-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32811
        Написано: 47707


        МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 68 - СКРИПКА № 1)

        Пятница, 19 Июня 2009 г. 13:21 + в цитатник
        Скрипка (итал. violino, фр. violon, нем. Violine или Geige) — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра, один из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Богатство, выразительность и теплота ее тембра, а также огромные исполнительские возможности обеспечили ей ведущее положение и в симфоническом оркестре, и в сольной исполнительской практике. Скрипка в музыке—«как в человеческом бытии хлеб насущный», — писал о ней чешский музыкант Ян Якуб Рыба.



        По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Она и до сих пор находит широкое применение в народной инструментальной музыке многих стран мира.
        О том же свидетельствуют и старинные научные трактаты, мемуары и другие книги XVI—XVII столетий, где скрипку как народный инструмент противопоставляют виолам, имевшим распространение преимущественно среди «привилегированных» слоев европейского общества. Французский музыкант Филибер, по прозвищу Железная Нога, писал в 1656 году: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время... другой вид именуется скрипкой... встречаешь мало людей, кои ею пользуются, разве те, которые живут своим трудом... ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».



        John Lewis Krimmel Blind Fiddler (after David Wilkie) 1812 г.






        Ганс Бальдунг Музыка 1529 г.



        Михай Ковач Играющие ангелочки 1884 г.

        Скрипка была излюбленным инструментом бродячих музыкантов. С ней шли они из города в город, из одного села в другое, принимая участие в народных праздниках, играя на ярмарках, в кабачках и трактирах, на свадьбах и похоронах.
        Скрипка была столь долго «низовым» инструментом, что к ней установилось даже пренебрежительное отношение. Un violon часто использовалось французами как презрительный термин, прозвище никчемного человека, чудака и даже как ругательство. «Sentir le violon» («пахнет скрипкой») означало обеднеть, стать жалким. Профессор Б. А. Струве писал: «Слово «violon» теряет здесь вовсе музыкальное значение и становится синонимом отверженного обществом человека».
        В мемуарах профессора Оксфордского университета Антони Вуда говорится, что члены музыкальных ассамблей «расценивали скрипку как инструмент простонародного фидлера и не могли выносить присутствия ее в своей среде из опасения сделать свои ассамблеи пустыми и вульгарными».



        Геррит ван Хонтхорст Веселый скрипач Счастливый Фиддлер 1623 г.



        Геррит ван Хонтхорст Веселый скрипач с бокалом вина 1624 г.



        Ян Ливенс Скрипач 1625 г.



        Хендрик Тербрюгген Скрипач
        Маркантонио Раймонди Скрипач и три женщины

        Скрипка зародилась примерно в конце XV столетия в результате долгой, многовековой эволюции предшествовавших ей смычковых инструментов. Наиболее древним из них был фидель или виела (в германских странах употреблялось первое наименование, в романских — второе). Возможно, что и древнерусский «смык» принадлежал к инструментам фидельного типа.
        В наиболее «классическом» виде фидель (виела) представлял собой инструмент с гитарообразным корпусом, дощатой плоской головкой и перпендикулярно к ней расположенными колками; у него имелись два резонаторных отверстия в" виде скобок, а иногда еще четыре дополнительных отверстия по углам верхней деки.
        На фиделе (виеле) играли в средние века немецкие миннезингеры и французские жонглеры — менестрели, которые состояли на службе у поэтов-трубадуров, ходили по городам и феодальным замкам, исполняя песни. Виела часто упоминается в средневековых песнях, поэмах, стихах.
        В одной из песен знаменитого поэта и музыканта XII века Колена Мюзе поется:

        Я шел на лужок,
        Снял виелу и смычок
        И пропел мюзетту.

        Виела пользовалась популярностью во всех слоях общества — как в народе, так и в придворных кругах, в церквах и монастырях. Немецкий поэт при дворе чешского короля Вацлава II, Ульрих Эшенбах, воспел виелу в следующих прочувствованных стихах:

        Из всех, что я досель слыхал,
        Достойна виела лишь похвал;
        Полезно слушать всем ее.
        Коль сердце ранено твое,
        То исцелится эта мука
        От нежной сладостности звука.



        Маттиа Претти Концерт 1630-1640 г.г.



        Девид Тениерс Младший Дуэт



        Девид Тениерс Младший Дуэт

        Именно виела (фидель) и стала прародительницей двух основных типов европейских смычковых инструментов — виолы и скрипки. И если виола составила как бы «аристократическую» ветвь европейского смычкового инструментария, то скрипка возникла как его «плебейское» ответвление.
        О виоле писал Стефан Малларме:

        В трудах уснул с виолой серафим
        И тихо плачет в тишине цветов.
        Луна грустит.
        Смычок — изящный мим —
        Один виолу оживить готов.

        В зарождении и формировании скрипки сыграл также свою роль один из очень распространенных в средние века смычковых народных инструментов — ребек. Ребек происходил от старинного арабского инструмента ребаба, завезенного маврами в Испанию в VIII веке при завоевании ими Пиренейского полуострова.
        Близки ребекам так называемые «польские скрипки» — мазанки — трехструнные смычковые инструменты польских народных музыкантов.
        В создании скрипки некоторую роль сыграли и смычковые лиры. Некоторые из лир формой корпуса уже совсем напоминали скрипку. Лиры прожили короткую жизнь, явившись промежуточным типом смычкового инструмента между фиделем и скрипкой.
        И сейчас разве только прелестные стихи Теофиля Готье напоминают нам об их существовании:

        ...mon oœur éperdu sur ton cœur qu'il cherchait
        Vibrait comme une lyre au toucher rie l'archet.

        Дословно: «...мое сердце, потерявшееся в твоем сердце, которое оно так искало, вибрирует, как лира, тронутая смычком».



        Геррит Доу Скрипач 1653 г.



        Габриэль Метсю A Woman Seated at a Table and a Man Tuning a Violin 1658 г.



        Адриан ван Остаде Интерьер таверны со скрипачом

        Позже виола по всей Европе уступила свое первенствующее положение скрипке, но отнюдь не без борьбы, приобретавшей зачастую явственно ощутимую социальную окраску.
        Особенно социальный смысл борьбы выявился во Франции.
        В 1740 году, в период заката виольного искусства, один из представителей аристократической культуры Юбер Ле-Блан выпускает трактат с характерным названием: «В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели».
        «Монархи и князья Франции, — пишет он, — судили справедливо в пользу виолы, предоставляя ей место в своем кабинете, в своей комнате, возле своей августейшей особы, между тем как скрипку они оставляли до сих пор в вестибюле или высылали на лестницу, место кошачьих любовных сцен, где последние угощают своей очаровательной музыкой, а скрипки тут же своей».
        Любопытно, что во Франции скрипка сначала была допущена в «Ансамбль конюшни». Этот ансамбль существовал в конце XVI—начале XVII века и предназначался для обслуживания королевских выездов, охот, пикников. Затем при французском дворе был создан ансамбль «Двадцати четырех скрипок короля», в функции которого входила опять-таки преимущественно игра во время обедов, на балах, утром, «при вставании» короля. Скрипачи долгое время были на положении лакеев.
        В такой обстановке скрипка начинала свою «академическую» жизнь.



        Жак Калло Скрипач



        Жан Батист Симеон Шарден Юноша со скрипкой 1734-35 г.г.



        Пьетро Лонги. Маленький концерт 1741 г.



        Пьетро Лонги. Урок танцев. Учитель танцев. 1741 г.



        Жак Андре Джозеф Авед Портрет Жака Филиппа Рамо со скрипкой

        Сольным инструментом скрипка является с XVII в.
        Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина.
        На скрипичное искусство оказало огромное влияние и певческое искусство, это факт, что вплоть до 19 века скрипичные мастера Франции, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Тироли и Австрии создавали свои инструменты, подражая национальному певческому искусству.
        Так, скрипки французских мастеров повторяли слегка носовое произношение французских шансонье, тирольские скрипки обладали признаками тирольского народного пения, немецкие скрипки приближались по своему звучанию к мальчишескому дисканту, так как хоры мальчиков в Германии - это национальный вид искусства, и т.д.
        Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693—1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.



        Уильям Сидней Монт Власть Музыки 1847 г.



        Петр Косолап Сумасшествие. Безумный скрипач у тела умершей матери 1863 г.



        Эдуар Мане Старый музыкант



        Паскаль Адольф Жан Даньян-Буве На привале 1892 г.

        Материалы из Википедии, а также отрывки из книги Л. Раабена "Скрипка" (1963 г.) и статьи Сергея Муратова "Скрипка: вопросы истории и происхождения" .

        Серия сообщений "Скрипка":
        Часть 1 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 68 - СКРИПКА № 1)
        Часть 2 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 69 - СКРИПКА № 2)
        Часть 3 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 70 - СКРИПКА № 3)
        ...
        Часть 15 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 110 - ВЕРНИСАЖ СКРИПАЧЕЙ.)
        Часть 16 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 111 - ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ.)
        Часть 17 - МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 159 - СКРИПКА - ДУША КОМПАНИИ. № 17)

        Рубрики:  Музыкальные инструменты
        Метки:  

        Процитировано 20 раз
        Понравилось: 2 пользователям

        ivetta_veta   обратиться по имени Суббота, 20 Июня 2009 г. 00:09 (ссылка)
        Интереснейшая подборка...СПАСИБО!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 20 Июня 2009 г. 00:23 (ссылка)
        ivetta_veta, спасибо за розы!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Я_-_такая   обратиться по имени Суббота, 20 Июня 2009 г. 02:42 (ссылка)
        В детстве по соседству с нами жила интересная семья. Он и она - оба учителя-словесники. Волконские. Николай Иванович и Лидия Генриховна. Их сын Сережка - мой первый тили-тили-тесто ;) С ними жила еще ее мать-немка. Зятя звала Колой. Не любила она его. А не любить его было невозможно. Значит теща была невозможным человеком. А Николай Иванович был, совершенно необыкновенных - внешности и таланта, - создание. Высокий, великолепной осанки, с небесного цвета, слегка выпуклыми, огромными глазами , белокурый, с красивым ртом. Восхитительной красоты кисти рук. Он приходил к нам, читал стихи и играл на скрипке. Когда он играл на скрипке, по моим воспоминаниям, в комнате не оставалось никого, кроме Него, стоящего против окна и пронизанного светом, из него льющимся, Музыки и Меня - четырехлетней, пятилетней и шестилетней Меня. В течение трех лет он приходил к нам , читал стихи и играл на скрипке. А потом они уехали в Германию.

        А во мне всю жизнь звучит Его Скрипка... И вообще весь ряд, от виолы до контрабаса , волнует меня невероятно. А контрабас - просто рвет на части... Вот и сейчас звучит J Y Grois Encore в исполнении Лары Фабиан..., и пронзительное чувство невозвратимости утраченного охватывает все мое существо...

        Анатолий! Вы не представляете, сколько эмоций дарите своими великолепнейшими созданиями. (Уж слишком постное это слово - пост ;). Поэтому я и придумываю свои определения Вашего подвижничества. Изумительнейшие подборки картин. Все - до одной вызывают только восторг. А сколько нового я узнала о своей любимой скрипочке. Все сделано с большим вкусом, тактом и любовью. Огромное спасибо за РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ И ЗА НАСЛАЖДЕНИЕ ОТ УВИДЕННОГО
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 20 Июня 2009 г. 20:51 (ссылка)
        Светлана, спасибо за добрые слова! Я всегда с радостью читаю Ваши комментарии. Ваши воспоминания и эмоции так искренни и чисты, что, обладая актерской фантазией, я все это так ярко себе представляю! Спасибо Вам за Ваши мысли и чувства вслух!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Lubusha   обратиться по имени Вторник, 23 Июня 2009 г. 09:20 (ссылка)
        Анатолий, Вы проделали гигантскую работу и я получила огромное удовольствие от всех 10 постов. Вряд ли можно было собрать бОльшую коллекцию скрипок, но я все же имею в своих запасах маленький подарок для Вас это - Отшельник Бёклина, думаю в следующем посте вы его вставите.
         (468x631, 96Kb)
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Вторник, 23 Июня 2009 г. 11:57 (ссылка)
        Любовь, спасибо огромное! Тема, конечно же, обширна, после публикации этой серии постов я уже собрал несколько новых картин, думаю, что в будущем появится еще постик, а может не один! Начну я его обязательно с Вашего подарка!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Рина_Сашина   обратиться по имени Четверг, 27 Августа 2009 г. 15:41 (ссылка)
        Спасибо огромное за великолепную, интересную работу. Прочитала и посмотрела на одном дыхании. С восторгом возьму к себе в цитатник и буду смотреть ещё не один раз.
        СПАСИБО!!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 27 Августа 2009 г. 23:05 (ссылка)
        Рина, судя по виолончели в руках, Вы - музыкант! Приятно читать добрые слова от профессионала! Спасибо Вам! Всегда рад видеть Вас у себя в гостях!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Nadechka_Kors   обратиться по имени Вторник, 05 Января 2010 г. 15:03 (ссылка)
        спасибо.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Аноним   обратиться по имени Четверг, 21 Октября 2010 г. 16:56 (ссылка)
        первая картина - это Уилки
        http://www.oceansbridge.com/oil-paintings/product/51869/theblindfiddler1806
        Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 21 Октября 2010 г. 17:18 (ссылка)
        И все-таки, уважаемый Аноним, представленная в посте картина "Слепой скрипач" - работа американского художника Джона Криммеля. Это копия с работы сэра Дэвида Уилки, написанной в 1806 году. Согласен, что нужно было указать, что в посте копия. А сама картина Уилки выглядит так:



        David Wilkie The Blind Fiddler 1806 г.

        Согласитесь, есть отличия!!!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Pavel_Kitoy   обратиться по имени Четверг, 19 Мая 2011 г. 15:05 (ссылка)
        Спасибо огромное за интереснейший пост. С Вашего позволения добавлюсь в ПЧ. у меня дочка скрипачка, с двух лет начала заниматься)))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Москва-Хайфа   обратиться по имени Петр Косолап Сумасшествие. Безумный скрипач у тела умершей матери 1863 г. Воскресенье, 08 Января 2012 г. 00:12 (ссылка)
        в 1863 году Косолап получил две малые серебряные медали за картину "Сумасшедший музыкант" ("Сумасшествие").
        http://www.ki-gazeta.ru/rubrics/archiv/2009/12/15/24301.html
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Воскресенье, 08 Января 2012 г. 02:43 (ссылка)
        Москва-Хайфа, спасибо! Эта картина должна быть в моих подборках о скрипке.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку