
Сме́ртный грех — так в христианстве называют грехи, которые ведут к смерти души. Многие ошибочно полагают, что в данном термине имеется в виду физическая смерть, но на самом деле имеется в виду смерть духовная.
Джотто, Уныние
Библия не приводит точного списка смертных грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского, однако печаль заменена на зависть, а тщеславие объединено с гордостью. Впервые в такой редакции встречается у Григория Великого (VII век). Концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского (XIII век).
Всего смертных грехов семь:
Гордыня
Зависть
Обжорство
Похоть
Гнев
Жадность
Лень
Гордыня - сильнейший из семи смертных грехов, который считается непобедимым.
Гордыня
Горды́ня в иудаизме и христианстве — грех, приведший к падению Люцифера, ставшего Сатаной. Для укрощения гордыни используются различные методы, в числе и жизнь за счёт подаяния
Христианское представление о гордыне
Гордыня (лат. superbia), или Высокомерие — один из семи смертных грехов, самый тяжкий из них. Отличается от простой гордости тем, что обуянный гордыней грешник гордится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него.
При крайнем проявлении гордыни грешник, даже осознавая другие свои грехи, может судить себя сам, подобно Иуде Искариоту, беря на себя то, что вправе лишь Бог, и совершать грех самоубийства. Согласно ряду работ христианских теологов, именно гордыня окочательно определила место Иуды в аду, поскольку даже после своего предательства он мог покаяться перед Господом.
Гордыня в иудаизме
Но есть качества, в которых нельзя человеку вести себя средне, но должен отдалиться в сторону одной из крайностей — например, гордыня, когда недостаточно человеку быть просто скромным, но должен быть смиренным, очень скромным. Поэтому сказано о Моше-рабейну: «очень скромный» (Бемидбар 12:3), а не сказано просто «скромный». И по той же причине указали мудрецы: «Будь очень, очень смиренным». И еще сказали, что каждый, кто возвышает сердце свое, отрицает основы веры, как сказано: «И возвысишь сердце свое, и забудешь Господа, Бога твоего» (Дварим 8:14).
Гордыня в синтоизме
…Гордость заслоняет Бога. Если вы надеетесь на небесную помощь, откажитесь от своей гордости; каждая частица гордости заслоняет спасительный свет, как огромная туча. Если в вашей душе нет праведности, бесполезно молиться о том, что есть за пределами вашей души. "Если я слышу ваши молитвы, то это потому, что вы предстаете передо мной с чистым сердцем, свободным от лжи и лицемерия, с душой, отражающей истину, как зеркало.
Зависть
Зависть — желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени (количестве) (см. Смертный грех).
Зависть — огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Запрет на зависть содержится уже у Моисея в последней из десяти заповедей.
Зависть, или недоброжелательство - один из семи смертных грехов (лат. invidia), поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка.
Зависть противоречит христианским добродетелям - великодушию и состраданию.
Зависть родственна унынию, однако отличается предметностью.
Зависть — желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени (количестве) (см. Смертный грех).
Зависть — огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Запрет на зависть содержится уже у Моисея в последней из десяти заповедей.
Зависть, или недоброжелательство - один из семи смертных грехов (лат. invidia), поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка.
Зависть противоречит христианским добродетелям - великодушию и состраданию.
Зависть родственна унынию, однако отличается предметностью.
Зависть — желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени (количестве) (см. Смертный грех).
Зависть — огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Запрет на зависть содержится уже у Моисея в последней из десяти заповедей.
Зависть, или недоброжелательство - один из семи смертных грехов (лат. invidia), поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка.
Зависть противоречит христианским добродетелям - великодушию и состраданию.
Зависть родственна унынию, однако отличается предметностью.
Обжорство
Обжорство (чревоугодие; греч. gasterimargia) — неумеренность и жадность в еде, доводящая человека до скотского состояния. Один из семи смертных грехов (грех против второй заповеди). Обжорство является одной из форм более широкого порока — сластолюбия.
В античности считалось, что обжорство вызывает как телесное страдание, так и страдание души, так как предмет радости сластолюбца не является истинным благом. Борьба с пороком обжорства предполагает не столько волевое подавление позывов к пище, сколько размышление о её истинном месте в жизни. В современной европейской культуре обжорство определяется скорее медицинскими предписаниями, чем нравственными соображениями.
В современном западном обществе, согласно статистике, 50 % страдают избыточным весом — полмиллиарда людей. Этот факт даёт основания считать «цивилизованное общество» — обществом «обжор».
Похоть
Половое влечение — комплекс желаний и связанных с ними переживаний, имеющий в своей основе биологические инстинкты, направленные на воспроизведение жизни. Включает стремление к половой близости, выраженность и направленность которого определяются генетическим набором хромосом, диэнцефальным отделом мозга, развитием желез внутренней секреции и формированием условнорефлекторных комплексов под влиянием индивидуального психосоциального опыта.
Употребление термина
Иногда под половым влечением неправильно понимают исключительно желание полового сношения (похоть). Похоть — состояние сознания, рождаемое от сексуальной неудовлетворенности и невозможности реализации полового влечения.
В психоанализе используется термин либидо, который многие журналисты используют как синоним для замены слов «половое влечение».
Физиология и психология полового влечения
Половое влечение - один из основных рефлексов человека, не менее важный, чем пищевой рефлекс или рефлекс безопасности, половое влечение в человеческом обществе может принимать различные социально-обусловленные формы.
Сексуальное желание может рассматриваться на двух уровнях - осознанном (управляемым корой головного мозга) и бессознательном (управляемым гормонально). Для обозначения второго часто используют термин либидо.
Либидо человека сильно зависит от выработки мужского гормона тестостерона. Без тестостерона нет либидо. Однако, этот недостаток чувствуется кастрированными мужчинами (евнухами) как не слишком плохой («Не хочет и не может»). Женское либидо также зависит от гормонов. Многие женщины говорят о закономерных колебаниях либидо в рамках менструального цикла.[источник?]
Норма и патология
В норме половое влечение проявляется в более широком спектре явлений: потребность в нежности и ласке, потребность защитить слабое существо, желание объятий, любовь к животным, платонические чувства и др. Если половое влечение подвергается ограничениям извне, то это может привести к различным невротическим состояниям, а также к тому, что влечение может принять болезненные искажённые формы.
Недостаток либидо называется фригидностью. При эректильной дисфункции мужчин часто недостает не либидо, а потенции, несмотря на имеющееся либидо («Хочет, но не может»).[источник?]
Многие заболевания, в том числе расстройства психики и психосоматические заболевания, ведут к нарушению либидо[источник?], например:
Депрессия
Анорексия
Цирроз печени
Гипогонадизм
Недостаток тестостерона у мужчин, женоподобие
Некоторые болезни ведут к чрезмерному усилению либидо, например:
Мания
Гиперфункция щитовидной железы
Гиперсексуальность, Нимфомания
Также, некоторые медикаменты и многие наркотики изменяют либидо в ту или иную сторону.
Гнев
Гнев — фундаментальная эмоция с яркой вегетативной реакцией: кровь «кипит», лицо «горит», мышцы напряжены.
Слово «гнев» в русском языке обозначает целую гамму чувств, психологических состояний и форм. Среди них — раздражительность, обида, досада, ярость и т. п. Нередко гнев берет своё начало от ложно понятой справедливости. В христианстве гнев считается одним из семи смертных грехов.
Главная причина гнева — гордыня.
Человек, который поддаётся гневу, чувствует себя обиженным или раздраженным, находится в постоянной опасности совершить ужасные поступки и причиняет вред себе и другим.
Жадность
Жадность – желание приобретения любых материальных ценностей.
Жадность — неумеренное желание владения или потребления
Лень
Лень — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Традиционно расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый индивидуум является нахлебником общества. В то же время, в условиях интенсивной эксплуатации трудящихся, «лень» часто подразумевает естественную потребность в отдыхе. Предпочтение внерыночных, коммуникативных или культурных, благ вещественным также имеет следствием снижение трудолюбия.
Другое определение лени - «потребность в экономии энергии». Лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Многие люди, во всех других случаях менее склонные признаваться в каких-либо недостатках, весьма легко признают за собой этот дефект. "Ленив я, это верно", - с добродушной снисходительностью к своим слабостям соглашается в беседе с товарищем молодой человек. Очевидно, за этим признанием скрывается некое представление о собственной ценности, которая не выявляется лишь по причине лени. В таком освещении лень выглядит не столько недостатком, сколько ширмой, которая скрывает какие-то никому неведомые достоинства человека. Между тем это иллюзия. Лень - свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу. Ленивый человек обычно обладает внешней локализацией контроля и потому безответственен.
Лень, а также другие проявления слабости - трусость, нерешительность, несдержанность и т.д., являются серьезными дефектами развития личности, их преодоление требует серьезной воспитательной работы, и прежде всего организации самовоспитания.
Часто лень может быть признаком депрессии.
Лень в культуре
В «Божественной комедии» Данте Алигьери лентяи находятся в 5-м круге ада.
Пуритане воздерживались во всем, ненавидели роскошь и лень.
«Лень» — песня группы «Алиса» с альбома «Акустика (часть 1 Пермь-88)»
Лень в мифологии
В «славянской мифологии» Лень и Отеть- духи развращающие человека и мешаюшие ему нормально жить и трудиться. Одержание Ленью — первая степень падения, вторая степень — Отеть. Человек становится толстым и неповоротливым, в критической ситуации не предпринимает ничего для спасения себя и своих близких. Дальнейшая степень разложения ведёт к невозможности двигаться и к смерти через обжорство.
[править]
Афоризмы
В Викицитатнике есть страница по теме
Лень
Лень — двигатель прогресса.