Этот камень, как и его имя, начинается с совершеннолетия русского цесаревича Александра, впоследствии царя Александра II. Как раз в этот день 17 апреля 1984 года на изумрудном прииске на реке Токовой в окрестностях Екатеринбурга финский минералог Нильсон Норденскшельд нашел камень, принятый им за изумруд. Когда же вечером, при свете свечи он решил рассмотреть его поближе, минерал оказался кроваво-красного цвета. Заинтересовавшись этим, Нильсон провел некоторые опыты и выяснил, что александрит тверже изумруда, и умеет менять свой цвет в зависимости от освещения.

Александрит имеет одно очень необычное свойство - при дневном свете он имеет изумрудно-зеленый цвет, а при искусственном освещении становится бордово-красным. Это свойство называется плеохроизм - многоцветие минерала при разном освещении или угле зрения. К сожалению, считается, что только уральские александриты, месторождение которых было закрыто в конце XX века, обладали столь яркими цветами. Натуральные бразильские и африканские камни, которые можно встретить сейчас на рынке, имеют неглубокий оливковый цвет с более мягким переходом в лиловый или розовый.

Название камня и его цвета «роскоши» (а именно красный и зеленый считались цветами роскоши), сделали его очень модным среди придворных. Из-за того, что крупные александриты встречаются очень редко, позволить себе украшения с таким камнем мог далеко не каждый купец или его жена. Украшениями с этим камнем гордились жены иностранных дипломатов, выходящие в «зарубежный свет». Ведь такой необычный кристалл позволял выгодно отличаться на фоне привычных бриллиантов, рубинов, изумрудов и сапфиров. В военные годы Свердловский ювелирный завод пытался наладить производство серебряных изделий с низкосортным александритом. Многие из провожавших своих любимых на войну женщины, носившие украшения с александритом, не дождавшись мужей и сыновей, стали называть его «вдовий камень», и с тех пор появилось суеверие, что этот минерал необходимо носить в паре. Однако многие старинные украшения исполнялись в единственном экземпляре и оправой александриту обычно служили драгоценные металлы и нередко бриллианты, изумруды или жемчуг. А современные украшения вообще невозможно встретить с природным александритом высокого качества, потому что Уральское месторождение закрыто, и можно встретить украшения только с искусственным александритом, который тоже изменяет цвет, но не столь интенсивно, как природный. Он меняет цвет не от зеленого до красного, а от пурпурно-синего до розового. А выращивать их слишком сложно и дорого. Открытые прииски не спасли нужду уже мировой элиты в этом драгоценном камне. Найденные в Бразилии, Южной Африке, Мадагаскаре или Шри-Ланке минералы, не идут ни в какое сравнение с уральскими по цвету и насыщенности. И только на Цейлоне по поверьям находили камни, похожие на российские александриты бутылочно-зеленого цвета. Но само месторождение всегда оставалось тайной, скрытой от простых смертных.