-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћартын_Ћютый

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.05.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 3646


”нижение св€тынь

„етверг, 11 январ€ 2018 г. 22:29 + в цитатник
 огда человек просит св€того о заступничестве, он обещает что-то взамен: либо совершить паломничество, либо вручить церкви, где наход€тс€ мощи этого св€того, некий вотивный дар (чаще всего это кака€-то серебр€на€ или воскова€ фигурка в форме части тела, которую св€той исцел€ет). »ли в некоторых случа€х завещать свое имущество монастырю, где наход€тс€ мощи св€того. ≈сли человек не выполн€ет свою сторону сделки, св€той может совершить чудо наказани€: напомнить верующему о том, что существовал некоторый договор, и верующий должен сделать то, что он пообещал.
 
Ќапример, в житии св€той ћаргариты ¬енгерской есть такой случай. ќдин праведный набожный человек предложил своим товарищам отправитьс€ на ее могилу, чтобы там помолитьс€. ќн это делал довольно часто, а его товарищи — нет, они заленились и отказались. ѕоэтому они никуда не поехали. „ерез два дн€ этот же человек снова предложил тем же люд€м просто отправитьс€ на остров посредине ƒуна€, чтобы прогул€тьс€.  огда он плыл туда на лодке, у него внезапно начала отказывать лева€ рука.   тому моменту, как он добралс€ до берега этого острова, боль стала совершенно нестерпимой. “ут он вспомнил про свое старое обещание, несколько часов молилс€ на могиле, и в конце концов св€та€ ћаргарита исцелила его. “о есть она исцелила то же самое заболевание, которое сама на него наслала в дидактических цел€х. “аким образом св€той может заставить человека выполнить свою сторону договора.
 
ј может ли человек напомнить св€тому о том, что тот ему пообещал?  ак это ни парадоксально, да. ѕричем эти случаи описаны в том числе в житийной литературе, в агиографических текстах, и они не считаютс€ чем-то кощунственным. Ётим довольно часто пользовались монахи и представители разных религиозных конгрегаций. ќсобенно часто к этому прибегали в конфликтах с представител€ми светской власти. ќни занимались унижением реликвий. —амо слово «унижение» (латинское humiliatio) восходит к слову humus, то есть «почва» или в русском €зыке, соответственно, «низ». “о есть унижение реликвии чаще всего св€зано с тем, что ее снимают с алтар€, подстилают какую-нибудь рогожку и опускают ее на землю. Ёто можно сделать с евангелием, с мощами св€того, с чем угодно, что бы ни находилось на алтаре. ќбычно эта процедура сопровождалась некоторой литургией. Ќапример, могли петь с 73-го псалма: «ƒл€ чего, Ѕоже, отринул ты нас навсегда».

 
«десь работало сразу два инструмента. — одной стороны, примерно так же работало отлучение от церкви. ћонахи или клирик, который отвечал за храм, в котором покоились мощи св€того, прекращал службы. ќн закрывал храм, и этому св€тому больше не возносились молитвы. “аким образом, население региона, в котором находилс€ этот храм, начинало испытывать потребность в литургической жизни, которую у него отнимали. — другой стороны, это было актом коммуникации со св€тым, который оставил своих чад, прекратил заступничество. » к нему таким образом обращались, чтобы напомнить, что он должен как-то поучаствовать и поддержать конгрегацию, которой нужна его защита в борьбе со светской политической властью. “аких историй чрезвычайно много. ќни есть в жити€х. ≈ще раз подчеркиваю: это не воспринималось ни как богохульство, ни как св€тотатство. Ётот сюжет довольно подробно изучил замечательный исследователь ѕатрик √ири, у которого есть стать€, посв€щенна€ унижению св€тых клириками.
 
ƒл€ надежности унижение св€тыни можно сочетать с легкой формой насили€. ћожно, например, опутать расп€тие терни€ми. ћожно вовсе замотать входные двери в храм этими же самыми терни€ми, что одновременно имеет и символический, и чисто механический защитный функционал. Ёто делали даже с самыми великими св€тыми, например со св€тым ћартином “урским, и с расп€тием, то есть с »исусом ’ристом. Ёти случаи описаны чрезвычайно рано. Ќапример, √ригорий “урский в своем сочинении «ќ славе исповедников» рассказывает, что один светский властитель однажды отн€л землю, принадлежавшую храму, которому покровительствовал св€той ћитрий. ≈пископ запер храм, в котором находились мощи св€того ћитри€, и сказал, что там он не будет ни служить службу, ни даже зажигать свечи. —в€той ћитрий, разумеетс€, усовестилс€ и немедленно наслал заболевание на того человека, который отн€л у храма землю. “от человек некоторое врем€ болел, но потом пон€л, в чем причина его заболевани€, раска€лс€, вернул землю, а после этого умер очищенный, воцерковленный, сожалеющий о своих проступках.
 
Ѕолее того, к такому способу общени€ со св€тыми могли прибегать даже мир€не, не только клирики. Ќапример, в житии св€того Ѕенедикта описана ситуаци€, когда некий епископ, который должен был бы заботитьс€ о кресть€нах, проживавших на земл€х его диоцеза, вместо того чтобы им вс€чески помогать, их притесн€л. “огда одна набожна€ женщина отправилась к Ѕенедикту в часовенку, сорвала покров с алтар€, начала стегать алтарный камень и кричать: «Ѕенедикт, неужели ты спишь, ты должен заступитьс€ за своих чад, ты должен вмешатьс€!»
 
ќбвинение св€того в том, что он спит и бездействует, тоже €вл€етс€ чрезвычайно попул€рным заходом. ќн описываетс€, например, в житии величайшего ирландского монаха св€того  олумбана, которое написал его ученик. Ётот ученик однажды плыл на груженном лесом корабле, и тут разыгралась бур€. ќн взмолилс€ своему св€тому покровителю и учителю и тоже обвинил его в том, что тот, видимо, заснул и поэтому не уследил за происход€щим.
 
ѕомимо угроз, шантажа или напоминани€ св€тому о том, что он не заботитс€ о своих подопечных, можно было использовать даже физическое, механическое воздействие. » это делали не только клирики, но даже чаще мир€не. Ќапример, есть истори€, изложенна€ ÷езарием √ейстербахским, цистерцианским монахом, который жил неподалеку от  ельна и написал «ƒиалог о чудесах» (его частично перевели на русский €зык). ∆ила-была женщина по имени ётта. ќна жила неподалеку от часовни, где находилось довольно старое, грубое изображение ƒевы ћарии. ” ётты была маленька€ дочь, котора€ жила вместе с кормилицей в деревне неподалеку. ќднажды ее унес волк. ётта помолилась ƒеве ћарии, но дочка не вернулась. “огда она пошла в часовню и каким-то образом отъ€ла младенца ’риста от ƒевы ћарии. Ќеизвестно, из какого материала это изва€ние было сделано. ћожет быть, каменное или дерев€нное — ÷езарий об этом умалчивает. ќна отн€ла младенца у ƒевы ћарии и сказала ей: «ѕока ты не вернешь мне мое дит€, ты свое дит€ не получишь». –азумеетс€, ее дочка вернулась. ќна вернула ћарии ее сына. »стори€ закончилась хорошо.
 
Ёто не воспринимаетс€ как богохульство, в отличие от другого эпизода, св€занного с тем же самым изва€нием, который также описывает ÷езарий. ƒруга€ женщина пришла в эту часовню и посме€лась над тем, как некрасиво это изображение ћарии. Ќа нее немедленно было ниспослано чудо наказани€. «акончилось все тем, что она стала нищей, начала путешествовать по миру и просить пода€ни€. ¬ общем, судьба ее сложилась печально, потому что она позволила себе посме€тьс€ над изва€нием ƒевы ћарии.
 
“ак можно поступать не только с ћарией, но и со св€тыми, и с их мощами. Ќапример, ћатвей ѕарижский описывает случай, когда рыцарь нормандский по имени ‘ульк разрушил некую церковь, чтобы построить из нее какую-то часть своего замка, светскую постройку. ¬ ответ на это аббатиса некоего местного монастыр€ пришла в церковь и отобрала меч у св€того ѕавла, приговарива€, что если он не использует этот меч дл€ защиты своих подопечных, то меч ему не нужен. Ёто привело к тому, что ‘ульк, конечно, раска€лс€ и вернул все, что утащил. » ѕавел при этом даже не думал о том, что необходимо покарать аббатису, котора€ как бы осквернила его изображение.
 
Ѕолее того, подобное поведение подчас практикуют вовсе даже не христиане. Ќапример, есть чрезвычайно попул€рна€ истори€, св€занна€ с образом Ќикола€ ћирликийского, Ќикола€ ”годника. ¬ некоторых редакци€х этой истории главное действующее лицо там — это варвар и €зычник. ¬ некоторых случа€х это иудей, как, например, в ««олотой легенде» »акова ¬орагинского, котора€ недавно была переведена на русский €зык »риной  увшинской и »льей јникьевым. Ќекий нехристь — давайте называть это так обобщенно — узнает о том, что христиане почитают образы св€тых и, в частности, чрезвычайно сильный образ — это образ Ќикола€ ”годника.
 
«десь стоит сделать маленькое лирическое отступление насчет того, что такое сила св€того. —ила св€того — это virtus, мощь и добродетель, с помощью которой св€той может творить чудеса. Virtus транслирует через телесное присутствие св€того на земле, разумеетс€, сам √осподь.
 
ѕрослышав, что Ќиколай ”годник обладает чрезвычайно силой, этот нехристь ставит его охран€ть свои сокровища дома и засыпает. Ќочью его сокровища крадут. Ќехристь просыпаетс€, обнаруживает это и, разумеетс€, решает, что виноват Ќиколай. —начала сечет его изображение ― либо икону, либо скульптуру ― плеткой, после этого угрожает, что сожжет их. “ут Ќиколай €вл€етс€ тем разбойникам, которые украли эти сокровища, показывает им на свои раны и говорит: «ѕосмотрите, что из-за вас со мной произошло. Ќемедленно верните сокровища тому, у кого вы их украли». –азбойники возвращают сокровища, и нехристь становитс€ христианином, потому что осознает, какой неверо€тной силой обладает христианский св€той.
 
«десь также стоит отметить, что в агиографических сочинени€х на эти темы всегда используетс€ слово quasi, то есть «как бы». Ёто делаетс€, чтобы не ставить знак равенства между изображением св€того и самим св€тым, который незримо присутствует и сейчас находитс€ не в телесном мире. ƒл€ христианской теологии чрезвычайно важно раздел€ть изображение, которое потенциально может превратитьс€ в идола, и предмет изображаемый.
 
Ќапоследок давайте зададимс€ вопросом о том, почему же церковь не преследовала такие, казалось бы, богохульственные практики.  онечно, она пыталась их ограничить, на этом пути было сделано несколько шагов. ѕервый был совершен в 683 году на “ринадцатом “оледском соборе в »спании. ≈го решени€ гласили, что клириков необходимо лишать сана, если они будут заниматьс€ такой спекул€цией на совершении церковью литургических функций, то есть на том, чтобы проводить в этой церкви службы. “ут же делаетс€ поправка, что в случае, если клирики делают это ради борьбы с врагом или службы истинной вере, это разрешено: можно закрывать церковь, можно унижать, то есть снимать с алтар€, реликвии.
 
¬опрос о том, насколько правомерно унижение реликвий, снова подн€ли на ¬тором Ћионском соборе. “огда было сказано следующее: духовенству это делать запрещено. ћир€не не были никак упом€нуты, поэтому их активности формально не ограничены. ѕри этом вводитс€ пометка: в том случае, если клирики считают необходимым воздействовать на светского властител€ через ограничение мессы, нужно его об этом письменно предупредить. ≈сли после письменного предупреждени€ тот ничего не предприн€л, можно прибегнуть к такому способу.
 
–екомендуем по этой теме:
»ндульгенци€: как отпускали грехи в —редние века
«аключительный аккорд ― это “ридентский собор, относ€щийс€ к XVI веку, когда такие практики были ограничены и запрещены. Ќо мы встречаем их упоминани€ и в Ќовое врем€, особенно на территории јмерики. Ёто така€ специфическа€ форма экзальтированной парадоксальной религиозности: люди унижают мощи св€тых не потому, что сомневаютс€ в способности св€тых творить чудеса, а потому, что они чрезвычайно сильно вер€т в эту способность и обижаютс€ или разочаровываютс€ в том, как св€тые этой способностью пользуютс€. ќни хот€т подтолкнуть св€того к тому, чтобы он совершил то, что он им пообещал.
 
—о св€тыми можно делать множество других вещей. ѕротестанты в рамках иконоборчества выцарапывали им глаза ― об этом писали, например, ћихаил ћайзульс или јнна —ерегина. „астички мощей св€тых можно использовать в разнообразных магических цел€х. Ќаконец, мощи св€тых можно благочестиво красть ― это делали венецианцы со св€тым ћарком. Ќо это, конечно, отдельный самосто€тельный сюжет.
 
—ветлана яцык
кандидат исторических наук, преподаватель Ўколы истории Ќ»” ¬ЎЁ, стажер-исследователь Ћаборатории медиевистических исследований, главный редактор журнала Vox medii aevi
 
–убрики:  —татьи
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку