Чьи скульптуры стоят на "Площади Революции"...

Среда, 27 Января 2016 г. 09:51 + в цитатник
Цитата сообщения Traveler_in_Time Станция метро "Площадь Революции" или кто все эти люди?

Данный пост не претендует на абсолютную новизну и оригинальность, это скорее попытка собрать все имеющиеся сведения в одном месте. На полноту изложения биографий людей я также не претендую, тем более, что в разных источниках приводятся разные версии. Остановлюсь только на ключевых моментах.

Станция "Площадь Революции" - одна из центральных в Московском метро и тех, которые (как считается) должен обязательно посетить любой гость нашего города. Об этой станции написано очень многое, но первое, что приходит на ум при упоминании названия "Площадь Революции" - это расположенные на ней скульптуры. Их вроде бы много - рабочие, крестьяне, дети, революционные солдаты и матросы, но на самом деле, их всего двадцать. За счёт повторов этих скульптур создаётся впечатление "многолюдности" станции. И однажды мы задались вопросом - кто все эти люди? Каждая из фигур имеет свою индивидуальность, свои характерные черты, вряд ли это какие-то абстрактные люди. (Поясню: "мы" - это в данном случае редакция одного из телеканалов, которая и задала мне такой вопрос при подготовке сюжета. Ну а мне стало интересно поискать ответы на такой нестандартный вопрос).
Поиск в сети и среди публикаций дал пусть и не все ответы, но кое-кого удалось найти. Нашлись даже несколько фотоснимков реальных людей, ставших прообразами скульптур.
Итак, мы идём от западного входа на станцию - того, который объединён с входом на "Театральную".

Во второй арке находятся крестьянин с оружием в руках и матрос с наганом. Матроса зовут Алексей Диомидович Никитенко. Он воспитанник Ленинградского военно-морского училища имени Фрунзе. Дослужился до командира такого корабля, как монитор. До войны увлекался спортом, шлюпочными гонками, брал призы.

Сохранилась фотография Алексея Никитенко:
Алексей Диомидович Никитенко (275x400, 53Kb)

И, конечно, известная скульптура в метро:
Алексей Диомидович Никитенко 2 (400x600, 167Kb)

Вот воспоминание его современника:
...Никитенко прошел в каюту, вынул из письменного стола толстую папку с записями... В папке мелькнула фотография. Я полюбопытствовал:
— Покажите, Алексей Диомидович.
— Ах, это! - Никитенко протянул мне вырезку из журнала «Архитектура СССР». - Воспоминание далекой юности...
На снимке было изображение скульптурной фигуры моряка, опоясанного пулеметными лентами, - известная москвичам статуя, установленная на станции метрополитена «Площадь Революции». Лицо, вылепленное скульптором, поразительно походило на лицо Никитенко.
- Да ведь это вы!
- И я, и не я, - рассмеялся Никитенко, - а разве похож?
- Еще бы! Теперь понимаю: мы с вами встречались в Москве, капитан-лейтенант, тысячи раз, иногда по два и по три раза в день! Но что общего между вами и этим героем гражданской войны? Вы так молоды!
Никитенко рассказал, как он «попал в герои гражданской войны». В 1937 году в Военно-морское училище имени Фрунзе обратился скульптор Манизер с просьбой подобрать ему натурщика для работы над фигурой матроса гражданской войны по заказу московского метрополитена. Начальник посоветовал скульптору провести день в вестибюле училища и самому выбрать подходящего курсанта. Он и выбрал Никитенко.
- Я и знать не знал. Вызвали и приказали: отправиться в Академию художеств в распоряжение товарища Манизера.
- И надолго?
- На полгода. Каждый день по четыре часа. Опоясанный пулеметными лентами, с наганом в руке, стоял так, как на этой фотографии. Жаль, не видел скульптуру в метрополитене! Кончил училище, так и не был в Москве.


Матвей Манизер впоследствии тепло вспоминал своего революционного матроса:
Статья про Никитенко 1945 год (700x231, 143Kb)

В следующей арке снова остановимся около матроса. На его бескозырке написано "Марат", в руках у него сигнальные флажки. Олимпий Иванович Рудаков - человек невероятных взлётов и падений, его биография достойна как минимум книги, а то и художественного фильма.

Вот он в жизни:
Олимпий Иванович Рудаков (500x492, 84Kb)

А вот в метро:
Олимпий Иванович Рудаков 2 (500x369, 175Kb)

Олимпий Иванович родился в 1913 году в Казани, в 1930-е годы по комсомольской путёвке его направили в военно-морское училище имени Фрунзе, которое он и закончил в 1937 году. В этом же году, находясь в составе экипажа линкора "Марат", Олимпий Иванович участвовал в заграничном походе в Англию - на коронацию Георга VI. Линкор "Марат" в числе примерно двухсот других кораблей участвовал в параде, посвящённом коронации. В том же году Рудаков был выбран прообразом скульптуры для станции "Площадь Революции".
После возвращения на флот он служил командиром боевой части на разных кораблях, а затем стал помощником командира эсминца "Сокрушительный", где и прослужил почти до конца 1942 года. В ноябре 1942 года "Сокрушительный" потерпел аварию и затонул. В ряде источников написано, что командование покинуло тонущий корабль не в последнюю очередь, как того требует неписаный морской закон. Но и простого факта гибели боевого корабля в военное время не в боевой обстановке хватило для отправления всего его командного состава под трибунал. Рудакову выносят смертный приговор, который заменяют отправкой на фронт в штрафную роту. Затем - ранение, означающее снятие судимости и восстановление в офицерском звании. С 1944 года он снова на флоте, после войны командует кораблями преимущественно иностранного производства, полученными СССР от союзников в счёт репараций вместо кораблей итальянского флота.
В июне 1953 года Рудаков, командуя крейсером "Свердлов", повторяет заграничный поход 1937 года - снова в Англию и снова на коронацию, но теперь на престол вступает Елизавета II. Во время церемонии Рудаков преподнёс королеве подарок от Советского Союза - горностаевую мантию, и был удостоен приглашения на вальс с её стороны. В последующие годы продолжал служить на военно-морском флоте, а затем работал в военно-морской академии.

Идём дальше. Следующим - конечно, пограничник с собакой. Причём мы знаем не только имя пограничника, но и кличку собаки. Знакомьтесь - Никита Федорович Карацупа и собака Индус. Вот они - затаившиеся в дозоре на границе:
Никита Фёдорович Карацупа (300x212, 13Kb)

И застывшие навечно на станции метро:
Никита Фёдорович Карацупа 3 (358x595, 408Kb)

Никита Фёдорович родился в 1910 году в Днепропетровской области, вскоре семья перебралась в Казахстан. Ещё в детском возрасте он остался сиротой, беспризорничал. Потом устроился пасти овец, где воспитал свою первую собаку, сделав из неё добросовестного помощника.
В 1932 году поступил на службу в пограничные войска и попал на Дальний Восток. Вскоре начальник заставы заметил умение Никиты Карацупы находить общий язык с животными и направил его на курсы служебного собаководства. К месту учёбы Карацупа опоздал, поэтому собаки ему не досталось. Не беда! Он нашёл двух брошенных кем-то щенков-дворняг, одного из которых взял себе, а второго подарил сослуживцу. Свою собаку он назвал Индусом, а вторую - Иргусом.
Кроме подготовки собаки Карацупа разработал специальные упражнения и для себя - чтобы уверенно успевать за собакой, идущей по следу. Пройдя обучение, он вернулся на Дальний Восток, где продолжил успешную борьбу с нарушителями советской границы. За двадцать лет службы Никита Фёдорович задержал более 330 нарушителей и уничтожил почти 130, был награждён орденом Красного Знамени. За это время у него было пять собак, каждую из которых звали Индусом - все они так или иначе погибли в схватках с нарушителями наших границ. Уже в наше время погранзастава "Полтавка" стала называться "имени Карацупы". Впоследствии Никита Фёдорович стал автором книг по служебному собаководству и по праву считался одним из лучших специалистов в этом деле.
Вот ещё одно его фото:
Никита Фёдорович Карацупа 2 (503x700, 120Kb)

Идём дальше. В следующей арке - стахановец с отбойным молотком и молодой инженер. Инженера зовут Аркадий Антонович Гидрат и на самом деле он не инженер, а спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту, входивший в десятку сильнейших в этом виде спорта, преподаватель Института Физкультуры. На фото он справа:

Аркадий Антонович Гидрат (справа) (624x351, 81Kb)

А вот скульптура в метро может считаться памятником погибшему герою - всего через несколько лет грянет Великая Отечественная война, которая оборвёт многие жизни, в том числе и жизнь этого молодого парня-спортсмена.

Аркадий Антонович Гидрат 2 (700x465, 252Kb)

В 1939 году Аркадий ушёл добровольцем на финскую войну, служил в лыжном батальоне. После окончания войны вернулся в институт, начал готовить кандидатскую диссертацию, но закончить её не успел - началась Великая Отечественная война. В августе 1941 года его отправили на офицерские курсы "Выстрел", однако уже в сентябре его рота насмерть встала на Синявинских высотах под Ленинградом, не давая немцам замкнуть кольцо блокады. После этих боев Аркадий Гидрат считался пропавшим без вести. Только в 2000 году его останки нашла и опознала по чудом сохранившемся солдатскому медальону поисковая группа. Неизвестный герой - вот он, рядом с нами, надо лишь просто спуститься в метро.

Следующую арку пропускаем, а за ней фигура девушки-дискоболки. Это Тамара Павловна Курбатова, натурщица Матвея Манизера. Остались её фото, однако, в сети их не нашлось. Сделанные с неё наброски и послужили материалом для скульптуры. Родилась она в 1906 году, работала исключительно в "вольных" профессиях - была тапёром, актрисой, натурщицей. В зрелом возрасте получала пенсию как вдова ветерана-большевика, последние свои годы прожила в Ташкенте. Как говорят, Тамара никогда не пользовалась метро и поэтому скорее всего не знала о том, что московская подземка таит в себе её портрет.

Тамара Павловна Курбатова (390x540, 43Kb)

И вот, наконец, мы добрались до конца станции. Со стороны центрального зала скульптур уже нет - их место занял новый выход, построенный в 1947 году, и сопутствующий ему гермозатвор, ведь метро - это не только вид транспорта, но и объект гражданской обороны. Поэтому выходим на платформу и в самом её конце встречаем две пары детей - мальчиков с моделью самолёта и девочек с глобусом. Имена девочек мы знаем - это Нина Павлова и Юня (Юнесса) Полянская (по другому источнику - Лещинская).
По воспоминаниям Нины Павловой, с Матвеем Манизером они не встречались. В газете "Пионерская правда" от 30 января 1940 года была напечатана их фотография с тем самым глобусом, и подпись: "Ученицы 6-го класса “Б” 91-й школы Нина Павлова и Юня Лещинская у глобуса. Фото Е.Тиханова". Интересно, что скульптура Манизера зеркально перевёрнута по сравнению с фото и Нина показывает на глобус левой рукой - это сделано из-за ограниченного пространства в арке, в котором можно было разместить фигуры.
После окончания школы Нина Васильевна Павлова стала специалистом по радиационной химии, работала в закрытых институтах. Вот она - стоит и показывает что-то на глобусе:
Нина Павлова и Юня Лещинская (Полянская) (600x399, 134Kb)

Это пока всё, что известно о скульптурах на станции "Площадь Революции". Если у кого-то есть информация о других людях с этой станции или каких-то ещё, или просто какие-то уточнения - комментарии открыты, пишите, буду благодарен.

Понравилось: 1 пользователю

Взгляд_из_дома   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2016 г. 00:47 (ссылка)
Часто вылазишь или залазишь на этой станции? Меня как то немного посмешило как все эти скульптурные герои присели, в каких забавных позах)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 28 Января 2016 г. 09:18ссылка
Взгляд_из_дома, да, довольно часто. И просто очень люблю эту станцию, потому что она красивая. На самом деле в живую все это кажется не так уж и странно, а гармонично наоборот.
Взгляд_из_дома   обратиться по имени Четверг, 28 Января 2016 г. 10:57 (ссылка)
Бисеренка, Карацупа с овчаркой да,более менее гармонично, а вот этот мужчина совсем не гармонично присел, ещё и лицо такое)
127627392_Arkadiy_Antonovich_Gidrat_2 (699x465, 252Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 28 Января 2016 г. 16:44ссылка
Взгляд_из_дома, не знаю, меня не смущает. А что тебе кажется не так? Что он слишком вперед наклонился? Честно говоря, когда мимо проходишь, вообще не обращаешь внимание на это. На фото только и заметила сейчас:)
Взгляд_из_дома   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 00:31 (ссылка)
Бисеренка, Что то он как то да,вперёд сильно наклонился и лицо такое сделал.А этот матрос выглядит как пьяный, хотя лицо трезвое.А сам как будто хочет как то присесть, но что то ему мешает и он в такой странной позе застыл, но лицо вроде как трезвое...хотя..что то слишком счастливое,точно - пьяный)
127626161_Aleksey_Diomidovich_Nikitenko_2 (400x600, 167Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 09:35ссылка
Взгляд_из_дома, ох, Гоча. Ну и суров же ты. Придется при случае постоять подольше на станции, чтобы разглядеть внимательнее фигуры, а то у меня глаз давно замылился, ничего такого не замечаю.
Перейти к дневнику

Пятница, 29 Января 2016 г. 09:42ссылка
Ну..постой если придётся)
Взгляд_из_дома   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 10:07 (ссылка)
Ну и суров же ты.Кстати почему суров то? Мне просто смешно с этих скульптур стало)Вот единственный персонаж который хорошо и удобно уместился под аркой это инженер читающий бумажку)
iziner (525x700, 117Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку