-я - фотограф

∆енский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.04.2008
«аписей: 12008
 омментариев: 108608
Ќаписано: 123230


“ам хлопотливо торг обильный

ѕ€тница, 15 ћарта 2013 г. 20:07 + в цитатник

 

 

—егодн€ практически каждый день мы слышим в новост€х об очередном «обвале» то токийской, то нью-йоркской фондовых бирж. » думаем: « ак интересно живут люди! ѕочему же так скучно живЄт ќдесса?». Ќо нет, так было не всегда.

—пецрека дл€ ќдессы

ќдесситы с самого начала сокрушались: «ѕочему так несправедливо получаетс€? √осподь Ѕог всем дал реки: Ѕразилии — јмазонку, –оссии — ¬олгу, јмерике — ћиссисипи. ј нам даже захудалого ручейка не дал!». √осподь Ѕог очень извин€лс€: «ќдесса поздно по€вилась, когда уже всЄ сто€щее разобрали. ¬он даже √вадалквивир (кошмар! — €зык сломаешь) и тот недавно испанцы забрали. Ќо, кажетс€, дл€ ќдессы € кое-что с рекой придумал: а что если через ваш город будет течь река денег.  то-то в ¬олге купаетс€, а вы в деньгах. “оже очень бодрит. “олько дл€ такого купани€ надо не баню строить, а биржу. » наслаждатьс€». ѕеречить богу не хотелось, и одесситы согласились.

Ѕыло врем€, когда италь€нцы, большие искусники наворачивать спагетти, зерно дл€ своих макарон покупали у –оссии, причЄм, через голландских брокеров на лондонской бирже и везли в Ќеаполь через ќдессу. ќчень запутанный клубок получалс€ — пр€мо дл€ Ўерлока ’олмса. Ќо великий сыщик ещЄ не родилс€, так что распутать ситуацию решили сами одесситы:

- ј давайте мы откроем биржу пр€мо в ќдессе. «ћакаронники» будут проворачивать сделки пр€мо у нас. ј чтобы италь€нцы видели, как их в ќдессе уважают, мы даже одну нашу улицу назовЄм »таль€нской, причЄм, выберем такую же длинную, как спагетти.

»таль€нцам иде€ понравилась. Ќо поскольку улица уже была, а здани€ биржи на ней ещЄ не было, объегоривать италь€нцев начали в доме некоего мсье ƒофине, где организовали временную биржу. ƒом был выбран дл€ этого идеально: жена ƒофине как раз сбежала с италь€нским шкипером. ѕоэтому к италь€нцам у ƒофине было особое отношение — он считал себ€ по гроб жизни их должником (как-никак помогли от жены сдыхатьс€).  ороче, насчЄт жены даже не торговались, а вот насчЄт пшеницы — миль пардон.

≈сли воспользоватьс€ пушкинской строкой, то про первую одесскую биржу можно сказать: «“ам хлопотливо торг обильный и т.д.». Ќо по секрету скажем: там хлопотливый торг нередко переходил в «обильный базар» со всеми вход€щими в комплект разборками. “емпераментные негоцианты из помещени€ выходили побазарить на улицу.

Ѕез базара было никак — великие деньги крутились на той бирже. ј где деньги, там соблазны. ѕотому вскоре барон –ено, имевший большой вес не только личный, но и в одесских городских кругах, насто€л, чтобы биржа совместно с соблазнами перебралась из дома ƒофине в его дом –ено на “еатральную площадь. ѕри этом преимущества такого переезда приводились вполне резонные: с ростом биржевых сделок и сопутствующих им разборок двор дома мсье ƒофине был уже мал. ƒругое дело “еатральна€ площадь — здесь было где развернутьс€ и театрально побазарить.

ѕост таки да є 1

— введением в ќдессе порто-франко, то есть беспошлинной торговли, город стал насто€щим центром деловой жизни на юге –оссийской империи. Ѕыло €сно, что дл€ цивилизованного ведени€ торговых операций необходимо стационарное здание биржи. ¬ 1829 году в начале ѕриморского бульвара начались строительные работы. јрхитектор ‘. . Ѕоффо скомпоновал здание биржи в форме выт€нутой буквы «ѕ».

ћало кто знает, что первоначально здание биржи (позднее в него перебралась городска€ ƒума) имело совсем другую конструкцию. «а колоннадой двойного коринфского ордера был очаровательный садик с фонтаном. √овор€т, садик внутри биржи был спроектирован по насто€нию господ биржевиков. —начала они в помещении биржи «делали» деньги, после чего шли в садик и там аккуратно и дальновидно «сделанное» закапывали на чЄрный день. » то, что пока никто не додумалс€ спр€танное откапывать, так это потому, что «чЄрный день», слава тебе господи, дл€ ќдессы не наступил.

ј когда садик за колоннадой замуровали, как-то стало даже любопытно, а куда спр€танные деньги подевались? ƒолго мудрые головы голову ломали. Ќо вот в 1919 году в газете «ќдесские извести€», известной своей феноменальной осведомлЄнностью, по€вилась заметка, подписанна€ попул€рным одесским журналистом с непопул€рным у тогдашних и всех последующих властей псевдонимом √уревич-√урович. ќн непрозрачно намекал: «Ќаша законна€ власть на своих деньгах в качестве обеспечени€ поместила фотографию √ородской ƒумы, что на ѕриморском бульваре. —прашиваетс€: с чего бы это? “ак вот, редакци€ располагает достоверными сведени€ми, что во времена, когда в здании, где сейчас располагаетс€ ƒума, ещЄ располагалась Ѕиржа, под еЄ четвЄртую колонну дальновидные биржевики заложили золотой запас ќдессы, чтобы их потомки не сто€ли у п€той колонны с прот€нутой рукой».

¬се понимали, что это газетна€ утка. Ќо каждый одессит всегда справедливо считал себ€ наследником тех биржевиков, а значит, четвЄртую колонну — своим наследством. “ак что возле колонны даже пришлось поставить милиционера, который по сей день там и стоит. ¬ ћоскве пост є 1 — возле мавзоле€, а в ќдессе — возле четвЄртой колонны, потому что у каждого города сво€ св€тын€.

 ому мешают богатые люди

Ќо, если рано или поздно каждого одессита вдруг озар€ет: «ј не пора ли улучшать жилищные услови€?!», — то почему вы думаете, что одесской бирже никогда не хотелось того же. “ак в 1891 году, дабы возвести здание новой биржи, в ќдессу был призван архитектор ј. Ѕернардацци, архитектор с мировым именем. ƒа, он всегда опиралс€ на мировой опыт, то есть брал чей-то уже готовый проект и так талантливо его «модернизировал», что ещЄ ни один заказчик ни разу так и не задумалс€: а может, Ѕернардацци свою эффектную идею у кого-то эффектно свистнул. “акой проект, конечно, нашЄлс€ и дл€ ќдессы. Ёто был проект венского архитектора ¬. ѕрохазки. ≈го-то Ѕернардацци на скорую руку и переработал творчески.

—троительство началось. јрхитектурные особенности здани€ на ѕушкинской познавательно описал Ћеонид ”тЄсов в книге «—пасибо, сердце!». ƒадим ему слово: 

— Ѕернардацци! — сказали архитектору одесситы. — Ќадо построить биржу, но зал должен быть такой, чтобы не было никакой акустики. ≈сли два человека разговаривают между собой — чтоб р€дом сто€щий третий ничего не слышал. “ак нужно дл€ дела.
» Ѕернардацци построил зал без акустики и получил за это 50 000 рублей «тех денег».
“ак теперь в этом зале сделали... филармонию. ѕон€тно?

√овор€т, о вкусах не спор€т, но одесситам очень хотелось поспорить с Ѕернардацци по поводу полЄта его архитектурной мысли. Ќапример, в романе «12 стульев» »льфа и ѕетрова герой романа  иса ¬оробь€нинов полагал, что во псевдомавританском стиле Ѕернардацци видны вавилонские мотивы. ¬озможно, мотивы и были видны, но с трудом слышны, ибо ни вавилонские, ни мавританские мотивы акустики залу не прибавл€ли.

Ќо разве это главное?! √лавное, в ќдессе продолжала процветать биржа — великое изобретение экономической мысли: когда можно продавать не товар, а бумажки, называемые акци€ми, и богатеть, богатеть, богатеть. Ѕиржа способствовала тому, что через ќдессу из –оссии вывозилось в три раза больше товаров, чем ввозилось. «апомните: государство, которое вывозит произведенное им барахло, а взамен ввозит твЄрдую валюту обречено. ѕричЄм, обречено богатеть. Ќо дл€ этого надо хоть что-то кумекать в экономике, а не только в откатах. ѕомните, как ещЄ недавно было запрещено вывозить в ѕольшу всЄ, даже наши ручные м€сорубки. Ћогика была большевистска€: а чем мы сами будем молоть м€со. ј что у нас было м€со?!

ќдессу в конце ’≤’ века стали называть «пшеничным городом». „ерез неЄ золотым потоком зерно текло в ≈вропу и јмерику. Ёто уже потом ———– всех потр€с. ”инстон „ерчилль, премьер-министр ¬еликобритании, во второй половине ’’ века призналс€: «я всегда думал, что умру от старости. Ќо когда –осси€, всегда кормивша€ ≈вропу, стала закупать хлеб, € пон€л, что умру от смеха».

Ќа вывозе товаров из –оссии в ≈вропу сто€ла ќдесса, вернее, еЄ товарна€ биржа. √лавным было не то, что покупатель и производитель не искали друг друга, а входили в пр€мые, деловые отношени€ пр€мо на углу улиц ѕушкинской и ѕолицейской, главным, но скорее при€тным был маленький нюанс: процент от этих сделок шЄл в городскую казну, и город процветал. ѕериодически мы слышим пафосный вопрос: « ому это мешало?». –егул€рно мы слышим тихий ответ: «ј вы что не знаете!». ѕочему-то кому-то мешают богатые люди и совсем не мешают бедные.

ƒа, когда-то в ќдессе была биржа. «начит, были в ќдессе головы и люди с головами, которые разбирались в тонкост€х работы биржевого механизма и умели его наладить. Ёто не удивительно. Ћишь только был заложен наш город, первым делом здесь был создан не лицей, не техническое училище, не музыкальные классы, а коммерческое училище, «действующее во благо и дл€ процветани€ ќдессы». “ак неужто не осталось потомков выпускников того училища? »ли кому-то снова мешают благо и процветание ќдессы?



 

krapiva (100x102, 2Kb)  ¬алентин  рапива.

–убрики:  ќдесские истории
ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



Stiletto__Heels   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 15 ћарта 2013 г. 20:31 (ссылка)
Dmitry_Shvarts,

—пасибо!)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
≈вашков   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 15 ћарта 2013 г. 20:38 (ссылка)
»нтересно очень, познавательно! —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
anna_krok   обратитьс€ по имени —уббота, 16 ћарта 2013 г. 20:54 (ссылка)
ќчень понравилось меткое выражение ”. „ерчил€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку