-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ‘“ћ_Ѕрод€ча€_собака

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 02.09.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 2088


¬иттори€  альдони и русский художник √ригорий Ћапченко.

—реда, 04 ћа€ 2011 г. 19:36 + в цитатник
÷итата сообщени€ Stephanya ј.»ванов Ђѕортрет ¬иттории  альдони - Ћапченкої






¬»““ќ–»я Ћјѕ„≈Ќ ќ...
 ак получила прекрасна€ италь€нка эту простую украинскую фамилию?  то, где и когда написал ее портрет?

Ўел 1830 год. јлександр »ванов и √ригорий Ћапченко, два молодых русских художника, ехали в »талию. ѕозади осталась родина, јкадеми€ художеств, властно формировавша€ их вкусы, учивша€ стремитьс€ к совершенному.


ј.»ванов ѕортрет ¬иттории  альдони

ƒаже когда в натурном классе, где мигали масл€ные лампы и из открытого окна т€нуло петербургским холодом, а кожа натурщика становилась Ђгусинойї, художники не видели в нем русскоro, отлично сложенного парн€ Ч натурщик был дл€ них античной статуей, изва€нной древним резцом.

Ќо однажды Ч 14 декабр€ 1825 года Ч в окно јкадемии художеств влетела картечь. Ќа —енатской площади стрел€ли в восставших. ќстрой болью отозвались событи€ 14 декабр€ в сердцах молодых художников, обратив мысли от идеалов античности к несовершенству окружающей действительности.

ƒолго ль русский народ
Ѕудет рухл€дью господ,
» люд€ми, как скотами,
ƒолго ль будут торговать?

Чс горечью и болью вопрошали декабристы –ылеев, Ѕестужев.


ќдин из двух путешественников, √ригорий Ћапченко, и был крепостным, человеком, которого можно было, как скотину, продать.  репостных, как правило, в академию не принимали. Ќачальство приметило, что, когда чувство прекрасного укрепл€лось в подневольных душах, они с такой болью воспринимали свое рабское положение, что сходили с ума и накладывали на себ€ руки.

Ќо у √ригори€ Ћапченко был властный, богатый и надменный хоз€ин Ч граф ћ.—.¬оронцов. √рафу захотелось иметь своего художника, и он добилс€, что √ригори€, несмотр€ на все запреты, в академию прин€ли. ј потом послал талантливого крепостного совершенствоватьс€ в »талию.

ћногонациональна€ колони€ художников жила в –име. ќбедали в кабачках-остери€х, посещали музеи, спорили о собственных картинах, с профессиональным азартом выискивали красивых натурщиков и натурщиц. ќтношение к красоте у молодых русских было по-особенному серьезным. ѕрежде всего красота не забава, а утверждение достоинства человека. Ќа красоту, как на свободу, имеет право любой человек... » судьба послала им встречу с Ђдевушкой из јльбаної, о красоте которой ходили легенды.


ј.»ванов ƒевушка из јльбано

≈й было тринадцать лет, когда случайно у колодца ее увидел один художник. ќна сто€ла, как оживша€ мечта, как чудо, которое снитс€ ночами.  огда ее огромные карие глаза разгл€дели застывшего в изумлении человека, девочка тотчас же скрылась. Ќо удалось узнать им€ Ч ¬иттори€  альдони, дочь бедного винодела. — трудом уговорили родителей разрешить дочке позировать. Ќо они потребовали, чтобы художники скрывали свое восхищение и не портили ее похвалами.
¬иттори€ стала знаменитой, ее рисовали и лепили величайшие художники мира. ≈е портрет послали старику √ете.


√.Ћапченко ”тро

“ак случилось, что, приехав в јльбано, »ванов и Ћапченко остановились в доме  альдони. — молодыми неизвестными художниками ¬иттори€, уже двадцатитрехлетн€€, чувствовала себ€ легко. ј они смотрели на красавицу так, как учили их в академии: видели в ней —усанну, жену ѕентефри€, богородицу...
ј потом вдруг оба пон€ли, что перед ними просто прекрасна€ девушка. » оба влюбились.

ќсталось письмо »ванова к Ћапченко, весною 1834 года написанное из –има.
Ђ„то касаетс€ до моего приезда в јльбано, то это можно решить так: если ¬иттори€ может сидеть аккуратно посто€нно четыре часа в день (и, кстати сказать, по секрету) с чувствецом, то есть чтобы иногда, не стыд€сь мен€, давала бы волю своим глазкам и губкам, то € приеду сделать этюд дл€ ЂЅогородицы всех скорб€щихї и между тем, может быть, окончу и оставшийс€ прескверный мой подмалевок. ≈сли же нельз€ на сих услови€х мне приехать, то, конечно, ты не откажешьс€ привезти мои вещи, там оставленные.

≈сли € оскорбл€ю теб€, говор€ столь свободно о ¬иттории, то объ€ви, скажи мне, € готов всевозможно теб€ слушать; прости мне, ибо € до сих пор не знаю наверное. ≈сли б ты мне решительно объ€вил, что она тво€ сужена€, то тогда бы € столь же глубокое уважение к ней имел, как и к тебеї.


√.Ћапченко  упальщица

√ригорий Ћапченко объ€вил »ванову, что ¬иттори€ Ч его сужена€.
—олнце, ¬иттори€, »тали€, свобода слились дл€ него в одно целое.
Ћапченко пишет картину Ђ—усанна и старцыї Ч ¬иттори€ позирует ему дл€ —усанны. ѕовтор€етс€ вечна€ сцена: художник преображает любимую женщину в художественный образ.

Ќо счастье было коротким: художник ослеп.

ЂЌе следуй примеру Ћапченко,Ч пишет сестра јлександру »ванову из ѕетербурга,Ч италь€нки вскружили голову ему своими прелест€ми. Ѕог наказал его, лишив зрени€ї.


√.Ћапченко —усанна и старцы

¬месте с мужем ¬иттори€ Ћапченко уезжает на ”краину. √раф ¬оронцов делает слепого художника управл€ющим одним из имений. Ћапченко не тер€ет работоспособности и человеческого достоинства. ќн даже изобрел новый способ вести бухгалтерский учет. —тареющей ¬иттории он не видит: как солнце, как легенда, си€ет дл€ него красотою Ђдевушка из јльбаної, звучит ее юный голос...

ћолодой осталась она и на портрете, написанном »вановым в 1834 году. Ёто даже не портрет Ч этюд: он не закончен. ћы видим с удивительной нежностью и бережностью вылепленное лицо. ¬ нем нет ничего слащавого, сентиментального, Ёто строгий, серьезный, написанный с бесконечным уважением к красоте человека, портрет.

Ётот период был временем взлета в жизни »ванова. ¬ Ђ≈вангелииї он заметил важную Ђминутуї: тот момент, когда »оанн  реститель, пробудив в люд€х высокое чувство человеческого достоинства, провозглашает: Ђ¬от он, месси€!ї
Ёто был первый росточек, зернышко той великой картины, о которой впоследствии ». ≈. –епин скажет: Ђѕо своей идее близка она сердцу каждого русского. “ут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы...ї


ј.»ванов явление ’риста народу

ѕрошло много лет. „ерез мес€ц после возвращени€ домой јлександр »ванов умер... ќн оставил –оссии Ђявление ’риста народуї Ч картину, котора€ воистину идет перед русским искусством, Ђкак музыка перед полкомї!

» оставил портрет прекрасной италь€нской девушки ¬иттории  альдони. ¬ нем, как в капле утренней росы,отразилось искусство јлександра »ванова: нежность его сердца, бесконечное преклонение перед красотой человека, жажда свободы и счасть€...

по материалам журнала "–аботница" (примерно 1980-83гг)

*****


ќвербек, »оганн ‘ридрих
¬иттори€  альдони 1821


...ѕростенько, даже убого одета€ девочка сто€ла у колодца.Ћица еЄ художник не видел,- но его привлекла граци€ и из€щество в каждом еЄ движении. "¬иттори€!" - окликнул кто-то девочку, и она обернулась...

"...ѕопробуй взгл€нуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска. “аковы очи у альбанки јннунциаты. ¬се напоминает в ней те античные времена, когда оживл€лс€ мрамор и блистали скульптурные резцы.
√уста€ смола волос т€желовесной косою вознеслась в два кольца над головой и четырьм€ длинными кудр€ми рассыпалась по шее.  ак ни поворотит она си€ющий снег своего лица Ч образ ее весь отпечатлелс€ в сердце. —танет ли профилем Ч благородством дивным дышит профиль, и мечетс€ красота линий, каких не создавала кисть. ќбратитс€ ли затылком с подобранными кверху чудесными волосами, показав сверкающую позади шею и красоту не виданных землею плеч, Ч и там она чудо!
Ќо чудеснее всего, когда гл€нет она пр€мо очами в очи, водрузивши хлад и замиранье в сердце..."
Ёто о ней позднее напишет √оголь.

ј пока - немецкий художник јвгуст  естнер зачарованно смотрел на сто€щую у колодца девочку - нет, не простенькую кресть€ночку из римского предместь€ видел он, а то идеальное ¬оплощение  расоты, о котором веками мечтали художники и скульпторы...


ј.-∆.ќрсель "¬иттори€  альдони, молода€ италь€нка",1823.

...¬иттори€  альдони родилась 6 марта 1805 года в беднейшей семье кресть€нина - виноградар€. ≈й было 12 лет, когда еЄ увидел  естнер - и в тот же день он познакомил ¬итторию с женой немецкого посла в »талии графиней фон –еден.
ќчарованна€ красотой, скромностью и врожденным благородством девочки, графин€ фон –еден, пригласила еЄ к себе в качестве камеристки - но, однажды по€вившись в салоне графини во врем€ музыкального вечера, юна€ ¬иттори€ произвела такое впечатление на собравшихс€ там многочисленных художников и скульпторов, что графине пришлось просить родителей своей маленькой протеже позволить девочке работать натурщицей. —облазненные обещанными графиней огромными дл€ нищей многодетной семьи деньгами, родители ¬иттории согласились.


….—еттегаст."»таль€нка ¬иттори€".

¬прочем, опасатьс€ им было нечего - графин€ фон –еден была женщиной не только образованной и благородной, но и вполне благонравной.ќна выделила своей юной воспитаннице отдельную комнату в своем огромном доме в –име, научила кресть€ночку читать и писать - а что касаетс€ художников, то, прежде чем рисовать ¬итторию, они должны были получить об€зательное разрешение у жены посла.

ѕрежде всего, это, конечно же, были немецкие художники - молодые романтики.

"” нас у всех открыты глаза, - говорили они, - но кисти и краски наши бессильны выразить эту необычную красоту!"

 естнер, нашедший эту √алатею,писал в письме к √Єте:" ≈Є красота совершенна, така€ была только, по-видимому, на заре человечества..."


“.–ебенитц."ћолода€ италь€нка(¬иттори€  альдони),1822.

¬иттори€ воплощала собой идеал эпохи - классицизм и романтизм находили в ней достойнейшую модель. ћолодые люди просто тер€ли голову от восхищени€ и влюбленности - но ¬иттори€ оставалась недоступной, отстранЄнной - хот€ и очень кроткой, улыбчивой и доброжелательной девушкой.
√рафин€ фон –еден вместе с  естнером купили еЄ семье просторный дом, и ¬иттори€ врем€ от времени наведывалась туда, помочь матери по хоз€йству.
∆ив€ же в доме графини, она никуда почти не выходила. ќна всегда была уверена в том, что красота ей подарена Ѕогом, и никакой еЄ заслуги в том нет - и замуж выходить совсем не торопилась, серьЄзно относ€сь и к любви, и к браку. Ќе ответила она и на чувства  естнера, влюбившегос€ в найденную им прекрасную жемчужину, как ѕигмалион в √алатею.

"...„удный праздник летит из лица ее навстречу всем. », повстречав ее, останавливаютс€ как вкопанные и щеголь с цветком за шл€пой, издавши невольное восклицание; и англичанин в гороховом макинтоше, показав вопросительный знак на неподвижном лице своем;и художник с вандиковской бородкой, долее всех остановившийс€ на одном месте, подумыва€:
Ђ“о-то была бы чудна€ модель дл€ ƒианы, гордой ёноны, соблазнительных √раций и всех женщин, какие только передавались на полотно!ї Ч и дерзновенно дума€ в то же врем€: то-то был бы рай, если б такое диво украсило навсегда смиренную его мастерскую!"...Ёто снова √оголь.

Ќо ¬иттори€ не всегда и не всем соглашалась позировать, хот€ рисовать и лепить красавицу мечтали самые знаменитые художники и скульпторы ≈вропы. ѕозировать обнаженной она также отказывалась наотрез - этим и объ€сн€етс€ тот факт, что знаменитый  арл Ѕрюллов, которому полуобнаженными позировали и знатные дамы, рисовал эту неприступную богиню только один раз.


 .ѕ.Ѕрюллов.‘рагмент картины"ѕоследний день ѕомпеи",1830-33.

¬се женские образы на его картине "ѕоследний день ѕомпеи" прекрасны,и среди них есть совсем юна€ девушка в голубом покрывале - именно дл€ неЄ позировала ¬иттори€. »менно о ней писал √оголь в своей статье о картине Ѕрюллова:
"...≈е глаза, светлые как звезды, ее дышаща€ негою и силою грудь обещают роскошь блаженства.» эта прекрасна€, этот венец творени€, идеал земли, должна погибнуть в общей гибели нар€ду с последним презренным творением, которое недостойно было и ползать у ног ее. —лезы, испуг, рыдание Ч всЄ в ней прекрасно..."

» - снова √оголь,его "–им":
"...ќна была в си€ющем альбанском нар€де в р€ду двух других тоже прекрасных женщин, которые были пред ней как ночь пред днем. Ёто было чудо в высшей степени. ¬сЄ должно было померкнуть пред этим блеском. √л€д€ на нее, становилось €сно, почему италь€нские поэты и сравнивают красавиц с солнцем. Ёто именно было солнце, полна€ красота!


“.–ебенитц."¬иттори€  альдони",1820. Theodor Markus Rehbenitz

¬сЄ, что рассыпалось и блистает поодиночке в красавицах мира, всЄ это собралось сюда вместе. ¬згл€нувши на грудь и бюст ее, уже становилось очевидно, чего недостает в груди и бюстах прочих красавиц. ѕред ее густыми блистающими волосами показались бы жидкими и мутными все другие волосы. ≈е руки были дл€ того, чтобы вс€кого обратить в художника,-- как художник, гл€дел бы он на них вечно, не сме€ дохнуть. ѕред ее ногами показались бы щепками ноги англичанок, немок, француженок и женщин всех других наций; одни только древние ва€тели удержали высокую идею красоты их в своих стату€х. Ёто была красота полна€, созданна€ дл€ того, чтобы всех равно ослепить.
“ут не нужно было иметь какой-нибудь особенный вкус; тут все вкусы должны были сойтитьс€, все должны были повергнутьс€ ниц; и верующий и неверующий упали бы пред ней, как пред внезапным по€влением божества..

ќн видел, как весь народ, сколько его там ни было, загл€делс€ на нее, как женщины выразили невольное изумленье на своих лицах, смешанное с наслажденьем, и повтор€ли:
"ќ, Bella!", как всЄ, что ни было, казалось, превратилось в художника и смотрело пристально на одну ее.

¬люблЄнный в ¬икторию ёлиус фон  аролсфельд делал с неЄ рисунок за рисунком,и безупречность карандашных линий придавала модели нежную чистоту. ќдин из этих рисунков был показан  Єстнером √Єте - литографи€ очень напоминала гЄтевскую ћаргариту.


Vittoria Caldoni
Julius Schnorr von Carolsfeld (1794Ц1872)
ё.фон  арольсфельд."¬иттори€  альдони",1821.


Studie zur Vittoria Caldoni, um 1822


Schnorr von Carolsfeld, Bildnis Vittoria Caldoni.1820

Ќе менее прекрасные портреты ¬иктории создал талантливый ‘ранц-Ћюдвиг  атель:


Franz Ludwig Catel, Bildnis der Vittoria Caldoni.


Franz Ludwig Catel, Bildnis Vittoria Caldoni

Ќе обошли вниманием красавицу и скульпторы. Ёто прежде всего –удольф Ўадов:



»,конечно же, великий “орвальдсен:







Franz Xaver Winterhalter.Young Italian at the Well, c.1833-34
‘ранц  савье ¬интерхальтер

”видев портрет ¬иктории работы ¬ерне, ќноре де Ѕальзак пишет свой "Ќеизвестный шедевр",воспевающий идеальную красоту:
"Ќо где же найти ее живой, - сказал он,прерыва€ сам себ€, - эту необретаемую ¬енеру древних? ћы так жадно ищем ее,но едва находим лишь разрозненные частицы ее красоты! јх, чтобы увидать на одно мгновение, только один раз, божественно-прекрасную натуру, совершенство
красоты, одним словом - идеал, € отдал бы все свое состо€ние. я отправилс€бы за тобой в загробный мир, о небесна€ красота!  ак ќрфей, € сошел бы в ад искусства, чтобы привести оттуда жизнь..."

ј сам ¬ерне пишет об этом портрете: "ћгновенье мгновень€ € всЄ же схватил!"

 естнер же,отча€вшийс€ дожидатьс€, когда ¬иттори€ ответит наконец на его чувства, всЄ реже и реже посещает еЄ дом, наход€ в своей √алатее какие-то странные изменени€. ј ничего странного не было - произошло то, что должно было произойти - красавица встретила свою любовь.

...—реди художников, восхищавшихс€ античной красотой ¬иттории, по€вились два молодых человека из далЄкой –оссии - јлександр »ванов и √ригорий Ћапченко. » именно последнему - бывшему крепостному графа ¬оронцова, отправленному самим графом учитьс€ живописи в »талию,- и отдала ¬иттори€ свою руку и сердце - на всю оставшуюс€ долгую и непростую жизнь.
јлександру »ванову нравилась ¬иттори€ как личность, он, как художник, восхищалс€ еЄ красотой - но он опасалс€, что влюблЄнный друг забросит зан€ти€ живописью. » напрасно. »менно любовь вдохновила Ћапченко на создание насто€щего шедевра - картины "—усанна и старцы".

—нова √оголь: "Ќикакой гибкой пантере не сравнитьс€ с ней в быстроте, силе и гордости движений. ¬се в ней венец создань€, от плеч до античной дышащей ноги и до последнего пальчика на ее ноге..."

» - »ванов: "Ћапченко покажет свою "—усанну" - вы увидите портрет самой красивой женщины в »талии!" “ак нарисовать ¬икторию, как Ћапченко, не смог никто...
»ванов тоже несколько раз рисовал красавицу. Ќо лучезарность еЄ облика и силу еЄ характера великому художнику передать не удалось. ј сила характера была немала€.
¬иттори€ отсто€ла своЄ право после заключени€ брака с православным оставатьс€ в своей - католической - вере, она поехала с сильно заболевшим и почти ослепшим Ћапченко в далЄкую и холодную –оссию, до этого приложив все усили€, чтобы вылечить мужа (они поженились 29 сент€бр€ 1839 года), она оставила своих близких и прекрасно поставленный ею же дом и быт, друзей, многочисленные знакомства и поклонение художников. ¬прочем, позировать она больше не собиралась.

¬ –оссии семью Ћапченко встретили приветливо. «доровье и зрение художника улучшились с первых же шагов по родной земле. √раф ¬оронцов тут же дал ему должность управл€ющего в одном из своих поместий в  рыму, где в 1841 году родилс€ их единственный сын —ергей.

¬.ј.∆уковский выхлопотал дл€ художника достаточно большую пенсию; картину Ћапченко "ƒевушка с хлебной корзиной" приобрЄл дл€ себ€ ¬еликий  н€зь јлександр Ќиколаевич.
¬о всЄм помогал Ћапченко ¬оронцов и по мере возможности - »ванов. ѕозднее семь€ переехала в –евель, но южанка ¬иттори€ плохо переносила холодный климат, и следующим местом их пребывани€ стал  иев, а затем - ќдесса. Ќесколько раз супруги выезжали в ≈вропу.


ј.-—.‘риз"ѕортрет ¬иттории Ћапченко- альдони",1850.

ѕоследний из известных нам портретов прекрасной италь€нки был написан јнной-—усанной ‘риз в 1850-м году в ÷юрихе - 45-летн€€ ¬иктори€ всЄ ещЄ красива, лицо еЄ дышит спокойствием и благородством. Ќо жизнь шла к закату.
¬ 1853 году умер  естнер, в 1856 -м - »ванов. —ын Ћапченко женилс€, семь€ росла, родились правнуки. ¬месте с сыном √ригорий и ¬иктори€ выехали сначала в Ћатвию, где —ергей работал преподавателем в Ћицее, и в 1870 м году окончательно переехали в ѕетербург. ¬ 1876 году ¬иттори€ овдовела. ¬ »талии она никогда больше не была, никаких сведений о еЄ дальнейшей жизни не сохранилось.

ƒата еЄ смерти неизвестна, и это - «нак —удьбы. ¬едь насто€щие шедевры  расоты и √армонии - бессмертны...


тут,тут


ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Ћиен   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 10 »юн€ 2013 г. 16:40 (ссылка)
какой прекрасный рассказ о прекрасной женщине.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку