В Дневнике я как-то не писал об узбекских художниках советского периода. Вот решил написать. Начну с женщины, которая стояла у истоков рождения советского изобразительного искусства Узбекистана.
Зинаида Михайловна Ковалевская
26 декабря 1902, Вольск – 25 ноября 1979, Самарканд
Павел Беньков Портрет художницы Зинаиды Ковалевской. 1945 г.
Русская советская художница и педагог, мастер бытового жанра, заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1953), народный художник Узбекистана (1964), член Союза художников СССР.
Художница родилась в городе Вольске Саратовской губернии, где жили родители ее матери, а детство и юность Зина провела в Казани.
Дед и отец
Дед будущей художницы был известным ученым-востоковедом. Осип (есть варианты имени – Иосиф и Юзеф) Михайлович Ковалевский (9 января 1801 Белорусь - 20 октября 1878, Варшава) изучал древние языки и классическую литературу в Виленском университет, там он стал членом Тайного общества филоматов. В 1823 году был арестован и накануне декабристского восстания в 1824 году выслан из Вильно в Татарстан по указу императора Николая I. В Казанском университете он начал изучать восточные языки (арабский, персидский, татарский) и написал «Историю Казанского ханства». В 1827 году совершил длительное путешествие по Бурятии, Монголии и Китаю. В Сибири встречался с декабристами. С 1833 по 1860 год Ковалевский был профессором, а с 1855 по 1860 год — ректором Казанского университета. В 1862 он был назначен профессором Варшавского университета, переехал в Польшу, где и умер.
Осип Михайлович Ковалевский
Три сына Осипа Михайловича посвятили свою жизнь науке и искусству. Старший Николай (8 (20) мая 1840 - 5 (17) сентября 1891) стал физиологом и написал более 30 научных трудов, в 1868 году был избран профессором кафедры физиологии Казанского университета, в 1878 году – деканом медицинского факультета, а в 1880 году — ректором университета, но через два года отказался от должности по болезни. Второй сын Павел (1843 - 1903) стал художником-баталистом, учился у Б.П. Виллевальде в Петербургской Академии художеств, а с 1898 был избран членом Академии и возглавил мастерскую батальной живописи Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии. Об этом художнике я обязательно расскажу в дневнике.
Ковалевский Николай Осипович.
Ковалевский Павел Осипович.
А самый младший Михаил (отец Зинаиды) стал педагогом, историком искусства и этнографом.
Поэтому любовь к живописи и востоковедению девочка впитывала с детства. Отец преподавал в разных учебных заведениях Казани, где читал лекции по искусству. В их доме традиционно собирались искусствоведы, музыканты, писатели и художники. Частыми гостями были историк искусства, руководитель археологических экспедиций в Среднюю Азию Борис Петрович Денике (1885 - 1941), педагог, один из основоположников казанского искусствознания Пётр Максимилианович Дульский (23 марта 1879 — 8 марта 1956), и историк искусства, библиофил, коллекционер, организатор охраны памятников культуры в Татарстане, практик и знаток музейного дела (всё это, конечно, впоследствии) Пётр Евгеньевич Корнилов (1896 −1981) и художник Павел Петрович Беньков (8 (20) декабря 1879 — 16 января 1949), окончивший Петербургскую Академию художеств, учившийся в парижской Академии Жюлиана и с 1909 года преподававший в художественных учебных заведениях Казани. Первые двое бывали в Средней Азии, поэтому увлеченно рассказывали о своих путешествиях, темами Бенькова были живопись и Париж, а Корнилов делился впечатлениями об учебе (тогда уже) в Петрограде.
Учеба. Казань
Неудивительно, что после окончания школы Ковалевская решила стать художницей и в 1922 году поступила в Казанское художественное училище в класс к другу семьи Бенькову и уже именитому художнику Николаю Ивановичу Фешину (26 ноября (8 декабря по старому стилю) 1881 - 5 октября 1955), который с 1920 по 1923 год исполнял обязанности заведующего учебной частью училища.
Николай Фешин Автопортрет.
Кстати, осенью 1916 года Николаю Фешину, единственному из художников российской провинции, было присвоено звание действительного члена Императорской Академии художеств, и он с 1910 года активно экспонировался на международных выставках в Европе и США.
На одном из сайтов прочел, что «юная художница влюбилась не в молодого красавца Фешина, а в своего не очень привлекательного и не молодого учителя». Хочу возразить, поскольку Беньков и Фешин были, во-первых, ровесниками с разницей в два года. Во-вторых, закономерна влюбленность в человека, которого девушка знала с детства, например, еще в 1914-15 годах Беньков написал «Портрет детей Ковалевских».
Павел Беньков Портрет детей Ковалевских 1913-14 гг.
В-третьих, Фешин с 1913 года был женат на дочери директора Казанской художественной школы Александре Белькович, был счастлив в семейной жизни, имел дочь Ию, родившуюся в 1914 году, и вообще, в 1923 году иммигрировал в США, когда Зинаида только перешла на второй курс.
Ну, и наконец, сам Беньков, после неудачной женитьбы на балерине Тарасевич в годы учебы в Петербурге, осенью 1911 года женился на своей ученице по Казанской художественной школе Ольге Петровне Траубенберг. Что, впрочем, наверное, не мешало иметь ему любовницу…
Еще будучи студенткой, Ковалевская в 1926 году вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР, с 1928 — Ассоциация художников революции, АХР). Отмечу, что педагог Зинаиды – Беньков, вступил в АХРР еще в 1922 году.
Зинаида Ковалевская Портрет русской женщины.
Ковалевская в 1927 году окончила училище, активно выезжала в творческие командировки в колхозы Татарии, на Урал, в Сибирь, Красноярск. В этот период написаны жанровые полотна «Детский сад», «Плавка золота», «Татарка-прачка», «Пионерка» и «Молотьба в колхозе». Эти картины экспонировались на выставках АХРР в Казани и Москве, а дипломная работа художницы – «Мыловаренный завод», была приобретена Государственным музеем Татарстана.
Зинаида Ковалевская Маленькая девочка со своими куклами в пейзаже. 1928 г.
Зинаида Ковалевская Завод Чиркова. Пейзаж.
Самарканд
В 1928 году Беньков, с которым бывшая его студентка продолжала тесно общаться, впервые посетил Узбекистан, побывал в Бухаре. На поездку его сподвигли общение с доктором А. Г. Терегуловым, у которого в Бухаре были родственники, и рассказы художника В. К. Тимофеева, побывавшего в Узбекистане. Беньков приезжал в Узбекистан последующие три года, а в 1931 году вместе с семьей переехал в Самарканд, навсегда связав свою жизнь с этим городом.Интересный факт: Павел Беньков не привез в Самарканд ничего из ранее созданного им в Казани кроме двух-трех работ, в том числе «Портрета татарки», который он захватил, чтобы убеждать узбекских женщин позировать ему.
Обосновавшись на новом месте, Павел Петрович позвал к себе свою любимую ученицу. И Ковалевская, бросив все, поехала. Поэтому, возможно, художница действительно любила учителя, ведь своей семьи у нее никогда не было, но, смею предположить, любовь ее была безответна...
Зинаида Ковалевская Портрет художника Павла Петровича Бенькова. 1945 г.
Все последующие годы Зинаида Ковалевская была большим другом семьи Бенькова, они жили по соседству – в одном доме, вместе преподавали в Самаркандском художественном училище, часто бывали на этюдах, писали одни и те же пейзажные мотивы и портретные образы. В 1945 году они одновременно написали портреты друг друга (которые представлены в начале материала).
Зинаида Ковалевская Павел Беньков на этюдах Шахи-Зинды. 1940-е г.
П.П.Беньков среди самаркандских художников В.В.Дукович (учащийся), З.М.Ковалевская, А.Н.Шакаров, Г.Н.Никитин, В.Н.Еремян, Л.Л.Бурэ. Фотография 1930-х годов.
В Самарканде Ковалевская устроилась работать художником на кафедру этнографии в Узбекском государственном научно-исследовательском институте (УзГНИИ). Она совершала поездки по районам области, изучала народные промыслы и национальный орнамент, для артели художественной вышивки «Труд женщин» писала эскизы вышивок, орнаментов для тюбетеек и сюзане (или сузани – настенный ковёр, вышитый шёлком или мулине по хлопчатобумажной ткани, шёлку или бархату, на подкладке, обшитый тесьмой или чёрной тканью).
Зинаида Ковалевская Эскизы орнаментов тюбетеек.
Из каждой поездки художница привозила акварельные наброски и зарисовки, которые становились позже сюжетами ее картин.
Зинаида Ковалевская Автопортрет. 1945 г.
Зинаида Ковалевская Составление русско-узбекского словаря (эскиз к картине).
Зинаида Ковалевская Самаркандский мальчик 1930 г.
Зинаида Ковалевская Сидящий узбек 1933 г.
В 1930-е годы Ковалевская написала сюжетные картины, посвященные жизни узбекского народа – «Кустарь» (1932), «Дервиши обманывают народ» (1935), «В бригаде молодежи», «Октябрины»,
«В ложе» (1937), «Победительница велопробега» (1939) и др.
Зинаида Ковалевская Представление сына (бывшее название - Крещение). 1930-е г.
Зинаида Ковалевская Школьницы. 1938 г.
Война
Когда началась Великая Отечественная война, с осени 1941 года в Самарканд стали приезжать эвакуированные художественные заведения страны. По совету Бенькова Ковалевская в почти в 40 лет поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, с 1949 года носящий имя Ильи Репина, и в 1943 году заканчивает экстерном живописный факультет института.
В годы Отечественной войны художница написала картины, которые считаются ее лучшими работами – «Юные значкисты» (1941), «Возвращайся с победой» (1942), «Дети в гостях у раненых» (1943). Патриотизм и гуманность узбекского народа Ковалевская отразила в картине «В новой семье», показав заботу об эвакуированных детях. В декабре 1942 года картины художницы экспонировались на Всесоюзной передвижной выставке «Отечественная война» в Москве.
Педагог
Творческой жизни 3инаиды Ковалевской сопутствовала и ее педагогическая деятельность.
Насчет педагогического стажа Ковалевской в разных источниках встречаются разночтения в датах.
С самого приезда художница поддерживала своего учителя Бенькова в его стремлении развить и популяризировать художественное училище, основанное в Самарканде в 1919 году, а затем преподавала в нем. А разночтения в том, что в некоторых источниках написано, что Ковалевская стала преподавать в училище с 1932 года, в то время, как в других написано, что только получив диплом об окончании института, художница получила право преподавать и, соответственно, работала в художественном училище с 1945 по 1949 год.
Зинаида Ковалевская Букет цветов.
Зинаида Ковалевская У дома.
В 1949 году Самаркандское художественное училище было присоединено к Ташкентскому художественному техникуму и переведено в столицу республики. Это событие тяжело повлияло на Бенькова, который считал училище своим «детищем», ведь здесь были воспитаны первые узбекские живописцы, старый художник тяжело заболел и в январе 1949 года умер. Через несколько лет художественному училищу в Ташкенте было присвоено его имя. Ковалевская не уехала из Самарканда, оставшись жить в городе до конца жизни, здесь были ее ученики, любимый город и работа.
Зинаида Ковалевская
Зинаида Ковалевская Самарканд. 1948 г.
Зинаида Ковалевская Дворик.
В послевоенные годы художница продолжает плодотворно работать, пишет пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые сценки и сюжетные полотна. Она выезжает в колхозы, наблюдая жизнь тружеников, воспевает образы женщин-ткачих и вышивальщиц. Среди известных послевоенных работ – «Мастера народного творчества» (1947), показанная на выставке «Советская женщина в искусстве» в Париже в 1948 году, «Сбор помидоров» (картина находится в Музее русского искусства в Миннеаполисе, США), «Премирование хлопкоробов» (1949), «На съезде знатных хлопкоробов» (1951) и «Первые выборы в Верховный Совет в Самарканде» (1951). Художница часто посещала Ургут - самое живописное место в области.
Зинаида Ковалевская Сбор помидоров. 1949 г.
В 1953 году, в связи с 50-летием со дня рождения и 25-летием творческой деятельности, в Ташкенте состоялась персональная выставка Ковалевской, и художнице было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Узбекистана. В 1964 году она получила звание Народного художника республики.
Умерла Зинаида Ковалевская в Самарканде 25 ноября 1979 года.
Могила З.М.Ковалевской
В 2012 году в Узбекистане будет широко отмечаться 110-летие со дня рождения художницы, внесшей огромный вклад в становление современного изобразительного искусства Узбекистана.
Зинаида Ковалевская Натюрморт 1965 г.
Источники – Википедия,
статья Нигины Бабаевой «Судьбы ее цветное сюзане»,
сайт tashkentpamyat.ru,
блог Р. Крапаней в ЖЖ.