-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32871
        Написано: 47770


        ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 393 - ПОРТРЕТ ШАРЛОТТЫ КОРДЕ)

        Среда, 25 Ноября 2015 г. 21:52 + в цитатник
        Безусловно, все знают известную картину французского живописца Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David, 1748-1825) «Смерть Марата». И не надо объяснять, что она посвящена Великой Французской революции, что изображена на ней смерть лидера якобинцев, журналиста радикальной газеты «Друг народа» Жана Поля Марата (Jean-Paul Marat, 1743-1793), убитого в Париже 13 июля 1793 года в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде. Историки пишут, что Марат был одним из наиболее фанатичных, жестоких и кровожадных лидеров французской революции, ярым сторонником якобинского террора. Подхвативший где-то кожную болезнь, он страдал от экземы, поэтому не выходил из дома, а чтобы облегчить страдания, часто принимал по рекомендации врача серные ванны. Марат был заколот ножом в собственной ванне в то время, когда он читал записку от Шарлотты, которую она написала с целью встретиться с революционером, и которая гласила: «Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту».



        Jacques-Louis David (French, 1748-1825) La Mort de Marat. 1793 г. Royal Museums of Fine Arts of Belgium

        Картину Давида я поместил в начале материала «для затравки». Отмечу лишь, что художник Давид был близким другом Марата. Мое исследование о самой Шарлотте Корде (Charlotte Corday, 1768-1793), казненной якобинцами четыре дня спустя после смерти Марата. Вернее, даже не о личности этой героической, как считают многие, женщины, которой внушали отвращение и ужас репрессии и массовые казни, и которая решилась на убийство одного из лидеров революции, прочитав в его газете «Ami du peuple» (Друг народа), что «для упрочения завоеваний революции нам нужно убить еще 200 тысяч человек». Мой рассказ о последнем дне жизни Шарлотты.




        1 июля 1793 года Корде прибыла в Париж и долго решала, кого же убить – самого Робеспьера или Марата. После прочтения статьи в газете Марата, женщина остановила выбор на нем. 11 июля она попросила у Марата аудиенции и была допущена к нему вечером 13 июля. Убив Марата, Корде добровольно сдалась властям. По дороге в тюрьму ее пришлось охранять от обезумевших людей, которые выкрикивали ругательства в адрес ненавистной аристократки и готовы были ее разорвать в клочья.

        Поскольку этот материал публикуется в теме «Живопись о живописи», то и речь в нем должна идти о картинах. Но для этого все же нужно немного рассказать о днях, которые Шарлотта Корде провела в тюрьме. Ее поместили в камеру тюрьмы Аббатства, 16 июля перевели в тюрьму Консьержери и допросили в уголовном Революционном трибунале. Утром 17 июля Корде предстала перед судом, держалась со спокойствием, подтвердила, что у неё не было сообщников. Присяжные единогласно признали Корде виновной и вынесли ей смертный приговор. В тот же вечер Шарлотта взошла на эшафот на площади Революции и в половине восьмого вечера была казнена на гильотине. Шарлотту Корде похоронили на кладбище Мадлен во рву № 5, но во время Реставрации кладбище было ликвидировано.

        Ну, а теперь я, наконец, подошел к самому событию, ради которого и задумал этот материал.
        Дело в том, что 17 июля 1793 года на суде в зале заседаний Революционного Трибунала находился художник Жан-Жак Гауэр (Jean-Jacques Hauer, 1751-1829, о нем самом чуть позже). Во время судебного заседания и процесса над Корде он сделал карандашный эскиз подсудимой. И Шарлотта видела, что ее рисуют.
        Сохранился ли этот эскиз, неизвестно. Одни историки пишут о том, что с этого рисунка неизвестным автором была сделана гравюра, которая в том же 1793 году послужила основой для миниатюрного портрета Шарлотты, выполненного художником Шарлем-Полем Жеромом де Бре (Charles-Paul Jérôme de Bréa, 1739-1820). Другие утверждают, что гравюра выполнена по портрету де Бре и к Гауэру отношения не имеет.



        Гравюра неизвестного художника, сделанная по рисунку Гауэра или миниатюре де Бре. 1793 г.



        Charles-Paul Jérôme de Bréa (French, 1739-1820) Portrait of Charlotte Corday. 1793 г. Art Gallery of Ontario

        В любом случае, после оглашения приговора Шарлотта Корде попросила разрешения допустить к ней в камеру художника для завершения портрета. Ожидая казни, Шарлотта провела несколько часов, позируя Гауэру для портрета.



        Unknown artist Charlotte Corday at his easel Goyer (antique engravings)
        Шарлотта Кордэ перед мольбертом Гауэра (со старинной гравюры)

        Для Гауэра это было волнительным испытанием, поскольку он понимал, что пишет последний прижизненный портрет убийцы Марата. Во время сеанса, продолжавшегося нескольких часов, художник и «модель» разговаривали на разные темы.



        James (Jean-Baptiste) Bertrand (French, 1823-1887) Johann Jakob Hauer peignant Charlotte Cordier en prison. 1860 г.

        Французский писатель и поэт-романтик, а также политический деятель Альфонс де Ламартин (Alphonse de Lamartine, 1790-1869) в своей книге "История жирондистов», выпущенной в Брюсселе в 1851 году, описывает подробности встречи Корде и Гауэра. Придумал он их сам, или основывался на воспоминаниях художника или его семьи, неизвестно, но Ламартин пишет: Шарлотта поблагодарил художника за внимание к своей персоне и спокойно села позировать перед ним.



        Gerolamo Induno (Italian, 1827-1890) Charlotte Corday in attesa dell'esecuzione. 1854 г.

        Она расспрашивала Жан-Жака о его творчестве, интересовалась событиями дня в Париже, рассказывала о своих друзьях детства из Кана. Шарлотта попросила художника, чтобы он выполнил с этого портрета небольшую копию и отправил картину ее семье.



        M. Schlesinger Charlotte Corday having her portrait taken shortly before the her execution. The illustrated from "London News", 16 July 1859 г.

        Уже перед отъездом на эшафот Корде, прощаясь, поблагодарила Гауэра за портрет, и в знак благодарности подарила художнику прядь своих длинных волос, которые ей уже не понадобятся на эшафоте.



        Unknown artist Charlotte coupe une mèche de cheveux pour l'offrir au peintre Hauer.



        Arturo Michelena (Venezuelan, 1863-1898) Charlotte Corday. 1889 г.

        Парижские газеты того времени, например, «Французский курьер» от 21 июля 1793 года, тоже написали о том, что Корде позировала Гауэру, ссылаясь на Шарля-Жозефа Вателя и его «Записи уголовного судопроизводства процесса над Шарлоттой Корде». Известно, что оригинал портрета Корде, выполненный Гауэром пастелью, был приобретён Музеем Версаля (Musee de Versilles) у наследников художника в 1839 году за 600 франков. Есть еще и портрет, написанный маслом, который тоже находится в Версале.



        Jean-Jacques Hauer (French, 1751-1829) Portrait of Charlotte Corday. 1793 г.

        Отмечу, что некоторые живописцы также обращались к этой истории с портретом. Кроме помещенных выше картин, вот еще несколько работ.



        Edward Matthew Ward (British, 1816-1879) La Toilette des Morts. 1862 г.



        Lumb Stocks (British,1812-1892) after Edward Matthew Ward (British, 1816-1879) The Last Toilet of Charlotte Corday before her execution (Lithographie). 1869 г. The British Museum



        Émery Duchesne (French, 1847-?) Hauer peigant le portrait de Charlotte Corday. 1885 г. Musée d'Art et d’Histoire, Lisieux



        Victor Ritter von Schubert-Soldern (German, 1834-1912) Charlotte Corday vor ihrem letzten Gange. 1881 г.

        Ну, и напоследок о самом художнике. Конечно, Гауэр вошел в историю живописи, благодаря портрету Шарлотты Корде, поэтому о нем, увы, известно совсем не много.

        Жан-Жак Гауэр
        Jean-Jacques Hauer


        10 марта 1751, Гау-Альгесхейм, Германия - 3 июня 1829, Блуа, Франция

        Французский живописец немецкого происхождения, портретист, мастер исторического и бытового жанра. Настоящее его имя - Иоганн Якоб Гауэр. С фамилией историки тоже не договорились, переводя ее также, как Гойер. От себя замечу, что во втором случае фамилия художника должна быть в оригинале с диакритическим знаком, но ни на одном из зарубежных сайтов я не встречал написания - Häuer.
        Художник родился в благородной немецкой семье. Но родители мальчика - Георг Филипп и Сюзанна Гауэр, в XVII-м веке были вынуждены покинуть Аугсбург, где проживали. Живопись юноша изучал в Академии изящных искусств в городе Аррас – столице французской провинции Артуа (ныне департамент Па-де-Кале). После окончания учебы некоторое время Жан-Жак исполнял обязанности секретаря кардинала и французского дипломата Луи де Рогана (Louis René Édouard de Rohan-Guéméné, 1734-1803), одного из участников известной скандальной истории с ожерельем королевы.
        Позже художник перебрался в Париж, и живопись стала его единственным источником дохода. В некоторых биографических источниках упоминается, что в Париже Гауэр учился (или брал уроки) у самого Жака-Луи Давида, но, это, скорей всего, выдумка, поскольку художники были почти ровесниками.
        Жан-Жак Гауэр писал портреты, исторические и жанровые сцены. Все известные работы художника связаны с последними днями жизни короля Людовика XVI. Среди этих картин: «Людовик XVI увозит семью» (Louis XVII enlevé a sa famille), «Исповедь Людовика XVI у аббата Эджуорта» (Le participe du roi Louis XVI par l’abbe Edgeworth), «Прощание Людовика со своей семьей, 20 января 1793» (Les Adieux de Louis XVI a sa famille au Temple le 20 janvier 1793) и «Казнь Людовика XVI» (Le supplice de Louis XVI). Многие картины Гауера находятся в музеях Версаля и Блуа. Для справки: аббат Эджуорт де Фирмон (Edgeworth de Firmont, 1745-1807), духовник Людовика XVI родом из Ирландии.
        Шарлотте Корде художник посвятил не только два портрета, но и две жанровые картины: «Смерть Марата» (La mort de Marat, 1794) и « Шарлотта Корде в тюрьме» (Charlotte Corday dans sa prison, 1793).



        Jean-Jacques Hauer (French, 1751-1829) La mort de Marat. 1794 г. Musée Lambinet de Versailles



        Jean-Jacques Hauer (1751-1829) Charlotte Corday dans sa prison. 1793 г. Musée Lambinet de Versailles

        С 1793 года Гауэр выставлялся в Национальном Салоне, а во время Великой Французской революции был избран капитаном Национальной гвардии секции Французского Театра (Garde nationale de la section du Theatre-Francaise).
        В Париже Жан-Жак женился на Мари Жюли Департ (Marie Julie Depart), от этого брака было двое детей.
        При Империи и Реставрации художник проживал в Париже, а в 1824 году переехал в город Блуа департамента Луар и Шер, который находится между Орлеаном и Туром и стоит на высоком берегу реки Луары.
        Умер Гауэр в Блуа в 1829 году, в возрасте 78 лет.

        В 1986 году, на родине художника, в городе Гау-Альгесхейм в Германии, одну из улиц назвали его именем.
        Французский писатель Жорж Ленотр (настоящее имя Луи Леон Теодор Госселен - Louis Léon Théodore Gosselin, 1857-1935) в своей книге «Революционный Париж (1895) описал свою встречу с дочерью Гауэра, которая поделилась семейными воспоминаниями. Еще один француз Р. Порше написал в 1902 году книгу «Художник Шарлотты Корде», изданную в Блуа, а немец Эрих Хинкель писал о Гауэре в нескольких своих книгах, опубликованных, соответственно, в 1987, 1999 и 2007 годах.

        Источники – Википедия, электронные энциклопедии, сайты 1, 2, 3 и др.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

        Серия сообщений "Политические убийства":
        Часть 1 - КУПАНИЕ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 3 - ВАННА МАРАТА)
        Часть 2 - ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБИЙСТВА (Часть 1 - ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ)
        ...
        Часть 5 - ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБИЙСТВА (Часть 4 - КОРОЛЬ ГЕНРИХ IV. "Жил-был Анри Четвертый...")
        Часть 6 - ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБИЙСТВА (Часть 5 - ФИЛИПП II МАКЕДОНСКИЙ.)
        Часть 7 - ЖИВОПИСЬ О ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 393 - ПОРТРЕТ ШАРЛОТТЫ КОРДЕ)
        Часть 8 - ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБИЙСТВА (Часть 6 - ШАРЛОТТА КОРДЕ. ГЕРОИНЯ ИЛИ УБИЙЦА?)

        Рубрики:  ЖЗЛ/Франция
        Живопись о живописи/Мастерская художника
        История
        Метки:  

        Процитировано 5 раз
        Понравилось: 9 пользователям

        Татьяна_Зеленченко   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2015 г. 10:09 (ссылка)
        Анатолий, не перестаю Вами восхищаться.
        Ответить С цитатой В цитатник
        вереница   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2015 г. 11:58 (ссылка)
        Очень интересно! Спасибо! "Не дай Бог жить в интересное время!" как говорят китайцы, и это сущая правда.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2015 г. 12:11 (ссылка)
        Татьяна Борисовна, спасибо за добрые слова!
        вереница, да, времена и раньше были "интересные", да и сейчас нас "радуют"!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Валентина-л   обратиться по имени Пятница, 15 Апреля 2016 г. 14:18 (ссылка)
        С благодарностью.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку