-Я - фотограф

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Жизнь_в_удовольствие

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 24827


Дом-музей Дурылина

Пятница, 29 Ноября 2013 г. 12:11 + в цитатник
Цитата сообщения Лелеева Мемориальный дом-музей Дурылина

Дом, который построил Сергей Дурылин
Эта старая деревянная дача в Болшево, чудом уцелевший осколок ушедшей эпохи, дом, где писатель, искусствовед Сергей Николаевич Дурылин провел последние, самые счастливые 18 лет жизни.
В 1936 году Дурылин получил дачный участок в Болшево и жизнь, наконец, вошла в спокойное русло. Но и этот период жизни полон загадок.

durylin3 (175x250, 22Kb)


«Дачу проектировал Щусев, но я не сомневаюсь, что и Сергей Николаевич приложил руку к проекту, – продолжает делиться гипотезами Татьяна Николаевна. – Посмотрите, дача в плане – настоящая трехнефная базилика. Застекленная терраса спланирована как алтарная апсида, и даже сориентирована на восток. Нет, конечно, на террасе не служили, но Сергей Николаевич мыслил символически и даже облику своего дома придал глубокий символический смысл.»


IMG_4295 (700x525, 649Kb)




IMG_4297 (525x700, 607Kb)





IMG_4298 (700x525, 625Kb)




IMG_4302 (700x525, 533Kb)






IMG_4304 (700x525, 651Kb)



IMG_4305 (525x700, 558Kb)




IMG_4314 (700x525, 374Kb)




Кстати, сам дом построен из остатков разрушенного Страстного монастыря, находившегося на нынешней Пушкинской площади, на том самом месте, где теперь – памятник Пушкину.
Кто только не бывал в этом доме! Святослав Рихтер, Борис Пастернак, актеры Игорь Ильинский и Василий Качалов, Роберт Фальк, сын отца Сергия Булгакова художник Федор Булгаков. Пастернак писал о Дурылине: «Это он переманил меня из музыки в литературу…».
В книге для гостей сохранилась запись Михаила Нестерова: «Здесь в Болшеве я жил всегда прекрасно, окруженный заботой и любовью дорогих мне людей: Сергея Николаевича и Ирины Алексеевны Дурылиных. Спасибо за все, за все…» Дружба Нестерова с Дурылиным длилась тридцать лет, вплоть до самой смерти художника.
В одной из комнат на мольберте – копия картины Нестерова «Тяжелая дума». Это портрет Дурылина. Специально для этого портрета Сергей Николаевич по просьбе Нестерова достал из шкафа рясу, которую, следуя ультиматуму Луначарского, не надевал со времен того самого первого ареста.

Кто же этот Дурылин?
Сергей Дурылин – личность загадочная, многие значительные факты его биографии обросли домыслами и слухами.
Сергей Николаевич Дурылин (14 [26] сентября 1886, Москва — 14 декабря 1954, Болшево) — русский педагог, богослов, литературовед и поэт.
Ппсевдонимы: Сергей Северный, Р. Артем, Библиофил, М. Васильев, С. Д., И. Комиссаров, Н. Кутанов, В. Никитин, Д. Николаев, С. Николаев, Д. Николаев-Дурылин, Н. Сергеев, М. Раевский, С. Раевский, Сергей Раевский.
Путаница начинается с самой даты рождения, которая в разных документах выглядит по-разному. В трудовой книжке стоит 1871 год, в поздних публикациях -1881, на могильном памятнике – 1877 год. Нынешние исследователи настаивают на четвертом варианте – 14 сентября 1886 года.



000195 (661x700, 485Kb)




durylin1 (164x250, 23Kb)



durylin2 (290x250, 36Kb)



Учился в IV Московской мужской гимназии, ушел из VI класса гимназии (декабрь 1903 года), поводом для ухода из гимназии послужило несогласие с господствующей системой образования. В 1903 г. — познакомился с Н. Н. Гусевым, секретарем толстовского издательства «Посредник».
С 1904 года — сотрудник этого издательства, автор журналов «Свободное воспитание» (1907—1913) (с 1907 года — секретарь редакции); «Маяк» (1909—1913), «Весы» (1909), «Русская мысль», «Известия археологического общества изучения русского Севера» (1913), «Известия общества изучения Олонецкой губернии» (1913); альманаха «Труды и дни» (1913); газет «Новая Земля» (1910, 1912), «Русские Ведомости» (1910—1913) и ряда других печатных изданий.
Занимается частной педагогической деятельностью, среди его учеников Игорь Ильинский, Борис Пастернак. В позднейшей автобиографии Пастернак пишет о С. Н. Дурылине: «Это он переманил меня из музыки в литературу…».

С 1906 по 1917 год совершил ряд поездок по русскому Северу — Олонецкая губерния, Архангельск, Соловецкий монастырь, Кандалакша, Лапландия, Кемь, берега Норвегии, Пудож, Петрозаводск, старообрядческим местам Заволжья (1913—1915) и Калужской губернии (г. Боровск, 1915). Причина этих путешествий была не только археолого-этнографической.
В период с 1910 по 1914 год — является студентом (слушателем) Московского Археологического института, тема выпускной работы — иконография св. Софии.
Сергей Николаевич Дурылин читал курс церковного искусства на Богословских курсах, работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры под руководством о. Павла Флоренского, был членом Московского философско-религиозного общества.
В 1911—1913 годах регулярно посещал ритмический кружок Андрея Белого при издательстве «Мусагет».
В 1913 году в издательстве символистов — «Мусагет» была опубликована его книга «Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства», в которой впервые использовал образ «незримого града Китежа» как подлинного основания русской духовной культуры. В этом же, 1913 году, в книгоиздательстве «Путь» выходит ещё одна книга на китежскую тему — «Церковь Невидимого Града. Сказание о граде-Китеже».

Осенью 1912 года стал секретарем Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (МРФО), остался им вплоть до его закрытия. Последнее заседание общества состоялось 3 июня 1918 года.
Статьи и исследования этого периода представляют собой опубликованные тексты докладов в МРФО: «Судьба Лермонтова» (1914); «Академический Лермонтов и лермонтовская поэтика» (1916); «Россия и Лермонтов. К изучению религиозных истоков русской поэзии» (1916) № 2-3; О религиозном творчестве Н. С. Лескова (1916, опубликованная часть доклада 1913 года на заседании МРФО).
С 1915 года Сергей Дурылин — личный знакомый и корреспондент (в 1918—1919 гг.) оптинского старца Анатолия (Потапова).
Летом 1916 года в «Богословском вестнике» о. Павла Флоренского была опубликована работа Дурылина «Начальник тишины», в которой впервые звучит тема Оптиной пустыни как реального воплощении «Града Незримого».
Более ранние работы Дурылина: «Вагнер и Россия» (М., 1913), «Судьба Лермонтова» («Русская мысль», 1914, X) и др. написаны в духе идеалистической философии символизма.
Большой интерес представляет работа Дурылина «Из семейной хроники Гоголя» [1928], содержащая эпистолярный материал, ярко характеризующий поместное хозяйство 30-х гг.




1.
IMG_4242 (700x525, 516Kb)

2.
IMG_4249 (700x525, 650Kb)

3.
IMG_4250 (525x700, 506Kb)



В марте 1920 г. сщмч. Архиепископом Феодором (Поздеевским) рукоположен во иерея с обетом безбрачия. Служил сначала в Никольском храме на Маросейке (Церкви Николая Чудотворца в Клённиках), где в то время настоятелем был Алексей Мечёв (Св. праведного Алексей Московский).
В 1921 году перешел настоятелем в Боголюбскую часовню (ныне разрушена) у Варварских ворот Китайгородской стены.
С 1922 года в жизни Дурылина начинаются аресты и ссылки, а в биографии возникают белые пятна. Не многие помнят сегодня о Дурылине- искусствоведе, литературоведе, театральном критике, писателе, авторе биографии Нестерова в серии ЖЗЛ или мемуаров «В своем углу».

4.
IMG_4251 (700x509, 438Kb)

5.
IMG_4253 (700x568, 474Kb)

6.
IMG_4254 (700x532, 571Kb)

7.
IMG_4255 (700x525, 585Kb)

8.
IMG_4256 (700x525, 656Kb)

9.
IMG_4261 (700x525, 529Kb)

10.
IMG_4262 (525x700, 521Kb)

11.
IMG_4270 (700x525, 604Kb)



Зато у многих на слуху, что Дурылин отрекся от сана. «Да, есть такое предание, – кивает экскурсовод и научный сотрудник музея Татьяна Николаевна Резвых. – Когда во время первого ареста друзья Дурылина обратились к Луначарскому с просьбой о ходатайстве, тот якобы согласился, но поставил условие – пусть Сергей Николаевич снимет с себя рясу. Но никаких документальных свидетельств этого не сохранилось. А это очень странно. Такое событие, как «отречение попа от сана», большевики непременно подняли бы на щит своей антирелигиозной пропаганды. Дурылин никогда бы не отрекся от сана, не таких убеждений был этот человек. Но ясно, что после ареста он не служил ни в одном храме.».
Впрочем, судя по всему, этот запрет все-таки соблюдался лишь на публику. Вполне вероятно, что Сергей Николаевич в Болшево служил Литургию.
«Узнали мы об этом так, – рассказывает Татьяна Николаевна. – К нам приехала директор библиотеки иностранной литературы Екатерина Юрьевна Гениева. Мы начали ей показывать дом, картины на стенах, дошли до рисунка детской головки. Вот, говорим, портрет неизвестного ребенка. А Екатерина Юрьевна: «Почему неизвестного? Это я!»
Затем зашла в комнату, где раньше была ванная, и вдруг воскликнула: «Я помню эту комнату! Здесь меня причащали!» Ей тогда было лет пять. Можно ли полагаться на воспоминания столь раннего детства? Не знаю. Но сама Екатерина Юрьевна уверена, что ничего не путает и Дурылин действительно служил в ванной комнате.
Есть свидетельства и о том, что в доме хранился антиминс, зашитый в занавеску. Тут совсем рядом есть церковь, но Сергей Николаевич туда никогда не ходил. Говорят, именно потому, что сам служил дома, но только для очень узкого круга друзей».
20 июня 1922 года последовал арест о. Сергия Дурылина с последующей высылкой в Челябинск, где до 1924 года он заведовал археологическим отделом Челябинского музея.



1.
IMG_4272 (525x700, 584Kb)






2.
IMG_4273 (700x525, 607Kb)

3.
IMG_4274 (525x700, 437Kb)

4.
IMG_4276 (700x525, 477Kb)

5.
IMG_4277 (525x700, 517Kb)

6.
IMG_4284 (700x525, 645Kb)

7.
IMG_4285 (700x525, 656Kb)

8.
IMG_4287 (700x525, 527Kb)



С 1924 года — возвращение в Москву, работа внештатным сотрудником ГАХНа по «социологическому отделению» и домашним учителем в Москве и Мураново, в 1927 году — ссылка в Томск, в 1930 — переезд в Киржач, затем, в 1933 — возвращение в Москву и новый арест.
В одной из ссылок происходит еще одно загадочное событие – женитьба Дурылина на Ирине Алексеевне Комиссаровой. «Они познакомились на приходе в Кленниках, – говорит Татьяна Николаевна. – В гражданскую войну Ирина опекала Сергея Николаевича. Он же был типичный кабинетный ученый, совершенно не приспособленный к жизни. А она, женщина из народа, умела раздобыть пропитание и наладить быт в самых сложных условиях».
Ирина Алексеевна была чадом отца Алексея Мечева. Есть предание, что отец Алексей благословил Ирину ехать за Дурылиным в ссылку, сказав: «Поезжайте, он без вас пропадет». «Он бы действительно пропал, - добавляет Татьяна Николаевна. – У него было больное сердце и вообще очень слабое здоровье».
Ирина сопровождала Сергея Николаевича во всех четырех ссылках, а в 1933 году они зарегистрировали гражданский брак. При этом еще одно семейное предание гласит, что Ирина Комиссарова была тайной монахиней. Зачем же нужна была регистрация брака? В музее уверены, что женитьба была фиктивной. Сделано это было для того, чтобы иметь возможность после ссылки прописаться в Москве у сестры Ирины Алексеевны. Кроме того, из-за житейской неприспособленности Сергея Николаевича Ирина была вынуждена от его имени вести все дела с издательствами и редакциями журналов, где он печатался, а для этого был необходим статус жены.
Был освобожден стараниями жены Ирины Комиссаровой, гражданский брак зарегистрирован в 1933 г. в Киржаче.



9.
IMG_4288 (700x525, 460Kb)

10.
IMG_4290 (700x525, 489Kb)

11.
IMG_4291 (700x525, 610Kb)

12.
IMG_4292 (700x525, 477Kb)

13.
IMG_4294 (700x525, 605Kb)




С 1936 по 1954 год живёт в Болшеве (ныне район города Королёв), становится известен как искусствовед и литературовед (с 1938 года — сотрудник ИМЛИ, с 1944 — доктор филологических наук, с 1945 — профессор, зав. кафедрой Истории русского театра ГИТИСа).
Автор многочисленных работ по истории литературы и театра (наиболее известные: «„Герой нашего времени“ М. Ю. Лермонтова» (1940); «Нестеров-портретист» (1948), «А. Н. Островский. Очерк жизни и творчества» (1949), «М. Н. Ермолова (1893—1928). Очерк жизни и творчества».
Именно в Болшеве Дурылин продолжал и систематизировал свои исследования о Н. С. Лескове, К. Н. Леонтьеве, В. В. Розанове, ранних славянофилах; богословские труды, прозаические сочинения, стихи разных лет.
С 1924 году в челябинской ссылке, Дурылин начинает вести записи «В своем углу», последняя, тетрадь «Углов» была завершена в 1939 году, в Болшеве, однако работа над корпусом текста в 1500 страниц продолжалась вплоть до 1941 года. С этим циклом логически и хронологически связан другой — «В родном углу», над которым Дурылин работал вплоть до самой смерти.
В 1943 году получает степень доктора филологических наук. С 1945 года становится профессором ГИТИС.
За исследования в области русской классической драматургии, сценической истории пьес, изучение проблем актёрского творчеств награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Архив С. Н. Дурылина находится в РГАЛИ фонд номер 2980.
Память
В городе Королёв в микрорайоне Болшево находится «Музей-квартира Сергея Николаевича Дурылина». В честь Дурылина названа одна из городских улиц города Королева и Болшевская городская библиотека № 2
В 2006 году, дом-музей Дурылина в Королеве выиграл конкурс на получение президентских грантов в области культуры и искусства[1].
В Королеве городской администрацией с 2008 года учреждена «Литературная премия памяти Сергея Николаевича Дурылина». В конкурсе принимают участие прозаики, поэты, публицисты, детские писатели в пяти номинациях: «Проза», «Поэзия», «Драматургия», «Литературоведение», «Публицистика» и «Открытие года».

В статье использованы материалы с сайта ПСТГУ, фрагменты статьи Евгения ВЛАСОВ «Дом, который построил Сергей Дурылин». http://www.nsad.ru/articles/dom-kotoryj-postroil-sergej-durylin. Википедия.



Серия сообщений "Деревянные дома":

Часть 1 - Гибнущие деревянные дома на Грузинской улице (Нижний Новгород)
Часть 2 - Томские кружева. Дом купца Г.М. Голованова
...
Часть 23 - Ветлужские терема. часть I-я
Часть 24 - Томские кружева. Часть 22: ул.Алтайская
Часть 25 - Мемориальный дом-музей Дурылина


Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

carminaboo   обратиться по имени Пятница, 29 Ноября 2013 г. 19:09 (ссылка)
Какой домик привлекательный. Щас уже не торт по погоде, но зимой, в снегу, тоже классно будет. Надо будет наведаться. А то я все никак до Цветаевского не доеду, а тут вроде за компанию)
Ответить С цитатой В цитатник
Жизнь_в_удовольствие   обратиться по имени Пятница, 29 Ноября 2013 г. 19:21 (ссылка)

Ответ на комментарий carminaboo

Laura_DeLoessian, да уж, тут тянуть опасно, а то у нас запросто могут и снести и то и другое )))

"О музее

С. Н. Дурылин поселился в Болшево в 1936 году по настоянию врачей. Из-за принятия священнического сана уже в советское время он был арестован и несколько лет провёл в тюрьмах и ссылках. Там его здоровье было сильно подорвано. Кроме того, Сергей Николаевич находился в сильной депрессии после того, как по стечению обстоятельств, сгорел его богатейший архив, содержащий уникальные автографы известных литераторов, которые он собирал многие годы.

Выбор места для постройки был обусловлен фундаментальной связью творчества С.Н. Дурылина с философско-богословской традицией славянофильства (Хомяковы, Аксаковы, Одоевские, Киреевские). Дом находится около церковных стен» храма Святых бессребреников Косьмы и Дамиана наземлях, с XVII века принадлежавших князьям Шереметевым и Одоевским. Уцелевшие фрагменты имения П.И.Одоевского и до сих пор соседствуют с территорией дурылинского участка.

Этот дом, построенный осенью 1936 года по совместному проекту А.В. Щусева и С.Н. Дурылина из остатков разрушенного Страстного монастыря, что стоял на месте нынешней Пушкинской площади в Москве, стал в свое время центром притяжения известных писателей, артистов, художников.

Интересна судьба самого дома. Его построили в считанные месяцы благодаря стараниям и энергии супруги Дурылина Ирины Алексеевны. По тем временам дом был просторный - двухэтажный с арочными окнами и верандой. А построен он был из необычного материала – остатков взорванного в Москве Страстного монастыря. Причём пару лет назад обнаружилось, что не только фундамент, оконные рамы и двери из бывшего монастыря использовали при возведении болшевского дома, но и брёвна, из которых он сложен.

Дурылин прожил в Болшево с 1936 по 1954 год. Его гостеприимный дом стал центром притяжения для артистов, писателей, художников. Сюда с удовольствием приезжали Нестеров и Грабарь, Качалов и Яблочкина, Козловский и Лемешев… Но только спустя десятилетия после смерти Сергея Николаевича был создан музей. Сначала в Болшеве открылась библиотека им. С.Н. Дурылина, основой которой послужила значительная часть его личного собрания книг. Чуть позже его именем назвали улицу в посёлке.

В 1993 открылся музей, поначалу находившийся в ведении РАТИ (ГИТИСа), как научное подразделение Государственного института театрального искусства им.Луначарского, и только в 2002 году переданный в муниципальную собственность г. Королёва.

Основатель музея - Комиссарова Александра Алексеевна (1907-1994)

Несколько лет музей был закрыт. В нём проводились реставрационные работы, благодаря которым удалось предотвратить разрушение дома, привести в порядок хозяйственные постройки.

На фасаде – мемориальная доска с надписью «Здесь жил и работал с 1936 г. по 1954 г. писатель, доктор филологических наук Сергей Николаевич Дурылин».

Экспозиция музея знакомит с жизнью и творчеством не только самого хозяина, но и его гостей. Так в доме целая комната посвящена знаменитому русскому художнику Михаилу Нестерову. Он часто гостил в «Болшевском Абрамцеве», как по меткому выражению литератора и мемуариста Н.Д. Телешова стали называть дом Дурылина. Итогом многолетней дружбы литератора и художника стало монографическое исследование Сергея Николаевича о Нестерове. В экспозиции можно увидеть личные вещи художника и его работы. В ещё одной комнате воссоздана обстановка кабинета Сергея Николаевича Дурылина. Здесь всё сохранилось, как было при жизни хозяина…

На протяжении всей жизни С.Н. Дурылина в Болшеве его дом был центром духовной культуры. Сохранились мемориальные вещи, переписка исвидетельства освязях этого Дома совсемирно признанными центрами русского Православия— Черниговским скитом Троице-Сергиевой-Лавры иОптиной пустынью, сосвятыми новомучениками о.Алексием (Мечевым) иМихаилом (Новоселовым), оптинским старцем Анатолием (Потаповым), сжизнью итворчеством выдающихся представителей религиозно-философского ренессанса второй половины XIX— начала XXвека (К.Н. Леонтьевым, В.В.Розановым, П.П.Перцовым, С.Н.Булгаковым идр.)

Не случайна территориальная близость Дома к Сергиеву Посаду, где в начале 1920-х годов С.Н. Дурылин, вместе с Ю.А. Олсуфьевым и о. Павлом Флоренским участвовал в деятельности Комиссии по Охране Памятников Троице-Сергиевой Лавры, к Муранову — имению Е.А. Боратынского и Ф.И. Тютчева, к Абрамцеву, к даче В.Д. Поленова в Жуковке, имению К.С. Станиславского в Любимовке.

В настоящее время Дом-музей Дурылина является единственным местом в Москве и Подмосковье, в котором сохранились мемориальные вещи, связанные с жизнью итворчеством великого русского художника М.В.Нестерова. Усилиями С.Н.Дурылина была создана уникальная архивная коллекция, коллекция икон XVII— начала XXвека, коллекция живописи играфики К.Ф.Богаевского, К. А. Коровина, В.Д.Поленова, Р.Р.Фалька, Л.О.Пастернака, М.А.Волошина, В.К.Менка, Л.Вруни, К.Малевича идр.

В Доме сохранились мемориальные вещи ифотографии С.Т.Рихтера, Б.Л.Пастернака, Н.Д.Телешева, К. С. Станиславского, М.К.Заньковецкой, актеров Большого, Малого, Художественного театров (Н.А. Обухова, П.Норцов, М.Н.Ермолова, В.И.Качалов, И.В.Ильинский, Е.М.Шатрова, В.Н.Рыжова, Е.Д.Турчанинова, А.А.Яблочкина идр.); библиотека.

Здание Дома Дурылина и прилегающие постройки («Изобка», «Ледник», «Погребица» и др.) являются неотъемлемой частью традиционной дачной застройки первой половины XX столетия в пос. Болшево. Вместе с сохранившимися фрагментами усадьбы Одоевских в Болшеве — храмами Косьмы и Дамиана (1786 г.) и Преображения Господня (1800г.), зданием церковно-приходской школы (ул. С.Н. Дурылина, д. 41, ныне библиотеки им. С.Н. Дурылина), богадельни (ул. С.Н. Дурылина, д. 39, (ныне склад РЭУ № 2), сундучной (ул. С.Н. Дурылина, д.9), — и близлежащими дачными строениями (дача Клюевых — ул. С.Н. Дурылина, д. 37), — они представляют собой образец уникального культурно-исторического ландшафта."
Ответить С цитатой В цитатник
Лелеева   обратиться по имени Пятница, 29 Ноября 2013 г. 21:18 (ссылка)
Спасибо за цитирование!
Ответить С цитатой В цитатник
Лелеева   обратиться по имени Пятница, 29 Ноября 2013 г. 21:19 (ссылка)

Ответ на комментарий Жизнь_в_удовольствие

Очень интересное добавление - можно перенесу к себе?
Ответить С цитатой В цитатник
Жизнь_в_удовольствие   обратиться по имени Суббота, 30 Ноября 2013 г. 12:06 (ссылка)
Лелеева, это вам спасибо за статью ) конечно можно, это с сайта городского информация!
Ответить С цитатой В цитатник
Лелеева   обратиться по имени Воскресенье, 01 Декабря 2013 г. 07:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Жизнь_в_удовольствие

Спасибо, добавила этот текст!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 12 Января 2015 г. 01:39 (ссылка)
необыкновенный человек,интереснейшая экскурсия,замечательные преданные своему делу хранители музея.Обязательно надо побывать и познакомиться с творчеством!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку