб. на 15 для среднего и высшего – командиры. Все работали помесячно и зарплату получали каждого 20 числа[15].
 
Кладбище судов. Тюмень 1920-е годы. Фото: И.С. Шустер
 
Форма рабочая и парадная выдавалась бесплатно. На некоторых пароходах казны отдавалась честь по-военному. Рабочий день был 12 часов. Люди работали десятками лет. Имели за рекой свои домики и коров и кур – жили неплохо. Половина судового состава с постановкой судов на зимовку везде сокращалась, а весной снова принималась на работу. Много было из деревень, расположенных по реке, где они заготовляли дрова и подвозили к пристани – пароходы отоплялись исключительно дровами.
 
Пристань товарищества Западно-Сибирского пароходства. Тюмень
 

 

Ремонт машин пароходов производился в зимовках у каждого пароходского хозяина. Строились деревянные баржи зимой и летом, их снимала большая вода с городков. Пароходы весной красились, машины собирались и, беря груз, уходили на низ. Большое количество рабочих на пристани не всегда имели работу. Или пароходов не было и барж, или работали определённые артели. Чтобы получить работу во время затишья, надо было получить металлическую бирку с номером от приказчика и вот в 1910 г. я был очевидцем [того], как ранним утром часа в 4 на пристани бр[атьев] Плотниковых на поляне и у забора находилось чел. 200 рабочих и получали бирки из прорезанного отверстия в заборе, наподобие как у кассы цирка. Некоторые рабочие в широких шароварах и таких же широких блузах из холста лезли напробой за бирками. Не обходилось и без кратковременных драк.
Пятнадцатилетним парнем мне пришлось работать на пристани № 1 «Товарищества»[16]. Попал на работу по знакомству матери и отца с пакгаузным – [они] были кумовья. Я ставил марку, то есть номер на грузы. Грузчики работали по 12-14 часов, носили мешки с дёрном, мукой, сахаром. Ходили цепочкой человек по 100, в дождь и непогоду и, если кто-либо выходил из запалки по выносу определённого количества мест, то лишался заработка. Работали с тысячи пудов, сдельно. Иногда выручали таких грузчиков грузчики, не получившие работы, а заработанные деньги делили. Никаких кранов, транспортёров не было. Неудобные грузы или с дальним расстоянием мешки возили на 2-х колёсных тачках – в парке их стояло до сотни и больше. Рабочий один шёл в кореннике, а с боку с верёвкой другой. На крутых подъёмах ещё стоял грузчик, помогал и так же на спусках. В тачках работало много и женщин и девушек.
Подённая оплата на ряде работ была подённая. Мужчине 80 коп. и женщине 60 коп. Расчёт производился каждую субботу. Работали до 2 час. дня и с 7 час. утра с получасовым перерывом на завтрак за столом, поставленным у пакгауза. Заведующий ложил на стол мешочек с рублями серебряными и мешочек с полтинниками. Медяки высыпал в коробку. К столу подходили согласно порядкового номера, записанного в расчётной ведомости, где стояла и фамилия и сумма заработка. Роспись не делали, а при выдаче денег пакгаузный делал отметки карандашом синим и это потому, что большинство были неграмотные.
В воскресные дни редко работали. С получки в субботу грузчики заходили в кабак и в пивные, пили. Большинство уносили получку домой в семьи. Часть грузчиков пропивали деньги, ночевали у заборов или за драку полицейские увозили и уводили в арестное помещение и, если буянили дорогой, то в каталажке избивались и, конечно, никаких оставшихся денег не выносили – они отбирались. В воскресенье, в понедельник многим надо было опохмелиться, выпить водки. Денег не было, закладывали вещи – пинжаки, брюки, сапоги в частные ломбарды под проценты – такой один был на Ишимской[17] напротив мельницы Жернаковых[18]. Выдавалась взамен сменка – рубаха, штаны, опорки от сапог. Грузчик опохмелялся, болел и среди недели шёл на работу. Тяжело было зимой одиночкам без одежды и работы. Такие ютились в ночлежном доме, жили впроголодь и существовали до весны на приношения купечества и сердобольных граждан.
 
4. Стройки
Все каменные стройки в городе велись исключительно ручным способом. Копка канав для закладки фундаментов, подвозка кирпича с кирпичного завода на лошадях, а также песку и извести. Никаких кранов, бетономешалок не было и в помине. Мы сейчас видим, как только начинается стройка, устанавливается башенный кран, ставится бетономешалка, транспортёр, приводимые в действие электроэнергией. Грунт раньше отвозили из котлованов на тачках с одним колёсиком, а дальше его везли на двухколёсных грабарках – ящиках-самосвалах. Известь приготовлялась в творилах вручную, носили её на носилках. Кирпич также [переносился] на носилках и козлах, надеваемых на плечи, по 30-40 шт. Кирпич был тяжёлого типа. Шлак не применяли.
Первое потолочное железобетонное перекрытие потолков и полов было сделано в ремесленной школе на углу Садовой и Томской[19] и в пристрое Спасской церкви[20] в 1914 году осенью. Работу производили частные подрядчики – брались с тысячи и по договору аккордно[21]. Затем сдавали работу рабочим артелям или платили подённо. Артели также самостоятельно производили работы, что им было выгодно, но чернорабочую силу нанимали подённо. Если человек заболел, то ему никакой оплаты не было.
Строили в городе исключительно двухэтажные дома и исключение – это постройка Коммерческого училища, где за Тюменкой – обком и облисполком[22]. Построен он купцом Колокольниковым[23], а подрядчиком стройки был Перемотин[24]. Зимой стройки каменные не производились, а только рубили деревянные дома. Кирпич производили кустари в сараях[25] летом, да на кирпичных заводах Буркова[26] и Гилёва[27], заводы эти и сейчас действуют как национализированные. Так уже было заведено: перед закладкой застройщики служили молебен, бросали серебряные рубли в известковый раствор по углам. Каменщики клали кирпич, но потом деньги эти находили и пропивали…
 
5. Снабжение водой города
Население города было тысяч 40-50 с Зарекой. Подача воды производилась с реки Туры водокачкой Городской Управы, стоявшей у берега по Водопроводной улице[28]. На горе стояло каменное здание с прямоугольным баком, служило оно и некоторым водонапором и было водоразбором. Было выведено 2 трубы для наливки воды в чаны и для разлива в вёдра и кадочки. Горожане, имевшие лошадей, сами брали воду. Зажиточные и купцы, имея дворников, их посылали за водой. Были и специальный промысел – водовозы. Они на своих лошадях возили воду, продавая воду по 10 коп. за бочку и в розницу по копейке ведро. Была водоразборная будка на перекрёстке улиц Царской[29] и Иркутской[30] – это против облфинотдела[31]. Водоразбор был у почты на Александровской площади[32] – там, против Реального училища[33] стояла чугунная чаша, автоматически наполнялась водой (поплавок при наполнении чаши перекрывал воду). Водовозы черпали воду черпаками. Ещё была колонка у монастыря[34] и у вокзального моста[35]. Заречные жители пользовались водой с реки и из колодцев.
 
6. Транспорт
В городе до 1919 г. была только одна автомашина легковая – у купца Колокольникова[36].
 
Доставка автомобиля на перроне. Фото: С.В. Логинов
 
В городе перевозили грузы ломовые извозчики. Обозы имели: Лошкомоев[37], Горбунов[38], Бередкин, Текутьев и другие. Для перевозки граждан были частные легковые извозчики. Они стояли на биржах напротив вокзала, у почты, на Малой Разъездной[39], угол Спасской и Водопроводной, за Тюменкой. Содержатели ломовщины имели наёмных рабочих, содержали их на своих хлебах. Ставили сено, сеяли овёс. Гоняли ямщину по району.
 
Тюменский куппц В.Л. Жернаков за рулём омнибуса. Ялта. 1909 год
 


[1] Спасская церковь - построена в 1794 г. В 1930 г. была закрыта. Современный адрес: ул. Ленина, 43.
[2] Речь идёт о типографии на ул. Первомайской, 11. Этот комплекс каменных торговых рядов на Базарной площади был построен в 1990-х, 1911 гг., в них размещались мануфактурный магазин Н.Л. Панкратьева, Торговый Дом И.Г. Стахеева и мануфактурный «Московский магазин».
[3] Загородный сад разбит в 1839 г. на правом берегу Туры. Ежегодно 31 мая тюменцы праздновали здесь годовщину посещения города цесаревичем Александром Николаевичем, вследствие чего со временем сад получил название Александровского. В советское время – Парк судостроителей. Сегодня остатки сада сохранились у моста, на левой стороне улицы. В 2006 г. начата реконструкция, первоначальное название возвращено.
[4] Ж/д ветка от станции Тюмень до речной станции Тура проходила по современной ул. М. Тореза. Демонтирована в 1986 г. к 400-летию Тюмени.
[5] Городок судостроителей – так в советские годы называли жилые кварталы, прилегавшие к Судостроительному заводу: улицы Щорса, Индустриальная, Рабфаковская, Котельщиков. Ранее – Новая слободка.
[6] Ошибка, правильно – Тобольской губернии. Тюменская губерния была образована в апреле 1918 г., ликвидирована в ноябре 1923 г.
[7] Албычев Николай Тарасович - личный почётный гражданин, известный в конце XIX – нач. XX вв. тюменский нотариус, состоял агентом страхового общества Нижегородско-Самарского земельного банка, членом общества пчеловодов, членом Тобольского окружного суда. Жил в доме А.А. Багаева (ныне Республики, 13).
[8] Безродный Афанасий Сергеевич – биржевой маклер, на 1912 г. проживал в доме Оверштейнов по ул. Царской (ныне – ул. Республики, 28, стр. 1).
[9] Братья Колмаковы - ялуторовские крестьяне, впоследствии - ялуторовские и тюменские купцы. Владели несколькими мельницами в Ялуторовском уезде, пряничным, салотопенным, мыловаренным, свечным и кожевенным заводами. Фирма основана крестьянином Василием Колмаковым в 1844 г. В конце XIX в. Товарищество «Братья Колмаковы» возглавлял Степан Васильевич Колмаков. Вместе с братом Антоном в конце 1890-х годов они были одними из главных за­готовителей и отправителей хлеба на Оби. После его смерти предприятие унаследовали сыновья Авксентий (?-1918) и Кириак (ок. 1870-?; учёный-агроном) и племянник Федот Григорьевич. «Братья Колмаковы» торговали мукой с собственных мельниц, имели пароходство (два буксирных парохода и пять барж), грузооборот которого составлял на 1909 г. - 100 000, на 1913 г. - 190 000 пудов в год. Грузооборот пароходства их дяди Антона Васильевича Колмакова, купца 1-й гильдии) на 1909 г. составлял 1 млн. пудов в год. Он владел пароходами «Василий», «Ялуторовец», «На­следница», «Помощник», пятью баржами и четырьмя паузками. Контора «Братьев Колмаковых» располагалась в их собственном доме на Царской улице (ныне – Республики, 44). Всего в Тюмени в первые десятилетия ХХ в. существовало более полутора десятков пароходных фирм.
[10] Пароходная фирма под названием «Братья Курбатовы» нам неизвестна. Вероятно, речь идёт о пароходной компании «Курбатов и Игнатов», учреждённой в 1875 (по другим данным – в 1873) г. Полновластным хозяином фирмы был белёвский (впоследствии – тюменский) купец 1-й гильдии, крупный тюменский предприниматель и благотворитель Иван Иванович Игнатов (1830, Белёв, Тульской губ. - 30.05.1914, Тюмень), дядя писателя М.М. Пришвина. Устин Саввич Курбатов – крупный камский пароходовладелец, организовавший в 1872 г. на Оби и Иртыше «Буксирное пароходство У.С. Курбатова». По некоторым данным он был дальним родственником волжского пароходчика И.С. Колчина, по завещанию которого принял руководство его пароходством. В 1873 г. стал одним из владельцев «Товарищества И. И. Игнатова и У. С. Курбатова». В конце XIX века оно уже располагало 16 пароходами, 43 бар­жами и 13 паузками.
[11] Богословское горнозаводское акционерное общество - создано в кон. XIX в. в Богословском заводе Верхотурского уезда, занималось торговлей железом, чугуном и другими металлами и изделиями из них (рельсы, скобяные изделия), имело собственное буксирное пароходство. В 1895 г. в него имело восемь буксиров, 19 барж и 12 пауз­ков, плававших по Оби, Иртышу, Сосьве. Руководила пароходством Богословского горного округа супруга статс-секретаря Н.М. Половцева. В Тюмени в 1890-х – 1910-х гг. действовало отделение общества. Грузооборот пароходства достигал 500 000 пудов в год (1909 г.). Недвижимость общества в Тюмени оценивалась в 1899 г. – в 19 000, в 1903 г. – в 23 000, а в 1907 г. – в 33 000 руб. Контора общества располагалась в доме его управляющего - кинешемского мещанина И.П. Попова на углу улиц Подаруевской и Успенской (Семакова, 2/ Хохрякова, 3). С 1910 по 1914 гг. в этом здании действовало коммерческое училище Колокольниковых. В сентябре 1925 г. оно было передано под советскую школу II-й ступени. В середине 1990-х гг. сгорело. В 1959 г. дочь И.П. Попова передала ТОКМ две фотографии их тюменского дома нач. ХХ в.), а затем – в доме Ядрышникова на ул. Иркутской (ныне - Челюскинцев, 8).
[12] По-видимому, речь идёт о братьях Алексее, Арсении, Василии и Иване, сыновьях тобольского купца 1-й гильдии, рыбопромышленника и рыботорговца, владельца судостроительной верфи, консервных и сетевязальной фабрик Михаила Даниловича Плотникова (?-1910), учредившего в 1864 г. собственное пароходство, контролировавшее перевозки от Семипа­латинска до устья Оби. К началу 1890-х гг. реорганизовал свой флот в «Буксирно-пассажирское и легко-пассажирское пароходство на реках Западной Сибири». Оно насчиты­вало четыре буксирно-пассажирских парохода, восемь буксиров, 29 барж, три гусянки. В 1895-1897 гг. использовал следующие пароходы: «Иртыш», «Работник», «Граж­данин», «Березовец», «Почетный», «Борис», «Арсе­ний», «Алексей», «Николай». Главная контора пароходства находилась в Тобольске. В 1889 г. был основан торговый дом «М. Плотников и сыновья», имевший отделение в Тюмени. В 1895-1898 гг. пароходство Плотниковых входило в объединение «Товарпар» («Товарищества-пароходства по рекам Западной Сибири») (см. прим. 31). Усадьба Плотниковых в Тюмени находилась по ул. Загородной, 3 (ныне – ул. Госпаровская, 29).
[13] Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли было учреждено крупными пароходными компаниями – пароходством «Игнатова и Курбатова», «Товариществом Трапезникова и К», торговым домом «Плотников и сыновья» и бийской купчихой Е.Г. Морозовой – с целью объединить усилия лидеров речных перевозок в борьбе с железной дорогой. Предварительное соглашение было подписано на Ирбитской ярмарке в 1895 г., принятие устава и открытие главной конторы в Тюмени состоялись в 1898 г. Специализировалось на перевозке грузов, заняв лидирующие позиции на этом рынке. Позднее в товарищество вступил Торговый дом «Ф.С. Колмогорова Н-ки» вместо вышедшего из товарищества торгового дома «Плотникова и сыновья». Ликвидировано в соответствии с Декретом СНК о национализации флота от 08.02.1918 г.
[14] Обрубов Алексей Федотович – тюменский купец 2-й гильдии, судовладелец. Владелец парохода «Доброжелатель», на котором в 1896 г. были организованы первые рейсы по р. Конде. Также ему принадлежали три баржи, паузок и буксир «Надёжный». Проживал на ул. Водопроводной. Дом его был куплен А.И. Текутьевым (ок. 1912 г., после банкротства А.Ф. Обрубова) и оставлен по завещанию фельдшеру Д.П. Витко.
[15] Машинист получал 80 р., п/маш. – 50, маслёнщик – 30 р., кочегар – 25 руб., командир – 90-100 руб., матрос – 20 р. – в 1914 году (прим. автора).
[16] По-видимому, речь идёт о Товариществе Западно-Сибирского пароходства и торговли (см. прим. 31).
[17] Улица Ишимская – так до 1937 г. назывался участок современной ул. Орджоникидзе от р. Туры до ул. Хохрякова. В 1955 г. к ней были присоединены площадь Орджоникидзе и ул. Московская, образовавшие единую улицу - от р. Туры до здания СИЗО.
[18] Мельница Жернаковых находилась на ул. Ишимской, на месте гостиницы «Прометей».
[19] Ремесленное училище на углу улиц Садовой и Томской (с 1938 г. – Ежова, с 1939 г. – Осипенко) было построено в 1909 г. на средства купца А.И. Текутьева. Позднее здесь размещались ФЗУ, средняя школа № 6. С 1970-х гг. - эколого-географический факультет ТюмГУ.
[20] Придел Спасской церкви был сооружён в 1914-1916 гг. по инициативе и на средства купца А.И. Текутьева.
[21] Аккордная оплата (от итал. Accordo - соглашение, договор) - сдельная разовая оплата завершенной работы; единовременная выплата заработной платы работникам за весь объем полностью выполненных работ по заранее установленной ставке оплаты. Обычно аккордная оплата применяется в условиях, когда работу надо выполнить срочно и заказчик готов оплатить ее по повышенному тарифу. Широко применяется в строительстве.
[22] Частное коммерческое училище Колокольниковых – 8-классное среднее учебное заведение, созданное в 1910 г. по инициативе и на средства тюменских купцов Колокольниковых. В 1913 г. для него было построено здание по ул. Никольской (с 1922 г. – Луначарского). В 1919 г. закрыто. С 1971 г. здесь размещается Тюменский инженерно-строительный институт, преобразованный позднее в архитектурно-строительную академию (с 2005 г. – университет).
[23] Вероятно, имеется ввиду Степан Иванович Колокольников (1867-1925) – глава торгового дома «И.П. Колокольникова наследники», руководивший строительством. Директором училища стал Виктор Иванович Колокольников.
[24] Подрядчиком на строительстве коммерческого училища Колокольниковых мог быть крестьянин Нижегородской губернии Трифон Осипович Перемотин. В 1903-1904 гг. он построил собственный каменный двухэтажный дом на углу улиц Орловской, 24 и Камышинской, 7 (ныне Камышинская, 19 / Орловская, 36). Кирпичные сараи крестьянина Перемотина располагались в 1879 г. за тюремным замком (Кубочкин С.Н. Первая тюменская газета или Один год из жизни города // он же. Тычковка, Сараи, Потаскуй...: Из истории тюменских окраин XIX – начала ХХ вв. Тюмень, 2002. С. 144).
[25] Кирпичные сараи располагались в восточной части города (сегодня это ул. Малыгина, Красных Зорь, Холодильная). Со временем весь этот район получил название Сараи с делением на Сараи Угрюмовские и Копыловские (по именам владельцев кирпичных заводов).
[26] Бурков Василий Петрович (ок. 1850 - 1911) - каинский мещанин, впоследствии – тарский купец 1-й гильдии. Владел «кирпично-делательным» паровым заводом в Тюмени (располагавшимся за кирпичными сараями), занимался хлебной торговлей (зерном и мукой). Хлебная лавка и склады сохранились на территории его бывшей усадьбы по ул. Дзержинского, 28. Был владельцем типографии, издателем газет «Сибирский голос» (1906-1907), «Тобол» (1907), «Тобольский край» (1907), «Тобольский голос» (1907), совместно с купцом В.Л. Жернаковым состоял управляющим и членом-распорядителем организованного в нач. ХХ в. (1909) «Товарищества тюменских электростанций».
Состоял гласным городской Думы (1903-1910), товарищем городского головы (1905), членом попечительских советов Владимирского сиропитательно-ремесленного заведения (1903-1907), женской гимназии (1905-1911) и Тюменского Александровского реального училища (12.10.1905 – 1908). Активная и разностороння общественная деятельность Василия Петровича была отмечена золотой медалью на ленте ордена св. Святослава. Дом В.П. Буркова по Садовой, 22/ Успенской, 17 (ныне – Дзержинского, 30/ Хохрякова, 19) является памятником деревянного зодчества и памятником истории: с октября 1905 г. по январь 1906 г. в нём размещался клуб Союза рабочих.
[27] Нам ничего не известно о Гилёвых, как о владельцах кирпичных заводов. Представители этой династии (Торговый Дом «П.И. Гилёва Наследники», «Гилёва Петра Ивановича сыновья», «Гилёва Сергея Григорьевича наследники, Гилёв Константин Петрович, Гилёв Семён Петрович) имели колокольное, мыловаренное, свечное производства, торговали жировым товаром, чаем и сахаром. Кирпичный завод имелся у родственника Гилёвых – Григория Ивановича Горбунова.
[28] Водокачка на Водопроводной улице – городской водозабор в то время располагался в начале ул. Водопроводной, за Народным домом.
[29] С августа 1917 г. – ул. Республики.
[30] С 1934 г. – Челюскинцев.
[31] Сегодня – площадка перед областной филармонией.
[32] С 1967 г. – площадь Борцов революции. Получила название Александровской в честь визита в 1837 г. в Тюмень цесаревича Александра Николаевича, впоследствии императора Александра II. Решение о разбивке сада на Александровской площади впервые было принято Тюменской городской думой 3 сентября 1912 г. При этом предполагалось испросить разрешения на перекрытие Полицейской улицы, пересекавшей площадь (Отголоски тюменской недели // Ермак. 1912. № 20. С. 18). Однако попытка эта, по-видимому, не возымела успеха в силу «непонятного противодействия учебных заведений, здания которых прилегают к этой местности» (Вопросы городского хозяйства // Ермак. 1913. 9 февраля. № 7. С. 2). В 1928 г. по инициативе Тюменского мелиоративного техникума переименована в площадь им. Красина (Красное знамя. 1928. 3 февраля. С. 4).
[33] Тюменское Александровское реальное училище – открыто 15 сентября 1879 г. в специально построенном здании (ныне – главный корпус сельскохозяйственной академии). Состояло из шести обычных классов и одного дополнительного. Директором училища в 1879-1906 гг. был Иван Яковлевич Словцов, известный учёный, основатель Тюменского музея. Закрыто в 1919 г.
[34] Вероятно, речь идёт о Свято-Троицком мужском монастыре (до 1702 г. – Спасо-Преображенский) - основан в 1616 г. В 1923 г. был закрыт, в 1996 г. передан Тобольско-Тюменской епархии.
[35] Мост через овраг по ул. Голицынской (с 1920 г. – Первомайская) был построен в 1885 г. в связи с сооружением железной дороги Екатеринбург-Тюмень. Первоначально соединял привокзальную площадь с ул. Стриковской (с 1922 г. – Троцкого, с 1940 г. – Крупской), в 1930-е гг. приобрёл современное направление.
[36] Мемуарист ошибается. По другим данным первый автомобиль в городе появился в 1907 г. и принадлежал инженеру Э.М. Беднарскому (1877-?). Однако первые опыты оказались неудачными и к 1913 г., после ряда дорожно-транспортных происшествий автомобилей на улицах Тюмени не осталось (Ермак. 1913. №№ 41-42).
[37] Лошкомоев Фёдор Петрович – сын Лошкомоева Петра Григорьевича (? - ок. 1908), крестьянин Успенской волости Тюменского уезда, владелец усадьбы на углу улиц Садовой, 21 и Знаменской, 24 (ныне Дзержинского и Володарского). Большой деревянный дом с каменным подвалом на ул. Садовой был построен в 1906 г. (сохранился лишь на открытках нач. ХХ века). Каменный дом по проекту архитектора К.П. Чакина (?) построили в 1910 г. (ныне Володарского, 24). В 1906 г. на усадьбе Петра Григорьевича располагалась редакция газеты «Сибирский голос». Занимался ломовым извозом (транспортная контора), торговлей земледельческими орудиями, двигателями и машинами, стройматериалами собственной выработки (известь, мел, алебастр), имел комиссионную контору по покупке, продаже, перевозке и отправке разных товаров, владел меблированными комнатами на углу Садовой и Знаменской («в центре города, близ банков, почты и телеграфа. Электрическое освещение, ванны и телефон. Кухня под наблюдением опытного повара. Извозчики за рекомендацию гг. пассажирам меблированных комнат вознаграждения не получают»).
[38] Горбунов Дмитрий Тарасович - крестьянин Камышловского уезда, Чупинской волости, занимался торговлей рогожами, ломовым извозом. Член городской управы (1911-1917), заступающий место городского головы. Жил в собственном доме на углу ул. Знаменской и Садовой (ныне - Володарского, 29/ Дзержинского, 36).
[39] Малая Разъездная - с 1940 г. - Ванцетти.
Метки:  



Аноним   обратиться по имени Четверг, 14 Июня 2012 г. 02:36 (ссылка)
Омнибус с купцом В.Л. Жернаковым - немецкий Gaggenau. Есть ли более качественное изображение?
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку