Дикие франки Меровинги |
Фредегунда пытается убить свою дочь Ригонту
![]() |
|
Ригунта — дочь меровингского короля Хильперика I и Фредегунды.
Фредегонда — франкская королева, сначала наложница, затем жена Хильперика I, меровингского короля Нейстрии.
|
Фредегонда родила королю несколько детей, все из которых, кроме последнего сына, Хлотаря, и дочери Ригунты, умерли в детстве, предположительно от эпидемии. С Ригунтой у Фредегунды были сложные отношения. Дочь упрекала мать её простым происхождением, гордясь тем, что она-то сама — |
|
|
|
|
|
Король Хильперик I и королева Фредегунда
|
|
ФРЕДЕГУНДА (родилась около 540-45—?..)
Королева нейстрийских франков, олицетворение кровожадных страстей и грубых пороков франкского общества VI века. Красивая, чувственная, честолюбивая, она мечтала о наслаждении, славе, власти и поставила целью подчинить себе легкомысленного и развращенного короля. До самой смерти предавалась любовным приключениям, но твердо отстаивала права малолетнего сына Хлотаря II.
В VI веке сыновья Хлотаря I разделили свои владения на три королевства: Парижское (Нейстрия) принадлежало Хильперику, Мецское (Австразия) — Сигберту, Отен (Бургундия) — Гонтрану. Все три государя завидовали друг другу. Каждый из братьев мечтал завладеть чужими землями. Хильперик, к примеру, несколько раз пытался убить братьев. Свободное от интриг время они проводили в безудержных оргиях.
Особенно распутный образ жизни вел Хильперик. Однажды он увлекся служанкой королевы Одоверы. Эту молодую и очень красивую женщину звали Фредегундой. Правда, вскоре король был вынужден покинуть любовницу и отправиться на войну с саксонцами.
Пока Хильперик доблестно сражался, Одовера родила дочку. У королевского двора появился повод для очередного многодневного веселья и пиршества. В конце одной из трапез Фредегунда посоветовала королеве стать крестной матерью своей же малышки, заметив, что Хильперик будет восхищен этим.
Одовера, не заподозрив подвоха, последовала совету. Через месяц вернулся со своим войском Хильперик. Сияя от счастья, Фредегунда сообщила ему, что королева — крестная мать его дочери, после чего кокетливо спросила: «С кем монсеньор проведет эту ночь?» (В те времена близкие отношения между отцом и крестной матерью ребенка были запрещены церковью.) Хильперик удивленно посмотрел на Фредегунду, потом громко расхохотался.
Всего через три часа Фредегунда стала неофициальной королевой Нейстрии. А Одоверу выгнали из дворца и заключили в монастырь.
Сигберт, в отличие от брата, вел в Меце не столь бурную жизнь. У него было всего пятнадцать любовниц, не считая похотливых служанок и часто менявшихся «ночных королев». Такая жизнь ему вскоре надоела, и он объявил, что женится на дочери короля вестготов, правящего в Испании, и что новая его жена будет единственной его женщиной. Вскоре в Меце сыграли столь пышную свадьбу, что ей позавидовал Хильперик. Он решил последовать примеру брата Сигберта и обратился к королю вестготов с просьбой отдать ему в жены вторую дочь.
Король ответил Хильперику, что даст разрешение на этот брак, когда тот расстанется со всеми своими любовницами. Хильперик, быстро выполнив условие короля вестготов, женился на красавице Галесвинте.
Фредегунда пристроилась во дворце прислугой. Она не упускала случая попасться на глаза королю, всем своим видом показывая, до чего же она несчастна, а он, проходя мимо, посылал ей томные взгляды.
Король не смог долго противиться страстному желанию и возобновил отношения с Фредегундой. Королева Галесвинта проводила все ночи одна, ее жизнь во дворце стала невыносимой. Она попросила Хильперика отпустить ее к родителям, но он боялся лишиться ее богатого приданого и пообещал исправиться. Король сдержал обещание: ночью с помощью слуги он задушил Галесвинту.
Через восемь дней Хильперик женился на Фредегунде, которая наконец стала официальной королевой Нейстрии.
Тем временем жена Сигберта Брюнеота поклялась отомстить за смерть любимой сестры. Сначала братья обменивались угрозами. В 573 году Хильперик вторгся на территорию Австразии, но был разбит и с позором бежал. Сигберт с триумфом вошел в Париж. Он был счастлив от одной только мысли, что может стать королем Нейстрии. Сигберт отправился в королевский город Витри у Арраса, чтобы официально взойти на трон. Увы, именно здесь его убили подосланные Фредегундой люди. Некоторые историки утверждают, что острия ножей убийц королева сама смазала ядом.
Хильперик праздновал победу, а Брюнеота стала его узницей.
Вернувшись в Париж, Фредегунда не могла не заметить, что король расцветает при одном взгляде на Брюнеоту. Фредегунду охватила ревность. Эта молодая вдова, о прелестях которой так много говорили, действительно была очень соблазнительной и имела неплохие шансы остаться во дворце рядом с любвеобильным королем. Однако судьба распорядилась иначе: в Брюнеоту влюбился сын Одоверы и Хильперика молодой Меровей. Она ответила взаимностью.
Известие, что сын женится на своей тетке, привело Хильперика в ярость. Фредегунда же ликовала. Она давно искала повод избавиться от сыновей Одоверы, втайне мечтая видеть своих детей на троне Нейстрии. Она уже организовала убийство Теодобера — старшего из сыновей. Теперь легко было устранить Меровея. На сей раз Фредегунда добилась пострижения его в монастырь, так как не сомневалась, что несчастный не сможет пережить позора. Действительно, бедняга покончил с собой.
От Одоверы остались еще сын и дочь. С помощью любовников кровавая королева подстроила убийство юноши и зверское изнасилование девушки. А потом в монастыре была убита и сама Одовера.
Брюнеота, вернувшись в Австразию, правила от имени семилетнего Хильдебера. Мысли же Фредегунды были заняты новыми кознями, чтобы заставить страдать даже тех, чьи лица ей почему-то не нравились. Однажды она заставила привязать к колесу и забить до смерти управляющего дворца и через пять часов отправилась посмотреть на свою жертву. До нее донеслись крики: «Достаточно! Достаточно!» Приблизившись, она увидела, что кричали палачи, уставшие бить префекта и просившие о снисхождении. Тогда разъяренная Фредегунда приказала отрезать им кисти рук и ступни ног, а префекту вонзить иглы под ногти и оставить умирать.
В 577 году во Франции страшная эпидемия оспы унесла миллионы жизней. Все дети Фредегунды умерли. Королева, оплакивая их, не могла понять, чем провинилась перед Богом.
В голове у нее созрел новый план. Она сказала Хильперику, что им нужен наследник, и увлекла его в спальню. Король, как всегда, подчинился воле жены. Фредегунда, засомневавшаяся в возможностях супруга, обратилась с деликатной просьбой еще к нескольким вельможам и даже стражникам. В результате в положенный срок у нее родился сын, названный Хлотарем.
Вздохнув свободнее, Фредегунда почувствовала себя молодой и прекрасной. В ней проснулась страсть, и, чтобы удовлетворить ее, пропустила через свою постель всех знакомых мужчин. Королева настолько увлеклась, что забыла об осторожности. Утром в спальню вошел Хильперик и в шутку слегка дотронулся до плеча жены. В это время королева занималась туалетом и сидела спиной к двери. «Потише, Ландри!» — вскрикнула Фредегунда и, полагая, что это ее любовник, добавила несколько крепких словечек, не предназначенных для ушей короля. Фредегунда спохватилась слишком поздно — разгневанный муж уже выскочил из комнаты.
Прикусив губу, она с тоской подумала, что Хильперик замучает ее суровыми упреками, а в худшем случае отправит в монастырь. Фредегунда не выносила сцен ревности и поэтому в тот же вечер распорядилась убить мужа во время охоты. Теперь никто не ме шал ей открыто проводить время в любовных приключениях и скандальных интригах.
За одну ночь она истощала по десять — пятнадцать мужчин в самом расцвете сил. Те, которые не могли ее удовлетворить, подвергались жестокой расправе — оскоплению шпагой.
После смерти мужа правила, отстаивая права своего сына Хлотаря Второго который унаследовал престол в возрасте 4-х месяцев. Для защиты престола она призвала короляГунтрамна, брата её мужа. Он прибыл в Париж, удостоверился в законнорождённости Хлотаря, признал его своим племянником и королём Нейстрии, взяв мальчика под свою опеку, и присутствовал на его крещении, которое состоялось в приходской церкви Нантерра (Nanterre) (там же присутствовал советник Гунтрамна Еферий Лионский). Но Фредегонде оставаться в Париже не позволил, королева была выслана на виллу Болей в окрестности Руана. После смерти Гунтрамна вернулась в Париж и сосредоточила фактическую власть в своих руках. Она лично участвовала в сражениях, и хронисты, возмущавшиеся её злодействами, восхищаются её военными хитростями, которые помогли отразить нашествие австразийцев.
В частности, она посылала убийц к королю Хильдеберту, сыну Брунгильды, — правда, безуспешно: «Фредегонда все-таки приказала сделать два железных ножа, в которых она велела еще сделать желобки и наполнить их ядом — разумеется, для того, чтобы, если удар окажется не смертельным, ядовитая отрава могла бы скорее исторгнуть жизнь».. Кроме того, средневековый хронист пересказывает интересную историю победы королевы франков Фредегонды над королем Хильдебертом. Войско королевы зажгло фонари и среди ночи выступило против врага. Воины Фредегонды, шедшие впереди, несли в руках ветви деревьев. На шеях их коней были колокольчики (чтобы коней приняли за коровье стадо). Часовые Хильдеберта решили, что накануне многовато выпили, так как это место казалось им раньше равниной. Войско королевы незамеченным подошло к лагерю неприятеля и совершило там резню.
Тогда же по её приказанию прямо в церкви был смертельно ранен епископ руанский Претекстат, ранее отправленный её стараниями в изгнание (после смерти был канонизирован).
...верные ему люди отнесли его на руках к нему в опочивальню и положили на ложе. И тотчас же к нему явилась Фредегонда вместе с герцогом Бепполеном и Ансовальдом и сказала:
— Не достойно ни нас, ни всех людей твоих, о святой епископ, что такое случилось, да ещё в церкви. О, если бы нашёлся тот, кто осмелился совершить подобное, он понес бы достойное наказание за это злодейство.
И, когда Фредегонда ушла, епископ, отдав распоряжение по своему дому, испустил дух
Но епископ, зная, что она произнесла эти слова с коварством, ответил:
— Кто это совершил? Это совершил тот, кто убивает королей, кто то и дело проливает кровь ни в чём не повинных людей, кто совершает в этом королевстве всяческие злодеяния.
Женщина же ответила:
— У меня есть опытнейшие врачи, которые могли бы залечить эту рану. Позволь им прийти к тебе.
И он ей в ответ:
— Бог уже пожелал призвать меня из этого мира. А ты, зачинщица этих преступлений, будешь проклята в этом мире. И да пошлет Бог кару на главу твою, за мою кровь.
В596 - 597 гг. Фредегонда предприняла наступление на сыновей Хильдебера II, но война закончилась с её смертью.
В 597 году Фредегунда безмятежно умерла в своей постели. Единственное, что она не успела сделать, — это убить Брюнеоту.
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |