-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ИноМодератор

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 6791


Гагарин заплатил слишком высокую цену

Среда, 13 Апреля 2011 г. 18:02 + в цитатник
Джеффри Клугер (Jeffrey Kluger), "Time", США.



У американских астронавтов и российских космонавтов много общего — и не в последнюю очередь несколько беззаботное отношение к тому, где и как справлять нужду.

Как известно, Алан Шепард, первый американец, полетевший в космос, опорожнился прямо в свой серебристый скафандр за несколько секунд до старта — это было гораздо лучше, чем отменять запуск и доставать астронавта из крошечного аппарата "Меркурий" только потому, что никому не пришло в голову, что за время 15-минутного суборбитального полета ему захочется в туалет, а скафандр не был оснащен мочеприемником. В распоряжении астронавтов "Аполлона" уже была довольно элегантная вороночно-трубочная система; они собирались у иллюминатора и наблюдали за тем, как отходы их жизнедеятельности выбрасываются в космос, превращаясь в град мерцающих кристаллов, который командир "Аполлона-7" Уолли Ширра (Wally Schirra) прозвал "созвездием Урион".

Но главную предполетную традицию заложил Юрий Гагарин, ровно пятьдесят лет назад совершивший первый космический полет. По дороге на стартовую площадку он попросил остановить автобус, справил нужду у заднего колеса, после чего вновь вернулся обратно и позже взмыл к известности и славе. Разумеется, между облегчением и удачным полетом не было причинно-следственной связи, но летчики — народ суеверный, поэтому после него все космонавты (по крайней мере, мужчины) свято блюдут эту традицию орошения шины.

Двадцатисемилетний Гагарин был парнем, который неизменно вызывал симпатию — и не только потому, что он положил начало столь почтенному ритуалу, сулящему удачу. Еще была его аполитично солнечная улыбка, лицо, словно созданное для того, чтобы его тиражировали на почтовых марках, идеальное соотношение бравады и скромности, не ускользнувшее от внимания советских психологов, которые отметили в своем отчете, что он "смущается, когда пересолит в своих шутках".

Ни малый рост Гагарина — всего 157 см (благодаря ему космонавт комфортно чувствовал себя в крошечном "Востоке"), ни краткость его космической карьеры (он совершил всего один виток вокруг Земли за 98 минут [так в тексте]), ничуть не затмили его сияние. А своей ранней гибелью — Гагарин разбился во время тренировочного полета на самолете всего через семь лет после полета в космос — он обеспечил себе место среди вечно молодых звезд наряду с Джеймсом Дином, Джоном Кеннеди, Мэрилин Монро, принцессой Дианой и Джоном Кеннеди-младшим.

Неудивительно, что каждый год 12 апреля Россия, американское космическое сообщество и большинство бывших советских республик отмечают Юрьеву ночь — речами, концертами и торжественными мероприятиями. Неудивительно и то, что в этом году список стран, участвующих в празднованиях, расширился до 71, включив в себя Бельгию, Австралию, Канаду, Чили, Китай, Грецию, Индию, Мальдивские острова, Малайзию и даже Иран — или то, что по этому случаю создан специальный сайт с обязательным онлайн-магазином подарков (футболки с изображением Гагарина, вышивки и смываемые татуировки еще есть, но все светодиодные значки распроданы).

Нет ничего удивительного и в том, что в пятидесятую годовщину подняли голову ревизионисты, которые ставят под сомнение не только необходимость пилотируемых полетов, поскольку беспилотные зонды способны летать гораздо дальше и гораздо дешевле (замечание справедливое, хотя и малодушное), но и значимость гагаринского полета (совершенно зря). Действительно: присутствие Гагарина на борту было вовсе не обязательным, полет его корабля "Восток" проходил в полностью автоматическом режиме. Он даже не имел возможности управлять положением корабля в пространстве, в отличие от Джона Гленна, который первым из американцев совершил орбитальный полет через 10 месяцев после Гагарина и мог, по крайней мере, менять ориентацию своего небольшого корабля "Меркурий", использовав в зачаточной форме те методы управления космическим аппаратом, которые применяют сегодняшние космические путешественники.

Но примите во внимание и то, что полет даже самого современного космического корабля по орбите любого небесного тела — Земли, Луны, Марса — является по большому счету пассивным действием. Когда достигнута нужная скорость и высота, все остальное делают законы физики.

А теперь задумайтесь о том, каково это: первым — раньше Шепарда, раньше Гленна, раньше любого другого человека — вырваться за пределы земной атмосферы. Даже серьезные ученые не знали наверняка, каким будет воздействие продолжительной невесомости: не подскочит ли кровяное давление, не потеряет ли сердце свой естественный ритм, не расшатается ли вестибулярная система, в конце концов, не выкатятся ли глаза из орбит? Сами космонавты не могли сказать, выживут ли они, испытав возможную десятикратную перегрузку при входе в плотные слои атмосферы (это означает, что обычный человек, весящий 68 кг, чувствует себя так, словно его вес — 680 кг). Более того, никто не знал, не взорвется ли в полете гигантская ракета Р-7 с четырьмя боковыми блоками, которая должна была вывести на орбиту его корабль — на заре космической эры ракеты имели такую неприятную особенность. И позже ни одна ракета-носитель не считалась стопроцентно надежной.

Джим Ловелл (Jim Lovell), командир корабля "Аполлон-13", также был в составе экипажа "Аполлона-8", который не только первым вышел на орбиту Луны, но и — что более важно с точки зрения выживания астронавтов — первым был доставлен в космос мощной ракетой "Сатурн-5". Самые сильные впечатления в день запуска Ловелл пережил, когда, поднявшись на лифте вместе с Фрэнком Борманом (Frank Borman) и Биллом Андерсом (Bill Anders) к вершине 111-метровой ракеты-носителя, он взглянул вниз. Все, кто находился в радиусе одной мили (1,6 км) от стартовой площадки, были эвакуированы. В НАСА хотели, чтобы рядом с этой адской машиной, несущей 2,7 млн. кг взрывоопасного горючего, было как можно меньше людей, однако Борман, Ловелл и Андерс сидели прямо на ней.

"Я все думал: может быть, они знают что-то, что неизвестно нам"? — говорил 43 года спустя Ловелл.

Но тогда, в 1961 году, и скрывать было нечего, потому что известно было слишком мало. Гагарин первым узнал, как чувствует себя человек в космосе, и заплатил за это высокую цену. Как и американец Гленн, он официально — но без лишнего шума — был отстранен от космических полетов, поскольку в обеих странах космические агентства решили, что не могут рисковать жизнью национального героя, отправив его во второй полет, раз первый прошел так удачно. Облик Гагарина был запечатлен на монетах и картинах, плакатах и знаменах, а позже — футболках, татуировках и так далее. Но самому ему не разрешили продолжить делать то, что он умел — и любил — как никто другой. Он погиб в 34 года: земное создание, как и все мы.

Подумайте об этом в нынешнюю Юрьеву ночь — и склоните голову в знак благодарности человеку, который, рискнув всем, стал первопроходцем.

Источник: "Голос России".

________________________________________
Чудо Гагарина ("The Wall Street Journal", США)
Космос: славные парни летят первыми ("The New York Times", США)
Когда пали оковы гравитации ("International Herald Tribune", США)
Юрий Гагарин: нет, я не Лайка ("The Times", Великобритания)
Русские поразили наше воображение ("The Times", Великобритания)
Кто сказал «Поехали!», а кто махнул рукой ("Новая Сибирь", Новосибирск)
Гагарин ничего не решал ("Нижегородская Правда", Нижний Новгород)
Рубрики:  История
Россия
Всякая всячина
Метки:  

Процитировано 1 раз



Аноним   обратиться по имени Среда, 13 Апреля 2011 г. 19:52 (ссылка)
Если сравнивать с никим легендарным Иисусом, то Гагарин по сравнению с ним доджен был оплодотворить все планеты солнечной ситсемы.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
ObserverII   обратиться по имени Воскресенье, 17 Апреля 2011 г. 18:28 (ссылка)
Полёт в космос: подвиг народа?Стало неожиданным приятным сюрпризом, что пятидесятилетний юбилей полета Ю.А Гагарина в космос отмечался во всем мире как День первого полета человека в космос.

.

Я хорошо помню этот весенний день 1961 года: около 12 - прекращение вещания и торжественно-суровый голос Юрия Левитана:
- Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза! Через несколько минут будет передано сообщение ТАСС!
Конечно, все услышившие это предуведомление, взволнованно собирались у радиоприемников....
А затем уже совсем другим тоном Левитан зачитывал:
- Первый человек в космосе - советский!

Разумеется, мне тогда, как и подавляющему большинству сегодняшних молодых граждан России, родившихся с начала перестройки в СССР после 1985 г., было непонятно все величие ПОДВИГА НАРОДА разоренной войною страны, совершенного за рекордно короткие, практически немыслимые ни тогда, ни сегодня, сроки: ведь со дня окончания Великой Отечественной войны прошло всего-то.... 15 лет!
А с начала работы по программе управляемых полетов в космос - и того меньше - 5 лет!

Хотя, конечно, работы по созданию ракетной техники - и не заимствованной "импортной" научно-технической базе, как у американцев, а на собственной, отечественной - начались гораздо раньше - 13 мая 1946 г., когда при Совете министров СССР был образован специальный комитет № 2 (по созданию реактивной технике под председательством Г.М. Маленкова). Комитет этот, также как и Спекомитет № 1 (создание ядерно-оружейного комплекса), по линии Политбюро ЦК ВКП (б) "курировал" маршал Советского Союза Л.П. Берия. Нельзя также не вспомнить, что отечественную космонавтику курировали секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев (его воспоминания "Утро космической эры" были опубликованы в февральском номере "Нового мира" уже после смерти автора в 1983 г.), и первый заместитель Председателя КГБ СССР генерал-полковник (с декабря 1958 г.) Петр Иванович Ивашутин.

Ведь для реализации дерзкой мечты Сергея Павловича Королева о полетах к звездам от разоренной страны, на руинах Великой Отечественной, надо было создать НОВЫЕ ОТРАСЛИ ИНДУСТРИИ.
Далеко не все происходило гладко: 20 октября 1960 г. на Байконуре при запуске ракеты в результате взрыва погиб Главный маршал артиллерии, создатель Ракетных войск стратегического назначения Митрофан Иванович Неделин (ему было всего 58 лет) и еще 78 членов государственной комиссии и членов пусковой команды космодрома. Тогда эта трагедия была засекречена и сообщалось только о гибели командующего РВСН маршала М.И. Неделина в результате авиакатастрофы....
Лишь через 20 лет появился замечательный по искренности и пронзительности фильм "Анна и командор", в котором Алиса Бруновна Фрейндлих сыграла вдову маршала....

Юбилей показал, что страна жила и строила свое будущее с прицелом на прорыв в технологическое будущее, на пути к которому, несмотря на сбои, аварии, катастрофы и тяжелые потери сделано было немало....

Так давайте же отдадим должное тем сотням тысяч неизвестных тружеников - от рядового сборщика, заправщика, техника, инженера до Генерального конструктора, - кто своим трудом создали Великую технологическую державу - Советский Союз!








- Очень интересно и познавательно,,.

Это нужно понять каждому человеку сегодня,чтобы легче и правильнее осознавать настоящее. -

Совершенно верно! Именно поэтому и попытался высказать, в общем-то, достаточно известные вещи, которые забываются и на которые не образается внимание!



Не совсем верно, что ПОДВИГ народа остался недооцененым: Все труженники, вносившие вклад в дело продижения вперед - от учителя, до водителя и повара были горды СОПРИЧАСТНОСТЬЮ к общему делу, итгом которого становился невиданный прорыв не только страны, но и всего человечества вперед!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 18 Апреля 2011 г. 17:19 (ссылка)
___________________________________________
Какой то бред.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку