Как гнев, так и злоба рождаются от безмерного самолюбия. Ибо самолюбец
во всем ищет своей корысти, славы и чести. А если видит препятствие в
чем-нибудь своему намерению и желанию, тем смущается, огорчается и
гневается на того, кто творит препятствие. И потому старается помочь
делу гневом, то есть отомстить, что свойственно злобе. Святитель Тихон
Задонский
Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй
свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных
грехов-вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас. Святитель Иоанн Златоуст
Когда ты запечатлеваешь себя крестным знамением, представляй в мыслях все значение креста, и ты угасишь гнев и все остальные страсти. Святитель Иоанн Златоуст
" Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной от слуги, – и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войною; но никто не думает, рассуждая сам в себе, что, если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы, – если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его. А что домашние бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует божественное Писание, которого нет ничего достовернее.
С тобою ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя, как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницею; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины, и вот оскорбление женщины отмщается женщиною и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач – Бог.
Он действует на тебя ею, как железом, и как железо не знает того, что делает, а знает совершающий железом врачевание – врач, так и здесь, хотя жена поражающая и муж поражаемый не знают причины поражения, но Бог, как врач, знает, что полезно. А что злая жена есть бич за грехи, об этом свидетельствует божественное Писание; оно говорит, что грешному мужу дастся злая жена (ср. Сирах, гл.25 и 26). Она дастся ему, как горькое лекарство, истребляющее греховные соки. "
Свт. Иоанн Златоуст
Чтобы любить врага - нужно сострадать ему, чтобы пожалеть - нужно простить, чтобы простить - нужно понять, чтобы понять его мотивы - нужно "поставить себя на его место" и "залезть в его шкуру" и, когда осознаешь, что он "не ведает что творит", тогда без осуждения возлюбишь его "как самого себя".
" Когда начнешь исправлять худую привычку, то хотя бы однажды, хотя бы дважды, хотя бы трижды, хотя бы двадцать раз преступил закон, не отчаивайся; но опять восставай, примись за тот же труд и непременно останешься победителем." (Св. Ин. Злат.)
Всего труднее познать и исцелить самого себя, потому что вместе с человеком рождается самолюбие и каждый, по пристрастию к самому себе, извращает истинный суд.
Святитель Василий Велики
...Чем умилостивляется Бог, когда во гневе хочет Он истребить грешников?
Избранной жертвой, принесенной Ему, как кадило: любовью и смирением
примиряется Он, если прогневали мы Его. Преподобный Ефрем Сирин
Гнев Божий проявляется болезненным чувством в обучаемых:
причиняется оно невольными неприятностями, которыми Бог часто приводит к скромности и смирению надменный ум... Преподобный Максим Исповедник
Ссоры, раздражения, какие-то недоумения - через это проходит каждая семья, но считать, что так и должно быть, и что это будет сопровождать нас всю семейную жизнь, совершенно неправильно. Тем более, примириться с этим и уверять себя, что никуда от этого не денешься. На то и есть семья, чтобы учиться друг друга любить, а где-то и притираться друг к другу. Прот. Максим Козлов.
Никогда не раздражаться. Важное правило благоразумия – не выходить из себя. Большое самообладание говорит о большом сердце – душу великую нелегко стронуть с места.
Итак, умей владеть собой, дабы ни в счастье, ни в несчастье тебя не осудили за несдержанность, но дивились бы высоте духа.