-Метки

cамоопределение женщины Жуки НОСКИ а.кураев александр солженицын апостол павел биография близорукость в теле женщины есть три священных источника валериана вера витамин d вия артмане выборы патриарха вышивка вязание крючком вязание рукоделие гаагский трибунал гимнастика для похудания гипертония грааль гробница брата иисуса христа группа ддт диеты домашний загуститель соусов жак пиккар животные фото жилет иммунитет инсульт интернет ирландское кружево календарь климакс косово кошки кристина орбакайте крючок м.цветаева медузы минск молитва молитва одиночества молитвы в поэзии моя страница музыка мысли неорганики нищий о границах о любви дети образ жизни питание диеты ожирение вес ольга арефьева открытки песня печень плед или палантин потрясающей красоты поздравление полезное о mozilla firefox преп.исаак сирин. притчи разное-интересный сайт реклама в интернете розы россия рыбы. рыцарский турнир салфетка святой карл борромеи сербия серебряная вода сила слова! символика симеон новый богослов 9813-3 (45x127 смешные законопроекты современное отношение к детям ссылки стволовые клетки стихи страсть сша тамплиеры тамплиеры орден тамплиеров инквизиция таро тест топленое масло травмы ушибы арника фитнес -диета фото фотосайт фотошоп фриформ дизайн хайку цветные и оригинальные шали цветы шали шаль шарф эликсир молодости

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Елизавета_Васильева

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 1389


Что такое "знак" и "Символ"?

Понедельник, 03 Января 2011 г. 09:14 + в цитатник

www.engineer.bmstu.ru/res/kultura/themes/thema5_7.htm

 

Вопрос 7. Что такое "знак" и "символ"?

 

Как известно, культура, начинаясь с организации, с порядка, с ритуала, структурирует окружающий человека мир.

Когда речь идет о символах и знаках, всегда возникает вопрос: знак - чего?, символ - чего? Этот вопрос означает, что раскрыть смысл этих понятий можно, лишь если анализировать их отношения к чему-то третьему, к оригиналу, который может не иметь (и чаще всего не имеет) ничего общего по физическим, химическим и иным свойствам с носителем отражения. Но все находятся в некоторой связи, являясь результатом человеческого познания, облекая этот результат в определенные формы.

Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную - математическую, статистическую, логическую - обработку. Существующая классификация знаков предполагает выделение: а) знаков-копий (иконических знаков); б) знаков-индексов (знаков-признаков); в) знаков-символов (см. Таблицу 4).

Понятия "знак" и "символ" часто используются в одном и том же смысловом контексте. Иногда можно встретить утверждение, что знаки - это то, что отличает человека от животного мира. Определение знака в качестве водораздела между поведением животных и человека, на наш взгляд, - результат смешения понятий знака и символа. Есть все же основания полагать, что праязыки возникли из знаковых систем, сформировавшихся в животном мире. Грань между культурой и природой вообще не так очевидна, как полагают те, кто абсолютизирует самое короткое из определений культуры: "культура - все то, что не природа". Леви-Стросс, проводивший полевые исследования в тропических джунглях Центральной Бразилии среди племен, где слой культуры еще очень тонок, и можно проследить связь человека с природой, сделал вывод, что табу на инцест оказалось той границей, за которой природа перешла в культуру. Однако немецкий этнолог Бишоф доказал, что такое же табу существует у серых гусей, и что такая поведенческая модель обусловлена, по всей вероятности, гормональными процессами.

Символ - одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым служил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная, многозначная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия.

Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом .

В символах и знаках проявляется как внешнее "я" человека (self), так и внутреннее "я" (I), бессознательное, данное ему от природы.К. Леви-Стросс утверждал, что нашел путь от символов и знаков к бессознательной структуре разума, а следовательно, к структуре вселенной. Единство человека и вселенной - одна из самых древних и загадочных тем в культуре. В преданиях люди - звезды, спиральность небесных туманностей многократно повторена в орнаментах всех земных культур, красная кровь обязана цветом железу, а все железо, которое есть на земле, по утверждениям астрономов, возникло в звездном веществе. Спиральна структура многих областей человеческого тела: ушная раковина, радужка глаза... Именно это чувство единства позволило математику и поэту В. Хлебникову создать собственную модель метаязыка, состоящего из семи слоев.

 

ЛЕВИ-СТРОСС Клод (1908 г.) - французский этнограф, антрополог и социолог, один из главных представителей французского структурализма. Член Французской академии с 1973 г. Большое влияние на формирование его концепции оказал Э. Дюркгейм и американская школа культурной антропологии. В 1935-1938 гг. находился на преподавательской работе в Бразилии, где после знакомства с жизнью местных индейских племен стал заниматься этнографией и антропологией. Работал вице-директором Антропологического музея в Париже, много лет был профессором Колледж де Франс. Изучал анализ структур мышления и "естественного" человека независимо от давления цивилизации, индивидуального сознания и выбора; коллективное бессознательное, в котором искал корни мифологии и искусства; доказывал психологическое равноправие и равноценность всех, даже самых "отсталых" этносов и народов. В его структурной антропологии значительное место занимает толкование мифа как фундаментального содержания коллективного сознания, основы устойчивости социальных структур.
Основная работа: "Структуральная антропология" (1958), "Первобытное мышление", "Структура мифов" (1970), "Колдун и его магия" (1974).

 

В начало темы 5

Серия сообщений "символы":
Часть 1 - Грааль
Часть 2 - Дерево
Часть 3 - Вода
Часть 4 - Что такое "знак" и "Символ"?
Часть 5 - Значения слова "Символ"

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку