Написал два материала по теме, пока еще нигде не вышли, так что своего рода эксклюзив)))
Один о причинах катасрофы экипажа Чагина
фото аварии можно посмотреть здесь
http://www.kamazmaster.ru/?page=photogallery&cat=4&num=21
Героям не нужно ничего доказывать
Нет для нации худшей болезни чем коллективная амнезия, ибо не помня прошлого она постоянно наступает на одни и те же грабли, а также бесстрашно идет в расставленные капканы. Забывая своих героев и не прощая им ошибок, слабостей и даже поражений, в которых, порой виноваты даже не они сами, а безжалостные внешние обстоятельства, нация обрекает себя на самоуничтожение. Потому что постепенно утрачивает саму способность любить, прощать, помнить, а следовательно быть народом, сплоченным вокруг общей идеи.
Без вины виноватые
Когда я впервые после крушения увидел членов экипажа N500 команды «КАМАЗ-мстер», прошло две недели или даже чуть больше, после того как их машина на полном ходу влетела в двухметровую гору камней и песка. Семен Семенович Якубов, как и положено человеку, который единолично тянет на себе весь груз ответственности за команду, выглядел бодро, по боевому, и даже белоснежный гипс на руке, как это ни нелепо звучит, был командору к лицу. О том, что же творилось у него на душе знали, наверное только самые близкие ему люди. Но уже наблюдая за тем, как переживала момент связанный с аварией его верный соратник - супруга Ольга Ивановна Якубова, (переживала достойно, без излишних эмоций, но боль в сердце за произошедшее все же сквозила в каждом ее движении), можно было сделать определенные выводы.
К счастью, Владимир Чагин и Сергей Савостин, тоже выглядели бодрячком, передвигались, может быть, не совсем уверенно, но по крайней мере на своих ногах, были как всегда по-спортивному стройны и подтянуты. Однако, какое-то неуловимое смущение читалось в их лицах, движениях, будто бы они молчаливо извинялись перед всеми, мол, простите, не оправдали, не получилось в этот раз, сделали все что могли, а вот вышло по-другому….
Хотя в чем и перед кем им – пятикратным чемпионам самой страшной и кровавой гонки мира, представителям единственной отечественной команды, на протяжении многих лет показывавшей миру и нам самим, что Россия еще способна побеждать и быть первой в спорте, виниться? В том, что шли первыми, но по вине организаторов соревнования, были вынуждены покинуть гонку, своим примером все-таки доказав им, что рисковать чужими жизнями нельзя? В том, что остались живы, не дав повода для горячих сенсаций таблоидам всех мастей? В том, что их коллега, буквально полтора года назад, после тяжелейшей травмы, заново научившийся стоять, сидеть и ходить, ценой неимоверных усилий взял серебро Дакара?
Синдром Хомо Советикус
К сожалению, особенность нашего пост- коммунистического мышления состоит в том, что мы гипотетически можем любить всех людей скопом, но каждого человека в отдельности – ни-ни. Прямо по классику, у которого один второстепенный персонаж любил разглагольствовать о том, что при коммунизме не будет ни мужчин, ни женщин, только массы. Выделиться из массы можно лишь в том случае если ты станешь героем, направляющим, на которого все равняются. Для чего нужно уже при жизни забронзоветь, не допускать ошибок, не иметь слабостей, и быть только первым.
Но стоит один лишь раз упустить лидерство, как все – масса безжалостно тебя поглотит, переварит, и нет уже вчерашнего героя, подавай ей нового, который задаст верное направление для строевого шага.
Вот, из-за такого подхода наша культура, наука, спорт потеряли многих выдающихся и неординарных людей: забытые великолепные актеры тихо спивались, вчерашние призеры олимпийских игр умирали в полном одиночестве, авторы судьбоносных открытий вешались в комнатах коммуналок. И вроде времена уже изменились, и флаг державный вернули, и церкви кое-как посещать стали, ан нет – все сидит в нас это совковое мышление.
Наверное поэтому, когда команда «КАМАЗ-мастер» отправлялась на Дакар воздух сотрясался от победных реляций: «Второе место равносильно поражению. Они могут быть только первыми!». А когда по иронии злой судьбы вернулась именно со вторым местом, одна из центральных газет поспешила перевести их из «мастеров» в «подмастерья».
Заграница не поможет
Дома спортсмены устроили пресс-конференцию, где разъяснили всем причины произошедшего. Конечно, это нужно было сделать, ибо даже на сайте самого Дакара, его организаторы, ни в чем толком не разобравшись, а может просто решив снять с себя всякую ответственность, объяснили случившееся «ошибкой Чагина». И не поясни камазовцы, как все было на самом деле, так бы и разошлась бы про России эта фантастическая версия, растиражированная «родными» СМИ, работающими по принципу «нет пророка в своем отечестве». Ибо там у них улицы чище, машины лучше и зарплаты выше, а стало быть в любой ситуации знают таки, где собака зарыта.
Из письма технического комиссара ASO (организаторы Дакара – прим. авт.) Фабьена Кальве команде «КАМАЗ-мастер», отправленного на ее имя уже после окончания гонки:
«…позвольте выразить надежду на то, что с экипажем все хорошо, и я надеюсь получить от них новости. Я сильно испугался, когда услышал об аварии, а когда увидел фото после гонки, решил, что нам сильно повезло. Если у Вас есть информация по поводу причин несчастного случая, то Вы можете не сомневаясь мне о них сообщить, поскольку я считаю, что мы должны извлечь из них уроки на будущее».
Из ответа на это письмо руководителя команды «КАМАЗ-мастер» СеменаЯкубова:
«…Безусловно, ты помнишь, что в течение трех дней мы обращались с просьбой изменить порядок старта в Марокко, поскольку ежедневно обгонять в пыли одни и те же 4х4 (джипы – прим. авт.), двигающиеся гораздо медленнее нас, очень опасно. Во-первых, их много, идут они часто колонной, очень неохотно уступают дорогу. Во-вторых, все это происходит в густой пыли.
Согласись, что 10-15 км за одним 4х4 в поисках удобного обгона ехать сложно. Ведь у нас в Т-4 (грузовики – прим. авт.) тоже борьба и порой очень острая.
Когда-то давно порядок старта определялся в Европе на прологе, и уже первые этапы в Африке расставляли участников на трассе в зависимости от их возможностей (времени, которое они показали – прим. авт.). В те времена мы обгоняли в день по два-три 4х4 также и нас редко обгоняли только случайно задержавшиеся более быстрые а/м. Это не было опасно и не создавало нервную обстановку. То, что происходит сейчас трудно назвать стремлением повысить безопасность участников.
10.01.07 г. на этапе OUARZAZATE – TANTAN при попытке обогнать двух 4х4 не уступавших длительное время дорогу, наш грузовик в густой пыли врезался в двухметровую кучу песка и камней, обозначенную на отметке роудбука 341 (291,61 км)… Все предыдущие годы, сразу после изменений в порядке старта, мы неоднократно (Юбер Ориоль это может подтвердить (бывший спортивный директора Дакара – прим авт.) пытались доказать, что это небезопасно и может привести к тяжелым последствиям, что в конце концов и случилось. Очень хочется надеяться, что мы теперь это доказали, хотя и дорогой ценой. Экипаж 500 остался жив по счастливой случайности.
Честно говоря, я мало верю, что что-то изменится, но ты просил это написать, и я выполняю твою просьбу. Как видишь, я всегда твои просьбы выполняю».
Стоит добавить, что свою ошибку организаторы осознали сразу же после катастрофы, в которую попал экипаж Чагина. На последующих этапах грузовикам уже не приходилось стартовать вслед за всеми джипами, а каждый начинал гонку в зависимости от времени, которое показал на предыдущем этапе. Но не была ли подобная «ошибка» преднамеренной, ведь еще до начала ралли-марафона «Лиссабон-Дакар 2007» организаторы неоднократно заявляли, что трасса в этом году будет более сложной, что придаст действу более экстремальный характер. Не случайно же к камазовцам на финише подошел комиссар гонки грузовых автомобилей и просто, без обиняков, поздравил ребят …. с поражением, объяснив это тем, что «рад за «Дакар».
«Интерес к нему теперь сильно возрастет – особенно к грузовикам» - объяснил такой «полет души» дакаровский функционер. Что ж, организаторы добились того, чего хотели: новая интрига, невероятный финал – но вот правда какой ценой (нашим еще повезло, по крайней мере они не разделили участь двух мотогонщиков так и не вернувшихся живыми из песков Африки). Все как в зрелищном европейском триллере. Только вот откуда у многих наших соотечественников такое раболепное желание потакать чужим сценариям. Ведь даже в безбожные советские отечественное наше кино отличалось от западного особенной душевностью?
Настоящие люди
…На скорости почти в 120 км в час, ударившись о двухметровую преграду, машина подлетела, оторвалась от земли, два раза перевернулась, и с размаху шлепнулась на левый борт. Из троих людей зажатых в том, что еще минутой ранее было кабиной, только штурман Семен Якубов оставался в сознании. Выручили надежные камазовские дуги безопасности, которые на совесть варили свои ребята в челнинском цехе, если б не они даже страшно представить что бы было…
Нет, с руководителя команды хватило отключки на прошлом этапе, когда он от сильной боли в шее провалился в небытие и в результате сильно повредил руку. Теперь времени на свои болячки не оставалось, необходимо было ребят выручать. Лицо Чагина - пугающе белое, наводило на совсем недобрые мысли. Савостин застонал от жуткой боли в спине, однако раз чувствует боль, значит жив. «Молчи, Сережа, Володю спасать надо!». Но вот на лице пилота задрожали веки…
Первыми на помощь приехал российский джип Константина Жильцова. Однако разве он способен поднять на колеса такую махину как «КАМАЗ»? После того как два грузовика на скорости пронеслись мимо, российские спортсмены своей машиной преградили дорогу «МАНу» Ханса Бекса…
Первым из грузовика вылез Якубов, прихрамывая на одну ногу, которая раздулась так, что только ширина брюк сдерживала это утолщение, неловко подгибая руку – обе конечности, как выяснится потом, окажутся сломанными. И стал помогать извлекать из покореженной машины остальных ребят. Вскоре подъехала боевая техничка Решетникова. Савостин боялся двигаться, до этого он уже несколько раз ломал позвоночник на гонках и опасался остаться парализованным. Немного успокоился лишь тогда, когда медики закрепили его на специальных носилках. Чагин выбрался самостоятельно, но несколько раз терял сознание и потом совершенно забыл все что говорил и что делал сразу после аварии.
Когда вертолет увез пилота и механика, поскольку в нем было место только для двоих, Семен Якубов на полтора часа остался один. Потому что нельзя было оставлять еще одного боевого товарища, попавшего в беду – боевую машину, крепкий корпус которой и спас всех троих от верной гибели. Бросил бы автомобиль в пустыне, и его моментально, словно муравьи, по винтикам растащили бы местные жители. Но так поступать – поступать не по-камазовски. Поэтому и остался родоначальник русского Дакар нести свою молчаливую одинокую вахту.
А потом еще четыре дня эвакуировал технику в африканском порту Агадир. Да еще, вместо того, чтобы дать травмированному телу хоть какую-то передышку, носился по городку, закупая для попавших в беду соратников необходимые бытовые вещи и сувениры для друзей, которые просили его об этом еще до отъезда на гонку. Это уже потом, в берлинском госпитале, когда у него обнаружат злополучные переломы, он немного отдохнет. И все равно будет постоянно выходить на связь с командой, консультировать Ильгизара Мардеева, на плечи которого судьба возложила бремя лидерства. И подбадривать товарищей, благо их койки будут стоять рядом.
Возможно, Якубов не поедет на Дакар 2008 года штурманом, как никак этим летом он будет праздновать шестидесятилетний юбилей. Но обязательно будет вместе со своими как руководитель команды. Может быть Сергей Савостин больше не отправится на трансконтинентальный ралли-рейд механиком, но тогда Дакар увидит нового штурмана команды «КАМАЗ-мастер» -Сергея Савостина. И, конечно же, как и раньше, за штурвалом, несущегося по пустынному океану грузовика, будет сидеть то, чье лицо известно во всем мире – непобедимый и непокоренный Владимир Чагин. Героям нет необходимости что-то кому-то доказывать, они уже таковы, это факт, который надо просто принять
Поэтому будут еще победы, будет еще российский триколор победно реять над песками. Даже вне зависимости от того, научится ли наше общество ценить своих спортсменов, адекватно воспринимая то, что они делают, и воздавая им по делам их. Но все-таки хочется, если мы считаем себя единым народом, хозяевами своей земли, наследниками богатой истории и традиций, научится быть благодарными тем, стараниями, риском и болью которых она – эта история, творится.
Алексей Топоров.
Второй - интервью с серебряным победителем Ильгизаром Мардеевым.
Мир учит новое татарское имя
На самом деле те, кто говорят, что нынешнее время не для героев, и не для подвигов, просто оправдывают этим свою неспособность на сильные поступки. Другие же не рассуждают, а просто совершают их. Когда перед отъездом на Дакар мне приходилось общаться с Ильгизаром Мардеевым я был более чем уверен, что это по-татарски упрямый, волевой человек добьется своего и возьмет призовое место Дакара. Другое дело, что ни я, и, наверное, даже ни кто из его соратников по команде, не мог предположить, что спортсмен недавно восстановившийся после тяжелейшей травмы, возьмет серебро самой сложной гонки мира.
Дома, в Набережных Челнах, новый чемпион, теперь уже с мировым именем, был как всегда подтянут, деловит, но вместе с тем скромен, доброжелателен, улыбчив. Создавалось впечатление, что обладание серебряным «Бедуином» совсем не повлияло на него. Впрочем, так и было, отсутствие какой-либо звездности – это вообще «профессиональная черта» ребят из команды «КАМАЗ-мастер». Поэтому, едва ступив на родную землю он не стал почивать на лаврах, а сразу же с головой окунулся в обычные будничные дела команды и родного предприятия, ведь Ильгизар помимо того, что является профессиональным спортсменом еще и работает начальником производственного цеха.
Я поспешил порадовать его новой победой – почетным местом в рейтинге настоящих мужчин, отобранных прекрасным, беспристрастным и компетентным женским жюри «Восточного экспресса».
Далее реакция Ильгизара на эту новость и его пожелания читательницам «Восточного экспресса».
Как встретили жена и дети появление в их семье чемпиона Дакара?
Честно говоря я до сих пор не чувствую себя победителем. Ну просто нет какого-то особенного ощущения. Хотя, конечно, очень приятно, что нам была организована такая теплая встреча в родных Набережных Челнах, прямо у трапа нас приветствовал мэр города Ильдар Халиков, праздничный банкет накрыли прямо в здании аэропорта, болельщиков было так много, что они даже заняли все ступени и балконы здания. Мне сказали очень много теплых слов, и, естественно, что может быть приятнее чем понимание того, что люди устроили этот праздник именно потому, что ты чего-то достиг в гонке.
Родные тоже были рады, но свои эмоции проявляли довольно сдержанно. Потому что помнят аварию в которую я попал на ралли в Калмыкии, и ее последствия для меня. Для них было важнее не место на подиуме, которое я займу, а чтобы со мной и другими ребятами из команды все было хорошо, чтобы все вернулись живыми и здоровыми. Дочь потом рассказала, что ее одноклассники ежедневно по телевизору отслеживавшие мои результаты на Дакаре, каждый раз спрашивали у нее: «Наверное ты счастлива, да?». Но у нее в мыслях было совсем другое.
Конечно, наших женщин, которые всегда заботятся и переживают за нас – мужчин, понять можно. Но я ни за что не поверю что твой сын – Айрат, который тоже является членом команды, не был на седьмом небе от счастья, узнав что у тебя серебро.
Помимо того, что он работает в «КАМАЗ-мастер», Айрат еще и заядлый картингист, кандидат в мастера спорта. Жена рассказывала, что он следил за гонкой через интернет в режиме реального времени и постоянно комментировал мои успехи или неудачи вслух: «О, пахан метелит!» или «Что-то папа сдает» (смеется).
Ты им хоть показал своего серебряного бедуина или же сразу сдал его в импровизированный «зал славы» команды, где выставлены все ваши призовые статуэтки?
Нет, пока он у меня. Потому что постоянно приходят гости, смотрят, им это, конечно, очень интересно. А чуть погодя сдам, все как положено.
Скажи, когда ты ехал на Дакар не было ли у тебя ощущения, что берешь своего рода реванш за ту катастрофу в которую ты попал по воле случая?
Не думал об этом. Попав в аварию, я сразу поставил себе цель остаться в строю и участвовать в Дакаре. И все делал для того, чтобы восстановиться. Когда же ехал на этот Дакар, то даже и не воспринимал его как реванш, скорее просто радовался тому, что снова в команде, вместе со всеми.
Трудно было сохранить боевой настрой после неудач, постигших твой экипаж на первых этапах гонки?
Конечно, было очень досадно. Тем более, что мы вроде неплохо стартовали, но в середине гоночного дня в Европе все-таки на ходу пропороли оба колеса. К счастью, наши ребята всегда психологически меня поддерживали, поскольку потеря тридцати минут – это все-таки очень серьезно, особенно для тех, кто борется за призовые места. Но, в конце концов, мы же не в катастрофу попали, поэтому в дальнейшем я делал все для того, чтобы отыграть это время. Потом непросто было в Марокко, поскольку приходилось начинать гонку не с лучших позиций, мы где-то дня два потратили на то, чтобы выбраться из «гущи», идя в пыли, практически «наощупь» обгоняя многочисленных участников. Затем уже было легче, проехали нормально, без особых проблем.
Тяжело, наверное, было брать бремя лидерства после вынужденного схода экипажа Чагина?
Естественно, когда был Володин экипаж - было гораздо проще. Я считаю, именно его лидирующая позиция помогла нам выбраться с 24 места. Об аварии мы узнали не сразу, поскольку в тот день шли впереди их, они много времени потратили на ремонт топливной системы. А наши телефоны, согласно правилам гонки, были выключены. Когда доехали до бивуака и стали заправляться, увидели как навстречу нам, на всех газах, несется наша техничка, после чего и почуяли неладное. Потом уже подъехал Стейси и сообщил, что у Чагина «большая авария».
С ребятами увиделись чуть позже, на следующем бивуаке, их привезли туда. Вижу, сидит Володя, какой-то весь отрешенный, словно собирается придти в себя, да не может. Я помню как тряс его, пытался привести в чувство, кричал: «Как же так, Вован!».
Тогда и понял что гонка становится другой, то ехал в свое удовольствие, где-то мог прохватить, теперь же все менялось. Я даже не знал какую позицию занимал наш экипаж в этот злополучный день, помнил лишь что стартовали девятыми. Потом звонил Семен Семенович Якубов, говорил, что теперь это не твой личный результат, а команды, и надо сделать все возможное, чтобы «КАМАЗ-мастер» был на подиуме.
Дальше уже начиналась тактическая игра. Нельзя было рисковать, желание догнать Стейси, конечно, было очень велико, но в погоне за ним можно было все потерять. Поэтому мы старались идти так, чтобы всех остальных постоянно держать в поле зрения, на расстоянии в полтора часа от нас. И так до финиша. За всю гонку «проиграли» только один раз, позволив сопернику финишировать всего на час позже. Но отыгрались уже на следующий день. В чем-то наш экипаж причастен к тому, что де Рой-младший сошел с гонки. Мы его догнали (а у него уже, видимо, тогда мотор перегревался) и обошли. Он начал догонять нас, соревноваться, так и ехали, то он нас перегонит, то мы его. В итоге получилось то, что получилось. А ведь если бы он поосторожничал тогда, то это никак не повлияло бы на общий расклад гонки, еще и машину бы сохранил.
Как спортивная общественность приняла появление на небосклоне Дакара нового имени? Наверное, для них ты был все-таки темной лошадкой?
Мне кажется, что те кто постоянно следит за Дакаром уже отметили для себя четвертое место нашей технички в позапрошлом году – все-таки подобный результат не для боевой машины, обошедшей многих основных участников, уже о чем-то говорит. С другой стороны, год был мною пропущен, к тому же 27-е стартовое место… Думаю, всерьез нас никто не воспринимал. Только, когда уже полгонки прошло, и мы прочно занимали вторую позицию, к нам стали подходить журналисты. А что касается основных конкурентов, то я их всех знаю не первый год. С командой «МАНа» мы всегда были очень дружны. С Томичеком – так просто закадычные друзья, причем с давнишних времен, когда я еще механиком ездил. В этот раз, когда мы второй раз пропороли оба колеса, то одно взяли в боевой техничке Сергея Решетникова, а второе уже было хотели покупать у местных жителей за огромные деньги. Но тут появился Томаш, мы увидели у него три колеса, попросили и он без проблем отдал одно из них нам – своим соперникам. Считаю, что это достойный поступок. С нынешним же чемпионом – Стейси, я не знаком, он выстрелил только в прошлом году, но уже заставил себя уважать.
Как относишься к тому, что кое-где начали много говорить о том, что второе место для «КАМАЗ-мастер» это не победа, а поражение?
Знаешь, каждому свое. Возможно, для завода КАМАЗ, за шесть лет привыкшего быть первым, серебро – это шаг назад. Но лично для меня – это мой самый лучший результат.
Беседовал Алексей Топоров.
Кстати, получается, что я невольно стал эдаким оракулом, запустив материал о Мардееве в первую неделю гонки. В итоге, после того как Володя, Сергей и Семен Семенович разбились, он и стал победителем.Но ценой каких усилий. Этот материал, о том как Мардеев заново учился ходить, сидеть и водить машину/
Повесть о настоящем гонщике
На вопрос: «Наверное все это время ты испытывал жуткую боль?», он отвечает, что не помнит. Ильгизар Мардеев дает понять, что в тот период его жизни совсем не это было главным.
После катастрофы, едва увидев людей в белых халатах, он спросил: «Скажите, я буду ездить?». Затем он пережил несколько месяцев ада, ради того, читатель, чтобы в тот самый момент, когда ты пробегаешь глазами эти строки, пилотируемый им спортивный «КАМАЗ» под российским флагом и номером 527, стремительно несся по трассе ралли-марафона «Лиссабон-Дакар 2007».
Первый удар
О том, как преодолевают сильную боль штурман и пилот команды «КАМАЗ-мастер» Ильгизар Мардеев узнал за несколько лет до случившегося. На этапе «Мастер-Ралли», в предместье Венеции, автомобиль на котором он ехал на скорости угодил в яму. С поврежденной спиной гонщика вытаскивали из кабины. Предстояло еще две недели постоянной тряски по бездорожью. Мардеев понимал, что подвести команду «уходом на бюллетень» не имеет права. Поэтому запасся обезболивающим, надел два корсета. В итоге – очередное призовое место и опухшие конечности, которыми пару месяцев толком не мог двигать. Поначалу врачи решили что у него сильный ушиб и прописали массаж. И только через год обнаружили, что у Мардеева был компрессионный перелом позвоночника. А рекомендованная ими терапия могла запросто привести к параличу…
Ничто не предвещало бури
Чемпионат России бывалые гонщики не воспринимают слишком серьезно, по сравнению с коварством африканских трасс наше бездорожье кажется разминкой.
На перегоне, перед новым стартом одного из этапов чемпионата, проходившего в Калмыкии, «КАМАЗ» с штурманом Мардеевым и пилотом Ильдаром Кабировым шел по обыкновенной дороге. Внезапно на полосу вылетел легковой автомобиль набитый людьми. Чтобы избежать столкновения Кабиров резко крутанул руль и дал по тормозам.
Прежде чем достичь земли, они два раза перевернулись.
Кабиров, у которого была разбита голова, сразу отключился.
Ильгизар же сразу пришел в сознание и даже давал консультации как извлечь напарника из кабины. Позвонил руководителю команды «КАМАЗ-мастер» Семену Якубову и доложил о случившемся. Попробовал пошевелиться, но понял, что не может...
На краю жизни
Сломанные ребра и несколько отростков позвоночника, разорванный тазобедренный сустав, нижняя часть тела превратившаяся в один большой синяк ...
Неделю он лежал в Саратове, врачи решали в какую специализированную больницу его следует отправить, случай оказался тяжелым.
Пока же Ильгизара положили на растяжки, проткнули мочевой пузырь, но неудачно, выделения пошли в брюшную полость. Спортсмен находился на грани жизни и смерти. Мардеева срочно доставили в Курган, где сразу же стали оперировать.
Покуда врачи сконцентрировались в работе над покореженным тазобедренным суставом, они позабыли про сломанные ребра. В груди Ильгизара начали образовываться тромбы, он стал задыхаться, резко подскочила температура. Пациента срочно перевели в реанимацию, где он пролежал четыре дня.
Путь
В курганской больнице Ильгизар Мардеев провел четыре месяца.
Когда Ильгизара впервые поставили на ноги, то не прошло и полминуты как у него закружилась голова и пришлось снова лечь.
Но он не сдавался. Как и в прежней жизни, Мардеев начал ставить рекорды. Простоял восемь минут без поддержки – рекорд, прошел от кровати до стенки – рекорд, сделал первый круг по палате, дошел от палаты до кухни, самостоятельно сходил в туалет….
Стал нахаживать по пять километров ежедневно, сначала по коридору, затем поднимаясь с первого на четвертый этаж и обратно.
Вспоминая этот период своей жизни Ильгизар говорит, что не был бы столь упорным, если бы не ощущал поддержку близких людей. Жена приехала сразу же после операции и все время была рядом. Приезжали и дети, которые, несмотря на живой нрав, за все время реабилитации ни разу не расстроили отца. Постоянно навещали друзья-коллеги из команды «КАМАЗ-мастер»: Айдар Беляев, Владимир Чагин, Фирдаус Кабиров, Семен Семенович Якубов…. Только на разговоры по сотовому ушло более тридцати тысяч рублей.
Как-то интереса ради он спросил у врачей сможет ли выйти из больницы без костылей. Те пообещали. Потом уже Мардеев узнает, что они ответили так, чтобы успокоить его. Но задача была поставлена, и он действительно ушел без костылей.
С новой страницы
Он никогда не скрывал, что основным стимулом для того, чтобы восстановиться, было желание вернуться в спорт. И когда родители стали просить его бросить гонки, он ответил что не может оставить дело всей жизни.
По приезду в Набережные Челны Ильгизар Мардеев сразу же отправился на работу. Ходил медленно, не мог высоко поднимать ноги. В первый рабочий день дождался пока все уйдут, и поставил очередную цель: самостоятельно забраться в кабину спортивного КАМАЗа. Что и сделал – сначала с одной стороны, потом с другой. Однако Семен Якубов осадил его сказав, что «покуда не восстановишься и не получишь «добро» от врачей, о гонках следует забыть».
Под руководством штатного врача команды и одновременно одного из ведущих медиков страны Сергея Бубновского, началась кропотливая работа.
Прошло время и Ильгизар Мардеев снова сел за руль гоночного «КАМАЗА». Для начала Чемпионат России, тот же этап в Калмыкии, тот самый километр трассы. Всей командой вышли к роковому месту, поплевали на него и полили водкой, выполнив старый обряд. Чтобы заговорить от беды всех, кто еще будет ездить по этой дороге.
Теперь Ильгизар Мардеев возглавляет один из камазовских экипажей на Дакаре, участие в котором в свое время вынужден был отложить на целый год. Он не помнит боли, он забыл про страх и хочет лишь одного – победы. Кто-кто, а уж имеет на нее полное право.
Алексей Топоров.
Вот, блин, нацитировал, теперь месяц можно в дневнике не появляться))))))