-ћетки

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ѕеруанка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.10.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 116060


ќткрытие царской гробницы в ѕаленке

ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 11:25 + в цитатник
ѕаленке Ч древний город май€, расположенный в северной части мексиканского штата „ь€пас. ќтроги „ь€пасских гор образуют здесь естественное плато около 70 м высотой. Ќа этом плато и был в VII веке построен Ќачан, Ђ«меиный городї май€. ≈го современное название Ђѕаленкеї по-испански означает Ђпалисадї, Ђизгородьї и происходит от наименовани€ деревеньки, наход€щейс€ неподалеку от развалин города. »ндейцы племени чоль называют ѕаленке Ђќтиотгиунї: на их €зыке Ђотиотї означает Ђгородї, а Ђтиунї Ч Ђкаменьї.

Ётот огромный храмовый центр май€ случайно обнаружил воинский патруль, заблудившийс€ в чь€пасских джунгл€х. ¬первые, после того как европейцы увидели главный город инков  уско и главный город ацтеков “еночтитлан, была открыта нова€ великолепна€ индейска€ столица! Ќо только в 1784 году, через двадцать п€ть лет после этого открыти€, колониальна€ администраци€ послала дл€ изучени€ необыкновенного города первую экспедицию, давшую блест€щие результаты.
 (700x560, 154Kb)
ƒревние май€ выбрали дл€ строительства ѕаленке исключительно удачное место. —разу в нескольких местах над лесными заросл€ми встают, словно белые призраки, величественные здани€ древнего города: квадратна€, похожа€ на колокольню средневекового собора башн€ дворца, из€щные храмы-близнецы на высоких пирамидальных основани€х Ч Ђ’рам —олнцаї, Ђ’рам  рестаї, Ђ’рам Ћиственного  рестаї и, конечно, великолепный Ђ’рам Ќадписейї.

 расоту пейзажа и удивительно гармоничное включение древней архитектуры в окружающий ландшафт отмечают буквально все, кто здесь побывал:
Ђ¬еличественные белые и серые здани€ на горном уступе поднимались над морем зелени, и все же джунгли не отступали от города, сбега€ к нему по склонам окружающих гор. Ёта картина в таком диком, безлюдном месте произвела на мен€ неотразимое впечатление. –уины вообще та€т в себе особое романтическое очарование, а руины ѕаленке, возникающие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потр€сали. «десь передо мной предстала загадка столетий, загадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но все еще удивительным образом продолжающей жить в этих грандиозных постройках Ч свидетел€х былого могущества и славыї.

 ак установили исследователи, истори€ этого древнего города насчитывает без малого дес€ть столетий. ќн существовал с конца I тыс€челети€ до н.э. по конец I тыс€челети€ н.э. –асцвет города пришелс€ на VIIЦVIII века. ¬ это врем€ здесь строитс€ несколько храмов. ¬ конце I тыс€челети€ н э. ѕаленке переживает €вный упадок. ¬нутренние неур€дицы и нашестви€ воинственных племен с севера привели к гибели города, а его безмолвные руины надежно скрыла непроходима€ лесна€ чаща. ѕаленке пришлось открывать заново уже в наши дни. » сделали это путешественники и ученые из многих стран ≈вропы и јмерики.
 (700x525, 173Kb)
ѕирамиды Ђ«меиного городаї, как правило, невысоки. Ќа их вершинах установлены небольшие по размерам храмы, с богатым геометрическим орнаментом на фронтонах. ¬се или почти все паленкские строени€ украшены рельефами.

ќсобое место среди древних пам€тников ѕаленке занимает легендарный Ђ’рам Ќадписейї, поразивший своим величием его первооткрывателей Ч ƒж. Ћ. —тефенса и ‘.  азервуда. ¬ €сную погоду белокаменна€ пирамида храма видна с равнины за многие километры.

—вое название Ђ’рам Ќадписейї получил от —тефенса и  азервуда Ч они назвали его так из-за обили€ иероглифических надписей на стенах, лестнице, на скульптурных колоннах. —тены храма когда-то были украшены огромными плитами, сплошь покрытыми многочисленными барельефами необычайной выразительности и реализма. —реди храмовых надписей исследователи отыскали несколько дат, одна из которых Ч 692 год.
п7 (699x470, 261 Kb)
’рам представл€ет собой продолговатую дев€тиступенчатую пирамиду высотой 28 м. ¬ значительной мере пирамида высечена в скальном грунте естественного холма, и тыльна€ часть сооружени€ опираетс€ на его крутой склон. ƒев€ть €русов пирамиды прорезает многоступенчата€ лестница Ч в ней более семидес€ти ступеней. Ћестница ведет к верхней платформе, на которой расположено венчающее пирамиду храм-св€тилище Ч пр€моугольное сооружение из трех комнат, надежно поко€щеес€ на верхушке мощной пирамиды. ‘асад храма прорезан п€тью широкими оконными проемами. «дание увенчивает высока€, слегка вогнута€ крыша, чем-то напоминающа€ крыши китайских пагод.

—тены и колонны храма украшены барельефами, аналогов которым нет ни в одном другом городе май€: они изображают женщин, держащих на руках неверо€тно уродливых детей: лицо каждого ребенка закрыто маской бога дожд€, а из детских ножек выползают змеи. ¬ мифологии май€ зме€ св€зана с небом, с небесной водой Ч дождем.
п8 (751x1000, 558 Kb)
¬ центральном помещении св€тилища в западную стену вмурованы три большие серые плиты, на которых р€дами, как фигуры на шахматной доске, вырезаны 620 иероглифов. —лева вниз уводит крута€ каменна€ лестница. “ам, в глубине пирамиды, было сделано одно из крупнейших открытий в истории изучени€ цивилизации май€Е

ѕервоначально в среде ученых сложилось мнение, что пирамидальные храмы в городах май€ €вл€лись лишь постаментами дл€ увенчивавших их св€тилищ. Ќо в последние полвека под основани€ми и в толще таких пирамид удалось обнаружить пышные гробницы царей и членов прав€щих династий. ѕервое подобное открытие, ставшее сенсацией, было сделано в 1952 году мексиканским археологом, руководителем экспедиции Ќационального института антропологии и истории јльберто –ус Ћуилье.

»сследу€ св€тилище Ђ’рама Ќадписейї в ѕаленке, –ус обратил внимание на то, что пол в нем выложен из тщательно пригнанных каменных плит. Ёто было необычно дл€ май€ских построек Ч как правило, полы в них покрывались толстым слоем штукатурки. –ус еще раз внимательно осмотрел комнату и обнаружил деталь, на которую не обратили внимание его предшественники: стены комнаты продолжались ниже уровн€ пола. «начит, внизу находитс€ еще одно помещение?

–абочие вскрыли пол храма. ѕод ним обнаружилс€ узкий ход, забитый щебнем. —начала даже трудно было пон€ть, €вл€етс€ ли он ведущей вниз галереей, или это просто небольшой склеп. Ќо когда ход расчистили, показалась лестница, сделанна€ из каменных плит. ќна вела вниз, в самое сердце пирамиды. Ќикогда прежде в постройках май€ не встречалось ничего подобного!
 (699x390, 298Kb)
«авороженный этим неожиданным открытием, –ус твердо решил исследовать подземный ход до конца. Ќо работа по расчистке хода оказалась неимоверно т€желой и шла чрезвычайно медленно. Ћестница была завалена т€желыми камн€ми. »х прочно сцементировали известковые соли, которые отлагались здесь в течение столетий.  аждый из камней приходилось выламывать и с помощью веревок и блоков поднимать наверх. ƒо конца первого сезона раскопок удалось расчистить лишь 23 ступени. » хот€ контуры уход€щего вниз свода уже вырисовывались достаточно четко, по-прежнему оставалось не€сным, куда ведет этот ход. Ќа стенах туннел€ отсутствовали какие-либо надписи. ј среди щебн€, подн€того на поверхность, не попалось ни одного обломка или черепка, способного хот€ бы намекнуть на разгадку тайны загадочной лестницы.

ќсенью 1952 года, когда началс€ следующий сезон раскопок, археологи завершили расчистку лестницы (всего в ней оказалось 66 ступенек) и пробились в коридор, перегороженный толстой стеной из плотно уложенных каменных блоков. –азобрав ее, исследователи наткнулись еще на одну каменную стену. ѕр€мо перед ней сто€л квадратный каменный €щик.

Ёто была перва€ награда археологам за упорство и изнурительный труд по расчистке хода. ¬ €щике находились великолепные нефритовые украшени€ Ч бусы и серьги, большие раковины, наполненные красной краской, глин€ные вазы. Ќиже лежали две расписные глин€ные таблички и крупна€ жемчужина диаметром в полтора сантиметра. Ёти предметы несомненно представл€ли собой ритуальные дары. Ќо кому?

–азгадка тайны €вно находилась за преградившей туннель второй стеной. ЂЁта стена имела более 2 футов толщины, Ч писал јльберто –ус. Ч „тобы пробитьс€ сквозь нее, потребовалась цела€ недел€ напр€женного труда всех участников экспедиции. »звестковый раствор оказалс€ настолько прочным, что камни часто приходилось разбивать, прежде чем их удавалось отделить друг от друга. ћокра€ известь жгла и разъедала руки. ѕробившись сквозь стену, мы сразу же наткнулись на грубый каменный €щикї.

—нова сокровища? ”вы, нет. ¬ каменном €щике лежали скелеты п€ти юношей и девушки, €вно погибших насильственной смертью. »скусственно деформированна€ лобна€ часть черепа и следы инкрустации на зубах говорили об их знатном происхождении. Ётих молодых людей из лучших семей города €вно принесли в жертву по какому-то важному и особо торжественному случаю.

— этого момента всеобщее возбуждение достигло предела. ¬се понимали, что лестница, дары и человеческие жертвоприношени€, а веро€тно, и сама пирамида имели дл€ май€ особое значение. —корее всего Ч ј. –ус мог судить об этом только по находкам в —таром —вете Ч в толще пирамиды таилась царска€ гробница. Ќо ведь еще никто никогда не находил погребений в май€ских пирамидах!

¬ великом волнении археологи шаг за шагом шли вниз по ступен€м сводчатого коридора. Ќо неожиданно они привелиЕ в тупик. јльберто –ус отказывалс€ верить своим глазам. » как оказалось, правильно: тщательно исследовав коридор, он обнаружил в его северной стене треугольное отверстие, заложенное огромным камнем. –абочие разбили его и расширили входное отверстие. «а ним открылс€ погруженный в темноту склеп.

¬се происход€щее удивительным образом напоминало вступление √оварда  артера в гробницу “утанхамона. ¬зволнованные люди столпились в тускло освещенном коридоре. ѕогруженную во мрак гробницу осветил луч фонар€, и јльберто –ус загл€нул в нееЕ
 (414x700, 60Kb)
Ђ»з густого мрака неожиданно возникла сказочна€ картина фантастического неземного мира, Ч писал он впоследствии. Ч  азалось, что это большой волшебный грот, высеченный во льду. —тены его сверкали и переливались, словно снежные кристаллы в лучах солнца.  ак бахрома огромного занавеса, висели из€щные фестоны сталактитов. ј сталагмиты на полу выгл€дели, словно капли воска на гигантской оплывшей свече. √робница напоминала заброшенный храм. ѕо ее стенам шествовали скульптурные фигуры из алебастра. ѕотом мой взор упал на пол. ≈го почти полностью закрывала огромна€, прекрасно сохранивша€с€ каменна€ плита с рельефными изображени€ми.

√л€д€ на все это с благоговейным изумлением, € пыталс€ описать красоту волшебного зрелища моим коллегам. Ќо они не верили до тех пор, пока, оттолкнув мен€ в сторону, не увидели эту великолепную картину своими собственными глазами. ћы были первыми, кто увидел гробницу тыс€чу лет спуст€!ї


ѕогребальна€ камера представл€ла собой просторное помещение 9 м в длину и 4 м в ширину. ¬ысокий потолок гробницы уходил вверх, и его своды тер€лись в темноте, которую никак не мог рассе€ть слабый свет фонарей. Ќа стенах склепа, через завесу наросших за века сталактитов и сталагмитов, были видны очертани€ дев€ти человеческих фигур, облаченных одинаковые пышные костюмы: головной убор из перьев птицы кетцаль причудлива€ маска, плащ из перьев и нефритовых пластин, набедренна пов€зка, по€с с украшени€ми в виде человеческих голов, кожаные сандалии из ремешков. Ўе€, грудь, кисти рук, щиколотки ног украшены драгоценными ожерель€ми и браслетами. ¬се фигуры держали в руках скипетры руко€т€ми в виде головы змеи и круглые щиты с ликом бога солнца. ѕозднее ј. –ус предположил, что эти фигуры Ч изображени€ дев€ти ¬ладык ћира, в мифологии май€ Ч правителей дев€ти подземных миров, дев€ти €русов царства смерти.

Ќа полу вал€лись две алебастровые головы, когда-то отбитые от больших статуй, сделанных почти в человеческий рост. ¬еро€тно, эти Ђотрубленные головыї имитировали человеческие жертвоприношени€. ¬ центре гробницы сто€л большой каменный саркофаг. ≈го резные каменные опоры словно вырастали из земли и были выполнены в виде сказочных персонажей в богатых одеждах. »х оплетали ветви растений, увешанные плодами какао, тыквы и гуай€вы.

—аркофаг был закрыт пр€моугольной плитой размерами 3,8x2,2 м, сплошь покрытой тонкой резьбой.  ра€ каменной плиты окаймл€ла лента иероглифов. ѕозднее –усу удалось расшифровать две календарные надписи. ќни соответствовали 603 и 633 гг. н. э.
 (415x600, 54Kb)
Ёта плита €вл€етс€ одним из самых выдающихс€ произведений искусства май€. ѕо высочайшей технике исполнени€ ее сравнивают с работами европейских мастеров эпохи ¬озрождени€. Ќа плите изображена глубоко символическа€ сцена, на €зыке образов сжато излагающа€ мифологию май€. ¬ нижней части плиты помещена страшна€ маска, всем своим видом говор€ща€ о смерти: огромные пустые глазницы, оголенное до костей лицо, огромные клыки. Ёто Ч божество земли. »ндейцы доколумбовой јмерики считали его страшным чудовищем, которое питаетс€ живыми существами, Ч ведь все живое в конце концов уходит в землюЕ

√олову страшилища увенчивают четыре предмета: раковина и знак, напоминающий наш Ђпроцентї (Ђ%ї), Ч символы смерти. ƒва других знака Ч зерно и маисовый початок, наоборот, €вл€ютс€ символами жизни.

»з пасти чудовища выход€т побеги фантастического растени€. ќни обвивают фигуру юноши, сид€щего на маске страшного бога земли. Ќад ним раскинулс€ огромный крест. Ётот символ был хорошо знаком древним май€ и обозначал Ђисточник жизниї Ч росток маиса.  огда вместе с испанскими конкистадорами в ћексике по€вились католические монахи, то их проповедь новой религии не вызвала отторжени€ у индейцев: христианский крест был близок их древнему символу.

Ќа перекладине Ђисточника жизниї извиваетс€ зме€ с двум€ головами. ” голов широко разинуты пасти и из них выгл€дывают человечки в масках бога дожд€. Ќапомним, что в мифологии май€ образ змеи также св€зан с дождем.

Ќа верхушке креста сидит св€щенна€ птица кетцаль. ≈е перь€ служили украшением головных уборов царей и жрецов ѕтица тоже облачена в маску бога дожд€. ѕод ней Ч символы воды и два щита с символами бога солнца.

—ложна€ символика этого изображени€ до конца не разгадана, но общий смысл композиции Ч традиционна€ дл€ ранних земледельческих культур аграрна€ заклинательна€ символика: солнце Ч вода Ч жизнь Ч смерть. ¬ечный круговорот жизни в природе. Ёта символика смерти и воскресени€ хорошо известна во многих других древних цивилизаци€х «емли.
1177287 (438x512, 101 Kb)
Ђћы работали затаив дыхание от волнени€, Ч пишет ј –ус. Ч  аждый раз, когда огромна€ резна€ крышка поднималась на дюйм выше, мы подкладывали под нее доску на тот случай, чтобы, если соскочит домкрат, массивна€ плита не упала.  огда мы приподн€ли ее примерно на 15 дюймов, € уже не мог совладать со своим любопытством.

ѕрежде всего € увидел мозаику зеленого, красного и белого цветов. «атем € стал различать ее детали Ч зеленые нефритовые украшени€, окрашенные в красный цвет кости и зубы и обломки маски. я смотрел на погребальную маску человека, ради которого люди выполнили всю эту колоссальную работу Ч склеп, скульптуры, лестница и огромна€ пирамида с увенчивающим ее храмом. ѕередо мной сто€л первый саркофаг, найденный когда-либо в пирамидах май€.

ѕосле этого беглого знакомства работа не зан€ла у нас много времени. — помощью веревок, продетых сквозь отверсти€, мы подн€ли странную каменную крышку. ѕод ней, на дне глубокой каменной чаши, окрашенной изнутри в красный цвет, лежали останки вожд€. ’от€ кости почти истлели и стали настолько хрупкими, что мы не смогли сделать точных наблюдений по определению физического типа погребенного, он производил впечатление крепкого, довольно рослого (174 см) мужчины лет сорока-п€тидес€ти. ≈го зубы, окрашенные в красный цвет, хорошо сохранились. ќни на были инкрустированы или подпилены, что довольно необычно дл€ взрослого мужчины май€, занимающего высокое положение.

Ётот знатный человек, по-видимому жрец, не имел золотых украшений. Ќо р€дом находилось множество предметов из нефрита Ч бус, колец, браслетов, серег и из€щно вырезанных статуэток. ‘ормы последних отличались большим разнообразием Ч цветы, маленькие тыквы, летучие мыши, змеиные головы и человеческие фигуры с характерными чертами некоторых богов май€. Ќа каждой руке погребенного лежало нефритовое украшение. ќдин кусочек нефрита находилс€ во рту. Ўею и плечи покрывало огромное ожерелье из нефрита. Ќа черепе сохранились остатки погребальной маски, тоже сделанной из мельчайших кусочков нефрита. √лаза маски были из раковин, а зрачки Ч из кусочков обсидиана.  роме того, мы нашли предмет, показавшийс€ нам вначале огромной жемчужиной в 1,5 дюйма длиной. ќказалось, что она состоит из нескольких искусно подобранных и склеенных кусочков перламутраї.

п5 (699x559, 149 Kb)
 ем был этот человек? ћногочисленные атрибуты власти, найденные в гробнице Ч скипетр, маска, щит с изображением бога солнца, Ч говор€т о том, что это Ч Ђхалач виникї, верховный правитель ѕаленке, обожествленный еще при жизни. »ероглифические надписи на боковых гран€х надгробной плиты имеют несколько плохо различимых календарных дат, соответствующих середине VII века. ¬еро€тно, именно тогда Ђхалач виникї с необыкновенной пышностью был погребен в Ђ’раме Ќадписейї.

ќткрытие ј. –уса в ѕаленке по своему значению вполне сопоставимо с крупнейшими археологическими сенсаци€ми XX века Ч такими, как находка нетронутой гробницы фараона “утанхамона в ≈гипте или же раскопки некропол€ шумерских царей в ”ре. ¬первые на территории май€ было найдено погребение в каменном саркофаге с великолепными скульптурными украшени€ми. ќткрытие јльберто –уса заставило ученых изменить традиционное убеждение, будто пирамиды в ÷ентральной јмерике строились лишь в качестве постаментов дл€ храмов. ј это, в свою очередь, толкнуло археологов на поиски в других пирамидах городов древних май€ скрытые там захоронени€ умерших царей. »х изучение продолжаетс€ и в наши дни, так что, возможно, в джунгл€х юга ћексики и ÷ентральной јмерики будет сделано еще немало открытий.


ѕроцитировано 14 раз
ѕонравилось: 1 пользователю

makpc   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 11:52 (ссылка)
„иапас вообще очень красивое место ( водопады, пышна€ зелень ... ) ...
но ... в следующий раз, ибо он достоин отдельной поездки !
;-)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕеруанка   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 15:07 (ссылка)
я так и пон€ла, что вы туда не доехали. ¬ообще ещЄ много чего осталось из того где вы были, но ты ещЄ не выкладывал?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќксана_Ћютова   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 17:25 (ссылка)
»нтересное сообщение... ѕрочитала с удовольствием...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕеруанка   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 17:26 (ссылка)
—ообщений подобного типа много в этом дневнике, надеюсь ¬ы найдЄте дл€ себ€ что-то интересное.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕабушкасдедушкой   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 18:44 (ссылка)
„итала как детектив в детстве - открыв рот и почти не дыша!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
makpc   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 18:46 (ссылка)
дл€ теб€ осталась только „ичен»ца
;-)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕеруанка   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 18:52 (ссылка)
Ѕабушкасдедушкой, не перестаю удивл€тьс€ читател€м. Ќу если так нравитс€, то поищите ещЄ, в этом дневнике за 4 года столько уже всего было. ѕолистайте и найдЄте. ≈сли лень или нет времени, спросите у мен€, € дл€ ¬ас это сделаю.

makpc, а дл€ теб€? ј дл€ всех остальных?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
makpc   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 19:18 (ссылка)
еще пара постов о реб€тах, пост о progresso ну и обещенные спешалы про жуков и €щериц
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕеруанка   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 20:02 (ссылка)
ј про решетки?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
makpc   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 Ќо€бр€ 2010 г. 23:21 (ссылка)
ах, да и про них ...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕеруанка   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 Ќо€бр€ 2010 г. 16:29 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку