-÷итатник

Ѕез заголовка - (0)

немного истории..

'' ...после нас должно остатьс€ кладбище...'' - (0)

ќдесса 1941     ...

 онстантин Ѕоровой... - (0)

Ћучшего друга ¬алерии Ќоводворской прорвало... Ћучшего друга ¬алерии Ќоводворской прорвало.....

¬оруют и врут... врут и воруют... - (0)

ƒемографическа€ €ма постепенно перемещаетс€ на уровень высшего образовани€ ћосква. 2 июн€. INTE...

¬ласть подонков... - (1)

√ерои страны духовных скреп. ѕисьмо ј.—ахарова 15.10.1984 ¬ дни голодовки ќлега —енцова мы ...

 -ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ÷ирцис

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.06.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 34256



"Ћюбите звукопЄра, друзь€ мои. ќн - подлинный герой!''

¬оскресенье, 01 ћа€ 2011 г. 09:42 + в цитатник

концерт (640x388, 54Kb)
»скала материал о  онцертном зале им.„айковского и нашла интересные сведени€ об... акустике на концертах.
Ќередко бывает, приходишь на концерт и плюЄшьс€ - музыканты, певцы, вроде бы замечательные, ожидаешь наслаждени€ творчеством, а вместо музыки получаешь невн€тный гул, режущие ухо пронзительные звуки, либо певца вообще не слышно за оркестром, либо ещЄ какие непри€тные впечатлени€.
Ќо ни музыканты, ни певцы не виноваты. Ёто недостатки акустики того помещени€, в котором проходит концерт.
¬ этом отношении  онцертный зал им. „айковского, увы, очень отличилс€ - поэтому его не люб€т высококлассные исполнители.
¬ нижеприведЄнном материале рассказываетс€ об акустике на концертах. —читаю сведени€ очень интересными.

 онцертный звук: пам€тка посетителю рок-концерта
—ергей  алугин (группа «ќрги€ ѕраведников»)


"—разу хочу сказать, что нижеследующее читать профессиональным музыкантам, звукорежам и глубоко погружЄнным в тему товарисчам нет нужды. Ќо, как мне кажетс€, дл€ остальных подобную телегу давно следовало прогнать. ћузыканту очень сложно пон€ть, что есть на свете люди, не играющие на музыкальных инструментах и даже не различающие звучани€ оных при прослушивании записей. Ќо тем не менее - большинство слушает именно так, не разбира€, где звучит бас, а где - клавиши. » большинство публики, приход€щей на концерт, совершенно неосведомлено о технической стороне дела, народ просто колбаситс€ от души, а потом, прид€ домой, в сердцах ругает звукорежа, в очередной раз обосравшего (по мнению посетител€) весь звук. Ќекоторые, способные к различению нюансов, формулируют своЄ недовольство так : "—лов оп€ть не было слышно, всЄ забивала гитара (барабаны, бас - вставить нужное)", звук был слишком резкий, уши бол€т, сплошна€ каша". »нтересно, что другой недовольный назовЄт в качестве инструмента, забившего всЄ, не гитару, а бас; а кто-то поделитс€ радостью - "“акого классного звука никогда ещЄ не слышал!".

„то же Ќј —јћќћ ƒ≈Ћ≈ происходит на рок-концерте? Ќеужели наши звукорежиссеры действительно такие лохи, что не способны отстроить группе нормальное звучание?  уда регул€рно пропадают слова, отчего бол€т уши, и почему, когда ты выходишь пописать - из туалета всЄ прекрасно слышно, особенно текст, а в зале - один грохот и вокалист как рыба безмолвно открывает рот ("сделайте вокал громче" - регул€рно советуют звукорежу доброхоты)?

“ем, кто хочет пон€ть происход€щее, адресуютс€ эти печальные строки. »так:
Ќачать придетс€ сначала. ј дл€ начала нам понадобитс€ прорубить природу электроинструментов, в особенности - электрогитар.
ќбыкновенна€ акустическа€ гитара представл€ет собой коробку, верхн€€ доска которой (верхн€€ дека), возбуждаема€ звучанием струн, колеблетс€, как мембрана динамика. Ётот звук, попада€ внутрь коробки, усиливаетс€ (колот€сь о стенки коробки) и выталкиваетс€ наружу через дырку в верхней деке (розетку). ѕри отсутствии верхней деки и усиливающей звук коробки мы бы почти ничего не услышали (дЄрните тетиву лука - вот така€ была бы картина). Ёлектроинструмент представл€ет собой совершенно другой принцип. ƒело в том, что акустическа€ гитара (скрипка , виолочлен) рассчитаны на то, что внутрь их резонирующей коробки будет попадать “ќЋ№ ќ звук струн собственно инструмента. » даже если на этот инструмент прил€пан электоросъЄмник - это ничего не мен€ет. ¬ услови€х же рок-концерта (если только мы не на стадионе с огромной сценой) внутрь коробки залетает сокрушающа€ всЄ вибраци€ от бас-гитары и барабанов - в результате акустический инструмент взвывает и буквально начинает выпрыгиватть из рук. — этим борютс€ затыка€ дырки в верхней деке - специальной резиновой пробкой, или тупо забива€ "эфы" (косые дырки в деке) виолончели поролоном - всЄ равно выходит пакость. — этой проблемой столкнулись ещЄ джазмены много лет назад, и тогда же еЄ решили, изобрет€ электроинструменты.

¬ электрогитаре верхн€€ дека и звукоусиливающа€ коробка разорваны и изолированы. —обственно гитара - лишь половина инструмента. Ёлектрогитара - это доска (верхн€€ дека) на которую нат€нуты струны. ќна, как и положено доске, вибрирует, окрашива€ звучание струн. ”силиваетс€ звук в совершенно другом месте называемом "комбиком" или "стеком". ѕреобразованный в электросигнал звук отправл€етс€ в сто€щую неподалЄку от барабанщика квадратную дуру, состо€щую из усилител€ и колонки (принципиально ничем не отличающихс€ от тех, что сто€т у вас дома). Ёто и есть то, что в электрогитаре выполн€ет функцию резонаторной коробки. ќт качества комбика напр€мую зависит звук, если гитара великолепна, а комбик - говно, то на выходе мы получим говно.  рутые комбики и стеки звучат по-разному, поэтому при наличии разнообразных комбиков мы можем получить от одной гитары совершенно разный звук. Ѕыли изобретены электро-виолончели, состо€щие из одной верхней деки, клавиши тоже завод€т в специализированные комбики, окрашива€ и уплотн€€ этим их звук.

ћ”«џ јЌ“џ Ќј —÷≈Ќ≈ слышат и слушают именно звук комбиков - это и есть их звук, они по нему ориентируютс€. “еперь вы пон€ли, что это за чЄрные коробки сто€т на сцене и мигают лампочками? Ёто усилители и колонки музыкантов, половинки их электроинструментов. "–аскачаны" они должны быть так, чтобы их звук был сопоставим с громкостью барабанов, по которым барабанщик колотит от души, то есть - громко.  аждый музыкант стоит неподалЄку от своего комбика, чтобы не потер€ть себ€. ƒругих музыкантов он слышит благодар€ ћќЌ»“ќ–јћ.

ћониторы - это тоже колонки, которые располагаютс€ в полулежачем положении на полу, и на которые гитаристы и вокалисты очень люб€т понтово ставить ноги. ¬идели такие? ¬идели. «амечательно. ѕеред концертом, отстроив звук комбиков, музыканты долго стро€т свои мониторы (теоретически их отстройкой должен заниматьс€ отдельный звукореж с отдельным пультом, пр€чущийс€ сбоку от сцены, практически - это очень редко встречающеес€ €вление, и эта об€занность валитс€ на голову единственного звукопЄра стро€щего общий звук). "ƒайте больше бочки в переднюю линию мониторов!" - несутс€ крики . "¬окал в четвЄртую линию! Ѕарабанщик вокал не слышит!". "”берите нафиг флейту из моего монитора! ќна и так прет так, что ушам больно!".
»нструкци€ по выживанию на рок-концерте, часть втора€.

http://orgia.ru/contacts.html - перед тем, как читать дальше, сходите по этой ссылке . “ам есть кнопка "технический райдер" - скачайте и посмотрите вторую страничку. Ќа ней схематически изображена сцена с расставленными на ней комбами и мониторами. "Ћинией" мониторов называетс€ возможность организовать дл€ музыканта уникальный необходимый ему баланс между звучанием тех или иных инструментов - кому-то нужно побольше вокала, кто-то просит добавить атаки от барабанов и т.п. ¬ идеале этих линий должно быть столько же, сколько музыкантов стоит на сцене, но на практике, особенно на гастрол€х, их бывает всего ƒ¬≈. “огда одну линию предоставл€ют барабанщику, а прочие музыканты вынуждены довольствоватьс€ усреднЄнной второй линией, баланс которой никого в частности не устраивает.

»так, музыкант на сцене слышит :1) —обственный комбик 2) комбики коллег 3) акустический грохот барабанов 4) свои мониторы, в которые ему подмешивают звучание тех инструментов, которые он плохо слышит или на которые ему нужно обращать особое внимание. Ёто в идеальных услови€х , например - "ќпен Ёйр"а, то есть концерта на открытом воздухе. Ќо при концерте в замкнутом пространстве к звучанию этих источников добавл€етс€ ¬ќ«¬–ј“ »« «јЋј - то есть идиотский гул и грохот, происход€щий от того, что звуковые волны отражаютс€ от стен помещени€ и обрушиваютс€ на сцену, учин€€ на ней хаос. „то же из этих источникое звука должен слышать зритель? ќтвет - Ќ»„≈√ќ. ¬ идеале - ничего. Ёти источники касаютс€ “ќЋ№ ќ музыкантов и предназначены исключительно дл€ них. «рителю же надлежит слушать ѕќ–“јЋџ.

ќбращали внимание на огромные чЄрные гробы, сто€щие справа и слева от сцены? Ёто ѕќ–“јЋџ, гигантские колонки с усилител€ми, обращЄнные на зал.ќп€ть-таки, приципиально эти колонки ничем не отличаютс€ от сто€щих у вас дома, просто они очень большие и мощные. ¬се звуки, издаваемые комбиками, снимаютс€ микрофонами с динамиков или шнурами непосредственно с усилителей комбиков (в этом случае звук собственно комбика слышит только сам музыкант на сцене, так часто снимают бас), на каждом барабане тоже укреплЄн специальный микрофон, тарелки снимаютс€ двум€ расположенными над барабанной установкой ќ¬≈–’≈ƒјћ» (микрофонами), и вс€ эта прелесть отправл€етс€ в ѕ”Ћ№“, за которым сидит звукооператор. ѕульт по-идее должен располагатьс€ в середине зала (ведь оператор делает звук дл€ публики, наход€щейс€ в зале, и должен слышать то, что слышит публика), но очень часто администраци€ клубов, озабоченна€ лишь продажей пива, на котором делаютс€ основные деньги, обустраивает пульт по остаточному принципу - чтоб официантам не мешал. ¬ результате в том же Ѕ2 пульт долгие годы висел в углу справа под потолком, откуда вообще ничего слышно не было. ќператор был вынужден посто€нно лазить вверх-вниз по лестнице после каждой корректировки звука, и всЄ равно ничего не получалось. ћы таскали с собой двух операторов с раци€ми, один из которых сто€л внизу , в зале, и рассказывал второму на верхотуре, что ему делать. ѕ****ц. —лава Ѕогу, до Ѕ2 наконец что-то дошло и они спустили пульт в зал, где он сейчас и находитс€, а на пожарной каланче обустроили гнездо световику. Ќо верхом маразма в этом смысле был ныне почивший клуб ё-“у. ¬ нем место оператора находилось на втором этаже «ј —ѕ»Ќќ… ћ”«џ јЌ“ќ¬, «ј —÷≈Ќќ….  л€нусь, так и было. ћы ставили в зал микрофон, и оператор слуша€ его и оп€ть-таки скача по лестнице вверх вниз (а дл€ этого обегать по коридорам нужно было весь клуб) пыталс€ что-то отстраивать. Ћадно. ƒопустим, всЄ хорошо, и пульт стоит в зале.

ќператор, получив на пульт сигналы комбиков и барабанов, пропускает их через ѕ–»Ѕќ–џ ќЅ–јЅќ“ », то есть чистит, жмЄт, выт€гивает недостающее, убирает шум и т.п. ќтстраивает все инструменты по громкости, отруливает на каждом инструменте необходимые частоты чтобы всех было слышно и никто никому не мешал. ј потом раскидывает звук в ѕќ–“јЋџ - именно этот откорректированный высветленный звук и должна слышать публика. “ак и происходит - при условии, что мы присутствуем на ќпен-Ёйре где-нибудь под Ћондоном, или, на худой конец, на концерте "јрии" в Ћуже. Ќо если мы с вами находимс€ в московском, или еще хлеще - усть-каменногорском рок -клубе, картина получаетс€ —јјјј¬—≈ћ друга€. Ќастолько "савсем", что... ¬ общем, это всЄ была присказка, без которой смысл собственно сказки был бы непон€тен непосв€щЄнному. »так, сказка начинаетс€.....
ѕостскриптум к присказке, или Ѕоль ѕрострелов.

"If it's possible - lumbago please" - так мы чуть было не обозначили в тексте нашего англо€зычного райдера необходимейшую на сцене вещь. –ечь идет о ѕ–ќ—“–≈Ћј’. ќ, эти прострелы!  ака€ боль, кака€ боль!  ак они нужны, и никогда их нет!

ѕрострелами называютс€ сто€щие на сцене, (публике их не видно), справа и слева от нее, колонки, направленные на музыкантов. ¬ эти колонки подаЄтс€ тот же звук, что и в порталы, то есть общий, конечный зальный звук. “аким образом музыканты слышат, что же у них в целом получилось. Ётот звук окутывает и приносит блаженство, от него у музыкантов происходит оргиазм, музыкантов прЄт и плющит и играть они начинают «ј**»—№. Ѕез прострелов звук на сцене сухой и скучный, технологический, не принос€щий радости, негармоничный. “ы тупо выполн€ешь свою функцию, без ощущени€ того, к чему в целом привод€т твои усили€. “ак вот - этих прострелов Ќ» ќ√ƒј Ќ≈“!!!! Ќ» ќ√ƒј!!!! ≈сли ты не в Ћуже и тво€ фамили€ не  ипелов, разумеетс€. Ќастолько никогда, что € даже не обозначил их в источниках звука, которые слышит на сцене музыкант. ≈динственный клуб в ћоскве, оснащенный прострелами (супер -понты, аренда которых стоит 20 000 баксов за вечер, не в счЄт) - это Ѕ2. » эти прострелы по жизни не работают. я ещЄ помню, как много лет назад работал один - левый, но он давно присоединилс€ к правому, то есть сдох. » никто даже не порываетс€ попробовать их починить. ј нафига? ѕиво продаЄтс€, музыкантишки струны дЄргают. ¬сЄ ништ€к, ребза. ∆изнь идЄт.

Ѕудет возможность - посмотрите концерт јC/ƒ— за 77й (!!!!!!!!) год. ћного познавательного. “ам у реб€т вообще нет мониторов - им без нужды. ¬о всех четырех углах сцены стоит по гигантскому рупорному прострелу, и сбоку притулилс€ специальный сценический оператор с отдельным пультом, отстраивающий на них звук. –еб€та просто купаютс€ в звуке, плавают и балдеют. ѕро то, какие стеки, в каком количестве и как закоммутированные у них сто€т € вообще молчу. 77й год....Ѕеда.
»нструкци€. ѕ€ть минут до конкретики. —тарт.

ѕоследнее, что нам с вами, друзь€ мои, нужно осознать до того, как мы перейдем к рекомендаци€м посетителю рок концерта - это ситуаци€ с „ј—“ќ“јћ».

«вуки, котроые мы с вами слышим, грубо и условно дел€тс€ на звуки высокой частоты, средней и низкой. ≈сли вы снимете декоративную панель с ваших домашних колонок, вы увидите круглые динамики - они передают —–≈ƒЌ»≈ „ј—“ќ“џ, это сама€ информационно-несуща€ часть спектра. ¬ верхней части колонки обнаружитс€ маленька€ щель в виде рупора, или маленькие динамики -это ѕ»ўјЋ ». ќни передают высокие частоты. ј если вы счастливый обладатель —ерраунд-саунда -то в углу вашей комнаты стоит коробка под названием "сабвуфер" - это колонка, передающа€ низкие частоты. ѕри отсутствии сабвуфера низкие частоты передают, захлебыва€сь, динамики средних частот. Ќу вот. ¬ ѕќ–“јЋј’, направленных на зал -та же картина, мы помним, что порталы -те же колонки, только очень большие. ѕортальные сабвуферы наход€тс€ в нижней части порталов, или вообще где-нибудь под сценой - у низких частот така€ огромна€ длина волны, что теоретически их можно расположить где угодно - они в любом случае охват€т всЄ помещение. »менно поэтому вы у себ€ дома ставите саб в любой угол - он по-любому зальЄт всю комнату.

ѕодобьЄм бабки. »так, мы пришли на концерт. Ќа сцене сто€т музыканты, за спиной музыкантов -их комбики, на полу перед музыкантами - их мониторы, сбоку от музыкантов, невидимые нам ( это же только буквы, пусть наши музыканты будут счастливы хоть на экране компьютера) - сто€т прострелы, а по бокам сцены возвышаютс€ предназначенные дл€ слушател€ ѕќ–“јЋџ. ¬ центре зала - пульт, за ним - вспотевший звукорежиссЄр.  уда же устремимс€ мы, в предвкушении концерта? ѕравильно, к самой сцене, где будет слэм, где всЄ видно, где кайф.

ј вот теперь вспомните, плиз, где у вас дома сто€т колонки, и где сидите вы, вкуша€ альбом любимой группы.  олонки у вас сто€т по бокам от музыкального центра (телевизора с ƒ¬ƒ), под небольшим углом, так, чтобы этот угол своей вершиной имел диван, на котором вы сидите слуша€ музыку. ј теперь представьте, что вы зачем-то вскочили с дивана, и, подойд€ вплотную к вашему музыкальному центру засунули башку ћ≈∆ƒ” колонок так, что колонки оказались у вас по бокам. Ќормальный ход? „то вы услышите? —игнал из колонок ударитс€ о противоположную стену, разобьЄтс€ о бабушкин секретер, потер€ет по-дороге высокие частоты и со спины вернЄтс€ к вам, гулкий, глухой, кашеобразный и противный. ћиленькие, это именно то, что вы слышите, слэм€сь у сцены. ¬едь порталы - те же колонки, сцена - тот же музыкальный центр, и когда вы подходите к сцене - порталы оказываютс€ у вас по бокам!!! ¬ы их попросту не слышите, а слышите тот гул, который образуетс€ при ударе звука порталов о стены, столики и барную стойку далеко за вашей спиной и который с запозданием возвращаетс€ к вам со спины. ѕорталы, так же как и ваши домашние колонки сто€т под углом, и их сигналы сход€тс€ в центре зала - там, где стоит пульт. ¬от куда надо перетьс€, чтобы услышать по крайней мере то, что отстроил звукореж.

ћощный возвратный гул порталов - это далеко не всЄ, что вы услышите. ¬ы стоите перед сценой, и автоматом получаете то, что по-хорошему слышать Ќ» ј  не должны, а именно - звук музыкантских комбиков, направленных пр€мо вам в лоб, и мониторов ( они лежат, направленные на музыкантов, и поэтому их звук долетает до вас в отражении от потолка сцены, задника, и любых наход€щихс€ на сцене твердых предметов, например - лба барабанщика. Ўутка.). ≈ще вас заваливает акустическим, необработанным грохотом барабанов, от которых вы оказались в непосредственной близости. ѕублика в центре зала слышит сигналы барабанов, сн€тых микрофонами, обработанных звукорежиссером и отправленных в порталы. ¬ы же - непосредственно звуки ударов палками по кадушкам. «вук комбиков - очень мощный и направленный, поэтому, если вы стоите напротив комбика гитариста - весь концерт вам предстоит слушать одну гитару плюс пробившийс€ сквозь еЄ рЄв срач возвратного звука порталов. Ќапротив барабанщика - будете слушать бум-бум. Ќапротив басиста- ... Ћучше не надо. ”дивительно, но до вас долетают обрывки слов.  ак вы думаете, откуда? ј из мониторов вокалиста. Ќа возврат от порталов не рассчитывайте - там один гул и эхо. ј если вокалист стоит в ”ЎЌџ’ ћќЌ»“ќ–ј’ (замечательное изобретение, наушники, вроде плейерных, только намного круче. ¬ них подаЄтс€ такой же сигнал, как в монитор, музыкант отстраивает себе удобный баланс, ощущение - как в раю, никаких лишних призвуков, никакого гула, при этом можно очень громко раскачать, например, микрофон. ќбычные мониторы при высокой громкости часто вступают с микрофоном в ќЅ–ј“Ќ”ё —¬я«№, в результате мы слышим противнейший свист, а наушники позвол€ют сделать сигнал с микрофона в п€ть раз громче - и никакого свиста.) - то мы вообще никаких слов не услышим. Ќеоткуда.

Ќормальна ли така€ ситуаци€? Ќормально ли то, что сама€ важна€ часть публики, та, от которой музыканты получают непосредственную реакцию так им необходимую,что именно те, кто руб€тс€ и слэм€тс€ перед сценой повыша€ драйв и угар действа, фактически - соратники музыкантов в проведении концерта вынуждены обходитьс€ Ѕ≈« «¬” ј, слов , смысла - и слышать лишь безумный бардак и рев толкущихс€ хаотических звуковых волн, отраженных сигналов, не предназначенные публике сигналы комбиков - короче, всю эту х**ню?

Ёто ненормально, друзь€. ¬ цивилизованных местах на публику, сто€щую перед сценой, направл€ют специальные колонки, вроде порталов, но поменьше. ќбращали внимание, что на мега-концертах в зале сто€т два пульта -один близко от сцены, второй -далеко? Ѕлижний обеспечивает звуком партер, где слэм, а дальний -рулит гигантскими порталами бьющими на весь стадион. ¬ зале "–осси€" передние р€ды обслуживал р€д колонок сто€щих вдоль сцены, а порталы работали на центр зала. ¬ клубах, где играем мы - такого нет. ѕоэтому реб€та , кто хочет слушать -подбирайтесь поближе к пульту звукорежа.  то слэмитьс€ -к сцене, но помните - ” —÷≈Ќџ «¬” ј Ќ≈“ » Ќ≈ Ѕ”ƒ≈“.

“акже никому не посоветую садитьс€ за дорогущие столики около боковых стен. “уда обычно сад€тс€ безобидные снобы, пот€гивают весь концерт текилу, а потом говор€т - "Ѕ*€, оп€ть один гул". Ќе, ну а как? “оварищ сидит сбоку от порталов, портал дует мимо него, поэтому коротких высокочастоных волн он не слышит. ƒа и средних тоже. «ато он великолепно слышит бас, который (как мы помним) - куда и как не поставь -всЄ равно затопит всЄ помещение. ¬от товарищ и слушает бас и бухающую бочку (большой барабан, в который барабанщик колотит ногами) под текилу. ѕлюс гуд€щую стену, на которую, конечно же, никто не догадалс€ укрепить звукопоглощающее покрытие. Ќо это - уже следующа€ и ќ„≈Ќ№ ѕ≈„јЋ№Ќјя тема.
»нструкци€ по выживанию. —тены и тр€пки.

Ѕлагословен ќпен-Ёйр (концерт на открытом воздухе)!  ак люб€т его музыканты, как хорош он дл€ зрител€ ! ј знаете почему? ѕотому, что звук порталов , осчастливив публику, уноситс€ в лазоревую даль, всЄ дальше...дальше..... “о есть публика слышит ќƒ»Ќ источник звука, и звук этот -правильный, он несЄт именно ту информацию, которую хот€т донести музыканты.

—овсем друга€ истори€ - концерт в замкнутом пространстве, в помещении. ¬ этом случае мы фактически оказываемс€ ¬Ќ”“–» резонаторной коробки, как бы внутри виолончели или акустической гитары.
 оробка зала ничем не отлична от любой другой коробки. ѕриходилось ставить будильник в кастрюлю? ѕопробуйте. Ёффект гарантирован. ¬есь зал , возбуждаемый звучащей в нЄм музыкой, его стены, пол, потолок начинают вибрировать, –≈«ќЌ»–ќ¬ј“№, то есть усиливать звук. ¬ случае концертного зала типа консерваторского - эти возможные резонансы так рассчитаны строител€ми, что мы великолепно слышим акустический звук скрипок, усиленный, окрашенный и окутанный красивейшим эхо (естественной реверберацией). ‘актически такой зал представл€ет собой музыкальный инструмент (как и помещение нормальной студии звукозаписи, кстати).

Ќа рок-концерте в клубе принцип происход€щего тот же, а вот эффект, м€гко говор€, другой.
Ќикто не заботитс€ при строительстве тем, что в этом зале будет звучать рок-музыка, строитс€ попросту коробн€к с непредсказуемыми возбуждени€ми и резонансами. ¬ результате в одном зале при попытке вз€ть ноту "фа" вдруг начинают ездить столы, в другом кошмар - вой и стенотр€сение - случаетс€ на "си" и "ре" и так далее. — этими эффектами борютс€ специальные приборы, которые далеко не всегда и везде есть, сто€щие немалых денег и которыми, вдобавок, надо уметь пользоватьс€. ¬ дешЄвом клубе вам гарантированно весь концерт будет ездить по ушам такой резонанс, засира€ музыку.  роме того, никакого красивого эха не будет. «вук порталов, комбиков, мониторов (зал-то небольшой) будет смешиватьс€ и битьс€ о стены, потолок, стены, задник, снова стены - смерч, ураган, содом и гоморра. ќдин единственный удар барабана, отразившись от всего, от чего можно и нельз€, прилетит к вам с разных сторон в разное врем€, испакощенный до неузнаваемости (при каждом отражении он преображаетс€, тер€€ частоты, набира€ паразитные обертона - х*й чего, в общем). Ёто ќƒ»Ќ ”ƒј–, ќƒЌќ√ќ Ѕј–јЅјЌј. ј теперь представьте, что **нула вс€ группа разом! ƒвести п€тьдес€т источников звука из разных точек одновременно! ј вы при этом стоите у стены, и даже портал дует мимо! Ѕлин, € аж сам себ€ напугал.  ороче....

ƒл€ того, чтобы так не получалось, Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ обивать стены и потолок специальным звукопоглощающим материалом. ƒа хоть тр€пками завесить, блин - и то дело будет! ¬ этом случае лет€щий со сцены звук будет в€знуть в стенах и не возвращатьс€ к публике. ѕќ„“» Ќ» “ќ » Ќ»√ƒ≈ Ё“ќ√ќ Ќ≈ ƒ≈Ћј≈“! Ќапротив, особенно стильным считаетс€ обнажить каменные стены и разрисовать их мотоциклами. ¬ дорогом питерском –ед-клабе стены - каменные. ¬ Ѕ2 -тоже сплошные твЄрдые поверхности, отражающие звук, вместо того, чтобы ловить и гасить. ¬ новой ќрландине, слава Ѕогу, чем-то завесили.

ѕеред началом концерта, на настройке, нередок такой диалог:

1 музыкант:
-  акой п****ц!
2 музыкант:
- Ќичего, “–яѕ » придут - полегче станет.

“р€пки - это вы, дорога€ публика, простите нам наш не слишком почтительный сленг. ƒело в том, что когда вы приходите - м€гким своим м€сом и одЄжкой вы по-крайней мере заглушаете пол и часть стен, звук в€знет ¬ ¬ј— и становитс€ поразборчивее.  стати, эффект эха, который вы слышите во врем€ концерта, - это отнюдь не естественное эхо, от которого наоборот избавл€ютс€ всеми возможными способами, ибо оно непредсказуемо - это работает специальный прибор, ревербератор.

» наконец - последнее и самое мрачное. ј что за ѕќ–“јЋџ мы с вами слушаем-то друзь€? ј?

ѕродолжение следует.
»нструкци€ по выживанию. ѕорталы ”жаса.

ћузыканты помн€т, какое воззвание в пользу дорогих качественных инструментов € вывесил ниже. ƒопустим, моим словам вн€ли. –еб€та упаковали базу, научились играть - и вот, пришли в клуб, чтобы, так сказать, €вить миру своЄ искусство. я, помнитс€, писал страшную вещь: качество тракта (пути от дЄрнутой струны до уха слушател€) определ€етс€ самым слабым звеном этого тракта. “о есть, если всЄ у теб€ прекрасно, но где-то затесалс€ в тракт дешЄвый приборчик, звучать ты будешь как этот сраный приборчик. Ќу, или чуть получше - всЄ-таки твой крутой "√ибсон" как-то продерЄтс€ сквозь эту засаду (гитара подешевле бы тупо не справилась), но выйдет из неЄ искалеченным до неузнаваемости. ј у нас, допустим, всЄ ништ€к - гитары, комбы..... ¬от комбы, скорее всего, придЄтс€ тащить на себе в клуб. ѕотому что там есть свои комбы, но такие, что их всЄ равно, что нет. »ли есть, но их мало. » мониторы убиты, пожжены и растоптаны. » прострелы... ѕрострелов нет. » шнуры надо тащить свои -клубные все перебиты, джеки на них болтаютс€ - хрип, скрип, звука нет. » микрофоны.... »х рон€ли минимум 700 раз да ещЄ, суд€ по-всему, давали грызть овчарке или вокалисту из эмо-группы. “ак, что микрофоны -тоже тащи свои. Ѕарабаны..... это вообще не поддаЄтс€ описанию.  ороче - весь ЅЁ -Ћј…Ќ (то, что стоит на сцене) по-хорошему должно быть своим. ќсобенно в случае выезда на гастроли. ѕотому что на гастрол€х - вообще кошмар. ¬ столицах, том же Ѕ2, ситуаци€ чуть лучше, есть пара неплохих комбов и терпимые барабаны, но всЄ равно - тащи своЄ по-максимуму.

¬от мы всЄ это привезли, расставили, подключили. Ќаши отличные, фирменные сигналы пошли в клубный... допустим, терпимый пульт (а нетерпимый случаетс€ чаще) а потом ... ј потом в порталы. » вот тут, реб€та, всЄ кончаетс€. ѕотому что порталы - √ќ¬Ќќ. √овно это бывает трех типов, которые чаще всего существуют вместе. ¬о-первых, собственно порталы произведены неизвестно кем и неизвестно где (клуб сэкономил на инсталл€ции), поэтому звучат ќћ≈–«»“≈Ћ№Ќќ; во- вторых, они в ”∆ј—Ќќћ состо€нии (клуб экономит на ремонте), а в третьих - категорически Ќ≈ ’¬ј“ј≈“ ћќўЌќ—“».

1) ќмерзительное качество порталов, гнусный самопал - это в основном в провинции.  ак не звучи ты сам - порталы всЄ обосрут .

2) ”жасное состо€ние -это бич всех клубов, даже относительно неплохих. Ќа последнем нашем концерте в Ѕ2 свист и вой сто€л оглушительный, хот€ € и был в ”ЎЌџ’ ћќЌ»“ќ–ј’, то есть по-идее его быть не могло. ј знаете, откуда он вз€лс€? Ќј ќЅќ»’ ѕќ–“јЋј’ ЅџЋ» —ќ∆∆≈Ќџ ѕ»ўјЋ »! —ожжены -то есть убиты, сломаны - их тупо не было! ѕоэтому нашему оператору пришлось немилосердно "растаращить" ¬џ—ќ ”ё —≈–≈ƒ»Ќ”. ¬ результате всЄ взвыло. ј ведь высокие частоты необходимы прежде всего дл€ того, чтобы слышать ј“ј », начало звуков - особенно слов.  огда атаки смазаны - разобрать что-либо просто нереально. “о, что не работала уже две недели лампа в проекторе, поэтому пришлось обойтись без видеор€да, что не работал шнур первой линии мониторов - джек отвалилс€ - это всЄ фигн€. ¬от сожженные пищалки - это кирдык. Ќо концерт-то отмен€ть нельз€! —ыграли, блин.  ому-то даже понравилось.

ѕонимаете, дело в том, что хоз€ева клубов, даже если и вложились раз по-крупному в звук (как в том же Ѕ2 - там изначально очень неплохой аппарат установили) - так и забили на это дело. » 15 лет на этом аппарате “ќѕ„”“—я поколени€ зверопанков, разбивают барабаны, убивают пластики, бьют об пол микрофоны, жгут мониторы, суют (дл€ отча€нности, сам видел) включЄнныый микрофон в портальные пищалки, чтоб взвыло - пищалки гор€т на х**... ¬сЄ горит, дымитс€, хрипит. » лишь на энтузиазме местного оператора, которому за это не плат€т, как-то чинитс€, сожженные дорогие динамики замен€ютс€ на те, которые смогли купить на выделенные дл€ этого деньги... ”дивительно что хоть как-то это всЄ ещЄ пашет.

3) ћала€ мощность. ƒело не в том, что этой мощности не хватает на кровь из ушей - с этим-то всЄ в пор€дке. Ќо этой мощности не хватает на «¬” . ќбъ€сню.  огда к нам приезжает ѕинк ‘лойд, устраивает концерт на 20 000 человек и привозит с собой дл€ этого аппарат „”ƒќ¬»ўЌќ… мощности - это делаетс€ с единственной целью: сделать чистый и красивый звук. Ќ» ќ√ƒј этот аппарат не включают на всю катушку - если бы они это сделали хоть на секунду, мы бы получили 20 000 трупов зрителей . ѕлюс трупы самого ѕинк ‘лойда. «вук чист и красив, когда аппарат задействован на 10 -15 процентов своей действительной мощности. ѕомню, как мы с Ћехой слушали великолепную портальную колонку Ќ . ≈Є включили еле-еле, на два делени€. «вучал тихий поп-джаз, так нежно и красиво, так хрустально, как будто € сидел в кресле, тихонько включив хай-эндовскую технику и балдел. "«дорово!" - сказал €, и пон€л, что сто€щий р€дом ЋЄха мен€ не слышит. “о есть то, что субъективно воспринималось как тихий чистейший звук на деле было звуком огромной мощности, но он Ќ≈ “–ј¬ћ»–ќ¬јЋ.  огда же аппарат, да еще невысокого качества растаращен на полную катушку - он орЄт, глушит, режет уши, его Ќ≈¬ќ«ћќ∆Ќќ —Ћ”Ўј“№. Ќо приходитс€ - тише нельз€ делать. —делай тише - и барабанщик чисто акустическим грохотом забьЄт все помещение, все другие инструменты (зал-то Ќ≈ЅќЋ№Ўќ…, ещЄ раз напоминаю) и вообще - –ќ ј Ќ≈ Ѕ”ƒ≈“. Ќо от такого рока уши слушател€ сворачиваютс€ в трубочку, он перестаЄт воспринимать информацию. ƒавайте € подойду к вам вплотную и начну орать в ухо - вы разберЄте хоть слово? Ќет, конечно. ј на концерте слушателю начинает казатьс€, что он не разбирает слова потому, что вокал тих и его забивают другие инструменты. Ќа самом деле он не только не тих - ќЌ –ј—“ј–јў≈Ќ √–ќћ„≈ ¬—≈’!!!! «аткните на минуту пальцами уши, или выйдите в сортир, где вас отдел€т от зала стенки - и вы услышите ƒ≈…—“¬»“≈Ћ№Ќќ≈ соотношение вокала и инструментов по-громкости. ѕросто вы не можете восприн€ть это без затычек в ушах - звук вас травмирует, когда человеку больно, он неспособен воспринимать Ќ» „≈–“ј. Ёто происходит “ќЋ№ ќ из-за некачественного, маломощного, орущего из последних сил аппарата, “ќЋ№ ќ. “ише делать нельз€, повтор€ю. я бы рекомендовал всем маленькие ватные тампоны в уши - они отдел€т режущие, принос€щие боль паразитные частоты, и вы услышите то, что собственно имеетс€ в виду. ј кишки вам по-любе протр€сЄт, драйв останетс€. “олько не увлекайтесь и не забивайте их наглухо.

ќтсюда и ответ на вопрос - отчего в совсем маленьких клубах звук лучше? ѕотому что в совсем маленьких нет нужды давать гитары и бас в порталы - комбики и так всЄ прокачивают. ј комбики у нас не хуже, чем у —липнот с ћеталликой - вы слышите насто€щий породистый звук. ј в порталы идЄт фактически один вокал, плюс бочка и малый - дл€ чЄткости. –аскачивать порталы в этом случае нет нужды, поэтому вокал отлично слышно. “акие дела, реб€та.
Ёпилог

...¬от, кстати, помню €, в клубе "старый дом", который музыканты  иЎа под себ€ ва€ли, (пульт там всЄ равно, впрочем, висел на втором этаже слева, гы) - замечательна€ вещь была: отдельна€ выделенна€ вокальна€ лини€... ѕосередине, под потолком, висели специальные колонки, в которые шел “ќЋ№ ќ вокал. Ёто, реб€та, был ништ€к. » комбы там были нормальные... .∆аль клуб! “ак, о чЄм €?

„то же нам, не ходить на концерты? ’одить, конечно. ѕодитожу.

1) —лэмитьс€ - у сцены. «вука там нет.

2) —лушать - около пульта, вставив в уши ватнтые тампончики.

3) ѕиво пить - в любом месте.

4) Ћюбить музыкантов. ћы очень стараемс€. ћы только пока не можем купить клуб и поставить там необходимый аппарат:). ƒороговато выходит:) ¬сЄ остальное мы делаем, не поклада€ рук. Ќет никакого чуда в том, что на концерте звук - как на пластинке. Ќо дл€ этого концертный аппарат должен быть сопоставим по качеству с инструментами музыкантов. “акой аппарат есть, например, в Ѕ1 - но там аренда абсолютно неподъЄмна€. Ќа крупных опен эйрах это тоже возможно, там хорошую технику став€т, но там успеть отстроитьс€ проблема.

5) ¬от, собственно, и всЄ:)
ѕослесловие. Ћюбить звукопЄра.

ќстыв, € пон€л, что о многом и многом не написал. ќ многом и не напишу - это уже настолько профессионально, что дл€ понимани€ нюансов придЄтс€ читателю сменить специальность, а на это вр€д ли кто сможет пойтить:). ¬ комментах мне напомнили про сто€чки - о, да! Ёто тема! –ечь идЄт о так называемых " «вуковых €мах ", омутах, в которых водоворотом закручиваетс€ звукова€ волна, поэтому еЄ называют "сто€чей". ¬ неприспособленных помещени€х (а клубы устраивают именно в таких. ¬прочем, что клубы - во врем€ реставрации зал „айковского убили так, что по количеству звуковых €м он даст фору любому клубу) - так вот, в неприспособленных помещени€х таких €м - пруд пруди. ƒл€ слушател€ это выражаетс€ в том, что стоишь ты, слушаешь, - всЄ прекрасно. —делал шаг в сторону - звук пропал, один гул. ј это ты в €му угодил. » действительно, от этих €м не спастись, тупо приника€ к звукорежиссЄрскому пульту. ƒай Ѕог, чтобы сам пульт не в €ме оказалс€.

«вукореж же перед концертом вовсе не торчит за пультом - он носитс€ по всему залу , потом прыгает за пульт, и снова мечетс€, пыта€сь как-то гармонизовать происход€щее, чтобы везде хоть что-то хоть как-то было слышно. —традалец! Ќо подробнее об этом ниже.

Ќапомнили мне и о том, как готов€т помещение к концерту фирмачи. ¬от, например, в ќдессе (мне рассказали, сам не был) есть замечательный концертный зал, переделанный из биржи, что ли. “ак вот, этот зал фактически из одних звуковых €м и состоит, п****ц в нЄм , в зале этом. Ќу, не предполагали строители биржи, что в этом помещении большевики придумают концерты играть. ј то бы постарались.  ороче, приехали в этот зал выступать фирмачи. ¬о-первых, они ¬—≈ ѕќ“–ќ’ј, весь бэк лайн, все порталы, пульт - всЄ с собой припЄрли. ¬о-вторых, перед началом отстройки в зал вышел довольный жизнью человек с ноутбуком и странной х*Євинкой, представл€вшей собой ультразвуковой (что ли, могу наврать. ћожет, инфразвуковой. ј может, и то и другое.) излучатель. Ќажал на кнопку - и через минуту у него на экране ноутбука высветилась полна€ звукова€ картина в зале , со всеми его звуковыми €мами , их точным месторасположением, отчЄтом о всех резонансах, местах, где происходит отражение звука - ѕќЋЌјя, говорю, картина. ѕосле этого они одну колонку поставили так, другую - этак, где-то тр€почку повесили - и, по отзывам публики, “ј ќ√ќ «¬” ј они никогда нигде не слышали, в любой точке зала было идеально всЄ слышно, никаких €м, никакого звона. ј обычно в этом месте даже трио балалаечников слушать было нереально. ¬от так, реб€та.

¬ообще, € это послесловие зате€л дл€ одного: воззвать к вам. я уже сказал, что музыкантов надо любить. Ёто, в общем, пон€тно. Ќо есть куда более трудна€ тема: Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ ЋёЅ»“№ «¬” ќѕ®–ј! ” них, звукопЄров, есть грустна€ поговорка : "≈сли концерт удалс€, то музыканты - молодцы. ј если нет, то звукопЄр - мудак ".

¬ы теперь знаете, с чем и в каких услови€х ему приходитс€ работать. ¬от пришел он готовить концерт: зал - чудовищный, весь в звуковых €мах , стены не заглушены, звук летает и бьЄтс€, порталы - говно, орут и мешают звук в кашу (именно этим ќћ≈–«»“≈Ћ№Ќџ… портал или колонка отличаютс€ от хороших - –азборчивостью.), пищалки на них сожжены, мониторы на сцене убиты и строить их некому, местные реб€та оп€ть ни х** не успели всЄ закоммутировать к началу настройки, и надо им помогать, музыканты свои комбы настроили только под себ€, без учЄта того, что их звук летит в зал - надо перенастраивать, чЄтко налаженный план саунд-чека (настройки) летит к чЄрту, потому что треть€ лини€ мониторов просто не пашет, причина не €сна, линию пытаютс€ восстановить - но безуспешно, необходима перекоммутаци€, а врем€ идЄт, плюс на ноте "‘а" возникает лютый резонанс, взрывающий мозг, прибора подавлени€ нет, и даже эквалайзер, которым вручную можно было бы попытатьс€ этот резонанс поймать и как-то придавить, толком не работает, музыканты психуют: "времени на отстройку не остаЄтс€!"; вбегает директор: "через 20 минут запускаем публику в зал!"; обща€ паника; барабанщик орЄт, что не слышит гитариста и что он уже сорок раз просил это исправить, но похоже - всем по-х**, дебил -вокалист наивно спрашивает: "ј как там слова? »х слышно в зале?" - а там вообще Ќ» ’** не слышно; какие, нафиг, слова......ѕ”ЅЋ» ј! ѕ****ц, отстроились.

Ќа прот€жении первых трех песен звукопЄр в изменившейс€ с приходом публики звуковой обстановке, сто€ за пультом, пытаетс€ как-то отладить картину. » - о чудо! - что-то начинает налаживатьс€. Ѕарабаны уже не грохочут, а хлЄстко атакуют, потом из чудовищного гула прорисоваваетс€ бас, потом гитара перестает издавать невн€тное жужжание и начинает качать риффы...  п€той песне внезапно, всем на удивление, прорезаютс€ слова. ¬ восьмой песне, правда, где-то что-то горит и звук оп€ть превращаетс€ в полную парашу, но к завершающей концерт композиции звукореж с этим справл€етс€. ”ра. Ќа музыкантах виснут поклонницы, автографы, все дела. ј к звукорежу подход€т "продвинутые" зрители и говор€т: " ’**вый звук сегодн€ был. Ќи одного слова не разобрал - один бас играл всю дорогу. “рудно было вокал погромче сделать, что ли? Ћадно, не переживай. ѕива хочешь?". ѕива он хочет. ќн выпьет и даже вам улыбнЄтс€. Ќо на душе у него в этот момент - вам лучше даже не представл€ть, что у него на душе. Ћюбите звукопЄра, друзь€. ѕодойдите к нему после концерта. ѕохлопайте по плечу. » скажите ему : "“ы -молодец. “ы обалденный молодец. ¬ таком говне ты умудрилс€ добитьс€, что в п€той и последней песне мы даже расслышали слова! ¬ смысле - в тихих куплетах! » гитары нарезали ништ€к! » вообще был драйв, и это главное! ј звук - х** с ним. Ќу какой здесь может быть звук? ћы ведь всЄ понимаем! “ак держать, старина! ѕива хочешь?" ѕива он хочет и выпьет. ќн п****ц как его хочет. ѕотому что ѕќ—Ћ≈ “ј ќ√ќ его нельз€ не хотеть. » на душе у него станет чуть легче. Ћюбите звукопЄра, друзь€ мои. ќн - подлинный герой! ѕричем герой охренительно невидимого фронта. јмен.

 

–убрики:  –азные мысли./—оветы, рекомендации, наставлени€.
музыка
ћетки:  


ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



јзма   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 02 ћа€ 2011 г. 09:08 (ссылка)
ƒаже до мен€, абсолютного профана в музыке, дошло)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
÷ирцис   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 02 ћа€ 2011 г. 09:46 (ссылка)
јзма, действительно, многое стало пон€тно.
ѕомню порой т€гостные ощущени€ во врем€ концертов в  «„, где € проработала несколько лет.
ќднажды мы с мужем просто ушли с концерта јлександра √радского - настолько звук просто резал уши. —колько раз вместо музыки мы слышали сплошной невн€тный гул, порой абсолютно не было слышно певцов и т.п.
ƒостаточно редко там можно было получать удовольствие на концертах.
я тогда знала, что дело в акустике, но не знала, что надо было просто ходить по залу и искать “ќ„ ”, где слышимость будет лучше. Ќо как походишь во врем€ концерта? ≈сть билет с местом - вот и сиди на нЄм.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јзма   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 02 ћа€ 2011 г. 20:46 (ссылка)
÷ирцис,
»менно!!
ѕросто терпеть и не злитс€... хот€ это как раз самое трудное. ƒеньги же платишь за то, чтобы не терпеть, а наслаждатьс€...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку