«Матерь, Иверская - икона, уцелевшая от Наполеона» |
Дорогие друзья, сегодня я представляю вашему вниманию еще один интересный рассказ из истории города Мурома. Надо сказать сразу – это не моя статья! Автором ее является талантливейший сотрудник нашего Муромского музея и автор многих книг и публикаций об истории Мурома и его сокровищах – Ольга Аскольдовна Сухова. Вот уже много лет я не перестаю восхищаться красотой и содержанием ее творчества, а сегодня и вы познакомитесь с ним.
Тема этой статьи для ли ру мною была выбрана не случайно. Совсем недавно в нашем городе торжественно прошли празднества посвященные дню памяти князей Петра и Февронии – День семьи, любви и верности. В его преддверии в нашем музее была открыта выставка «Древнерусское искусство». Экспонатами его являются иконы, некогда хранившиеся в храмах Мурома, что были разрушены в советское время.
Вот и рассказ сегодня будет об одном из подобных сокровищ, сохраненного муромцами и историей.
Итак –
Двести лет назад в Муроме
Андрей Вознесенский (Андрей Полисадов)
Всякий прихожанин, или паломник Благовещенского собора в Муроме, и даже просто любопытствующий путешественник, вряд ли не обратит свой взор на икону «Богоматери Иверской», что находится в богатом киоте справа, у самых окон древнего храма. Привлекает внимание печальный темный лик и живописная рама, и богатая вышитая риза, и множество драгоценных привесок – украшений, принесенных в знак благодарности чудотворному образу. А совсем недавно - к 200 –летнему юбилею победы в Отечественной войне 1812 года, икону «украсил» и роскошный оклад.
. «Богоматерь Иверская» 1688 г. в живописной раме и бархатной шитой ризе XIX в. Икона Муромского Благовещенского монастыря. Фото А.В. Нитецкого конца XX в.
Как же связан образ Иверской иконы, в 1688 году принесенный в Муромский Благовещенский монастырь, с событиями войны с Наполеоном, и почему именно такой оклад, выполненный в стиле классицизма, появился на ней?
А вот как это было: в «годину тяжелых бедствий» (1812) муромцы оказались под покровом самых главных святынь Русского государства: иконы Владимирской (ныне в храме при Третьяковской галерее) и Иверской Божьей Матери (ныне в московском храме в Сокольниках) вывезли в Муром из Москвы, «спасая от Наполеона». Московские чудотворные образы находились в городе с 10 сентября по 20 октября 1812 года (по старому стилю) в настоятельских кельях Благовещенского монастыря, где расположился сопровождающий их викарий московский Августин (Виноградорский).Пребывание в Муроме столь чтимых общегосударственных реликвий, с которыми связывалась надежда на спасение, вдохновляло жителей Мурома. К тому же списки с этих прославленных святынь работы московских иконописцев уже в конце XVII века находились в соборе муромского Благовещенского монастыря.
Благовещенский монастырь, святыней которого является икона Иверской Богоматери.
На иконе «Богоматерь Иверская» имеется надпись: «Лета 7196 (1688 –О.С.) писал сей образ Пресвятые Богородицы Иверския Москвитин изограф Иван Дмитриев сын Попов» Пребывание московских святынь в Муроме в 1812 году породило совершенно особую волну почитания этого «своего» списка иконы Богоматери Иверской. Проводив московские святыни, именно к нему обратили муромцы свои благодарственные молитвы за освобождение России от неприятеля. Материальным же выражением вспыхнувшего с новой силой почитания образа в ту эпоху было изготовление серебряного чеканного оклада к 1816 году на средства муромского купечества. Спустя столетие прихожане заказали к нему драгоценную чеканную ризу с убрусом, шитым жемчугом и камнями.
Оклад и риза на икону «Богоматерь Иверская». 1816; 1908-1916 гг. Серебро, чеканка, золочение, резьба; эмаль; шитье жемчугом; фольга, стекла, камни. Экспонат Муромского историко-Художественного музея.
После закрытия Благовещенского собора в 1940 году икона вместе с драгоценным убором в 1941 году поступила в музей. Но была возвращена на место уже без оклада, когда этот храм был открыт вновь в 1942 году. С того времени на протяжении почти полувека Благовещенский собор был единственной действующей церковью в Муроме. Монастырь здесь был возобновлен в 1991 году. Богоматерь Иверская 1688 года до сих пор наиболее чтимый образ в Благовещенской обители, и один из самых почитаемых в городе, К этому образу в 2012 году настоятель Благовещенского монастыря с братией и заказали петербургским мастерам изготовление точной копии драгоценного убора, что хранится в музее. Музейные работники предоставили экспонат и обеспечили возможность работы реставраторов – копиистов с этим артефактом, важным и для истории, и для церкви. Причем, это не единственный пример взаимопонимания и сотрудничества Муромского музея и Благовещенского монастыря. Так что теперь и в музейной экспозиции на окладе, и в Благовещенском храме на его реплике посетители и прихожане могут прочитать надпись, составленную нашими предками:«Во славу единосущныя Пресвятыя и нераздельныя Троицы и в честь Божия Матери преблагословенныя Девы Марии украшен сея Иверския Ея образ от усердия муромскаго купечества в память великаго избавления и защиты града Мурома, бывшия в 1812 года от нахождения на Россию всеобщаго всеи Европе врага, от француза Наполеона»
. О.А. Сухова.
А вот и ссылочка на сайт Муромского музея, где можно узнать о других экспонатах "Древнерусского искусства"
Рубрики: | Интересная информация |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |