-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в »ноћодератор

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.11.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 6791


‘еномен homo sovieticus

—реда, 11 јвгуста 2010 г. 19:43 + в цитатник
 (131x36, 0Kb) ƒорота ¬рублювна (Dorota Wróblówna), "Teologia Polityczna", ѕольша.



ћожно ли убить старушку во им€ идеала? ѕоложительный ответ на этот вопрос €вл€етс€ сущностью большевизма, считает ¬лодзимеж ћарчин€к

Teologia Polityczna: √осподин профессор, каковы источники большевизма? Ќа каких представлени€х о человеке и обществе строитс€ эта идеологи€?

¬лодзимеж ћарчин€к: ≈сли речь идет о большевизме как о конкретном историческом €влении - движении, которое возникло и пришло к власти в –оссии, то мне думаетс€, что в его основе лежали две идеи. »менно они предопределили успех большевизма, несмотр€ на его изначальную маргинальность и слабость в том, что касаетс€ вли€ни€ в обществе. ѕри изучении политической практики большевизма и биографий его лидеров бросаетс€ в глаза соединение двух отдельных целей.

Ѕольшевизм крайне циничен, не соблюдает никакие нормы, полностью одобр€ет своеволие, а вместе с тем преподносит эту стратегию как желание навести идеальный пор€док. ћожно сказать, что это стремление к идеалу через его полное отрицание, развращение и ликвидацию правил, в том числе моральных. Ётот образ мышлени€ укоренен в русской религиозной традиции. »деальный пор€док можно установить путем заговора против существующей общественной системы. Ёто перва€ иде€.

¬торой же €вл€етс€ стремление к созданию всемирного государства. ћы обычно называем его империей, хот€ большевики не любили это слово. —ледовательно, большевизм есть попытка установить идеальный пор€док в глобальном масштабе. — самого начала большевики формулировали свои цели по отношению не к конкретному государству и обществу, а ко всему человечеству. »х мисси€ была всемирной.

TP: „то же в таком случае было сущностью большевизма?

- ќбычно мы пользуемс€ пон€тием "большевизм", говор€ об этапе борьбы за власть. “огда могло практиковатьс€ все, что служило реализации поставленных целей. Ѕольшевиков характеризовала неразборчивость в средствах. ¬се было возможно - например, была возможна борьба с религи€ми, но возможно было и перемирие. Ѕыли периоды, когда - дл€ достижени€ прагматических целей - велось сотрудничество с исламом. ¬ то же самое врем€ шла борьба с православной церковью...

ѕо сути, в большевизме нет никаких ограничений. ƒопустима люба€ практика. ќтсутствие норм типично дл€ этой идеологии, оно как бы выдел€ет ее среди всех прочих. ѕроцесс стабилизации и кристаллизации пор€дка начинаетс€ поздно, через много лет после захвата власти. ќднако на начальном этапе нормальным было отсутствие каких-либо ограничений, применение любых инструментов: одобр€лись агресси€ и жестокость, признавались аль€нсы с любыми кругами. ¬се - ради достижени€ поставленных целей.

TP: ¬ы сказали, что на определенном этапе большевики использовали дл€ своих целей исламскую религию, одновременно бор€сь с церковью.  ак примирить это с тем фактом, что элементы религиозной традиции €вл€ютс€ фундаментом данной идеологии?

-  орни большевизма уход€т к религиозному расколу, который произошел в XVII веке после реформ патриарха Ќикона. Ётот раскол, в отличие от европейского, который завершилс€ миром и разделом западного христианства на два течени€ - протестантизм и католичество, в –оссии привел к делегализации традиционалистов (т.н. старообр€дцев). —о старым обр€дом боролись как с нелегальным, однако до начала ’’ века он существовал в оппозиции и в подполье. ¬ св€зи с этим –осси€ была уникальной страной, где более двух столетий существовала религиозна€, конфессиональна€ конспираци€. Ќесмотр€ ни на что, старый обр€д в этих услови€х сохранилс€ и начал проникать в состо€тельные круги: большинство предпринимателей и купцов, а также интеллигенции были старообр€дцами.   этой среде принадлежала и значительна€ часть российских философов.

“ак что это беспрецедентный опыт перманентного заговора против официального пор€дка и системы. —ледует помнить о том, что церковь была тесно св€зана с государством. ѕоэтому в –оссии фактически существовало антигосударственное религиозное подполье. Ёто уникальна€ традици€, и мне кажетс€, что большевизм невозможно пон€ть без знакомства с ней.

TP:  аково было участие старообр€дческих кругов в развитии большевизма?

- —уществовали определенные св€зи между большевистскими организаци€ми и общинами старообр€дцев на практическом уровне. ќни сотрудничали в таких област€х, как контрабанда нелегальной литературы. ¬ этой сфере у старообр€дцев были традици€ и опыт, развитые посреднические каналы. ќднако это обсто€тельство менее существенно.

¬ажно то, что в культуре сформировалс€ определенный образец, заключающийс€ в том, что достижение высоких идеалов - индивидуальных и общественных - идет через заговор против официального пор€дка. ќтсюда специфический образ мышлени€ большевиков. Ёто не религиозна€ традици€ в строгом смысле этого слова, поскольку в индивидуальной сфере они атеисты, однако перенимаютс€ определенные образцы, что мне представл€етс€ необычайно важным. »так, возникает парадокс: если цели, к которым они стрем€тс€, €вл€ютс€ тайными и формулируютс€ втайне от €вной, официальной жизни, то особо радикальные сторонники идеологии такого рода убеждены, что к реализации идеалов можно стремитьс€ всеми доступными методами. Ёто практически дилемма –аскольникова: можно ли во им€ идеала убить старушку? ѕоложительный ответ на этот вопрос €вл€етс€ сущностью большевизма.

TP: ќпираютс€ ли на традиции большевизма современные политические доктрины, или же это скорее неактуальна€ идеологи€?

- ѕодозреваю, что такие течени€, заключающиес€ в отрицании официального пор€дка, могут существовать. Ёто течени€, проектирующие нового человека в новом обществе, наилучший - по их мнению - мир. “акие идеи возникают всегда, особенно на почве радикальных религий. “акие элементы мы находим в некоторых течени€х ислама. “ам мы действительно имеем дело со специфической убежденностью в том, что во им€ спасени€ человечества можно уничтожить миллионы людей. ¬ понимании этих людей одно другому не мешает.

TP:  ак современна€ –осси€ переживает большевистскую историю?

- Ёто по-прежнему трудна€ проблема в св€зи с не до конца обсужденным вопросом укорененности большевизма в традиции. ќдно из течений делает акцент на чуждости большевиков. Ёто мнение дополнительно подкрепл€етс€ аргументом о том, что значительную часть большевиков составл€ли нерусские. ќсобенно вначале, в период борьбы за власть, преобладали иностранцы - например, латыши, китайцы, корейцы, пол€ки, немцы. ѕо крайней мере, об этом говорит националистическа€, современна€ российска€ публицистика, но также и историографи€.

Ќедавно была опубликована больша€, двухтомна€ "»стори€ –оссии ’’ века". Ёто коллективный труд под редакцией јндре€ «убова, профессора ћосковского государственного института международных отношений, также св€занного с патриархией (проф. «убов преподает в ƒуховной академии). ¬ этом синтезе истории показаны малоизвестные факты - например, то, что в первые мес€цы немецкое посольство в ћоскве платило зарплаты комиссарам, или то, что до лета 1918 года большевики во многом опирались на немецкие боевые части.  роме того, акцентируетс€ поддержка со стороны иностранных государств и подстрекательство извне, однако это поверхностный ответ. ƒаже если эта картина соответствует фактам, большевики неспроста победили в гражданской войне. ќни умело сыграли на противоречи€х между общественными и национальными группами. ƒа, этот вопрос обсуждаетс€ все чаще, но не так поверхностно, как это происходит, например, когда прослеживаетс€ св€зь между большевизмом и российской имперской идеей.

–оссийский дискурс стараетс€ проникать гораздо глубже, ища источники либо в религиозном расколе, либо показыва€, что эта схизма была также св€зана с глубоким культурным разделом. –осси€ - страна, в которой до начала ’’ века не удалось до конца засыпать пропасть между властью и народом. ’от€ –омановы и старались обрести легитимацию и стать национальной монархией, им этого так и не удалось.  онфликт между той частью общества, котора€ по-русски называетс€ "народом", и монархией, царствующей династией, этот глубокий диссонанс и ощущение культурной чуждости не были преодолены до самого конца существовани€ империи –омановых. ¬ этом и заключаетс€ причина успеха большевиков. Ёто они призвали народ мстить империи и аристократии.

—уществуют еще более радикальные направлени€. ќни ссылаютс€ на мнение, высказанное когда-то предтечей российского просвещени€ ѕетром „аадаевым. ќн сказал: "ѕетр I открыл –оссию так, как открыл јмерику  олумб". Ёти слова хорошо передают суть конфликта. —лой, правивший в –оссии со времен ѕетра до окончани€ династии –омановых, смотрит на народ как на дикарей, своих дикарей, которых нужно цивилизовать, просвещать, учить культуре; относитс€ к нему с презрением. –еволюци€ 1917 года и гражданска€ война - это как раз месть презираемых за несколько столетий "учени€", "просвещени€" и "реформировани€".

TP: Ќасколько прочны следы большевизма в постсоветском блоке?

- ¬о-первых, на институциональном уровне это территориальное разделение империи на регионы, населенные отдельными народами, типичный дл€ большевизма эксперимент, плодами которого €вл€ютс€ независимые государства, возникшие после распада советской империи, границы и конфликты между этими наци€ми. Ёти споры - эффект национальной политики большевиков, общественной инженерии, очень циничного и инструментального отношени€ к данной сфере.

¬о-вторых, это отказ от традиции и культурной преемственности; решительное отрицание существовавшего ранее пор€дка было в значительной степени успешным. —егодн€шн€€ –осси€ мало напоминает –оссию рубежа XIX и ’’ веков, даже после официального возрождени€ церкви и православи€.

“ретье важное следствие - возможно, наиважнейшее - это формирование нового человека. ≈сли понимать большевизм как стремление к достижению определенного идеала в том, что касаетс€ личного образца, то можно сказать, что в определенной, хот€ и не в полной мере этот образец был создан. “акой общественный и культурный феномен, как советский человек, возник, хот€ это и не точное отражение идеала, сформулированного большевиками.

Ёта модель обладает важными отличительными чертами: человек советский - это человек иерархический. ќн считает, что распределение благ в обществе осуществл€етс€ в соответствии с общественным положением. ќно неслучайно: каждому надлежит столько, сколько дает ему статус, а не индивидуальный вклад, умени€ и способности. ¬ св€зи с этим homo sovieticus завистлив - это очень характерна€ черта. ќн утверждает, что другие имеют больше, чем он, не потому, что заслужили этого, а потому, что занимают более высокое место в иерархии. —оветский человек признает этот факт, но в то же врем€ презирает более состо€тельных людей. “ак что самым долговечным следом большевизма €вл€етс€ глубока€ трансформаци€ ткани общества и культуры.

“–: Ѕольшое спасибо за беседу.

»сточник: "√олос –оссии".


____________________________________________________
≈сли бы победили —оветы... ("Tygodnik Powszechny", ѕольша)
–астущий аппетит –оссии ("Rzeczpospolita", ѕольша)
¬арварска€ война ћосквы ("Gazeta Wyborcza", ѕольша)
Ёто было не совсем так, господин ѕутин ("Gazeta Wyborcza", ѕольша)
 ак мы стали брать€ми √итлера ("Gazeta Wyborcza", ѕольша)
–осси€, чувствуешь ли ты себ€ победительницей? ("Gazeta Wyborcza", ѕольша)
Ёто у –оссии проблема с историей ("Gazeta Wyborcza", ѕольша)
–убрики:  ѕольша
ћетки:  



walterianets   обратитьс€ по имени Re: ‘еномен homo sovieticus —реда, 11 јвгуста 2010 г. 20:43 (ссылка)
ƒэбил. » мысли его -ƒЁЅ»Ћ№Ќџ≈.

LI 7.05.22
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ORION1   обратитьс€ по имени —уббота, 14 јвгуста 2010 г. 00:19 (ссылка)
Ќу почему же?  ое-что сказано верно, но только в конце беседы, так как рассуждение о методах большевиков не имеет отношени€ к вынесенному в заглавие.

¬от эта цитата: "“акой общественный и культурный феномен, как советский человек, возник ...".
ѕосле гражданской войны одной из главных задач новой власти было; ликвидаци€ безграмотности (ликбез).

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Rat/06.php

÷итата: "ѕосле окончани€ забастовки 6 €нвар€ 1918 г. учительские объединени€, а позже и другие профсоюзы госслужащих пошли на контакт с власт€ми, прин€в участие в реформе образовани€. ќтмен€лась плата за обучение, упраздн€лось преподавание «акона Ѕожьего, вводилось новое правописание. ќсновой начального образовани€ стала "≈дина€ трудова€ школа". ѕо всей –оссии возникали кружки и курсы ликвидации неграмотности (ликбез), вечерние школы, народные университеты. ¬сего за первые три года советской власти было обучено грамоте около 7 млн человек."

√осударство же вз€ло на себ€ и функцию воспитани€ подрастающего поколени€, начина€ с детского сада, школы, ¬”«а, трудовых коллективов - вплоть до совершеннолети€.
¬ результате, советский человек был воспитан в духе патриотизма и преданности своей –одине. »нтересы государства и общества ставились выше своих личных.

—татус советского человека определ€лс€ его прфессиональными качествами - от рабочего до инженера, а не кошельком в кармане, как сейчас.

¬ысокими культурно-нравственными и духовными качествами советский человек выгодно отличалс€ от бездуховности, бескультурь€, шкурничества, где статус хомо "капиталистуса" определ€ет хруст€ща€ ассигнаци€, раздобыта€ вс€кими дозволенными, а чаще недозволенными способами.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
zotof56   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 07 Ќо€бр€ 2010 г. 21:17 (ссылка)
¬ основе "большевизма" лежали "“ри источника и составных части марксизма",(грЄбаного,ни дна ему,ни покрышки). Ќемецка€ философи€,франц.утопизм(так и ооп-п€ть,блин оказалось) и англ. политэкономи€. ј не "две идеи".„Є польскому профессору ,русским,большевизм объ€сн€ть, шол бы лучше на базар шмотками торговать...
 (576x480, 71Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку