-–убрики

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 31.03.2008
«аписей: 32654
 омментариев: 11642
Ќаписано: 54951


Ѕольшой ѕетергофский дворец. „асть 2

„етверг, 29 јвгуста 2013 г. 08:57 + в цитатник
÷итата сообщени€ ќксана_Ћютова  итайские кабинеты

—амыми экзотическими по декору помещени€ми ѕетергофского дворца без сомнени€ €вл€ютс€ «ападный и ¬осточный  итайские кабинеты. ќни расположены симметрично относительно центральной оси дворца, обрамл€€ собой  артинный зал. Ёто та часть дворца, котора€ существовала изначально; со временем она перестраивалась и измен€ла своЄ функциональное предназначение. ¬ ¬осточном кабинете ранее, при ѕетре I, существовала столова€.

»де€ обустроить  итайские кабинеты принадлежит ≈катерине II и была реализована в 1766Ч1769 годах и в дальнейшем существенно не измен€лс€. »нтерьер разрабатывал архитектор ∆. Ѕ. ¬аллен-ƒеламот. «а основу декоративного убранства были вз€ты китайские лаковые ширмы, привезЄнные в –оссию ещЄ при ѕетре I. “олщина створок ширм позвол€ла распилить их вдоль, чтобы использовать дл€ оформлени€ обе стороны створки. ¬ каждом кабинете архитектор разместил по п€ть декоративных панно (в насто€щее врем€ только два Ч подлинные; остальные восемь Ч воссозданые взамен утраченных во врем€ войны). –оспись, выполненна€ по чЄрному фону, характерна дл€ китайского изобразительного искусства конца XVII Ч начала XVIII века. —реди сюжетов Ч традиционные сельские сцены и островные пейзажи. “ри панно выдел€ютс€ тематической оригинальностью: на них изображены этапы производства шЄлка, выступление военных в поход и сбор урожа€ риса. ќднако площади китайских панелей было недостаточно, чтобы создать гармоничный интерьер, и тогда ¬аллен-ƒеламот решил использовать надставки-обрамлени€, которые по его эскизам рисовали русские мастера лаковой миниатюры. “онка€ стилизаци€ была исполнена безупречно. —южетами послужили пейзажные мотивы, изображени€ животных, цветов, птиц; рисунки на вставках не повтор€ютс€. –азмер самого крупного составного панно Ч 4,5 х 2,3 м. ¬ качестве фона дл€ лаковых панно были выбран шЄлковый штоф; золотистых тонов Ч дл€ «ападного кабинета и малиново-красных Ч дл€ ¬осточного. ƒвери были также оформлены лаковой живописью в китайском стиле. ƒверные проЄмы архитектор задумал необычной п€тиугольной формы; десюдепорты «ападного кабинета украшены стилизованным солнечным диском в вершине п€тиугольника и динамичными золочЄными фигурами драконов по бокам, которые прот€гивают свои лапы к солнцу.

ќрнаментальные плафоны, расписанные в лаковой технике по шлифованной штукатурке, напоминают подглазурную роспись по фарфору (необычно крупные изразцы печей в кабинетах как раз выполнены в технике подглазурной росписи). ѕотолок украшен фонар€ми в китайском стиле из расписного стекла. ќни по€вились здесь в 1840-х годах, это было последнее внесЄнное дополнение в интерьеры. ѕаркет кабинетов Ч с самым затейливым и сложным рисунком среди дворцовых залов, он выполнен в технике маркетри из древесины ценных пород: амаранта, палисандра, эбенового дерева, ореха, сандала, чинары. ¬ комнатах, в соответствии с изысканной стилизацией, подобрано мебельное и художественное убранство. „асть мебели Ч подлинно китайские предметы (стол, расписанный красным лаком и палисандровые кресла с инкрустацией перламутром в «ападном кабинете); другие Ч работы европейских мастеров в китайском духе. ¬ ¬осточном кабинете представлены работы английских мебельщиков XVIII века с отделкой лаковой живописью: письменный стол и стуль€, напольные часы; в «ападном Ч уникальное бюро-цилиндр французской работы 1770-х годов.

¬ то врем€ в ≈вропе, особенно во ‘ранции, было хорошо налажено изготовление предметов мебели в стиле УшинуазриФ, простимулированное высоким интересом аристократии к дальневосточной экзотике и редкостью оригинальных изделий. ќстава€сь конструктивно европейской, эта мебель за счЄт росписей и декоративных деталей удачно имитировала китайскую. Ќад богатыми по колористике интерьерами под началом ¬аллен-ƒеламота работали многие видные художники: јнтонио ѕерезинотти, брать€ јлексей и »ван Ѕельские, ј. “рофимов, ». —кородумов, Умастер лаковых делФ ‘Єдор ¬ласов. —овременна€ экспозици€ музе€ включает в себ€ также коллекцию фарфоровых изделий XVIIЧXIX веков, выполненных китайскими и €понскими мастерами: посуду, вазы, подсвечники, статуэтки; кантонскую эмаль, лаковые расписные шкатулки и кабинеты. ”влечение китайским искусством, характерное дл€ XVIII века, помимо расписных шелков в ƒиванной имеет ещЄ одно отражение в ѕетергофе: во дворце ћонплезир сохран€етс€ УЋакова€ камораФ ѕетра I.


 артинный зал

ѕросторный двусветный зал, наход€щийс€ в обрамлении  итайских кабинетов, занимает центральное место в планировке дворцовых помещений; через него проходит композиционна€ ось не только самого дворца, но и Ќижнего парка и ¬ерхнего сада. »з больших окон-дверей нижнего €руса, выход€щих на обе стороны, видна перспектива ћорского канала, прорезающего Ќижний парк и уход€щего к ‘инскому заливу, и бассейны фонтанов ¬ерхнего сада (окна-двери ведут на балконы, единственные во дворце).

 артинный зал Ч одно из старейших помещений ѕетергофского дворца, он создан ещЄ при строительстве УЌагорных палатФ ѕетра I. ¬ первоначальном варианте здани€ зал был самым крупным парадным помещением. ќбъЄмы и пропорции зала за все последующие перестройки не измен€лись; он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора, который воплощали ∆.-Ѕ. Ћеблон и Ќ. ћикетти.   ним относ€тс€ лепной карниз, роспись падуг и плафон работы Ѕартоломео “арси€ на тему У»стори€ иероглификиФ, созданный в 1726 году. —ложное многофигурное полотно (более тридцати персонажей) прославл€ет геро€ (ѕетра I); над ним развеваетс€ штандарт с двуглавым орлом, вокруг него Ч античные боги ‘емида, јфина, ÷ерера, ћеркурий; аллегории ¬ечности в виде крылатой женщины с кольцом, »стины, поражающей Ќевежество, ѕорока, убегающего от —вета. ¬ыполненна€ в монохромной манере темперна€ роспись на падугах, композиционно слитна€ с их формой, продолжает тематику плафона. »зображены атрибуты и эмблемы воинской славы, крупномасштабные фигуры символизируют врем€, истину, славу, могущество, патриотизм и морские победы. ¬ окружЄнные знамЄнами угловые медальоны вписаны профили Ќептуна, ћарса, јполлона и Ѕеллоны. Ќа продольных падугах присутствуют также аллегории четырЄх стихий.

ƒвери с десюдепортом (фото Ц  орзун јндрей)

»звестно, что при ѕетре I интерьер украшали гобелены французской работы и 16 картин италь€нских живописцев, за что зал именовалс€ »таль€нским салоном. ¬ дальнейшем декор зала неоднократно переделывалс€. ¬ 50-е годы XVIII века интерьер был изменЄн по проекту Ѕ. ‘. –астрелли: в зале по€вилс€ паркет, заменивший мраморную плитку, зеркала в барочных рамах, а также изысканные десюдепорты. »х выразительна€ скульптурна€ композици€ из женского бюста в окружении птиц с распростЄртыми крыль€ми многократно повтор€етс€ в различных вариаци€х в дальнейших дворцовых поко€х.

јвтор фото Ц  орзун јндрей

¬ 1764 году зал обрЄл свой нынешний вид, когда по проекту ∆. Ѕ. ¬аллен-ƒеламота была закончена шпалерна€ развеска картин, принадлежащих кисти ѕ. –отари. ѕриехавший в –оссию в 1756 году граф ѕьетро –отари пользовалс€ репутацией мастера идеализированного портрета, был назначен придворным художником и пользовалс€ благосклонностью императрицы ≈лизаветы ѕетровны. ќн оставил след в русской живописи: у него учились ‘. —. –окотов и ». —. јргунов. ¬ 1762 году –отари умер; ≈катерина II распор€дилась приобрести у вдовы италь€нского художника все его полотна, оставшиес€ в мастерской. „асть их –отари привЄз с собою из √ермании и »талии, но большинство были созданы в –оссии. Ѕольшой знаток костюма, –отари любил рисовать идеализированные портреты молодых девушек или мужчин в национальных одеждах (польских, русских, турецких, венгерских, татарских и т. п.). Ѕольшинство работ художника, попавших в ѕетергоф, Ч как раз такие портреты. –отари был плодовитым и модным художником: в  итайском дворце ќраниенбаума есть кабинет –отари, в јрхангельском, подмосковном имении ёсуповых, Ч салон –отари; его работы представлены в коллекци€х российских и зарубежных музеев. Ќо самое крупное собрание работ художника представлено в  артинном зале: 368 полотен занимают почти всю площадь стен. Ўпалерна€ развеска часто примен€лась дл€ украшени€ интерьеров; в ѕетергофе таким же образом отделан павильон УЁрмитажФ, в Ѕольшом ≈катерининском дворце тоже есть  артинный зал, где реализован тот же принцип размещени€ живописных работ. ќднако не было случа€, чтобы шпалеры были составлены из работ только одного художника; в этом плане интерьер не имеет аналогов. «ал, во времена ≈лизаветы ѕетровны недолго называвшийс€ —тарым, стали именовать  абинетом мод и граций или √алереей –отари; со временем за ним закрепилось современное название.

¬ музейной экспозиции зала в качестве иллюстрации представлены некоторые предметы мебели, напоминающие о прежнем использовании зала. —кладные ломберные столики XVIII века указывают на то, что здесь нередко устраивались карточные игры. ¬ зале установлено фортепиано, изготовленное в ћоскве в 1794 году (мастер »оганн Ўтюмпф); в XIX веке здесь проводились музыкальные вечера дл€ узкого круга приближЄнных ко двору.


 уропаточна€ гостина€

 уропаточна€ гостина€ (Ѕудуар) ѕетродворца открывает анфиладу комнат женской половины дворца. –асположенна€ в непосредственной близости от спальни и “уалетной, она использовалась дл€ утреннего врем€препровождени€ императриц в ближайшем окружении.  омната расположена в старой, петровской части дворца. ƒо перепланировки, предприн€той Ѕ. ‘. –астрелли, на месте гостиной были две маленькие комнаты, причЄм одна из них Ч без окон. ¬последствии растреллиевский интерьер был переработан ё. ћ. ‘ельтеном, который, однако, не изменил его общий характер: были оставлены некоторые золочЄные орнаменты на стенах и двер€х, осталс€ и альков, отдел€ющий размещЄнный в гостиной диван от остальной части комнаты. ‘ельтен создал новую нишу дл€ дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.

—воим названием комната об€зана изысканной отделке стен. ЎЄлкова€ бледно-голуба€ ткань серебристого отлива с вытканными изображени€ми куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам ‘илиппа де Ћассал€ (де ла —алл€). Ћионский художник во второй половине XVIII века пользовалс€ большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков дл€ резиденций всех европейских монархов. –исунок с куропаткми специально разрабатывалс€ дл€ ѕетергофского дворца; заказчицей дорогого шЄлка была ≈катерина II. ќбветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновл€ли на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной. —охранившийс€ кусок материи, вытканной в конце XIX столети€, был использован при воссоздании интерьера после войны дл€ зат€жки западной стены гостиной и в качестве образца дл€ изготовлени€ обивки дл€ других стен.

ѕотолок гостиной украшает овальный плафон, аллегорически изображающий ”тро, прогон€ющее Ќочь (неизвестного французского художника XVIII века). –анее потолок был расписан темперой художниками брать€ми јлексеем и »ваном Ѕельскими, но роспись безвозвратно погибла во врем€ войны.

¬  уропаточной гостиной экспонируютс€ четыре произведени€ ∆. Ѕ. √рЄза, в том числе Уƒевушка, сид€ща€ у столаФ (1760-е годы). ƒругим заметным экспонатом комнаты €вл€етс€ арфа, изготовленна€ в Ћондоне в конце XVIII века филиалом фирмы французского мастера музыкальных инструментов —ебастиана Ёрара.


“уалетна€ комната

—ледующа€ комната Ч “уалетна€ Ч выдел€етс€, в первую очередь, тем, что стены еЄ обшиты матовой зеленой тканью, котора€ наверху сходитс€ складками, создава€ ощущение солнечных лучей.


ƒиванна€ комната

÷ентральное место в апартаментах женской половины занимает парадна€ ќпочивальн€. ќна располагаетс€ в расширенном –астрелли ризалите центральной, петровской части дворца. ќднако об отделке ≈лизаветинского времени здесь напоминают лишь покрытые вычурной резьбой панели стен, коробки окон и двери да характерный дл€ большинства помещений середины XVIII столети€ рисунок паркета УзигзагФ. ¬ основном же облик этого интерьера сформировалс€ в 1770 году, когда архитектор ё.ћ. ‘ельтен перестроил дл€ ≈катерины II парадную спальню, создав при помощи дерев€нных перегородок комплекс из двух комнат Ч ќпочивальню императрицы и  оронную. ќсновной архитектурный акцент, определ€ющий облик помещени€, архитектор перенес на перегородку с альковной нишей, где некогда устанавливалась парадна€ кровать.
Ѕудучи мастером периода становлени€ классицизма, ‘ельтен, ученик ‘.-Ѕ. –астрелли, хот€ еще и примен€ет здесь дерев€нную позолоченную резьбу, однако, нар€ду с причудливо изгибающимис€ стилизованными золотыми побегами по белому и розоватому полю, использует геометрически четко очерченный плоский орнамент, спокойные круглые розетки, провисающие как бы под собственной т€жестью гирл€нды цветов. ќсобую изысканность композиции придают стру€щиес€ в вертикально ориентированных простенках ленты с букетами цветов и побегами лавра.Ќесмотр€ на значительные переделки, ќпочивальн€ по-прежнему оставалась органически включенной в анфиладу, что соответствовало парадному ритуалу европейского двора XVII Ч первой половины XVIII столети€, но не отвечало требовани€м нового периода строительства Ч большей комфортабельности жилого интерьера, и в первую очередь интимных помещений.¬ыделение ќпочивальни из анфилады потребовало бы значительных перестроек и перепланировки. ‘ельтен предложил иное решение, использовав расположение ќпочивальни в ризалите здани€. ¬ 1779 году от двери до двери поперек комнаты была установлена дерев€нна€ Утурецка€ перегородкаФ со стрельчатыми арками. ≈е изготовили из ольхи и липы стол€ры ќжигин и «абаровский под руководством вольного стол€рного мастера ¬екмана.
ѕарадна€ кровать в альковной нише исчезает, а за перегородкой у западной стены размещаетс€ широкий и низкий УтурецкийФ диван Ус приступомФ. ѕо преданию, его прислал ≈катерине II ѕотемкин с фронта русско-турецкой войны. Ќа подобные диваны была тогда мода, и во многих дворцах ѕетербурга по€вились Усофы по турецкому вкусуФ. — этого времени комната именовалась ƒиванной. —тены ƒиванной обиты Укитайскою материею шелковою с разными фигурамиФ. —южет росписи Ч обычные житейские сценки. Ћюди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправл€ютс€ на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охот€тс€, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.

 ак драгоценна€ реликви€ сохран€етс€ в ƒиванной скромна€ €йцеобразна€ фарфорова€ ваза. ќна украшена тонко выполненной синей подглазурной кобальтовой росписью. –учки Ч в виде пучков листьев водных растений с маскароном бородатого старика. Ќа вазе крошечные изображени€ двуглавого орла и кружка со стрелкой. “ак метил свои издели€ великий русский ученый-керамист, друг ћ.¬. Ћомоносова ƒмитрий »ванович ¬иноградов. ≈му принадлежит честь создани€ в 1748 году первых изделий из отечественного фарфора.
B то врем€ лишь два завода в ≈вропе Ч ћейсенский под ƒрезденом и ¬енский Ч изготовл€ли фарфоровые издели€. —пособ их производства держалс€ в строжайшей тайне. ƒ.». ¬иноградов после долгих исследований составил свой рецепт изготовлени€ керамической массы. ѕри его непосредственном участии были выпущены первые издели€ на ѕетербургском императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 году. ¬аза в ƒиванной изготовлена в середине XVIII столети€.ƒвум€ дес€тилети€ми позже на том же ѕетербургском заводе изготовили по модели скульптора ∆.-ƒ. –ашетта удивительную по высокому художественному и технологическому совершенству фигуру собачки, лежащей на зеленой подушке. Ќар€ду с керамикой в XVIII веке успешно развиваетс€ русское стекл€нное производство. ѕетербургский стекл€нный завод по качеству стекла и особенно хрустал€ не уступал лучшим заводам ≈вропы. —лавились русские мастера производством хрустальных осветительных приборов. ¬ ƒиванной можно видеть хрустальную люстру со стержнем рубинового стекла конца XVIII века, а на столике у зеркала Ч великолепные жирандоли 1760-х годов. Ќа столике в центре комнаты стоит кофейный прибор на два лица. ќн был выполнен на ¬енском фарфоровом заводе, как гласит предание, дл€ внуков ≈катерины II јлександра и  онстантина. Ќад диваном висит портрет ≈лизаветы ѕетровны ребенком Ч копи€ с портрета работы Ћуи  аравака. Ћуи  аравак приехал в –оссию по приглашению ѕетра I и жил здесь долгие годы, вплоть до своей смерти. ќн изобразил дочь ѕетра I обнаженной, лежащей на подбитой собол€ми порфире. ¬ правой руке она держит медальон с портретом отца. ’от€ подобное изображение было довольно смело дл€ своего времени, портрет пользовалс€ большим успехом и несколько раз был повторен как самим  араваком, так и современными ему художниками. ѕортрет в ƒиванной написан Ѕухгольцем. ¬ ƒиванной находитс€ гарнитур мебели французской работы в стиле, присущем второй половине XVIII века, наугольный немецкий комод середины того же века с причудливо извивающимис€ стенками (такие комоды метко прозвали УбомбаФ) и воссозданное реставраторами по фотографии зеркало в резной золоченой раме.


 абинет »мператрицы

Ќазвание комнаты вовсе не означало, что его хоз€йка регул€рно занималась здесь государственными делами. «ачастую сюда загл€дывали лишь затем, чтобы в тесном кругу приближенных сыграть партию в карты. ƒо ¬еликой ќтечественной войны  абинет сохран€л золоченую дерев€нную резьбу, шелковые драпировки, наборный паркет, по€вившиес€ здесь в 50 Ч 60-х годах XVIII века.
Ћетом 1849 года в ѕетергоф доставили, а на следующий год установили в  абинете императрицы Уфарфоровый камин писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотомФ. Ќа щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме. »з фарфора были выполнены также кандел€бры, каминный экран и стол. Ёти замечательные издели€ императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году. ќсобую прелесть придает  абинету замечательный по рисунку шелк. ќн по€вилс€ здесь, веро€тно, еще в XVIII веке. ¬ 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами. Ќо вскоре стены  абинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами. ¬  абинете воспроизведено убранство второй половины XVIII в., времени правлени€ ≈катерины II и увлечени€ иде€ми французских просветителей. ¬ углах комнаты Ч бюсты –уссо и ¬ольтера. Ќа стенах Ч парадные портреты царствующих особ. ≈катерина представлена сто€щей в парадном костюме. ѕравой рукой она указывает на письменный стол, где разбросаны книги и рукописи, что должно было свидетельствовать о посто€нных заботах Упросвещенного монархаФ. ѕортрет ≈лизаветы ѕетровны работы неизвестного русского художника середины XVIII века Ч пр€ма€ противоположность предыдущему. ≈лизавета удобно сидит в тронном кресле, беззаботно выражение ее лица, на губах приветлива€ полуулыбка. ѕочти игриво держит она в правой руке скипетр. Ќа западной стене портрет сына ≈катерины II, ѕавла I, копи€ с работы художника ∆.-Ћ. ¬уал€, и его супруги ћарии ‘едоровны. ќдним из излюбленных пейзажистов второй половины XVIII века, чьи полотна охотно приобретались дл€ русских дворцов, был немецкий живописец, посто€нно живший в »талии, якоб ‘илипп ’аккерт. ≈го картина У¬ид грота Ќептуна в “иволи близ –имаФ находитс€ на восточной стене. ¬ центре  абинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Ёто чрезвычайно редкий пример издели€ мастера ћарка ƒавида  улерю, жившего в маленьком французском городке ћонбель€р на границе со Ўвейцарией. ћ.-ƒ. улерю работал, в основном с черным деревом; мебель выполненна€ им из красного дерева Ч штучные экземпл€ры.


Ѕольша€ голуба€ гостина€

Ёта комната в р€ду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как „есменский зал в западном конце анфилады. √остина€ имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца. ¬ √олубой гостиной выставлен фарфоровый Ѕанкетный сервиз, выполненный на »мператорском фарфоровом заводе в XIX веке. Ќа предметах сервиза можно увидеть как клейма времени Ќикола€ I, так и более поздние (выполн€лись доделки взамен утраченных предметов). ¬сего в этом сервизе насчитывалось около 5570 предметов. ѕриступили к его изготовлению в июне 1848 года и закончили в сент€бре 1853 года. ќбразцом дл€ этого Ѕанкетного послужил севрский сервиз "с капустными листь€ми". ¬ начале войны больша€ часть сервиза была эвакуирована. ќставшуюс€ часть гитлеровцы расхитили. ѕри освобождении одного из городов ¬осточной ѕруссии советские воины обнаружили €щики с чайными приборами, на которых сто€ли инвентарные номера ѕетергофского дворца. —пасенные вещи были бережно отправлены на –одину и сейчас вновь занимают место в музейной экспозиции. ”бранство стола дополн€ют вазы и рюмки из свинцового хрустал€ с алмазным гранением русской работы 20х годов XIX столети€

„етыре больших кандел€бра с фигурками дельфинов, привезенные из —аксонии во второй половине XIX в., украшали √олубую гостиную и до войны. ” восточной стены два шкафа, богато украшенные бронзой, выдающегос€ французского бронзовщика середины XIX в. ‘ердинанда Ѕарбидьена. ƒиван и кресла французской работы конца XVIII в. »з живописных полотен наиболее интересны парадный портрет ≈катерины II Ч копи€ с портрета работы ƒ.√. Ћевицкого Ч и портрет ћарии ‘едоровны, жены ѕавла I, кисти модной в конце XVIII в. французской художницы ¬иже-Ћебрен. ѕревосходно выписаны аксессуары, тонко разработана фактура тканей на плать€х и драпировках. — помощью €зыка аллегорий прославл€ютс€ достоинства императриц. Ёто типичные образцы официальных парадных портретов. —права от камина Ч портрет великого кн€з€ ѕетра ‘едоровича, будущего императора ѕетра III.


ƒубовый кабинет

ƒубовый кабинет Ч старейший интерьер дворца; его отделка была выполнена в первой четверти XVIII в. ¬ кабинете императора, определ€ющим материалом художественной отделки €вл€етс€ дуб. ƒубовые щиты сплошь закрывают стены, придава€ интерьеру удивительную теплоту и уютность. —тены кабинета от пола до потолка покрыты дерев€нными щитами, причем если панели низа стен гладкие, то над ними размещаютс€ выт€нутые по вертикали филенки, сплошь покрытые необычайно из€щной резьбой. –езьба покрывает и двери, десюдепорты, филенки над зеркалами и камином. ѕодобное решение интерьера производило сильное впечатление. Ѕерхгольц, побывавший здесь в 1721 году, сделал следующую запись в своем УƒневникеФ: У«амечателен особенно кабинет, где находитс€ небольша€ библиотека цар€, состо€ща€ из разных голландских и русских книг; он отделан одним французским скульптором и отличаетс€ своими превосходными резными украшени€миФ. Ётим УскульпторомФ был Ќикол€ ѕино, выдающийс€ мастер, приехавший в –оссию в августе 1716 года. ≈го искусство высоко ценилось современниками. Ќепревзойденный декоратор ѕино сам рисовал эскизы дл€ будущих своих работ. ќ его маcтерстве свидетельствует альбом, хран€щийс€ в √осударственном Ёрмитаже. —реди множества проектов здесь имеютс€ рисунки ѕино дл€ филенок ƒубового кабинета Ѕольшого ƒворца. Ќекоторые из них почти без изменений были воплощены в дерев€нной резьбе, композици€ других в процессе работы была значительно модифицирована.

 абинет был устроен в южной части дворца Упо Ћеблонову чертежуФ. »менно он и предложил ѕино выполнить резьбу, ибо считал, что Утак как однообразные сплошные филенки скучны дл€ глаз, то прибегают к украшению их рамками, картинами, пил€страмиЕФ
¬ конце 1718 года Увольные резчикиФ ‘оле, –уст, ‘одре и “аконе приступили к работе. Ќ. ѕино на дубовых щитах делал прокладку композиции, а резчики должны были Увыделать и вычиститьФ панно. „ерез год первые восемь филенок были готовы, а в 1720 году были исполнены оставшиес€ четыре.  роме того, ‘оле вырезал орнаментальные украшени€ дл€ пил€стр, раздел€вших филенки и панно над камином, а –уст исполнил десюдепорты, рамы зеркал и резьбу над ними. ¬ работах участвовал и мастер ћишель.

  ƒубовому кабинету, св€занному с именем ѕетра I, издавна относились как к одной из реликвий. ѕоэтому прин€то было считать, что интерьер кабинета не претерпел с момента его создани€ каких-либо изменений. ¬ действительности оказалось, что дело обсто€ло иначе. ¬ середине XVIII века при расширении дворца по проекту –астрелли в восточной стене ƒубового кабинета на месте окна пробивают дверной проем. “огда же исчезает и печь с маленьким боковым камином на северной стене и взамен сооружаетс€ мраморный камин с зеркалом в резной раме. ¬след за этим ликвидируетс€ одна из симметрично расположенных на северной стене дверей, соответствовавша€ существующей ныне. Ёти переделки вынуждают дополнить число панно еще двум€. ѕри этом расположение их на стенах было нарушено. » сейчас о замысле Ћеблона и ѕино можно только догадыватьс€.

ƒва панно, первоначально располагавшиес€, скорее всего, на южной стене в простенке между окнами, а ныне помещенные в юго-западном и юго-восточном углах, должны были в символической форме прославл€ть ѕетра I и его супругу. Ёскизы к этим панно сохранились в ћузее декоративных искусств в ѕариже. ѕри воплощении этих эскизов в дереве Ќ. ѕино внес некоторые изменени€. Ќа одной филенке в окружении глобуса, навигационных и астрономических инструментов изображен мужчина в античной одежде. √олова его украшена лавровым венком Ч символом славы. Ќиже, на фоне трубы и лиры, свиток с надписью: УLa Vertus Supreme du Pierre Premier Empereur De La Grande RussieФ (¬ысша€ добродетель ѕетра I »мператора ¬еликой –оссии). Ќа панно в юго-восточном углу комнаты в центральном медальоне изображена ћинерва Ч богин€ мудрости. ѕоле филенки украшено символами скульптуры, живописи, архитектуры, музыки и торговли. ƒва панно на южной и одно на восточной стене заполнены символами военного и морского могущества: мечами, шлемами, щитами, боевыми топориками, трезубцами Ќептуна и т. п. ƒо войны сохран€лась подобна€ же филенка на северной стене.

—овершенно иного содержани€ два панно справа от камина. Ќа лентах с кист€ми как бы подвешены различные духовые, струнные и ударные инструменты. «десь волынки, скрипки, кастаньеты, треугольники и т. д. Ќа раскрытых нотных тетрад€х воспроизведены записи мелодий начала XVIII века. ¬ целом разнообразна€ и великолепна€ по исполнению резьба ƒубового кабинета представл€ла собой уникальный ансамбль в характерной дл€ того времени символической форме, прославл€вший расцвет науки, культуры, торговли и военного могущества новой –оссии и ее преобразовател€ ѕетра I. ¬ кабинете издавна сохран€лись вещи, св€занные с основателем ѕетергофа. —ейчас на бюро между окон сто€т его походные часы-будильник, выполненные аугсбургским мастером »оганнесом Ѕеннером. “акие часы, вложенные в кожаный футл€р со стеклом, брали в дорогу. ѕодобные часы часто имели лишь одну часовую стрелку. ” западной стены на столе Ч кабинет италь€нской работы конца XVII века, выполненный из черного дерева и бронзы со вставками из лазурита, €шмы и различных мраморов. —туль€ и кресла первой трети XVIII века с плетеными сидень€ми издавна находились в этом помещении.

“акже в ѕетродворце есть ещЄ Ўтандартна€ и  авалерска€, —екретарска€ и  оронна€ комнаты и дубова€ лестница...

÷ерковный корпус

÷ерковный корпус €вл€етс€ частью архитектурного ансамбл€ Ѕольшого ѕетергофского дворца, построенного по проекту –астрелли в XVIII веке. ¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны здание церкви было уничтожено. ¬ 1952-1958 годы фасады церковного корпуса были воссозданы, но купол долгое врем€ был одноглавым, п€тиглавие было восстановлено лишь в начале XXI века. ÷ентральный купол п€тиглавого ÷ерковного корпуса увенчан православным крестом, подн€тым на высоту 27 м.

÷ерковном корпусе Ѕольшого ѕетергофского дворца крестили четырех из п€ти детей последнего российского императора Ќикола€ II Ч все дети, кроме старшей, ќльги, родились в ѕетергофе.

–аботы по воссозданию ÷ерковного корпуса начались в 2001 году и продолжались до 2005 года. ¬ это врем€ было воссоздано наружное убранство корпуса.

—бор материалов и исследование аналогов дл€ восстановлени€ живописи были начаты еще в 2005 году, была подготовлена соответствующа€ историческа€ справка. –абота достаточно сложна€, особенно трудно дл€ современных художников воссоздать технику мастеров второй половины XVIII века.


√ербовый корпус

—имметрично расположенные по отношению к центральной части дворца √ербовый и ÷ерковный корпуса имеют золоченые фигурные купола, увенчанные фонариками и луковицами. √рани куполов, фонарики и луковицы украшены золочеными гирл€ндами пальмовых листьев.

 упол √ербового корпуса завершаетс€ вращающимс€ флюгером в виде трехголового орла с распростертыми крыль€ми, державой и скипетром в лапах. ѕри взгл€де с любой стороны орел воспринимаетс€ как двуглавый и как бы парит над дворцом.


ќсоба€ кладова€

—тоит также упом€нуть и о ќсобой кладовой Укорпуса под √ербомФ Ѕольшого ѕетергофского дворца. ѕод таким странным названием скрываетс€ музей необычных, можно сказать интимных вещей –оссийских царей Ц вещей, которые имели дл€ них большую ценность. ‘отографий, к сожалению, найти не удалось, но не написать об ќсобой кладовой было бы непростительно)

ќтделку помещений середины ’I’ века воссоздали реставраторы. Ќаборные полы, как задумал –астрелли, аналогичны тем, что украшают Ѕольшой дворец. ¬ трех интерьерных комнатах представлены самые ценные экспонаты. «десь можно увидеть костюм ѕетра I, плать€ придворных дам.  остюмы из гардероба ѕотемкина пострадали от времени, не раз перешивались. »х хранили в казне, затем передали театральному ведомству. “рудно поверить, но прекрасно сохранилась даже упр€жь кон€ ≈катерины II, на котором она отстаивала право на престол. “олько бархат немного поблек. Ќа фоне роскошных интерьеров особенно хороши два трона. ќни попали в ѕетергоф из ћосковского кремл€. –оссийские императоры короновались на исторических престолах (к примеру, жена Ќикола€ II восседала на престоле »вана √розного), но дл€ торжественных приемов к каждой коронации заказывалс€ новый трон. »з Ѕольшого дворца в  орпус под гербом перенесли роскошный трон Ќикола€ II. ѕарчу на нем пришлось заменить, но на нее перенесена стара€ вышивка. ¬ специальных витринах с "холодным" светом си€ют коронационные и наградные вещи, императорские фамильные драгоценности, фарфор, веера, табакерки.  абинет, опочивальн€ и туалетна€ Ч жилые апартаменты ≈катерины. «десь воссоздан интерьер ее эпохи: письменный стол, портреты, кровать, самовар, даже заводна€ птичка. ¬ туалетной Ч зеркало в серебр€ной оправе работы французского мастера, ювелира Ћюдовика XV. Ќачина€ с ≈катерины в него смотрелись все российские императрицы.

»нтимные вещи –оссийских царей

¬еер любви
¬еер Ч деталь женского туалета, котора€ во все века действовала на дам завораживающе.   примеру, веер, подаренный французскими дипломатами жене великого кн€з€  онстантина Ќиколаевича, выполнен из перламутра и бумаги с изображением сцены встречи французской делегации с великим кн€зем. ј вот ≈катерине ¬торой принадлежал совсем простенький кост€ной веер, обт€нутый тканью. «ато с примечательным рисунком Ч путешестви€ по воображаемой стране любви.

ѕеро свободы
—реди личных вещей јлександра ¬торого стоит обратить внимание на крестильный позолоченный ларец и уникальный двусторонний портретик будущего императора. Ќо сама€ дорога€ вещь коллекции Ч обычное перо, которым в 1861 году јлександр подписал ”каз об отмене крепостного права.

—едло власти
≈катерина ¬тора€ взошла на престол благодар€ поддержке своего фаворита ќрлова и императорских гвардейцев. ¬сем известен верховой портрет будущей императрицы в гвардейском костюме зеленого сукна. «десь же представлено то самое шитое золотом седло со всей сбруей, с которого ≈катерина буквально не слезала во врем€ дворцового переворота.

„ернильница войны
Ѕросаетс€ в глаза массивный серебр€ный письменный прибор с четырьм€ ножками в виде сфинксов, украшенный лебедем с раскинутыми крыль€ми. Ётот прибор, по преданию, јлександр ѕервый возил с собой на переговоры в ѕариж во времена русско-французских войн. ѕосле смерти јлександра прибором пользовалась его мать ћари€ ‘едоровна, а после завещала его своему второму сыну Ч императору Ќиколаю ѕервому.

—амовар азарта
«натоки утверждают, что ≈катерина ¬елика€ была большой любительницей карт. Ќа игральном столике раскиданы так называемые Ђшекспировскиеї карты 1787 года выпуска, принадлежавшие императрице. ƒаже именной серебр€ный самовар на прикроватном столике ≈катерины и тот разрисован карточными маст€ми.

—окровища будуаров
Ќа выставке широко представлены туалетные принадлежности и драгоценности, украшавшие будуары императриц: табакерки, флаконы, баночки, серебр€ные зеркала, бриллиантовые броши и жемчужные серьги. ќсобенно поражает фрейлинска€ брошь, усыпанна€ бриллиантами, принадлежавша€ одной из наперсниц ћарии ‘едоровны, с монограммой императрицы.

„асы конца самодержави€
ќтдельный зал занимают издели€, изготовленные дл€ семьи Ќикола€ ¬торого известным ювелиром ‘аберже и его учениками. „асы и лупа, украшавшие кабинет императора, дерево с пасхальными €йцами, одно из которых изготовлено из цельного 18-каратного изумруда. «десь же Ч огромный серебр€ный кубок работы ‘аберже, которым Ќиколай ¬торой самолично награждал победител€ ежегодных €хтенных соревнований в ѕетергофе.

¬ июле 2009 года “ео ‘аберже, внук знаменитого  арла ‘аберже, завещал ѕетергофу два пасхальных €йца. –ечь идет о пам€тных ювелирных издели€х: Ђ300-летие ѕетербургаї и Ђ—амсонї. ѕасхальное €йцо Ђ300-летие ѕетербургаї (мрамор, хрусталь, серебро, золочение, гравировка) было сделано в 2003 году и поочередно выставл€лось в ѕетергофе, √атчине, музее истории ѕетербурга, ѕавловске и ÷арском —еле. Ђ—амсонї Ч серебр€ное €йцо, покрытое темно-синей гильошированной эмалью. ¬нутри находитс€ золота€ фигурка —амсона, разрывающего пасть льву.

ѕетергоф €вл€етс€ одним из семи чудес –оссии по результатам голосовани€ "7 чудес –оссии" (2008 год)

источник
–убрики:  ƒ¬ќ–÷џ » «јћ »
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку