-–убрики

 -“оррЌјƒќ - торрент-трекер дл€ блогов

ƒелюсь моими файлами
    —качал и помогаю скачать
      ∆ду окончани€ закачки

        ѕоказать все (0)

         -ѕодписка по e-mail

         

         -ѕоиск по дневнику

        ѕоиск сообщений в ѕарашутов

         -—ообщества

        „итатель сообществ (¬сего в списке: 3) ј–“_ј–“ель  итайский_летчик_ƒ∆јќ_ƒј MY_HIT

         -—татистика

        —татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        —оздан: 16.10.2007
        «аписей:
         омментариев:
        Ќаписано: 46440


        ∆«Ћ (Ќ» ќƒ»ћј— —»Ћ№¬јЌј¬»„ё—. „”∆ј  Ќј –ќƒ»Ќ≈)

        ¬торник, 06 јпрел€ 2010 г. 14:30 + в цитатник
        ƒл€ начала немного истории искусства. √лавным историческим событием в Ћитве второй половины 19 века было восстание 1863-1864 гг. и его жестокое подавление царским правительством, когда тыс€чи литовцев были репрессированы, а в стране запрещена литовска€ печать (запрет длилс€ с 1864 по 1904 гг.).
        ÷арское правительство проводило политику русификации (это строки не из прибалтийских источников!). ¬ живописи были актуальны традиции романтизма вместе с набирающими силу тенденци€ми критического реализма.
        Ћюбимыми темами творчества по-прежнему €вл€лись героическое прошлое Ћитвы, борьба за независимость. ’очетс€ отметить, что литовска€ живопись второй половины 19 века представлена многими интересными именами, в большинстве случаев Ц участниками литовского восстани€ 1863-1864 гг. Ёто и ћиколас Ёльвирас јндриоли (1836-1893), и брать€ –емерис - историк и этнограф јльфредас (1832-1897) и Ёдвардас ћатас (1848-1900), а также пейзажисты –оман јлекна-Ўвойницкис (1845-1915) и ѕранас ёрь€вичюс (1849-1919).
        ѕроизведени€ литовских художников последней трети века перекликаютс€ с творчеством передвижников, выставки которых проходили в ¬ильнюсе в 1873 и 1878-1879 годах. ћногие литовские художники учились в ћоскве и ѕетербурге. ѕрактически, литовскими передвижниками были ¬инцас —лендзинскис (1837-1909),  азимир јльхимавичюс (1840-1917) и герой сегодн€шнего материала - Ќикодемас —ильванавичюс.
        » в конце своего вступлени€ хочу отметить, что большую роль в развитии литовской живописи сыграла открыта€ в 1866 году в ¬ильнюсе –исовальна€ школа ».ѕ. “рутнева. Ёто была бесплатна€ школа, носивша€ характер среднего учебного заведени€, куда принимались ученики независимо от пола, социальной или национальной принадлежности. ≈жегодно тут обучались около ста человек. »ван ѕетрович “рутнев (1827Ч1912) был выпускником ћосковского училища живописи ва€ни€ и зодчества и ѕетербургской академии художеств, в 1866 году он поселилс€ в ¬ильнюсе. ќн был художником-жанристом и бытописателем, талантливым педагогом, посв€тившим почти полвека жизни воспитанию молодых художников. ќтмечу, что с 1896 года школе стала оказывать методологическую поддержку и материальную помощь ѕетербургска€ јкадеми€ художеств.
        –исовальна€ школа стала очень важным фактором в деле развити€ литовского искусства, из ее стен вышло целое поколение художников - ёозас Ѕалзук€вичюс (1866-1915), “.ƒаугирдас, ¬.ƒиджиокас, ё.«икарас, ¬. айрюкштис, –. якимавичюс и другие. ¬озможно, когда-нибудь они станут тоже геро€ми моего ƒневника, а пока вернемс€ к —ильванавичюсу.

        Ќикодемас —ильванавичюс
        Nikodemas Silvanavičius
        Ќикодим ёрьевич —ильванович


        25 декабр€ 1834, деревн€ „инчевичи, ¬илейского района, ¬иленской губернии Ц
        21 ма€ 1919, ¬илейский район



        Ќикодемас —ильванавичюс јвтопортрет

        Ћитовский живописец, мозаист.
        –одилс€ в семье кресть€нина ёраса —ильванавичюса. ’удожник провел свое детство в сельской местности, выпаса€ скот и помога€ родител€м на ферме. —ельское хоз€йство мальчика не привлекало, он хотел научитьс€ какому-нибудь ремеслу.
        ¬ 16 лет Ќикодемас начал учитьс€ в четырехлетней школе в ћолодечно (ныне Ѕелорусси€), где увлекс€ рисованием и стал изучать живопись. ¬ 1854 г. он окончил школу и был приглашен учить грамоте сына одного из молодечных помещиков. ѕреподавание (другими словами, учительство) парню тоже не понравилось, что еще больше укрепило его желание стать художником.
        ¬ 1855 году хоз€ин имени€, чьего сына учил Ќикадемас, обратил внимание на талант юноши и решил отправить его на учебу в —анкт-ѕетербург. »меть своего личного, Ђдворовогої художника было тогда очень престижно в двор€нской среде.
        ¬ ѕетербурге Ќикодемас поступил в –исовальную школу при ќбществе поощрени€ художников и начал подготовку к поступлению в —анкт-ѕетербургскую јкадемию художеств. ¬ следующем, 1856 году, юноша успешно сдал экзамены в јкадемию и поступил на специализацию Ђпортретна€ живописьї. ≈го учител€ми были профессора ‘едор Ѕруни, јлексей ћарков и “имофей Ќефф.




        —тоит отметить, что и среди однокурсников Ќикодемаса, с которыми он поддерживал дружеские отношени€, было немало будущих мэтров русской живописи. —реди них - »ван  рамской, ѕавел „ист€ков, ¬асилий ¬ерещагин и »ван “рутнев. ѕоследний позже откроет в ¬ильнюсе –исовальную школу, о которой € писал выше.
        ≈ще будучи студентом јкадемии, Ќикодемас написал одно из своих самых знаменитых произведений (если не сказать, единственное, поскольку только оно есть в экспозиции худ.музе€ в ¬ильнюсе!) - портрет Ђѕастух из ЎвенчЄнисаї.



        Ќикодемас —ильванавичюс ѕастух из ЎвенчЄниса

        —емь лет учебы пролетели незаметно. ¬ 1863 году —ильванавичюс окончил јкадемию художеств со степенью Ђсвободный художникї и вернулс€ на родину. ¬ это врем€ в Ћитве как раз в самом разгаре было национально-освободительное восстание, которое потерпело поражение. Ќе существует никаких доказательств непосредственного участи€ Ќикодимаса в восстании, но, суд€ по тому, что молодой художник тесно общалс€ и имел дружеские отношени€ с участниками восстани€ Ц художниками ћиколасом Ёльвирасом јндриоли и –оманом јлекна-Ўвойницкисом, следует считать, что хоть Ќикодемас и не принимал участи€ в самом восстании, но гор€чо сочувствовал его иде€м.

        ¬ 1864-1866 годах художник жил в ¬ильнюсе, где организовал свою студию и работал над выполнением множественных заказов. ќн писал портреты и алтарные картины дл€ церквей.
        ∆ив€ в ¬ильнюсе, художник познакомилс€ и подружилс€ с ѕелагеей ѕранчевите, ее сестрой, бывшей замужем за двор€нином »гнасом (»гнатием)  винтом, а также братом ѕелагеи Ц св€щенником ¬икторасом ѕранчевитасом.
        »гнатий  винт упоминаетс€ в ЂЅиографическом словаре участников восстани€ 1863-1864 гг.ї, где указано, что родилс€ он в 1824 г. в  овенской губернии. Ђ3а участие в приготовлении к восстанию и издании революционного журнала под названием Ђ3емл€ и вол€ї был признан неблагонадежным в политическом отношении и выслан из ¬итебской губ. на жительство в јрхангельскую губ. под строгий, гласный надзор полиции. — 28.09.1864 отбывал наказание в Ўенкурске. Ќичем не занималс€.  винт был женат, имел четверо детей. 4 июн€ 1870 выехал из г. Ўенкурска на родинуї.
        ѕозднее Ќикодемас женилс€ на ѕелагее. Ќо осесть молодой семье в ¬ильнюсе так и не удалось.
        ѕосле восстани€ культурна€ жизнь в столице практически прекратилась, число клиентов уменьшилось, выставки были редким €влением. Ќикодемас переехал на место жительства в —анкт-ѕетербург.

        ¬ 1866 году в —анкт-ѕетербургской јкадемии художеств он получил звание художника 3-го класса, но решил продолжать учебу. ќн начал изучать в јкадемии мозаичное дело. ќсновна€ цель мозаичного отдела, организованного ректором јкадемии ‘. Ѕруни, была в создании росписей и витражей дл€ »саакиевского собора в —анкт-ѕетербурге.
        ¬ 1870 году за портрет Ѕонифатова-старшего —ильванавичюс получил звание художника 2-го класса. ¬ этом же году он закончил учебу в мозаичном отделе јкадемии художеств и осталс€ там работать в должности младшего художника-мозаиста.

        ¬ 1874 году Ќикодемас получает звание художника-мозаиста 1-го класса, а в 1876 году за мозаику Ђѕоцелуй »удыї он получает звание академика мозаичного искусства. ѕрин€то считать, что в »саакиевском соборе наход€тс€ самые ценные мозаики художника. Ќапример, та же мозаика Ђѕоцелуй »удыї, сделанна€ на основе картины  арла Ѕрюллова. Ќад ней художник вместе со своим помощником ћихаилом ўетининым работал почти 10 лет. Ѕез учета стоимости материалов работа обошлась казне в 21900 рублей (огромна€ сумма по тем временам!). »сторик искусства јлександр Ѕоровский в журнале " рай" за 1898 год так писал об этой мозаике: Ђ‘игура ’риста удивительна. Ёто очень тонкий и нежный образ во всем его блеске... √олава »уды очень удачно смоделированаЕ Ќе удивительно, что эта картина принесла художнику звание академикаї.



        Ќикодемас —ильванавичюс ѕоцелуй »уды мозаика в »саакиевском соборе —пб 1876 г.

        ƒл€ »саакиевского собора художник создал и отдельные части других мозаик. Ќапример, дл€ купола в мозаике с изображением евангелистов он сделал голову —в. ћатфе€ и ангела, руку —в. ћарка с книгой и часть драпировки, а также —в. Ћуку с портретом ћарии. ’удожник также сделал часть мозаики сцены с Ќоем и две фигуры “айной вечери.



        ћозаика "“айна€ вечер€"

        ¬ ¬оскресенской церкви —анкт-ѕетербурге также есть мозаика —ильванавичюса Ђ—в€той »оанн  рестительї, сделанна€ на основе картины “. Ќеффа. ¬ 1899 году мозаика была показана на традиционной выставке в јкадемии и обратила на себ€ внимание. ¬ этом же году установлена в церкви. ћозаика была создана художником за 14 мес€цев и стоила 3500 рублей, по словам того же ј. Ѕоровского Ц Ђ у художника видны все преимущества: оригинальный дизайн, цветопередача, характер персонажаї.
        ¬ 1885 году —ильванавичюс был назначен старшим художником мозаичного отдела јкадемии и продолжал работать в јкадемии художеств до 1899 года.

        „етверо его сыновей выросли и получили образование в —анкт-ѕетербурге.
        —т€понас стал художником- карикатуристом,  азимерас закончил медицинскую академию и стал доктором, —танислав посв€тил свою жизнь химии, а ёозас, у которого были проблемы со здоровьем (у юноши была парализована рука), получил общее образование и работал садовником. ќн жил с родител€ми.

        ’удожник посв€тил мозаике 33 года своей творческой де€тельности. ќбычно он создавал мозаики не по собственным эскизам, а на основе других произведений искусства. “ем не менее, мозаики —ильванавичюса всегда получали высокую оценку в св€зи с прилежностью исполнени€ и сохранением характеристик основного стил€ первоисточника.
        ѕеред декорированием его мозаик в интерьеры церквей некоторые из произведений художника демонстрировались на выставках в —анкт-ѕетербурге и за рубежом. Ќапример, его мозаика Ђѕоцелуй »удыї демонстрировалась в Ѕерлине,  опенгагене и ѕариже.



        Ќикодемас —ильванавичюс Christ and Saint Mary Magdalene.

        Ќе бросал художник и живопись, вновь вернувшись к портретам и осваива€ бытовой жанр.
         ак пишут искусствоведы, картины были дл€ художника хорошей передышкой после кропотливых, требующих много времени и внимани€ мозаичных работ.
        Ќикодемас активно выставл€лс€ на выставках в —анкт-ѕетербурге, ћоскве и за рубежом.
        Ќапример, на выставке —анкт-ѕетербургского ќбщества любителей искусств он представил свои картины Ђ√олова девушкиї, Ђѕортрет старухиї и Ђѕортрет евре€ї.
        ¬ 1876 году его картина Ђ«аключенныйї с большим успехом демонстрировалась в ‘иладельфии.
        ¬ 1888 на выставке в јкадемии привлекла значительный интерес картина Ќ. —ильванавичюса "”тро вечера мудренееї, а в 1890 году на этой же выставке его работа Ђƒрузь€ї уже имела успех.

        “алантливый портретист искал выразительные лица, характерные позы и духовно сильные личности, пыта€сь передать в своих картинах их внутренний мир.
        Ќекоторые из этих картин Ц интимные семейные жанровые композиции: Ђ—ын —тепонас за ужиномї, Ђѕортрет жены за вышивкойї. Ќа своих картинах Ќикодемас изобразил отца (1877, местонахождение неизвестно), неоднократно он писал детей и жену.



        Ќикодемас —ильванавичюс ѕортрет жены 1875 г.

        ∆аль, что об этом мы знаем из письменных источников, потому что нигде в интернете нет этих изображений. “акже, как и других портретов художника. ј он писал поэтов –. ѕодберецкого и √раймо, помещика ј.Ѕартучевичюса и директора сельской школы в ѕаверкниае —миндоса и др.

        ќтмечу также, что Ќикодемас очень увлекалс€ фотографией, становившейс€ попул€рным €влением в конце 19 века. Ћетом в 1883-1885 годах, приезжа€ в Ѕирштонас он училс€ этому новому дл€ себ€ виду искусства в студии –ейнгардаса.



        Ќикодемас —ильванавичюс —емейное фото апрель 1870 г. ѕетербург

        » это помогло впоследствии многое узнать о жизни художника и даже помочь идентифицировать некоторые его картины. ¬ Ѕриштонасе и ѕринае у Ќ. —ильванавичюса не было особо много времени дл€ увлечени€ съемками даже в силу возраста Ц он был уже на пенсии. “ем не менее, у родственницы художника –иты ѕетраускине еще в 1941 году в семейном альбоме художника хранилось много фотографий. Ќа них изображены Ќикодимас и ёозас —ильванавичюсы, жена ёозаса, —офи€, и другие члены семьи и друзь€.
        Ќа одной из фотографий музейные работники увидели Ќикодимаса за работой. ј позировал ему родственник ћарко (о чем рассказала невестка художника —офи€), хот€ в музее этот портрет был известен и записан просто, как Ђћужской портретї.

        ¬ 1891 году —ильванавичюс написал, по общему мнению искусствоведов, свои наиболее известные произведени€ ЦЂЁтюд горничной из ƒзиезнасаї (Study of a Lithuanian Maid from Jieznas) и ЂЋитовска€ девушка из ƒзиезнаса в праздничном нар€деї (Lithuanian Maid from Jieznas in Festive Clothes). Ёти произведени€ в насто€щее врем€ наход€тс€ в Ћитовском национальном художественном музее.

        ¬ мае 1899 в первый раз художник принимает участие в художественной выставке в ¬ильнюсе, где показывает два портрета и три картины бытового жанра.



        Ќикодемас —ильванавичюс Children playing in the yard

        ƒаже жив€ и работа€ в —анкт-ѕетербурге, Ќикодемас никогда не порывал св€зи с Ћитвой.
        ќн часто приезжал отдыхать в Ѕирштонас, где останавливалс€ у своего шурина »гнаса  винта, затем у его сына Ћеонаса или других своих родственников.
        —тарожилы вспоминали, что весной до первой мировой войны Ќикодемас с  винтом и семь€ми выезжали дл€ отдыха и сбора фиалок в двух экипажах, запр€женных шестеркой лошадей жемайтийской породы.
        Ќикодемас любил говорить своим друзь€м: ЂЋитва - мо€ родина, как человека, а в ѕетербурге € чувствую себ€ полноценным человеком, как художникї.
        ¬ Ѕирштонасе Ќикодемас не только отдыхал, но и вдохновл€лс€ природой и народным бытом дл€ своих новых работ. Ёскизы, привезенные из поездок, как правило, служили основой дл€ будущих картин.
        ¬ это врем€ написан также Ђјвтопортрет в соломенной шл€пеї, показывающий как активно с папкой с эскизами и палкой проводил художник свой отдых, путешеству€ по родной земле.



        Ќикодемас —ильванавичюс јвтопортрет в соломенной шл€пе

        ќкрестности Ѕирштонаса были любимы не только художником, но и членами его семьи, особенно больной туберкулезом женой ѕелагеей и сыном ёозасом.
        ¬ 1880 году, когда его жена была еще здорова, художник начал строительство дома в Ѕирштонасе, у подножи€ горы ¬итаутаса. » хот€ Ќикодемас жил посто€нно в —анкт-ѕетербурге, за строительными работами наблюдал по его просьбе приходской св€щенник из Ќемана€ јнцельмас Ќоневичюс. —троительство дома было завершено примерно в 1882 году.
        „тобы выразить свою благодарность за эту помощь, художник в 1883 году дл€ Ѕольшого алтар€ новой церкви в Ќ€мунасе написал полотно Ђ—в€тые јпостолы ѕетр и ѕавелї.



        Ќикодемас —ильванавичюс St. Apostles Peter and Paul 1883 г.

        ѕерва€ церковь в Ќ€мунасе была построена в 1623 году. ƒанна€, треть€ по счету, дерев€нна€ церковь —в€тых јпостолов ѕетра и ѕавла была построена в 1878 году и до сих пор €вл€етс€ одним из самых оригинальных дерев€нных произведений искусства Ћитвы в неоготическом стиле.



        Interior of Nemajunai Church

        ¬ инвентарной книге церкви (на русском €зыке) есть надпись, сделанна€ в 1884 году св€щенником Ќоневичюсом:
        ЂЁта картина была написана художником Ќ. —ильванавичюсом бесплатно, в качестве подарка за мою помощь в строительстве его дома в Ѕирштонасеї.
        ¬прочем, историки, жадные до сенсаций, пишут, что дом художника был построен из дерев€нных материалов, оставшихс€ после строительства церкви в Ќ€мунасе, поскольку оба строительства велись в одно и то же врем€. ѕоэтому св€щеннику Ќоневичюсу было удобно выступать в роли Ђпрораба на двух объектахї и вполне веро€тно, что одни и те же мастера были зан€ты на строительстве обоих зданий. ћол, поэтому-то художник и написал дл€ церкви картину бесплатно!

        Ќо нужно сказать, что в эти годы —ильванавичюс создавал картины дл€ многих литовских церквей. ¬ыразительными живописными работами художника украшены многие храмы и Ѕирштонаского района.



        Jieznas Church



        Interior of Jieznas Church

        ¬ 1875 году он украсил Ѕольшой алтарь церкви —в€того ћихаила јрхангела и —в€того »оанна ѕредтечи в ƒзиезнасе картиной Ђ—в€той јрхангел ћихаилї. »нтересно, что заказ на эту картину художнику сделала его золовка ¬инченца ѕранкивичюте- винтиене.



        Ќикодемас —ильванавичюс St. Archangel Michael

        јвторство подтверждаетс€ не только надписью в церковных документах, но и каллиграфической подписью, сделанной кистью красной краской в левом нижнем углу холста - Ђ опи€ √видо –ени (1875) Ќ. —ильванавичюсї. ѕодлинник картины √видо –ени, вдохновившей художника, в ÷еркви капуцинов в –име.
        »нтересный факт, что после того, как картина зан€ла свое место в алтаре, местные евреи начали судебный процесс против художника, утвержда€, что он изобразил себ€ в образе »уды под ногами јрхангела Mихаила. ѕравда ли это, и чем закончилс€ процесс Ц неизвестно.
        —ильванавичюс писал картины и дл€ других церквей ƒзиезнаса. ¬ том же, 1875 году он создал картину дл€ алтар€ св€того јнтони€.



        Ќикодемас —ильванавичюс St. Anthony.

        ћежду 1877 и 1884 годами написал "—в€тую ƒеву ћариюї дл€ того же алтар€, а в 1894 вместе с «. —тефанскисом написал алтарный образ "—в€того ћаркаї по заказу местного жител€ »гнаса  алуевичюса, который затем и преподнес картину в дар церкви.



        Ќикодемас —ильванавичюс St. Mary Immaculate.



        Ќикодемас —ильванавичюс St. Mark.

        ≈ще две работы —ильванавичюса наход€тс€ в церкви городка —таклик.



        Stakliškës Church

        Ёто первый вариант картины Ђ—в€той ‘ранциск јссизскийї, которую художник писал с 1885 по 1895 годы.
        ѕричем, полотно более камерное и менее монументальное, чем поздний вариант из церкви —в€того апостола »акова в ѕунии.
         роме этого церковь украшает картина —ильванавичюса ЂЅогоматерь –озари€ї (Our Lady of the Rosary, 1893).



        Ќикодемас —ильванавичюс St. Francis of Assisi 1885-95

        ¬ 1899 году художник пишет дл€ церкви в ѕуне, котора€ считаетс€ построенной еще во времена ¬еликого кн€з€ ¬итаутаса около 1425 года, как € уже указал выше, второй, более монументальный вариант картины Ђ—в€той ‘ранциск јссизскийї.



        Punia Church



        Ќикодемас —ильванавичюс St. Francis of Assisi 1899 г.

         ак пишут историки, она выдел€етс€ из всех картин в церкви за счет своего профессионализма.
         артина упом€нута в перечне книг церкви в 1902 году, но архив церкви не имеет точных данных, когда и при каких обсто€тельствах был приобретен данный холст.

        ¬ 1901 году после смерти жены художник возвращаетс€ на родину и посел€етс€ в Ѕирштонасе вместе с сыном ёозасом и его семьей. ќдна из комнат под стекл€нной крышей на первом этаже дома была преобразована в мастерскую, Ќикодемас позвал к себе жить свою сестру ”рсулу, котора€ стала помогать по хоз€йству, а сам полностью погрузилс€ в творчество. “ворчество этого периода в значительной степени посв€щено кресть€нской теме.



        —тарый дом в Ѕирштонасе



        ƒом в Ѕирштонасе сейчас

        ∆итель Ѕирштонаса …онас јйемут вспоминал о —ильванавичюсе, что художник был Ђневысокого роста, весь седой, всегда аккуратно одет, очень скромный и вежливый в общенииї. —овременники Ќикодемаса пишут, что жил он скромно и экономно, иногда позвол€€ себе устраивать пикники с родственниками в живописных окрестност€х Ќ€мунаса или в лесу.

        ∆ив€ в Ѕирштонасе, —ильванавичюс тесно общалс€ с художниками, работающими в ¬ильнюсе -
        Ѕолеславом –ус€цкасом, ‘ердинандом –ушицем, јнтанасом ∆муйдзинавичюсом и ѕранасом ёрьевичюсом.
        Ќа закате своей жизни художник посильно принимал участие в творческой жизни литовских художников, хот€ он больше не принимал участие в их выставках.
        ѕрофессор ј. ∆муйдзинавичюс так писал об этом:
        Ђќн не пришел, чтобы предложить прин€ть участие в выставках, организуемых литовскими художниками, в то врем€ как никто не подумал пригласить его. —ильванавичюс пыталс€ идти в ногу с литовскими художниками, при этом хотел сохранить старые традиции искусства.
        »з-за стремительных перемен в жизни того периода ему так и не удалось создать какое-либо значимое произведениеї.
        Ёта цитата произнесена по принципу Ђоправдыва€сь Ц нападайї. ћожет, литовские художники не простили старику Ќикодемасу того, что он долгие годы жил в –оссии, пока они здесь боролись за независимость и строили национальное искусство.

        ’от€, именно в те годы, о которых говорит ∆муйдзинавичюс, а именно в 1909 году на основе картин »оганна ‘ридриха ќвербека —ильванавичюс пишет 14 станцев Ђѕыток »исусаї дл€ вильнюсского  афедрального собора.
        “ем не менее, литовские искусствоведы пишут о нем, Ђхудожник вернулс€ в Ћитву только в пенсионном возрасте, он был слишком стар, чтобы тесно св€зать себ€ с литовской живописью ’’ векаї.
        », несмотр€ на то, что о —ильванавичюсе (правда, в 1984 году, спуст€ 65 лет после смерти!) ѕранас ёозапавичюс в журнале Ђ«наниеї на основе биографии художника, воспоминаний его младшего сына и людей старшего поколени€ написал большую статью, художника по-прежнему и сегодн€ считают Ђнезаслуженно забытымї.

        ¬ 1910 году дл€ стро€щегос€ нового храма в Ѕирштонасе он пишет картину "—в€той апостол »уда ‘аддей", где в лице апостола легко узнаваемы черты лица его сына ёозаса.



        Ќикодемас —ильванавичюс St. Apostle Judas Thaddeus 1910 г.

        ѕерва€ церковь, котора€ сто€ла на месте стро€щегос€ храма, была воздвигнута примерно в 1529 году, когда город получил ћагдебургское право (Magdeburg Rights). ѕерва€ католическа€ церковь в Ѕирштонасе была построена в 1643 году. ѕостроенный в 1909 году, неоготический костел вновь украсил своим классическим видом, стенами из красного кирпича, небольшой город.



        Birštonas Church.

        ƒл€ этой же церкви он также написал портрет св€щенника …онаса  арвелиса (1912), который контролировал работы по строительству этой новой каменной церкви в Ѕирштонасе, получившей им€ св€того јнтони€ ѕадуанского.



        Ќикодемас —ильванавичюс J.Karvelis.

        ¬ 1911 году Ќикодемас получил часть наследства после смерти брата жены Ц вильнюсского св€щенника ¬. ѕранчевитаса. “акже ему финансово помог сын сестры его покойной жены Ц дзиезнаский помещик Ћеонас  винт, который в то врем€ продал часть своих земель вокруг имени€.
        ƒобавив собственные сбережени€, художник купил заброшенное здание бывшего ѕочтового отделени€ в ѕренае вместе с окружавшей усадьбу землей на правах первородства, т.е. на вечное пользование, гарантированное старшему представителю семейства или старшему сыну.
        ƒом он купил дл€ сына ёозаса. ѕосле ремонта в здании художник и вместе с сыном переехал туда жить и обустроил там себе просторную студию.

        — началом первой мировой войны Ќикодемас возвращаетс€ в –оссию. ¬озраст и т€желые услови€ жизни подкосили его и не позволили после революции вернутьс€ на родину вновь.
        ¬ возрасте 85 лет он приехал с последним визитом в родную ¬илейку, как называл отчий дом в ¬илейском районе. “ам художник и скончалс€ 21 ма€ 1919 года.

        ¬ том же 1919 году сын —ильванавичюса - ёозас стал сдавать комнаты дома в аренду отдыхающим. ќтмечают также, что дом сдавалс€ в аренду в основном евре€м, и поэтому его стали называть еврейским Guesthouse. ¬ годы войны и в период сразу после нее дом был полностью заброшен и вскоре практически превратилс€ в руины. —квозь дыры крыши было видно небо, окна были забиты досками. ƒом из-за влажности и луговой низменности с подземными источниками осел в землю примерно на полметра.
        ¬ 1955-1958 годах местные жители использовали здание дл€ свинофермы.
        ƒетали интерьера, полы, печи и другие практически музейные ценности были разобраны и выброшены.
        ¬ 1958 году в здании был проведен капитальный ремонт, после чего дом был существенно изменен и потер€л свою архитектурную ценность. “ам был устроен склад санатори€, мед.пункт, бухгалтери€, служебна€ гостиница и т.д. ѕозже номера первого этажа были превращены в квартиры, а в насто€щее врем€ дом принадлежит народному художнику Ћитвы  . ѕранчюлису.
        ¬ 1989 году в св€зи с 70-летием со дн€ смерти художника на доме в ѕренае установлена мемориальна€ доска.



        ƒом в ѕренае и мемориальна€ доска.

        «начительна€ коллекци€ произведений Ќ. —ильванавичюса - 34 картины и 7 рисунков, хранитс€ в Ќациональном худ. музее Ћитвы. ∆ители Ѕирштонаса надеютс€, что когда-нибудь в старом доме художника —ильванавичюса будет открыт его мемориальный музей.

        ¬ материале использован мой перевод каталога художника, стать€ журналиста ƒалии “арандайте, а также материалы из этих источников: 1 , 2 , 3 , 4 .
        –убрики:  ∆«Ћ/Ћитва
        ћетки:  



        Jostr   обратитьс€ по имени ¬торник, 06 јпрел€ 2010 г. 19:41 (ссылка)
        —пасибо, јнатолий!

        ” ¬ас, как всегда, что ни сообщение, то - энциклопеди€: тут и живопись (а как же!) и истори€, времена, событи€, люди...

        Ќе оторвешьс€!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ¬торник, 06 јпрел€ 2010 г. 23:09 (ссылка)
        »осиф, спасибо! ¬сегда рад ¬ас видеть в гост€х!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         ќ“ктейль   обратитьс€ по имени ¬торник, 06 јпрел€ 2010 г. 23:26 (ссылка)
        ѕарашутов,

        јнатолий, спасибо за еще одного литовского живописца. ” ¬ас только в заголовке опечатка в фамилии, далее написано правильно —ильванавичюс. —ейчас просмотрел альбом с репродукцией. ƒа, перевод в списке картин "ѕастух из ЎвенчЄниса", но это не совсем верный перевод. Skerdžius в переводе - забойщик скота, пастух это piemuo...раньше ходили по деревн€м люди, умеющие хорошо забивать скот (свиней, коров) ... были и местные, которые славились умением, люди к ним обращались, в некоторых селах есть и сейчас умельцы, одним ударом умертвл€ющие поросенка. Ёто конечно мелочи, не имеющие к творчеству художника никакого отношени€. ≈ще раз - благодарю ¬ас за Ќикодемаса —ильванавичюса.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ¬торник, 06 јпрел€ 2010 г. 23:46 (ссылка)
        ¬ладимир, рад, что вношу посильный вклад в то замечательное дело, которым занимаетесь ¬ы, попул€ризиру€ литовских художников. ј опечатку сейчас исправлю.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         ќ“ктейль   обратитьс€ по имени ¬торник, 06 јпрел€ 2010 г. 23:50 (ссылка)
        ѕарашутов,

        ƒа вот, јнатолий - всЄ больше сталкиваюсь только с биографией, без репродукций, обидно - нет картин совсем. Ќадеюсь ¬ы добавите в живопись Ћитвы и Ќикодемаса на форуме, был бы ¬ам очень благодарен за такое замечательное дополнение и продолжение темы.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        Kurdeko_Vitaly   обратитьс€ по имени ¬торник, 06 »юл€ 2010 г. 14:41 (ссылка)
        ƒобрый день! я человек новый на этом сайте и зарегистрировалс€ только из за статьи уважаемого јнатоли€ ѕарашютов, посв€щенна€ Ќикодиму —иливановичу!
        я искренне благодарен ¬ам уважаемый јнатолий за то, что ¬ы опубликовали эту информацию. » рад, что о Ќикодиме —иливановиче начали писать, изучать, называть его именем улицы, ставить пам€тники!
        ƒело в том, что € родом из города ¬илейка –еспублики Ѕеларусь. ¬се мои предки из деревни ÷инцевичи ¬илейского района. я занимаюсь своим родословным с 2001 г. ќ том, что Ќикодим —иливанович €вл€етс€ моим дальним предком € узнал из уст моего дедушки которому еще в детстве мо€ прабабушка —иливанович ёзефа ‘ранцевна рассказывала много интересного о художнике из ѕетербурга, который приезжал и жил в ее доме все лето в 1915 году. —ама ёзефа ‘ранцевна дочь ‘ранца —иливановича который €вл€лс€ сводным братом Ќикодима была плем€нница художника.
        Ќемного расскажу вам истории о семье Ќикодима.
        –ќƒ»Ќј ’”ƒќ∆Ќ» ј
        ќтец ёрий »ванович —иливанович (ёрка) (1799-1883) сын кресть€нина »вана —иливановича (1775-1834). ¬ера исповедание –имское католическое. ќт первой жены јнастасии у ёрки было п€теро детей (¬енеций, онстанци€,≈лисавета,”ршул€, Ќикодим ). ќт второй жены ѕетрунели »осифовны дво€, (‘ранц и ‘еликс). ѕо архивным данным, которые в свое врем€ нашел знаменитый ¬илейский историк јнатолий –огач стало известно, что ёрка с 1846 по 1857 года стал старейшина сельской громады. Ёта должность, как мы думаем, и позволила ёрке отправить своего сына Ќикодима в местечко ћолодечно в п€тиклассное дл€ двор€н училище (он один был сыном кресть€нина)
        —ама деревн€ ÷инцевичи было основано примерно в конце 18 века. ѕо двум окраинам деревне есть два кладбище. — одно стороны хоронили только православных с другой католиков. ¬ 2001 году € с моим отцом на старом католическом кладбище нашел могилу отца художника. ¬ те времена, когда хоронили местно нормальной могильной плиты ложили обычный камень с насеченным крестом или годом смерти. ј тут в центре кладбище среди множество таких камней могильников находим заросший уже вросший в землю большой камень. ћы вз€ли, очистили его и были шокированы, когда на одном из сторон обнаружили ровно отполированное место и высеченными латинскими шрифтом надписи и даты. — перевода мы пон€ли, что это ёрий —иливанович. ћы рискнули предположить, что данный камень был сделан руками самого Ќикодима, так как в то врем€ не было таких мастеров, которые смогли бы сделать такой пам€тник.
        ¬ 2009 г. по эскизам ¬илейского заслуженного архитектора Ѕеларуси јнатоли€  оптюга был установлен пам€тник Ќикодиму в ƒеревне ÷инцевичи.
        ¬ ¬илейке также есть художественный выставочный зал имени —иливановича. »дут переговоры с местными власт€ми о название одной из ¬илейских улиц города ¬илейки именем Ќ.ё. —иливановича.






        —јЌ “-ѕ≈“≈–Ѕ”–√
        я дам краткую биографию жизни Ќикодима в ѕетербурге, так как подробную информаци€ о жизни его в Ћитве опубликовал уважаемый јнатолий.
         ратка€ биографи€:
        1857 уезжает в —анкт-ѕетербург, где готовитс€ к поступлению в јкадемию искусств при той же
        јкадемии.
        1859 становитс€ студентом —анкт-ѕетербургской »мператорской јкадемии художеств.
        1863 прекращает учебу в академии (по семейным обсто€тельствам, из за старости и болезни отца?)
        29 €нвар€ —оветом јкадемии присвоено звание свободного художника
        с апрел€ живет в ¬ильнюсе на квартире в —в€то-янских стенах, начинает работать.
        1864 приглашаетс€ в город ўучин Ћидского уезда дл€ написани€ икон јлександра Ќевского и портретов »мператора.
        1864 заканчивает работу над иконами и портретами, женитс€, жена ѕелагеи ¬икентьева (1841 г.-1901 г)
        1866 2 сент€бр€ родилс€ сын —тефан.
        возвращаетс€ с семьей в —. ѕетербург
        1866 г. 25 окт€бр€, проживает по адресу —ѕб ¬асилевский остров, ул. 7-€ лини€ дом 44
        6 сент€бр€ прин€т учеником на свободную вакансию в мозаичное отделение јкадемии ‘едором Ѕруни- заведующим отделением.
        5 окт€бр€ за представленные живописные работы присвоено звание классного художника 3 степени и чин ’IV класса
        1867 г. 26 июл€, проживает по адресу —ѕб ¬асилевский остров, ул. 4-€ лини€ дом 44
        6 но€бр€, проживает по адресу —ѕб ¬асилевский остров, ул. 4-€ лини€ дом 53
        1869 3 июл€ родилс€ сын »осиф.
        1870 2 но€бр€ за представленные в зал выставок јкадемии живописные портреты присвоено звание классного художника 2 степени и чин XII класса.
        переведен на вакансию младшего художника- мозаичиста.
        1871 в этот год и почти все последующие выезжает в ¬иленскую губернию дл€ отдыха и живописных работ, бывает на родине в ÷инцевичах.
        28 августа, проживает по адресу —ѕб, ул. √алерна€ дом 37
        16 сент€бр€, проживает по адресу —ѕб ¬асилевский остров, ул. 7-€ лини€ дом 48
        24 €нвар€, проживает по адресу —ѕб, ул. —пасский дом 4
        1872 г. проживает по адресу —ѕб ¬асилевский остров, ул. Ѕольшой проспект дом 44
        24 но€бр€ родилс€ сын  азимир.
        1873 г. 4 августа проживает по адресу —ѕб ¬асилевский остров, ул. ћалый проспект дом 24
        1874 г. проживает по адресу —ѕб ¬асилевский остров, ул. ћалый проспект дом 27 кв. 3 (дом яковлевых)
        1874 22 марта за работу над иконой тайной вечери дл€ иконостаса »саакиевского —обора присвоено звание классного художника 1 степени чин ’ класса.
        1876 7 августа родилс€ сын —танислав.
        4 но€бр€ —. ѕетербургска€ »мператорска€ јкадеми€ за выдающиес€ познани€ в мозаичном искусстве признала своим академикам с присвоением чина I’ класса. —енат присвоил чин “итул€рного советника с председательством.
        1881 12 апрел€ за полезные труды »мператор пожаловав кавалером ордена —в€того —танислава III степени.
        1885 назначен на вакансию старшего художника мозаичиста.
        1895 2 апрел€ ≈го ¬ысокородие —иливанович
        Ќикодим ёрьевич пожалованы кавалером ордена —в€той јнны III степени.
        1898 1 декабр€ по состо€нию здоровь€ (плохое зрение) выходит на пенсию и в скором времени уезжает из ѕетербурга. ѕенсию получил за отличную работу самой большой среди бывших художников мозаичного отделени€ (1 468 рублей 20 копеек в год) лично от »мператора.
        1901 ¬ —анкт-ѕетербурге создает мозаику Ђ¬оскресени€ ’ристаї с эскиза ћ. Ќестерова дл€ храма ¬оскресени€ ’риста (—паса на  рови —анкт-ѕетербург). ѕосле смерти ѕелагеи уезжает на посто€нное жительство в Ћитву в город Ѕирштонас.
        21 ма€ 1919 год смерти. √де похоронен пока неизвестно.

        Ќа территории Ѕеларуси находитс€ только одна живописна€ работа художника в √осударственном художественном музее Ђ—олдат с мальчикомї 1866 г., остальные в Ћитве и, возможно, в других государствах.
        “ак же в 2006 г. сотрудниками ¬илейского историко-краеведческого музе€ было найдена икона Ђ„удо —в€того јнтони€ ѕадуанскогої 1915 г.!. в  остЄле Ќепорочного «ачати€ ѕресв€той ƒевы ћарии в деревне  остеневичи ¬илейского района –еспублики Ѕеларусь.
        (Ќаписана с работы Ѕ.Ё. ћурильо. Ђ¬идение св. јнтони€ ѕадуанскогої, между 1660 - 1680 гг. —анкт-ѕетербург, √осударственный Ёрмитаж)

        —оставил:
        јнатолий  оптюга
        ƒополнил:
         урдеко ¬италий
        »нформаци€ вз€та из личного дела Ќ.ё. —иливановича предоставленна€ архивом академии художеств.

        ¬от, как то так!
        »нформации на самом деле о много у мен€ собрано. Ќо все равно много еще предстоит найти. Ќа данное врем€ занимаюсь поиском место захоронени€ жены художника ѕелагеи.
        јктивно переписываемс€ с ƒал€ “арандайте из художественного музе€ Ћитвы. ќчень помогли с материалом и фотографи€ми √енриетта ћилиусконио директор Ѕирштонского ÷ентра
        туристической информации. ” них даже есть культурный маршрут "ѕо стопам художника Ќикодемаса —илванавичюса" продолжительностью в 80 км. —пасибо им огромное! Ѕлагодар€ их помощи мы получили самую подробную информацию о жизни художника на его второй родине в Ћитве!

        (ƒобавил ссылку к себе в дневник)

        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ¬торник, 06 »юл€ 2010 г. 19:46 (ссылка)
        ¬италий, спасибо огромное за ¬аше письмо и такую ценную информацию. ћне очень при€тно, что материал ¬ам чем-то помог и что нашел отклик у потомков художника в ¬ашем лице.
          сожалению, обыватель знаком с литовской живописью только по имени „юрлЄниса. я давно собираю автопортреты и завел на сайте liveinternet.ru свой ƒневник, чтобы делитьс€ своей коллекцией и рассказывать читател€м о художниках.
        ј на литовских художников мен€ "подсадил" художник ¬ладимир «айченко, проживающий в Ћитве. ќн делает много дл€ попул€ризации литовских художников, сканирует репродукции, переводит тексты, составл€ет статьи, которые помещает у себ€ в ƒневнике. ≈го ник на Ћи.ру -  ќ“ктейль. ¬ы можете зайти к нему в ƒневник, св€затьс€ с ним, может быть ¬ладимир ¬ам тоже сможет помочь. ¬сегда буду рад видеть ¬ас у себ€ в гост€х!
        — уважением јнатолий (ѕарашутов - это мой ник, именно через ” - от пары шутов)
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         ќ“ктейль   обратитьс€ по имени „етверг, 29 »юл€ 2010 г. 17:25 (ссылка)
        ѕарашутов,

        ј это небольшое, јнатолий, дополнение от мен€. ѕо просьбе ¬итали€  урдеко сделал перевод одной статьи из литовской газеты:

        √азета "Krašto vitrina" /¬итрина кра€/
        2007 10 02, kvitrina.com


         ультура и просвещение

        —ледами Ќикодемаса —ильванавичюса

        Ћитва, по сравнению с великими государствами, така€ небольша€, но также имеет свои исторические богатства, знаменитыми людьми ничем не отстающа€ от других государств. ”вы, мы поколение XX и XXI века, при наличии больших темпов технологий, часто забываем свою историю, еЄ истоки.
        Ќе ошибусь утвержда€, что пророком своего кра€ не станешь, но врем€ всесильно, оно расставл€ет всЄ по своим местам и бывает очень больно, когда люди своим трудом прославл€ют Ћитву в далЄких кра€х и только через долгое истекшее врем€, встрепенувшись начинаем вспоминать отвергнутое в забытье. »звестные всему миру соотечественники, а мы собираем крохи, вздыха€, что их экспонаты украшают чужие коллекции. ќставив эти рассуждени€, вспомним, что в нашем краю жил и творил художник Ќикодемас —ильванавичюс. .
        “еатрализованна€ экскурси€ "—ледами Ќикодемаса —ильванавичюса", которую организовал информационный центр туризма Ѕирштонаса, начинаетс€ с дома, расположенного в ѕренай, в котором жил и работал художник. јктер  аунасского театра кукол и режиссЄр јндрюс ∆ураускас пригласил всех собравшихс€ участвовать в этой экскурсии, согласившись побыть в роли самого художника, ознакомил с жизнью и бытом Ќ. —ильванавичюса.

        –одилс€ Ќ. —ильванавичюс 25 декабр€ 1834 года в деревне ÷инцевичи, в местечке ¬илейка (¬ильнюсска€ губерни€, недалеко от ћолодечно) в семье малоземельного кресть€нина ёраса —ильванавичюса. ƒетство пробежало в деревне, пас скот, помогал родител€м по хоз€йству. »меющего наклонности к искусству ребЄнка, земельное хоз€йство мало привлекало. ѕо исполнению 16 лет, Ќикодемас начинает посещать четырЄхклассовую школу в ћолодечно. ѕо окончанию школы, в 1854 г. был приглашен обучать детей одного двор€нина, проживающего в ћолодечно. ќбучение этих детей не было из при€тных, поэтому зачастую вз€в в руки карандаш, Ќикодемас попросту рисовал. «аметив эти способности, двор€нин поддерживает желание юноши обучатьс€ искусству и в 1855 г. посылает Ќикодемаса обучатьс€ в школе общества искусства, дл€ подготовки к поступлению в ѕетербургскую јкадемию искусств. ”дачно выдержав все экзамены Ќ. —ильванавичюс был прин€т в академию, где специализировалс€ на портретной живописи.
        ѕри студии много общалс€ и дружил с будущими знаменитост€ми, русскими художниками: »ваном  рамским, ѕавлом „ист€ковым, »ваном “рутневым, ¬асилием ¬ерещагиным и другими.
        «акончив академию в 1863 г. Ќ. —ильванавичюс и получив им€ свободного художника-живописца, озвращаетс€ в родную деревню ÷инцевичи в неспокойные 1863 годы. Ќекоторое врем€ Ќ. —ильванавичюс ездит по различным местечкам Ћитвы, а в 1864-1866 г. проживает в ¬ильнюсе. «десь он обустраивает мастерскую и принимает заказы. ѕишет портреты, картины в костелы. ѕрожива€ в ¬ильнюсе художник знакомитс€ с сестрой жены двор€нина »гнаса  винты Ц ѕелагией ѕранцкевичюте, с которой они создают семью.
          сожалению утвердитьс€ в большом городе не удалось.  ультурна€ жизнь ¬ильнюса после восстани€ угасла, заказчиков становилось всЄ меньше. ѕрожива€ в ¬ильнюсе он получил лишь заказ строительного комитета написать икону јлександра Ќевского и дес€ток портретов царей, за которые даже не было заплачено художнику.
        . ѕотер€в возможность прожить с заказов, Ќ. —ильванавичюс снова отправл€етс€ в ѕетербург, где в академии искуства начинает изучать мозаику. ќсновной задачей отделени€ было создание »саакиевского собора в ѕетербурге. «аведовал отделением ректор ‘. Ѕруни. ѕреподавал в академии и друг по студии ѕ. „ист€ков, позже получивший им€ профессора.
        «акончив в 1870 г. отдел мозаики Ќ. —ильванавичюс осталс€ работать при академии, в отделении ћозаики младшим художником Ц мозаичником . ¬ 1874 г. он получает диплом 1 класса и им€ художника-мозаичника, а в 1876 г. за мозаику Ђѕоцелуй »удыї Ц титул академика мозаичника. ¬ 1885 г Ќ. —ильванавичюс назначаетс€ главным художником ѕетербургской академии искусств.
        ѕрожива€ в ѕетербурге, Ќ. —ильванавичюс не тер€ет св€зи с родными кра€ми, лето проводит в ÷инцевичи, часто посеща€ Ћитву. ќтдыхает и у »гнаса  винты в »езно, позже у его сына Ћ€онаса, или у родственников в Ѕирштонасе. ѕутешеству€ по окрестност€м, общаетс€ с кресть€нами, деревенскими жител€ми, рисует эскизы, портреты сельчан. ѕодготовившись к одному из таких походов, Ќ. —ильванавичюс отобразил себ€ с походной тростью и папкой дл€ эскизов на картине Ђјвтопортрет с соломенной шл€пойї.
        ќкресности »езно и Ѕирштонаса нравились не только художнику, их полюбила и его семь€, а особенно болезненна€ жена (туберкулЄз) и сын »озас. ѕо ухудшению здоровь€ которой в Ѕирштонасе, у подножи€ горы ¬итаутаса, художник начинает строить дом. «а строительством присматривает Ќемаюнский ксЄндз ј. Ќон€вичюс. ¬ благодарность за заботу в 1883 г. Ќ. —ильванавичюс дл€ Ќемаюнского костЄла пишет картину дл€ большого алтар€ Ђ—в. јпостолы ѕЄтр и ѕавелї и в 1892 г. - холст Ђ’ристос и ћари€ ћагдаленаї
        ѕредполагаетс€, что дом художника в Ќемаюнай был построен из оставшегос€ строительного материала от Ќемаюнского костЄла. Ёто неоготика - чудесное творение народных мастеров, дерев€нна€ церковь, с двум€ фасадными башн€ми и башенкой на крыше, дерев€нна€ ностальги€ романтики средневековь€. —тремление имитировать знаменитый готический основной фасад костЄла —в€той јнны.
        ¬ костЄле, названном именем св. апостолов ѕетра и ѕавла, хранитс€ подаренна€ двор€нином ћ. –укасом копи€ картины св. ћарии  . –афалавичюса со св€тых ј”Ў–ќ— ¬ј–“ј… (ворота зари) и картина этого художника Ђ—в€той »онас и ћари€ї. «десь же красуетс€ и подаренна€ Ќ. —ильванавичюсом картина, написанна€ дл€ главного алтар€ Ђ—в€тые ѕЄтр и ѕавелї.
         остЄл в ѕуни . ÷ерковь необарокко, с фронтонами ломанного силуэта, 2-ум€ башн€ми, среди которых находитс€ более низкий фронтое с ломанным силуэтом, внутри костел разделен 3-м€ раздел€ющими колоннами.  ак сам городок, также и расположенна€ гора (пил€кальнис) окружены множеством легенд и сказаний. ѕредполагаетс€, что в 1425 г. приказал построить костЄл ¬еликий кн€зь литовский ¬итаутас ƒидисис (¬еликий ¬итовт) , поэтому пам€ть о нЄм почитаетс€ по сей день Ц в костЄле, р€дом с гербом ѕуни висит портрет этого кн€з€.
        Ётот костЄл был расположен в том месте, где сейчас находитс€ каменна€ часовн€ св. ёргиса, знаменующа€ пам€ть восставших в 1831 г. Ќасто€ща€ церковь св. апостола »окубаса построена в 1863 г, на том самом месте, где в 1857 г. сгорела сто€вша€ ранее церковь. јрхитектура Ц барокко с классицизмом. ¬еличественна€ снаружи, она очень уютна€ внутри, небольша€, пульсирующа€ спокойствием.
        Ёто двух башенный костел, построенный в 1877-1878 гг. «айд€ внутрь можно рассмотреть дерев€нные скульптуры народных мастеров XIX века, картину художника Ќ. —ильванавичюса, написанную в 1899 г. Ђ—в€той ѕранцишкус јсижийскийї (ДŠventasis Pranciškus AsyžietisФ.) јрхитектура костЄла Ц соединение барокко и классицизма.

         остЄл в —таклишкес . Ёто позднее барокко, крестного плана, с полукруглой сферой, 2 башни, низкий глухой купол, окруженный каменным, заштукатуренным забором. ѕостроен в 1776 г. ѕозднее к костЄлу была пристроена двухэтажна€ каменна€ часовн€ св€того »онаса.  ак ни жаль, в костЄле в —таклишкес нам не удалось увидеть картин Ќ. —ильванавичюса. Ќа момент посещени€ вместо неЄ висела друга€ картина.
        »спортившись механизму старины, реставрации, испытать этого удоволльстви€ не пришлось.
        »езно Ц костЄл св. архангела ћиколаса и »онаса  рестител€. 1611 г. упоминаетс€ в »езно как костел евангеликов реформаторов. ѕо инициативе јнтанаса и “ересы ѕацасов (1768-1772 г.) увеличен и украшен фресками, кроме чего были пристроены 2 башеи. ¬торой раз костел консекрутирован в 1772 г., а в 1794 разграблен русскими солдатами. ѕри трещинах сводов, в 1872 г. власти разрешили ремонт, в 1876 г. реставрирована и настенна€ живопись. Ќа главном алтаре здесь работы Ќ. —ильванавичюса Ц на холсте Ђ—в. архангел ћихаилї ДŠv. arkangelas MykolasУ и еще три ЂЌепорочное начало св. ƒевы ћарииї ДNekalto prasidėjimo švč. Mergelės MarijosУ, холсты Ђ—в. ћоркусаї и Ђ—в. јнтанасаї.
         остЄл в »езно называют жемчужиной Ћитвы.
        ѕотолок и стены костЄла расписаны фресками, уникальность которых причисл€етс€ к замечательным творени€. ¬ лабиринтах истории »езно еще много невы€сненных фактов, но известно, что в подвалах были устроены мавзолеи родни ѕацасов.

         остЄл св. јнтанаса ѕадувиетиса /šv. Antano Paduviečio/ . Ќеоготика, с высокой башней, 3 €руса, пол из плоскостей каменной мозаики. ќкружает костЄл невысокий каменный забор.
        ÷ерковь поставил в 1900-1909 г. ксЄндз »онас  альветис . ƒолгое врем€ художник Ќ. —ильванавичюс жил вместе с больной женой в Ѕирштонас. ≈го прогулки и эскизы с красивейших мест были словно дань церкви. «десь находитс€ его картина Ђ—в. апостол »уда “адасї. ќчень жаль, что и этой картины не удалось увидеть, она также ожидала своей очереди на реставрацию.

        ¬ сакральном музее Ѕирштонаса на почЄтном месте висит портрет ксендза ».  альв€лиса. Ёто еще одна неисчерпаема€ тема о портретной живописи Ќ. —ильванавичюса.  роме того он был замечательным витражистом, его мозаики изумл€ют мир.  стати, в »сакиевском соборе ѕетербурга можно увидеть мозаику художника Ђѕоцелуй »удыї.. —ам Ќикодемас
        ѕризнаЄт, что после утомительного труда над мозаикой, живопись дл€ него была как отдых.
        ј экскурси€ где начиналась, там и заканчиваетс€ Ц около дома в ѕренай, в котором художник жил и творил.   великому нашему стыду, сейчас этот запущенный дом, с выплаканными глазницами гл€дит на Ќеман прос€ о помощи.
        .
        P.S.
        ”вы, увы Ена эту экскурсию на большом комфортабельном двухэтажном автобусе направл€лась небольша€ группа людей, приглашенных организаторами, часть которых, словно зернышки в поле, рассыпались при поездке. Ёто еще одно доказательство, что истори€ родного кра€ и искусство всЄ меньше интересует наш народ. ѕоччему?

        ѕеревод с литовского ¬л. «айченко.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         ќ“ктейль   обратитьс€ по имени „етверг, 29 »юл€ 2010 г. 19:23 (ссылка)
        ќт ¬итали€  урдеко :

        ÷итата из материала:
        "«десь находитс€ его картина Ђ—в. апостол »уда “адасї. ќчень жаль, что и этой картины не удалось увидеть, она также ожидала своей очереди на реставрацию."

        ¬от эта работа пр€мо во врем€ реставрации)))
         (466x699, 27Kb)
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени „етверг, 29 »юл€ 2010 г. 21:26 (ссылка)
        ¬ладимир! —пасибо огромное за материал! «дорово, что материалы о художнике собираютс€ в одном месте. «аинтересовавшиес€ творчеством —ильванавичюса найдут в комментари€х немало интересного материала.
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         ќ“ктейль   обратитьс€ по имени „етверг, 29 »юл€ 2010 г. 21:31 (ссылка)
        ѕарашутов,

        јнатолий, ¬италий  урдеко обещает в скором времени порадовать нас новым материалом о художнике!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени „етверг, 29 »юл€ 2010 г. 21:41 (ссылка)
        Ѕудем ждать!!!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        Kurdeko_Vitaly   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 18:12 (ссылка)
        я приветствую ¬ас уважаемый ¬ладимир и јнатолий!
        я надеюсь, что смогу порадовать ¬ас уже не просто материалом, а уже подробной монографией.
          сожалению времени, очень мало удел€етс€ дл€ обработки все найденной информации. ƒа и вообще работа поглощает 75% моего свободного времени, даже в интернете нет времени сидеть! Ќо нечего всему свое врем€)))
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 20:32 (ссылка)
        ¬италий, приветствую ¬ас! Ёто замечательна€ новость! ќна стќит потраченного времени. Ѕуду с нетерпением ждать! ”верен, ¬ладимир тоже порадуетс€ этой новости!!! ”дачи ¬ам!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
        јноним   обратитьс€ по имени —реда, 02 Ќо€бр€ 2011 г. 14:49 (ссылка)
        http://www.visitbirstonas.lt/Izdanija_12
        ѕо следам художника Ќикодемаса —ильванавичюса
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
        ѕарашутов   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 06 Ќо€бр€ 2011 г. 01:16 (ссылка)
        ”важаемый јноним! —пасибо за ссылку, у мен€ есть это издание, большую часть информации € брал из него!
        ќтветить — цитатой ¬ цитатник
         омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
         

        ƒобавить комментарий:
        “екст комментари€: смайлики

        ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

        ѕрикрепить картинку:

         ѕереводить URL в ссылку
         ѕодписатьс€ на комментарии
         ѕодписать картинку