
Наконец руки дошли записать впечатления от книги Александра Осокина «Великая тайна Великой Отечественной». К сожалению, книгу читал на бумаге, поэтому цитаток не накопировал. Сесть с книгой за компьютер и написать вдумчивую рецензию тоже нет ни времени, ни желания. Поэтому - только впечатления.
Итак, выдвинутая автором гипотеза, объясняющая катастрофический разгром советской армии в начале войны, заключается в том, что переброшенная к западным границам советские войска по договоренности с Гитлером готовились к переброске через Германию к Северному морю для участия в десанте на Британские острова. Немецкие войска, со своей стороны (и в виде гарантии соблюдения договоренностей) должны были быть пропущены через территорию СССР к Турции и Ирану. Условием транспортировки советских войск через Германию было то, что боевая техника должна быть разукомплектована, горючее и боеприпасы должны были перевозиться отдельно. По мнению автора, изменить свои планы Германию заставила британская разведка, которая по указанию Черчилля выкрала Рудольфа Гесса и создала видимость того, что Германия ведет закулисные переговоры с Англией за спиной СССР. Заверив Гитлера в том, что Сталин получит доказательства существования таких переговоров и изменит свое отношение к Германии, Черчилль заставил Гитлера нанести превентивный удар по фактически безоружным советским войскам. Причем, чтобы подтолкнуть Гитлера к первому удару, Черчилль якобы обещал Гитлеру участие Англии в нанесении превентивного удара по СССР, точнее по советским флотам. Однако Англия не выполнила своего обещания, и, втянув Германию в войну на два фронта, перешла в стан союзников СССР. Этим в частности, объясняется то, что в первые дни войны советский флот не подвергался бомбежкам и не потерял ни одного корабля, – бомбить его должна была Англия. Это версия автора.
Теперь о собственных впечатлениях.
Главная заслуга господина Осокина заключается в том, что он выдвинул гипотезу, которая впервые позволяет объяснить все несуразности и противоречия информации о начале войны.
Его теория в частности объясняет:
1. Почему, имея подавляющее превосходство в танках и самолетах, советская армия в первые дни войны потерпела сокрушительное поражение.
2. Почему советские войска не готовились к обороне, а были стянуты к железнодорожным станциям, где стали легкой добычей в виде пленных для танковых клиньев Гудериана.
3. Почему 22 июня, по воспоминаниям многих очевидцев, солдаты имели одну винтовку на троих, артиллерия не имела боеприпасов, а танки горючего, притом, что вся промышленность СССР как минимум с 1939 года была переведена на военные рельсы и работала на оборону.
4. Почему аэродромы, самолеты и склады боеприпасов и горючего, которых так не хватало нашим войскам, были сосредоточены у самой границы, где также сразу стали добычей Вермахта.
5. Наконец, теория господина Осокина объясняет, зачем Сталину понадобились пять воздушно десантных корпусов, о которых так много писал Резун-Суворов в «Ледоколе». Использовать их в континентальной Европе было просто негде.
6. Теория объясняет и то, почему Сталин не верил в возможность войны с Германией. Советская разведка приводила убедительные доказательства, что Германия к войне с СССР не готовилась. Ни теплой одежды (тулупов), ни зимней смазки для оружия Вермахт не заготовил, то есть для Германии война с СССР в определенном смысле тоже стала неожиданностью.
7. В этой напряженной обстановке, когда Европа стремилась развернуть Вермахт на Восток, а СССР – на Запад, становится понятным и поведение Сталина, который приказал срыть все укрепления на западных рубежах, пытаясь продемонстрировать Гитлеру свое дружелюбие и верность договоренностям. Отсюда и приказ «не поддаваться на провокации», и готовность «ко всяким неожиданностям» из известного сообщения ТАСС.
Итак, в теорию господина Осокина укладываются практически все несуразности, которыми изобилуют исторические источники. Начиная с неадекватных действий командования, необъяснимого расположения войск, непригодного ни для наступления, ни для обороны, и заканчивая хронологическими нестыковками, которые тут и там возникают в рассекреченных и прошедших цензуру документах. Например, Молотов с германским послом фон Шуленбургом отправляется в Германию на переговоры, затем проводит в Кремле закрытое совещание по итогам встречи, а на следующий день вместе с делегацией торжественно возвращается в Москву, где на перроне Белорусского вокзала его встречает все тот же фон Шуленбург, уезжавший вместе с ним.
Подведем итоги. Книга уникальна. Уникальна тем, что впервые предлагает теорию, способную вместить в себя всю совокупность противоречивых фактов о начале войны. Как научная историческая работа исследование выполнено непрофессионально. Однако это не умаляет ценности выдвинутой теории по причине уже упомянутого отсутствия источников, однако мелкие ляпы в деталях заставляют читателя ставить под сомнение целое. При этом автору удалось на энтузиазме проделать уникальную работу, которая не всегда оказывается под силу профессиональным историкам. В результате получилась книга, которую историки могут критиковать, но уже не имеют права не знать, или не замечать. Уж слишком многое слишком хорошо укладывается в теорию господина Осокина.