-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ¬ичугский

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 05.11.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 565


—тать€ вичугского фабриканта " ресть€нский быт и кабаки" (1880)

¬оскресенье, 14 январ€ 2007 г. 14:49 + в цитатник

 –≈—“№яЌ— »… Ѕџ“ »  јЅј »

јлександр ћорокин

ѕерва€ известна€ публикаци€: "Ћитовские епархиальные ведомости"  за 1880 г.

”празднение крепостного права, дарование помещичьим кресть€нам прав человеческих наравне с другими сослови€ми, несомненно, принесло свои добрые плоды.   сожалению, вместе с благодательной свободой, так сказать, параллельно с ней, дана была друга€ свобода, крайне вредна€ как дл€ экономического быта кресть€н, так и дл€ нравственного их преуспе€ни€. —вободу эту можно назвать кабацкою .

— отменой крепостного права народ почу€л себ€ разв€занным, получив свободу делать кто что хочет, худо ли, хорошо ли. ѕри крепостном праве народ имел над собой строгий, нередко жесткий надзор в лице помещика, управл€ющего, бурмистра, старосты и т.п. ћежду ними бывали и добрые и недобрые; но, хот€ сами зачастую не трезвого поведени€, они все-таки должны были надзирать за кресть€нами. — уничтожением этого надзора народу предоставлено управл€тьс€ самому собой, избирать из своей среды судей, волостных и сельских старшин и пр. ¬се это хорошо. Ќо, дабы такой пор€док вещей установилс€ как следует, надобно было, чтобы народ успел огл€детьс€, приспособитьс€ к своему новому положению, чтоб он был в состо€нии пон€ть свободу с ее насто€щей стороны, т.е. несомненного улучшени€ кресть€н-ского быта как в хоз€йственном, так и в нравственном отношени€х. Ќо вот ему, новокрещеному к свободе младенцу, в одно врем€ с благодательною милостью дали свободу на постройку кабаков: по великой, си€ющей лучами света картине свободы грубый мал€р своею мочальною кистью провел полосу – и картина обезобразилась полосой гр€зи…

∆ив€ в деревне, принадлежа сами к народу, мы имели случай долго и зорко наблюдать за ним. ѕо нашему крайнему разумению, следовало бы в самое врем€ освобождени€ от крепостной зависимости не только не открывать новых кабаков, но убавить по крайней мере наполовину уже существовавшие в то врем€, отнюдь не открыва€ их до тех пор, пока кресть€нское самоуправление не установилось бы на прочных основах. “огда, без сомнени€, ведро вина не играло бы той первенствующей роли в кресть€нских пор€дках, какую играет ныне; а можно опасатьс€, что оно будет играть роль еще большую, так как кресть€не привыкают к вину все более и более.

—частливы сторицею те местности, где кабаки отсто€т далеко один от другого: чем реже попадаютс€ кабаки, тем лучше живетс€ народу: в той местности больше спокойстви€, пор€дка и довольства, пол€ тщательнее обработаны, пустырей не видать (€ говорю про великорусские губернии, которые мне известны; избы, дворы хорошо покрыты соломой или тесом (где как прин€то), около изб все прибрано, все на своем месте; в огородах разведены гр€ды, засаженные овощами, скота на дворе, сколько может прокормить земл€; лошадь сыта, сбру€ на ней исправна€, телега крепка€, колеса шипованные, корму: сена, €ровицы, соломы - сколько может земл€ уродить при тщательной обработке и хорошем, по возможности, удобрении. Ќа улице не видать и не слыхать ни драк, ни ругани… Ёто наружна€ сторона селений, отдаленных от кабаков. «агл€нем во внутреннюю семейную жизнь. ¬ойдем в кресть€нскую избу. ѕо обыкновению, семь€ многолюдна€, в противоположность селени€м с кабаками, где пь€ные отец и сыновь€, а часто и женщины, больше между собой ссор€тс€ и дерутс€, следовательно, и чаще дел€тс€, поэтому семьи мельчают, рабочие силы дроб€тс€, а от этого €вл€ютс€ недостатки. ясно, что малосемейный кресть€нин добудет сравнительно менее, чем кресть€нин при большей семье; отделивша€с€ семь€, естественно, имеет лишние расходы, каковы отопление, освещение, ремонт избы. ћежду тем, у живущих в одной семье эти расходы общие, следовательно, менее от€гчающие бюджет кресть€нина: они почти одинаковы как дл€ малой, так и дл€ большой семьи. Ѕольша€ семь€ найдет более средств содержать достаточно скота; у большой семьи идет спорее как полева€, так и вс€ка€ друга€ работа. —ловом, во всем заметны достаток, довольство, начина€ с многочисленного скота до пищи, если не всегда м€сной, то уже посто€нно молочной и здоровой; и в постные дни пища у трезвой и работ€щей семьи тоже сыта€. ƒети растут здоровые.

¬ прежние времена, когда дальнее рассто€ние от мест продажи вина полагало известную преграду пь€нству, народ был нравственнее и богобо€зненнее; он чаще посещал храмы Ѕожие. ¬ теперешние же времена где мужику думать о церкви? ” него только и на уме, особенно в праздничный день, с кого бы «сшибить» полведра. »звестно, что особенно сироты, живущие на мирской земле, подвергаютс€ нападкам пь€ниц-безобразников; что таким сиротам делать? ѕлачут, да дают… ¬ старые времена народ и духом как-то был бодрее, веселее и врем€ умел проводить благообразнее: праздники проходили мирно, весело, без драки, ссор и ругани; молодежь потешалась играми, вела хороводы, а старые собирались у какой-нибудь избы и обсуждали мирские дела, или грамотей какой читал им что-нибудь из «божественного». ”тром, еще до восхода солнца, вс€ деревн€ бодро принималась за дело, и редко кто думал о том, как бы опохмелитьс€ . Ќа мирских сходках больше слушали стариков, и что те насуд€т, так тому и быть, хот€ и тогда не обходилось без «галдени€»: русский человек любит погалдеть…

ѕерейдем к другой картине, на которую нельз€ смотреть, не надрыва€ сердца – к селению, где имеетс€ кабак, или которое находитс€ в близком от кабака рассто€нии. я подразумеваю здесь те селени€, где нет базара. „то же касаетс€ базарных сел, то жители оных к кабаку более приноровились, так как эти последние существуют тут столети€; от базара жители селений пользуютс€ большим доходом, так что в крайнем случае домашнее их благососто€ние некоторым образом уравновешиваетс€: если пьет муж, то добывает жена, занима€сь печением калачей или чем иным, у другого в собственном доме находитс€ кабак или лавочка. —ловом, базар обыкновенно кормит село. Ќо в таком селе, конечно, и пь€ниц больша€ часть, а хлебопашество находитс€ в весьма незавидном положении, так как «базар» дает жител€м более легкий доход, чем земледелие. ≈стественно, что и нравственное состо€ние базарного села всегда несравненно ниже тех селений, где нет базара.

Ќо войдем в простую (небазарную) деревню с кабаком или вблизи оного: плохо покрытые избы с плохими дворами, а часто и вовсе без двора; на улице, особенно в праздничный день, около кабака непременно есть вал€ющийс€ до бесчувстви€ пь€ный. «атем брань, шум, ссора, часто драки и вс€ческие безобрази€. ќтцы пь€нствуют, жены пь€нствуют, дети пь€нствуют. –азумеетс€, при таких пор€дках рождаетс€ и непослушание детей родител€м, а то сплошь да р€дом сын колотит отца, колотит мать, чего прежде и слыхом не слыхать было. ќгороды не огорожены, гр€ды с овощами в плохом состо€нии, скота мало, да и тот тощий; во всем хоз€йстве видны беспечность, беспор€док. ќколо деревни много пустырей: пол€ не все засе€ны, да без удобрени€ и посе€нный хлеб плохой. —ловом сказать, уже по наружному виду села можно узнать бесшабашность его жителей. “аких деревень ныне большинство, и при существующих пор€дках они будут еще более умножатьс€.

ћежду прочим, в насто€щее врем€ ввелс€ обычай мирского пь€нства , причем пропиваютс€ миром, т.е. всею деревней, так называемые «штрафные деньги» и другие деревенские доходы. ќдин пь€ный (»ван, напр.) обругал другого ( арпа); деревн€ присуждает штраф, потому де  арп мужик хороший; а  арп, оттого что он «хороший мужик», приколотил в свою очередь третьего (—идора): тоже штраф, и т.д. в этом роде. ќсобенно много бывает выпивки во врем€ сенокоса, когда вс€ деревн€ работает вместе. ≈сли нет штрафов налицо, то прибегают к продаже (за вино) разных уголков (клиньев) нескошенной травы то около речки, то где-нибудь в лесу; а сена между тем от продажи «уголков» становитс€ все меньше и меньше. ќсенью же мужик, вид€, что сена накосил мало и что кормить скот будет нечем, продает корову. “аким образом, кабак постепенно выт€гивает кресть€нское досто€ние: меньше скота, меньше удобрени€, естественно, что меньше уродитс€ и хлеба. ƒеревн€ беднеет; пол€ истощаютс€ от посева без достаточного удобрени€; а если что и добываетс€ от посторонних промыслов, то большею частью и проживаетс€ самым беспутным образом. ¬озьмем дл€ примера нашу  остромскую губернию, где, положим, около 150 тыс€ч кресть€нских наделов. ≈сли из них половина, то есть 75 тыс€ч, вследствие пь€нства и нерадени€ снимет хлеба менее 20 пудов с т€гла, то составитс€ недобор в полтора миллиона пудов ; это с одной губернии.  акое же количество недоберут таким пор€дком во всей –оссии? ¬от вопиющее зло, на которое нужно обратить усиленное внимание, ибо если так дело пойдет дальше, то кресть€нам грозит всеобща€ нищета. ¬ промышленных губерни€х, где есть фабрики и другие промыслы, жители еще кое-как прокорм€тс€, но и этим местност€м предстоит со временем незавидна€ дол€…

ј какое вредное вли€ние имеет огульное пь€нство на нравственность, сколько худых качеств пребывает в народе? „асто и хороший в сущности человек пропадает от пагубной привычки к вину: денег нет и вз€ть их негде, а желание выпить пересиливает добрые инстинкты. ћало-помалу малодушный человек вт€гиваетс€ в воровство: сначала у своего пь€ного товарища вытащит деньги из кармана, а потом пойдет и далее, начнет воровать из кресть€нских амбаров и чуланов; другой броситс€ в конокрадство; наконец дело доходит и до грабежа открытой силой. ј там, известно, - по приговору окружного суда преступник попадает в тюрьму или в арестантские роты, где он будет уже иметь случай прослушать самые хитроумные лекции о воровстве, а через год или два, когда минет срок его заточени€, он выходит из тюрьмы уже вполне готовым мастером , окончившим полный курс воровских наук… Ќет сомнени€, что дела в окружные суды поставл€ютс€ большей частью кабаками; без них, можно сказать, не было бы и половины преступлений. ћне случалось бывать прис€жным заседателем в  инешемском окружном суде: из 18 дел, разбиравшихс€ в одну из сессий, более половины были совершены в пь€ном виде. » это €вление не единичное, а общее по всей –оссии.

¬се это результаты той пагубной «свободы», котора€ дана народу р€дом с истинным благоде€нием. Ѕез этой «свободы напиватьс€» сколько бы отцов оставалось при своих семь€х, сколько бы не было пролито слез, сколько бы людей не ходило по миру!

 роме этого, пь€нство имеет пагубное вли€ние на народное здравие . ¬опрос о народном здравии есть, как известно, вопрос первостепенной важности. Ќаши санитарные ведомства везде предписывают чистые, светлые, просторные помещени€, улучшение пищи, учреждение больниц, приютов, ночлежных домой. ¬се это, без сомнени€, полезно. Ќо это лишь одна сторона; главный же очаг болезней оп€ть-таки кабак с его растлевающим вли€нием. Ќе говор€ о пр€мых случа€х смерти от чрезмерного употреблени€ водки, сколько случаетс€ болезней и, так сказать, «косвенных смертей» от пь€нства: болезнь желудка, бела€ гор€чка, простуды, отморожени€ членов, падение с высоты, утоплени€ купающихс€, увечь€ и, наконец, убийства; и все это совершаетс€ большею частью в пь€ном виде, и всех случаев не перечтешь. —колько людей умирает раннею смертью, не достигши зрелого возраста? Ћюбопытна была бы статистика смертности от излишнего употреблени€ вина…

Ќи голод, ни мор, ни война не могут сравнитьс€ с бедстви€ми пь€нства. “е беды, так сказать, скоропреход€щие, а бедствие пь€нства продолжаетс€ дес€тки лет; в эти годы постепенно истощаютс€ материальные, и еще хуже – нравственные силы народа; истощаетс€ земл€, уменьшаетс€ скотоводство, отчего понижаетс€ и все сельское благососто€ние. “аким образом, гибнут мало-помалу и физические, и нравственные силы народа.

Ќаконец, один из грозных бичей наших – ежегодные пожары , тоже следует приписать большею частью огульному пь€нству. ѕь€ный кресть€нин неосторожно идет с огнем по двору, не принима€ во внимание, что у него и под ногами солома, и над головой солома. ѕь€ный, кур€ табак, небрежно бросает окурки куда попало. ¬ ссоре и драке пь€ный скорей решитс€ поджечь из мести. ” пь€ницы большею частью неисправна печь и т.д. ¬се эти причины много производ€т пожаров, и, не ошиба€сь, можно сказать, что половина, если не более, пожаров происходит от кабаков: где кабаков менее, так и пожаров значительно менее.

”лучшение нашего кресть€нского быта, нашей деревни – один из насущных современных вопросов; он несомненно должен быть поставлен на первом плане: на хлебопашце зиждетс€ крепость и сила –оссии. ќ предоставлении народа его собственным силам нечего пока и мечтать. ћолодой народ еще не успел осмотретьс€, не сумел привыкнуть к новому складу жизни. ј до тех пор ему необходимо честное, добросовестное руководительство на скользком пути дарованной ему свободы… ќбщий голос давно вопит об уменьшении мест продажи вина, и сам народ сознает, что таким огульным пь€нством губ€тс€ лучшие его силы. «¬овсе ослаб народ», - есть обычное выражение даже самих пь€ниц, искренно желающих уничтожени€ кабаков. —просите любого: ««ачем ты пьешь?» - и вам ответит, что, мол, ока€нного (то есть кабак) поставили: «» не пил бы; а то деньги как есть, и не пройдешь, чтобы не зайти».

Ѕедна€ деревн€! ћало кому о тебе заботы! ∆ители городов, особенно столицы, и все власть имущие не вид€т ее; не вид€т они насто€щего деревенского безобрази€, не вид€т голодных, нагих детей, битых отцов и матерей, не вид€т нищеты, покосившихс€, догнивающих изб, некрытых дворов, занесенных буграми снега, в которых в ненасытное врем€ еле дышит полуживой скот… Ѕедна€, заброшенна€, развращаема€ деревн€! ƒаже сама€ кресть€нска€ поэзи€ тво€ уже отозвалась запахом вина: больша€ часть нынешних песен сложена о пь€нстве, и под звуки гармонии пь€на€ толпа по всей –оссии распевает эти пь€ные песни… √оре тем, ими же соблазн приходит!

»сточник текста: сайт "√родненских епархиальных ведомостей"




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку