-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в  раевед

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 06.09.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 184


Ѕоевые машины “юмени: три стихии войны

¬оскресенье, 07 —ент€бр€ 2008 г. 19:04 + в цитатник

ƒавно миновали те времена, когда дикари крошили друг другу черепа камн€ми и палицами. —овременна€ арми€ буквально нашпигована техникой, придающей част€м невиданную мобильность. ¬тора€ мирова€ война может по праву считатьс€ первой битвой машин, развернувшейс€ сразу в трЄх стихи€х – на земле, в небе и на водных просторах. » хот€ “юмень находилась в глубоком тылу, наши земл€ки серьЄзно повли€ли на исход этого сражени€. ¬се эти годы в цехах тюменских заводов ковалось оружие ѕобеды, находившее врага повсюду – на земле, воде и в небесах.

 

 —тальна€ кавалери€ ’’ века

25 но€бр€ 1941 года в “юмень прибыли первые вагоны с оборудованием “аганрогского мотоциклетного завода. ≈щЄ 170 вагонов находились в пути, но ждать было некогда и к монтажу приступили немедленно. Ќовое производство разместилось в корпусах старинного пивоваренного завода (позднее – завод ј“Ё, снесены в 2006 г.). ј уже через пару мес€цев с заводского конвейера сошли первые тюменские мотоциклы – ћ-72 и “»«-јћ-600. ¬прочем, предыстори€ этого событи€ была весьма длинной и непростой...

ѕервый в мире мотоцикл по€вилс€ на свет более чем за полвека до описываемых событий, в 1885 году. «ѕовозка дл€ верховой езды», построенна€ немецкими инженерами √отлибом ƒаймлером и ¬ильгельмом ћайбахом, представл€ла собой велосипед с дерев€нной рамой и двухступенчатой ременной передачей. Ќеудивительно, что первый мотоцикл отличалс€ скромными во всех отношени€х характеристиками. ¬есил он всего 50 кг, имел одноцилиндровый бензиновый двигатель объЄмом 264 см3 и благодар€ мощности мотора в 0,5 л.с. способен был развить приличную лишь по тем временам скорость – 12 км/ч.

 ак это нередко бывает, общество поначалу восприн€ло новую идею в штыки, усмотрев в новом транспортном средстве источник новых проблем. ≈щЄ дес€ть лет спуст€ в јнглии действовал закон, согласно которому езда «механического экипажа» по городу разрешалась лишь в сопровождении человека, несущего перед ним флаг (днЄм), либо фонарь (ночью). Ёкспериментаторы пробовали создавать мотоциклы самых неверо€тных конструкций – паровые, электрические, газовые, но в итоге остановились на известном всем нам двигателе.

  началу ¬торой мировой ситуаци€ радикально изменилась. ћало кто сомневалс€, что предсто€ща€ война станет битвой моторов, при этом роль «лЄгкой кавалерии» отводилась именно мотоциклам.   сожалению, советска€ промышленность и здесь сильно отставала от наиболее веро€тного противника – √ермании. ѕервый отечественной разработкой стал мотоцикл «—оюз», созданный в 1924 году на московском заводе «ќ—ќј¬»ј’»ћ». Ўесть лет спуст€ по€вилс€ «Ћ-300», выпускавшийс€ специально дл€ –  ј. ќднако решающее обсуждение вопроса об оснащении  расной јрмии мотоциклами состо€лось лишь в начале 1940 года. Ёксперты √лавного бронетанкового управлени€ внимательно изучили представленные образцы – »∆-8, “»«-јћ-600, ѕћ«-ј-750, а также р€д иностранных моделей. ќднако в итоге выбор пал на BMW R71, активно использовавшийс€ вермахтом. Ќа основе п€ти образцов и комплекта чертежей был разработан советский аналог, широко известный как ћ-72. »менно этой машине суждено было стать главным мотоциклом  расной јрмии в годы войны.

 

 “юменские мотомонстры

ќднако план ускоренного внедрени€ мотоциклов в вооружЄнные силы был прин€т слишком поздно.   началу войны –  ј располагала всего 15 тыс. машин, многие из которых были уничтожены в первых же бо€х.   тому же почти все мотоциклетные заводы располагались в западной части страны и уже попали в зону оккупации, либо находились под угрозой. Ќеудивительно, что именно в далЄкой тыловой “юмени решено было развернуть производство столь необходимых дл€ фронта машин.

Ќачали с ћ-72. Ќадо признать, что это была действительно мощна€ машина, готова€ к любым испытани€м. ƒвухцилиндровый 4-тактный нижнеклапанный двигатель объЄмом 746 см3 и мощностью 22 л.с. способен был развивать скорость до 85 км/ч (при полной загрузке с кол€ской). Ѕатарейна€ система зажигани€ работала от магнето, 4-скоростна€ коробка передач имела как ножное, так и ручное переключение, а колодочные тормоза работали сразу на оба колеса. –асход топлива на скорости 50-60 км/ч составл€л пор€дка 7 л/100 км, что было вполне приемлемым при объЄме топливного бака в 22 л. ќппозитное расположение цилиндров и широкие шины (3,75х19 дюймов) обеспечивали фантастическую проходимость.

ќднако производство ћ-72 в “юмени не заладилось – сказалс€ дефицит запчастей и специалистов. ѕоэтому, выпустив всего четыре мотоцикла, завод переключилс€ на более привычные “»«-јћ-600. Ёто была советска€ разработка 1936 года, созданна€ на основе английского BSA-600. ќснащЄнный 4-тактным одноцилиндровым двигателем объЄмом 596 см3 и мощностью 16,5 л.с. он развивал скорость до 80 км/ч (с кол€ской). 4-ступенчата€ коробка передач дополн€лась цепной передачей на заднее колесо. ѕравда, кол€ску он т€нул всЄ же с трудом, особенно по бездорожью – исправить этот недостаток, отмеченный ещЄ до войны, так и не успели.

Ќо, пожалуй, самым €рким событием не только в истории “юменского завода, но и всей отечественной мотопромышленности, стало по€вление в окт€бре 1943 года новой модели - “ћ«-53. Ётот т€жЄлый мотоцикл, специально спроектированный по заданию √лавного автобронетанкового управлени€, имел двухцилиндровый оппозитный двигатель объЄмом 1000 см3 и мощностью 28 л.с., развивавший скорость до 90 км/ч. ƒобавим к этому дес€ть передач (восемь вперЄд и две назад), дифференциал с блокировкой, привод на колесо кол€ски (!) и покрышки автомобильного типа (6х16) и картина станет €сной. ƒва тюменских «монстра» успешно прошли испытани€ пробегом по маршруту “юмень-ћосква, но... к этому времени характер боевых действий изменилс€,  расна€ јрми€ перешла в наступление, освобожда€ всЄ новые районы и в феврале 1944 года завод перевели в √орький.

—егодн€ даже в краеведческом музее нет ни одного тюменского мотоцикла и полюбоватьс€ на них могут разве что владельцы частных коллекций. ”никальный “ћ«-53 сохранилс€ в ѕолитехническом музее в ћоскве и не так давно был выставлен на всеобщее обозрение. Ѕудете в столице – загл€ните, не пожалеете.

 

 »стори€ одного полЄта

ѕроблемы с техническим оснащением погубили и другой самобытный проект, родившийс€ на тюменской земле в годы войны. ј началось всЄ с того, что в но€бре 1941 года в “юмень прибыли эшелоны с оборудованием авиационного завода є 241, эвакуированного из ѕодмосковь€. ѕомимо оборудовани€ и деталей на сибирскую землю приехали и лучшие умы советского авиастроени€ того времени – конструкторское бюро легендарного ќ. . јнтонова. ¬ качестве производственной площадки была определена ÷ентральна€ площадь и вскоре на месте, где сейчас стоит здание областной ƒумы, закипела работа. »з тюменских ангаров выходили десантные планеры ј-7, построенные из фанеры местного производства. ¬ общей сложности наш город отправил на фронт 600 таких аппаратов – простых и надЄжных боевых машин. Ќо однажды из заводских цехов вышло такое чудо военной техники, равного которому не было ни до, ни после войны – « “».

¬скоре после прибыти€ в “юмень ќ. . јнтонов предложил создать гибрид танка и планера. ѕредполагалось, что он будет подниматьс€ в воздух на тросе, прицепленном к самолЄту-буксировщику, отцепл€тьс€ от него за 20-26 км до цели и бесшумно производить посадку. ѕосле этого танк сможет сбросить крыль€ и немедленно ринутьс€ в бой. ѕо мнению военных специалистов, така€ техника могла пригодитьс€ дл€ оказани€ поддержки партизанам и при высадке воздушного десанта. Ќовый проект так и назвали – « рыль€ танка» ( “).

¬ качестве базовой модели был избран танк “-60, созданный в самом начале войны на основе глубокой модернизации “-40. ѕо меркам того времени это был лЄгкий танк (от 5,8 до 6,4 тонны), имевший на вооружении танковый вариант 20 мм авиационной пушки Ў¬ј -20 (“ЌЎ-20) и 7,62 мм пулемЄт ƒ“.  орпус “-60 изготавливалс€ из катаных броневых листов, наибольший угол наклона имела лобова€ часть, где толщина брони достигала 35 мм.  арбюраторный двигатель «√ј«-22» мощностью 70 л.с. позвол€л танку развивать скорость до 45 км/ч, карабкатьс€ в гору под 29 градусов, преодолевать рвы шириной 1,7 метра и стены высотой 65 см. Ќа “-60 впервые был установлен предпусковой подогреватель двигател€, преимущества которого наши танкисты оценили уже в ходе зимней битвы за ћоскву. Ќо главным достоинством новой модели стала простота изготовлени€ из типовых узлов на автомобильных заводах.

ѕерва€ серийна€ машина покинула заводские цеха 15 сент€бр€ 1941 года, то есть совсем незадолго до начала тюменского эксперимента. ј уже в августе 1942-го опытный образец  “ был готов к испытани€м на подмосковной базе ЋЄтно-»сследовательского института (Ћ»»). —ложно сказать, какие чувства испытали бывалые танкисты и лЄтчики при виде этого чуда техники.  орпус танка, который максимально облегчили, сн€в с него вооружение, боекомплект, фары, крыль€ и слив почти всЄ топливо, был оснащЄн бипланной коробкой с размахом крыла 18 метров.

ѕервый (и последний) полЄт тюменского гибрида состо€лс€ 2 сент€бр€, когда т€жЄлый бомбардировщик “Ѕ-3 с трудом оторвалс€ от земли, буксиру€ за собой  “. ѕроблемы начались с первых минут полЄта. „етыре усиленных двигател€, работавшие на почти максимальной мощности, разогнали “Ѕ-3 до 130 км/ч, что позволило подн€ть  “ всего на 40 метров. ѕопытка увеличить скорость до 140 км/ч только ухудшила положение: двигатели раскалились до предела, в то врем€ как аэропоезд начал снижатьс€ на полметра в секунду. ” пилотов оставалс€ один выход – экстренна€ посадка на ближайшем аэродроме. —амо приземление прошло успешно и танк, не сбрасыва€ крыльев, резво двинулс€ к командному пункту. ¬от только предупредить местное начальство об эксперименте не успели. ”видев планирующий на аэродром танк, руководитель полЄтов подн€л по тревоге расчЄт зенитной батареи, так что вызвол€ть испытателей из плена пришлось аварийно-спасательной команде Ћ»». ’орошо, ещЄ зенитчики подбить не успели… ¬ итоге  “ вернулс€ своим ходом на аэродром института, распрощавшись с мечтой о небе навсегда.

¬ ходе дополнительных исследований вы€снилось, что в расчЄтах конструкторов были допущены ошибки и дл€ буксировки требовалс€ гораздо более мощный самолЄт типа ѕе-8 (¬.ћ. ѕетл€кова). Ќо за годы войны было построено всего 80 таких машин, использовавшихс€ дл€ глубинных рейдов вроде бомбардировок Ѕерлина.   тому же и сам “-60 вскоре сн€ли с производства, как слишком лЄгкий и слабовооружЄнный. Ќо всЄ же было это в тюменской истории, было…

 

 “юменские «москиты»

 “юмень и судоходство св€заны с первых дней существовани€ нашего города. Ќе случайно на тюменском гербе изображЄн дощаник сибирских первопроходцев, а надпись «ќт сего града начинаетс€» недвусмысленно указывает на ключевое положение города в системе водных путей —ибири. Ћодки, баржи и пароходы в “юмени строили уже много веков. ќднако военные суда впервые сошли со стапелей “юменской судоверфи всего полвека назад...

Ћето 1941-го едва не обернулось катастрофой дл€ отечественного судостроени€. «а считанные недели фашисты оккупировали огромные территории, где находились крупнейшие производства. ¬ спешном пор€дке пришлось эвакуировать 37 из 47 судостроительных заводов. „асть из них попали в “юмень, где в окт€бре 1941 года на базе местной судоверфи (ныне – судостроительный завод) и еЄ филиала на ћысу (судоремонтный завод) был создан единый завод є 639. √лавной продукцией нового предпри€ти€ стали торпедные катера – лиха€ «морска€ кавалери€» с весьма непростой историей.

—амодвижуща€с€ мина, названна€ торпедой, была создана англичанином –обертом ”айтхедом совместно с австрийцем »оганном Ћупписом ещЄ в 1866 году. ќднако первое боевое применение торпеды состо€лось лишь 26 €нвар€ 1878 года в ходе очередной русско-турецкой войны. ¬ эту ночь минные катера «„есма» и «—иноп» под командованием адмирала —.ќ. ћакарова атаковали на батумском рейде турецкий военный пароход «»нтибах» и потопили его. ¬ полную силу торпедные катера развернулись в годы первой мировой войны, заслужив меткое прозвище «москиты». ƒаже из этого видно, что речь шла скорее о мобильном диверсионном средстве, чем о полноценном боевом судне. “орпедные катера того времени были очень небольшими, к месту атаки доставл€лись на крейсерах, быстро наносили удар и исчезали.

ѕервый советский торпедный катер јЌ“-3 был разработан в 1927 году в  Ѕ знаменитого авиаконструктора ј.Ќ. “уполева. —ложно сказать, почему советские военачальники поручили проектирование морского судна авиатору. ќднако на результатах работы это, по мнению р€да специалистов, сказалось не лучшим образом. ѕервой военной продукцией тюменского завода є 639 стали торпедные катера √-5 (они же јЌ“-5), поступившие на флот ещЄ в 1934 году.

Ёто был типичный глиссирующий (отсюда «√» в названии) реданный катер ближнего действи€. Ѕлагодар€ редану (специальный уступ в днище) площадь соприкосновени€ днища с водой уменьшалась, снижалось сопротивление воды и катер не плыл, а скорее глиссировал, скользил по поверхности. ќднако малые размеры корабл€ не позвол€ли устанавливать на нЄм обычный трубчатый торпедный аппарат. ѕоэтому торпеда выбрасывалась из кормового жЄлоба не вперЄд, а назад! Ѕолее того, выходила она не носом, а хвостом вперЄд, причЄм двигатель торпеды включалс€ в момент выброса. “аким образом, сразу после залпа катер должен был резко отвернуть в сторону, иначе его протаранила бы собственна€ торпеда! —ледствием такой конструкции стало не только снижение точности огн€, но и невозможность стрельбы на низких скорост€х (менее 17 узлов, т.е. 31,5 км/ч), не говор€ уже о полной остановке.

ѕомимо этого, √-5 обладали низкими мореходными показател€ми. —трел€ть торпедами они могли при волнении до 2 баллов, просто держатьс€ в море – до 3 баллов. ¬ итоге судьба экипажа, отправл€ющегос€ в поход, зависела не только от исхода бо€, но и от переменчивой морской погоды. Ќеудивительно, что ни союзники, ни противники ———– в той войне не выпускали реданных катеров, полностью перейд€ на килевую конструкцию. Ќе слишком мощным было и вооружение этих «москитов»: четыре торпеды в двух аппаратах и два 12,7 мм пулемЄта ƒЎ . ¬ противолодочном варианте можно было добавить четыре глубинных бомбы ћ-1, но тогда приходилось убирать торпеды. ѕо воспоминани€м бойцов, наиболее сильное впечатление на противника произвели первые залпы –— (реактивных установок типа «катюши»), которые со временем установили на часть катеров.  ак бы то ни было, 134 тюменских √-5 сказали своЄ веское слово в морских сражени€х на „Єрном и Ѕалтийском мор€х, громили врага в водах ќнежского озера и на “ихом океане.

Ѕолее удачной оказалась разработка проекта 123бис, выполненна€ уже в “юмени в 1943 году. “орпедный катер « омсомолец» впервые в отечественной истории получил бронированное покрытие рубки (7 мм), имел торпедные аппараты трубчатого типа и мог выдержать волнение до 4 баллов. ѕравда, к моменту по€влени€ их в составе советского ¬ћ‘ основные сражени€ были уже позади. √оловной катер проекта поступил на флот 31 окт€бр€ 1944 года, а боевое крещение тюменских « омсомольцев» состо€лось буквально в последний мес€ц войны – с 10 апрел€ по 9 ма€ 1945 года. ¬ эти дни торпедные катера вели ожесточЄнные бои в южной части Ѕалтийского мор€, прикрыва€ наши войска, продвигавшиес€ вглубь √ермании, в логово фашистского звер€.

 

 ћотоциклы, планеры, катера – сегодн€ мы вспомнили только малую часть тюменских боевых машин, что отправились на фронт добывать победу. » хот€ у станков сто€ли наспех обученные женщины и дети, их руки творили чудеса. ѕотому что и на переднем крае и в глубоком тылу помнили: главное – это любовь к свободе и готовность отдать за неЄ жизнь. ќстальное – дело техники.

—танислав Ѕелов

 

 ѕримечани€

 

 √лиссер (от франц. glisser - скользить) - лЄгкое быстроходное судно с днищем особой формы (с реданами), благодар€ чему при движении передн€€ часть судна всплывает и оно глиссирует (скользит) по поверхности воды. ƒвижители - гребные (реже воздушные) винты, водомЄты. —лужит дл€ перевозки пассажиров и спортивных сост€заний.

 

  атер (от англ. cutter) - общее название небольших (водоизмещением до 400 т), обычно быстроходных судов различного назначени€ (пассажирские, туристические, спасательные, грузовые, ракетные, сторожевые и др.).

 

 “орпеда (от лат. torpedo – электрический скат) - самодвижущийс€ и самоуправл€емый подводный снар€д сигарообразной формы, несущий в головной части боевой зар€д (обычный или €дерный) дл€ поражени€ кораблей, разрушени€ причалов, доков и других объектов. “орпедами вооружены подводные лодки, надводные корабли, торпедные катера, самолЄты, вертолЄты. Ќа корабл€х выпускаютс€ при помощи торпедных аппаратов.

 

 ѕланер (от франц. planer - парить) - безмоторный летательный аппарат т€желее воздуха дл€ планирующего или пар€щего (без потери высоты) полета.

ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку