В монотеистических религиях Бог — центральная фигура, всемогущее высшее существо, Творец, создавший мир и всё живое в нём. Отображая концепцию абсолюта, считается вечным, бессмертным, вездесущим, всезнающим и т. д. Он есть абсолютное Добро и Любовь. В большинстве религий — личностное существо (в христианстве часто един в трёх лицах, Троица), однако в некоторых религиях Бог безличен, например Веданта. Конкретные качества Бога или богов различаются в различных представлениях.
Существование Бога является предметом веры, религиозно-мистического и философского познания и находится за рамками [технической] науки, так как не является материальной измерительной и откликающейся на другую материю субстанцией.
Представление о едином универсальном вездесущем и всемогущем Боге (слово пишется с большой буквы) называется монотеизмом. Примерами монотеистических религий являются христианство, ислам и иудаизм.
Представление о множестве богов называется политеизмом. В этом случае бог — любой из множества могущественных надприродных существ (в этом случае слово пишется с маленькой буквы). Политеистические религии были особенно распространены на ранней стадии развития нашей цивилизации (язычество), например в Древней Греции и Древнем Риме. Кроме того, политеистической является древнеславянская мифология. Существуют религии, фактически не использующие понятие Бога, например, буддизм, развившийся из индуизма.
Отрицание существования Бога называется атеизмом, а люди, разделяющие эту точку зрения — атеистами. Также существуют признающие существование Бога в той или иной форме, но отрицающие его власть или же собственно монотеистическую концепцию — богоборцы, некоторые сатанисты, неоязычники и т. п. Существуют мировоззренческие системы, отрицающие существование Бога, но утверждающие его необходимость — богоискательство, богостроительство.
Культурно-исторически оформленное представление о Боге — центральное понятие в религиях, а люди, разделяющие те или иные религиозные взгляды, — называются верующими или исповедующими данную религию.
С древнейших времён существует понимание Бога как высшего разума, вовсе не обязательно управляющего всеми мировыми процессами. Таково древнекитайское понятие о Дао, древнегреческое о Нусе. В ХХ веке представление о высшем разуме зачастую связывалось с представлениями о высших цивилизациях, что, однако, вовсе не обязательно. Так Альберт Эйнштейн не принадлежал ни к каким конфессиям и не верил в инопланетные цивилизации, но при этом утверждал: «Знать, что на свете есть вещи непостижимые, но которые тем не менее познаются нами и скрывают в себе высшую мудрость и высшую красоту, вот, что, по-моему, означает верить в бога». Однако это высказывание, взятое вне контекста, не следует трактовать в том смысле, что Эйнштейн говорил о догматической вере и поддерживал её; скорее, он давал свою собственную трактовку понятию «веры в бога».
Определение Бога, данное Спинозой, положило начало рациональной религии, исходящей из того, что Бог познаваем разумом. «Бог есть субстанция с бесконечным множеством атрибутов». Бог Спинозы полностью лишён «аффектов», а проще говоря, эмоций. С точки зрения Спинозы, чем рациональнее, тем ближе к Богу. Прямо противоположные учения говорят об экстатическом интуитивном богопознании. Джеймс в книге «Многообразие религиозного опыта» показал, что оба типа познания имеют точку схождения, что косвенным образом подтверждает существование Бога.