-–убрики

 -“оррЌјƒќ - торрент-трекер дл€ блогов

ƒелюсь моими файлами
    —качал и помогаю скачать
      ∆ду окончани€ закачки

        ѕоказать все (0)

         -ѕоиск по дневнику

        ѕоиск сообщений в ѕарашутов

         -ѕодписка по e-mail

         

         -—ообщества

        ”частник сообществ (¬сего в списке: 6) про_искусство Live_Memory ѕарижское_кафе  итайский_летчик_ƒ∆јќ_ƒј MY_HIT »скусство_звука
        „итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ј–“_ј–“ель  итайский_летчик_ƒ∆јќ_ƒј MY_HIT

         -—татистика

        —татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        —оздан: 16.10.2007
        «аписей: 5595
         омментариев: 31818
        Ќаписано: 46536


        ∆«Ћ (Ќ» ќЋј… —“–”ЌЌ» ќ¬. ќ“  ј«ј ќ¬   ЅќЋ№Ў≈¬» јћ.)

        ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 01:10 + в цитатник
        ¬ начале поста хочу сразу же поблагодарить авторов статей, на которые € опиралс€, готов€ этот материал. » если дл€ журналистов јндре€ ћарина и јлександра Ћокоткова Ц это профессиональна€ работа, то дл€ библиотекар€ ћалоархангельской городской библиотеки ќльги ≈горовой Ц это насто€щее подвижничество, выражение любви к своему краю и знаменитым земл€кам.   тому же, ќльга ≈горова, опира€сь на воспоминани€ младшей сестры геро€ сегодн€шнего поста, написала наиболее подробную из всех биографию художника.
        »так, представл€ю в серии ∆«Ћ новое дл€ себ€ им€.

        Ќиколай »ванович —трунников

        14 ма€ 1871, ќрел Ц 20 сент€бр€ 1945, ћосква



        Ќиколай —трунников  азак с трубкой. јвтопортрет. 1920 г.

        –усский и украинский живописец, портретист и реставратор, заслуженный де€тель искусств –—‘—–.
        Ќиколай родилс€ в ќрле, детские годы провел в селе Ѕогородицкое ћалоархангельского уезда. ќтец художника Ц »ван јлексеевич был приказчиком в сельском магазине. ¬ семье было шесть детей - два сына и четыре дочери, поэтому семь€ жила в посто€нной нужде.
        ћладша€ сестра художника, ћари€ »вановна, много лет проработавша€ учителем русского €зыка и литературы в ћалоархангельской средней школе, вспоминала, что Ђих мать јлександра Ќиколаевна, была чуткой, отзывчивой, доброй и ласковой. ќна обладала художественными способност€ми и выполн€ла великолепные вышивки бисером. Ќиколай любовалс€ ими и зарисовывал акварельными красками.  огда отец бранил сына, мать заступалась за него и говорила: Ђ“ы,  олечка, не обижайс€ на папу, он больной, нервный. ѕомогай ему в работе, а в свободное врем€ рисуй. ” теб€ это хорошо получаетс€її.




        ¬ люд€х

        ѕосле окончани€ трехлетнего обучени€ в начальной школе Ќиколаю пришлось идти работать, как писал √орький Ц в Ђлюдиї, чтобы поддерживать семью.
        ћальчик уехал в ќрел, где стал служить на складе купца  онькова. Ёто была сурова€ школа: вечно голодный, всегда готовый к подзатыльникам, потому, что били и старшие мальчики, и приказчики. Ќо, несмотр€ на невзгоды,  ол€ был уверен, что вырастит и станет художником. ѕо ночам, при свете коптилки он рисовал на клочках бумаги.
        ќп€ть же сестра вспоминала: Ђќн любил иллюстрировать художественные книги. ¬ свое врем€ ему полюбились рассказы и повести Ќ. ¬. √огол€, особенно повесть Ђ“арас Ѕульбаї. ’оз€ину и приказчикам нравились его рисунки, и они часто говорили: ЂЌу, мальчишка! ћолодец!ї. ¬от оказываетс€, откуда любовь художника к казачьей теме.

        ћосква

        ¬ ќрле творческие способности заметил один из местных художников, кроме добрых слов типа, Ђ“ебе нужно об€зательно учитьс€, у теб€ талант к живописи!ї, этот безым€нный художник посоветовал ехать в ћоскву и дал рекомендации своему знакомому Ц художнику √рибкову.

        ƒл€ справки:

        —ергей »ванович √рибков

        4 июл€ 1822,  асимов –€занской губ. - 16 декабр€ 1893, ћосква

        –усский жанровый живописец.
        ¬ живопись пришел поздно, в 1844 году начал обучение художественному мастерству в ћосковском училище живописи, ва€ни€ и зодчества. ≈ще будучи студентом, в 1852 году за картину "»спанка, мол€ща€с€ в церкви" получил от јкадемии художеств звание неклассного художника. ќкончил училище в 1856 году.
        –аботал в различных жанрах: картины на бытовые темы сочетались с картинами историческими, портреты соседствовали с иллюстраци€ми литературных произведений. ¬ последние годы своей достаточно продолжительной жизни √рибков трудилс€ над роспис€ми р€да церквей в ћоскве (ѕараскевы ѕ€тницы, јрхангела ћихаила в ќвчинниках, —в. Ќикола€ на ћаросейке) и кафедрального собора в  урске.

        »так, Ќиколай решил ехать в ћоскву, чтобы в мастерской художника √рибкова получить первоначальное художественное образование.
        ќб ученичестве —трунникова в мастерской √рибкова пишет в своей известной книге Ђћосква и москвичиї историк ¬. ј. √ил€ровский, ставший на долгие годы другом и покровителем начинающего художника.



        Ќиколай —трунников ѕортрет ¬.ј.√ил€ровского 1924 г.

        ÷итирую Ђд€дю √ил€€ї:
        Ђ—трунников поступил к √рибкову в ученики четырнадцатилетним мальчиком. “ак же, как и
        все, он был "на побегушках", был мал€ром, тЄр краски, мыл кисти, а по вечерам училс€ рисовать с натуры. –аз √рибков послал ученика —трунникова к антиквару за  алужской заставой реставрировать какую-то старую картину.
        ¬ это врем€ к тому приехал ѕ. ћ. “реть€ков покупать портрет архимандрита ‘еофана работы “ропинина. ”видав ѕ. ћ. “реть€кова, антиквар бросилс€ снимать с него шубу и галоши, а когда они вошли в комнату, то схватил работавшего над картиной —трунникова и давай его наклон€ть к полу:  лан€йс€ в ноги, на колени перед ним. “ы знаешь, кто это?
        Ќиколай в недоумении упиралс€, но ѕ. ћ. “реть€ков выручил, подал ему руку и сказал: - «дравствуйте, молодой художник!
        ѕортрет “ропинина ѕ. ћ. “реть€ков купил тут же за четыреста рублей, а антиквар, когда ушел “реть€ков, заметалс€ по комнате и заскулил: ј-ах, продешевил, а-ах, продешевил!ї

        “ем не менее, своего первого учител€ —трунников очень ценил и впоследствии называл отцом и другом.
        —уд€ по хронологии, у √рибкова в мастерской Ќиколай работал с 1885 по 1892 год, после чего сбылась его мечта о поступлении в ћосковское училище живописи, ва€ни€ и зодчества (ћ”∆¬«). ¬ 1892 году Ќиколай поступил в ћ”∆¬« в мастерскую ј. јрхипова и ¬. —ерова и закончил училище с двум€ серебр€ными и одной бронзовой медалью в 1899 году.
        ѕараллельно с учебой Ќиколай продолжал работать над реставрацией картин у известного московского парфюмера (?) Ѕрокара, владельца большой художественной галереи, о чем тоже читаем у ¬ладимира √ил€ровского:
        Ђ«а работу —трунникову Ѕрокар денег не давал, а только платил за него п€тьдес€т рублей в училище и содержал "на всем готовом". ј содержал так: отвел художнику в сторожке койку пополам с рабочим, - так двое на одной кровати и спали, и кормил вместе со своей прислугой на кухне. ѕроработал Ќиколай год и пришел к Ѕрокару: - я ухожу.
        Ѕрокар молча вынул из кармана двадцать п€ть рублей. —трунников отказалс€: - ¬озьмите обратно.
        Ѕрокар молча вынул бумажник и прибавил еще п€тьдес€т рублей. —трунников вз€л, молча, повернулс€ и ушел. Ќелегка была жизнь этих начинающих художников без роду, без племени, без знакомства и средств к жизниї.

        ≈сть сведени€, что узнав о трудной судьбе —трунникова, √ил€ровский бедного студента приютил у себ€ и вс€чески помогал.



        Ќиколай —трунников ѕортрет Ќ.¬.√ил€ровской 1904 г.

        Ђя читал его стихи, Ч вспоминал Ќиколай »ванович, Ч заслушивалс€ рассказами из его в некоторых част€х легендарной биографии, через него увлекалс€ геро€ми «апорожь€, поэму о которых он в то врем€ писалЕ ¬ его удали, энергии, исключительной веселости, даже его коренастой фигуре, как казалось тогда мне, было что-то от этих запорожских героевї.
        ¬ 1900 году —трунников под вли€нием поэзии ¬. √ил€ровского написал портрет д€ди √ил€€ (как его называли друзь€) в образе лихого запорожца, лихо сид€щего верхом на коне, на фоне пейзажа с высокими южными горами.



        Ќиколай —трунников ѕортрет ¬. ј. √ил€ровского на коне. 1900 г.

        ќсновой дл€ картины стала фотографи€ √ил€ровского на коне, сделанна€ во врем€ путешестви€ по  авказу.



        ¬. ј. √ил€ровский на  авказе.

        ¬ доме у √ил€ровского —трунников в конце 1890-х годов познакомилс€ и на долгие годы подружилс€ с украинским историком ƒ.». яворницким.

        ƒл€ справки:

        ƒмитрий »ванович яворницкий

        25 окт€бр€ (6 но€бр€) 1855, Ѕорисовка, ’арьковска€ губерни€ Ч 5 августа 1940, ƒнепропетровск



        ƒмитрий »ванович яворницкий

        –оссийский и украинский историк, археолог, этнограф, фольклорист, лексикограф, писатель.
        јкадемик јЌ ”——– (1929), член ћосковского археологического общества, один из самых значительных исследователей истории «апорожского казачества.
        ќкончил ’арьковский университет (1881), преподавал в ћосковском, ѕетербургском и ≈катеринославском (ƒнепропетровском) университетах, в последнем создал кафедру украиноведени€. ¬ 1902Ч1932 годах был директором краеведческого музе€ в ≈катеринославе (ныне ƒнепропетровский национальный исторический музей его имени). ¬ мае 1940 года яворницкий был арестован по подозрению в изготовлении и хранении литературы буржуазно-националистического содержани€, а за неделю до смерти выпущен на свободу. ¬ тюрьме академик заболел воспалением легких и вскоре умер.
        яворницкий написал Ђ»сторию запорожских казаковї в трех томах (1892-97), собрал обширный фольклорный материал в сборнике Ђћалороссийские народные песниї (1906), писал также повести, сатирические рассказы и стихи.

        ≈ще посеща€ училище, —трунников в 1899 году создал портрет "«апорожец ( азак в бою)", с которым св€зана интересна€ истори€.
        ѕосле продолжительного общени€ с яворницким —трунников также Ђзаболелї казацкой тематикой. ¬ знак глубокого уважени€ к историку, Ќиколай по его просьбе написал запорожца на двер€х московской комнаты, где жил яворницкий. ‘игура запорожца изображена была в энергичном движении, лицо казака полно гнева, на лбу кровоточаща€ рана, большие, выступающие из орбит глаза налиты кровью.  артина очень понравилась яворницкому.
         огда историк собиралс€ уезжать из ћосквы в ≈катеринослав, он предложил хоз€ину оплатить стоимость двери, поскольку решил забрать расписанную —трунниковым дверь с собой.
        Ќо по воле случа€ хоз€ином меблированных комнат, где жил яворницкий, оказалс€ известный коллекционер Ѕахрушин. ќн, естественно, запротестовал, поскольку "«апорожец" понравилс€ и ему. Ѕахрушин за€вил, что дверь и все, что на ней находитс€, принадлежит ему, как законному домовладельцу. ƒело дошло до суда, однако судь€ тоже оказалс€ оригиналом и предложил распилить двери пополам и поделить по жребию Ц кому кака€ часть достанетс€. ¬ результате необычного решени€ яворницкий получил верхнюю часть двери с по€сным изображением казака. Ђј Ѕахрушину достались штаны и то, что в штанахї - любил впоследствии шутить ƒмитрий »ванович. ¬ 1905 году необычную картину яворницкий подарил музею.

        “ем временем, —трунников понимает, что знаний, полученных в стенах училища, €вно недостаточно, и необходимо продолжать учитьс€.



        Ќиколай —трунников —трелец.

        —анкт-ѕетербург

        ¬ 1901 году —трунников был зачислен в ¬ысшее художественное училища ѕетербургской јкадемии художеств и попал в мастерскую к прославленному »лье ≈фимовичу –епину.



        —еров ¬.ј. ѕортрет –епина 1901 г.

        Ќиколаю нелегко достались и эти годы учебы, так как нужно было снова добывать средства к существованию.
        ћладша€ сестра художника ћари€ »вановна вспоминала: Ђќн училс€ и работал, часто ходил без Ђподошвї, почти босиком, жил впроголодь, ночевал на чердаках. »з своего очень маленького заработка он нам сЄстрам помогал, потому, что наши родители умерли, и нам совершенно не на что было жить. ћне в это врем€ было 7-8 лет, у мен€ не было ни одной хорошей игрушки. ¬друг однажды  ол€ привез мне красивую большую куклу, которую купил на последние деньги.  огда € играла с куклой, он смотрел на мен€ и рисовал. ѕозже € узнала, что он создавал иллюстрации к Ђќтверженнымї ¬иктора √юго. ≈му надо было видеть выражение лица  озетты, когда ей ∆ан ¬альжан подарил куклу. »ллюстрации к произведени€м ¬иктора √юго у него не прин€ли. ќн был очень расстроен, переживалЕ Ёти иллюстрации брат подарил мне. я, к большому сожалению, их не могла сохранить: во врем€ оккупации картины забрали фашистыї.

        ¬ 1902-1904 годах во врем€ летних каникул —трунников жил в родном городе ћалоархангельске.
        –абота€ в мастерской ».≈. –епина и наход€сь под его вли€нием, —трунников серьезно увлекс€ историей «апорожского казачества. Ќужно напомнить, что –епин сам увлекс€ темой казачества, еще работа€ над своими знаменитыми Ђ«апорожцамиї, к тому же, художник был тоже из малоросси€н и даже часто разговаривал и писал письма на украинском Ђсуржикеї.

        ƒл€ справки:

        –абота над картиной Ђ«апорожцы пишут письмо турецкому султануї была начата –епиным в 1880 году. —начала –епин занималс€ неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей.  стати, среди моделей, позировавших –епину дл€ картины, были и друзь€ —трунникова. ¬ частности, лукавого писар€ художник писал с историка яворницкого, а дл€ смеющегос€ казака в белой папахе –епину позировал √ил€ровский. –епин познакомилс€ с яворницким в 1887 году в ѕетербурге, на вечере пам€ти “.√.Ўевченко.   этому времени работа над Ђ«апорожцамиї была не только начата, но и заметно продвинулась.



        »ль€ –епин «апорожцы пишут письмо турецкому султану (деталь, ѕортрет ƒ.».яворницкого).



        »ль€ –епин «апорожцы пишут письмо турецкому султану (деталь, ѕортрет ¬.ј.√ил€ровского).

        ѕервый законченный эскиз маслом по€вилс€ в 1887 году, –епин подарил его яворницкому. ѕозже яворницкий продал эскиз ѕ. ћ. “реть€кову и сейчас он находитс€ в “реть€ковской галерее.
        ќсновной вариант картины (2,03×3,58 м) был завершЄн в 1891 году.



        »ль€ –епин «апорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-91 гг.

        ѕосле шумного успеха на нескольких выставках в –оссии и за рубежом („икаго, Ѕудапешт, ћюнхен, —токгольм) картину в 1892 году купил за 35 тыс. рублей император јлександр III.  артина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции оказалась в собрании –усского музе€.
        ≈щЄ не завершив основной вариант, –епин в 1889 начал работу над вторым вариантом, работу над которым он так и не закончил. Ёто полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту, и €вл€етс€, так сказать, кулуарным экземпл€ром.



        »ль€ –епин «апорожцы пишут письмо турецкому султану. ’арьковский музей изоб.искусств.

        ¬торой вариант Ђ«апорожцевї художник попыталс€ сделать более Ђисторически достовернымї. ’ранитс€ он сейчас в ’арьковском художественном музее.
        ѕосле Ђ«апорожцевї почти все произведени€ ».≈.–епина на украинские темы были св€заны с именем яворницкого. »сторик переписывалс€ с художником до самой его смерти.

        ƒружеские отношени€ св€зывали —трунникова с еще одним потомком украинских казаков, рожденным в селе  расионовка ѕолтавской губернии - чемпионом мира по французской борьбе »ваном ѕоддубным. ƒнепропетровский историк-искусствовед ќлекса Ўведив рассказывал:
        Ђ’удожника и »вана ѕоддубного св€зывали не только дружеские отношени€. —охранилась фотографи€ начала 1900-х годов, изображавша€ атлетически сложенного —трунникова в костюме спортсмена-борца. —молоду художник увлекалс€ кулачными бо€ми, а затем конькобежным спортом и борьбой. » даже пробовал силы в официальных соревновани€х с »ваном ѕоддубнымї.

        ¬есной 1906 года —трунников написал портрет ѕоддубного в костюме запорожца и подарил его оп€ть-таки ƒ.». яворницкому. ѕравды ради, стоит заметить, что, на самом деле, были написаны две картины. Ќа одной ѕоддубный изображен в борцовском костюме, в образе силача, каким его любила публика. ј на другом полотне художник пририсовал борцу оселедец, опустил вниз кончики усов, одел в синие шаровары и подпо€сал красным кушаком.



        Ќиколай —трунников  азак. ѕортрет »вана ѕоддубного. 1906 г.

        ѕревратил ѕоддубного в казака —трунников по просьбе яворницкого. 29 ма€ 1907 года художник писал историку:
        Ђя ¬ам послал копию с некоторыми изменени€ми, а оригинал находитс€ у ».ћ. ѕоддубного. Ќаписан он с натуры и лучше, чем копи€. Ќа оригинале он без чуба, усы закручены, вместо штанов - трико. “олько одна грудь на вашем портрете осталась без изменений. –ост на обоих портретах натуральныйї. ¬идел ли этот казацкий портрет сам ѕоддубный Ц неизвестно.

        —ам Ќиколай, имеющий атлетическое сложение, служил моделью дл€ своего учител€. »ль€ –епин
        писал с него молодого, обнаженного до по€са казака и гребущего веслом могучего запорожца дл€ картины "„ерноморска€ вольница". »стори€ этой картины тоже необычна.



        –епин в зимней мастерской во врем€ работы над картиной „ерноморска€ вольница 1906 г.

        ƒл€ справки:

        ¬ 1888 году во врем€ гастролей в —анкт-ѕетербурге украинской труппы –епин преподнес корифею украинского театра ћарку  ропивницкому адрес с изображенной запорожской лодкой и фигурой актера в образе рулевого. Ётот сюжет художник вспомнил много лет спуст€.  артину –епин решил посв€тить ее защитникам ”краины Ц запорожцам, застигнутым бурей на море после набега на турецкий берег. ѕо просьбе –епина яворницкий нашел дл€ картины морской запорожский малиновый флаг (ст€г) с изображением запорожцев, который скопировал сын художника ёрий.
        ¬се, кто видел картину на передвижной выставке 1909 года, восхищались ее экспрессией и колоритом.   сожалению, эта картина ушла за границу и только в 2008 году была обнаружена в одном из финских музеев. ¬ этом же году в –усском музее была представлена сама картина и два этюда к ней, которые наши музейщики нашли в разных собрани€х отечественных музеев.



        »ль€ –епин „ерноморска€ вольница (эскиз). Ќачало 1900-х.

        я не нашел саму картину, поэтому представл€ю один из эскизов, на котором, увы, невозможно пон€ть, где герои, написанные со —трунникова.

        ћалоархангельск

        ∆ив€ в ѕетербурге, занима€сь любимым делом, художник скучал по своему родному краю. я уже писал, что во врем€ летних каникул он уезжал к своим сестрам, которые жили в ћалоархангельске. ¬ один из таких приездов, в 1902 году местный св€щенник предложил Ќиколаю расписать ¬оскресенскую церковь. —трунников не только согласилс€, у него возникла иде€: в роспис€х повторить ¬ладимирский собор в  иеве, с творени€ми художников ¬. ћ. ¬аснецова, ћ.ј ¬рубел€ и ћ. ¬. Ќестерова.

        Ќ.». —трунников подал прошение в совет јкадемии об оказании в этом содействи€, и на удивление, ему не было отказано. —трунников отправилс€ в  иев, много там работал, копиру€ росписи ¬ладимирского собора. ѕозже живописный комплекс ћалоархангельской церкви был успешно завершен.
        Ќиколай »ванович вспоминал: Ђ“рудна€ работа, особенно где-нибудь под куполом. ≈сли бы не моЄ гимнастическое прошлое, € бы не выдержал. ќднажды поскользнулс€ и свалилс€ с дес€тисаженной высоты. ћес€ц пролежал и оп€ть полез на леса. Ёта работа хорошо оплачивалась, и € уже мог помогать семьеї.
        ¬о врем€ работы он Ђбо€лс€ потер€ть то главное, что ценил в живописи Ц естественность позы и движени€, а также близость к природеї.
         ак пишут историки, Ђчудесна€ земл€ ”краины с ее удивительной природой, добрыми и щедрыми людьми издавна прит€гивала к себе российских художниковї.
        ј известный украинский художник  онстантин “рутовский (1826-1893) добавл€л: "—колько неразработанных материалов дает ”краина художнику - и тому, кто рисует сцены жизни, и пейзажисту. ¬се т€нутс€ в »талию - хорошо, естественно пожить и поучитьс€ там, но не подобает российскому художнику ограничиватьс€ италь€нскими сценами, когда у нас есть свои прекрасные виды и сцены".
        ћалоархангельцы восхищались роспис€ми —трунникова, но, к сожалению, церковь не сохранилась. ќна была разрушена в 1943 году, поскольку, по воспоминани€м местных жителей, была хорошим ориентиром дл€ вражеской авиации.

         иев

        Ѕудучи в  иеве, —трунников влюбилс€ в этот город, в 1913 году он решил переехать туда жить.
        ѕо рекомендации –епина Ќикола€ пригласили работать преподавателем в  иевское художественное училище ( ’”). Ђѕреподавательска€ работа была мне по сердцуї, Ч вспоминал —трунников. —воим ученикам —трунников передавал педагогические методы, унаследованные от своих учителей Ч ¬. —ерова и ». –епина. ¬ училище художник преподавал семь лет (до 1920 года).

        ¬скоре после переезда в  иев —трунников женилс€. ∆ена художника ѕрасковь€ јлексеевна стала ему большим другом и безропотно сносила т€готы беспокойной и неустроенной жизни. —естра художника вспоминала, что Ђэто была счастлива€ семь€. ∆ену Ќиколай »ванович глубоко любил, она была замечательна€ женщина: скромна€, чутка€ умела беречь талант брата. ” мен€ о ней остались самые светлые воспоминани€, как о близком друге и родной сестреї.
        ¬ семье —трунниковых родилось трое сыновей. —тарший —ергей впоследствии работал фотокорреспондентом газеты Ђѕравдаї и погиб в 1943 году под ѕолтавой. ќ младших - »горе и –остиславе, ничего неизвестно.

        ¬любленный в жену художник написал несколько ее портретов: Ђ”краинкаї (1914), Ђѕортрет жены художникаї (1916), ЂЌевестаї (1917), Ђ√ореї (1917), Ђѕортрет жены художника в национальном костюмеї (1917), Ђ√оловкаї (1925). Ќа картинах ѕрасковь€ предстает перед зрителем то совсем юной девушкой, одетой в украинский национальный костюм, то невестой в подвенечном нар€де, то глубоко скорб€щей женщиной.
        ћне удалось найти только один портрет 1917 года.



        Ќиколай —трунников ѕортрет жены 1917 г.

        ¬  иеве —трунников сдружилс€ с ‘.≈. ћироновым, который содержал мастерскую по изготовлению рам и подрамников. Ѕудучи любителем искусства, тот скупал по дешевке работы художников, и собрал таким образом значительную коллекцию полотен.
        Ќезадолго до отъезда из  иева —трунников подарил ћиронову свой автопортрет, выполненный акварелью и цветными карандашами, где изобразил себ€ запорожцем с бритой головой, свисающим чубом и длинными казацкими усами.



        Ќиколай —трунников «апорожец. јвтопортрет 1917 г.

        Ќа портрете у него лукаво усмехающеес€ лицо, в зубах запорожска€ люлька, а изо рта клубитс€ м€гкий табачный дымок. ѕозже вариант этого портрета был подарен в 1920 году ƒ.». яворницкому.

        –еволюци€

        Ќадо отметить, что художник прин€л и поддержал революцию 1917 года. »скусствоведы называют несколько причин Ц бедное детство и посто€нна€ борьба за существование, гибель брата при ÷усиме и смерть старшей сестры во врем€ восстани€ 1905 года.
        ќсенью 1919 года, в канун революционной годовщины, —трунников с группой педагогов и учеников художественного училища принимал активное участие в оформлении улиц и площадей  иева в соответствии с предложенной Ћениным идеей монументальной пропаганды.
        ѕо инициативе наркомвоенмора ”краины Ќикола€ »вановича ѕодвойского в том же 1919 году были расписаны Ћуцкие казармы. “емы росписей - "Ѕорьба с двуглавым орлом", "Ѕорьба с капиталом", "Ѕорьба с јнтантой", "Ўах и мат белому королю" и т.д. ¬о врем€ работы художник познакомилс€ с самим ѕодвойским, и это знакомство переросло в прочную дружбу.
        “ак художник-реалист, приверженец народной темы запорожского казачества стал приспосабливатьс€ к новому времени.



        Ќеизвестный автор ѕортрет Ќ.—трунникова.

        —тоит отметить, что первые два дес€тилети€ нового века —трунников активно выставл€лс€. ќн был экспонентом ћосковского общества любителей художеств (ћќЋ’), распущенного в 1918 году, ћосковского общества Ђ√руппа художниковї с 1909 по 1911 год, јссоциации художников революционной –оссии и последних 47 и 48 выставок “оварищества передвижных художественных выставок (“ѕ¬’). ’удожник также был активным участником литературно-художественного кружка Ђ—редаї в ћоскве.



        Ќиколай —трунников ¬есельчак. 1920е



        Ќиколай —трунников –абочий-металлист.

        ≈катеринослав

        ¬ 1920 году —трунников по приглашению яворницкого, ставшего директором ≈катеринославского (ныне ƒнепропетровского) краевого исторического музе€, переезжает в ≈катеринослав и начинает работать сотрудником музе€. ∆ил —трунников с семьей в доме яворницкого.
        ” художника далекоидущие планы и цели Ц Ђорганизовать художественную мастерскую исторического быта запорожцев, иметь учеников и работать дл€ музе€".



        Ќиколай —трунников  азак с бандурой. ¬ подпитии.

        ¬ гостиной дома яворницкого художник выполнил монументальную роспись на стене "“арас Ѕульба с сыновь€ми в походе " (1920).
        Ч —мотрю, как вы вот кистью прикасаетесь к полотну, Ч говорил ƒмитрий »ванович, Ч и узнаю репинскую школу. —частливый вы, Ќиколай »ванович, что работали с гениальным человеком.
        Ќиколай »ванович радостно улыбнулс€.
        Ч » стараюсь, чтобы не омрачить им€ своего учител€ и наставника...



        Ќиколай —трунников Ќастенна€ роспись “арас Ѕульба с сыновь€ми 1920 г.

        ј вот создать художественную мастерскую при музее не удалось, и по рекомендации яворницкого —трунников поехал в село Ѕеленькое ≈катеринославской губернии в качестве преподавател€ рисовани€.
        Ч ¬ижу, Ќиколай »ванович, что вы все более и больше увлекаетесь запорожцами. Ц сказал яворницкий. - “о, говорю, было бы хорошо, если бы вы проехались в казацкие села ѕокровское и Ѕеленькое.
        “ам, помимо лозунгов, агитационных панно и портретов в волостном исполкоме, художник создал серию портретов кресть€н. ѕравда, искусствоведы отмечают: Ђпо работам видно, что художник работал без вдохновени€, видимо, заставл€ла нужда, ведь врем€ было т€желое и голодноеї.



        Ќиколай —трунников Ѕабушка внуку пришивает пуговицы.

        –еволюцией мобилизованный

        ¬ 1921 году по вызову Ќаркомпроса —трунников переехал в ћоскву и больше в ”краину не возвращалс€.
        ѕользу€сь дружескими св€з€ми с Ќ.». ѕодвойским, художник стал официальным художником (или, как шутили некоторые коллеги, придворным живописцем) Ќаркомата обороны ———–.



        Ќиколай »ванович —трунников.

        √ероико-романтические образы запорожских казаков сменились более пафосно-идеологическими портретами героев ќкт€брьской революции и гражданской войны. ¬ период 1927-1930 годов —трунников создал целую галерею портретов -  . ≈. ¬орошилова, ј. ≈. ўаденко, ј. ѕархоменко, Ќ.». ѕодвойского.



        Ќиколай —трунников ѕортрет ≈.ј. ўаденко.

        ’удожник участвовал на выставке к дес€тилетию  расной јрмии (–  ј) с работами Ђ расный партизан товарищ якимовї и Ђѕортрет начальника царицынских бронепоездов товарища јл€бьеваї.
        ¬ 1938 году —трунников получил «олотую медаль на ¬семирной выставке в ѕариже за портрет партизана ЋунЄва.



        Ќиколай —трунников ѕартизан Ћунев 1929 г.

        ¬ 1940 году художнику, за выдающиес€ заслуги в области искусства и как признанному мастеру советской портретной живописи, было присвоено звание «аслуженного де€тел€ искусств –—‘—–.
        ¬о врем€ ¬еликой ќтечественной войны, наход€сь в эвакуации в —вердловске, —трунников дл€ местного ƒома офицеров написал полотна "«о€  осмодемь€нска€" и "ѕартизан".
        ƒо последних дней своей жизни художник не расставалс€ с палитрой и кист€ми.
        —кончалс€ Ќиколай »ванович 20 сент€бр€ 1945 года в ћоскве и был похоронен на Ќоводевичьем кладбище.

        ѕослесловие

        Ќа мой взгл€д, и это подтверждают многие историки искусства, украинска€ казацка€ тема в творчестве —трунникова остаетс€ самым €рким про€влением его таланта.



        Ќиколай —трунников  азак с кобзой.

         артины художника хран€тс€ в 13 музе€х и картинных галере€х Ц “реть€ковской галерее, ÷ентральном музее ¬ооружЄнных сил в ћоскве, ћузее новейшей истории –оссии в ћоскве, ƒнепропетровском национальном историческом музее им. ƒ. яворницкого, ѕолтавском, ƒонецком и ќрловском художественных музе€х и др.

        »сточники Ц ¬икипеди€, статьи ќльги ≈горовой, јндре€ ћарина, јлександра Ћокоткова, Ћюбови –оманчук, сайт ƒонецкого художественного музе€ и сайт www.maslovka.org.

        b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)

        —ери€ сообщений "”краина":
        „асть 1 - ќ Ќј √Ћј«јћ» ’”ƒќ∆Ќ» ќ¬ („ј—“№ 49 - ќ Ќј “ј“№яЌџ яЅЋќЌ— ќ…)
        „асть 2 - ∆«Ћ (’ќ«я… ј ћј√»„≈— »-Ќј»¬Ќќ√ќ ћ»–ј ќЋ№√ј  ¬јЎј)
        ...
        „асть 8 - ∆«Ћ (≈Ћ≈Ќј  ”Ћ№„»÷ јя. ƒЌ≈¬Ќ»  ≈≈ ∆»«Ќ» („асть 1))
        „асть 9 - ∆«Ћ (≈Ћ≈Ќј  ”Ћ№„»÷ јя. ћќЌќ√–ј‘»я ќ “¬ќ–„≈—“¬≈ („ј—“№ 2))
        „асть 10 - ∆«Ћ (Ќ» ќЋј… —“–”ЌЌ» ќ¬. ќ“  ј«ј ќ¬   ЅќЋ№Ў≈¬» јћ.)
        „асть 11 - ∆«Ћ (Ќ» ќЋј… ¬ј ≈–. ” –ј»Ќ— »… ѕј–»∆јЌ»Ќ)
        „асть 12 - ∆«Ћ (ќЋ≈√ Ў”ѕЋя . »ЋЋё«ќ–Ќјя ∆»¬ќѕ»—№ ѕќ-” –ј»Ќ— »)
        ...
        „асть 36 - ∆«Ћ. √–»√ќ–»… —¬≈“Ћ»÷ »… - ” –ј»Ќ— »… ћј—“≈– –≈јЋ»«ћј.
        „асть 37 - ∆«Ћ (ћ»’ј»Ћ —јѕќ∆Ќ» ќ¬ - ” –ј»Ќ— »… —»ћ¬ќЋ»—“)
        „асть 38 - ѕјЋ№ћџ ¬ яѕќЌ»». ’”ƒќ∆Ќ»  ¬» “ќ– ѕјЋ№ћќ¬ (1888-1929) Ц ” –ј»Ќ— »… ј¬јЌ√ј–ƒ»—“ –”—— ќ√ќ ѕ–ќ»—’ќ∆ƒ≈Ќ»я

        –убрики:  ∆«Ћ/–осси€
        ћетки:  

        ѕроцитировано 3 раз
        ѕонравилось: 6 пользовател€м



        јндрей_Ћысенко   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 02:24 (ссылка)
        ќтлично! Ѕраво!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 09:07 (ссылка)
        ƒл€ мен€ им€ этого художника тоже €вл€етс€ новым=)
        —пасибо, јнатолий!
        ќчень понравились его работы. » материал отличный=)
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ¬алентина_Ўуткова   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 10:46 (ссылка)
        ¬сЄ ентересно.ћаленькое дополнение про √ел€ровского. огда-то в восьмидес€тых € была на экскурссии в ћоскве по местам √ел€ровского.ѕомню, что было очень интересно.Ѕольше всего запомнилась ’итровка, где артисты, которые должны были играть в "Ќа дне", специально переодевались и жили некоторое врем€ в самых падших сло€х населени€(на ’итровке), что было очень опасно, √ел€ровский там тоже был.»нтересно, а сейчас ’итровка осталась в старом стиле или там тоже всЄ перестроили, было бы жаль?
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ¬¬¬ладимиров   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 12:38 (ссылка)

        ќтвет на комментарий ¬алентина_Ўуткова

        "–ассказы √орького разожгли нас, и нам захотелось видеть самую гущу жизни бывших людей. ƒл€ этого была устроена экспедици€, в которой участвовали многие артисты театра, игравшие в пьесе, ¬. ». Ќемирович-ƒанченко, художник —имов, € и др. ѕод предводительством писател€ √ил€ровского, изучавшего жизнь бос€ков, был устроен обход ’итрова рынка. ...
        ¬се эти милые ночлежники прин€ли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и рол€м, которые переписывали дл€ нас. ћы выставили на стол закуску, т. е. водку с колбасой, и началс€ пир.  огда мы объ€снили им цель нашего прихода, заключающуюс€ в изучении жизни бывших людей дл€ пьесы √орького, бос€ки растрогались до слез.
        " акой чести удостоились!" -- воскликнул один из них.
        "ƒа что же в нас интересного, чего же нас на сцену-то нести?" -- наивно дивилс€ другой.
        –азговор вращалс€ на теме о том, что вот, мол, когда они перестанут пить, сделаютс€ людьми, выйдут отсюда, и т. д., и т. д.
        ќсобенно один из ночлежников вспоминал былое. ќт прежней жизни или в пам€ть о ней у него сохранилс€ плохонький рисунок, вырезанный из какого-то иллюстрированного журнала: на нем был нарисован старик-отец, в театральной позе, показывающий сыну вексель. –€дом стоит и плачет мать, а сконфуженный сын, прекрасный молодой человек, замер в неподвижной позе, опустив глаза от стыда и гор€. ѕо-видимому, трагеди€ заключалась в подделке вексел€. ’удожник —имов не одобрил рисунка. Ѕоже! „то тогда подн€лось! —ловно взболтнули эти живые сосуды, переполненные алкоголем, и он бросилс€ им в голову... ќни побагровели, перестали владеть собой и озверели. ѕосыпались ругательства, схватили -- кто бутылку, кто табурет, замахнулись, ринулись на —имова... ќдна секунда -- и он не уцелел бы. Ќо тут бывший с нами √ил€ровский крикнул громоподобным голосом п€тиэтажную ругань, ошеломив сложностью ее конструкции не только нас, но и самих ночлежников. ќни остолбенели от неожиданности, восторга и эстетического удовлетворени€. Ќастроение сразу изменилось. Ќачалс€ бешеный смех, аплодисменты, овации, поздравлени€ и благодарности за гениальное ругательство, которое спасло нас от смерти или увечь€. "
         .—. —таниславский "ћо€ жизнь в искусстве". ћ. "»скусство" 1962. стр. 315.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ¬¬¬ладимиров   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 13:27 (ссылка)
        ѕортрет партизана ј.√. Ћунева. 1929 г. (√осударственна€ “реть€ковска€ галере€).
        —кан с почтовой открытки 30-х годов.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ¬¬¬ладимиров   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 13:39 (ссылка)
        ј вот и "„ерноморска€ вольница" »льи –епина!

        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 15:19 (ссылка)
        ¬ладимир, спасибо за дополнени€! ’итровка и √ил€й - это, конечно, тема не совсем этого материала. я видел нецветную иллюстрацию „ерноморской вольницы, но в таком маленьком разрешении и жутком качестве, что и не стал копировать. ј Ћунев у мен€ скан с марки, тоже качество ничего, правда у ¬ас картина полностью. ¬ообщем, за всЄ еще раз спасибо!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ¬¬¬ладимиров   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 16:22 (ссылка)
        јнатолий, € просто немного подкорректировал фактографическую часть в сообщении ¬алентины Ўутковой. ))
        ѕонимаю, что не совсем в тему, но "истина дороже"))

        »нтересно, что эскиз и фото "„ерноморской вольницы" сильно отличаютс€ по композиции от картины, обнаруженной в ‘инл€ндии, (в лучшую сторону, как мне кажетс€).
        —пасибо за интересный материал об интересном хуудожнике!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 16:41 (ссылка)
        ¬ладимир, ¬ы же знаете, что с радостью делюсь своими находками. ј „ерноморска€ вольница дл€ мен€ все равно осталась загадкой, ведь размер картины огроменный, как она могла "затер€тьс€" за границей? “о, что в ‘инл€ндии - пон€тно, дача –епина находилась на территории этой страны после революции. » еще, мне кажетс€, что и сама картина осталась незавершена, хоть и отличаетс€ от эскизов, как ¬ы точно заметили, в лучшую сторону!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ¬алентина_Ўуткова   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 06 »юн€ 2011 г. 20:31 (ссылка)
        —пасибо за корректировку, очень интересно.Ёто ничего, что не в тему,зато на ваших постах всегда что-нибудь вспоминаетс€ хорошее.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        kprem   обратитьс€ по имени ¬торник, 14 »юн€ 2011 г. 12:56 (ссылка)
        ќчень здорово! —пасибо!
        http://kinderpremium.com.ua/ , ≥грашки
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        јноним   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 03 »юл€ 2011 г. 12:53 (ссылка)
        —пасибо ¬ам большое за добрые слова в мой адрес, хот€, € - не из подвижников:) ќльга ≈.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 03 »юл€ 2011 г. 13:12 (ссылка)
        ”важаема€ ќльга ≈горова! –ад, что ¬ы загл€нули в мой ƒневник и спешу поблагодарить ¬ас за ¬ашу статью-исследование. ќна - одна из немногочисленных подробных материалов о жизни художника. Ѕлагодар€ ¬ам, известны воспоминани€ сестры, упор€дочен хронологический р€д, так что ¬ы - насто€щий подвижник! » не возражайте! я желаю ¬ам удачи и надеюсь, что если по€в€тс€ интересные факты, подробности о жизни —трунникова, св€занные с ¬ашим городом или вообще с его биографией, ¬ы еще по€витесь у мен€ "в гост€х"!!!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        Ћюдмила_ёферова   обратитьс€ по имени —уббота, 01 —ент€бр€ 2012 г. 23:29 (ссылка)
        как интересно, спасибо...
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
         

        ƒобавить комментарий:
        “екст комментари€: смайлики

        ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

        ѕрикрепить картинку:

         ѕереводить URL в ссылку
         ѕодписатьс€ на комментарии
         ѕодписать картинку