-Метки

Атлантида Сенсация Уникальность азбука алфавит арии артефакт артефакты археология архитектура астрономия библия бог боги букварь буквы веды велесова книга вера волхвы вселенная гиперборея гипотеза гороскоп дольмен древний египет древняя цивилизация загадка земля знания значение слов значения слов имена индейцы исследования истина история календарь кириллица клады космос легенда лексика лемурия летописи луна магия марс махабхарата мегалиты медицина мировоззрение мифология мозг мудрость наука находки небожители непознанное нло открытие памятники пантеон богов пирамиды планеты предсказание предсказания притча пришельцы пророчества реальность религия руны русские 00 русский север русский язык санскрит сибирь сказка славяне слова словарь слово смысл жизни солнце судьба суфизм сфинкс тайна термины фантастика физика философия христианство цивилизация человеческий мозг человечество чудо этимология язычество

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ГЛАГОЛЪ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.06.2007
Записей: 4746
Комментариев: 15507
Написано: 26067


ДОМОСТРОЙ. 29. Поучати мужу своя жена, как Богу угодити и мужу своему

Вторник, 11 Марта 2008 г. 01:19 + в цитатник
Цитата сообщения Валера_Богуславский ДОМОСТРОЙ. 29. Поучати мужу своя жена, как Богу угодити и мужу своему

Поучати мужу своя жена, как Богу угодити и мужу своему уноровити, и како дом свои добре строити, и вся домашняя порядня, и рукоделье всякое знать и слуг учить и самои делать

Подобает поучити мужем жен своих, с любовию и благоразсудным наказанием, жены мужеи своих вопрошают о всяком благочинии како душа спасти Богу, и мужу угодити, и дом свои добре строити и во всем ему покарятися, и что муж накажет то с любовию приимати и творити по его наказанию, перьвие имети страх Божии и телесная чистота яко же впреди указано бысть востав от ложа своего предочистив себе и молебная совершив женам и девкам дело указати дневное всякому рукоделию что работы дневная ества варити, и которои хлебы печи ситные и решетные, и сама бы знала как мука сеяти как квашня притворити и замесити и хлебы валяти и печи и
квасны и бухоны и выпеклися, а колачи и пироги тако же, и колко муки возмут и колько испекут и колко чево родится ис четверти или из осмины или из решота, и колко высевков и колко испекут мера знати во всем а еству мясную и рыбную, и всякие пироги и всякие блины и всякие каши и кисели и всякие приспехи печи и варити все бы сама государыня умела, ино умеет и слуг научити, и все сама знает а коли хлебы пекут тогды и платья моют ино с одного сьтрепня и дровам не убыточно, и дозирати как красные рубаши моют и лучшие пълатья, и колко мыла идет и золы и на колко рубашек, и хорошо бы вымыти и выпарити, и начисто выполоскати и иссушити и искатати, и скатерти и убрусы и ширинки и утиралники такоже и всему счет самои знати и отдати и взяти все сполна, и бело и чисто, а ветчано вежливо бы поплачено ино сироткам пригодитца а коли хлебы пекут ино того же теста велети отняти и пирогов начинити а коли пшеничьное пекут и семъе из межьситки велети пирогов зьделати в скоромне дни скоромною начинкою какая лучится а в посные дни с кашею или з горохом или с соком, или репа или грибы или рыжики, или капуста что Бог лучит ино семъе потешенье, и всякую бы еству и мясную, и рыбную и всякои приспех скоромнои и поснои жена сама бы знала и умела зделать и слушку научить то государыни домовная, и домоводицы добрые и то бы знала же пивнои медовои и виннои и бражнои кваснои и уксуснои, и кислаштянои и
всякои обиход как делают, и повареннои и хлебнои, и в чем что родится, и колко ис чево будет коли все знает, доброго мужа наказанием и грозою, и своим добрым разумом ино все будет споро и всево будет много, а которая женьщина или девка рукодельна и тои дела указати рубашка делати, или убрус брати, или ткати или
золотное или шелковое пяличное дело и которая чему учена того всего досмотрити, и дозрети и всякои мастери самои прядено, а тафта и камка и золото и серебро отвесити и отмерити, и сметити, и указати сколко чего надобно, и сколко чего даст и прикроити и примерити самои все свое рукоделие знати а малых девок учити
которая чево пригоже а мужним женкам которые черное дело делают избу топят и хлебы пякут и платья моют тем лен дают на собя и на мужа и на дети прясти а одиная жоночка или девка на государя лен прядет, а изгребии и начеси на собя или как пригоже а все бы ведала сама государыня которои дело какое дасть колко чево даст и колко чево возмет и сколко чево зделает кто днем много ли мало и
сколко ис чево выидет то бы сама все знала и в счете бы было все, а сама бы государыня отнюд никако же, никоторыми делы опрично немощи без дела не была ино и слушкам на нее смотря повадно делати муж ли придет гостья ли обычная придет всегды бы над рукоделием сидела сама то еи честь и слава и мужу похвала, а
николи же бы слуги государыни не будили государыня бы слуг будила, а ложася бы спать всегды от рукоделия молебная совершив.

ПЕРЕВОД

Как поучать мужу свою жену Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как дом свой лучше устроить, и всякий домашний обиход, и рукоделье всякое знать, и слуг учить, и самой трудиться

Подобает мужьям поучать жен своих с любовью и благорассудным наказанием: жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии, как душу спасать, Богу и мужу угождать и дом свой хорошо устроить. И во всем она должна мужу покоряться, а что муж накажет, с любовью и страхом слушать и исполнять по его наказу и по сему писанию. Прежде всего, должна жена иметь страх Божий и чистоту телесную, как выше уже указано было.
Поднявшись с постели, умывшись и помолясь, слугам дело на весь день указать, всякому свое рукоделье и работу на день: кому еду готовить, а кому хлебы печь, ситные или решетные. Да сама хозяйка должна знать, как сеять муку, как квашню затворить и замесить, и хлебы скатать да испечь, и кислые, и пышные, и выпечные, а также калачи и пироги; да знала бы, сколько при том муки возьмут, и сколько испекут, и сколько получается из четверти, из осьмины, или из решета, и сколько высевков останется, и сколько испекут, — меру и счет знать во всем.
А еду мясную и рыбную, и всякие пироги и блины, и каши и кисели, любые блюда печь и варить, — все бы сама хозяйка умела: и сама все знает, и слуг научить может.
Когда же хлебы пекут, тогда и одежду стирают, одновременно и стряпня, и дровам не убыточно; и приглядывать, как стирают рубахи праздничные и лучшую одежду, и сколько мыла идет и золы на сколько рубах, да хорошо чтобы выстирали, прокипятили и начисто выполоскали и высушили, и выгладили скатерти и убрусы, ширинки и полотенца; и всему тому счет знать самой, и отдать, и взять все сполна, белым и чистым, а ветхое залатать осторожно, оно пригодится нищим отдать.
А когда пекут хлебы, того же теста велеть отнять да пирог сделать; и если пшеничные пекут, то из высевков ситных велеть пирогов начинить, в скоромные дни со скоромной начинкой, какая есть, а в постные дни с кашей или с горохом, или с ягодами, или с репой, и с грибами, и с рыжиками, и с капустой, или с чем Бог подаст, все семье радость. И всякую бы еду, мясную и рыбную, и всякое блюдо, скоромное или постное, сама бы хозяйка знала да умела сготовить и слуг научить: такие хозяйки — домовитые да умелые.
И знала бы также, как делать пивной, и медовый, и винный, и бражный, и квасной, и уксусный, и кислые шти, и всякий припас, поварской и хлебный, и в чем что готовить и сколько из чего получится.
Если все это знает добрая жена, наставлением и строгостью мужа и своим добрым разумом и наукой, то все будет споро и всего будет вдоволь. А найдется женщина или девка рукодельная, так той указать дело: рубашку сшить или убрус, да постав ткать, или вышивать на пяльцах золотом и шелками, какую из них чему научили, да и это все и доглядеть, и проверить.
И каждой бы мастерице сама хозяйка пряжи и шелка, золота и серебра (*) отвесила, и тафты и камки отмерила, и рассчитать, и указать, сколько чего надобно и сколько чего дала, и выкроить и примерить самой, и всякое рукоделие знать. Малых же девок учить, какая к чему пригодна, а замужним женкам, которые черную работу делают, избу топят и хлебы пекут, и белье стирают, тем дают лен прясть самим на себя да на мужа и на детей. Одинокая женка и девка на хозяина лен прядет, а очески льна — на себя, или куда пригодятся. Да ведала бы всем хозяйка сама, которой из них какое дать дело, сколько дать чего и сколько чего взять, и сколько чего выделано, и кто сколько сделает за день, много иль мало, — все бы знала сама, и было бы все у нее на счету.
Да и сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так чтобы и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться. Муж ли придет, гостья ли, — всегда бы сама она за рукодельем сидела: за то ей честь и слава, а мужу хвала. И никогда бы слуги не будили госпожу, но сама госпожа будила бы слуг и спать ложилась бы от рукоделья, помолясь, тому бы и слуг учила.

(*) Здесь речь идет о золотых и серебряных нитях, которыми вышивали, так называемое золотное шитье.

Аноним   обратиться по имени Вторник, 11 Марта 2008 г. 10:15 (ссылка)
Ага, попробуй . Успехов тебе. Главное найди ща такую чтобы эту лапшу с ушей не снимала.
Ответить С цитатой В цитатник
ГЛАГОЛЪ   обратиться по имени Вторник, 11 Марта 2008 г. 12:45 (ссылка)
тихоход, Вы забываете, уважаемый, что этим строкам как минимум лет триста...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку