-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в человек-ништ€к

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 2) ѕойдем_поедим „ортова_ƒюжина
„итатель сообществ (¬сего в списке: 2) √ќ¬ќ–»_»_ѕќ ј«џ¬ј… „ортова_ƒюжина

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.11.2006
«аписей: 1996
 омментариев: 7423
Ќаписано: 17042


√лава 1610. —каз о чукчах.

ѕонедельник, 03 ‘еврал€ 2014 г. 18:25 + в цитатник
Ќе могу больше молчать про музей кочевых культур, где мы были в прошлое воскресенье, мен€ распирает от полученных знаний и впечатлений.
»значально € не очень хорошо представл€ла себе, что там будет, хот€ была наслышана, нда...

¬ общем, как вы себе представл€ете музей?
“ам должно быть много залов, а в них вс€кие экспонаты лежат под стЄклами, и экскурсовод монотонно рассказывает о том, что "тыс€чу лет до нашей эры на этой территории жили племена, оставившие следы своего пребывани€... блаблабла".
¬от.
¬от, всего этого там нет, никогда не было и никогда не будет.
“ам настолько здорово, что уходить не хотелось совершенно.
Ќам ещЄ повезло, что экскурсию читал сам основатель музе€, совершенно потр€сающий  ост€  уксин.
ћы залезли в насто€щую чукотскую €рангу

ќчень хочетс€ запомнить всЄ, что он рассказывал, поэтому, € запишу. » заодно вам расскажу и покажу.


Ёто действительно безумно интересно.

¬о-первых, впрочем, это далеко не секрет, чукчи - это крайне свирепое, опасное и страшное плем€. —то п€тьдес€т лет пытались наши казаки замирить немирных чукоч. » всЄ напрасно. ѕришлось срыть укреплени€ и оставить уже их в покое.

„укчи дел€тс€ на две большие группы - одни оленеводы, вторые - морские охотники.

≈сть байка о том, что когда в €рангу к чукче приходит гость, чукча уступает ему свою жену. “ак вот. Ёто неправда. Ќо, как в каждой байке, часть правды там есть.
” каждого оленевода есть побратим морской охотник. ƒва раза в год они встречаютс€, чтобы обмен€тьс€ плодами своих трудов. », вот, тогда то и могут побратимы помен€тьс€ жЄнами на ночь.

ќказываетс€, у чукч есть два €зыка, мужской и женский. », вот, мужской €зык знают все, и мужчины и женщины, а женский - только женщины. Ёто ещЄ со времЄн матриархата так.

„укчи изобрели такие важные и полезные вещи, как солнечные очки, комбинезон и памперс.
Cолнечные очки делаютс€ из тоненькой пластины либо оленьего рога (у оленеводов), либо из китового уса (у морских охотников). ¬ пластинках есть прорези дл€ глаз, они вставлены в полоску из кожи, котора€ зав€зываетс€ на затылке.
 омбинезон - или кер-кер - это традиционна€ одежда женщин и детей.
¬ообще, чукчи одеваютс€ по принципу "термоса". Ќа голое тело, мехом внутрь надеваетс€ нижн€€ одЄжка, тоненька€-тоненька€. ј поверх неЄ, уже мехом наружу, втора€ толста€. ј шапка делаетс€ из головы олен€, даже уши остаютс€. » дырки от ушей - вентил€ци€, чтобы голова не потела в мороз под тЄплой шапкой.
ј мужска€ одежда состоит из штанов (не помню, как называютс€) и кухл€нки. –азумеетс€, тут всЄ такое же двухслойное.

¬озле каждого очага в каждой €ранге живЄт сво€ мытхаль, "хранительница огн€". ¬ыгл€дит она... ќй, сейчас очень грубо опишу... ¬ыгл€дит она, как доска с "головой", выточенна€ из м€гкого дерева, например, берЄзы. ¬ доске этой сделаны углублени€ - это соски хранительницы, из которых выходит св€щенный огонь.
Ёто и домашний идол, и в то же врем€ совершенно прикладна€ вещь, котора€ служит дл€ того, чтобы добывать огонь трением. ¬ углубление кладЄтс€ немного сухого мха, вставл€етс€ штырЄк из твЄрдого, мужского (например, лиственницы), дерева, и с помощью специального инструмента чем-то похожего на маленький лук, крутитс€. „ерез несколько минут по€вл€етс€ уголЄк, который можно раздуть. “ут главное усилие, с которым это делаетс€.
 онстантин рассказывал байку о том, как он кочевал вместе с чукчами, в одной семье промочили мытхаль... ј огонь заводить надо! —рочно!
ѕрибегает к нему глава семейства в панике: " ост€,  ост€! ” теб€ есть сол€рка?"
"Ќу, есть, вон, канистра стоит".
"ƒай, очень надо!"
Ќакидали каких-то досок, полили сол€ркой, зажгли зажигалкой... и сели сушить свою мытхаль. ¬ысушили, закидали "нечистый огонь" и трением добыли огонь насто€щий.

¬ообще, у чукчей до сих пор каменный век. ќгромное количество совершенно прикладных вещей, использующихс€ ежедневно, изготавливаютс€ из камн€, кости, дерева. » почти никакого железа.

яранга - это удивительное сооружение, состо€щее из сплошных "пирамид" и не имеющее фиксированной формы: в зависимости от ветра еЄ став€т то круглой, то овальной, то ещЄ как-нибудь, чтобы лучше защищала. ј ветра и бураны на „укотке страшнейшие. ¬ездеход раскачивает. ќтойти от него нельз€, не обв€завшись верЄвкой. ƒа и обв€завшись опасно: оборвЄтс€ верЄвка, моментально человека откатит от жиль€ и тепла, и потер€етс€ он, и погибнет.
¬нутри €ранга раздел€етс€ на две части: под потолок подвешиваетс€ полог, сшитый из шкур. “ам люди сп€т. ќни забираютс€ внутрь, закрывают его со всех сторон, зажигают светильник из тюленьего жира, налитого либо в каменную чашу, либо в китовое ухо, либо в какую ещЄ Ємкость, и становитс€ внутри так тепло, что даже в 40-градусный мороз можно спать нагишом. „то чукчи, собственно говор€, и делают. ≈динственные, по словам  ости, из народов  райнего —евера. ќстальные все сп€т в одежде.
ѕеред тем, как ложитьс€ спать, вырезают на улице кирпич из фирна, и кладут его у выхода из этого мехового полога. Ёто туалет. ≈сли ночью приспичило, у каждого есть импровизированное ведЄрко из тюленьей, не пропускающей влагу, кожи, писают в него, а потом выливают в снег. ѕоутру кирпич выкидывают на улицу олен€м. ќлени люб€т жЄлтый снег. ѕотому что солЄный. ј с солью в тундре туго.
”становка €ранги - это женское дело. ¬прочем, когда на улице особенно гадко и холодно, к установке жилища подключаютс€ и мужчины тоже, чтобы ускорить процесс.

ќй, а что они ед€т... Ёто ж кошмар какой-то! ” чукчей совершенно по-другому основан обмен веществ. ќн у них основываетс€ на употреблении жиров и белков. ћ€со либо сушат (пеммикан такой получаетс€), либо квас€т: складывают сло€ми м€со и жир, заворачивают и на какое-то врем€ оставл€ют. ѕолучаетс€ субстанци€ зеленоватого цвета, кисла€ на вкус. “о есть, это аминокислоты выдел€ютс€, переваривать легче. ѕравда, такого м€са можно только по кусочку за раз есть.
ћорские охотники, поймав моржа, вскрывают желудок и ед€т полупереваренный криль. √овор€т, по вкусу похоже на креветок.
Ќу, и так далее, и тому подобные подробности рациона.
„укчи даже €годы на зиму не сушат, а заливают жиром. ѕотом, зимой, кидают в котЄл кусок, жир растапливаетс€, и это ед€т.
’леба почти не знают. ћогут испечь лепЄшки, но редко-редко.
—амое ценное вещество - соль.ѕоэтому, очень цен€тс€ такие естественно солЄные вещи, как олень€ кровь, мозги и глаза.

„укчи называют себ€ "насто€щие люди, твЄрдо сто€щие на земле".  о всем остальным окружающим народам относ€тс€ свысока и за людей их не считают. Ќикого, кроме русских. ћы даже в чукотский эпос попали!
Ћегенда звучит приблизительно так:
"—в€щенный ворон  утх летел как-то над тундрой и увидел, что нет в мире ничего хорошего, на чЄм глаз мог бы остановитьс€... » тогда он создал оленей. Ќо олени начали делать вс€кие глупости, и тогда  утх создал собаку, чтобы она пасла оленей. Ќо собака не справилась с поручением. “огда  утх создал чукчу, а собаку в наказание отдал ему в помощники. » стало хорошо.
ј потом он ещЄ подумал и создал русских, чтобы давали чукчам чай, ножи, сахар, соль... Ќо потом русские почему-то забыли о своЄм предназначении и стали воевать".

ƒа, олени. ќленеводов сейчас сильно больше, чем морских охотников. ќлени - главна€ ценность, и все олени и оленьи пастбища чЄтко поделены. » даже при —оветском —оюзе, когда всЄ было колхозное, все знали, где чьи олени.
∆елеза чукчи не знают, поэтому, клейма сделать не могут. ќлен€м подрезают уши вместо этого. ” каждого оленевладельца сво€ форма надрезов.

¬ообще, все советские эксперименты с кочевыми народами коснулись чукчей очень сильно.  очевать им запрещали, в €рангах жить запрещали, только в домах. » так далее, и тому подобное.
ј, когда советска€ власть закончилась, молодЄжь решила, что нужно возрождать традиции. Ќужно, во что бы то ни стало. », вот, возрождают.
 очуют, разумеетс€, не все. ≈сть те, что живут в городах. » дети учатс€ в школах-интернатах.
ѕравда, не всех детей удаЄтс€ отправить в школу - они же кочуют, поди найди.

¬от такие они эти чукчи.

я сейчас очень коротко рассказала, на самом деле. »нтересного там было намного, намного больше. Ёто что-то потр€сающее! яранга эта, эти вещи, вообще, весь этот музей... » самое замечательное - это, конечно,  ост€  уксин. ѕотр€сающий, умнейший, увлечЄнный своим делом человек с гор€щими от энтузиазма глазами.

¬ общем, если у вас будет свободное врем€, категорически советую сходить в этот музей.
ѕравда, попасть туда непросто: нужно либо собрать компанию, человек в 15, либо попытатьс€ узнать, когда будут экскурсии и можно ли присоединитьс€.

ј ещЄ у них замечательный сайт.

ѕора мне закругл€тьс€ со своим рассказом, а то € до утра буду петь дифирамбы музею, чукчам и  уксину вперемешку.
ћетки:  
ѕонравилось: 5 пользовател€м



»рина_ћухина   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 03 ‘еврал€ 2014 г. 19:38 (ссылка)
—пасибо! ј за сайт отдельное !.. )))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 04 ‘еврал€ 2014 г. 12:10ссылка
»рина_ћухина, нэма за що, собственно говор€. :)
ёрий_ћишенев   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 03 ‘еврал€ 2014 г. 20:54 (ссылка)
человек-ништ€к, чукчи, оно конешно да... но вот помню неча€нно попал в краеведческий музейчик одного заштатного  остроского городка... “ам, помимо прочего, исторической славы, героев, передовиков, флоры и фауны было восстановленное (ну как-то, усредненно) убранство кресть€нской тамошней избы столетней давности... дак фантастически выгл€дит: сколько всего можно понаделать из одного токмо дерева...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 04 ‘еврал€ 2014 г. 12:11ссылка
ёрий_ћишенев, да, пон€тное дело!!!
тоже интересно...
вот, только, наши так больше не живут... хот€, мо€ мама это всЄ ещЄ видела, когда приезжала к бабушке в деревню.
 алий_ќ_јш   обратитьс€ по имени ¬торник, 04 ‘еврал€ 2014 г. 01:06 (ссылка)
"музей кочевых культур"
Ќо ведь кочуют не только чукчи?

"выточенна€ из м€гкого дерева, например, берЄзы"
ЅерЄза - м€гкое дерево? Ќикогда бы не подумал.

"либо в китовое ухо"
ј у китов и уши есть?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 04 ‘еврал€ 2014 г. 12:15ссылка
 алий_ќ_јш, конечно, не только!!
“ак там не одна ж €ранга стоит, там разных кочевников жилища сто€т, и €ранга, и чум, и шатЄр бедуинов, и типи индейское, и цыганский шатЄр, и монгольска€ юрта...
ѕросто, в музее есть неписанное правило: одна экскурси€ - один народ, одно жилище. Ќикаких обзорных побегушек по всей территории. ѕотому что иначе всЄ в голове перемешаетс€, и все различи€ перепутаютс€.

ЅерЄза по сравнению с лиственницей м€гкое, женское, дерево.

” китов есть уши, да :)
ѕерейти к дневнику

¬торник, 04 ‘еврал€ 2014 г. 12:20ссылка
http://shopshaman.ru/product/kit001-uho-kitovoe/
вот, сходу нашлась така€ картинка с сувенирным и изукрашенным китовым ухом.
то, которое нам давали подержать в руках, конечно, без резьбы, просто косточка кругла€...
 от_ѕолусп€щий   обратитьс€ по имени ¬торник, 04 ‘еврал€ 2014 г. 01:10 (ссылка)
» правда, очень интересно! :))))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 04 ‘еврал€ 2014 г. 12:20ссылка
 от_ѕолусп€щий, даже вполовину не так интересно, как было нам там.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку