-÷итатник

Ѕез заголовка - (0)

немного истории..

'' ...после нас должно остатьс€ кладбище...'' - (0)

ќдесса 1941     ...

 онстантин Ѕоровой... - (0)

Ћучшего друга ¬алерии Ќоводворской прорвало... Ћучшего друга ¬алерии Ќоводворской прорвало.....

¬оруют и врут... врут и воруют... - (0)

ƒемографическа€ €ма постепенно перемещаетс€ на уровень высшего образовани€ ћосква. 2 июн€. INTE...

¬ласть подонков... - (1)

√ерои страны духовных скреп. ѕисьмо ј.—ахарова 15.10.1984 ¬ дни голодовки ќлега —енцова мы ...

 -ћузыка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ÷ирцис

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.06.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 34256



»стори€ детства.

¬оскресенье, 03 ћа€ 2009 г. 19:38 + в цитатник

ѕон€ть насто€щее возможно, только зна€ правду о прошлом.

"...ребенок полон зла, его надо все врем€ бить".

Ћлойд ƒемоз. ѕсихоистори€

ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈

1. Ёволюци€ детства
                                                                        "—лышите детей стенань€,

                                                                          ќ мои брать€..."

                                                                                       ѕлач детей. 
                                                                           Ёлизабет Ѕаррет Ѕраунинг

   »стори€ детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждатьс€. „ем глубже в историю - тем меньше заботы о дет€х и тем больше у ребенка веро€тность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным. ћо€ задача состоит в том, чтобы рассмотреть, насколько истори€ детства может быть извлечена из тех свидетельств, которые остались нам.

“ака€ возможность не была прежде замечена историками, потому что серьезна€ истори€ долгое врем€ рассматривала сведени€ о событи€х публичной, а не частной жизни. »сториков очень занимала шумна€ песочница истории, где сооружались волшебные замки и устраивались великолепные битвы, но они совершенно игнорировали то, что происходило в домах вокруг этой игровой площадки. ћы же, вместо того, чтобы искать причины сегодн€шних событий в песочных сражени€х прошлого, зададимс€ вопросом, как поколени€ родителей и детей создавали между собой то, что в дальнейшем было разыграно на арене публичной жизни.

ѕ–≈ƒџƒ”ў»≈ –јЅќ“џ ѕќ »—“ќ–»» ƒ≈“—“¬ј

’от€ € считаю свою попытку первым серьезным исследованием по истории детства на «ападе, историки, безусловно, и раньше врем€ от времени писали о дет€х. Ќесмотр€ на это, € считаю, что изучение истории детства только начинаетс€, поскольку в большинстве этих работ очень сильно искажают факты о детстве в периоды, которые рассматриваютс€.

ќфициальные биографы - наихудшие из лжесвидетелей; детство обычно идеализируетс€, и только немногие биографы дают какую-то полезную информацию о первых годах геро€. »сторические социологи наловчились выпускать теории, объ€сн€ющие изменени€ детства, даже не потрудившись изучить хот€ бы одну семью прошлого или насто€щего. »сторики литературы, пута€ книги с жизнью, рисуют воображаемую картину детства, как будто можно узнать, что действительно происходило в американском доме дев€тнадцатого века, почитав «“ома —ойера».

Ќо отча€ннее всего защищаетс€ от фактов, которые он поднимает, социальный историк, чь€ работа - раскапывать реальность социальных условий прошлого.  огда один социальный историк обнаружил широко распространенное детоубийство, он объ€вил его «восхитительным и гуманным».  огда друга€ описывает матерей, которые регул€рно бьют своих детей палками еще в колыбели, она добавл€ет без малейшего правдоподоби€, что «если эта дисциплина была и суровой, то она была равно и справедливой, и осуществл€емой с добротой».  огда треть€ обнаружила матерей, которые купали своих детей в лед€ной воде каждое утро, чтобы «закалить» их, и дети от этого умирали, она говорит, что «они не были намеренно жестокими», но «просто читали –уссо и Ћокка». Ќет такой практики в прошлом, котора€ не показалась бы добром социальному историку.  огда Ћэзлетт находит родителей, регул€рно отправл€ющих своих детей в семилетнем возрасте в другие дома в качестве слуг и берущих других детей дл€ прислуживани€ себе, он говорит, что это действительно доброе дело, так как «показывает, что родители, может быть, не желали подчин€ть собственных детей трудовой дисциплине дома». —огласившись, что жестокое избиение маленьких детей различными предметами «в школе и дома, кажетс€, было прин€то в семнадцатом веке и позднее», ¬иль€м —лоэн чувствует себ€ об€занным добавить, что «дети тогда, как и позднее, иногда заслуживали избиени€». ‘илипп јриес, собрав так много свидетельств открытых сексуальных развлечений с детьми, что допускает даже, что «игры с интимными местами детского тела составл€ли часть широко распространенной традиции», беретс€ описать «традиционную» сцену, где чужак в конном кортеже набрасываетс€ на маленького мальчика, «грубо шар€ рукой внутри кол€ски с мальчиком», в то врем€ как отец улыбаетс€. » он заключает: «¬се, что происходило, было игрой, от чьей скабрезной природы мы склонны уклон€тьс€ или преувеличивать ее». ћасса свидетельств скрыта, искажена, см€гчена или проигнорирована. –анние годы детства исключены из игры, бесконечно изучаетс€ формальное содержание образовани€, а эмоциональное содержание опущено за счет подчеркивани€ законодательства о дет€х, домашний обиход опущен. » если характер книги таков, что никак нельз€ проигнорировать повсеместность непри€тных фактов, придумываетс€ теори€ о том, что «хорошие родители не оставл€ют следов в письменных свидетельствах».  огда, например, јлэн ¬алентайн изучает письма сыновь€м от отцов за 600 лет и среди 126 отцов он не может найти ни одного, кто не был бы бесчувственным, морализирующим и озабоченным только собой, он заключает: «Ќесомненно, бесконечное число отцов писало своим сыновь€м письма, которые бы согрели и порадовали наши сердца, если бы мы только смогли найти их. —амые счастливые из отцов не попали в историю, а люди, бывшие не в ладах со своими детьми, сподобились написать разрывающие сердце письма, которые привод€тс€». “ак же и јнна Ѕарр, просмотрев 250 автобиографий, отмечает отсутствие счастливых воспоминаний о детстве, но тщательно воздерживаетс€ от выводов.

»з всех книг по истории детства книга ‘илиппа јриеса, видимо, сама€ известна€; один историк замечает, что по частоте она «цитируетс€, как —в€щенное ѕисание». ÷ентральный тезис јриеса противоположен моему: он утверждает, что раньше ребенок был счастлив потому, что имел свободу смешиватьс€ с другими возрастными группами, а особое состо€ние, известное как детство, было «изобретено» в начале нового времени, породив тираническое представление о семье, разрушившее дружбу и общительность, лишившее детей свободы и бросившее их под розги и в карцеры.
„тобы доказать этот тезис, јриес использует два основных аргумента. ¬о-первых, он говорит, что пон€тие детства не было известно раннему средневековью. «—редневековое искусство почти до двенадцатого века не знало детства или не пыталось изображать его, потому что художник не был способен рисовать ребенка иначе как уменьшенным взрослым». ќтброшено не только искусство древности, но и проигнорированы многочисленные свидетельства того, что средневековые художники могли на самом деле реалистически изображать детей. Ётимологический аргумент в пользу того, что отдельное пон€тие детства отсутствовало, также неприемлем. ¬ любом случае пон€тие «изобретение детства» столь легковесно, что даже непон€тно, как такое число историков клюнуло на него. ≈го второй аргумент, что современна€ семь€ ограничивает свободу ребенка и увеличивает суровость наказани€, пр€мо противоречит очевидному.

√ораздо более приемлема четверка книг, только одна из которых написана профессиональным историком: «–ебенок в прогрессе человечества» ƒжорджа ѕэйна, «ƒелатели ангелов» ƒж. –этри “эйлора, «–одители и дети в истории» ƒэвида ’анта и «–ебенок с эмоциональными нарушени€ми - тогда и теперь» ƒж. Ћуизы ƒесперт. ѕэйн, писавший в 1916 г., первым изучил широкое распространение детоубийства и жестокости по отношению к дет€м в прошлом, особенно в древности. Ѕогато документированна€ книга “эйлора представл€ет собой ученое психоаналитическое прочтение детства и личности в јнглии конца восемнадцатого века. ’ант, подобно јриесу, сосредоточен на уникальном документе семнадцатого века, дневнике Ёроара о детстве Ћюдовика XIII, но делает это с большой психологической чуткостью и сознанием психоисторических приложений своих открытий. » ƒесперт, дава€ сравнительный психиатрический анализ плохого обращени€ с детьми в прошлом и насто€щем, обозрева€ р€д эмоциональных установок по отношению к дет€м со времен древности, выражает свой растущий ужас от открыти€ истории непрерывной «жестокости и бессердечи€».
Ќо, несмотр€ на по€вление указанных книг, центральные вопросы сравнительной истории детства пока еще только став€тс€, а до ответов далеко.

¬ следующих двух разделах этой главы € изложу некоторые из психологических принципов, применимых к отношени€м взрослого и ребенка в прошлом. »спользованные примеры достаточно типичны дл€ жизни детей в прошлом; не показыва€ их распространени€ в соответствующие периоды, € выбрал их как нагл€днейшие иллюстрации описываемых психологических принципов. “олько в трех идущих далее разделах с обзорами истории детоубийства, выбрасывани€, вскармливани€, пеленани€, побоев и сексуального насили€ € начну рассматривать, как широко распростран€лись указанные практики в каждый период".

ѕродолжение следует.

–убрики:  интересное, полезное/чужое - цитаты, ссылки.
¬се мы - дети.
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку