В колонках играет - Дима Билан - АмнезияРоссийский шоу-бизнес потерял одного из своих основателей - Юрия Айзеншписа. Проекты и достижения этого человека могут вызывать споры и разногласия. Кто-то считал его волшебником, по мановению "волшебной палочки" которого начинали петь даже концертные кресла. Кто-то - шарлатаном и аферистом. При всем разбросе мнений одно останется незыблемым - Айзеншпис был неординарным и, безусловно, талантливым человеком несмотря на то, что его таланты выходили далеко за рамки общепринятой морали.
Анкетные данные
Айзеншпис Юрий Шмильевич родился 15 июля 1945 года в Москве. В 1968 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «инженер-экономист». Родители - участники войны, имели награды, коммунисты. Отец – госслужащий, мама – врач. Юрий Айзеншпис - продюсер групп «Кино», «Технология», «Динамит» и Влада Сташевского; генеральный директор продюсерской фирмы «Медиастар». Обладатель первого мужского разряда по легкой атлетике. Убежденный интернационалист. «Многие говорят об антисемитизме, о сионизме. Эти политические явления прошли как-то мимо меня. Я ничего такого не чувствовал ни в школе, ни в институте. И в тюрьме не ощущал». (Из книги Ю.Айзеншписа «Зажигающий звезды».)
Трудовая биография
Профессиональную карьеру начал в 1965 году, сотрудничая в качестве администратора с рок-группой «СОКОЛ» (названа в честь метро, возле которого жили участники группы). Разработал оригинальную схему концертной «деятельности». После устной договоренности с директором клуба на проведение концерта администратором скупались билеты на вечерний концерт и распространялись по более высокой цене. Впервые задействовал в работе людей, которые обеспечивали порядок во время выступления группы. Непродолжительное время работал в ТО «Галерея» при горкоме комсомола, организуя концерты молодых исполнителей. С 1970 по 1987 год трудился в местах, не столь отдаленных. В начале 1989 года продюсировал группу «КИНО». Одним из первых нарушил государственную монополию на издание пластинок, взяв в кредит 5000000 рублей (1990), выпустил последнюю работу группы «КИНО» — «Черный альбом». В 1992 г. стал лауреатом национальной российской музыкальной премии «Овация» в номинации «Лучший продюсер». В период с 1992 по 1993 работал в качестве продюсера с группами «МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС» и «ЯНГ ГАНЗ». С лета 1994 сотрудничал с певцом Владом Сташевским (на 1997 записано 4 альбома, дебютный — «Любовь здесь больше не живет» — был выпущен на лейбле «Aisenshpis Records»). Участвовал в организации международного фестиваля «Солнечная Аджария» (1994), а также в учреждении музыкальной премии «Звезда».
Сведения о родственниках
Отец и мать умерли. Сын живет с бывшей женой.
Личная жизнь
«Моя бывшая жена Лена воспитывает моего ребенка (сын Миша родился, когда Айзеншпису было 47 лет). Любовь обошла меня стороной. Я не испытывал этого чувства в зрелом возрасте и в зрелых формах... Что касается мыслей о женитьбе — они меня не посещали никогда... В молодости были варианты интересных браков, но они меня не привлекали. Например, с дочкой югославского дипломата. После моего освобождения существовал еще перспективный вариант — дочка одного из руководителей Внешторга, который хотел оплатить мою женитьбу на его дочери «жигуленком». Я отказался... Сейчас, когда у меня семья, с которой я хоть и не живу, ребенок, определенное положение в обществе, как-то не хочется заводить серьезные романы... Если настроение и желание позволяют, то почему бы не заняться вольным сексом?» (Из книги Ю.Айзеншписа «Зажигающий звезды».)
«Именно в 1965 году я впервые увидел и пощупал американские доллары... ...В 1969 году в Москве открылась контора Внешторгбанка СССР, где продавали золото в слитках... Почти каждый день для меня покупалось золото в этой удивительной конторе... Но самая трудоемкая работа состояла в приобретении максимально возможного количества валюты. И этим делом я занимался постоянно, денно и нощно...
Фарцовщики скупали мне валюту по всему городу. До десятка таксистов привозили мне свою валютную выручку, поставляли «зелень» даже валютные проститутки или путаны... Кстати, в те годы я пользовался услугами проституток не только в коммерческом отношении. Иногда и по их непосредственной специальности со скидками». (Из книги Ю.Айзеншписа «Зажигающий звезды».)
Враги и соратники
Айзеншпису всегда везло с друзьями. В школе его окружали спортсмены, которые в будущем стали чемпионами Союза, чемпионами Олимпийских игр. И даже находясь в заключении, Айзеншпис умудрялся избегать конфликтов и оставаться независимым, отчасти за счет своего финансового положения, отчасти благодаря умению «пройти сквозь игольное ушко».
Слабости и недостатки
Годы, проведенные в заключении, не прошли даром и наложили определенный отпечаток на характер Айзеншписа. Освободившись, он впал в состояние страшной депрессии. И даже когда стал продюсером и приобрел уверенность в себе, все равно оставался чрезвычайно импульсивным и резким человеком. Его друзья говорили, что Юрий Шмильевич готов убить любого, кто случайно произнесет его отчество как «Шмильич».
Сильные стороны
В самый сложный для себя период Айзеншпис сумел сконцентрироваться, собрать волю в кулак.
В какой бы среде ни находился Айзеншпис, везде у него был самый высокий жизненный уровень.
Заслуги и провалы
«Внутренне Цой был человеком очень интересным, не похожим ни на кого. Сильно на него повлияла его вторая жена. Она - эстет, из киношных кругов, и была ему очень хорошим другом. Думаю, она тоже немало сделала для создания того имиджа, который известен широким массам. Он стал из голодного, злого Цоя, вальяжным и загадочным. Таким я его и узнал - сформировавшимся исполнителем, уже снявшимся в "Ассе". И сумел помочь ему превратиться в суперзвезду, или, может быть, даже в нечто большее». «Второй мой проект - "Технология" - показал, что можно взять ребят обычного, среднего дарования и тоже сделать из них звезд… Сначала я внушил им уверенность в своих силах: вот, ребята, вы работаете со мной - вы уже звезды. Эта уверенность дала им возможность раскрепоститься. А когда творческий человек расковывается, у него - прилив сил, он начинает создавать что-то подлинное. Так и они. Через 4 месяца стали Группой года и держали высочайший рейтинг все время, пока мы работали вместе. Сейчас популярность их падает. Этому много объективных причин, в том числе, я считаю, и наш разрыв. Так что даже суперзвезда без талантливого продюсера сегодня ничего не может сделать». (Из книги Ю.Айзеншписа «Зажигающий звезды».) В числе неудачных проектов Айзеншписа числятся не ставшие звездами исполнители: «Никита» и «Саша».
Компромат
7 января 1970 Юрий Айзеншпис был арестован. В результате обыска в его квартире было конфисковано 15585 рублей и 7675 долларов. Осужден по 88 статье (золото и валютные махинации). Вышел из тюрьмы в 1977. Отбыл в заключении в общей сложности 17 лет.
Вышел на свободу после окончания первого срока и через три недели провернул самую крупную в своей коммерческой деятельности операцию по купле-продаже 50 тысяч фальшивых долларов. Прошел через несколько тюрем: в Свердловске, Новосибирске, Красноярске, Мордовии.
Однажды Юрий Айзеншпис подрался на юрмальском фестивале молодых исполнителей "Новая волна" с журналистом русскоязычной латвийской газеты "Вести сегодня" Дмитрием Мартом. Накануне продюсер давал журналисту интервью. По словам Айзеншписа, Март исказил его слова и поступил непорядочно, назвав статью "Юрия Айзеншписа Юрмала не интересует". Газета "Вести сегодня" опубликовала фотографию своего избитого журналиста и сообщила, что он обращался в травмопункт Государственного зубоврачебного центра, который зафиксировал следы "жестоких побоев" на лице и шее