НЕЖНЫЙ АВАНГАРД ЛЕСИ ТЫШКОВСКОЙ |
ЛЕСЯ ТЫШКОВСКАЯ (ФРАНЦИЯ, ПАРИЖ)
Закончила филологический факультет Киевского университета, кандидат филологических наук (диссертация посвящена Марине Цветаевой). Печатается с 1988 г. Автор публикаций в «Антологии русского верлибра», журналах и альманахах «Соты», «Коллегиум», «Крещатик», «Вавилон» и др. Много выступает с песнями и музыкальными перформансами на свои стихи, а также как киноактриса, фотомодель и др.
_________________
Я открываю окно –
детские голоса
просачиваются в меня.
Я ищу ответы
в книгах,
написанных сердцем.
Кажется,
меня миновала гроза,
пока я лежала,
уткнувшись в твое плечо.
Если собрать по буквам
все, что произошло,
получится жизнь – не больше.
Я закрываю окно –
мне холодно слушать дождь
и детские голоса,
всегда невпопад с сердцем.
О(ДА) себе ВЫ-сочествен-НО
Мне странно:
кем сейчас я стану?
Я – не своя, я – иностранна.
Ещё невнятно парижанна,
брожу по улицам туманно.
Всегда одна, хотя желанна,
красива и не бесталанна,
не северянински жеманна –
не появляюсь на экранах,
не заблуждаюсь – осияна,
не голодаю – с неба манна.
Христова больше, чем нирвана,
хотя не брезгую Кораном,
инопланетна – не гуманна –
я в небе принимаю ванну.
Осанна
мне: я – мирозданна!
***
Я никому не задолжала
и незачем просить прощенья.
Меня выплевывает город
родной, но с правом возвращенья.
Меня отмаливает кто-то
от неоправданных движений.
Но я познала, что пределы
плодит слепое снисхожденье.
Страна чужая принимает
как потерпевшую крушенье.
В её изысканных объятьях –
дань пораженью.
***
Однажды ты перестала
пить по утрам зеленый чай,
ставший привычным,
поскольку привычка – это не ты.
Однажды ты перестала
любить,
ибо другой утверждал:
я – вовсе не ты.
Однажды ты перестала
петь,
потому что слышала
только свой голос, а не себя.
Однажды ты перестала
писать стихи,
поскольку весь мир
отождествлял тебя с ними.
Однажды ты перестала
что-либо делать,
не желая казаться
кем-то другим.
Однажды ты перестала…
***
Ничего, кроме страха остаться одной
в этом доме за белой бетонной стеной,
в этом доме, где столько надежных дверей,
безнадежно пускаться галопом в хорей.
И не нужно за тридевять теплых морей.
Авангардная жизнь надоела уму.
Я трехстопным классическим метром бреду.
Я рифмую простые, как воздух слова,
но они проникают в законы цветка.
И кружится бутон-голова.
Если мне повезет различить свою цель
сквозь стекло, сквозь бетон, сквозь цветущий апрель,
я отброшу очки и компьютерный стиль,
я смахну пелены многолетнюю пыль…
Скоро-скоро желание пустится в путь,
не давая уютному телу вздремнуть.
От паломников-мыслей останется след,
как завет: или да, или нет.
***
Жизнь,
почему ты так прекрасна?
Как пережить тебя,
если ты не моя,
как прожить до конца –
такую чужую?
С ТОЙ СТОРОНЫ
Париж –
праздник, который всегда с тобой,
если поверить классику
американской литературы,
или – без тебя,
если прислушаться к неровному сердцу.
Париж –
узкие улочки,
созданные для знакомств и объятий,
поцелуи мимо лица – для лице-
мерных шагов к незнакомым,
разноцветным и разноязыким –
белым, желтым и черным акцентам,
монмартры художников,
стекающие к порношопам Клиши,
монпарнасы высокие, модные,
статные...
Париж –
праздность туриста
с трудолюбивым объективом,
нацеленным на маршруты,
которые избегают аборигены:
Елисейкие бутики,
серая Сакре Керр,
изнуряющий Лувр,
Нотр-Дамские химеры,
Тур Эфель вездесущий…
Париж –
крушенье иллюзий
для тех, кто надеждами жил
ренессансными
и натыкался на готику канканов
в дорогом Мулен Руже,
полупустые дворцы и музеи,
где собран весь мир, и откуда
можно выйти с образованием высшим,
залы, полные очередей ученых
с заезжими шедеврами со всех уголков,
суровые родственники музеев,
островки тишины и молитвы –
костелы и храмы –
а также мосты,
каждый – с легендой…
Париж – де
Бержераковой тенью квартала Латинского,
где подзабыли латынь, и стихи, и дуэли,
встречает
в муравейнике тесных кафе, ресторанов, бистро,
заниженных цен зазывных перед входом,
которые множатся, чуть переступишь порог,
обилием булок фаллических
заплесневевших сыров,
каштанов на каждом шагу
и живописно жующих клошаров.
Париж – ажиотаж распродаж,
если попасть на приманку ал-
литерации,
идя вдоль январских витрин пост-
новогодних,
улыбки ждущих бонжуров,
мерси за покупку,
очаровательных оревуаров.
Париж,
ты когда-нибудь спишь?
Как вынести твой пестрый ночной наряд –
огоньки, фонари и гирлянды?
Может поэтому все парижане
переоделись в черный?
(С) ЛЕСЯ ТЫШКОВСКАЯ
__________________________
Об авторе:
КНИГИ:
Сны на берегу жизни
Оставшимся здесь
С видом на восток
Время полутонов
Завоевание пространства
Бабочка на баобабе
Джаз
ВИДЕО:
http://www.youtube.com/watch?v=fYbGhMpC7Ts
http://video.mail.ru/mail/doosad/588/616.html
АУДИО:
http://www.tv-l.ru/book/index14.shtml
http://www.rfi.fr/acturu/articles/101/article_359.asp
ЭЛЕКТРОННЫЕ СТРАНИЦЫ:
http://www.netslova.ru/tyshkovskaya/stihi.html
http://www.detira.ru/arhiv/20_2006/lt.htm
http://gallery.vavilon.ru/people/t/tyshkovskaya/
http://www.sotyjornal.narod.ru/soty2/lit/lesya.html
http://www.netslova.ru/tyshkovskaya/
http://imhonet.ru/person/40897/
http://vakh.online.com.ua/library/verses/tyshkovska/index.html
Переводы на украинский:
http://daysbell.livejournal.com/1951.html
Рубрики: | КОЛЛЕКЦИИ/ПОЭТИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ СТАТЬИ/ЛИЧНОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |