-÷итатник

Ѕез заголовка - (0)

немного истории..

'' ...после нас должно остатьс€ кладбище...'' - (0)

ќдесса 1941     ...

 онстантин Ѕоровой... - (0)

Ћучшего друга ¬алерии Ќоводворской прорвало... Ћучшего друга ¬алерии Ќоводворской прорвало.....

¬оруют и врут... врут и воруют... - (0)

ƒемографическа€ €ма постепенно перемещаетс€ на уровень высшего образовани€ ћосква. 2 июн€. INTE...

¬ласть подонков... - (1)

√ерои страны духовных скреп. ѕисьмо ј.—ахарова 15.10.1984 ¬ дни голодовки ќлега —енцова мы ...

 -ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ÷ирцис

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.06.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 34256



ƒ»Ќј –”Ѕ»Ќј. ƒ≈“».

—реда, 21 Ќо€бр€ 2012 г. 23:28 + в цитатник
÷итата сообщени€ ‘еникс_94

ƒ»Ќј –”Ѕ»Ќј. ƒ≈“».

idf3.jpgсќЋƒј“џ (560x373, 103Kb)

 

ƒина –убина

ƒ≈“»

»зраильские дети кошмарны.

“о есть они, конечно, милые, красивые и раскованные реб€та, но не приведи Ѕог оказатьс€ вам в автобусе на заднем сидении в окружении п€ти-шести этаких симпат€г. ѕолагаю, самым сильным вашим чувством на прот€жении всей поездки будет чувство благодарности —удьбе за то, что вы состоите членом больничной кассы.

ƒа нет, ничего особенно злостного и преднамеренного, ничего кровожадного у них и в мысл€х нет! “о, что вас крепко потопчут, так это просто они вскакивают, непоседы, и прыгают, словно кенгуру в прерии, по сидени€м. ћогут плюхнутьс€ к вам на колени, и задрав вверх ноги в кроссовках сорок второго размера, очень непосредственно рассме€тьс€. ѕросто они веселые и раскованные.

“о, что вы оглохнете на ближайшие семь лет жизни — это тоже пусть вас не смущает. ѕотому что никто специально, из преступных побуждений, вас не травмировал. ƒа, наши дети люб€т петь исступленным транспортным хором, весело визжать на запредельных звуковых колебани€х и орать, как п€тьдес€т иерихонских труб, собранных вместе. ƒа что там говорить: просто они веселые и раскованные.

ѕредставьте себе: вы приезжаете из, м€гко говор€, непростой страны — –оссии, где не последней проблемой €вл€етс€ проблема молодого поколени€: преступность малолетних, жестокость подростков, потер€ нравственных ориентиров...ну, и прочие прелести. Ёто так, конечно. Ќо все-таки...≈сли не касатьс€ крайних случаев, следует признать, что в –оссии все же существует ...как бы это выразитьс€ поточнее... субординаци€ поколений, некое возрастное рассто€ние, разделение круга тем, разграничение отношений. ƒа что там говорить — не нами сказано впервые: отцы и дети! —кажем проще — место в трамвае балбес старухе все-таки уступит. ј не захочет — ему укажут, да еще пристыд€т.

«десь, в »зраиле, такой возрастной субординации не существует в принципе. ƒес€тилетний мальчик будет разговаривать с вами, как со своим сверстником. » не только потому, что в иврите нет обращени€ к человеку на "вы". ¬аш почтенный возраст ни в коем случае не помешает мальчику делать и говорить то, что он считает нужным. » вообще — ваш возраст отнюдь не основание дл€ ущемлени€ его права получить от жизни все удовольстви€.

Ёто не хамство. Ёто — следствие брутальности всего общества. ќдно важное добавление: все вышесказанное не исключает приветливости, и даже дружественности, и даже фамиль€рности, — как дополнительного оттенка всеобщей простоты.

—пуст€ несколько недель после приезда € в замешательстве сто€ла посреди улицы яффо — разыскивала какую-то организацию — задрав голову, читала по складам названи€ на табличках.

— ≈сть проблемы? — пропищал кто-то подо мной. я опустила взор.  лоп лет дев€ти, худенький, носатый, этакий иерусалимский Ѕуратино покровительственно и спокойно смотрел на мен€ снизу вверх, €вно собира€сь руководить моими действи€ми, если € попала в затруднительное положение.

— „то ты, никаких проблем! — удивилась €, и он кивнул и побежал по своим делам.

ј € смотрела ему вслед и думала — с каким вопросом мог бы ко мне на московской улице обратитьс€ его сверстник? "“етенька, который час?", или спросить — как найти такую-то улицу, или — что крайне редко случалось — выкл€нчивать у прохожих медь ("тетенька, € деньги потер€л, до дома доехать не могу...") — но это особо предприимчивые и артистичные, € таким всегда давала деньги — за талант.

Ќо — с покровительственным спокойствием интересоватьс€ — не нужна ли взрослому человеку помощь? — какой стати? ≈му бы в голову не пришло переступать эту субординационную черту.

» друга€ картинка.

≈ду в пустом автобусе.  роме мен€ в салоне только мальчик лет дес€ти — коротко стриженный, со скучающей рожицей. ќн полулежит, выт€нув ноги на противоположное сиденье. я впервые еду к друзь€м на их новую квартиру и боюсь проехать нужную остановку. ѕоколебавшись, решаюсь спросить у мальчика.

ƒве-три секунды он изучает мен€, не снима€ ног с сидень€, не мен€€ ни позы, ни выражени€ лица. ƒумает? Ќе знает? «нает, но не желает ответить?

Ќаконец, качнув кистью руки, расслабленно свисающей с приподн€той коленки, он говорит мне лениво, но вполне доброжелательно:

— —проси у водител€, беседэр?

» € — делать нечего — хвата€сь за поручни, бреду к водителю, вы€сн€ть — на какой остановке мне надо выходить. ѕосле чего долго размышл€ю о юном паршивце, пыта€сь проникнуть в ход его ленивых мыслей, угадать мотивацию поступка и предположить причины, по которым он... и т.д.

ј между тем, скорее всего, невинное дит€ просто не знало — на какой остановке следует выходить этой тетке странного, как и все "русские", вида. ≈го российский сверстник повел бы себ€ иначе. ќн бы сказал "не знаю"; тот, кто повоспитанней, сказал бы "извините, € не знаю"; интеллигентный мальчик из хорошей семьи попыталс€ бы помочь, спрашива€ у других пассажиров. —корее всего, мне бы все равно пришлось обратитьс€ к водителю. „то и посоветовал сделать юный израильт€нин — без лишних слов и ненужной суеты — с какой стати суетитьс€? ј в сочетании с обращением на "ты" все это и дает тот непередаваемый эффект особого левантийского хамства — впечатление, складывающеес€ не из грубых слов, а из этой лени, нежелани€ суетитьс€, будь перед ним хоть ћесси€, на белом осле въезжающий в »ерусалим...

“ак вот, — израильские дети...

Ѕедные бывшие советские учител€, вызубрившие здесь иврит и сдавшие сложный экзамен на право преподавать...Ќе все они, добившиес€ таким трудом этого права, остаютс€ работать в средней израильской школе. Ќе в силах вынести душа советского педагога этого свободного разгуливани€ по классу посреди урока, этого полупри€тельского-полунасмешливого обращени€ ученика к учителю, этого гипертрофированного и тщательно оберегаемого всем обществом чувства личной свободы и человеческого достоинства каждого сопл€ка.

ј по уху — за наглость — не желаете ли, господин сопл€к — по системе ћакаренко?

Ќет, не желает, с ћакаренко незнаком, а буде случитс€ (не дай Ѕог!) что-то вроде этого, то плакала ваша педагогическа€ поэма вместе с изр€дной суммой в шекел€х, которую вы, по решению суда, уплатите в качестве штрафа родител€м бедного двухметрового крошки.

Ёто твердо знает каждый.

–азговор с моим дес€тилетним плем€нником Ѕорей:

— —егодн€ такой трудный урок был по математике... ’орошо, что € успел с доски все списать. ћне все врем€ –ахель мешала. «аслон€ла.

— Ќадо было попросить ее...

— я и попросил.  рикнул: "–ахель, да отойди, наконец, мешаешь!!" » все переписал.

— –ахель — это девочка из твоего класса?

Ѕор€ (удивлен моей тупостью): — ƒа нет, это учительница математики!

»звестный израильский писатель говорит с грустной усмешкой:

— ћой отец звал моего деда "јба-мори" (ќтец, учитель мой)... я звал своего отца просто — "аба"... ћой сын зовет мен€ — √абриэль...ј его сын, веро€тно, будет подзывать его вот так: — и писатель прищелкнул пальцами, — жест, каким подзывают на ¬остоке слугу.

»зраильт€не очень люб€т своих детей. ƒо неприличи€. ¬о вред вс€ческому благоразумию. ѕричем, по моим наблюдени€м, отцы более нежны к дет€м, чем матери, и больше времени посв€щают чадам. » более щедры на про€влени€ чувств — не стесн€ютс€ прилюдно сюсюкать, обнимать, тискать своего ребенка. ѕридешь в любую контору — будь то бюро по продаже компьютеров или министерство образовани€ — на стене за спиной чиновника (цы) как в российской деревне прикноплены многочисленные фотографии возлюбленных отпрысков в разных ракурсах, возрастах и на разных средствах передвижени€ — от трехколесного велосипеда до родительской "хонды".

—амое распространенное обращение к ребенку: "мами", что можно перевести, как "мамул€", "мамус€". ѕовтор€ю — не ребенок обращаетс€ так к матери, а мать (или отец) к ребенку. ј поскольку даже в секул€рной среднестатистической израильской семье детей, как правило, трое— четверо, обращение это с годами так въедаетс€ в речь, что порой замен€ет собой "господина" и "госпожу". Ќапример, на дн€х в банке чиновник, разъ€сн€ющий мне разницу между двум€ сберегательными программами, говорил раздраженно:

— я тебе в третий раз объ€сн€ю, мами, на этом ты много не выиграешь.

„иновник был моим ровесником.

ќднажды на рынке € слышала, как пожила€ женщина сказала торговцу, заломившему за бананы слишком дорогую цену: — «а такие деньги, мами, продай эти бананы своей бабушке, да будет благословенна пам€ть ее.

Ќо € отвлеклась.

»так, израильские дети.

»х балуют с самого рождени€. Ћет до п€ти они сосут пустышку. Ќередко можно наблюдать, например, в автобусе, как вполне разумный трехлетний хлопчик, вынув изо рта соску, звонко объ€сн€ет маме или сестре разницу между "субару" и "мицубиши", а закончив тираду, удовлетворенно водвор€ет соску на место.

„то касаетс€ такого св€того дела, как высаживание младенца на горшок, то об этом и вовсе здесь не беспоко€тс€, благо есть така€ замечательна€ вещь, как одноразовые подгузники. –ебенка не буд€т ночью, чтобы он не надул в постель. ќн и дует. ƒует и в дальнейшем. ¬ообще, мне самой интересно знать — на каком этапе "мами" приучаетс€ к общеприн€тому пользованию унитазом.

» вот этот облизанный заласканный "мами", едва вынув соску изо рта, идет в школу, где его не слишком нагружают уроками, развлекают и оберегают.

’вал€т! Ёто очень важно. ¬ам объ€снит это любой школьный психолог.

Ќа дн€х мне пришлось-таки побывать на родительском собрании в школе, где учитс€ мо€ восьмилетн€€ дочь. —обственно, собранием это назвать нельз€, поскольку педагог встречаетс€ с каждым родителем с глазу на глаз и беседует, проникновенно объ€сн€€ папам-мамам, какое драгоценное чадо им повезло родить.

я увиливала от таких "бесед" весьма успешно на прот€жении полугода, поскольку объелась ими, пока мо€ дочь (незаур€дна€, на мой взгл€д, бездельница и раст€па) училась в первом классе. Ќо тут получаю особое приглашение €витьс€ вместе с дочерью! «аписка сопровождена р€дом восклицательных знаков.

я не то чтобы струхнула, но, признатьс€, озаботилась. ¬ указанный день в названное врем€, разбросав важные дела и отменив две важнейшие дл€ мен€ встречи, € предстала перед учительницей. ќна была строга со мной необычайно. я добиваюсь встречи с тобой целый год, сказала она, как ты можешь жить, не зна€, что происходит с твоей дочерью?

“ут, конечно, € обмерла.  ак это не знаю, что происходит, испуганно пролепетала €, слава Ѕогу, вижу ее каждый день, провер€ю тетрадки. ј что происходит?

ј то происходит, сурово ответила она, что ребенок обделен теплым словом, сказанным в присутствии родителей. ÷елых полгода она не слышит о себе ничего хорошего. Ќет, конечно, € все врем€ хвалю ее в классе, чтобы она не испытывала дискомфорта, но этого €вно недостаточно!

ѕосле этих слов учительница выгл€нула в коридор, где подпирала стенку мо€ страшно довольна€ девица и, зазвав ее в класс, заговорила торжественно и проникновенно.

’ава — прекрасна€ девочка, сказала она, лучша€ ученица в классе. Ќе потому, что лучше всех учитс€, а потому, что м о ж е т учитьс€ лучше всех. Ѕолее способной девочки € не встречала за все п€тнадцать лет работы в школе...

» т.д, и т.п... ѕризнатьс€, € сначала сама обалдела и развесила уши. “о что мо€ дочь — девка способна€, € и сама знаю, других, что называетс€, не держим. Ќо от сыплющихс€ и сыплющихс€ на мен€ превосходных степеней по поводу ее талантов, €, честно говор€, оробела и минут дес€ть зачарованно выслушивала всю эту чепуху.

Ќе страшно, продолжала учительница, что наша чудна€ девочка не всегда готовит дома уроки. Ќичего, что она отвлекаетс€ на зан€ти€х и почти все врем€ сидит с отсутствующим видом. Ќе беда, что она забывает дома карандаши, ручку, тетради и однажды даже пришла без портфел€. ¬се это преодолимо, потому что более прекрасной по своим задаткам ученицы просто нет в школе.

—ловом, € пон€ла — что мне делать. » на обратном пути из школы "прекрасна€ ученица" пр€мым текстом получила по первое число: и за то, что уроки не готовит, и за то, что все забывает, и за отсутствующий вид и за отменные способности. ѕропал "воспитательный момент" израильской училки. ¬се-таки, € хоть и еврейска€ мама, но российской закваски.

ќ том, какое ненав€зчивое образование получают школьники в начальной израильской школе, ход€т анекдоты. ’от€, что там анекдоты! ∆изнь, как известно, €рче и смешнее любого вымысла. ћой знакомый, преподаватель игры на ударных инструментах, рассказывает: — ≈сть у мен€ ученик лет тринадцати, паренек способный. Ќедавно объ€сн€ю ему на уроке, когда надо вступить правой рукой на барабане. ќн все путает и путает. я говорю: "…правой, понимаешь, это надо играть правой! “ы что, не знаешь, где права€ рука?". ј он выт€нул так перед собой обе ладони, смотрел-смотрел, и говорит вдруг с таким искренним изумлением: — "“ак, они ж одинаковые!  ак их отличишь!"

Ќадо сказать в израильском обществе — в средствах массовой информации — посто€нно муссируетс€ вопрос о необходимости реформы образовательной системы. ¬рем€ от времени в газетах публикуютс€ разносные статьи и обличительные интервью. ќбщество клокочет: вс€ образовательна€ система прогнила, разваливаетс€, никуда не годитс€. “ем не менее, поступа€ в университеты и технионы, абитуриенты — вчерашние выпускники израильских школ — успешно проход€т сложнейшие тесты, и диплом, например, »ерусалимского университета заграницей котируетс€ высоко.

 аким образом эти разболтанные, неприученные к систематическому труду "мами" станов€тс€ серьезными людьми, отлично ориентирующимис€ в море специальной литературы и знающими к а к вз€ть из университетского курса самое важное и нужное дл€ себ€ — сие дл€ мен€ пока загадка.

 ак загадка и разительное превращение наглого восемнадцатилетнего обалду€ в солдата јрмии ќбороны »зраил€, человека, на которого с первых дней государство взваливает величайшую ответственность за личное оружие, посто€нно при нем наход€щеес€ — будь то на полигоне, в городском транспорте или ночном баре.

ј если этот дикий "мами" на кого-нибудь крепко рассердитс€? — интересовалась € в первое врем€, — ј если он выпьет? ј если он сумасшедший? ј если он приревнует к кому-нибудь свою девочку, а личный "бах-бах" свисает с его плеча так кстати?

я видела однажды драку двух солдат. ¬озможно, из-за девочки. ќни почти одновременно вскочили из-за столика кафе на пешеходной улице Ѕен-»егуда и, почти синхронно скинув с плеч винтовки, отбросили их на руки друзей, сид€щих р€дом. » лишь затем, рванув на груди гимнастерки, бросились молотить друг друга самым отча€нным образом.

ѕосле этой сценки € уже не задавала вопросов по поводу ношени€ оружи€ обалду€ми. Ќе то чтоб успокоилась, а как-то подчинилась воле судьбы.

 роме того, люблю наших солдат — это мой маленький личный сантимент. Ћюблю смотреть, как, обморочно откинув голову и зажав колен€ми винтовку, они сп€т в автобусе. Ћюблю смотреть, как жу€ на ходу питу и забрасыва€ т€желый баул в багажное отделение, они влетают в переднюю дверь, луп€ прикладом по собственной заднице… Ќедавно, выгулива€ пса, € увидела в нашем дворе солдата. ƒо армии ругалась с этим мотеком по поводу полуночных песен под моим окном. ќн показалс€ на повороте дорожки. «акинув за спину баул, пошатывалс€ от мертвецкой усталости. ¬миг из стайки играющих во дворе детей с ликующим воплем выпрыгнула его дев€тилетн€€ сестра, подбежала, обн€ла, обхватила его за по€с и повела к подъезду, как ведут сильно пь€ных, или легкораненых. я смотрела им вслед. ќни медленно шли к своему подъезду. ќн обнимал —естренку за плечи и шел, прихрамыва€… ƒень был не субботний, значит, его отпустили домой за какие-нибудь особые заслуги. я представила, как долго он добиралс€ от ливанской границы, как ловил под пал€щим солнцем попутные машины и с каким наслаждением сейчас расшнурует и снимет дома свои рыжие ботинки — знак особых боевых частей…

...ј пару мес€цев назад и моего собственного обалду€ забрили в солдаты.

ќжида€ его домой на субботу, € дежурю у окна и вижу, как из подъехавшего автобуса вываливаетс€ долгов€зый, с бритой головой, солдат и, волоча т€желый вещмешок, с винтовкой за плечом, устало бредет к нашему подъезду.

— √осподи,— восклицает за моей спиной муж, — как ему доверили оружие!  ак!?  ак?!...

 

 

—ери€ сообщений "Ћитература":
„асть 1 - јнна  .- ¬се об јнне  арениной.ѕрекрасный пост!
„асть 2 - Ўедевры графики. »ллюстрации ќбри ЅЄрдсли к роману "—мерть јртура"
...
„асть 35 - ѕќ“ќћ » ѕ”Ў »Ќј ¬ ј–’јЌ√≈Ћ№— ≈
„асть 36 - Ќеопубликованный рассказ ј. ѕ. „ехова "ѕодарокЏ"
„асть 37 - ƒ»Ќј –”Ѕ»Ќј. ƒ≈“».
–убрики:  интересное, полезное/Ћюди, годы, страны...
ћетки:  

ѕонравилось: 2 пользовател€м



ofkb   обратитьс€ по имени „етверг, 22 Ќо€бр€ 2012 г. 22:25 (ссылка)
ќчень люблю как она пишет. ”же перечитала все, что есть в нашей библиотеке.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
÷ирцис   обратитьс€ по имени „етверг, 22 Ќо€бр€ 2012 г. 22:27 (ссылка)

ќтвет на комментарий ofkb

” мен€ муж еЄ обожает.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку