-неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кладбищенский

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Уголок_психолога Книжный_БУМ
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) axeeffect_ru

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.09.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 34268


Волгоград – 2020. День третий

Вторник, 10 Марта 2020 г. 19:59 + в цитатник
Цитата сообщения Vladislav_tesla

Волгоград – 2020. День третий: индустриальный
 


Попросил сфоткать столь «роковое» постельное белье. Да, такие расцветки – для борделя, а не для хостела.

IMG_20200308_205008_456 (525x700, 298Kb)

Прощаемся с комендантом. Всем рекомендую MishkaInn! А сегодня у нас – бесконечная череда промзон. Подарок для эконом-географа.

На третий день пребывания в Волгограде наконец «пробуем на вкус» скоростной трамвай – или, как его еще называют бывалые, – метротрам. Свое название заслуженно получил за счет того, что линия частично проходит под землей, в тоннелях, построенных по технологиям обычной «подземки». Необычно, конечно. По крайней мере, пока едешь под землей. Затем – все весьма тривиально. Впрочем, трамваи я люблю с детства.

P00308-105523-01 (525x700, 399Kb)

Доезжаем до станции «Завод «Красный октябрь» - некогда крупному металлургическому комбинату на берегу Волги.

IMG_20200308_112118-01 (700x390, 288Kb)

Ныне у него случился рыночек и завод не функционирует. "Функционеры" из руководства прикрывают кризис завода «установкой новых очистных сооружений», однако, судя по всему, заводу крышка. По крайней мере, при нас дыма из труб не было замечено. Да и в целом легко представить, какой шум стоит от такого объекта.

Красивые фото заводских цехов на фоне одолевающего тростника.

IMG_20200308_111455-01 (700x525, 417Kb)

IMG_20200308_111613-01 (700x525, 447Kb)

P00308-111620-01 (700x525, 555Kb)

Вообще, как выяснится позже, территориальная структура данного района города идеально читается – будучи вытянутым вдоль реки, заводы зажаты между железной дорогой и рекой (для обеспечения поступления сырья и для отгрузки продукции сразу по 2 транспортным артериям). При том промышленные предприятия находятся, судя по всему, на первой речной террасе, как и железная дорога. На второй – находится автомобильная дорога. Она отделена от «железки» зелеными насаждениями, а уже дальше автодороги, на третьей террасе, за еще одним рядом зеленых насаждений – селитьба. Насколько это верно – надо углубляться в матчасть, однако, если судить полевым взглядом экономико-географа, то читается это все так.

От металлургического завода идем вдоль бывшего «поселка металлургов» и поселка «Мансардный». Некогда пролетарские районы, ныне – фешенебельная застройка, коттеджи, возможно, дачи больших шишек. Вот вам и рыночек!

Стадион «Монолит» - мы к нему не спускались, но станция скоростного трамвая сохранилась. Представляет из себя довольно жалкое зрелище, такие районы – на потеху любителям сталкинга и подписчикам «Эстетика ебеней». Позади видна часть колоннады на входе. 

P00308-113732-01 (700x525, 413Kb)

Продолжаем путь дальше. А здесь у нас оборонное предприятие «Титан-Баррикады». Пациент скорее жив, чем мертв, однако есть определенные вопросы – он занимает огромную площадь, и издалека видно, что ряд цехов – в плачевном состоянии. Будут ли гальванизировать труп или грамотно ревитализируют данную территорию? Посмотрим.

IMG_20200308_114237-01 (700x525, 419Kb)

А вот архитектура поражает – и завод, и селитьба (называется «поселок Баррикады») сделаны, можно сказать, из одного кирпича.

IMG_20200308_115041-01 (700x525, 523Kb)

IMG_20200308_120159-01 (700x700, 610Kb)

Вообще, маршрут мимо заводов строился отнюдь не ради самих промзон, а ради Острова Людникова – еще одного легендарного места, которое, судя по всему, большинство волгоградцев не посещает (в отличие от Мамаева кургана или мельницы). Это – еще один объект, который не восстанавливался после битвы. Примечательно, что на развалинах уже успел сформироваться тоненький слой почвы…

IMG_20200308_115908-01 (700x525, 394Kb)

Руины расположены, между прочим, рядом с тренировочной базой ФК «Ротор».

P00308-120154-01 (700x525, 597Kb)

У самой окраины завода «Баррикады», рядом с парковкой, находим дикое место на крутом берегу Волги. Внизу, у речки, какие-то маргиналы уже вовсю шашлыкуют – праздник же!

Величественная русская река….

P00308-121455-01 (525x700, 452Kb)

IMG_20200308_121917-01 (700x525, 456Kb)

IMG_20200308_121600-01 (700x525, 335Kb)

Возвращаемся с основной транспортной магистрали – проспекту Ленина, вдоль которого идет линия СТ. Еще раз пересекаем железнодорожное полотно. Из 5 путей, которые тянутся от завода к заводу – лишь 1 со свежим мазутом. Остальные ржавеют. Экономика – нагляднее, чем в учебнике.

IMG_20200308_123010-01 (700x525, 429Kb)

IMG_20200308_123015-01 (700x525, 403Kb)

Через 20 минут приходим к известному Волгоградскому тракторному заводу. Именно за ВгТЗ в свое время нацисты сражались с красноармейцами. Отстояли. А вот от рыночных реформ завод загнулся и умер. И вроде реанимировать не собираются. Остается лишь любоваться панно, да некогда надписью, которую видели ежедневно тысячи людей в течение десятилетий.

IMG_20200308_144210-01 (466x700, 395Kb)

IMG_20200308_130608-01 (700x377, 276Kb)

IMG_20200308_130524-01 (538x700, 407Kb)

IMG_20200308_131117-01 (700x700, 511Kb)

Последний пункт нашей культурной программы на сегодня – Волжская ГЭС. На саму ГЭС не пускают (что очень странно, это ведь такой объект для привлечения туристов! С некоторым оговорками, разумеется), фотографировать запрещено. Поэтому мы не поперлись на саму дамбу, а выйдя на окраину Тракторозаводского района, фотографировались на фоне самой мощной гидроэлектростанции в Европейской части России (около 2,5 ГВт, если не изменяет память).

IMG_20200308_135811-01 (700x525, 436Kb)

Гидротехнический дзен.

IMG_20200308_135701-01 (700x525, 477Kb)

Возвращаемся на скоростном трамвае в центр города.

IMG_20200308_144851-01 (700x525, 514Kb)

Поскольку из-за праздников наша MiRa была закрыта (чем слегка нас огорчила), то зашли в местную блинную забегаловку – БлинБерри. Советую! Дешево и вкусно.

Пока шли до "Пятерочки", нашли ДК Профсоюзов. Красота. 

IMG_20200308_161100-01 (700x525, 410Kb)

Весь день сегодня – тепло, сухо, ну просто сказка!

Напоследок - то, что нас встречало первым, и провожает последним - здание ж/д вокзала. Тоже памятник регионального значения. 

IMG_20200308_165953-01 (700x463, 363Kb)

Ну а вечером – наш поезд. Впереди почти 21 час до Первопрестольной.

IMG_20200308_205011_135 (525x700, 385Kb)

Завершить хотел бы своими размышлениями на счет города и его территориальной структуры. Так уж вышло, что нам удалось практически целиком охватить и оглядеть этот миллионник на Волге (от канала до ГЭС), и поэтому появились определенные соображения на этот счет:

  1. Город сильно разуплотнен и стихийным зонированием из «крайности в крайность» напоминает многие южные города. Есть мнение, что за счет присоединения соседних деревень, Волгоград пытается сохранить статус «миллионника», потому что по сравнению с остальной когортой подобных российских городов, он чувствует себя хуже всего. Посмотрим, что из этого выйдет. Но если вы из микрорайона с 20-25 этажками за 5 минут оказались в частном секторе – вы в Волгограде.
  2. Реиндустриализация. С промышленностью в Волгограде все очень неоднозначно. Даже статья на Википедии, посвященная экономике города, сразу говорит, что электроэнергетика чувствует себя хорошо, а вот машиностроение, если оно не оборонное – дышит на ладан. Все конкурентные преимущества за счет расположения на берегу реки такой крупный комбинат как «Красный октябрь» растерял ввиду давления со стороны других видов транспорта. Что делать с огромной прорвой никому не нужных промзон – большой вопрос, который, пожалуй, я как-нибудь применю на собственных уроках в старшей школе. Потому что для деловых центров там слишком много пространства (откройте карту и удивитесь – почти все, что вынесено к реке – мертво), а  инвесторы отнюдь не бегут сюда размещать даже иностранные производства (хотя, есть и исключения, типа завода им. Кирова, где планируют делать углеводороды).
  3. Немного помечтать. С точки зрения экономико-географа, Волгоград – подарок, а уж в советские годы – вдвойне. Такое сосредоточение предприятий, которые, безусловно, могли работать в рамках одного кластера (металлургия-машиностроение-военное машиностроение), с такой бесхитростной транспортной структурой и прекрасным климатом – настоящий подарок для студенческих практик. Умножая все это на богатое военное наследие города и огромную русскую реку, на берегу которой вздымается этот град, мы получаем беспроигрышный вариант для организации мероприятий по культурно-образовательному обогащению школьников и студентов. Но сколько еще будут жить заводы, которые некогда гремели на всю страну – большой вопрос.

Москва, 2020


P00308-182249-01 (525x700, 376Kb)
 

Рубрики:  Хроника
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку