Удивляют меня комментарии под постами в ФБ об искусстве. Дескать талантливому человеку можно простить все огрехи его жизни, даже если это нечто аморальное. Мол, он же написал великие произведения! (Такое благоговение перед известным человеком называется пиетет.)
Я на каком-то этапе жизни начала разделять творчество и мораль. Художники и писатели тоже живые люди и у каждого свой характер и духовные ценности. Это пережиток советского времени - убеждение что искусство должно быть высоко моральным и нести на себе печать идеологии. Сейчас я думаю, что искусство должно радовать глаз и (или) душу зрителя, а его автор по возможности делать свои грехи тайными. Пусть люди думают, что он во всем молодец! Так всем удобнее и спокойнее. 
Забавную историю из жизни пожилого художника описал в своей книге "Перестаньте удивляться! Непридуманные истории" Бенедикт Сарнов: "Любовь Михайловна Эренбург однажды рассказала мне, что жена Пикассо пожаловалась ей на гениального своего супруга. Тот, оказывается, каждый вечер, пренебрегая всякими приличиями, подымается наверх, в комнату служанки.
— Бог ты мой! — пожала плечами Любовь Михайловна. — Есть из-за чего беспокоиться! Ему девяносто лет. Что он может ей сделать?
— Как что? — удивилась жена великого художника. — Завещание." 
Многие ли знают, что в детстве-юности Пикассо писал не странные разноцветные наслаивающиеся кубики, а "нормальные" картины в реалистическом стиле? Любил создавать портреты как родных, так и малознакомых людей. И они бесподобны! Нравятся мне и его автопортреты, написанные в разные периоды творчества.
«Портрет матери художника», 1896 год

«Первое причастие», 1896 год
В долгой творческой жизни Пикассо было много разных периодов. Две картины из "раннего периода" вы уже увидели. За ним, начиная с 1902 года, следовал "голубой период". Этим цветом написаны печальные образы нищих, стариков, проституток. В работах много боли, грусти, безысходности.
Иногда думаю почему многие художники на заре своей карьеры увлекались лицами и типажами не "сильных мира сего", а алкоголиками, бродягами и проститутками. То ли потому что вторые были более доступны, то ли потому что они эмоционально более открыты, то ли потому что "дно" притягивает?
"Розовый период" начался в 1904 году. Героями картин стали артисты цирка - клоуны, акробаты, танцовщики. Они ассоциировались у художника с красновато-розово-оранжевыми оттенками.
С 1907 по 1908 - африканский период. На выставке в музее Трокадеро художник познакомился с простыми, примитивными формами древней африканской скульптуры. Энергия грубо очерченных контуров поразила художника. Это стало предпосылками зарождения нового оригинального стиля в живописи - кубизма.
«Автопортрет», 1907 год
Кроме Пикассо у истоков кубизма стоял и французский художник Жорж Брак. (Его картины здесь я не выкладываю.) В работах двух художников граничащие с реализмом упрощенные очертания человеческих образов и предметов постепенно стали превращаться в геометрические блоки.
«Скрипка и гитара», 1913 год
«Портрет Амбруаза Воллара», 1915 год

Обратиться к более понятному для большинства зрителей "Классическому стилю" живописи, который начался с 1917 года Пикассо заставили жажда новшеств, сотрудничество в качестве декоратора с балетной труппой Сергея Дягилева, а также женитьба на Ольге Хохловой. Трудолюбивая танцовщица кордебалета из театра Дягилева хотела быть на картинах узнаваемой.
В период гастролей труппы по Испании Пикассо познакомил Ольгу с родителями. Есть легенда, что мать художника сказала невестке отнюдь не ободряющую фразу: "Ни одна женщина не может быть счастлива с ним, он любит только себя и своё искусство."
Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье. 1917 год
Портрет Ольги в кресле, 1917 год
Ольга Пикассо. 1923 год
Знакомство с юной французской натурщицей Марией Терезой Вальтер (она родила ему дочку Майю), а также общение с сюрреалистами, повернули Пабло Пикассо в сторону сюрреализма. Переход к этому направлению можно описать его же выражением: «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу».
Картина "Сон", 1932 год. Написана всего за один день. На ней изображена 22-летняя возлюбленная Мария-Тереза Вальтер.

Женщина с цветком, 1932 год
"Военный период" делится на до и после. Довоенные работы несли в себе мрачные и трагические настроения, а послевоенные оптимизм и юмор.
Кошка, схватившая птицу.1939 год
«Палома с целлулоидной рыбой», 1950 год
Вплоть до своей смерти Пабло Пикассо продолжал писать картины. Однако их трудно отнести к определенному стилю. Многие из них включают в себя разнообразные элементы прошлых периодов.
«Жаклин с цветами». 1954 год