-Я - фотограф

мск

девушка его мечты
2 фотографий

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в жена_художника

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 14588


мб детям...

Воскресенье, 21 Октября 2007 г. 19:30 + в цитатник
Цитата сообщения Алина_Бриз Петербург Достоевского.

Какая площадь все время притягивала к себе Родиона Раскольникова, героя романа Достоевского «Преступление и наказание»?

Действие этого романа в основном происходит в районе Петербурга, торговым центром которого была Сенная площадь. В своих кружениях по городу Раскольников часто приходил к Сенной. На том месте, где сегодня находится павильон метро «Сенная площадь», стояла большая старинная церковь «Спас на Сенной». Здесь, на площади перед церковью, Раскольников опускается на колени после убийства старухи-процентщицы. Так начинался тяжкий путь раскаянья Родиона Раскольникова.



В каком доме мог, скорее всего, жить Родион Раскольников?

В период создания первых глав романа «Преступление и наказание» (1864) Ф. М. Достоевский жил в доме купца Алонкина на углу Столярного переулка и Малой Мещанской (Казначейская улица, д. № 7). Анна Григорьевна Достоевская, жена писателя, вспоминала этот адрес: «Дом был большой, со множеством мелких квартир, населенных купцами и ремесленниками. Он мне сразу напомнил тот дом в романе «Преступление и наказание», в котором жил герой романа Раскольников». Это было первое впечатление. Позже Федор Михайлович показал Анне Григорьевне многие места города, связанные с действием романа.
Важное место в топографии «Преступления и наказания» занимает дом, в котором Раскольников снимал крохотную каморку под самой кровлей. Этот угловой дом стоит на скрещении бывшей Средней Мещанской (Гражданской) улицы и Столярного переулка. Современный его адрес — Гражданская улица, д. №19/15.

Этот дом больше других напоминает тот, что изображен в романе. Здесь сохранилась лестница с низко нависающими сводами и старыми ступенями. И так же, как в романе, тринадцать крутых ступеней ведут вверх с площадки последнего этажа. Когда-то вместо чердака здесь был низенький мансардный этаж. Раскольников, спускаясь по крутым ступеням, мог видеть окно квартиры хозяйки, которая сдавала ему крохотную каморку.
Сегодня этого окна нет, но до капитального ремонта дома оно существовало. Была и дворницкая в подворотне, где Родион нашел топор. Восстановлено крыльцо с козырьком у входа на лестницу Раскольникова (она находится справа от подворотни в угловой части двора). Если встать на скрещении Столярного переулка и Гражданской улицы и взглянуть на все четыре стороны, можно обнаружить удивительную особенность этого места: взгляд упирается в дома. Создается впечатление, что этот перекресток никуда не ведет. Он словно подчеркивает безвыходность положения героя романа.
Примерно 730 шагов отделяют дом Раскольникова от жилища старухи-процентщицы на Средней Подъяческой, д. № 15/104:




Если встать у дома купца Алонкина (ныне Казначейская ул., д. № 7) и взглянуть в сторону Вознесенского проспекта, можно увидеть дом № 73 на углу этой улицы и Вознесенского проспекта. Его часто называют домом Сони Мармеладовой. Он находился ближе других домов литературных персонажей романа к церкви Вознесения, которая возвышалась на противоположном берегу Екатерининского канала у Вознесенского моста. Достоевский не случайно поселил свою героиню именно здесь. Соня была ближе других персонажей романа к Богу и Церкви. Ее комната отличалась тем, что в ней были разные углы. Углы эти символизировали неустроенность, искривленность жизни бедной девушки.


Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте проследим путь князя Мышкина, когда он впервые приходит к Парфену Рогожину. Вот что об этом сказано в романе Достоевского «Идиот»: «Он знал про дом, что он находится в Гороховой, неподалеку от Садовой... Подходя к перекрестку Гороховой и Садовой, он и не ожидал, что у него с такой болью будет биться сердце. Один дом, вероятно, по своей особенной физиономии, еще издали стал привлекать его внимание, и князь помнил потом, что сказал себе: „Это, наверное, тот самый дом". С необыкновенным любопытством подходил он проверить свою догадку; он чувствовал, что ему почему-то будет особенно неприятно, если он угадал. Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвета грязно-зеленого. Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором все так скоро меняется) почти без перемены. Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами... В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: „Дом потомственного почетного гражданина Рогожина"».
Князь Мышкин шел из района Песков (мы уже рассказывали о происхождении этого названия). Поэтому он должен был идти по Гороховой улице со стороны Загородного проспекта. Не доходя Садовой улицы, Мышкин почувствовал близость к дому Рогожина. За три дома до Садовой по правую руку от князя мог оказаться дом № 38. Он всего в три этажа. Фасад без каких бы то ни было украшений. В центре дома — подворотня. Дом старый и весьма прочный, он длинный и приземистый, как добротный купеческий сундук. Правда, дом не имеет редких окон на фасаде, но в остальном весьма похож на рогожинский. Внешности дома Рогожина Достоевский придавал особое значение. Дом служил своего рода продолжением характеристики персонажа. Наблюдательный и чуткий князь Мышкин замечает, что рогожинская цитадель весьма похожа на самого Парфена. Трагической сценой в доме Рогожина заканчивается роман «Идиот». Князь и Рогожин безмолвно и отрешенно взирают на убитую Парфеном Настасью Филипповну. У Мышкина вновь начинается приступ эпилепсии. Рогожин близок к умопомрачению, а над ними картина, изображающая мертвого Христа, только что снятого с креста. И холодом веет от этого дома-склепа.

Что связывало Достоевского и его героев с Разъезжей улицей?

Но прежде несколько слов о роли Невского проспекта и Летнего сада в жизни и творчестве Гоголя и Пушкина. Среди петербургских повестей Гоголя «Невский проспект» занимает центральное место. Здесь встречаются художник Пискарев и поручик Пирогов. Мечтательный художник устремляется по Невскому за прекрасной незнакомкой, которая оказывается женщиной легкого поведения. Это известие настолько поразило Пискарева, что он слег. На главном проспекте столицы проплывают гоголевские маски, а не живые одухотворенные лица. Обманчивы блеск и мишура Невского.
Летний сад был знаком Пушкину с той поры, когда 12-летнего мальчика привез в Петербург для поступления в Царскосельский лицей его дядя Василий Львович. И может быть, это знакомство с первым садом Петербурга повлияло на рождение в будущем таких строк о маленьком Онегине:
Monsieur I'Abbe, француз убогой. Чтоб не измучилось дитя. Учил его всему шутя. Не докучал моралью строгой. Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил.
Живя в доме Оливье на Пантелеймоновской улице, Пушкин летом 1834 года часто по утрам в домашнем халате и туфлях с книгой в руке приходил в расположенный неподалеку от дома Летний сад. Здесь он чувствовал себя привольно, называл этот сад своим огородом.
Разъезжая улица на первый взгляд не имеет прямой связи с Достоевским. Однако он действительно мог часто бродить по этой старой улице. Ведь дом № 5/2 в Кузнечном переулке на углу Ямской улицы находился близко от Разъезжей. В этом доме, где сегодня литературно-мемориальный музей Достоевского, писатель жил в начале 1846 года и с октября 1878 по февраль 1881 года. Из романа «Идиот» известно, что Настасья Филипповна жила у пяти углов. До наших дней сохранился старый угловой дом № 18 по Загородному проспекту, выходящий одним из фасадов на Разъезжую улицу. В нем могла проживать героиня романа Достоевского.

Где мог Мечтатель из повести Достоевского «Белые ночи» встретить впервые Настеньку?

Однажды Мечтатель по своему обыкновению под вечер пошел побродить по городу. Он рассказывал: «Я пришел назад в город очень поздно, и уже пробило десять часов, когда я стал подходить к квартире. Дорога моя шла набережной канала, на которой в этот час не встретишь живой души. Правда, я живу в отдаленнейшей части города... Вдруг со мной случилось самое неожиданное приключение. В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина; облокотившись на решетку, она, по-видимому, очень внимательно смотрела на мутную воду канала».
Мечтатель жил «в отдаленнейшей части города». Но где именно? Такой же вопрос задала ему однажды Настенька. Герой «Белых ночей» отвечал: «Там, у -ского моста».
Каналом (а иногда и канавой) называли в прошлом самый извилистый и один из самых протяженных в Петербурге Екатерининский канал. В «отдаленнейшей части города» находится Ново-Никольский мост, переброшенный через канал. Рядом Никольский собор, колокольня этого собора и бывший Никольский рынок вдоль Садовой улицы. Все названия эти заканчиваются на -ский. Подходя к своему дому, перед тем как увидеть Настеньку, Мечтатель услышал, как часы пробили десять. На колокольне Никольского собора до сих пор сохранились часы, отзванивающие каждые полчаса.
Таким образом, мы можем представить, что встреча Мечтателя с Настенькой произошла у колокольни Никольского собора, а дом Мечтателя находился поблизости от этого места. Достоевский не случайно выбрал это место встречи своих героев. Он не раз проходил по Садовой вдоль Екатерининского канала весной 1846 года за два года до создания повести «Белые ночи». Писатель посещал «пятницы» у Михаила Петрашевского, дом которого находился на углу Садовой улицы и Покровской площади.

Где Раскольников встречает сестру старухи-процентщицы Лизавету Ивановну?

«Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной... У самого-то К-ного переулка, на углу, мещанин и баба замешкались, разговаривая с подошедшей знакомой. Знакомая эта была Лизавета Ивановна...»
Если встать на Сенной площади спиной к гауптвахте (одно из зданий, сохранившееся здесь со времен Ф. М. Достоевского, где он, как редактор журнала «Гражданин», за нарушение цензурных правил отбывал двухдневный арест), то увидим справа Конный переулок (ныне пер. Гривцова), он выходит на Сенную площадь.

Где Раскольников спрятал драгоценности под камень?

Вознесенский просп.,дом 3. Если встать лицом к Мариинскому дворцу, так, чтобы Исаакий был сзади, проспект уходит с площади справа от Мариинского дворца. Идите вперед, слева будет тянуться высокая стена, ограждающая территорию дворца, а справа, по ходу движения, метров через 30-40 будет подворотня. Сверните и как пройдете ее, выйдете во двор (пространство двора будет справа), а слева будет стена. Вот прямо здесь, слева, возле стены и лежал тот камень.

Фотографии и дополнения взяты отсюда:
За достоверность информации отвечает сайт Туристический Петербург, откуда и была взята информация. Автор поста за данные сведения ответственности не несет и корректировки данного фактического материала охотно принимает. :)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку