-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в »ноћодератор

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.11.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 6786

ƒаниил √ранин: ¬ окопах атеистов нет

¬оскресенье, 13 ƒекабр€ 2015 г. 12:29 + в цитатник
ћо€ война пахнет страхом и солдатским потом. ¬едь это окопна€ война...

¬ы написали: "война пахнет мочой"...
—талинградска€ битва, сталинградска€ наука, битва за —талинград, пленные немцы, немцы в плену
- Ёто запах страха. Ќо мо€ война еще пахнет и солдатским потом. ¬едь это была окопна€ война. ќна запомнилась т€желейшим, каторжным трудом - весной окопы освобождаешь от воды, зимой от снега, долбишь саперными лопатками мороженую землю, стро€ земл€нки, - и мысл€ми об обустройстве быта: куда привезут еду, где достать дрова, чтобы топить земл€нку. » высшее счастье - бан€, чистое белье из вошебойки! ¬от об этом € и решил написать. ј начав, € пон€л, что война с ѕобедой не закончилась - вдовы, беспризорные, разрушенные города. Ќо, самое главное, мы до сих пор чувствуем себ€ сиротками, слишком глубокий след она оставила в нас...

Ќастолько глубокий, что мы до сих пор не хотим знать всю правду о ¬еликой ќтечественной войне.  ак вы считаете, нужна ли она, эта правда?

- ƒумаю, пора знать. јстафьев правильно сказал: "¬сю правду о войне никто не знает". » до сих пор многие документы не опубликованы. ѕочему? ѕрошло 67 лет, все страны - участницы ¬торой мировой войны - рассекретили свои военные архивы, а мы по-прежнему из всего делаем тайну. ƒаже из числа погибших на войне. ƒержимс€ за фальшивые репутации маршалов, в том числе ∆укова, который бил по лицам своих генералов и офицеров. ћожет быть, за дело бил, но, согласитесь, это недопустимо! Ќе хотим осознать, что цена нашей ѕобеды позорна€. — одной стороны, € на стороне ќкуджавы, который пел: "ћы за ценой не постоим".  огда € попал в окопы, у мен€ даже винтовки не было, не говор€ уже про автомат - лишь бутылка зажигательной смеси в руках. » € готов был идти вперед. ћногие погибали в первом же бою, так и не разобравшись, что происходит вокруг. ƒа, тогда было такое состо€ние души: любой ценой спасти –оссию. ј сейчас мы видим: что же сделали с нами, со своим народом!

ћаршал ∆уков, военачальники  расной јрмии, полководцы  расной јрмии

» самое непон€тное дл€ внуков этих солдат: почему ƒень ѕобеды стал праздником лишь через 18 лет!

-  огда мы пришли с войны, мы, солдаты-победители, конечно же, ожидали, что нас будут обожать, что нами будут гордитьс€. Ќо все кончилось очень быстро, в течение двух лет. ‘ронтовиков стали призывать вести себ€ скромнее, не носить ордена. Ѕолее того, отменили денежные доплаты, полагавшиес€ орденоносцам. ƒоплаты были небольшие, но все же.

ѕочему?

- ј чтобы не задавались. ћол, они думают, что это они, простые солдаты, спасли –одину, а на самом деле это мы, генералитет, насто€щие спасители ќтечества. ѕочему было "ленинградское дело"? ќно стало следствием блокады, ведь ленинградцы все 900 дней жили без власти на самом деле. » оп€ть же мысли власти: "самоволие тут устроили, думают, что это они спасли город. Ќет, это мы его спасли!" Ќо ужас в том, что народ все это терпеливо сносил и ждал лучшей жизни... ƒа и потом, вы знаете, большинство участников войны, блокадников, конечно, жалуетс€, что они заслужили гораздо большего к себе внимани€, но в то же врем€ дл€ них гораздо важнее всех этих санаториев, квартир, пенсий было осознание, что они отсто€ли родину, остались людьми.

Ѕлокада Ћенинграда

ћне кажетс€, роман "ћой лейтенант" "обречен" был по€витьс€, ведь еще в 1967 году вы написали автобиографический рассказ "ƒом на ‘онтанке" о послевоенном комплексе вины: вы пришли с войны, а ваш друг - нет.

- ƒа, и это чувство во мне живо до сих пор.  азалось бы, как € могу винить себ€ в том, что € осталс€ жив - это судьба. ј все-таки... ” “вардовского есть замечательное стихотворение об этом "я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны..." и оно заканчиваетс€ этим безысходным "но все же, все же, все же..."

ѕомнитс€, как героин€ одного рассказа јндре€ ѕлатонова решила жить за всех умерших, чтобы исполнить их волю, которую они унесли за собой в могилу. ” вас было это чувство повышенной ответственности?

- Ќет, но спуст€ годы € почувствовал необходимость написать о них, оставить о них пам€ть...

ƒаниил јлександрович, вы встречались с √юнтером √рассом? —прашивали, почему он пошел в ——?

- ƒа, и он приезжал к нам, и в √ермании мы с ним встречались. Ќо, признаюсь, € не хотел этого разговора - слишком т€жела€ тема, тем более что он мне нравилс€ как писатель. я был знаком и с √енрихом ЅЄллем, который тоже воевал. ќсуждать его? Ќо вс€ √ермани€ была опь€нена мечтой фюрера стать всемирной империей.  стати, это было самое унизительное - высокомерие нацистов. — первыми пленными мы пытались найти общий €зык, ведь немцы в одночасье стали врагами - еще вчера наши руководители обнимались с ними и –иббентроп считалс€ лучшим другом ———–. Ќо это оказалось невозможно - они разговаривали с нами как с дикар€ми, недочеловеками. ј потом уже пришла ненависть...

убей немца, смерть немецким оккупантам

 то-то был действительно опь€нен, а кто-то, как об этом рассказывает √енрих ЅЄлль в романе "Ѕиль€рд в половине дес€того", оказалс€ "агнцем", который не смог противосто€ть идейным нацистам.  акой-нибудь обычный берлинский рабочий был обречен воевать с нами - либо лагерь.

- Ёто верно. –абота€ над романом о ѕетре ѕервом, € посто€нно ловил себ€ на мысли, что оценивать поступки людей можно только исход€ из законов его времени, его страны. ¬се очень сложно. ћен€ очень рано стали переводить в √ермании, почти все перевели, у мен€ по€вились там друзь€, мен€ сделали членом јкадемии искусств.  азалось бы, € должен был испытывать к ним чувство благодарности. Ќо € не мог.

’от€ у мен€ не было к ним и ненависти. Ќенавистью нельз€ жить - она необходима на фронте, в мирной жизни разрушительна.  огда € собралс€ в √ерманию в первый раз, товарищи-фронтовики спрашивали мен€: " ак же ты поедешь туда без оружи€?" ј немецкие корреспонденты спрашивали: "— каким чувством вы встречаете своих бывших врагов?", на что € отвечал: "Ёто встреча промахнувшихс€".  ак вы понимаете, € ведь тоже убивал.   войне невозможно подходить с обычными мерками - на передовой о гуманизме не рассуждают. Ќо, признаюсь, мен€ поразило, когда одна школьница мен€ спросила: "—колько человек вы убили?" Ќе "немцев", а "человек"! ѕонимаете, мы не думали, что убиваем людей, дл€ нас они были просто "враги". Ќо тем не менее...

убей немца, смерть немецким оккупантам

ƒа, но нас навсегда разводит по разные стороны цель: у одних захватить, у других защитить.

- ƒа, и когда € опустил немецкий орден, полученный от правительства ‘–√, в €щик, где лежат военные награды, все остальные ордена страшно возмутились! ќчень уж им не понравилс€ новый сосед. —уд€ по всему, ордена что-то лучше понимали, чем €.

ј насчет целей...  азалось бы, итог был предрешен.  расную јрмию почти уничтожили в первые же мес€цы войны - советских кадровых офицеров не учили отступать, они готовились идти только вперед. » тем не менее мы победили. ѕочему? ѕотому что в нас была мощнейша€ жажда справедливости. ƒаже когда мы отступали, мы верили, что победим. »менно верили, слепо. Ёто было почти мистическое, ничем не обоснованное чувство.

¬ы пишете в "ћоем лейтенанте", как один ваш товарищ заметил: "¬ окопах атеистов нет".

- » он прав. я неверующий, стал молитьс€, когда попал под бомбежку. ќткуда это - "√осподи, помилуй!" Ѕольшинство из нас едет в церковь, когда нам плохо, когда больше некуда обратитьс€. “ак что, думаю, вопреки тому, что нас воспитывали как воинствующих атеистов, мы в каком-то смысле все верующими были и тогда.

религи€ в ———–

¬от с такой же удивительной верой в светлое будущее восстанавливали разрушенную страну. ¬ "ћоем лейтенанте" вы пишете о том, как из руин поднимали ленинградский пригород. ”дивительно, что люди думали не об обустройстве своего нищего быта, а о восстановлении дворцов!

- ћне кажетс€, если бы не тогда, мы никогда бы уже не возродили всю эту красоту... ƒа, люди ютились в земл€нках, в бывших дотах. Ќо им необходимо было иметь этот высший смысл быти€.

—оветска€ литература, кино постулировали горьковскую фразу "„еловек - это звучит гордо". —егодн€ торжествует шопенгауэровское "человек дикое ужасное животное", лишь укрощенное цивилизацией.

- Ќа самом деле человек - это чудо. ƒаже в ворюге, в алкоголике все равно есть божественное начало. я уверен, что если относитьс€ к человеку по-человечески, извините за каламбур, большинство из таких вот "потер€нных" можно вернуть. √оды, проведенные в окопах, открыли мне в человеке и ужасное, и прекрасное - сколько там было про€влений дружбы, любви. ј после того как написал "Ѕлокадную книгу" и изучил анатомию голода, ломающего человека, € на многое смотрю спокойнее и уже никого не осуждаю категорически.  ак известно, не судите, да не судимы будете...

ј в советское врем€ нас ослепл€ла красива€ иде€, что мы строим справедливое общество. ћы не обращали внимани€ ни на хамство, гнусь наших партийных руководителей, ни на лагер€, про которые, конечно же, что-то слышали. ƒл€ нас главным было, что мы строили что-то такое, что должно было привести людей к счастью и справедливости. ћы были преисполнены чувства собственного достоинства, даже чувства преимущества. ѕомню свой первый приезд за границу в 1956 году, это был круиз теплохода "ѕобеда". Ќас узнавали на улицах: в широких штанах, ход€т только группами, стирают белье на пл€же... Ќо мы не обращали внимани€ на косые взгл€ды - это же гниющие империалисты! “о ли дело мы!

как русские немцев били, потери немцев на ¬осточном фронте, русский дух, немецкие солдаты о русских, подвиги русских солдат, солдаты ¬ќ¬

Ќо это была жизнь в иллюзии.

- ƒа, но без иллюзий трудно жить, у человека об€зательно должна быть мечта. —ейчас у нас ее нет, и мы сразу же оказались где-то на задворках истории... ” нас нет идеи, котора€ вдохновл€ла наших родителей: "ћы строим справедливое общество, коммунизм"...

ѕочему французы, англичане живут без утопий, просто "возделывают сад", как писал ¬ольтер. »м дл€ счасть€ не нужны целина, Ѕјћ, космос...

- ј нам нужны. я помню, как провожал целинников.  ак это было красиво, какие реб€та ехали!  ак они были счастливы, что могут что-то сделать. ѕотом они, конечно, возвращались разочарованные. Ќо они побывали в счастье. ј мы сейчас не знаем, что это такое, молодым реб€там нечем вдохновл€тьс€...  уда идем, зачем?

- ƒа, —ветлана јлексиевич заметила по этому поводу, что у нас в подсознании живет коммунизм, что нам ближе романтическое, героическое, и скучно там, где реальность, прагматизм. » что же нам делать без этой высокой идеи?

- я не знаю. » не знаю, кто может ответить на этот вопрос. я идеалист. ћожет, надо создавать власть честных людей и понимать, что важно не богатство, а счастье жить.

»сточник: –оссийска€ газета



serezascc   обратитьс€ по имени ¬торник, 27 ‘еврал€ 2018 г. 20:05 (ссылка)
+
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
tru151   обратитьс€ по имени —реда, 11 јпрел€ 2018 г. 00:29 (ссылка)
+
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
mika2909   обратитьс€ по имени —реда, 16 ћа€ 2018 г. 03:42 (ссылка)
+
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку