-÷итатник

Ѕез заголовка - (0)

немного истории..

'' ...после нас должно остатьс€ кладбище...'' - (0)

ќдесса 1941     ...

 онстантин Ѕоровой... - (0)

Ћучшего друга ¬алерии Ќоводворской прорвало... Ћучшего друга ¬алерии Ќоводворской прорвало.....

¬оруют и врут... врут и воруют... - (0)

ƒемографическа€ €ма постепенно перемещаетс€ на уровень высшего образовани€ ћосква. 2 июн€. INTE...

¬ласть подонков... - (1)

√ерои страны духовных скреп. ѕисьмо ј.—ахарова 15.10.1984 ¬ дни голодовки ќлега —енцова мы ...

 -ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ÷ирцис

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.06.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 34256



√юстав ћалер. ƒев€та€ симфони€.

—реда, 18 »юл€ 2012 г. 12:06 + в цитатник
÷итата сообщени€ “ать€на975 ƒаем мы тайне нас заворожить...

јльбан Ѕерг писал о ƒев€той: « ак-то € вновь проиграл ƒев€тую ћалера: перва€ часть — лучшее, что написал ћалер. Ёто — выражение неслыханной любви к земле, страстное желание жить на ней в мире, еще и еще раз до глубочайшей глубины насладитьс€ ею, природой — пока не придет смерть. »бо она неудержимо приближаетс€».



»стори€ создани€

¬ 1907 году врачи нашли у ћалера неизлечимую болезнь сердца и пред­писали покой. Ќо как мог находитьс€ в покое он, дл€ которого и жизнь и творчество были горением?..

  тому же он должен был думать о семье: в случае его смерти жене и маленькой дочери (старша€ умерла всего п€ти лет, что тоже €вилось дл€ композитора огромным ударом) не на что было жить. ќн об€зан был работать, и работать много, чтобы оставить близким необходимые средства. »менно это побудило ћалера отказатьс€ от должности директора  оролевской оперы ¬ены и прин€ть значительно луч­ше оплачиваемую — в нью-йоркской ћетрополитен-опера. ѕроработав сезон в очень трудных услови€х, он еще более усложнил себе жизнь, согласившись одновременно руководить симфоническим оркестром, причем должен был дать за сезон 65 концертов. Ёто, учитыва€ его требователь­ность и тщательность работы, была самоубийственна€ нагрузка.

ћалер не дал "ѕесни о «емле" пор€дкового номера, хот€ и уверенно говорил о том, что это симфони€: он суеверно бо€лс€, что его ƒев€та€ окажетс€ последней. Ќо прошел еще год, и возникла нова€, фактически дес€та€, но известна€ под є 9 симфони€, которой действительно сужде­но было стать последним законченным произведением великого компо­зитора. —оздава€ свою ƒев€тую ћалер, разумеетс€, не мог не помнить о Ѕетховене. —овременники оставили дл€ нас его фразу: «ќна идет тоже в –е! и меньше всего — в мажоре».

—оздававша€с€ непосредственно вслед за «ѕеснью о «емле», летом 1908 и 1909 годов, она написана в том же ключе, по существу — на ту же тему. Ёто прощание — такое же, как «ѕрощание» «ѕесни о «емле».

ѕрощание с жизнью.
ѕрощание с иллюзи€ми.
ќтказ от борьбы — ибо дни сочтены и сил больше нет.
ћучительное сожаление о жизни — все-таки прекрасной, несмотр€ на все ее страшные, трагические стороны.

ќдна из немногих у ћалера четырехчастных симфоний, ƒев€та€ ме­нее всего нормативна, традиционна в том плане, в каком создавались симфонии классиков. ≈е обрамл€ющие части — перва€ и четверта€ — медленные; между ними наход€тс€ скерцо и рондо. Ќеобычно и соот­ношение тональностей, также далекое от традиционного.  ажда€ часть кажетс€ совершенно самосто€тельной, не св€занной с другими, а меж­ду тем все они составл€ют неразрывное целое. Ћюбопытно, что сам композитор обмолвилс€ однажды, что ƒев€та€ близка „етвертой, хот€, конечно, совсем друга€. ƒумаетс€, эта близость — в отсутствии героических, драматических образов, в отказе от борьбы. ¬ том, что как „етверта€, так и ƒев€та€, четырехчастные симфонии, в которых равно представлены лирика и гротеск. ј совсем друга€ — потому что рань­ше мог быть (и произошел) уход в иллюзии, отстранение от жизнен­ных коллизий. “еперь же иллюзий нет, и уходить некуда. “олько из жизни...

ѕремьера симфонии состо€лась уже после смерти композитора, 26 июн€ 1912 года в ¬ене под управлением ученика и страстного пропа­гандиста творчества своего великого учител€ Ѕруно ¬альтера.

ћузыка

ѕерва€ часть отличаетс€ удивительным единством.  ажетс€, что напи­сана она на одном дыхании. «десь нет противопоставлени€ контраст­ных образов, как в предшествующих симфони€х. ќдно настроение естественно и незаметно переходит в другое, обрисовыва€ эмоциональные грани анданте. ћузыкальное становление происходит волнами: пер­ва€, поначалу словно скованна€, застывша€, постепенно разрастаетс€, привод€ к лирической кульминации. Ќо это не светла€ открыта€ лирика более ранних симфоний, а словно ущемленна€, с прорывающейс€ тос­кой, затаенным страданием. —ледующий раздел — мучительный по­рыв к свету, счастью; по€вл€ютс€ фанфарные мотивы как символы борь­бы, преодолени€. (‘орма части — сложный синтез сонатных, вариационных и песенных трехчастных черт.) ѕосле драматической кульминации срыв... “реть€ волна с мерными мрачными ударами ли­тавр привносит траурные черты. Ќовые разделы части наступают слов­но накатывающиес€ волны. ќркестрова€ ткань, поначалу состо€ща€ из тончайших нитей — мелодических голосов, сплетающихс€ в прихот­ливых полифонических узорах, перерастает в мощные, напр€женные tutti. «аканчиваетс€ часть умиротворенными звучани€ми, заставл€ю­щими вспомнить призрачный до мажор заключительных страниц «ѕес­ни о «емле».

¬тора€ часть — еще один и, быть может, самый сильный и горький малеровский гротеск.  ак и раньше, начина€ со второй части ѕервой сим­фонии, композитор использует ритмоинтонации лендлера. Ќо если в ран­них симфони€х с их помощью ћалер создавал и патриархальные, и идил­лические, часто стилизованные образы, то здесь, в «белой», бескрасочной тональности — до мажоре — возникает ощущение ограниченности, даже тупости, страшной в своей самоуверенности и пр€молинейности. “акое впечатление достигаетс€ нарочито простой, примитивной мелодией, бес­конечными повторами одних и тех же попевок, утомительными «алогич­ными» акцентами — сфорцандо, комическими приемами оркестровки — с чинными оборотами четырех кларнетов, зычным нарочито неуклюжим звучанием скрипичного баска (нижней струны), забавными аккордами вал­торн с форшлагами. ¬торой материал использует вальсовые ритмы. ¬ его блуждающих интонаци€х — также гротескное преувеличение. “ретий образ — снова лендлер — напоминает наивно-простодушные, порою гру­боватые образы аналогичных разделов ранних симфонических циклов.  ратка€ кода привносит трагическое ощущение, подчеркива€ мрачные стороны ранее звучавших мотивов.

“реть€ часть имеет подзаголовок — –ондо. Ѕурлеска. —ейчас мы определ€ем значение слова бурлеска как преувеличенно-комическое изображение чего-либо. ћалер придавал ему иное значение: согласно учению о комическом ∆ан-ѕол€, писател€, оказавшего огромное вли€ние на формирование миросозерцани€ и эстетических взгл€дов композитора, бурлеска — шутка с оттенком цинизма. », по-видимо­му, далеко не случайно дал ћалер такое определение урбанистическо­му разделу, передающему лихорадочную жизнь большого города. Ёта музыка производит поистине страшное впечатление. —трашное — ибо то и дело слышатс€ интонации прежних произведений ћалера — по­бедного марша из первой части “ретьей симфонии, начала второй час­ти и скерцо ѕ€той симфонии и др. мелодий народного характера; но бывшие там героическими или патетическими, драматическими или радостными, здесь все они тер€ют лицо, искажаютс€ в фантасмагори­ческом смешении, подчиненные общему бездушному движению. “а­ков рефрен рондо. ќн полифоничен, но полифони€ его, в отличие от трепетного полимелодизма первой части, производит впечатление фор­мальной: сухо, аэмоционально вступают непрерывно имитирующие друг друга голоса. ѕо своей антигуманистичности, механистичности, «невсамделишности» он кажетс€ предвестником «эпизода нашестви€» —едьмой симфонии Ўостаковича. Ёто впечатление усиливает новый фрагмент части — зловеще-веселый маршик. —ледующий эпизод рон­до — лирико-пасторальный. ќн напоминает третью часть “ретьей сим­фонии с ее широким распевом, соло почтового рожка. ќднако и светла€ пасторальна€ тема подвергаетс€ искажению; начинаетс€ борьба в стремлении удержать, сохранить то положительное, то прекрасное, что воплощает собой спокойное пение. Ќеожиданно, словно грубо от­стран€€ этот эпизод, врываетс€ музыка рефрена. ƒиким, неистовым вихрем заканчиваетс€ рондо.

‘инал — адажио — высочайша€ вершина малеровского творчества, потр€сающа€ проникновенностью и глубиной музыки. ¬споминаетс€ лиричнейший финал “ретьей симфонии — «„то мне рассказывает любовь», как определил ее сам композитор. Ёто — тоже песнь о небес­ной любви, но не полнокровна€, в расцвете сил, в зените жизни, подоб­но “ретьей, а прощальна€ (снова вспоминаетс€ Abschied — последн€€ часть «ѕесни о «емле»!), устала€, на жизненном закате. ѕоэтому — не ре мажор, как в “ретьей, как должно быть в соответствии с традицион­ным тональным планом симфонии, а ре-бемоль — усталый, потускнев­ший, «не дот€нувший» на полтона до €сного солнечного ре.

‘инал начинаетс€ беспредельной, бесконечно разворачивающейс€ томитель­но прекрасной мелодией, гибко дышащей в теплом тембре низкого ре­гистра скрипок и выразительном пении валторн (первоначальное из­ ложение), производ€щей впечатление глубоко личного высказывани€, повествовани€ о самом дорогом, затаенном. ¬торой образ — чиста€, возвышенна€, чуть холодновата€, словно отрешенна€ от всего земно­го, мелоди€ высоких скрипок, сопровождаема€ скупыми мелодически­ми лини€ми в низком регистре — более объективный, предвещающий лирику медленных частей симфоний Ўостаковича. Ќа сопоставлении этих двух образов и строитс€ часть. Ёкстатичные моменты смен€ютс€ в ней возвышенно-торжественными. ѕо€вл€етс€ эпизод, сходный по настроению с финалом «ѕесни о «емле». «аключение симфонии иста­ивает в хрупких, еле слышных звучани€х.

Ћ. ћихеева

сайт, где можно слушать все симфонии ћалера бесплатно:
http://www.mahler150.com/en_GB/home

–убрики:  музыка
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку