-Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2008
Записей: 32655
Комментариев: 11623
Написано: 54931


Шедевры Царского села: Александровский дворец. Часть 1. Дворец и интерьеры

Понедельник, 04 Апреля 2016 г. 04:40 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

 

Александровский дворе́ц (устар. Новый Царскосельский дворец) — один из императорских дворцов Царского Села (ныне город Пушкин). Построен в стиле палладианского классицизма в 1792—96 гг.


В северной части живописного Александровского парка стоит великолепное здание с двухвековой историей — Новый Царскосельский (впоследствии — Александровский) дворец. 

Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.

 

Яйцо Фаберже "Александровский дворец"

В начале XX века, при императоре Николае II, Александровский дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: здесь принимались послы, праздновались 300-летие дома Романовых и 200-летие Царского Села.

  

Портрет Царя Освободителя Кисти Джорджа Доу/ Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф»

Он был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы, строительство было завершено

Екатерина II 22 мая 1796 года (ст.с.) повелела: «В почивальне прибавить места на четверть для кровати; в фонарике в бане вынуть из купола стёкла; у обоих спусков ступеням не быть; цветного садика и решётки прибавить и осенью засадить; в уборной вставить зеркало в трюмо; на колоннаде устроить решётку; для Шуваловой сделать особую лестницу в садик; исполнять все приказания государя великого князя Александра Павловича и вести всему особый счёт, дабы после ассигновать на все таковые работы потребную сумму». 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехал в Новый дворец.

Великая княгиня Елизавета Алексеевна. Худ. Элизабет Виже-Лебрен (1797)

 

Из: Яковлев В. И. Александровский дворец-музей в Детском Селе. Л., 1924, 1927, 1928 (переиздания).

Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги; работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова. В последующей отделке и перестройке интерьеров участвовали известные архитекторы Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. А. Тон, В. П. Стасов, Д. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. Ф. Видов, С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер.

Интерьеры дворца, созданные по проекту Д. Кваренги, также соответствовали классическим канонам. В конце XVIII — начале XIX века над оформлением дворцовых интерьеров работали многочисленные русские и иностранные мастера: столярные работы выполнял И. Шпонгольц, лепка создавалась под руководством И. Моклорда, роспись плафонов и стен исполнили живописцы-декораторы А. делла Джакомо и Д. Феррари.

1930

Помещения первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для императорской свиты; в Х1Х веке они использовались как запасные комнаты для временного пребывания императорской семьи; здесь часто жил великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна. В 1870 году здесь останавливался герцог Эдинбургский и великая княгиня Мария Александровна.

Император Николай I также любил бывать в Александровском дворце. Здесь он бывал часто и подолгу со своей семьёй и родственниками. Именно здесь скончалась его вдова, императрица Александра Федоровна.

Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией. Его апартаменты располагались в правом крыле дворца.

Александр III. 1886, И.Крамской

С восшествием на престол Николая II Александровский дворец стал перестраиваться. В частности, перестройки 1896—1898 годов уничтожили свитскую половину: на её месте появились личные апартаменты императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. В левой анфиладе — Спальня, Сиреневый кабинет и Палисандровая гостиная императрицы, в правой — Столовая (Приемная Николая II), Рабочий кабинет, Уборная императора и другие служебные помещения.

В 1903 году был уничтожен Концертный зал Дж. Кваренги, занимавший всю ширину левого корпуса. Архитектор С. Данини предлагал несколько вариантов приспособления корпуса под жилые и парадные покои для императорской семьи.

В одном из проектов 1901 года он предусматривал сохранение Концертного зала, однако в ходе работ, выполненных фирмой Ф. Мельцера по проектам Р. Мельцера в 1903—1906 годах, Концертный зал был уничтожен, и на его месте в первом этаже левого флигеля Александровского дворца появились Кленовая гостиная Александры Федоровны и Парадный (Новый) кабинет императора Николая II , а во втором — комнаты детской половины; коридор, разделяющий личные апартаменты императора и императрицы, был продлен до Угловой гостиной.

Император Николай II и императрица Александра Феодоровна. 1896 г

Царевич Алексей Николаевич стоит на перилах лестницы Александровского двореца

Царское Село, дети Николая II на веранде Александровского Дворца, слева направо: Мария, Анастасия, Татьяна, Ольга и Алексей.

Алексея спальня

Игровая Алексея
После революции 1905 года, Александровский дворец становится главной резиденцией императора Николая II, родившегося также в Царском Селе. Именно в этом дворце прошли 12 лет царствования последнего российского императора и всей его семьи.

Гостинная императрицы

Здесь находилась семья монарха под арестом после Февральской революции. Утром 1 (14) августа 1917 года именно из Полукруглого зала этого дворца царская семья Романовых была отправлена в сибирскую ссылку, откуда они были отправлены в Екатеринбург, где позже были расстреляны.

Домашний уют последней царской семьи

В настоящее время из десяти личных интерьеров последних венценосных владельцев дворца только в трех помещениях частично сохранилась внутренняя отделка и фрагментарно воссоздано убранство.

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже в центральной части здания и жилые апартаменты семьи Романовых в правом флигеле дворца.

Под предлогом организации детской колонии, на антресолях дворца поселилась А.А. Луначарская — жена большевистского наркома просвещения А.В. Луначарского и председательница комитета по детским колониям при Петроградском совдепе.

Дом отдыха

Позднее в левом крыле разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, на месте закрытых комнат детей Николая II — Детский дом имени Юных Коммунаров.

Рояль из трёх сортов дерева в парадном зале дворца

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах.

Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах — тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС.

По окончании войны дворец был законсервирован и в 1946 году отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В связи с этим в 1947—1951 годах во дворце начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Д. Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства, а также воссоздать интерьеры времени императоров Николая I и Николая II.

Статуя «Юноша, играющий в бабки» (г. Пушкин, пейзажная часть парка, перед колоннадой дворца)

Однако во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Федоровны, а также Уборной (Мавританской) Николая II были уничтожены. Эти залы дворца восстанавливались по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908—1963) «согласно архитектурным нормам периода Кваренги и Пушкина».

Восстановленный интерьер комнаты по фотографии дворца тех времён (на стене).

Спальня  Николая

Александровский Дворец: интерьер, кровать императорский зал (архитектор Роман Мельцер, 1902)

Ванная Николая

В 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей.

Приемная -2 Николая

В 1996 году на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF) и начались работы по ремонту кровли здания.

Кабинет Николая.рабочий стол.

Александровский Дворец: интерьер, рабочий кабинет (архитектор Роман Мельцер, 1902)

Ещё через год по инициативе военного института, занимающего дворец, в правом крыле здания, где прежде находились личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны, была создана постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», подготовленная музеем-заповедником «Царское Село» из предметов музейного собрания. На этой выставке в частично сохранившихся исторических интерьерах и залах, утративших художественную отделку во время войны, представлены предметы убранства апартаментов и личные вещи последнего русского императора и его семьи

В октябре 2009 согласно распоряжению Росимущества здание дворца было передано на праве оперативного управления Государственному музею-заповеднику «Царское Село». С этого времени начались масштабные работы по реставрации фасадов и интерьеров Александровского дворца.

Статуя «Юноша, играющий в свайку» (г. Пушкин, пейзажная часть парка, перед колоннадой дворца)

Восстановительные работы во дворце начались в 1951 году и продолжаются до сих пор. К 1997 году левое крыло дворца было частично отреставрировано и превращено в экспозицию «Воспоминания в Александровском дворце», повествующую о жизни последней царской семьи. В работе нуждается весь фасад дворца, постепенно планируется дополнить выставку и правым крылом, пока закрытым.

23 июня 2010 г. состоялось торжественное открытие трех парадных залов, расположенных в центральной части дворца: Портретного, Полукруглого и Мраморного. Их реставрация была осуществлена в рекордно короткие сроки - всего за полгода. Среди прочих подлинных предметов музею был возвращен считавшийся утраченным портрет императрицы Александры Федоровны

И Н Т Е Р Ь Е Р Ы

Помещения первого этажа левого флигеля дворца первоначально предназначались для императорской свиты; в XIX веке они использовались как запасные комнаты для временного пребывания императорской семьи; здесь часто жил великий князь Константин Николаевич и его супруга Александра Иосифовна. В 1870 году здесь останавливался герцог Эдинбургский и великая княгиня Мария Александровна.

До реставрации

В настоящее время из десяти личных интерьеров последних венценосных владельцев дворца только в трех помещениях частично сохранилась внутренняя отделка и фрагментарно воссоздано убранство

ПРИЕМНАЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

Приемная открывала ряд личных комнат императора Николая II, расположенных по правую сторону коридора первого этажа правого флигеля Александровского дворца. После перестройки, осуществленной Р. Ф. Мельцером в 1896–1898 годах, в этой комнате располагалась столовая 

Находясь рядом с Рабочим (Старым) кабинетом Николая II, это помещение использовалось впоследствии как Приемная государя, где ожидали аудиенции приехавшие на доклад министры, сановники, а также иностранные послы.

Стены отделаны высокой дубовой панелью,  заканчивающуюся широкой полкой, на которой находились вазы, мелкая пластика и деревянные блюда. На полке стояли несколько ценных бокалов художественной работы, сделанных в память вступления русских войск в Париж (19 марта 1814 г.), и три бокала XVIII века. Здесь-же—турий рог в серебряной оправе.

Над панелями стены были затянуты сохранившейся французской дорожкой с трафаретным рисунком (эта ткань была приобретена пожеланию Николая II и Александры Федоровны)С потолка спускалась люстра кованой бронзы в русском стиле. (поставленная во дворец Ф. Мельцером в 1899 году). Пол был покрыт персидским ковром.Мебель из дуба, крытая зеленой кожей. В помещении всегда находились большой стол со скатертью кустарной работы и дубовая мебель, крытая зеленой английской кожей.

Стены приемной занимали картины по личному выбору царя. Отмечу «Жатву в Малороссии» художника Пимоненко и «Вечер в поле» — Крачковского и картина И. Владимирова: „Русские войска преследуют немецкую артиллерию", написанная в 1915 г.. На противоположной стене висел портрет Александры Федоровны, работы Мюллер-Норден. Картина, стоящая на мольберте — акварель Косякова: «Путешествие Николая по Днепру и Десне». Картины, приобретенные или заказанные Николаем II, в настоящее время находятся в коллекции Государственного музея-заповедника «Павловск».

В стойке, у окна, стояла медная стойка со знаменами „собственных его величества воинских частей. В приемной ожидали встречи с царем министры и государственные деятели.

Посреди комнаты — большой стол с разложенными книгами о народном искусстве и древнем русском зодчестве в дорогих изданиях, альбомы с фотографиями. Здесь - рядом с книгой Кондракова „Византийские эмали*, и Вашкова „Религиозное искусство" мы находим... „Отчет об испытании грузовиков".

Уют и своеобразие придавал комнате большой камин в углу, облицованный итальянским мрамором. У камина—прибор для закуривания: три ружья в пирамиде, скрепленные солдатским котелком.

ПАРАДНЫЙ КАБИНЕТ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

В Парадном (Новом) кабинете Александровского дворца, замыкавшем ряд личных комнат императора Николая II, проходили в период его царствования заседания Совета министров, представления депутаций и комиссий. Здесь император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты.

Александровский Дворец, парадный кабинет Николая II.

Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной Александры Федоровны, которая могла тайно присутствовать при совещаниях императора.

Детали отделки и мебель для кабинета были созданы в 1903–1906 годах на фабрике поставщика императорского двора Ф. Ф. Мельцера по проекту придворного архитектора Р. Ф. Мельцера. До наших дней от первоначального убранства сохранились панели, камины, антресоль с колоннами, обшивка потолка из красного дерева, а также портреты, фотографии, фарфоровые изделия и книги.

Нынешний декор стен, украшенных трафаретным орнаментом, а также книжные шкафы, угловой диван, письменный стол, бра и люстры воссозданы по обмерам и историческим фотографиям в 1997 году. На свои исторические места вернулись портрет отца Николая II, императора Александра III, кисти В. А. Серова (1865–1911), коллекция изделий Датской королевской мануфактуры и Императорского фарфорового завода, а также другие мемориальные предметы. 

УГЛОВАЯ ГОСТИНАЯ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ

На половине императрицы Александры Федоровны сохранился лишь один интерьер — Угловая гостиная, замыкавшая Парадную анфиладу Александровского дворца, созданную Д. Кваренги в конце XVIII века. В этом помещении императрица принимала министров, иностранных послов и депутации; здесь устраивались концерты, в которых участвовали члены императорской семьи; несколько раз в этой гостиной собирались заседания Императорского Исторического общества.

Первоначально стены белого искусственного мрамора были украшены пятью большими зеркалами, снятыми при переделках в середине XIX столетия.

В 1900-х годах убранство гостиной императрицы составляла мебель XVIII века и предметы, изготовленные придворными фабрикантами Ф. Ф. Мельцером и Н. Ф. Свирским на рубеже XIX и XX веков, два концертных рояля и фисгармония, множество портретов, бюстов, миниатюр, а также гобелен «Мария-Антуанетта с детьми», принесенный в дар императорской чете французским президентом Э. Лубе во время его визита в Россию в 1902 году.

Отделка Угловой гостиной значительно пострадала в годы Великой Отечественной войны; интерьер был восстановлен в 1947–1951 годах.

В настоящее время в гостиной представлены ковер, гобелен, живопись и керамика, находившиеся здесь при последних владельцах, а также другие уникальные предметы из убранства залов Александровского дворца.

ПОРТРЕТНЫЙ ЗАЛ

Николай I одним из первых императоров стал размещать в дворцовых залах собственные портреты и изображения членов семьи. В Портретном зале находилась одна из лучших живописных серий, созданная по заказу императора немецким художником Ф. Крюгером. В центре висела картина, изображающая Николая I в окружении группы всадников – его свиты. По сторонам этого полотна располагались портреты сыновей императора.

Портретный зал при Николае

Портретный зал был оборудован на месте Второго Парадного зала, симметричного Четвертому Парадному залу (Бильярдному залу или Мраморной гостиной).

Александровский Дворец. Парад Анфилады. Портретный зал.

Оба помещения были декорированы в полном соответствии с классической системой: стены облицованы искусственным мрамором, сводчатые потолки оживляла декоративная роспись. Залы были обставлены гарнитурами золоченой мебели и другими предметами убранства. В углах зала находились  печи, выполненные по рисунку Д.Кваренги, между ними висели зеркала в белых деревянных рамах с позолотой.

ПОЛУКРУГЛЫЙ ЗАЛ

Полукруглый (Третий Парадный или Средний) зал находился в самом центре Парадной анфилады. В нем при Николае II на Рождество зажигалась  елка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.

Александровский Дворец. Парад анфилады. Полукруглый зал.

Название зала в самом центре Парадной анфилады продиктовано его планировкой: одна из стен имеет полуциркульное очертание. Два прохода, выделенные колоннами и пилястрами, соединяют Полукруглый зал с одинаковыми боковыми помещениями – Портретным (Вторым)  и Бильярдным (Четвертым, Мраморной гостиной) Парадными залами.

Отделка зала сохранялась почти без изменений до 1941 г., хотя его не раз реставрировали. Золоченая мебель, мраморные камины, зеркала, составлявшие убранство зала, были подобранны Кваренги с большим вкусом. Особенно замечательны были два торшера с синими стеклянными колоннами и с хрустальными подвесками вокруг чаши со свечами. Из окон зала открывались глубокие перспективы парка, а дверь красного дерева вела на открытую колоннаду дворца.

В Полукруглом зале при Николае II на Рождество зажигалась елка для лиц ближайшей свиты и офицеров частей, находящихся на службе по охране.

МРАМОРНАЯ ГОСТИНАЯ

Мраморная гостиная  была устроена на месте Четвертого Парадного зала; иногда ее именовали Бильярдным залом, так как в 1832 г. по указанию Николая I  в ней был поставлен большой бильярд и малый бильярд «бики».

Александровский Дворец. В мраморной гостиной в 1917 году

Мраморная гостиная  была устроена на месте Четвертого Парадного зала; иногда ее именовали Бильярдным залом, так как в 1832 г. по указанию Николая I в ней был поставлен большой бильярд и малый бильярд «бики».

Архитектурно-декоративная отделка зала была выполнена по канонам классического стиля. Зал был симметричен Второму Парадному (Портретному) залу и так же, как он, обставлен гарнитуром золоченой мебели, украшен зеркалами и золочеными консолями с мраморными вазами и стеклянными светильниками. По проекту архитектора В.П.Стасова в гостиной была установлена зеркальная дверь. 

У Т Р А Ч Е Н Н Ы Е         И Н Т Е Р Ь Е Р Ы

 Александровский Дворец: интерьер, гостиная (архитектор Роман Мельцер, 1902)

Комната Великой княжны Татьяны из России, награбленное во время русской революции 1917 года.

Александровский Дворец. Парад анфилады. Комната с горкой.

Кленовая гостинная

Царица Александра Федоровна с ее любимой сиренью в Кленовой гостинной  Александровского дворца

Лиловый будуар

Анастасия

Александра Федоровна

Ольга

Дети в лиловом будуаре

Палисандровая гостинная

В начале XX века в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев — 300-летия Дома Романовых и 200-летия Царского Села.


 

http://geglov2.narod.ru/Foto/Aleks_p/Aleks_p_f_002_12.htm

Источники: Бардовская Л.В., Бертельс В. Александровский дворец. Страницы истории. Альфа-Колор., СПб, 2008. 34 с. Фомин Н. Детское Село. Александровский дворец-музей. Л., 1935 Фомин Н. Детское Село. Дворцы и парки. Л., 1936.
В сентябре 2015 года Александровский дворец-музей был закрыт для проведения реставрационных работ.

Планируемый срок окончания реставрации - середина 2018 года.

Серия сообщений "Дворцы России":
Часть 1 - Петровский путевой дворец.
Часть 2 - Дворцовые тайны. Особняк Трубецких-Нарышкиных.
...
Часть 15 - Шедевр русского барокко-Большой Екатерининский дворец.Часть 5.Кабинеты,столбовые,арабесковый зал
Часть 16 - Шедевр русского барокко-Большой Екатерининский дворец.Часть 6.Остальные помещения
Часть 17 - Шедевры Царского села:Александровский дворец.Часть 1.Дворец и интерьеры
Рубрики:  ИНТЕРЬЕР
ДВОРЦЫ И ЗАМКИ
Метки:  



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку