-я - фотограф

∆енский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.04.2008
«аписей: 11687
 омментариев: 107444
Ќаписано: 121736


яша ’ейфец - "»мператор скрипки"

¬торник, 26 »юл€ 2011 г. 21:59 + в цитатник
Jascha Heifetz



’ейфец яша (»осиф –обертович)

’ейфец яша (»осиф –обертович)
20 €нвар€ 1901 года - 16 окт€бр€ 1987 года



 

 


¬ начале 1914 года, за несколько мес€цев до начала ѕервой мировой войны, американский скрипач јльберт —полдинг случайно встретил своего знаменитого коллегу ‘рица  рейслера, находившегос€ в зените славы. ѕоследний выгл€дел несколько подавленным и призналс€, что подумывает о завершении артистической карьеры. јмериканец был чрезвычайно удивлен ведь  рейслер считалс€ в ту пору первым скрипачом мира и еще не достиг и сорока лет. Ќа вопрос, что побудило его к таким размышлени€м,  рейслер рассказал, что недавно побывал в –оссии и присутствовал на классном вечере Ћеопольда јуэра в ѕетроградской консерватории. —реди многих талантливых реб€тишек особенно поразил его тринадцатилетний мальчик его игра показалась  рейслеру столь совершенной, что всем остальным скрипачам на этом фоне попросту больше нечего было делать.
 онечно, истори€ эта, ставша€ легендой, не лишена преувеличений, тем более что и  рейслер еще долго после этого радовал своих почитателей, и другие скрипачи разных поколений отнюдь не остались без работы. » все же чутье не обмануло великого артиста тот мальчик, которого звали яша ’ейфец, действительно вырос в несравненного артиста, по мнению многих, — крупнейшего в нашем столетии.
»осиф (яша) ’ейфец родилс€ 20 €нвар€ 1901 года в ¬ильно. ѕервые уроки на скрипке получил в возрасте трех лет у своего отца, –увима ’ейфеца — выходца из города ѕулавы (ѕольша), скрипача-самоучки, игравшего на свадьбах. — четырех лет начались зан€ти€ под руководством одного из лучших скрипачей и педагогов города ». ћалкина, ученика јуэра, преподававшего в ¬иленском музыкальном училище –усского музыкального общества. ƒарование ’ейфеца стремительно развивалось. ”же в 1906 году он впервые выступил на выставке «»скусство в жизни детей», а 7 декабр€ исполнил на вечере училища «ѕасторальную фантазию» «ингеле и 12 декабр€ — «јрию с вариаци€ми» Ѕерио. ¬ 1908 году он играл «Ѕалладу и ѕолонез» ¬ьетана, и слушавший его јуэр высоко оценил игру юного скрипача. ¬ следующем году яша исполнил в  овно с оркестром концерт ћендельсона. ¬ том же году он окончил музыкальное училище. Ѕольшую помощь в обучении ’ейфеца оказало виленское ≈врейское общество. ќно же дало средства дл€ переезда семьи в ѕетербург и поступлени€ юноши в 1910 году в ѕетербургскую консерваторию в класс јуэра.
ѕервый год ’ейфец занималс€ с ассистентом јуэра — ». Ќалбанд€ном, затем перешел в класс профессора. 17 апрел€ 1911 года состо€лс€ дебют ’ейфеца в ћалом зале консерватории. Ётот же концерт был сыгран в середине ма€ в ѕавловском вокзале. ¬скоре последовали концерты в ќдессе, а также в ¬аршаве и Ћодзи. ¬ том же году вышла перва€ пластинка с записью игры дес€тилетнего артиста — «ѕчелки» Ўуберта и «ёморески» ƒворжака.
Ќачало мировой славы ’ейфеца положили семь концертов в Ѕерлине, где он выступал с оркестром Ѕерлинской филармонии под управлением ¬. —афонова и ј. Ќикиша. ≈ще восемь концертов состо€лись в других городах √ермании — ƒрездене, √амбурге, а также в ѕраге. Ќесмотр€ на то что ’ейфец играл на 3/4 скрипке, он поражал слушателей полным звучанием необычайной красоты и выразительности, блистательной виртуозностью и легкостью исполнени€, энергией и безупречным вкусом.  ритика уже тогда отмечала его серьезные достижени€ в области интерпретации.
Ћето 1912 года яша провел вместе с јуэром в местечке Ћошвиц (близ ƒрездена), где исполнил вместе с «ейделем ƒвойной концерт Ѕаха. Ќемецка€ критика назвала ’ейфеца «јнгелом скрипки». 4 но€бр€ в √рюнвальде игра молодого музыканта была запечатлена на фонографических валиках (хран€тс€ в ѕушкинском ƒоме в ѕетербурге). ¬ том же году состо€лось его выступление в ¬аршаве на ¬ыставке художников. ¬ 1913 году — в ћоскве, ¬ильно, Ћейпциге и ¬ене. 21 €нвар€ следующего года он впервые играл в ѕетербурге концерт √лазунова под управлением автора.
Ёти годы вс€ семь€ ’ейфецов (у них были еще две дочери, одна из которых занималась на фортепиано в ѕетербургской консерватории) жила на гонорары яши. јуэр поощр€л выступлени€ мальчика, счита€, что они ему не повред€т, ибо он уже был, по его мнению, сформировавшимс€ артистом. ¬ √ермании семью застало начало ѕервой мировой войны. ёному скрипачу предложили дать концерты в пользу раненых немецких солдат, но тот отказалс€. “огда члены семьи ’ейфецов были объ€влены пленными и лишь через четыре мес€ца им удалось вернутьс€ домой.
¬ 1915 году ’ейфиц неоднократно выступал в ѕетрограде. ќн был уже признанный виртуоз, поражавший совершенством игры, безукоризненностью стил€. Ћето 1916 года ’ейфец провел вместе с јуэром в Ќорвегии. јмериканский импресарио, покоренный его игрой, подписал с юным скрипачом контракт на выступлени€ в следующем году в —Ўј.
¬ 1917 году ’ейфец давал концерты в ѕетрограде и —аратове. ѕоследний раз он играл в ѕетрограде на  онцерте-митинге эсеров, где выступал ј.  еренский. ѕуть в јмерику из-за войны пролегал через —ибирь. 8 июл€ семь€ ’ейфецов (кроме дочерей) отплыла на пароходе из ¬ладивостока в японию, а оттуда в јмерику.
27 окт€бр€ ’ейфец с неверо€тным успехом дебютировал в  арнеги-холл.  ритика отмечала, что «больша€ аудитори€ включала всех профессиональных скрипачей, наход€щихс€ в радиусе 200 миль», что искусство ’ейфеца «переходит границы возможного», что это — «свет€щеес€ пророчество», что ’ейфец — «насто€щий гений», «концентраци€ высших скрипичных и музыкальных качеств», что его игра — «проникновенна€ красота».
ƒействительно, главное качество, которое характеризует ’ейфеца, — совершенство во всем. —овершенен был его неповторимый звук, необыкновенна была беглость самых трудных пассажей, проникновенна кантилена, захватывающа€ даже самые черствые сердца, удивительна взрывчатость кульминаций. —ловом, это был «ѕаганини XX века». ’ейфиц стал «идолом американской публики» и за год дал только в Ќью-…орке более тридцати концертов. ≈го искусство было запечатлено на дес€ти пластинках. ¬ следующем году по€вилось еще дев€ть записей. ¬се они запечатлели игру на скрипке “онони, на которой ’ейфец играл с тринадцати лет.
Ќа одном из первых концертов к нему подошел один человек и предложил яше играть на принадлежащей этому человеку скрипке —традивари, и ’ейфец с готовностью согласилс€. „ерез два года ’ейфец выкупил скрипку у того человека, не пожелавшего назвать свое им€, за хорошую цену. —о временем он купил себе еще одного —традивари, а перед войной дополнил свой скрипичный парк еще и скрипкой √варнери. Ёти три скрипки и служили ’ейфецу до конца его карьеры, хот€ периодически он играл и на других скрипках. Ќапример, в акустической лаборатории √арвардского университета он издавал длинные однотонные звуки на всех трех скрипках и на многих других инструментах, например, на скрипке, купленной в магазине за 5 долларов. ”ченые не нашли различи€ в звучани€х тонов и обертонов.
яша быстро американизировалс€, говорил без акцента, водил шикарный спортивный автомобиль, играл в теннис и пинг-понг, а вскоре обзавелс€ и моторной лодкой. ¬ообще этот период жизни был похож на запоздалое детство — нормальное детство у него было отн€то вундеркиндской карьерой.
Ёто не могло не отразитьс€ на самодисциплине скрипача, на качестве исполнени€. ќн пишет в автобиографии «ѕришло врем€, когда отсутствие дисциплины в практике настигло мен€. ¬ 1921 году после одного из концертов в Ќью-…орке музыкальный критик из «Ќью-…орк таймса» ”. ƒж. √ендерсон поместил критическую рецензию. ќн написал, что € уронил себ€ во мнении публики и в его мнении и что € должен следить за собой, что недостаточно играть пьесу — нужно думать о ней. „то у мен€ есть долг по отношению к себе и к музыке, который никогда не будет оплачен. я знал, что этот человек желает мне добра описанное было дл€ мен€ чувствительным ударом, ибо это была правда. я начал серьезно практиковатьс€, € изменил своей юношеской экстравагантности. я буду всегда благодарен √ендерсону. ќн выбил из мен€ дурь и наставил мен€ на истинный путь.  ритики могут временами делать полезные вещи. ќн умер несколько лет назад, и € буду всегда сожалеть, что не встретилс€ с ним». ѕо-видимому, нужно быть незаур€дной личностью, чтобы восприн€ть такой урок и так написать о нем.
¬ 1925 году ’ейфец прин€л американское гражданство, а в 1929 году ’ейфец женилс€ на известной американской кинозвезде ‘лоренс јрто, до этого бывшей замужем за выдающимс€ американским кинорежиссером  ингом ¬идором. ¬ следующем году у них родилась дочь ∆озефа (ставша€ впоследствии пианисткой и композитором, занималась в ѕариже у ƒ. ћийо), а в 1932 году — сын –оберт.
¬ конце 1930-х годов скрипач утверждал, что уже четыре раза совершил кругосветное путешествие, а по прот€женности маршрутов дважды добралс€ до Ћуны. ¬ 1920 году он впервые выступил в Ћондоне, в следующем году совершил большое турне по јвстралии. ¬ 1922, 1924, 1925 годах снова давал концерты в јнглии, в 1923 году состо€лось его длительное турне по ¬остоку. ¬ 1926 году прошли его гастроли по странам ёжной јмерики и Ѕлижнего ¬остока. ќн играл с лучшими оркестрами мира и получал наивысшие гонорары среди исполнителей. ¬ 1933 году состо€лась премьера ¬торого скрипичного концерта ћ.  астельнуово-“едеско «ѕророк», посв€щенного ’ейфецу. ќркестром Ќью-…оркской филармонии дирижировал ј. “осканини, высоко ценивший талант скрипача.
’ейфец всегда держалс€ осторожно, в том числе и в политических вопросах. Ёто позволило ему сохранить неплохие отношени€ с советским режимом. ќн не считалс€ белоэмигрантом или невозвращенцем и был, нар€ду со «ворыкиным, одним из немногих, которые посетили ———– в первую советско-американскую оттепель в 1934 году. ѕроезжа€ через фашистскую √ерманию, он отказалс€ там выступать. Ўесть концертов артиста в ћоскве и Ћенинграде, выступлени€ перед студентами консерваторий (где он также отвечал на вопросы) прошли с огромным успехом. ≈го игра во многом перевернула усто€вшиес€ представлени€ и оказала заметное вли€ние на исполнительство и педагогику.
“огда известный критик ћ. —окольский писал «„то больше всего поражает в игре ’ейфеца Ёто его техника, огромнейшее, вызывающее восхищение виртуозное мастерство. “ехника эта чрезвычайно разнообразна, математически выверена и ровна. “он его изумительно сильный, насыщенный, глубокий. ’ейфец не знает в своем искусстве непреодолимых трудностей. Ћегкость, с которой он побеждает все технические преп€тстви€, покор€ет. ѕричем непринужденность и свобода мастерства ’ейфеца, правда, несколько холодного и строгого, таковы, что подчас могут ввести даже в заблуждение непосв€щенный слушатель может и впр€мь поверить, что то, что исполн€ет ’ейфец, легко и просто. Ќо нужно действительно знать, какие, например, исключительные трудности представл€ет дл€ скрипача 24-й каприс ѕаганини, чтобы полностью оценить то совершенно ослепительное, баснословное мастерство, с каким он исполн€ет это произведение».
¬ 1938 году ’ейфец сн€лс€ в игровом фильме «Shall Play Musik», где играл самого себ€. Ёто — перва€ видеозапись игры великого артиста. ¬ 1939 году скрипач впервые исполнил посв€щенный ему концерт ”олтона.
¬ 1940 году он купил дом в Ѕеверли-’иллз, а также небольшой домик неподалеку в местечке ћалибу на берегу океана. ¬ том же году начал преподавательскую де€тельность в университете ёжной  алифорнии, концертировал в ёжной јмерике. ¬о врем€ ¬торой мировой войны ’ейфец вместе с –ахманиновым, ѕановым, јндерсен, ѕирсом и другими музыкантами много выступал в госпитал€х и перед солдатами.
¬ 1945 году ’ейфец развелс€ с женой, а в начале 1947 года женилс€ на ‘ренсис Ўпигельберг. ¬ следующем году у них родилс€ сын »осиф.   1950 году относ€тс€ съемки фильма о ’ейфеце — встреча со студентами  алифорнийского университета. ¬тора€ оттепель в советско-американских отношени€х, пришедша€с€ на 1950-е годы, обошлась без ’ейфеца его политические прив€занности тогда уже целиком принадлежали »зраилю. ¬ значительной мере на его средства были построены концертный зал и консерватори€ в ’айфе.
’ейфец был разносторонне развитым музыкантом. ќн прекрасно играл на ро€ле, нередко аккомпанировал в классе јуэра своим товарищам, одно врем€ работал дирижером «ћетрополитен ќпера» в Ќью-…орке, писал музыку к некоторым кинофильмам.
’ейфец был веселым человеком, как говоритс€, «душой компании». ќн основательно обогатил не только библиотеку музыкальных записей, но и околомузыкальный фольклор.

ќднажды советские музыканты спросили его, какого он мнени€ о ƒавиде ќйстрахе.

— Ёто, безусловно, лучший советский скрипач и второй номер среди скрипачей мира, — последовал ответ.

—  то же первый — возник естественный вопрос.

— Ќу, первых много.

Ќар€ду с классическим скрипичным репертуаром ’ейфец включал в концерты много попул€рных мелодий. ¬ кругу друзей не брезговал аккордеоном. » даже сочинил попул€рную в свое врем€ песенку « огда ты занимаешьс€ со мной любовью» — сначала под псевдонимом, но потом не выдержал и раскрыл авторство, к ужасу многих обожающих его филармонических старушек.
ѕостепенно ’ейфец сокращал свои гастроли. Ѕольшим событием стало исполнение ’ейфецом концерта Ѕетховена 9 декабр€ 1959 года в ќќЌ воврем€ одного из юбилеев организации. ¬ 1962 году ’ейфец развелс€ и со второй женой и еще более сократил число своих сольных концертов — в этот год он выступил всего шесть раз. «ато записал много камерной музыки с √. ѕ€тигорским, пианистом Ћ. ѕеннарио и другими артистами. ¬ 1968 году он практически прекратил выступлени€. ¬ интервью ’ейфец говорил «я исчерпал свою долю гастролей. ” мен€ больше нет интереса к этой карьере». ѕоследние выступлени€ ’ейфеца, запечатленные на пленке, состо€лись в 1970 году. ¬ 1972 году ’ейфец дал прощальный концерт в Ћос-јнджелесе. ≈ще через три года маэстро перенес операцию плеча, что лишило его возможности играть.
’ейфец скончалс€ в Ѕеверли-’иллз 16 окт€бр€ 1987 года.
Ѕесспорно, ’ейфец оказал огромное воздействие на развитие скрипичного искусства нашего времени. ƒаже в чисто техническом плане он одним из первых отказалс€ от приема портаменто, добившись уникальной слитности звучани€, подн€л на новый уровень совершенства виртуозную сторону искусства.
’ейфецу в определенной мере были свойственны романтические традиции скрипичного исполнительства, идущие от ¬ен€вского, русской школы, св€занные с повышенным эмоциональным тонусом, патетикой, драматизацией образов, усилением контрастов. ¬ чем-то его искусство перекликаетс€ и с декламационной манерой, свойственной русским певцам, в первую очередь ‘. Ўал€пину. ¬ то же врем€ в манере игры ’ейфеца отчетливо про€вл€лось интеллектуальное начало, предельное внимание к воплощению целостной формы сочинени€. ≈го по праву называли «»мператором скрипки».

(...)

–убрики:  ћузыка на века
јудиоальбомы
ћетки:  

ѕроцитировано 122 раз
ѕонравилось: 30 пользовател€м



kirovogradka   обратитьс€ по имени —реда, 27 »юл€ 2011 г. 00:36 (ссылка)
Ѕлагодарю. ¬олшебна€ музыка.
784eac20d742 (518x700, 615Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
≈лена_ѕодстригич   обратитьс€ по имени —реда, 27 »юл€ 2011 г. 08:08 (ссылка)
—пасибо.ѕоследний день отпуска с чудесной музыкой.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
наткасин   обратитьс€ по имени —реда, 27 »юл€ 2011 г. 08:21 (ссылка)
Ѕлагодарю ! „удесна€ музыка !:give_rose
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Cadmii   обратитьс€ по имени —реда, 27 »юл€ 2011 г. 09:28 (ссылка)
ѕрекрасный творческий пост! —пасибо за труд! ≈сли не возражаете, можно скопировать? «аранее спасибо за любой ответ!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 27 »юл€ 2011 г. 17:13ссылка
—мело можете цитировать. ƒл€ этого и создаютс€ посты.
ѕерейти к дневнику

÷итирование

—реда, 27 »юл€ 2011 г. 17:32ссылка
—пасибо “рижды! Ќо есть люди, которые против. » это печально. ” мен€ был случай, когда после цитировани€ отписались от уведомлений в моем блоге.
ѕерейти к дневнику

—реда, 27 »юл€ 2011 г. 17:36ссылка
ѕлохо когда посты тыр€т и не дают ссылку на источник, а если цитируют - на здоровье. ≈ще не люблю закрытые дневники. ћен€, например цитируют, а проверить не могу. ƒневник закрыт.Ќе люблю јнонимов ( ведь можно зарегитьс€) и т.д.
мурзик49   обратитьс€ по имени —реда, 27 »юл€ 2011 г. 13:14 (ссылка)
благодарю!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
»ринушка_охотниченко   обратитьс€ по имени —реда, 27 »юл€ 2011 г. 13:37 (ссылка)
—пасибо)))ќгромна€ радость!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Iryna8   обратитьс€ по имени —реда, 27 »юл€ 2011 г. 15:43 (ссылка)
 акое чудо! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Cadmii   обратитьс€ по имени —реда, 27 »юл€ 2011 г. 17:53 (ссылка)
Ќа одну и туже тему всегда есть разные взгл€ды. » то. как видит тему один, не значит, что он стырил пост у другого.»нтернет может провести параллель между умами, но не между постами. » пусть люди дел€тс€ тем как они умеют это делать и чем. ѕретендовать можно лишь на авторскую разработку открытий, созданных книг, песен и много еще инноваций. ƒл€ чего же тогда заводить дневник, где только один ты или твой друг это может читать? Ёто мое мнение. ћой дневник открыт дл€ всех и дл€ ¬ас. я еще новичок в этом деле, € только учусь. » рада общению с ¬ами! ¬сегда добро пожаловать в мой рай!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ахƒун€ша   обратитьс€ по имени —реда, 27 »юл€ 2011 г. 18:25 (ссылка)
—пасибо за божественную музыку, прекрасный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Le-ly-a   обратитьс€ по имени „етверг, 28 »юл€ 2011 г. 00:39 (ссылка)
ƒмитрий, ¬аши прекрасные музыкальные подборки всегда радуют столько людей! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
≈лена-рыбка   обратитьс€ по имени „етверг, 28 »юл€ 2011 г. 03:30 (ссылка)
—пасибо за великолепный пост,подборка музыки отлична€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Rainfall   обратитьс€ по имени „етверг, 28 »юл€ 2011 г. 06:22 (ссылка)
—ѕј—»Ѕќ!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
zharsv   обратитьс€ по имени „етверг, 28 »юл€ 2011 г. 10:25 (ссылка)
¬олшебно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
lady_confidence   обратитьс€ по имени „етверг, 28 »юл€ 2011 г. 10:49 (ссылка)
ƒмитрий, огромное спасибо за волшебство! :)
÷итирую. — благодарностью:)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
–оза_ўупак   обратитьс€ по имени „етверг, 28 »юл€ 2011 г. 15:02 (ссылка)
Ѕольшое спасибо,ƒмитрий,за прекрасный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јнатолий_ћассарский   обратитьс€ по имени „етверг, 28 »юл€ 2011 г. 19:38 (ссылка)
—пасибо!!! Ёто роскошный подарок.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
babanja   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 »юл€ 2011 г. 01:06 (ссылка)
Dmitry_Shvarts, Ѕольшое спасибо! ќчень понравилось!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ёрла777   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 »юл€ 2011 г. 10:20 (ссылка)
—пасибо большое. ѕрекрасный пост о прекрасном музыканте...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 29 »юл€ 2011 г. 17:01 (ссылка)
¬еликий скрипач !!! —пасибо !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
Miss_Airams_music   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 31 »юл€ 2011 г. 20:38 (ссылка)
—пасибо!
23294941_danke_geige1 (370x250, 75Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
-NEZNAKOMKA-   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 07 јвгуста 2011 г. 12:25 (ссылка)
¬иват »мператору.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
√ута   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 05 ‘еврал€ 2012 г. 11:08 (ссылка)
ќт всей души благодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Kontaza   обратитьс€ по имени —уббота, 29 —ент€бр€ 2012 г. 18:45 (ссылка)
 акое счастье, что это волшебство записано, сохранилось и будет передаватьс€ от человека человеку! —пасибо, цитирую.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку