Harcore punk - одно из ответвлений панк рока, примечательно тем, что является самым тяжелым и экстремальным панком вообще. Появившись в начале 80-х годов, это
течение продвинуло идеи самого панк-рока так далеко, как только это было возможно. Создается впечатление, что был задействован абсолютно весь ресурс для получения
непревзойденно жесткого результата.
Музыку хардкорового панка отличают: большая скорость, простота исполнения и звучания (гитарные рифы и партии иногда бывают просто элементарными), мощный вокал
и общий неприглядный и мрачный фон.
Большинство хардкор-панковых групп порой звучали до невозможности похоже. Но все же существовала некая прослойка команд, которые развивались в музыкальном плане
очень быстро и в последствии отказывались от радикального хардкорового саунда, но, отнюдь, не от его идей. Hardcore punk был в первую очередь явлением, порожденным
американской панк-рок сценой. Концентрировался он главным образом в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Конечно же, присутствовали и другие места концентрации,
разбросанные по всей стране, но они были сравнительно не большими и не могли ни на что влиять.
Таким образом, и "в таком составе" Hardcore Punk вступил в 90-е, к глубокому сожалению, так и не став частью мэйнстрима. Однако, не смотря на это он сумел оказать
коллосальное влияние на творчество групп, с именами которых потом будут напрямую связывать весь панк-рок 90-х.
..//Hardcore ::
Одно из самых мощных течений в экстремальной музыке. Тот напор и энергия, положительная или отрицательная, значения не имеет, которые он несет с собой,
не присутствуют больше ни в одном направлении. И с этим вряд ли кто-то поспорит. Возник хардкор примерно в начале 80-х годов. Я бы, в качестве первооткрывателей
стиля называл такой коллектив как Circle Jerks. Но самую главную роль в продвижении и развитии хардкора, как стиля, бесспорно, принадлежит группе Black Flag.
Если попытаться дать некую характеристику хардкору, то получится, наверное, следующее.
Хардкор - это быстрая, мощная, тяжелая музыка, создавая которую, меньше всего думаешь о её коммерческой стороне - это пожалуй главное. Отрывистый, жесткий вокал,
не продолжительные по длительности песни, довольно простая мелодика, запредельно тяжелое гитарное звучание - вот что, на мой взгляд, определяет настоящий хардкор.
Хардкор берет свое начале в панк-роке 70-х. Отсюда и стилистические сходства, некоторые общие черты построения музыкального ряда.
Также, хотелось бы отметить, что не стоит путать настоящий гитарный хардкор, с вылезшим практически из неоткуда в 90-х электронным-техно хардкором. Это совсем разные
вещи. И смысл и идеи они несут абсолютно ничего общего не имеющие, если в последнем они вообще присутствуют, в чем я сильно сомневаюсь.
ХАРДКОР.
Хардкор (hardcore), или хардкор-панк (hardcore-punk) - одна из наиболее экстремистских разновидностей американского пост-панка.
Хардкор возник в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе как "национальный" ответ на вторжение британского панка и творчество SEX PISTOLS, в частности. Впрочем, у американцев
тоже были свои предтечи - RAMONES и проч.
Хардкор быстро стал очень мощным некоммерческим движением. Он отличался еще большей неистовостью, чем панк, его звучание было еще грязнее, барабаны - бешенее,
а в структуре музыкальной ткани, строящейся на трех "правильных" аккордах, можно было порой уловить близкие хэви-метал жесткие и примитивные гитарные риффы.
Характерной приметой было резкое ускорение темпа к концу припева или композиции. Вокал, скорее, напоминал крик, чем пение, тексты песен сыпали грубостями и
непристойностями. Музыка несла настроение агрессии, анархии, злой энергии, но при этом содержала и некий конструктивный компонент. Как правило, хардкоровые команды
придерживались имиджа выходцев из рабочего класса (бриджи, футболки, спортивные куртки, кроссовки, кепки) и были крайне политизированы, но, даже выступая против
собственного правительства, всегда оставались патриотами своей страны. Нападки хардкоровцев на политиков и обывателей вызывали возмущение общественности, вплоть
до представителей церкви.
Движение начало набирать обороты уже в конце 70-х, в творчестве DEAD KENNEDYS и DICTATORS. Оно было довольно монолитным, "выделяться" в хардкоре было не
принято. Впрочем, среди хардкоровцев находились и такие, кто не боялся экспериментировать с элементами джаза, регги, кантри и др. Среди знаменитых хардкоровых групп
80-х можно назвать AGNOSTIC FRONT, BAD BRAINS, BLACK FLAG, CIRCLE JERKS, D.O.A., THE EXPLOITED, FEAR, FLIPPER, HUSKER DU, MINOR THREATS, THE MISFITS,
SUICIDAL TENDENCIES и др. Хардкор остается одним из ведущих альтернативных направлений и по сей день (BAD RELIGION, SOCIAL DISTORTION, NOFX и др.).
Ключевые артисты и альбомы:
DEAD KENNEDYS "Fresh Fruit For Rotting Vegetables" (1980)
BLACK FLAG "Damaged" (1981)
THE MISFITS "Walk Among Us" (1982)
SUICIDAL TENDENCIES "Suicidal Tendencies" (1983)
HUSKER DU "New Day Rising" (1985)
Сначала был панк. Начало в нашем случае относится к 1975 году. Множество талантов взрывали тогда город Нью-Йорк. Рамонес, Блонди, Телевижн, Токинг Хэдс и другие… Все эти группы сознательно или под… стремились войти в мощную коалицию рок-музыки всех времен и народов. Чего в принципе и добились. Что отличает хардкор от тех панков - так это активное желание прославиться, … но лишь среди тысяч задрипанных гаражей, активное желание записываться и издаваться - на самопальных кассетах, - и умение держаться подальше от крупных мэйджор-лэйблов или способность распадаться в тот самый момент, когда уже начинает брезжить массовая популярность. Так начинался хардкор. Сейчас, конечно, все несколько иначе. Большое количество коллективов оказались все-таки растиражированными - хотели они этого или нет. В общем, влились в русло Главного Потока. Но не все. Кто-то продолжает еще, и весьма успешно, собственную музыкальную и издательскую деятельность, а кто-то неустанно трудится в тылу врага, проповедуя на заповедных территориях масскульта, теорию и практику стрэйт-эйджа, например.
Но вот здесь, пониже, 10 наиболе влиятельных хардкор-банд далеких 80-х и еще 10 банд близких девяностых.
Хардкор тогда…
Minor Threat. Предводительствуемая харизматическим лидером Йеном Маккеем (Ian MacKaye), который впервые озвучил принципы, известные под названием стрэйт-эйдж (здоровый образ жизни, без алкоголя и наркотиков), вашингтонская банда Minor Threat открыла быстрый огонь эмоционального хардкора по своим недоумевающим слушателям. Огонь имел мощную поддержку со стороный Сделай-Сам-Философии (DIY). Студия «Dischord Records», организованная МакКеем и барабанщиком Джефом Нельсоном (Jeff Nelson) для выпуска ранних синглов Minor Threat с тех пор выросла в один из самых влиятельных и успешных инди-лэйблов Америки. Лэйбл выпустил альбомы таких известных коллективов, как Dag Nasty, Soulside, Jawbox, и нынешнюю группу МакКея Fugazi. К прослушиванию мной рекомендован: The Complete Minor Threat (Dischord)
Misfits. Группа Misfits, выросшая в индустриальных пригородах Нью-Джерси, начала свою деятельность с очень простой концепции - комбинации трех-аккордового панка в
духе Рамонес и визуального ряда, позаимствованного из дешевых трэш-комиксов. И очень скоро этот аудио-визуальный стиль стал их имиджевой маркой. После их распада,
лидер и певец Гленн Данциг (Glenn Danzig) продолжил совершенствовать найденную формулу сначала в готическо-металлическом проекте Samhain, а потом и до настоящего
момента в собственной death-metal группе Danzig. Послушать предлагаю: Misfits (Plan 9/Caroline), Walk Among Us (ruby/Slash).
Black Flag. По утверждению многих, это первая американская хардкор-банда. Этот Лос-Анджелесский коллектив подарил миру неистового, полуголого и татуированного
фронтмэна Генри Роллинза, ставшего воистину медиа-иконой панка девяностых. А также гитариста Грега Джинна, знаменитого скорее тем, что он сыграл огромную роль в
основании лэйбла SST, который в 80-х годах выпустил лучшие работы таких коллективов, как Husker Du, the Minutemen, the Meat Puppets и Sonic Youth. Также немаловажно,
что Black Flag были одними из первых, кто организовал свои гастроли по близлежащим регионам, внедряя доктрину и философию DIY в маленькие американские города и села.
Послушать: Damaged (SST), Wasted… Again(SST)
Dead Kennedys. Одна из наиболее политизированных команд во всем американском хардкоре. Банда появилась в Сан-Франциско, а песни свои посвящает событиям, имевшим место быть далеко за пределами родного города. Иными словами множество тем они черпают во внутренней и внешей политике америки. Песня «Holiday In Cambodia» посвящена американской интервенции, а песня «California Uber Alles» - это реакция группы на правление тогдашнего губернатора Джерри Брауна. Вокалист Dead Kennedys, Джейло Биафра (Jello Biafra) - выступает также в жанре разговорного слова и проявляется в этом жанре, как большой провокатор. Им организован лэйбл Alternative Tentacles. И лэйбл этот до сих пор грозит всем веселой жизнью, обещая неустанно вносить в устоявшийся и размеренный быт диссонанс и диссидентство. Как говорится, будь готов - всегда готов! Слушать: Fresh Fruit For Rotting Vegetables (I. R. S.), Bedtime For Democracy (Alternative Tentacles).
Agnostic Front. Бесспорные лидеры Нью-Йоркской хардкор-сцены на протяжении восьмидесятых, Agnostic Front воплощали собой правое крыло хардкора. (Если проводить аналогии с политикой). Их творчество являло противоположность анархизму лос-анджелесской сцены или левизне вашингтонских музыкантов. Правда, частенько гимны, написанные и яростно сыгранные «Агностиками» вступали в вопиющие противоречие с теми кровавыми и ужасными примерами, которые вдохновляли группу Agnostic Front на творчество. Рекомендую прослушать: Live at CBGB (In-Effect/Relativity)
Husker Du. Неистовая гитара и паранормальный вокал фронтмэна Bob Mould в сочетании с нежной, полной мелодической чувственности игрой ударника Гранта Харта (Grant Hart) делает это трио из Миннеаполиса вдвойне ужасней. Начиная с самопальных записей на DIY-лэйблах New Alliance и Reflex, где все песни имели скорость не меньше сотни ударов в минуту, позже Husker Du стали выпускать более умные и проникновенные альбомы, снискав славу одного из самых влиятельных независимых коллективов. А послушать надо: Everything Falls Apart (Reflex), Metal Circus(Reflex/SST).
Dave Smalley/DYS. Группа из Бостона, DYS, донесли идеи стрэйт-эйджа до Новой Англии, благодаря переселенцу из Вирджинии Дэйву Смолли (Dave Smalley). Хотя группа
записала только два уже забытых альбома, их манера одеваться была воспринята всеми поклонниками стрэйт-эйджа и остается такой же до сих пор. Это майки, широкие,
приспущенные штаны, а главная деталь одежды - накаченные торсы. В дальнейшем этот стиль подхватили более популярные коллективы - Youth Of Today, Bold и Gorilla Biscuits.
Дэйв Смолли и по сей день остается влиятельной фигурой в мире хардкора, предводительствуя в таких сборных, как вашингтонские Dag Nasty (куда также входит гитарист из
Minor Threat Брайан Бэйкер), лос-анджелесские All (вместе с тремя четвертыми развалившегося коллектива Descendents) и Down By Low. Рекомендовано ознакомиться с:
Dag Nasty’s «Can I say» (Dischord), Down By Low’s «Punkrockacademyfightsong» (Epitaph).
SSD. Самая заметная хардкор-банда, заигравшая на просторах Новой Англии. Как и DYS, SSD проповедовали заповеди стрэйт-эйджа. Кроме того, SSD - одна из первых групп, которые стали ориентировать звучание хардкора в сторону металла. Послушать надо: Break It Up (Homestead).
Bad Brains. Bad Brains начали свою музыкальную одиссею, как джаз-ансамбль из пригородов Вашингтона, но вскоре их музыкальные интересы обратились в сторону революционного спид-металла, соединенного с синкопированными рэггей-ритмами. Непосредственное поведение фронтмэна H. R., вкупе со свободной игрой на гитаре Dr. Know (он же Gary Miller), создало «Плохим Мозгам» репутацию самого эклектичного и непредсказуемого коллектива. Надо добавить, что Bad Brains - это один из немногих негритянских коллективов, сумевших сказать свое веское слово в белом американском хардкоре. Надо познакомиться с: I Against I (SST), The Youth Are Getting Restless (Caroline).
Minutemen. Хардкор-группа, наиболее просто подошедшая к делу. Она просто использовала рок-н-рольные стандарты - куплет, припев, куплет. Однако, это уникальное трио из Сан Педро, Калифорния, буквально вдохнуло новую жизнь в панк-музыку, формируя свой особый свободный стиль добавлениями музыкальных фишек, позаимствованных из джаза и фанка. Почти все песни Minutemen длятся едва больше минуты, в полном соответствии с их названием. Группа прекратила свое существование совершенно неожиданно, в 1985 году из-за смерти певца и гитариста D. Boon. Однако басист Майк Уотт (Mike Watt) и барабанщик Джордж Хюрли (George Hurley) продолжают минутменовские традиции в новом коллективе, который называется fIREHOSE. Слушайте: Double Nickels On The Dime (SST), 3-Way Tie For Last (SST)
И СЕЙЧАС:
Fugazi. Название группы сейчас стало синонимом процесса объединения панков всей земли. Fugazi продолжают записываться и издаваться на собственном лэйбле Dischord и
играют концерты для публики любого возраста, с очень низкой ценой за билет. При этом они имеют популярность, которой могли бы позавидовать многие коллективы,
подписавшие зачем-то свои контракты с разными мэйджор-лэйблами. Хотя до сих пор экс-фронтмэн Minor Threat Йен Мак Кей и экс-гитарист Rites Of Spring Гай Пичьотто
(Guy Picciotto) продолжают делать пламенную и непримиримую музыку, ломовая скорость их ранних песен уступила место большему разнообразию скоростей в угоду
более интересной работе с ритмикой и вокалом. Обязательно не пропустите: 13 Songs (Dischord), Repeater (Dischord).
Bad Religion. Эти ветераны из Лос-Анджелеса, записавшие первый альбом еще в 1982, играют агрессивный, мелодичный и вместе с тем интеллигентный тип хардкора, который
обрел множество последователей в лице групп, записывающихся на лэйбле Epitaph. Этот лэйбл был создан гитаристом Бреттом Гурвицем (Brett Gurewitz) для выпуска ранних
записей Bad Religion. В 1993 году группа покинула лэйбл и подписала контракт с мэйджором, а Бретт Гурвиц покинул группу и занялся активной раскруткой Epitaph, который
сейчас превратился в чудесный экземпляр DIY-сообщества. Вы должны послушать: No Control (Epitaph), Stranger Than Fiction (Atlantic).
Sick Of It All. Одна из немногих банд, кто постоянно напоминает о своей привязанности к нью-йоркскому old-school хардкору. Sick Of It All соединяет жесткие металлические
риффы с агрессивными текстами, обличающими социальные пороки и уличный самосуд. Группа была организована экс-басистом Agnostic Front Крэгом Сэтори (Craig Setari),
который пригласил в состав коллектива братьев Лу и Пита Коллеров (Lou и Pete Kollers). Обратите внимание на: Just Look Around (In-Effect/Relativity), Scratch The Surface
(EastWest).
Shelter. Как движущая сила коллектива Youth Of Today (Коннектикут, позже - Нью-Йорк), лидер группы Рэй Каппо (Ray Cappo) и гитарист Джон Порселл (John Porcell) имели огромное влияние на всю хардкор-тусовку города Нью-Йорка середины восьмидесятых годов. Порселл продолжил дело, создав группу Judge, тогда как Рэй отдал себя служению культу Кришны. Кстати, кришнаизм активно практиковался многими хардкоровцами того времени. А также Рэй Каппо продолжил практику агрессивного музицирования в новой команде Shelter, где он пытается соединить установки хардкора и стрэйт-эйджа с теми нравственными уроками, которые дает ему Кришна. Можно послушать: Youth Of Today’s «We’re Not In This Alone» (Caroline), Shelter’s «Attaining The Supreme» (Revelation).
Bikini Kill. Хардкор всегда был привилегией парней. До тех пор, пока слух аудитории не стала терзать команда с Северо-Западного Побережья Тихого Океана, которая и
называлась Bikini Kill. Они внесли собственную струю в мощное течение хардкора, сочетая неженски агрессивную игру с идеями радикального феминизма. Только
появившись, они тут же получили прозвище riot grrrls!, ставшее в последствии нарицательным. Группа, предводительствуемая Кэтлин Ханной (Kathleen Hanna) внесли большой
вклад в дело становления хардкора и явили миру образцы наиболее бесстрастного творчества. Надо попробовать послушать: Bikini Kill EP (Kill Rock Stars).
7 Seconds. Появившись на свет в заброшенном в пустыне городке Рено, штат Невада, коллектив 7 Seconds продолжает борьбу за дело панк-идеологии, записываясь на маленьких независимых лэйблах и гастролируя по деревням и автозаправкам. Их музыка представляет собой энергичный, позитивно настроенный панк с запоминающимися мелодиями. Лидер и певец Кевин Секондс (Kevin Seconds), наверное, единственный оставшийся с самого начала член коллектива. Несмотря ни на что, группа до сих пор удерживает звание самого активно концертирующего ансамбля. Послушайте: Walk Together, Rock Together (Better Youth Organization), New Wind (Better Youth Organization).
Drive Like Jehu. Эта талантливая группа не только сотрясает панк-сцену родного Сан-Диего, но и вообще имеет огромное значение в деле нетрадиционного подхода к феномену хардкора. Они повернули вспять мозги многих слушателей своими девятиминутными, сложно ритмизованными и аранжированными композициями, которые все равно при этом умудряются оставаться хардкором. Послушать, например: Drive Like Jehu (Headhunter/Cargo), Yank Crime (Interscope).
Operation Ivy/Rancid. Если была какая-то банда, заставившая улыбнуться сумрачное лицо хардкора, то это определенно Operation Ivy, группа из Беркли, чей необычайно веселый, вдохновленный музыкой ска саунд определенно помог встать на ноги лэйблу Lookout!. Кстати, этот лэйбл позже подписал контракт с группой, очень сильно подверженной влиянию Operation Ivy - Green Day. Участники банды Мэтт Фримэн (Matt Freeman) и Тим Армстронг (Tim Armstrong) позднее создали Rancid, чьи бодрые, быстрые песни продолжили традицию Operation Ivy. Надо знать: Operation Ivy’s «Energy» (Lookout!), Rancid’s «Let’s Go» (Epitaph).
All. Когда лидер группы Descendents Майлоу Оукерман (Milo Aukerman) решил продолжить образование в качестве ботаника, вместо того, чтобы совершенствоваться на панк-поприще, остальная часть ансамбля организовала новый коллектив, поименованный по названию последнего альбома Descendents - ALL. В поисках простого попсового звучания группа записывала нехитрые мелодичные песенки, чем и занимается до сих пор. Они часто меняют солистов, в частности с ними попел в свое время уже известный нам Дэйв Смолли. Рекомендовано послушать: Allroy Sez… (Cruz), Allroy For Prez EP (Cruz).
Green Day. Перед тем как группа выпустила платиновый альбом Dookie и т. д., ребята терзали струны в родном Беркли, экспериментируя насколько органично может
соединиться жесткая структура хардкора с незатейливыми веселыми текстами про девчонок и проблемы роста молодого созревающего юноши. Слушайте:
1039/Smoothed Out Slappy Hours (Lookout!), Kerplunk (Lookout!).
Punk и все его отклонения
Anarchopunk
Ультраскоростной и беспредельно драйвовый и аггрессивный панк рок и ломовым саундом, который исповедовали Английские группы посева 1982г (UK punk 82) G.B.H., Discharge, Exploited, Anti-Nowhere League. В общем чтоб определить относится ли группа к анархам, стоит посмотреть на их облатки. Анархи 82-83 и их современные последователи типпа Total Chaos, носили кислотные ирокезы аггрессивного вида и чёрные прошипованные клёпками косухи. UK punk 82 достаточно просто определить и на слух, достаточно знать, что играют G.B.H. и Discharge.
Что слушать:
G.B.H. [1982] Leather Bristles, No Survivors And Sick Boys
G.B.H. [1982] City Baby Attacked By Rats
Discharge [1982] Hear Nothing, See Nothing, Say Nothing
Exploited [1981] Punks Not Dead
Exploited [1982] Troops Of Tomorrow
Exploited [1983] Let's Start A War
Crossover
Стиль названный в честь альбома хардкоровой группы DRI [1987] Crossover. Кроссовер - металлизированный панк-рок или хардкор с трэшевым звучанием. Характерным элементом кроссовера является ударный вокал - т.е. вокал с выделенным ударением на слог. Первопроходцами в этой дремучести стали хардкорщики Suicidal Tendencies, которые и начали совмещать хардкорово-панковые элементы с элементами трэша, что в последствии и переняли многие американские группы.
Что слушать:
DRI [1987] Crossover
Suicidal Tendencies [1988] How Will I Laugh Tomorrow...
Cryptic Slaughter [1986] Convicted
Carnivore [1987] Retalliation
Wehrmacht [1988] Biermacht
Grindcore
(grind - точить, молотить) - наиболее зверский, быстрый и неистовый стиль музыки вообще. Grindcore - это разогнанный до каких только возможно скоростей Hardcore.
Корни грандкора появились в Англии в середине 80х стараниями таких групп как Larm, Ripcord, Extreme Noise Terror, Assuck, Napalm Death, Carcass, Repulsion. Скорость и
энергетика GC позаимствована из анархо групп типа Discharge, звук у хардкора и death metal. Вообще, стиль Grindcore имеет большое количество инкарнаций и по большей
части относится к металлу, нежели к панку, хотя и имеет прямые корни в панке. Всвязи с этим целесообразно посвятить этому стилю и его истории отдельную страницу.
Подробнее
Grunge
Hardcore
ужесточённый американский панк рок, порождённый в первую очередь стараниями группы Black Flag. Основные приметы: короткие песни,нарочитая двухаккордность, беспредельные скорости, полное игнорирование можорных звукозаписывающих фирм. Первый хардкоровый альбом "Group Sex" Circle Jerks [1980]. В середине 80х хардкоровые команды стали перелезать в металлический лагерь, и наоборот - многие металлисты стали углубляться в хардкоровые джунгли. Отсюда пошло ошибочное мнение что хардкор - металлизированный панк. Позже ярлык хардкор стали клеить на металло-рэповые коллективы типа Biohazard, но их оголтелые вопли и махания татуированными мышцами не имеют ни малейшего отношения. (Панк энциклопедия Олега Бочарова).
Стоит отметить, что в наше время перед хардкором появляются некие приставки типа: NY Hardcore, Old School.Так вот. Old School Hardcore - это и есть тот самый, настоящий хардкор начала 80х (Black Flag, Minor Threat,Circle Jerks, Minuteman). NY Hardcore - Hardcore изобретённый группой Agnostic Front, их вариант отличался большей напористостью и аггрессивностью в ущерб мелодичности и разнообразию. Яркими последователями являются Pro-pain. Кроме того сейчас к NY причисляют вышеупомянутых Biohazard, кроме того их считают ещё и королями NY HC. Ещё есть когорта Трэш-хардкоровых групп типа SOD, MOD, DRI, Carnivore, Cryptic Slaughter, Lawnmower Deth, периода с 1985 г по 1990 г. которые играли хардкор но со звуком более подходящим к трэш группам, по этой самой причине я считаю что эти группы должны относиться к категории Crossover.
Что послушать:
Circle Jerks [1980] Group Sex
Black Flag [1980] Damaged
Black Flag [1984] The First Four Years
Minor Threat [1990] Complete Discography
Agnostic Front [1984] Victims In Pain
Pro-pain [1994]
7 Seconds [1985] Walk Together Rock Together
Biohazard [1994] State of The World Address - для осмысления
SOD [1985] Speak English Or Die